Рыбный Мурман. 1967 г. Март.
ОТЧИТЫВАЕТСЯ КАПИТАН Президиум обкома профсоюза рабочих пищевой промышленно сти заслушал на своем заседании отчет капитана траулера ♦Днестр» топ. If]лилова о постановке работы по охране труда и технике безопасности. f Четыре года па корабле нет несчастных случаев. Большая за слуга в этом старшего помощника капитана тов. Парфёнова, стар шего мастера но добыче рыбы тов. Ефремцева, старшего механика тов. Породнила, боцмана топ. Жериосека, общественного инспекто ра по охране труда тов. Налькина, предсудкома тов. Карпенко. Они своевременно инструктируют моряков, обучают их передовым методам-труда, проверяют надежность судовых механизмов и уст ройств. Экипаж «Днестра» добивается и высоких производственных по казателей. План прошлого года но добыче рыбы значительно пере выполнен, сэкономлено JJ7 тонн топлива, сделано девять безре монтных стоянок. * Президиум обкома профсоюза одобрил опыт организации рабо ты по охране труда и технике безопасности на траулере «Днестр» и счел необходимым распространить обобщеншый технической ин спекцией материал на все суда флота рыбной промышленности бассейна. Экипаж траулера «Днестр» решением президиума обкома проф союза занесен в «Книгу трудовых подарков к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции». ' * Президиум обкома профсоюза отметил хорогпѵю организацию работы по охране труда и технике безопасности па траулерах: «По лярная правда», «Мелитополь», «Восток», ^Дагестан», «Вильнюс», «Медвежьегорск», «Магадан». ' Па протяжении шести лет не имеют случаев травматизма эки пажи СРТ 22. 16. 434, 4239, 4229, на протяжении трех лет — экипажи СРТ SiSk 13, 17, 21, 832, 833, 4200. А. КУЛИКОВ, технический инспектор обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности. На большом морозильном траулере «ТІовиков-Пробой» в ма шинной команде особенной добросовестностью и образцовым отно шением к уходу за механизмами отличаются третий механик Иван Ботвенко и моторист Петр Ашурок. На снимке: моторист Петр Ашурок (оправа) и третий механик Иван Ботвенко. Фото Г. Беглова. ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ За последние нескольно лет до быча рыбы в океане увеличива лась примерно на 8% в год. Со гласно <неноторым оценкам в дальнейшем вылов может быть увеличен в десять раз , причем это не поставит под угрозу унич тожения популяции промысловых рыб. Хотя кое-где прибрежные во* ды в значительной мере опусто шены в результате чрезмерной , не опирающейся на научную основу эксплуатации. Чтобы обеспечить достаточный вылов рыбы, необхо димы разработка специальных технических средств (радиоэлект ронных и акустических), а также организация систематического наблюдения за перемещением скоплений промысловых объектов с целью разработки методики про мыслового прогноза. РАДИОСВЯЗЬ. Для изучения промысловых "• скоплений Япония впервые применила электронные средства. В сезон прохождения тунцов в прибрежных водах при помощи буев разбивалась прямо угольная сеть с квадратами 10x10 км. Каждому добывающему судну отводился один такой квад рат. Флагманское судно стояло на якоре вне периметра сетки и име ло двухстороннюю радиосвязь с д о . бывающими судами . Через рав номерные промежутки времени добывающие суда сообщали на флагман о своих уловах. Эти дан ные наносились на планшет. Если в одном или нескольких квадра- .тах улов оказывался большим, туда направлялись корабли из со седних квадратов. Материалы таких повседневных съемок , проводившихся в течение нескольких лет, в конечном итоге позволили в общих чертах выявить пути миграций промысловых скоплений. ВЛИЯНИЕ ОКЕАНИЧЕСКОЙ СРЕ ДЫ НА ВЕЛИЧИНУ ВЫЛОВА. Из менения в состоянии океаниче ской среды — температура воды, течения и т. д. — вызывают и з менения в распределении и чис ленности рыбы в соответствую щем районе и тем самым влияют на величину вылова. Гибель мо лоди и другие биологичесние фак торы в каной-то степени оказы вают влияние на колебания уло вов, поскольку они сами подвер жены значительным колебаниям, однако многие океанографы и ихтиологи полагают, что перво причиной «странного поведения» кривых уловов могут быть и зм е нения условий среды, и в о собен ности изменения температуры во ды. Температура тела холодно кровных животных, к которым относятся и рыбы, определяется температурой окружающей их ср е ды. Меняясь всего на несколько градусов, температура воды ока зывает большое влияние на мета болизм и активность рыбы, на ко личество пищи, требуемой для под держания их энергетического уров ня. Таким образом естественно , у рыб выработались такие реакции, которые «привязывают» их и до вольно узкому интервалу темпе ратур и заставляют мигрировать, и е выходя за его пределы, д ер жась ближе к некоторой опти мальной величине. Одним из примеров, подтверждающих это положение, может служить р е з кий s спад уловов тунцовых в с е верной части Тихого океана , по следовавший в 1957 г. в резуль тате резкого изменения темпера турного режима в этом районе . СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЙ В ОКЕАНЕ. Для количественного оп ределения температуры, солено сти, содержания растворенного кислорода, прозрачности воды и т. д . необходима^ всеобъемлю щая система наблюдений. Только имея исчерпывающие данные, с помощью вычислительной техники можно рассчитывать их значение и на этой основе делать точные прогнозы распределения и чис ленности промысловых рыб. Си стема наблюдений должна вклю чать в себя: 1. Корабли погоды, которые на ряду с наблюдениями за погодой должны систематически регистри ровать- температуру поверхност ного слоя воды. ,2. Вооружение некоторых кораб лей погоды батитермографами ра зового действия для исследования термодинамических процессов в деятельном слое океана до 600 — 1000 м. 3. Автоматические буйковые станции, снабженные системой датчиков для измерения . океано графических элементов на различ ных глубинах до 600 м. 4. Дополнительные посты, рас полагаемые с учетом системы оке анических течений. 5. Самолеты, оборудованные ап паратурой для регистрации темпе ратуры поверхности океана по ИК-излучению и батитермографа ми разового действия для регист рации температуры в толще воды. 6. Карты облачности, получае мые со спутников. Такая система позволит полу чать представление о взаимодейст вии океана с атмосферой и о вза имоотношении рыб с океанической средой . АКУСТИЧЕСКОЕ ТРАССИРОВА НИЕ КРУПНЫХ РЫБ. Несколько лет назад ученые Американского музея естествознания начали р а з работку устройства , позволяюще го в течение долгого времени и с больших расстояний следить за свободными перемещениями круп ных рыб. Акустическое устройство состо ит из четырех основных элемен тов: передатчика, прикрепляемого к телу рыбы, приемника, находя щегося на борту судна , двух под водных гидрофонов, горизонталь ные оси которых направляются под прямым углом друг к доугу , й специальной чувствительной при ставки. подключаемой, когда по лезный сигнал трудно выделить из-за помех . Передатчик заключен в водоне проницаемую алюминиевую иЗп- сулу длиной 260 и диаметром 64 мм. Она в е Л т в воде 960 г и способна .выдерживать давление 300 атм. УЗ-сигнал имеет частоту 38 кгц и длительность 50—100 м /сек через каждые 2 сек. Энергия со общается от 13-в ртутной батареи , которая обеспечивает мощность 12 ат в течение 150 ч. Выполнен- ная в металле и опробованная сх е ма хорошо работала при расстоя* нни д о рыбы 2 км и при скорости судна 20 км/ч. Дальность действия прибора б ез особого труда может быть значительно увеличена. Принятая частота звукового сиг нала лежит за слуховым порогом рыб и может приниматься сущ ест вующими электронными схемами* Опыты, проведенные в 'лаборатор* ных условиях, показали, что рабо-і та передатчика, укрепленного на теле рыбы, не вызывает у послед ней никаких необычных реакций* Было проведено несколько опы тов на крупных рыбах в откры том океане . Сначала гидроакусти ческая капсула была укреплена на теле тигровой акулы весом 150 иг, выпущенной на глубине 55 м у. побережья о . Юпитер (Флорида)! Совершив странный «прыжок» длиной около 0,5 им, акула начала передвигаться взад-вперед по ак ватории в несколько квадратных километров на глубмне 27 —38 м и со скоростью около 6 км/ч. Оче видно, эта акватория была обыч^ ным местом обитания рыбы. Рас стояние от берега составляло 6 —* 8 км. Слежений продолжалось 4 ч . Другой опыт был проведен иа крупном тунце весом до 200 кг. Выпущенная рыба ср а зу погрузи лась на большую глубину, оче- видно, преследуемая крупной аку лой, и стала описывать неправиль-* ные круги диаметром до 1 км* Оторвавшись от преследователя , рыба поплыла в юго-западном на правлении со скоростью 5 — 22 км/ч. Слежение продолжалось 67 мин. Другой тунец таких ж е размеров был выпущен в 3 км к за паду от рифа Литтл-Кэт. Животное сразу направилось на запад. До стигнув глубоких вод, оно повер нуло на юго-запад. Скорость дви жения была примерно постоянной 15 —20 км/ч. В конце опыта (2 ч. 15 мин.) расстояние от б ер е га составляло 30 км. Для организации более продол жительных опытов необходимо дальнейшее совершенствование аппаратуры. Продолжение этих ра бот имеет целью выяснение путей миграций тунцов, сардин, сельди и других рыб, образующих скопле ния. На второй ежегодной конферен ции Морского технологического общества, состоявшейся в июне 1966 г. в Вашингтоне, было отме чено, что прогресс в океанографии зависит в основном от развития электронного приборостроения. В. НЕФЕДЬЕВ. Н а д о в е р и т ь » В ОКРУГ, пронизыотая черную мглу луча ми ирожект* >ров, на десятки миль разброса ны СРТ. А затем небо, распахнув свою лохматую пасть, показыва ет тускло мерцающие звездочки. Погода не очень благоприятная, приходится подрабатывать, чтоб вожак ие лопнул. Наверно, уж нора выбирать сети. Старпом Иван Ефимович Архипов взгля нул на часы. Половина пятою. Пожалуй, рановато. Но, подняв шись на верхний мостик и оце пив обстановку, он твердо решил, что нора выбирать, иначе нане сет сети на чужой порядок. Эх, и жизнь пошла, в океане тесно стало. Иван Ефимович пошел будить команду, напевая: «Фигаро здесь, Фигаро там». Услышав стук, первым просыпается стар ший мастер по добыче Михаил Ивановну Ильин. Старпом ласко во говорит: «Вставайте, милые соколики». А в завершение он громко и весело добавляет: «Мощные косяки окружают нас, пора пробиваться. Подъем!» По£- ле этого матросы вскакивают, на девают робу, сапоги и бегут в корму. Быстро умывшись, съеда ют завтрак и выходят на палу бу. Боцман Александр Лукьянов и Михаил Иванович выбирают стояночный вожак, а остальные под руководством мастера но об работке Анатолия Запегина вы ливают воду из бочек. А ветер усиливается, дергает вожак. В згч> время стрелка на часах по казала ш еп ь . Эго но Гринвичу, а но московскому — девять. — Поводец! — кричит Михаил Иванович, и матросы Федор Шве дов и Юрий Лушин принимают поводец, заносят на сетевыбороч ную машинку. Захлопал вытяж ной рол, закрутились головки се товыборочной машинки, и белый каироновый трое потянулся из воды. Все с напряжением ждут, что даст сегодняшний дрейф. Промысловая обстановка напря женная, с каждым дрейфом рас тет задолженность но вылову рыбы. Первая сетка пустая, во вто рой мелькают отдельные рыби ны. Матросские лица хмурятся, движения становятся вялыми. Алексеи Александрович ушел в радиорубку слушать радиоео- вст. Второй штурман Иван Коню хов смотрит вперед, изредка бро сая взгляды на эхолот. Вокруг, куда нм кинь взгляд, юркие су денышки. Исключительно тяже лая промысловая обстановка в гітом году. Рыба держится на не большом пространстве, а судов... Тут мелькают и траулеры иност ранцев. и балтийских флотилий, и Беломорской базы гослова. Улов на второй день был бога тый. Настроение команды под нялось. Отличный поиск! Ч т о д е л а т ь ? Сколько штормовых дней поза ди? Океан словно решил дока зать, что он не мирится с тем, Хотя океан и штормил Опять из-за каких-то двадцати бочек надо полностью перекиды вать бочки в трюме, освобождать место. А после спуска бочек с рыбой в трюм снова бросать пу стые бочки на старое место. Ка питан Алексей Александрович Шестаков молчит. Вася Киржи- ков и Николай Титов работают ловко, уверенно. Главное — не отчаиваться, а трудиться с верой в свои силы. Только тогда придет успех. У д а ч н ы й пои ск Сети на борту. Матросы выбра сывают бочки из трюма, под го та клина я место для рыбы. В руб ке над промысловым планшетом задумался капитан. Где вести по иск? Утром несколько судов име ли богатые уловьт. Идти но пе ленгу? Приняв решение, капи тан поставил ручку телеграфа на «полный вперед». Поиск начался. От него зависит очередной улов. Пе найдешь косяк, значит, м завтра матросы будут т;шуть «нустышки». Трудно приходится штурманам, попробуй, ослабь внимание, в миг столкнешься с каким-нибудь ко раблем. Капитан приказал 'включить гидролокатор. Самописец эхолота записывал точечки. Богатых уло вов при такой записи никогда не бывает. Время бежало. Попада лись суда, уже выметавшие сети. Поиск продолжался. Рулевой Юрий Коваленко, не смотря на открытое окно в руле вой рубке, стоял разгоряченный. Не так-то просто вращать штур вал два часа. Матросы перед тем, как идти на руль во время поис ка, шутили: «Пошел в парилку». В рубку заглянул стармех, пришел «поболеть». • — Этот агрегат ие .подведет... Иван ; Ефимович, не успев за кончить, воскликнул:—Есть кон такт, слева—двадцать, с л о в а - с о рок, слева—пятьдесят... Капитан скомандовал: . — Лево двадцать пять! Замерли параметры косяка. ’ — Можно метать, улов будет! —• радостно сказал второй штур ман Иван Конюхов. Стармех про ворчал: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь». что люди забирают его богатства. По моряки упорно отвоевывают богатые уловы. Как трудно при ходится им, с каким вниманием они слушают прогноз, надеясь услышать лро желанную штиле вую погоду. Мастера но добыче, механики, матросы засыпали ра диста вопросами: «Что обеща ют?..» Радист Валерий Колесник не выдерживает и каждый вечер вывешивает в салоне бюллетень погоды. В рубке курит Алексей Алек сандрович. Что делать? Записи эхолота хорошие, косяк плотный, но погода не сулит ничего пер спективного. На горизонте эамигали огіги. Алексей Александрович волнует ся. 1Голожение катастрофическое, невозможно ликвидировать из-за штормов задолженность по выло ву, а если плана не будет, пост радает в первую очередь экипаж. Каіждый дрейф сейчас дорог, ведь даже передовые .экипажи тоже не блещут успехами. Однако все равно нельзя опускать руки. •— Давай сигнал — метать бу дем, — кивнул капитан штурма ну Александру Бугаеву. Взвыл ревун. На палубу выска кивают ребята, удивленно перст глядываются: «Передавали штор мовую погоду, а мы мечем?» Ма-* стер лова Михаил Иванович Иль ин защищает ка «итапа: «Кто же за нас рыбу ловить будет, дядя, что ли?» Сети медленно поползли за борт: метали лагом, чтоб не на мотать сети на винт. Волны пе^ рекатываются через палубу, со леные брызги бьют в лицо. Мат росы злятся. Ночью шторм усилился. «Ай сай» наносило на соседний поря док. Пришлось отдаваться отстой я ночного вожака и штормовать’ рядом. А днем океан встал на дыбы, он бросал СРТ с гребня на гребок ь, ста ра ясь е го оп роктгнуть. — Просчитались мы с прогно зом, — горевал Алексей Алек сандрович. Но *и при всем том моірякн добились своего -г- рейсовое задаюие выполнили на 103 про-» цента. А. КОЛЕСОВ, наш внештат ный корреспондент. T toe jedeu f ШТт іпш ё Ш М © Ш ' ~ ч „Снова о халатности . В ответ на критические замечав ния, высказанные в корреспонден ции «Снова о халатности» («Рыб^ ный Мурман» 10 марта), сооб^ щаю, что за слабую организацию судовой службы на траулере «Со* ветская Конституция» на капита на Будкина А. М. наложено дис циплинарное взыскание. Н. ЩИП, главный капитан управления тралового флота*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz