Рыбный Мурман. 1967 г. Март.

К ТО из моряков, возвращаясь из длительного плавания, ие испытывал радостного волнения, когда взору его откры­ вались знакомые до боли в серд­ це очертания родного порта, ко­ раблей, стоящих у причала? И на траулере «Алма-Ата», который протяжным гудком возвестил о своем возвращении с промысла, не было человека, который не ра­ довался бы этому гудку, знако­ мому всем скитальцам морей. Порт встретил промысловиков солнечной, теплой погодой, ласко­ вым ветерком. А ведь еще лишь несколько дней назад... В районах Нордкина, Медве- жинской банки, где алмаатинцы вели добычу рыбы, свирепствова­ ли штормовые ветры, снежные за­ ряды. Моряки радовались, когда ветер стихал до 6—7 баллов. Счи­ талось, что повезло, можно рабо­ тать. Тотчас за борт спускался трал. Штурман придирчиво еще и еще раз определялся, удерживая судно на нужном курсе. Вахтен­ ный механик, машинисты мгновен­ но реагировали на приказы с мос­ тика, обеспечивали заданный ход, безотказную работу механизмов. Трал поднимали, и тут уже во­ всю старались моряки палубной команды. Забегая немного вперед, скажем, что они своей четкой и умелой работой с орудиями лова весь рейс перекрывали норматив­ ные показатели, выигрывая по 2— 3 минуты на каждом спуске и подъеме трала. Эти минуты скла­ дывались затем в часы, драгоцен­ ные промысловые часы, которые материально воплощались в тон­ нах поднятой на борт и обрабо­ танной рыбы. Сорок двое суток длился этот, второй в нынешнем году, рейс экипажа «Алма-Аты». И только дней семь из них погода на про­ мысле была хорошей. В другие же тридцать пять — либо приходи­ лось становиться «носом на вол­ ну», либо промышлять при штор­ ме в 6—7 баллов. Из этой ожесточенной борьбы со стихией экипаж судна вышел победителем. Алмаатинцы пере­ крыли рейсовое задание, доставив в порт 160 тонн трески и окуня, из них свыше 40 тонн охлажденных. Пожалуй, как никогда, в этом рейсе сыграли свою роль мастер­ ство и организаторские способно* Как всегда, внимательно отно­ сился капитан Брянский к работе штурманов, справедливо считая, что успех промысла зависит в пер­ вую очередь от правильного судо­ вождения. И это не замедлило сказаться. При подведении итогов рейса особо были отмечены уве­ ренные и умелые действия третье­ го штурмана Юрия Федоровича Бурунова. Этому судоводителю консервным мастером Гаязом Га** лимзановичем Фазулзяновым, су­ мели возглавить борьбу экипажа за выполнение социалистических обязательств в честь славного юбилея. Важную роль сыграл и тот факт, что партийная органи­ зация сумела добиться личного примера каждого коммуниста на своем рабочем участке. Так, за­ меститель секретаря парторгани- ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІКІІІІІІІІ!ІІІІІІ!!ІКІКІІІІІІІІНІІІІІІІІІІІіІІІІІІІІІІІІІІіІ!ІІ!ІІІІІІІІІІІКІІІІ!НІІІІІ!ІІ!І!ІІІІІІІІІІІ!ІІІ!ІІ!ІІІНІІІ!ІІІІКІІІІ В ТРУДНОМ РЕЙСЕ сти капитана «Алма-Аты» комму­ ниста Станислава Михайловича Брянского. Он умел сохранять спокойствие в любых, даже самых трудных обстоятельствах, и дейст­ вуя уверенно, всегда находил оп­ тимальное решение задачи момен­ та, и это вселяло уверенность в люден. Хорошая капитанская под­ готовка у Станислава Михайлови­ ча сочетается с умением трезво и объективно оценивать сложившу­ юся в море обстановку, и что осо­ бенно важно, большой промысло­ вой выдержкой. В начале рейса экипаж «Алма- Аты» работал в районе Демидов­ ской банки в составе группы ко­ раблей. Суточный вылов здесь до­ стигал 5—6 тонн. Узнав, что в районах Медвежки и у берегов Рыбачьего полуострова залови- лась «большая» рыба, капитаны некоторых траулеров повели свои суда в эти районы. Брянский же не стал ловить «журавля в небе», а остался вылавливать «твердую тонну». «Большая рыба» в тех районах, куда устремились неко­ торые капитаны, вскоре отказала, а алмаатинцы в своем районе про­ должали перевыполнять суточные задания. присущи точность работы, промы­ словая хватка. Не удивительно, что вахта, возглавляемая им, вы­ шла на первое место на судне. Хо­ рошо работали в рейсе и моряки вахты старшего помощника Ва­ лентина Никифоровича . Логунова. Капитан Брянский возглавляет созданное на судне внештатное бюро экономического анализа. Именно по инициативе коммуни­ ста Брянского и других членов этого бюро экипаж «Алма-Аты» после первого рейса пересмотрел свои социалистические обязатель­ ства в честь 50-летия Советского государства, принятые в начале года. Тщательно проанализировав работу экипажа, члены экономи­ ческого бюро сумели обратить внимание моряков на еще не ис­ пользованные резервы на судне, подсказали пути .улучшения рабо­ ты каждого из них. Выходя во второй рейс, экипаж единодушно решил выполнить рейсовое зада­ ние к 12 марта — Дню выборов в Верховный Совет РСФСР и мест­ ные Советы, а квартальный план — к 20 марта. Коммунисты судна во главе с секретарем партийной организации зации машинист рыбомучной ус* тановки Михаил Иванович Голу­ бев в сложнейших условиях сумел перевыполнить и рейсовое зада­ ние, и квартальный план по выра­ ботке рыбной муки. Перекрыл квартальный план по выработке клипфиска и коммунист Иван Пет­ рович Андросов. Семь с полови­ ной тонн этой «валютной» продук­ ции доставлено в порт. А сам сек­ ретарь парторганизации в числе первых на судне доложил о пере­ выполнении рейсового задания и квартального плана по выработке консервов. Пример коммунистов действо­ вал на всех. Нельзя умолчать о замечательной работе мастеров по добыче во главе с тралмейстером Матвеем Михайловичем Сазанов- ским. В рейсе не было ни одного случая потери промыслового вре­ мени по причине неисправности орудий лова. Используя выпавшее свободное время, мастера по до­ быче помогали матросам повы­ шать свою квалификацию, совер­ шенствовать навыки по работе с тралом. На высоте своих задач оказа­ лась и машинная команда, возг­ лавляемая старшим механиком Альфредом Вацлавовичем Коваль- ск: м. Хотя по традиции Альфреда Вацлавовича на судне и называ­ ют «дедом», человек он молодой, ему нет еще и тридцати лет. Но этот молодой командир обладает прочными знаниями, любит свое дело и умело руководит работой подчиненных. Члены машинной команды заботливо готовят меха­ низмы судна к каждому рейсу, бдительно несут ходовую вахту. О многих из них можно сказать немало хорошего. Например, о третьем механике Эрнесте Михай* ловиче Перхурове. Сменившись с утомительной ночной вахты в мо­ ре, -он торопился не в свою каю­ ту, чтобы отдыхать, а к траловой лебедке, И не от того, что она «барахлила», а чтобы еще раз ос­ мотреть узлы, принять, если пона­ добится, профилактические меры. Не потому ли лебедка на «Алма*4 Ате» всегда работает, как выра­ зился старший мастер по добыче, «как часы»? Ведь не секрет, что Лфбой механизм, хотя и есть пред­ мет неодушевленный, отвечает на заботу о нем безотказной рабо­ той. • . Старший машинист Виталий Павлович Малетин, котельный машинист Иван Матвеевич Чаир- кин, машинист второго класса Ва* силий Жарков, работающие у са­ мого «сердца» корабля, внесли свою достойную лепту в успех экипажа. Организованные и . сплоченные волей и мастерством капитана, ведомые коммунистами, моряки «Алма-Аты» самоотверженной н умелой работой добились успеха. Как и все советские люди, они хо­ рошими делами отвечают на при­ зыв нашей партии: отметить слав* ный юбилей Великого Октября достойными трудовыми подар­ ками. А. ВОЛГИН. Можно лидоверять старпому Демьянову? Когда человек забывает, гово­ ря поело иицой, о своем шестке, он начинает совершать глупости. И чаще всего страдает от этой самой глупости не тот, кто обла­ дает таким незавидным каче­ ством, а окружающие его люди. Ну, а если «забывший шесток» — руководящий работник, тут уж в нервую голову ненриятности ис­ пытывают подчиненные. Неприятности могут Сыть раз- вые. Иногда они портят настрое­ ние, порой — «в.'пшлчивают», но неприятность, которая случилась с боцм;іном траулера «Якутск» Евгением Алексеевичем Богда­ новым, совсем иного рода. Вот уже*в течение пяти месяцев он смотрит на бюллетень, в котором черным но синему написано, что гражданин Богданов болен оча­ говым туберкулезом. Еще недавно боцман с «Якут- ека» был здоров. Но, как гово­ рится, никто не застрахован от нростуды. Такая каверза случи­ лась и с ним. Случилась в море. Об этом свидетельствует запись в судовом впхтенном журнале: И ноября 20 часов 30 минут. Богданов обратился за помощью. Температура — 38,7 градуса. Жалуется на озноб, головную боль». По элементарным сообра­ жениям больного требовалось освободить от работы и оказать ему первую медицинскую по­ мощь. Правда, таковая была ока­ зана, как свидетельствует тот же журнал, а вот создать условия для заболевшего никто не поду­ мал. В первую очередь это дол­ жен был сделать старший по­ мощник капитана Н. В. Демья­ нов. Больше того, ои-то и яв­ ляется главным виновником про­ должительной болезни боцмана своего судна. Есть хорошая неписаная у наших рыбаков традиция. Если в плавании кто-то из членов команды занемог, экипаж на трое суток освобождает его от вахты, оставляя, однако, за ним право на получение зарплаты за это время. Не будем судить строго старпома Демьянова за отступление от традиции — пусть ото останется на его совести. По как непосредственный началь­ ник, он должен был видеть со­ стояние своего подчиненного и принять все необходимые меры. Боцман Богданов выполнял обя­ занности, то есть фактически подвергал себя опасности полу­ чить осложнение. В дальнейшем худшее случилось. — Я обращался к капитану тов. Александрову, — говорит Евгений Алексеевич, — но он от­ ветил: — «У меня старпом осво­ бождает от работы». На борту ♦Якутска» находил­ ся капитан^наставтшк А. С. Чу- руев. Посторонний, по сути де­ ла, на судно человек проявил должное внимание и принци­ пиальность. Видя отпощения между боцманом и старшим штурманом, он заявил, что во­ прос в конце концов надо ре­ шать. Вот только тогда в вах­ тенном журнале появилась та­ кая занись:«6 ноября в 20 часов 25 минут. Боцман Богданон ввиду болезни освобожден стар­ шим помощником от работы на один день». Двое суток спустя эти слова подтверждаются в су­ довом документе, но вот что не- понятпо: ♦Богданов заболел 3 ноября», — записано в нем. Видимо, автор не удосужился посмотреть дапные за первое ноября. , ♦Якутск» находился в морс до середины месяца. Температура у больного все время держалась выше нормальной. Такое обстоя­ тельство должіго было насторо­ жить командование судна. Оно могло/ бы проконсультироваться со специалистами, наконец, отп­ равить заболевшего в порт, ибо трудпо в морских условиях избе­ жать сквозняка. К тому же Бог­ данов, хотя фактически и был ос­ вобожден, частично выполнял свои обязанности. В самом деіш, не откажешь же матросу, если ему понадобился гвоздь или дру-» гая мелочь. Конец этой печальной истории таков. По приходу домок боцман вместо отдыха в семейном кругу угодил в больницу. Диагноз: иос- паление легких, но дальнейшее обследование показало, что у не­ го очаговый туберкулез, и о » до сих пор находится на излечении. Говорят, оно продлится еще ме­ сяца три—четыре. Можно было бы рассказать, как реагировал старпом на такое из­ вестие. Однако об этом нетрудно догадаться. А посему у нас ос­ тался один вопрос: «Может ли че­ ловек, которому доверили не только технику, но и самое цен­ ное — людей, оставаться коман- диром?». в . СЕРГЕЕВ. Напряженность чувствовалась во всем: в особой сдер ­ жанности и хрипоте голоса капитана, отдававшего команды, необычной тишине на палубе — ни единого полного замечания, ни единого комментария, без кото­ рых обычно не обходится подъем трала. Работали мол­ ча, сосредоточенно. Те, кто был свободен , не отрывали взгляда от поверхности моря, где, по их предположени­ ям, должен был сейчас находиться трал. А напитан ие сггускал взгляда с ваеров. Туго натянутые, они сколь­ зили через стопор-блок. За бортом уж е оставалось не­ многим более ста сажен , потом сто, семьдесят пять, пятьдесят... !— Отдать стопоры* ♦Как-то получатся?* — волновался Малыгин. - „ Из воды всплывает огромный^ сверкающий м трепе­ щущий рыбой трал. Даже иа глаз видно, что в нем в сравнении с предыдущими подъемами примерно вдвое больше окуня. Это определил не только капитан. Каждый, кто был иа палубе, понял: улов отменный. И посветлели лица, поле* тела шутка, ей ответил дружный см ех — напряжение спало. ♦Ну, а если это случайность, — думает капитан, —; нельзя обольщаться первой удачей». И в море пошел трал с правого борта. Нет, то ие было случайностью. Предположение под­ твердилось. За два часа траления они взяли д о 12 но- шалок окуня... — Что хмуришься, Анатолий Иванович? Или ие дово­ лен результатами? — спросил старпом. — Доволен-то доволен , но... Но это ведь только нача­ ло большой работы. Посмотри на ваера. Еще несколько подъемов, и они выйдут и з строя. Тут н уж ны с ер ь е зн ь іе изменения в снаряжении . В частности, другой кон стру к- .і*ми стопор-блок, чтобы спускать и поднимать трал на ходу траулера, не причиняя при этом вреда ваерам. Теперь все свободное от различных судовых хлопот время он отдавал расчетам и чертежам . Томнее, это были просто черновые набросил, приблизительные кон­ туры будущего блока. Ему хотелось сделать его быстрее — манила и увлекала возможность в 145—2 р а за уве­ личить улов рыбы. Во время короткой стоянки в порту Анатолий Ивано­ вич увлек своей идеей старшего сына Юрия, который работает электриком в управлении механизации «Мур- м а н с к с т р с я » . В те дни в квартире Малыгиных допоздна не гас в окнах свет. Анатолий Иванович и Юрий сп е ­ шили. И вот настал день, когда капитан Малыгин принес свое детище, правда, еще в чертежах , в БРИЗ тралово­ го флота. Было это в 1961 году. А на следующий год, отправляясь в очередной рейс в Баренцево море на тра­ улере «Магнитогорск», ои взял с собой новый стопор- И с к а т е л блок, сделанный руками сына. Опытный обр а зец исполь­ зовали при работе на больших и малых глубинах, иа самых различных грунтах. По сравнению с преж ним — был во много р а з лучше, но требовал доводки. И изоб­ ретатели снова и снова проводили время за расчетами . — Изобретательство и рационализация очень по­ хожи на подъем в крутую гору. Пока поднимешься, мно­ го раз остановишься в поисках уступа , нуда поставить ногу. Бывает и на руках повисишь. А та и вниз , и с а ­ мому подножью скатишься. Тогда начинай все снача­ ла, — говорит Анатолий Иванович Малыгин. А ведь иногда бывает и таи: преодолеют люди гору, и оказывается — это ещ е ие ионец, ие самая вершина. Нужная-то вон сна , рядом: ещ е выше, ещ е ируче. И тогда ие у каждого, нто шел, хватит сил продолжать путь. Вперед уходят только самые настойчивые. Такие достигают вершины. Чувство беспокойства, поиска нового, пожалуй, одна из основных черт напитана Малыгина. Точнее — эта черта стала уж е фамильной. Юрин давно стал ие тсль- но помощником, но и соавтором многих работ. Увлечен, ность изобретательством, у сове рш енствовант о ми захва­ тила и Геннадия, Так вот втроем трубились они и_ над изготовлением упрсщенкого замка для трала. Юрий с помощью Генна­ дия сделали первый опытный образец , Анатолий Ивано­ вич испытал его в мере . Наверное, никогда не забудет Малыгин радость трал­ мейстера, который впервые воспользовался его заммом. Каи все просто и легко: нажал рычаг, и мешок открыт. А вскоре сыновья изготовили ещ е 10 опытных зам­ ков» с которыми вышли в море несколько траулеров . Оттуда поступали одобрительные отзывы, замечания* пожелания. — Надо начинать серийный выпуск замнов, — наста­ ивал напитан в БРИЗе тралового флота. — Обязательно будем , — заверили его. Но в«ремя шло, а замни н е появлялись. И он вспомнил другой случаи , который произошел два года назад. Сконструированные в 1959 году Малыгиным гаки поз­ воляли мгновенно соединять и разъединять переходны е концы с иабелями трала. Тралмейстер-наставник Иван Петрович Лиховцее, присутствующий на испытаниях иа .больших глубинах, дал им аысоиую оценку. Но спустя м пять лет ничего не было сделано, чтобы внедрить гаии на судох флота . Тогда ж е , просматривая журнал «Техника — молоде­ жи» , Анатолий Иванович прочел статью, в которой рек­ ламировался гак изобретателя США. Он был очень по­ хож на егв гак. Приоритет мог бы быть нашим, совет- сним Мог бы, но н е стал из-за того, что кто-то допустив непозволительное промедление. С замками для кутиа трала почти все повторилось. Почти — потому, что предложение все-таки оформлено • о Всесоюзном иомитете по делам открытий и и зобр е ­ тений с приоритетом Советского Союза. Итак, в семью Малыгиных пришла радостная весточ­ ка е виде авторского свидетельства на изобретение . Ра­ дость немного омрачена тем , что этих замков в с е ещ е нет на судак. Ведь для Анатолия Ивановича, Юрия Ана­ тольевича, как и для любого изобргтателя, самое глав­ ное — усидеть сво е детище в работе . Убедиться, что оно нужно людям, что не зря ему отданы труд, энергия , многие дин и месяцы. Г. ДНЕПРОВА*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz