Рыбный Мурман. 1967 г. Март.
12 марта 1967 года слесарь инструментально - экспери ментального цеха Кандалакш ского механического завода Николай Ильич Раздобурдин избран депутатом Кандалакш ского городского Совета депу татов трудящихся. Бывший боцман Мурманско го тралового флота и на бере гу нашел место в трудовом строю. С одинаковой провор ностью, с глубоким знанием дела EL И. Раздобурдин зани мается и слесарным ремеслом и работой на различных стай ках. В соревновании в честь 50« летия Советской власти Нико лай Ильич добивается новых трудовых успехов. Иа снимке внизу: Н. И. Раэ- добурдин. Фото А. Брыеова. Восемь лет назад пришла иа Кандалакшский рыбоконсерв ный завод Елена Малаиииа. И е тех нор ее жизнь тесно (‘вя зана е жизнью предприятия. Здесь она приобрела специ альность, была принята в ря ды Коммунистической партии. Сейчас Елена Маланина —■ одна из лучших работниц за вода. Она успешно трудится и ка обвязке и на раэннзке ры бы. И никогда у иее не быва ет выполнение норм выработ ки ниже 115 процентов. В эти дни коммунист Е. Малапнна, как и другие рыбообработчики, песет удар ную вахту в честь 50-летия Великого Октября. На сипмкс вверху: Е. Ма- ланшіа. МАТЫ ИЗ КАПРОНА НАДЕЖНЕЕ Ведавтто управление тралового флота отправило радиограмму капитанам нромыслово-п роиз- водственных рефрижераторов, больших морозильных траулеров х траулеров бортового траления. В ней говорится: Экипаж БМРТ-і 12 «Револю ция», используя опыт балтийских промысловиков, изготовил в су довых условиях из отходов ка- ѳпбѵн, натов и капроновых двухрядных долей, бывших в употреблении, еггевые маты. Ими взамен дуб леных шкур были вооружены мешки. Опыт показал, что маты служат значительно дольше шкур, подтирание мешков почти Полностью исключается. Изготавливаются маты следую щим образом. Капроновые кана ты любого диаметра разреза ются на куски длиной 40—45 сантиметров и распускаются на иряди. Затем эти пряди крепят ся выбленочным узлом к каждо му узлу фартука. Готовый мат пришивается к нижней пласти мешка. Управление флота рекомендует внедрить передовой опыт на все суда, организовать силами эки пажей изготовление сетевых ма тов. Кроме моряков большого мо розильного траулера «Револю ция», сетевые ма ты принял на во оружение и кол лектив большого морози льпого тра- улера «Вспо лох». Вот что рассказал па- т е м у корреспонденту мастер по добыче рыбы этого корабля тов. Тихонов: — Будучи па промысле, мы тоже заменили дубленые шкуры матами из капрона, — говорит он- — Результат превзошел все ожидания. Проработали ими два дцать дней и хоть бы что. В оче редном рейсе он еще долго будет служить* Шкуры не выдержали бы и половины этого срока, так как грунты были заде вистые. Широкое внедрение передового опыта сулит большие экономи ческие выгоды. Дубленая шкура стоит 63 рубля. А всего на флоте их расходуетс я за год около пяти тысяч штук. Если удастся сокра тить расход шкур на тысячу, то это позволит сэкономить 63 ты сячи рублей. В ЫПОЛПЯЯ Постановление ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР «О мерах но дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции», работники Северного рыбопромышленного бассейна на стойчиво осваивают кошельковый вромьк ел атлантической сельди в открытом м^оре. Опыт работы промысловых судов, оснащенных кошельковыми неводами, пока зал, что применение этого орудия лова позволит резко повысить производительность труда на кромысле сельди и значительно увеличить ее добычу. В то же время внедрение ко шельковых неводов встретило ряд трудностей, тормозящих ра боту экипажей промысловых ко раблей. Главным образом, это от носится к вопросам разгрузки неводов и своевременной переда чи улова на приемные суда для дальнейшей переработки. Наши северные соседи — нор вежские рыбаки освоили кошель ковый невод значительно раньше нас и уже в течение нескольких лет успешно ведут промысел сельди в море только этим ору дием лова. Кошельковый лов позволил им резко повысить до бычу сельди. Только за два с по ловиной месяца текущего года норвежцами было добыто почти 5 миллионов центнеров рыбы. По согласованию с директора том рыбной промышленности з*з Мурманска была направлена делегация советских специали стов для ознакомления с работой норвежских рыбаков но добыче и обработке сельди. В состав деле гации вэшли работники главка «Севрыба», управления «Мурман- еельдь», инженеры «Гиирорыб- фл ота », научные сотрудннки ПИПРО. Каждый из членов деле гации имел определенную про грамму, направленную на изуче ние но своей специальности опы та. норвежских рыбаков. Д ЕЛЕГАЦИЯ вышла в Нор вегию на СРТ-Р-712 «Аист». Мы прибыли в норвеж ский порт Кристианзунд и были встречен ы предс тавителями ди- ректората рыбной промышленно сти и сотрудниками нашего тор гового представительства в Нор вегии. Порт Кристианзунд был выбран нам¥{не .случайно. В этот период в ‘непосредственной близости от него сосредоточился норвежский рыболовный флот в составе более 450 судов, промышлявших сельдь зкотелысовыми неводами. Боль шое число мелких приемных су дов ежедневно доставляло в порт сельдь. Береговые предприятии города интенсивно работали по переработке улова. Папряженпос-ть сельдевого про мысла мы наблюдали уже при подходе к Кристианзунду. Мы видели много промысловых судов в замете, перегрузку улова и це лые группы уж е загруженных сел ьдью судов, на правл я вшихся для сдачи рыбы на берег. Доста точно сказать, что в день нашего прихода в Кристианзунд промыс ловыми судами было добыто свы ше 500 тысяч центнеров сельди. Сразу же по прибытии в Нор вегию мы почувствовали атмо сферу добрых, товарищеских от- ландии. Траулер этот — но раз мерам меньше наших БМРТ. Мощность его главного двигате ля 1200 л. с. Морозильное обору дование рассчитано на замороз ку 24 тонн филе или разделанной на колодку рыбы. Кроме того, на траулере будут готовить соле ный клип фиск. Для этого на твиндеке имеется специальный отсек. Использование отходов, кроме печени трески, не преду смотрено. Обращает на себя внимание штурманская рубка, оборудован ная новейшими навигационными и гидроакустическими прибора ми. Состав команды всего 22 че- в Норвегии механизирована да леко не на всех судах. Мы на блюдали вылквку е номоэдыо знакомых нам капле ров, но уже сейчас многи* промысловые и приемные суда снабжаются ры бонасосами норвежского произ водства. Мы наблюдал» их ра боту, а в дальнейшем побывали на заводе, который их произво дит. Они погружного тина, при чем всасывающее грушевидное устройство их невелико,, а произ водительность по подаче сельди на борт судна чрезвычайно высо кая. Завод производит рыбонасо сы У-ЗГіО, которые способны в час вылить из невода 250 тонн сель- У НАШИХ СОСЕДЕЙ П е р е н я т ь л у ч ш е е из опыта норвежце ношений со стороны норвежских рыбаков. Нам была представлена полная возможность ознакомить ся с работой экипажей судов и береговых продяриятий, обслу жи ва юших рыбную промышлен ность. 11редс тавител и директора та, рыболовецкого объединения по сельди, а в дальнейшем хо зяева и служащие предприятий по мере своих сил и возможно стей знакомили нас с особенно стями своего производства. Мы имели возможность свободно бе седовать с людьми различных профессий и создавать деловые контакты с руководителями ин тересующих нас предприятий. Кристианзунд небольшой, но очень красивый город, с отлич ными причальными линиями и хорошо оборудованными берего выми предприятиями. Его насе ление не превышает 17 тысяч человек. Город этот в основном рыбацкий, и нам было приятно, что простые люди этого города отнеслись к вам с большой сим патией. М Ы НАЧАЛИ свое ознаком ление с промышленностью города с осмотра неболь шой судоверфи, где производит ся постройка сравнительно мел ких судов. Во время нашего по сещения здесь заканчивалось строительство траулера кормово го траления. Судно предназначе но для добычи донных рыб в Б а ренцевом море и у берегов Ис ловека, из которых — 14 матро сов. Каюты на корабле двух местные, а для командного со става — одноместные. Интересны темпы строитель ства траулера. От момента за кладки судна до передачи вла дельцу затрачивается всего 9 месяцев. Это достигается хоро шей организацией и механиза цией труда иа верфи. В тот же день мы ознакомились с работой фабрики но изготовлению орудий лова. Она специализирована на постройке кошельковых неводов. Предприятие расположено непо средственно у причалов, что дает возможность механизировать про цессы погрузки неводов на про мысловые суда. На фабрике 170 рабочих, главным образом жен щин. Они работают в сетевязаль ных мастерских и в цехах но постройке и окраске неводов. Нас особенно интересовало имен но это производство, так как в Мурманске нри постройке нево дов мы встречаемся с большими трудностями. Оныт норвежцев но механизации погрузки неводов необходимо, по нашему мнению, внедрить в производство в Тюва- губе, где эта работа производит ся главным образом вручную. О СНОВНОЕ, па что мы обра тили внимание с первого дня нахождения в Нор вегии, — это иа организацию ис пользования уловов сельди. Тех ника вьглшшя сельди из неводов ди. Рыбопасос Y-700 имеет про изводительность до 600 тонн. Применение таких рыбонасосов на наших судах позволило бы быстро решить вопрос переливки улова из кошельковых неводов на приемные суда. Огромное КО.ІГИЧОСТВО жирной сельди, вылавливаемой у бере гов Норвегии, используется для выработки кормовой муки и тех нического жира. Для пищевых целей направляется всего около 10 процентов сельди-^ырца. Од нако даже эта небольшая доля улова сельди обеспечивает за грузку и напряженную работу фабрик, выпускающих такие ры бопродукты, как мороженое сель девое филе, консервы, рыбные котлеты, соленую сельдь, моро женые молоки. Обычно рыбообрабатывающие предприятия в Норвегии узко специализированы. Так, напри мер, консервный завод изготав ливает только консервы, а свой полуфабрикат, т. е. сельдевое фи ле, молоки, он получает от дру гих, также узко специализиро ванных предприятий. Т АКАЯ специализация при меха низа ции ва жне йших трудоемких процессов позволяет норвежской промыш ленности снижать себестоимость продукции, главным образом за счет экономии но расходам »а рабочую сллу. Так, на филейном предприятии, выраоатывающем на экспорт ежедневно 60 тонн мороженого филе из сельди* ра-* ботает всего 150 человек. Мороженое филе нз сельди пользуется большим спросом ва международном рынке. Нам уда лось наблюдать работу двух фи* аейных предприятий* и мы сни-» таем, что опыт этих заводов, особенно в части упаковки и хранения готовой морожеио й продукции*.должен быть исаоль- зован на наших холодильных »ред ария гиях и п роизводствен- нмч рефрижераторах. ,\:тя выработки сельдевого фи-* ле используется свежая сельдь, доставляемая промысловыми су дами-. Качество сельди-сырца, с пашей точки зрения, неудовлет ворительное. Сельдь хранится в бунтах высотой до 2-х метров. У всей сельди интенсивная красно- щечка. Это не мешает норвеж цам после промывки направлять ее в филейные машины и далее на укладку в противни и замо раживание. Мороженые брикеты, весом! каждый по 22,5 кг., после уна* ковки направляются в холодиль ник и хранятся в нем при тем-* нературе —30° С в течение 12 месяцев. Такой срок хранения филе, выработанного из жэтрпой сельди, без снижения качества продукции обеспечивается мете-* дом' уборки сельди в тару. Делю в том, что замороженные братке* ты перед уборкой в тару прохо дят глазировку в 2-процент-* ном растворе альтерната натрия. Образующаяся на брикете том* кая воздухонепроницаемая плен ка полностью изолирует сельдь от воздействия кислорода воз$у* ха. Применение раствора алый* ната натрия при глазировке мо роженых брикетов жирных рыб представляет несомненный инте* рес и при определенных уело* виях может быть исиользовано нашими рыбообработчиками. JI. ЛОСЕВ, научный сотруд ник лаборатории техноло гии ПІШРО*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz