Рыбный Мурман. 1967 г. Март.

ОТЧИТЫВАЕТСЯ КАПИТАН Президиум обкома профсоюза рабочих пищевой промышленно­ сти заслушал на своем заседании отчет капитана траулера ♦Днестр» топ. If]лилова о постановке работы по охране труда и технике безопасности. f Четыре года па корабле нет несчастных случаев. Большая за­ слуга в этом старшего помощника капитана тов. Парфёнова, стар­ шего мастера но добыче рыбы тов. Ефремцева, старшего механика тов. Породнила, боцмана топ. Жериосека, общественного инспекто­ ра по охране труда тов. Налькина, предсудкома тов. Карпенко. Они своевременно инструктируют моряков, обучают их передовым методам-труда, проверяют надежность судовых механизмов и уст­ ройств. Экипаж «Днестра» добивается и высоких производственных по­ казателей. План прошлого года но добыче рыбы значительно пере­ выполнен, сэкономлено JJ7 тонн топлива, сделано девять безре­ монтных стоянок. * Президиум обкома профсоюза одобрил опыт организации рабо­ ты по охране труда и технике безопасности на траулере «Днестр» и счел необходимым распространить обобщеншый технической ин­ спекцией материал на все суда флота рыбной промышленности бассейна. Экипаж траулера «Днестр» решением президиума обкома проф­ союза занесен в «Книгу трудовых подарков к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции». ' * Президиум обкома профсоюза отметил хорогпѵю организацию работы по охране труда и технике безопасности па траулерах: «По­ лярная правда», «Мелитополь», «Восток», ^Дагестан», «Вильнюс», «Медвежьегорск», «Магадан». ' Па протяжении шести лет не имеют случаев травматизма эки­ пажи СРТ 22. 16. 434, 4239, 4229, на протяжении трех лет — экипажи СРТ SiSk 13, 17, 21, 832, 833, 4200. А. КУЛИКОВ, технический инспектор обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности. На большом морозильном траулере «ТІовиков-Пробой» в ма­ шинной команде особенной добросовестностью и образцовым отно­ шением к уходу за механизмами отличаются третий механик Иван Ботвенко и моторист Петр Ашурок. На снимке: моторист Петр Ашурок (оправа) и третий механик Иван Ботвенко. Фото Г. Беглова. ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ За последние нескольно лет до­ быча рыбы в океане увеличива­ лась примерно на 8% в год. Со­ гласно <неноторым оценкам в дальнейшем вылов может быть увеличен в десять раз , причем это не поставит под угрозу унич­ тожения популяции промысловых рыб. Хотя кое-где прибрежные во* ды в значительной мере опусто ­ шены в результате чрезмерной , не опирающейся на научную основу эксплуатации. Чтобы обеспечить достаточный вылов рыбы, необхо­ димы разработка специальных технических средств (радиоэлект­ ронных и акустических), а также организация систематического наблюдения за перемещением скоплений промысловых объектов с целью разработки методики про­ мыслового прогноза. РАДИОСВЯЗЬ. Для изучения промысловых "• скоплений Япония впервые применила электронные средства. В сезон прохождения тунцов в прибрежных водах при помощи буев разбивалась прямо­ угольная сеть с квадратами 10x10 км. Каждому добывающему судну отводился один такой квад­ рат. Флагманское судно стояло на якоре вне периметра сетки и име­ ло двухстороннюю радиосвязь с д о . бывающими судами . Через рав­ номерные промежутки времени добывающие суда сообщали на флагман о своих уловах. Эти дан ­ ные наносились на планшет. Если в одном или нескольких квадра- .тах улов оказывался большим, туда направлялись корабли из со­ седних квадратов. Материалы таких повседневных съемок , проводившихся в течение нескольких лет, в конечном итоге позволили в общих чертах выявить пути миграций промысловых скоплений. ВЛИЯНИЕ ОКЕАНИЧЕСКОЙ СРЕ­ ДЫ НА ВЕЛИЧИНУ ВЫЛОВА. Из­ менения в состоянии океаниче­ ской среды — температура воды, течения и т. д. — вызывают и з ­ менения в распределении и чис­ ленности рыбы в соответствую­ щем районе и тем самым влияют на величину вылова. Гибель мо­ лоди и другие биологичесние фак­ торы в каной-то степени оказы ­ вают влияние на колебания уло­ вов, поскольку они сами подвер­ жены значительным колебаниям, однако многие океанографы и ихтиологи полагают, что перво­ причиной «странного поведения» кривых уловов могут быть и зм е­ нения условий среды, и в о собен ­ ности изменения температуры во­ ды. Температура тела холодно­ кровных животных, к которым относятся и рыбы, определяется температурой окружающей их ср е ­ ды. Меняясь всего на несколько градусов, температура воды ока­ зывает большое влияние на мета­ болизм и активность рыбы, на ко­ личество пищи, требуемой для под ­ держания их энергетического уров­ ня. Таким образом естественно , у рыб выработались такие реакции, которые «привязывают» их и до ­ вольно узкому интервалу темпе­ ратур и заставляют мигрировать, и е выходя за его пределы, д ер ­ жась ближе к некоторой опти­ мальной величине. Одним из примеров, подтверждающих это положение, может служить р е з ­ кий s спад уловов тунцовых в с е ­ верной части Тихого океана , по­ следовавший в 1957 г. в резуль ­ тате резкого изменения темпера­ турного режима в этом районе . СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЙ В ОКЕАНЕ. Для количественного оп ­ ределения температуры, солено­ сти, содержания растворенного кислорода, прозрачности воды и т. д . необходима^ всеобъемлю­ щая система наблюдений. Только имея исчерпывающие данные, с помощью вычислительной техники можно рассчитывать их значение и на этой основе делать точные прогнозы распределения и чис­ ленности промысловых рыб. Си­ стема наблюдений должна вклю­ чать в себя: 1. Корабли погоды, которые на­ ряду с наблюдениями за погодой должны систематически регистри­ ровать- температуру поверхност­ ного слоя воды. ,2. Вооружение некоторых кораб­ лей погоды батитермографами ра­ зового действия для исследования термодинамических процессов в деятельном слое океана до 600 — 1000 м. 3. Автоматические буйковые станции, снабженные системой датчиков для измерения . океано­ графических элементов на различ­ ных глубинах до 600 м. 4. Дополнительные посты, рас­ полагаемые с учетом системы оке ­ анических течений. 5. Самолеты, оборудованные ап­ паратурой для регистрации темпе­ ратуры поверхности океана по ИК-излучению и батитермографа­ ми разового действия для регист­ рации температуры в толще воды. 6. Карты облачности, получае­ мые со спутников. Такая система позволит полу­ чать представление о взаимодейст­ вии океана с атмосферой и о вза­ имоотношении рыб с океанической средой . АКУСТИЧЕСКОЕ ТРАССИРОВА­ НИЕ КРУПНЫХ РЫБ. Несколько лет назад ученые Американского музея естествознания начали р а з ­ работку устройства , позволяюще­ го в течение долгого времени и с больших расстояний следить за свободными перемещениями круп­ ных рыб. Акустическое устройство состо­ ит из четырех основных элемен­ тов: передатчика, прикрепляемого к телу рыбы, приемника, находя­ щегося на борту судна , двух под­ водных гидрофонов, горизонталь­ ные оси которых направляются под прямым углом друг к доугу , й специальной чувствительной при­ ставки. подключаемой, когда по­ лезный сигнал трудно выделить из-за помех . Передатчик заключен в водоне­ проницаемую алюминиевую иЗп- сулу длиной 260 и диаметром 64 мм. Она в е Л т в воде 960 г и способна .выдерживать давление 300 атм. УЗ-сигнал имеет частоту 38 кгц и длительность 50—100 м /сек через каждые 2 сек. Энергия со ­ общается от 13-в ртутной батареи , которая обеспечивает мощность 12 ат в течение 150 ч. Выполнен- ная в металле и опробованная сх е ­ ма хорошо работала при расстоя* нни д о рыбы 2 км и при скорости судна 20 км/ч. Дальность действия прибора б ез особого труда может быть значительно увеличена. Принятая частота звукового сиг­ нала лежит за слуховым порогом рыб и может приниматься сущ ест ­ вующими электронными схемами* Опыты, проведенные в 'лаборатор* ных условиях, показали, что рабо-і та передатчика, укрепленного на теле рыбы, не вызывает у послед­ ней никаких необычных реакций* Было проведено несколько опы­ тов на крупных рыбах в откры­ том океане . Сначала гидроакусти­ ческая капсула была укреплена на теле тигровой акулы весом 150 иг, выпущенной на глубине 55 м у. побережья о . Юпитер (Флорида)! Совершив странный «прыжок» длиной около 0,5 им, акула начала передвигаться взад-вперед по ак­ ватории в несколько квадратных километров на глубмне 27 —38 м и со скоростью около 6 км/ч. Оче­ видно, эта акватория была обыч^ ным местом обитания рыбы. Рас­ стояние от берега составляло 6 —* 8 км. Слежений продолжалось 4 ч . Другой опыт был проведен иа крупном тунце весом до 200 кг. Выпущенная рыба ср а зу погрузи­ лась на большую глубину, оче- видно, преследуемая крупной аку­ лой, и стала описывать неправиль-* ные круги диаметром до 1 км* Оторвавшись от преследователя , рыба поплыла в юго-западном на­ правлении со скоростью 5 — 22 км/ч. Слежение продолжалось 67 мин. Другой тунец таких ж е размеров был выпущен в 3 км к за ­ паду от рифа Литтл-Кэт. Животное сразу направилось на запад. До­ стигнув глубоких вод, оно повер­ нуло на юго-запад. Скорость дви­ жения была примерно постоянной 15 —20 км/ч. В конце опыта (2 ч. 15 мин.) расстояние от б ер е ­ га составляло 30 км. Для организации более продол­ жительных опытов необходимо дальнейшее совершенствование аппаратуры. Продолжение этих ра ­ бот имеет целью выяснение путей миграций тунцов, сардин, сельди и других рыб, образующих скопле­ ния. На второй ежегодной конферен­ ции Морского технологического общества, состоявшейся в июне 1966 г. в Вашингтоне, было отме­ чено, что прогресс в океанографии зависит в основном от развития электронного приборостроения. В. НЕФЕДЬЕВ. Н а д о в е р и т ь » В ОКРУГ, пронизыотая черную мглу луча ми ирожект* >ров, на десятки миль разброса­ ны СРТ. А затем небо, распахнув свою лохматую пасть, показыва­ ет тускло мерцающие звездочки. Погода не очень благоприятная, приходится подрабатывать, чтоб вожак ие лопнул. Наверно, уж нора выбирать сети. Старпом Иван Ефимович Архипов взгля­ нул на часы. Половина пятою. Пожалуй, рановато. Но, подняв­ шись на верхний мостик и оце­ пив обстановку, он твердо решил, что нора выбирать, иначе нане­ сет сети на чужой порядок. Эх, и жизнь пошла, в океане тесно стало. Иван Ефимович пошел будить команду, напевая: «Фигаро здесь, Фигаро там». Услышав стук, первым просыпается стар­ ший мастер по добыче Михаил Ивановну Ильин. Старпом ласко­ во говорит: «Вставайте, милые соколики». А в завершение он громко и весело добавляет: «Мощные косяки окружают нас, пора пробиваться. Подъем!» По£- ле этого матросы вскакивают, на­ девают робу, сапоги и бегут в корму. Быстро умывшись, съеда­ ют завтрак и выходят на палу­ бу. Боцман Александр Лукьянов и Михаил Иванович выбирают стояночный вожак, а остальные под руководством мастера но об­ работке Анатолия Запегина вы­ ливают воду из бочек. А ветер усиливается, дергает вожак. В згч> время стрелка на часах по­ казала ш еп ь . Эго но Гринвичу, а но московскому — девять. — Поводец! — кричит Михаил Иванович, и матросы Федор Шве­ дов и Юрий Лушин принимают поводец, заносят на сетевыбороч­ ную машинку. Захлопал вытяж­ ной рол, закрутились головки се­ товыборочной машинки, и белый каироновый трое потянулся из воды. Все с напряжением ждут, что даст сегодняшний дрейф. Промысловая обстановка напря­ женная, с каждым дрейфом рас­ тет задолженность но вылову рыбы. Первая сетка пустая, во вто­ рой мелькают отдельные рыби­ ны. Матросские лица хмурятся, движения становятся вялыми. Алексеи Александрович ушел в радиорубку слушать радиоео- вст. Второй штурман Иван Коню­ хов смотрит вперед, изредка бро­ сая взгляды на эхолот. Вокруг, куда нм кинь взгляд, юркие су­ денышки. Исключительно тяже­ лая промысловая обстановка в гітом году. Рыба держится на не­ большом пространстве, а судов... Тут мелькают и траулеры иност­ ранцев. и балтийских флотилий, и Беломорской базы гослова. Улов на второй день был бога­ тый. Настроение команды под­ нялось. Отличный поиск! Ч т о д е л а т ь ? Сколько штормовых дней поза­ ди? Океан словно решил дока­ зать, что он не мирится с тем, Хотя океан и штормил Опять из-за каких-то двадцати бочек надо полностью перекиды­ вать бочки в трюме, освобождать место. А после спуска бочек с рыбой в трюм снова бросать пу­ стые бочки на старое место. Ка­ питан Алексей Александрович Шестаков молчит. Вася Киржи- ков и Николай Титов работают ловко, уверенно. Главное — не отчаиваться, а трудиться с верой в свои силы. Только тогда придет успех. У д а ч н ы й пои ск Сети на борту. Матросы выбра­ сывают бочки из трюма, под го­ та клина я место для рыбы. В руб­ ке над промысловым планшетом задумался капитан. Где вести по­ иск? Утром несколько судов име­ ли богатые уловьт. Идти но пе­ ленгу? Приняв решение, капи­ тан поставил ручку телеграфа на «полный вперед». Поиск начался. От него зависит очередной улов. Пе найдешь косяк, значит, м завтра матросы будут т;шуть «нустышки». Трудно приходится штурманам, попробуй, ослабь внимание, в миг столкнешься с каким-нибудь ко­ раблем. Капитан приказал 'включить гидролокатор. Самописец эхолота записывал точечки. Богатых уло­ вов при такой записи никогда не бывает. Время бежало. Попада­ лись суда, уже выметавшие сети. Поиск продолжался. Рулевой Юрий Коваленко, не­ смотря на открытое окно в руле­ вой рубке, стоял разгоряченный. Не так-то просто вращать штур­ вал два часа. Матросы перед тем, как идти на руль во время поис­ ка, шутили: «Пошел в парилку». В рубку заглянул стармех, пришел «поболеть». • — Этот агрегат ие .подведет... Иван ; Ефимович, не успев за­ кончить, воскликнул:—Есть кон­ такт, слева—двадцать, с л о в а - с о ­ рок, слева—пятьдесят... Капитан скомандовал: . — Лево двадцать пять! Замерли параметры косяка. ’ — Можно метать, улов будет! —• радостно сказал второй штур­ ман Иван Конюхов. Стармех про­ ворчал: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь». что люди забирают его богатства. По моряки упорно отвоевывают богатые уловы. Как трудно при­ ходится им, с каким вниманием они слушают прогноз, надеясь услышать лро желанную штиле­ вую погоду. Мастера но добыче, механики, матросы засыпали ра­ диста вопросами: «Что обеща­ ют?..» Радист Валерий Колесник не выдерживает и каждый вечер вывешивает в салоне бюллетень погоды. В рубке курит Алексей Алек­ сандрович. Что делать? Записи эхолота хорошие, косяк плотный, но погода не сулит ничего пер­ спективного. На горизонте эамигали огіги. Алексей Александрович волнует­ ся. 1Голожение катастрофическое, невозможно ликвидировать из-за штормов задолженность по выло­ ву, а если плана не будет, пост­ радает в первую очередь экипаж. Каіждый дрейф сейчас дорог, ведь даже передовые .экипажи тоже не блещут успехами. Однако все равно нельзя опускать руки. •— Давай сигнал — метать бу­ дем, — кивнул капитан штурма­ ну Александру Бугаеву. Взвыл ревун. На палубу выска­ кивают ребята, удивленно перст глядываются: «Передавали штор­ мовую погоду, а мы мечем?» Ма-* стер лова Михаил Иванович Иль­ ин защищает ка «итапа: «Кто же за нас рыбу ловить будет, дядя, что ли?» Сети медленно поползли за борт: метали лагом, чтоб не на­ мотать сети на винт. Волны пе^ рекатываются через палубу, со­ леные брызги бьют в лицо. Мат­ росы злятся. Ночью шторм усилился. «Ай­ сай» наносило на соседний поря­ док. Пришлось отдаваться отстой я ночного вожака и штормовать’ рядом. А днем океан встал на дыбы, он бросал СРТ с гребня на гребок ь, ста ра ясь е го оп роктгнуть. — Просчитались мы с прогно­ зом, — горевал Алексей Алек­ сандрович. Но *и при всем том моірякн добились своего -г- рейсовое задаюие выполнили на 103 про-» цента. А. КОЛЕСОВ, наш внештат­ ный корреспондент. T toe jedeu f ШТт іпш ё Ш М © Ш ' ~ ч „Снова о халатности . В ответ на критические замечав ния, высказанные в корреспонден­ ции «Снова о халатности» («Рыб^ ный Мурман» 10 марта), сооб^ щаю, что за слабую организацию судовой службы на траулере «Со* ветская Конституция» на капита­ на Будкина А. М. наложено дис­ циплинарное взыскание. Н. ЩИП, главный капитан управления тралового флота*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz