Рыбный Мурман. 1967 г. Март.
и даже в больших пищевая л роду к- (Оковчапио. Нач. па І-и стр.). Учитывая большую эффективность кошелькового лова с точки зрения увеличения вылова и сокраще нии затрат, этот вид промысла может стать основным в работе сельдяного флота, если будет обе спечена приемка уловов. И л экспедицию 1967 года мы должны получить окончательный ответ, насколько эффективен он по сравнению с траловым и дрифтер ным промыслом л какие необходимы капиталовложе ния в обеспечение промысловиков приемными базами. Прежде чем приступить к решению этого вопроса и дать ответ, что кошельковый лов сельди должен пол ностью вытеснить дрифтерный л траловый, нужно определить, с какой целью развивать его. Дать ли максимум добычи в сырце или максимум пищевой продукции? От этого зависит мощность приемопере рабатывающей базы. . Если исходить из положительного ответа на первую часть вопроса, то переработку сельди нужно органи зовать безразлично какими методами. Стремясь обес печить максимальный вылов, можно направлять сырье (как это делают иностранцы) на выработку рыбной муки. Рыбомучное производство примерно в 10—12 раз менее трудоемко, чем замораживание и посол. Бели учесть вдвое—втрое большие сроки сохранения сырья для утилизации, и возможность иметь громадные мощ ности полностью механизированных рыбомучных пред приятий с незначительными капиталовложениями, то трудоемкость снижается в 25—30 раз. Л целесообразно и возможно ли, учитывая напря женность сырьевой базы сельди в Норвежском море, направлять большое количество отличного пищевого сырья на муку? На первый взгляд, в этом ничего плохого пет. Через четыре—пять месяцев переработанное на муку рыб ное сырье появится на столе у потребителя в виде ценной продукции животноводства •количествах, чем непосредственно ция из рыбного сырья. Но если для рыб невысокой пищевой цен ности эта точка прения допусти ма и даже целесообразна, то для жирной сельди, вылавливаемой в Норвежском море со второй по ловины июня и до начала февра ля, она неприемлема. Почему? Наш потребитель по традиции является большим любителем хо рошо приготовленной жи рной сельди. Достаточно сказать, что в ютарое время и сейчас, несмотря на большую собственную добычу сельди, производится ест зпачи- тельный импорт. В дореволюционное время им порт соленой сельди достигал 21 миллионов пудов, или примерно но два килограмма на душу населения в год. Сейчас, по опыту реализации малосоленой жирной сельди в Мурманской области, продукты из сельди по тоннажу уступают лишь свежей рыбе, а но реализа ции в ценностном выражении сельдь стоит на первом месте. Душевое потребление только ящичной сельди достигает двух килограммов в квартал, а общее до трех килограммов. И в других городах страны сельдь — особенно слабосоленая и пресервы, пользуются громадным спросом. И это несмотря на то, что стоит она дороже, чем другие рыбные продукты. Но, к со жалению, спрос мы далеко еще не удовлетворяем. Отсюда наша задача полнее удовлетворять спрос на селения, вырабатывать из атлантической сельди про дукт высокого качества или полуфабрикат, из кото рого па заводах в местах потребления можно будет также выпускать продукт отличного качества, как, например, провесная или копченая сельдь. Из этого вытекает и ответ, что сельдь надо направлять на пи щевые цели и нужна техническая база для приемки я переработки сельди кошелькового лова. Следует отметить, что строительством производст венных рефрижераторов типа «Виктор Кингисепп» для дрифтерного промысла такая база создана. На этих рефрижераторах можно ежесуточно вырабаты вать до 16 тысяч банок пресервов (потребуется 50 тонн жирной сельди), до ста тонн ящичной сельди, 480—200 тонн малосоленой сельди в бочках. Можно замораживать до 100 тонн сельди и доставлять такую сельдь на береговые предприятия для выработки ма лосоленой и другой продукции. Низкая температура в трюмах, высокая степень ме ханизации дают основание считать, что эти рефриже раторы решают вопрос по существу о стопроцентном выпуске малосолеиой продукции. А освоение моряка ми «Мурмансельди» заготовки малосоленого полуфаб риката позволяет коллективам плавбаз вырабатывать максимальное количество малосоленой сельди. Приведенные выше цифры — это возможность су точной выработки одного вида продукция при усло вии бесперебойного обеспечения сырьем. Вполне есте ственно, что в процессе работы может одновременно производиться два—три вида продукции, но в иных количествах. Дальнейшая механизация этих кораб лей должна идти по линии обеспечения выпуска де ликатесной продукции из разделанной сельди. Большим препятствием для расширения выпуска малосоленой продукции (ящичной и бочковой) был небольшой срок ее хранения без снижения качества мз за окисления. Сельдь ящичной уборки (учитывая срок реализации) можно хранить 2 0—22 суток, сла- боооленую в бочках 35—10 суток. Сейчас специалистами ♦Севрыбхолодфлотаа и кол лективами других бассейнов проделана работа по удлинению срока хранения ящичной сельди. Недавно состоялась дегустация малосоленой сельди, хранив шейся 107 суток. Признаков окисления и других сни жающих качества признаков при этом не обнаружено. Ведущиеся широким фронтом работы но упаковке сельди в пленки под вакуумом, а также в пленки с антиокислитсльпым покрытием и в полиэтиленовые банки дают основание считать, что через два—три го да можно достичь выпуска малосоленой сельди в бан ках и ящиках в объеме 75—80 процентов от общей выработки продукции из сельди. Таким образом, технология производства мзшосоле-. пой продукции из сельди решена. Соадаіц еоответст; вующая техника. Но это первая часть. Сейчас стоит задача — проводить работу но увязке выработки цен ной продукции с ходом кошелькового промысла. Ее следует решать путем преодоления основного недо статка, вызываемого неравномерностью промысла. Следует и дальше совершенствовать технику ‘заметов и выборку неводов при более свежей погоде, что поз волит увеличить количество промысловых дней и снизить неравномерность уловов. Предстоит много поработать, чтобы обеспечить мак симальную приемку, сохранить сырец после вылова и механизировать его обработку. В этой части у меня есть следующие предложения. Кошельковый лов, ис ходя из задачи максимальной выработки пищевой про дукции и учитывая напряженность сырьевой базы, следует начинать не раньше второй половины июня (выход судов на промысел) и осуществлять до второй половины февраля, в крайнем случае—до начала мар та. Тощую и обильно питающуюся в апреле и мае сельдь промышлять не следует из-за ее невысоких вкусовых качеств. Со второй половины июня и до второй половины июля сельдь еще не имеет высокого содержания жи ра. Но его уже достаточно, чтобы продукция была вполне удовлетворительного качества. Этот период нужно использовать для «разгона» к массовому ко шельковому промыслу (чтобы сработались моряки и обработчики. В июне и июле сельдь находится в стадии питания. Все обработчики, как известно, боятся калппуса. И это вполне закономерно. Интенсивные ферментные процессы, происходящие у сельди при старых мето дах обработки, дают продукцию хотя и высоких вку совых качеств, но с товарным дефектом — лопанцем брюшка. Но действующим инструкциям калянусную сельдь требуется разделывать. Иностранны также практи куют обезглавливание или зябрение сельди. Опера ция эта трудоемкая, но они вынуждены это делать. Наш опыт применения новых методов обработки Кошельковый промысел и е г о п р о б л е м ы сельди позволяет считать, что для большей части пи тающейся сельди выход из положении найден. Не вдаваясь широко в подробности, можно сказать, что для сельди с содержанием питания 1—2 балла раз делка практически не требуется. Но для получения высококачественного продукта необходимо быстро об рабатывать сельдь после вылова н применять холод во всех стадиях производства и хранения сельди. Можно сказать, что калянус в умеренных количест вах не враг, а друг обработчиков. Эго пока звучит па радоксально. Но опыт прошлого года показал, что ма лосоленая сельдь, выработанная в июле—августе, но вкусовым качествам была выше, чем продукция, вы работанная в ноябре и декабре. При содержании калянуса в 3—4 балла также возможно получить в основной массе удовлетвори тельный по качеству продукт. Это подтверждает опыт экипажа СРТ-158, который выработал в сезон промыс ла питающейся сельди полуфабрикат методом мокро го посола. Посол сельди на берегу после быстрого з а мораживания на судне даже при наличии калянуса в 3 балла давал продукцию удовлетворительного внеш него товарного вида. Но разделка сельди не снимается с повестки дня. Только иолупотрошояие, зябрение или в крайнем случае обезглавливание гарантирует вы пуск малоселевой сельди исключительно высоких вкусовых качеств. А как практически обеспечить сохранность и обра ботку выловленной коніельковистами сельди? Плавбазы должны быть рассчитаны на возможность обслуживания флота в период максимальных уловов. Основываясь на результатах прошлого года, реальной' цифрой для расчетов следует считать вылов на одно работающее судно в 50—60 тонн. Однако следует предусмотреть возможность приемки сельди из одного кошелька в 100—150 тонн. Исходя из этого, единой схемы обработки быть иѳ должно. Обіцая схема должна быть гибкой, обеспечи вающей возможность максимальной приемки; хране ния и обработки сельди и обеспечения сырьем плав баз на штормовое и неуловистое время. Можно рекомендовать следующее. Экипажи-кошельковисты, имеющие улов за замет до 10—15 тонн, если другие суда имеют большие уло вы, не теряя времени на сдачу, сами производят по сол сельди в не разделанном виде. Если в кошельке каляпусная сельдь с питанием 3—4 балла, то нри та ких уловах и посоле ее следует полупотрошить. Для разделанной сельди лучше применять посол с не большими дозировками соли, а для нераадеданной — охлажденный посол со льдом. При уловах 25—30 тонн на замет (если есть кораб ли* и имеющие заметы в 80—100 и более тонн), не которым экипажам падо также солить сельдь самим и прибегать к помощи экипажей, не имеющих уло вов. Суда, у которых заметы по 50—60 и более тонн, в первую очередь обслуживаются приемными базами. IIри поступлении сырья на базу в пределах 50—60 тонн в сутки в первую очередь организуется произ водство пресервов. На замораживание должна направ ляться сельдь с большим содержанием калянуса. На приемных базах при массовом поступлении сырья должны производить как посол, так и замо раживание сельди. Нри соблюдении этих условий можно рассчитывать па возможность ежесуточной приемки плавбазой типа «Даурия» для переработки на пищевые цели около 120 тонн сельди (выработка пресервов, п о с о л и з а м о - ие)* При особо интенсивном вромыеде я во- соле плавбазы этого тина могут ежесуточно принимать до 150 тонн сельди для пищевых целей. Нри особо обильном промысле и больших количе ствах калянусной сельди с питанием 3—4 балла, а также задержанной сельди, следует направлять такое сырье на выработку рыбной муки. В этом случае су точная приемка одной базы может быть 200—220 тони. Кроме того, при больших уловах и установившейся хорошей погоде целесообразно некоторое регулирова ние очередности заметов с тем, чтобы снизить едино- временность уловов и удлипить период интенсивного промысла, обеспечив тем самым максимальное ис пользование всех мощностей производственных реф рижераторов. Как я уже сказал выше, схема приемки и обработки сельди должна быть гибкой. Гибким должно быть и руководство промыслом. Оно должно быть единым, способствующим решению задачи — максимальной выработке пищевой продукции и максимальной до быче. Сейчас, когда в море находятся п ять—шесть руко водителей промысловых флотов, руководитель «Сев-* рыбхолодфлота», представитель главка, порядка долж ного нет. Никто друг другу не подчиняется, никто не несет ответственности за общий ход работы. Прово дится масса советов. Решаются в основном вопросы статистического порядка. Возникает большая нере* писка с берегом. Руководить промыслом, экспедицией 1967 года дол жен специалист, хорошо понимающий как важность задачи увеличения выработки пищевой продукции, так и вы това. Я глубоко уверен, что если правильно организовать приемку и обработку сельди, в конеч ном итоге будет достигнуто увеличение вылова за счет более волпого использования мощностей плавбаз ■ рефрижераторов. Кошельковый промысел в 1967 году должен дать ответ на вопросы: какова его возможность для увели" чепия производства пищевой продукции, сколько плавбаз потребуется для максимальпого использова ния кошелькового промысла. Дело это очень серьезное. Практика прошлого года показа-* л а, что при среднесуточном вы лове 13—14 тонн требуются гро мадные мощности присмо обра- батывающе го флота. I Іред вари-* тельные расчеты показывают, что при работе на кошельковом лову 22—24 судов с общим выловом 90—100 тысяч центнеров в месяц потребуется для обслуживания судов до десяти плавбаз тина ____________________«Даурия» или эквивалентных по мощности. Этим количеством плавбаз можно обеспечить суточную приемку 1200 —• 1300 тонн сельди (такой вылов возможен). Отсюда воз никает очень серьезный вопрос дальнейшего развития кошел ькового промысла. За шесть месяцев 22—24 судна на лову кошельком могут обеспечить вылов (500—650 тысяч центнеров сельди. А стоимость десяти плавбаз типа «Дауряя* почти равна стоимости сорока больших морозильных траулеров,* которые могут дать гарантированный вылов 2 миллионов 200 тысяч центнеров рыбы, в том числе и сельди тралового лова. Учитывая эффективность направления капитало вложений, этот вопрос требует серьезного изучения. Поэтому перед экспедицией 1967 года должна быть поставлена задача об<ч*печить приемку максимально возможного вылова и определить эффективность ка питаловложений в присмо-обрабатывающую базу, обе спечивающую лов сельди в открытом океане, вдали от берегов. Все, о чем говорилось выше, касается общих вопро сов'кошелькового лова. Но перед нами стоит реальная задача обеспечить в 1967 году приемку сельди от 22—* 24 судов. И перспективы, прямо скажем, не блестя щие, несмотря на то, что «Севрыбхолодфлот» распо лагает восемью производственными рефрижераторам* типа «Даурия», двумя — тина «Советск» и пятью плавбазами старого типа. Дело связано с тем, что «Севрыбхолодфлот» передал пять производственных рефрижераторов траловому флоту. Он же должен принимать рыбу от экипажей судов бортового траления на Дальнем Западе, выво зить м о р ож т ую продукцию из нового промыслового района. Главком выделяется для работы на Дальнем Западе 105 судов. Во втором и третьем кварталах на промысле будут находиться более 60 траулеров. Для обслуживания этого флота потребуется направить туда все рефрижераторы типа «Даурия». Освоение промысловиками нового района резко уве личило потребность в транспортных рефрижераторах. И две плавбазы «Печенгаэ и «Северодвинск», пригод ные для обслуживания сельдяного промысла, перево дятся на транспортные работы. В конце второго квартала и в третьем квартале ко* шельковая экспедиция будет в трудном положении* «Севрыбхолодфлот» сможет принять от экипажей сред них рыболовных траулеров примерно третью часть’ возможных максимальных суточных уловов. Мне думается, что необходимо пересмотреть распре* деление кораблей по районам промысла и методы ис пользования сырья в дальних районах. При этом во главу угла должно быть поставлено максимальное обе* спечение кошельковой экспедиции 1G67 года. Целесообразно уже сейчас создать штаб будущего руководства кошельковой экспедицией. Он должен за няться подготовкой судов, плавбаз. А с началом ко шелькового лова принять на себя все руководство на промысле. Исключительное значение кошельковой экспедиции этого года нужно придать потому, что дело идет не только о сельди. Уже имеется опыт применения ко шельков и для лова трески в прибрежной зоне и да же в относительном отдалении от берегов. Полученный в 1967 году опыт кошелькового сельдя ного промысла, вероятно, следует применить и на тре сковом лову на глубинах до 200 метров, а также сле дует продолжить работу но освоению близнецового лова трески разноглубинными тралами с СРТ. М. СВИТАШЕВ, зам. начальника управления *Сев- |Шбх0ЛвдфЛ0Т)>« Гѵ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz