Рыбный Мурман. 1967 г. Март.

12 марта 1967 года слесарь инструментально - экспери­ ментального цеха Кандалакш­ ского механического завода Николай Ильич Раздобурдин избран депутатом Кандалакш­ ского городского Совета депу­ татов трудящихся. Бывший боцман Мурманско­ го тралового флота и на бере­ гу нашел место в трудовом строю. С одинаковой провор­ ностью, с глубоким знанием дела EL И. Раздобурдин зани­ мается и слесарным ремеслом и работой на различных стай­ ках. В соревновании в честь 50« летия Советской власти Нико­ лай Ильич добивается новых трудовых успехов. Иа снимке внизу: Н. И. Раэ- добурдин. Фото А. Брыеова. Восемь лет назад пришла иа Кандалакшский рыбоконсерв­ ный завод Елена Малаиииа. И е тех нор ее жизнь тесно (‘вя­ зана е жизнью предприятия. Здесь она приобрела специ­ альность, была принята в ря­ ды Коммунистической партии. Сейчас Елена Маланина —■ одна из лучших работниц за­ вода. Она успешно трудится и ка обвязке и на раэннзке ры­ бы. И никогда у иее не быва­ ет выполнение норм выработ­ ки ниже 115 процентов. В эти дни коммунист Е. Малапнна, как и другие рыбообработчики, песет удар­ ную вахту в честь 50-летия Великого Октября. На сипмкс вверху: Е. Ма- ланшіа. МАТЫ ИЗ КАПРОНА НАДЕЖНЕЕ Ведавтто управление тралового флота отправило радиограмму капитанам нромыслово-п роиз- водственных рефрижераторов, больших морозильных траулеров х траулеров бортового траления. В ней говорится: Экипаж БМРТ-і 12 «Револю­ ция», используя опыт балтийских промысловиков, изготовил в су­ довых условиях из отходов ка- ѳпбѵн, натов и капроновых двухрядных долей, бывших в употреблении, еггевые маты. Ими взамен дуб­ леных шкур были вооружены мешки. Опыт показал, что маты служат значительно дольше шкур, подтирание мешков почти Полностью исключается. Изготавливаются маты следую­ щим образом. Капроновые кана­ ты любого диаметра разреза­ ются на куски длиной 40—45 сантиметров и распускаются на иряди. Затем эти пряди крепят­ ся выбленочным узлом к каждо­ му узлу фартука. Готовый мат пришивается к нижней пласти мешка. Управление флота рекомендует внедрить передовой опыт на все суда, организовать силами эки­ пажей изготовление сетевых ма­ тов. Кроме моряков большого мо­ розильного траулера «Револю­ ция», сетевые ма­ ты принял на во­ оружение и кол­ лектив большого морози льпого тра- улера «Вспо­ лох». Вот что рассказал па- т е м у корреспонденту мастер по добыче рыбы этого корабля тов. Тихонов: — Будучи па промысле, мы тоже заменили дубленые шкуры матами из капрона, — говорит он- — Результат превзошел все ожидания. Проработали ими два­ дцать дней и хоть бы что. В оче­ редном рейсе он еще долго будет служить* Шкуры не выдержали бы и половины этого срока, так как грунты были заде вистые. Широкое внедрение передового опыта сулит большие экономи­ ческие выгоды. Дубленая шкура стоит 63 рубля. А всего на флоте их расходуетс я за год около пяти тысяч штук. Если удастся сокра­ тить расход шкур на тысячу, то это позволит сэкономить 63 ты­ сячи рублей. В ЫПОЛПЯЯ Постановление ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР «О мерах но дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции», работники Северного рыбопромышленного бассейна на­ стойчиво осваивают кошельковый вромьк ел атлантической сельди в открытом м^оре. Опыт работы промысловых судов, оснащенных кошельковыми неводами, пока­ зал, что применение этого орудия лова позволит резко повысить производительность труда на кромысле сельди и значительно увеличить ее добычу. В то же время внедрение ко­ шельковых неводов встретило ряд трудностей, тормозящих ра­ боту экипажей промысловых ко­ раблей. Главным образом, это от­ носится к вопросам разгрузки неводов и своевременной переда­ чи улова на приемные суда для дальнейшей переработки. Наши северные соседи — нор­ вежские рыбаки освоили кошель­ ковый невод значительно раньше нас и уже в течение нескольких лет успешно ведут промысел сельди в море только этим ору­ дием лова. Кошельковый лов позволил им резко повысить до­ бычу сельди. Только за два с по­ ловиной месяца текущего года норвежцами было добыто почти 5 миллионов центнеров рыбы. По согласованию с директора­ том рыбной промышленности з*з Мурманска была направлена делегация советских специали­ стов для ознакомления с работой норвежских рыбаков но добыче и обработке сельди. В состав деле­ гации вэшли работники главка «Севрыба», управления «Мурман- еельдь», инженеры «Гиирорыб- фл ота », научные сотрудннки ПИПРО. Каждый из членов деле­ гации имел определенную про­ грамму, направленную на изуче­ ние но своей специальности опы­ та. норвежских рыбаков. Д ЕЛЕГАЦИЯ вышла в Нор­ вегию на СРТ-Р-712 «Аист». Мы прибыли в норвеж­ ский порт Кристианзунд и были встречен ы предс тавителями ди- ректората рыбной промышленно­ сти и сотрудниками нашего тор­ гового представительства в Нор­ вегии. Порт Кристианзунд был выбран нам¥{не .случайно. В этот период в ‘непосредственной близости от него сосредоточился норвежский рыболовный флот в составе более 450 судов, промышлявших сельдь зкотелысовыми неводами. Боль­ шое число мелких приемных су­ дов ежедневно доставляло в порт сельдь. Береговые предприятии города интенсивно работали по переработке улова. Папряженпос-ть сельдевого про­ мысла мы наблюдали уже при подходе к Кристианзунду. Мы видели много промысловых судов в замете, перегрузку улова и це­ лые группы уж е загруженных сел ьдью судов, на правл я вшихся для сдачи рыбы на берег. Доста­ точно сказать, что в день нашего прихода в Кристианзунд промыс­ ловыми судами было добыто свы­ ше 500 тысяч центнеров сельди. Сразу же по прибытии в Нор­ вегию мы почувствовали атмо­ сферу добрых, товарищеских от- ландии. Траулер этот — но раз­ мерам меньше наших БМРТ. Мощность его главного двигате­ ля 1200 л. с. Морозильное обору­ дование рассчитано на замороз­ ку 24 тонн филе или разделанной на колодку рыбы. Кроме того, на траулере будут готовить соле­ ный клип фиск. Для этого на твиндеке имеется специальный отсек. Использование отходов, кроме печени трески, не преду­ смотрено. Обращает на себя внимание штурманская рубка, оборудован­ ная новейшими навигационными и гидроакустическими прибора­ ми. Состав команды всего 22 че- в Норвегии механизирована да­ леко не на всех судах. Мы на­ блюдали вылквку е номоэдыо знакомых нам капле ров, но уже сейчас многи* промысловые и приемные суда снабжаются ры­ бонасосами норвежского произ­ водства. Мы наблюдал» их ра­ боту, а в дальнейшем побывали на заводе, который их произво­ дит. Они погружного тина, при­ чем всасывающее грушевидное устройство их невелико,, а произ­ водительность по подаче сельди на борт судна чрезвычайно высо­ кая. Завод производит рыбонасо­ сы У-ЗГіО, которые способны в час вылить из невода 250 тонн сель- У НАШИХ СОСЕДЕЙ П е р е н я т ь л у ч ш е е из опыта норвежце ношений со стороны норвежских рыбаков. Нам была представлена полная возможность ознакомить­ ся с работой экипажей судов и береговых продяриятий, обслу­ жи ва юших рыбную промышлен­ ность. 11редс тавител и директора­ та, рыболовецкого объединения по сельди, а в дальнейшем хо­ зяева и служащие предприятий по мере своих сил и возможно­ стей знакомили нас с особенно­ стями своего производства. Мы имели возможность свободно бе­ седовать с людьми различных профессий и создавать деловые контакты с руководителями ин­ тересующих нас предприятий. Кристианзунд небольшой, но очень красивый город, с отлич­ ными причальными линиями и хорошо оборудованными берего­ выми предприятиями. Его насе­ ление не превышает 17 тысяч человек. Город этот в основном рыбацкий, и нам было приятно, что простые люди этого города отнеслись к вам с большой сим­ патией. М Ы НАЧАЛИ свое ознаком­ ление с промышленностью города с осмотра неболь­ шой судоверфи, где производит­ ся постройка сравнительно мел­ ких судов. Во время нашего по­ сещения здесь заканчивалось строительство траулера кормово­ го траления. Судно предназначе­ но для добычи донных рыб в Б а ­ ренцевом море и у берегов Ис­ ловека, из которых — 14 матро­ сов. Каюты на корабле двух­ местные, а для командного со­ става — одноместные. Интересны темпы строитель­ ства траулера. От момента за­ кладки судна до передачи вла­ дельцу затрачивается всего 9 месяцев. Это достигается хоро­ шей организацией и механиза­ цией труда иа верфи. В тот же день мы ознакомились с работой фабрики но изготовлению орудий лова. Она специализирована на постройке кошельковых неводов. Предприятие расположено непо­ средственно у причалов, что дает возможность механизировать про­ цессы погрузки неводов на про­ мысловые суда. На фабрике 170 рабочих, главным образом жен­ щин. Они работают в сетевязаль­ ных мастерских и в цехах но постройке и окраске неводов. Нас особенно интересовало имен­ но это производство, так как в Мурманске нри постройке нево­ дов мы встречаемся с большими трудностями. Оныт норвежцев но механизации погрузки неводов необходимо, по нашему мнению, внедрить в производство в Тюва- губе, где эта работа производит­ ся главным образом вручную. О СНОВНОЕ, па что мы обра­ тили внимание с первого дня нахождения в Нор­ вегии, — это иа организацию ис­ пользования уловов сельди. Тех­ ника вьглшшя сельди из неводов ди. Рыбопасос Y-700 имеет про­ изводительность до 600 тонн. Применение таких рыбонасосов на наших судах позволило бы быстро решить вопрос переливки улова из кошельковых неводов на приемные суда. Огромное КО.ІГИЧОСТВО жирной сельди, вылавливаемой у бере­ гов Норвегии, используется для выработки кормовой муки и тех­ нического жира. Для пищевых целей направляется всего около 10 процентов сельди-^ырца. Од­ нако даже эта небольшая доля улова сельди обеспечивает за­ грузку и напряженную работу фабрик, выпускающих такие ры­ бопродукты, как мороженое сель­ девое филе, консервы, рыбные котлеты, соленую сельдь, моро­ женые молоки. Обычно рыбообрабатывающие предприятия в Норвегии узко специализированы. Так, напри­ мер, консервный завод изготав­ ливает только консервы, а свой полуфабрикат, т. е. сельдевое фи­ ле, молоки, он получает от дру­ гих, также узко специализиро­ ванных предприятий. Т АКАЯ специализация при меха низа ции ва жне йших трудоемких процессов позволяет норвежской промыш­ ленности снижать себестоимость продукции, главным образом за счет экономии но расходам »а рабочую сллу. Так, на филейном предприятии, выраоатывающем на экспорт ежедневно 60 тонн мороженого филе из сельди* ра-* ботает всего 150 человек. Мороженое филе нз сельди пользуется большим спросом ва международном рынке. Нам уда­ лось наблюдать работу двух фи* аейных предприятий* и мы сни-» таем, что опыт этих заводов, особенно в части упаковки и хранения готовой морожеио й продукции*.должен быть исаоль- зован на наших холодильных »ред ария гиях и п роизводствен- нмч рефрижераторах. ,\:тя выработки сельдевого фи-* ле используется свежая сельдь, доставляемая промысловыми су­ дами-. Качество сельди-сырца, с пашей точки зрения, неудовлет­ ворительное. Сельдь хранится в бунтах высотой до 2-х метров. У всей сельди интенсивная красно- щечка. Это не мешает норвеж­ цам после промывки направлять ее в филейные машины и далее на укладку в противни и замо­ раживание. Мороженые брикеты, весом! каждый по 22,5 кг., после уна* ковки направляются в холодиль­ ник и хранятся в нем при тем-* нературе —30° С в течение 12 месяцев. Такой срок хранения филе, выработанного из жэтрпой сельди, без снижения качества продукции обеспечивается мете-* дом' уборки сельди в тару. Делю в том, что замороженные братке* ты перед уборкой в тару прохо­ дят глазировку в 2-процент-* ном растворе альтерната натрия. Образующаяся на брикете том* кая воздухонепроницаемая плен­ ка полностью изолирует сельдь от воздействия кислорода воз$у* ха. Применение раствора алый* ната натрия при глазировке мо­ роженых брикетов жирных рыб представляет несомненный инте* рес и при определенных уело* виях может быть исиользовано нашими рыбообработчиками. JI. ЛОСЕВ, научный сотруд­ ник лаборатории техноло­ гии ПІШРО*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz