Рыбный Мурман. 1967 г. Март.

Облов трески в толще воды Рыбаки нашего бассейна прояв­ ляют большой интерес к рабо­ там, проводимым в области пела­ гического лова трески. Это и іте удивительно. Ведь совсем недав­ но в Баренцевом море экипажи средних рътболовтшх траулеров №№ 151 и 132 сделали первую удачную попытку обловить трес­ ку в толще воды близнецовым тралом. За три траления было выловлено 570 центнеров трески. СРТ-Р-712 случайно обловил тре­ ску кошельковым неводом в Нор­ вежском море, к востоку от Ис­ ландии. Рыбаки прибрежного промысла тоже неоднократно об­ лавливали треску, сайду кошель* новыми неводами во время про­ мысла сельди. Летом 1966 года в Баренцевом море поисковый БМРТ «Нептун» и БМРТ-247 «Ви­ тебск» проводили эксперимен­ тальный лов трески в толще во­ ды разноглубинными тралами. Уловы у «Нептуна» на разроз­ ненных скоплениях трески в тол­ ще воды составляли 0,5 тонны за траление, а «Витебск», используя сетевой зонд, за 7 тралений вы­ ловил 60 центнеров крупной тре­ ски. Первые результаты позво­ ляют нам рассматривать возмож­ ности освоения весьма перспек­ тивного разноглубинного лова от­ кармливающейся трески в толще ,*воды. Обычно треску называют дон­ ной рыбой. Название это являет­ ся условным, так как нахождение трески у дна в течение жизнен- яѳго цикла, а также в различные сезоны года может сильно изме­ няться. Дано это название трес- не, вероятно, потому, что облав­ ливается она в основном придон­ ными орудиями лова: донными тралами, ярусами, придонными жаберными сетями. С примене­ нием гидроакустических прибо­ ров, а также гидростатов, батис­ кафов и подводных лодок со смотровыми иллюминаторами ста’ ло возможным проследить верти­ кальное распределение и переме­ щение трески в толще воды. Так, в Баренцевом море было установлено, что треска переме­ щается из района в район сред­ ними слоями воды. Нерестовые, кормовые, зимовальные миграции треска также совершает в толще воды, надолго покидая придон- вые слои. Например, в 1953 году у берегов Западной Гренландии вод влиянием гидрологических условий треска в период откор­ ма держалась исключительно в толще воды и для облова ее ис­ пользовали яруса в подвешенном состоянии. Нерестится треска в средних слоях воды, создавая нлотные концентрации, которые успешно облавливаются кошель­ ковыми неводами. В отдельные годы норвежцы вылавливают ко­ т е л ьков ыми не вода ми бол ее 1 млн. центнеров нерестовой тре­ ски. Сравнительно недавно ко­ шельковый лов трески стали раз­ вивать исландские рыбаки. Ре­ зультаты промысла превзошли все ожидания. Весной 1964 года суточный улов трески на судно, занимающееся кошельковым про­ мыслом, составил 132 тонны. Но­ вый способ лова трески оказался настолько эффективным, что ры­ баки за сезон заработали вдвое больше, чем раньше за год. Одна­ ко, как показывает анализ рай- Иа судне следующая аппаратура: гирокомпас Сперри, л&гЗаль, ра­ ди*ща ви гацион ный нрибо р J Iа- ран, два радара (Кальвин-Хыоде 14/9 и Декка 672), два эхолота (Скам 610 и Келвин), две фишлу- ны (Элак и Келвин), радпокорот- коволповый приемник и аппарат УН Г. Установлен сетевой зонд марки Атлас-Верк-Верке. Трало­ вая лебедка, на барабаны которой вмещается по 1200 метров ваеров, установлена на самой задней ча­ сти кормы, вместе с подвижной стрелой, выпускающей кабель за правый борт. ПРОМЫСЛА онов кошелькового промысла трески, они приурочены к мес­ там нереста и, как правило, на­ ходятся в территориальных водах того или иного государства. В на­ ших водах местное стадо трески нерестится в Мотовском заливе. В довоенный период здесь дейст­ вительно часто наблюдались плотные косяки нерестовой тре­ ски. В последние годы с умень­ шением запасов трески, а, воз­ можно, и с похолоданием южной части моря значение Мотовского залива, как района нереста, сни­ зилось. Поэтому для нашего фло­ та будут более перспективны спо­ собы лова трески в толще воды в открытой части моря. В этой свя­ зи весьма перспективным пред­ ставляется облов скоплений от­ кармливающейся трески в толще воды разноглубинным тралом. Немецкие и французские рыба­ ки уже добились определенных успехов в этой области. Так, в 1962 году западногерманский тра­ улер «Шлезвиг», работая разно­ глубинным тралом у Западной Гренландии, выловил за 37 дней 750 тонн трески. В марте 1965 года французские специалисты на банках Лабрадо­ ра проводили опыты пелагиче­ ского лова трески с борта трау­ лера. Основной задачей было оп­ ределить возможность разноглу­ бинного промысла трески на обычных местах работы судов с донным тралом. При оценке рен­ табельности было принято во внимание сравнение производи­ тельности классического донного и пелагического тралов. Французский траулер — судно бортового траления, длиной 73 метра и водоизмещением 1397 . тонн. Главный двигатель «Ман» 1600 л. с. Траловая лебедка снаб­ жена электродвигателем 150 л. с. Перед тем, как перейти к опи­ санию тралового вооружения, не­ обходимо отметить некоторые не­ достатки судна, препятствовав­ шие в различной мере успешному проведению опытов. Прежде все­ го, на судне с бортовым тралени­ ем затрудняется циркуляция пе­ лагического трала. Свободное ме­ сто для ремонта орудий лова или замены оснастки ограничивается площадью в несколько квадрат­ ных метров перед лебедкой. К перечисленным недостаткам при­ бавляется сравнительно слабый двигатель по отношению к тонна­ жу корабля. Траловая лебедка из- за недостаточно мощного дви­ гателя может вращать барабан со скоростью 1 м/сек. Кроме того, практически невозможно прово­ дить циркуляцию и вытравлива­ ние ваеров для лова на различ­ ных глубинах. ГІо мнению фран­ цузских специалистов, идеаль­ ный рыболовный траулер для осуществления пелагического ло­ ва должен быть судном кормово­ го траления с крытой палубой. Для проведения опытов по об­ лову трески в толще воды при­ менялись пелагические тралы размерами: 36,3x2 и 31,7x2. Трал 36.3x2 с двумя симметрич­ ными плоскостями, периметр рас­ крытия устья трала составляет 600 ячей с размером ячеи 100 миллиметров. Трал, размером 31,7x2 имеет более короткие кры­ лья, он легкий в работе и более прочный на случай приближения ко дну. Эти два трала были изготовле­ ны полностью из нейлона, кры­ лья и основная часть мотни из­ готовлены из сеточника диамет­ ром 3 миллиметра, конец одно­ рядного мешка — из 4 миллимет­ ров, а двухрядный мешок из 4— 5 миллиметров сеточника. По верхней подборе трал оснащается 50—60 кухтылями. Ввиду того, что поверхность дна Лабрадора очень твердая, вариант с резиновыми дисками использовался только при разно­ глубинном лове, тогда как вари­ ант с бобинцами применялся в нолупелагическом промысле с касанием дна. При такой схеме вооружения и положении нижней подборы по отношению к поверх­ ности дна вертикальное раскры­ тие трала изменялось от 8 до і і метров. При экспериментах использо­ вались два типа досок: овальные однощелевые доски системы Матросова (размер 3100x1800 мил­ лиметров, вес 1100 килограммов) и прямоугольные доски (ЗОООх 1600 миллиметров, вес 900 кило граммов), причем дуги их крепи­ лись выше обычного на 6 санти­ метров. В чисто пелагическом вариан­ те овальные доски Матросова, по мнению французских специали­ стов, очень устойчивы благодаря тому, что их центр тяжести рас­ положен вблизи от оси крепления ва ера к дугам. Для сравиения реп табельност и пелагического лова трески фик- сировались результаты донных тралений тралами классического образца (размер верхней подбо­ ры равеп 25,5 метра). Средний вылов на час траления донным тралом (20 тралений) составил 20,7 центнера (в этом подсчете не учтены 35 неудачных тралений по неустановленной причине). В то же время средний вылов на час траления (при проведении 21 траления) пелагическим тралом составляет 25,5 центнера. Это иа 20 процентов выше производи тельности донного трала. Наи­ больший вылов при пелагиче­ ском лове составил 112 центнеров трески за 2 часа 30 минут. Используя накопленный опыт но добыче трески в толще воды, иностранные специалисты про должают осваивать разноглубин­ ный лов донных рыб в период, когда снижается производитель­ ность лова донным тралом. Наши рыбаки имеют все воз можности начать работы по ос­ воению разноглубинного лова трески и других рыб в районах Западной Гренландии, Лабрадо­ ра, Флемиш-Капа и Джорджес- банки О. ДАНИЛЕНКО, В. ЗИЛА- БОВ, — сотрудники иром- разведки. По следам наших выступлений „Судно стало в док. . .“ Статья «Судно стало в док...», опубликованная в номере «Рыб­ ного Мурмана» за 10 марта, пра* внльно отражает недостатки со стороны судовладельцев и судоре­ монтников в организации доково­ го ремонта судов. Сроки текущего докования можно значительно сократить. Главным управлением «Севры- ба» утверждены мероприятия по повышению суточной отработки на судах доково-слипового ремонта. Они предусматривают изготовле­ ние новой технологической осна­ стки, приобретение нового обору­ дования, сокращение фронта ра- бот, организацию двух- и трех­ сменной работы, изготовление за­ пасных деталей и др. В статье правильно отмечено низкое качество ремонтных ведо­ мостей, представляемых заказчи­ ком, и неудовлетворительное со­ стояние дел с подготовкой судна к ремонту. В связи с этим началь­ нику доково-слипового цеха дано указание строго выполнять поло­ жение о доковом ремонте в части своевременного и доброкачествен­ ного представления ремонтных ве­ домостей и технической докумен­ тации, не принимать в ремонт суда, не отвечающие требованиям про­ тивопожарной безопасности и са ­ нитарных норм. Что касается ускорения очистки судов и особенно их внутренних отсеков, то в настоящее время техническим отделом судоверфи рассматривается документация во внедрению опыта родственных предприятий, организовавших хи­ мическую очистку. Работниками заводской лабора­ тории метод определения толщи­ ны листов без их сверловки на ря­ де судов освоен. По заяв­ лению работников заводской ла- боратории, они готовы к примене­ нию . ультразвукового толщиноме­ ра. Однако из-за несовершенства имеющейся на верфи аппаратуры она может применяться только нри положительных температурах. В. КРУМИН, генеральный ди­ ректор судоремонтного объ- единения. СТАРТ ВЗЯТ ХОРОШИЙ (Окончание. ІІач . на 1 стр .) . глядит гораздо лучше многих судов, которые всего три—четы­ ре года назад находились в ма­ лом капитальном ремонте. Я попросил тов. Тяни кова рас­ сказать о работе партийной ор­ ганизации, о роли коммунистов на корабле. — Коммунистов у нас пятеро. Капитан, второй механик, радист, помощник мастера по обработке рыбы и я . Каждый постоянно помнит о долге высоко нести звание члена партии. Коммуни­ сты подают пример в труде, за­ нимаются воспитанием своих то­ варищей по работе. В минувшем рейсе агитацион­ но-массовая работа была направ­ лена на успешное проведение выборов в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы. В беседах с моряками показывали преимущество нашего советского строя, рассказывали о наших иандидатах в депутаты. —А часты ли на корабле нару­ шения трудовой дисциплины? С ответом на этот вопрос Апд- р ей ‘: І2гор<цр,цч оказался в затруд­ нений. Давно уже их не было. А вот поощрения имеют почти все члены экипажа. За досрочное вы­ полнение квартального плана ка­ питан только в последнем при­ казе но судну объявил благодар­ н о с т и двадцати морякам» — Для разгильдяев у нас на корабле не климат, — рассказы­ вали другие моряки. — Помним, месяца три назад пришел на суд­ но новичок. Пришел «под газом» да еще с бутылкой водки. «Выпь­ ем, братва, для знакомства», го­ ворит. Послали его подальше, чтоб не мешал готовить судно к отходу. Минут десять бегал по палубе с бутылкой, но так никто ему компании и не составил. А в море мы его и не видели. Види­ мо, понял, что на «Чите» ему не сдобровать. На «Чите» в почете мастера первой руки, такие, о ком уже рассказано выше. Как, скажем, консервный мастер Александр Николаевич Жидконогов, началь­ ник радиостанции Иван Григорь­ евич Климов, старший машинист Владимир Гордеевич Карпенко, повар Сергей Петрович Шитиков, боцман Леонид Иванович Рыба­ ков, матросы Александр Алек­ сандрович Гіатраков и Николай Васильевич Годаров. Таким людям, такому экипажу под силу любые дела. И хочется верить, что во втором и третьем кварталах экипаж добьется еще лучших производственно-финан­ совых показателей. Но хочется сделать упрек комапдовапию корабля, партий­ ной организации и судовому ко- ■ митету. Моряки «Т1иты» вызвали ■ на соревнование экипаж трау- 5 лера «Тагил». А вот о том, как ■ идет это соревнование, кто впе- | реди, на судне не знают. g — Подведем итоги в конце го- £ да, тогда все и выяснится, — от- н вечали те, к кому я обращался с ■ вопросом. I Получается, что соревнование ■ организовано формально.—А ведь ■ не трудно связаться по радио ■ с управлением флота, с кораблем- | соперником и запросить ре- ■ зультаты нроизводствепно-фи- ■ на псовой деятельности. Офор- ■ мить в салоне экран соревнова- ■ ния. Это вызовет здоровое тру- ■ довое соперничество, стремление ■ работать лучше, чтобы выйти но- ■ бедителем. ё Можно изучить передовые при- ^ емы труда, которые имеются на ■ обоих траулерах. Короче говоря, ■ можно многое сделать для успе- □ ха соревнования, если проявить ■ инициативу. ? В. ЕВГЕНЬЕВ . ■■ Коммунист Петр Митин пла- І вает электриком на производ­ ственном рефрижераторе «Пе­ ремыиіль». Он — один из пере­ довиков этого коллектива. На снимке: Петр Митин за работой. Щ Фото Г Беглева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz