Рыбный Мурман. 1967 г. Март.
Облов трески в толще воды Рыбаки нашего бассейна прояв ляют большой интерес к рабо там, проводимым в области пела гического лова трески. Это и іте удивительно. Ведь совсем недав но в Баренцевом море экипажи средних рътболовтшх траулеров №№ 151 и 132 сделали первую удачную попытку обловить трес ку в толще воды близнецовым тралом. За три траления было выловлено 570 центнеров трески. СРТ-Р-712 случайно обловил тре ску кошельковым неводом в Нор вежском море, к востоку от Ис ландии. Рыбаки прибрежного промысла тоже неоднократно об лавливали треску, сайду кошель* новыми неводами во время про мысла сельди. Летом 1966 года в Баренцевом море поисковый БМРТ «Нептун» и БМРТ-247 «Ви тебск» проводили эксперимен тальный лов трески в толще во ды разноглубинными тралами. Уловы у «Нептуна» на разроз ненных скоплениях трески в тол ще воды составляли 0,5 тонны за траление, а «Витебск», используя сетевой зонд, за 7 тралений вы ловил 60 центнеров крупной тре ски. Первые результаты позво ляют нам рассматривать возмож ности освоения весьма перспек тивного разноглубинного лова от кармливающейся трески в толще ,*воды. Обычно треску называют дон ной рыбой. Название это являет ся условным, так как нахождение трески у дна в течение жизнен- яѳго цикла, а также в различные сезоны года может сильно изме няться. Дано это название трес- не, вероятно, потому, что облав ливается она в основном придон ными орудиями лова: донными тралами, ярусами, придонными жаберными сетями. С примене нием гидроакустических прибо ров, а также гидростатов, батис кафов и подводных лодок со смотровыми иллюминаторами ста’ ло возможным проследить верти кальное распределение и переме щение трески в толще воды. Так, в Баренцевом море было установлено, что треска переме щается из района в район сред ними слоями воды. Нерестовые, кормовые, зимовальные миграции треска также совершает в толще воды, надолго покидая придон- вые слои. Например, в 1953 году у берегов Западной Гренландии вод влиянием гидрологических условий треска в период откор ма держалась исключительно в толще воды и для облова ее ис пользовали яруса в подвешенном состоянии. Нерестится треска в средних слоях воды, создавая нлотные концентрации, которые успешно облавливаются кошель ковыми неводами. В отдельные годы норвежцы вылавливают ко т е л ьков ыми не вода ми бол ее 1 млн. центнеров нерестовой тре ски. Сравнительно недавно ко шельковый лов трески стали раз вивать исландские рыбаки. Ре зультаты промысла превзошли все ожидания. Весной 1964 года суточный улов трески на судно, занимающееся кошельковым про мыслом, составил 132 тонны. Но вый способ лова трески оказался настолько эффективным, что ры баки за сезон заработали вдвое больше, чем раньше за год. Одна ко, как показывает анализ рай- Иа судне следующая аппаратура: гирокомпас Сперри, л&гЗаль, ра ди*ща ви гацион ный нрибо р J Iа- ран, два радара (Кальвин-Хыоде 14/9 и Декка 672), два эхолота (Скам 610 и Келвин), две фишлу- ны (Элак и Келвин), радпокорот- коволповый приемник и аппарат УН Г. Установлен сетевой зонд марки Атлас-Верк-Верке. Трало вая лебедка, на барабаны которой вмещается по 1200 метров ваеров, установлена на самой задней ча сти кормы, вместе с подвижной стрелой, выпускающей кабель за правый борт. ПРОМЫСЛА онов кошелькового промысла трески, они приурочены к мес там нереста и, как правило, на ходятся в территориальных водах того или иного государства. В на ших водах местное стадо трески нерестится в Мотовском заливе. В довоенный период здесь дейст вительно часто наблюдались плотные косяки нерестовой тре ски. В последние годы с умень шением запасов трески, а, воз можно, и с похолоданием южной части моря значение Мотовского залива, как района нереста, сни зилось. Поэтому для нашего фло та будут более перспективны спо собы лова трески в толще воды в открытой части моря. В этой свя зи весьма перспективным пред ставляется облов скоплений от кармливающейся трески в толще воды разноглубинным тралом. Немецкие и французские рыба ки уже добились определенных успехов в этой области. Так, в 1962 году западногерманский тра улер «Шлезвиг», работая разно глубинным тралом у Западной Гренландии, выловил за 37 дней 750 тонн трески. В марте 1965 года французские специалисты на банках Лабрадо ра проводили опыты пелагиче ского лова трески с борта трау лера. Основной задачей было оп ределить возможность разноглу бинного промысла трески на обычных местах работы судов с донным тралом. При оценке рен табельности было принято во внимание сравнение производи тельности классического донного и пелагического тралов. Французский траулер — судно бортового траления, длиной 73 метра и водоизмещением 1397 . тонн. Главный двигатель «Ман» 1600 л. с. Траловая лебедка снаб жена электродвигателем 150 л. с. Перед тем, как перейти к опи санию тралового вооружения, не обходимо отметить некоторые не достатки судна, препятствовав шие в различной мере успешному проведению опытов. Прежде все го, на судне с бортовым тралени ем затрудняется циркуляция пе лагического трала. Свободное ме сто для ремонта орудий лова или замены оснастки ограничивается площадью в несколько квадрат ных метров перед лебедкой. К перечисленным недостаткам при бавляется сравнительно слабый двигатель по отношению к тонна жу корабля. Траловая лебедка из- за недостаточно мощного дви гателя может вращать барабан со скоростью 1 м/сек. Кроме того, практически невозможно прово дить циркуляцию и вытравлива ние ваеров для лова на различ ных глубинах. ГІо мнению фран цузских специалистов, идеаль ный рыболовный траулер для осуществления пелагического ло ва должен быть судном кормово го траления с крытой палубой. Для проведения опытов по об лову трески в толще воды при менялись пелагические тралы размерами: 36,3x2 и 31,7x2. Трал 36.3x2 с двумя симметрич ными плоскостями, периметр рас крытия устья трала составляет 600 ячей с размером ячеи 100 миллиметров. Трал, размером 31,7x2 имеет более короткие кры лья, он легкий в работе и более прочный на случай приближения ко дну. Эти два трала были изготовле ны полностью из нейлона, кры лья и основная часть мотни из готовлены из сеточника диамет ром 3 миллиметра, конец одно рядного мешка — из 4 миллимет ров, а двухрядный мешок из 4— 5 миллиметров сеточника. По верхней подборе трал оснащается 50—60 кухтылями. Ввиду того, что поверхность дна Лабрадора очень твердая, вариант с резиновыми дисками использовался только при разно глубинном лове, тогда как вари ант с бобинцами применялся в нолупелагическом промысле с касанием дна. При такой схеме вооружения и положении нижней подборы по отношению к поверх ности дна вертикальное раскры тие трала изменялось от 8 до і і метров. При экспериментах использо вались два типа досок: овальные однощелевые доски системы Матросова (размер 3100x1800 мил лиметров, вес 1100 килограммов) и прямоугольные доски (ЗОООх 1600 миллиметров, вес 900 кило граммов), причем дуги их крепи лись выше обычного на 6 санти метров. В чисто пелагическом вариан те овальные доски Матросова, по мнению французских специали стов, очень устойчивы благодаря тому, что их центр тяжести рас положен вблизи от оси крепления ва ера к дугам. Для сравиения реп табельност и пелагического лова трески фик- сировались результаты донных тралений тралами классического образца (размер верхней подбо ры равеп 25,5 метра). Средний вылов на час траления донным тралом (20 тралений) составил 20,7 центнера (в этом подсчете не учтены 35 неудачных тралений по неустановленной причине). В то же время средний вылов на час траления (при проведении 21 траления) пелагическим тралом составляет 25,5 центнера. Это иа 20 процентов выше производи тельности донного трала. Наи больший вылов при пелагиче ском лове составил 112 центнеров трески за 2 часа 30 минут. Используя накопленный опыт но добыче трески в толще воды, иностранные специалисты про должают осваивать разноглубин ный лов донных рыб в период, когда снижается производитель ность лова донным тралом. Наши рыбаки имеют все воз можности начать работы по ос воению разноглубинного лова трески и других рыб в районах Западной Гренландии, Лабрадо ра, Флемиш-Капа и Джорджес- банки О. ДАНИЛЕНКО, В. ЗИЛА- БОВ, — сотрудники иром- разведки. По следам наших выступлений „Судно стало в док. . .“ Статья «Судно стало в док...», опубликованная в номере «Рыб ного Мурмана» за 10 марта, пра* внльно отражает недостатки со стороны судовладельцев и судоре монтников в организации доково го ремонта судов. Сроки текущего докования можно значительно сократить. Главным управлением «Севры- ба» утверждены мероприятия по повышению суточной отработки на судах доково-слипового ремонта. Они предусматривают изготовле ние новой технологической осна стки, приобретение нового обору дования, сокращение фронта ра- бот, организацию двух- и трех сменной работы, изготовление за пасных деталей и др. В статье правильно отмечено низкое качество ремонтных ведо мостей, представляемых заказчи ком, и неудовлетворительное со стояние дел с подготовкой судна к ремонту. В связи с этим началь нику доково-слипового цеха дано указание строго выполнять поло жение о доковом ремонте в части своевременного и доброкачествен ного представления ремонтных ве домостей и технической докумен тации, не принимать в ремонт суда, не отвечающие требованиям про тивопожарной безопасности и са нитарных норм. Что касается ускорения очистки судов и особенно их внутренних отсеков, то в настоящее время техническим отделом судоверфи рассматривается документация во внедрению опыта родственных предприятий, организовавших хи мическую очистку. Работниками заводской лабора тории метод определения толщи ны листов без их сверловки на ря де судов освоен. По заяв лению работников заводской ла- боратории, они готовы к примене нию . ультразвукового толщиноме ра. Однако из-за несовершенства имеющейся на верфи аппаратуры она может применяться только нри положительных температурах. В. КРУМИН, генеральный ди ректор судоремонтного объ- единения. СТАРТ ВЗЯТ ХОРОШИЙ (Окончание. ІІач . на 1 стр .) . глядит гораздо лучше многих судов, которые всего три—четы ре года назад находились в ма лом капитальном ремонте. Я попросил тов. Тяни кова рас сказать о работе партийной ор ганизации, о роли коммунистов на корабле. — Коммунистов у нас пятеро. Капитан, второй механик, радист, помощник мастера по обработке рыбы и я . Каждый постоянно помнит о долге высоко нести звание члена партии. Коммуни сты подают пример в труде, за нимаются воспитанием своих то варищей по работе. В минувшем рейсе агитацион но-массовая работа была направ лена на успешное проведение выборов в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы. В беседах с моряками показывали преимущество нашего советского строя, рассказывали о наших иандидатах в депутаты. —А часты ли на корабле нару шения трудовой дисциплины? С ответом на этот вопрос Апд- р ей ‘: І2гор<цр,цч оказался в затруд нений. Давно уже их не было. А вот поощрения имеют почти все члены экипажа. За досрочное вы полнение квартального плана ка питан только в последнем при казе но судну объявил благодар н о с т и двадцати морякам» — Для разгильдяев у нас на корабле не климат, — рассказы вали другие моряки. — Помним, месяца три назад пришел на суд но новичок. Пришел «под газом» да еще с бутылкой водки. «Выпь ем, братва, для знакомства», го ворит. Послали его подальше, чтоб не мешал готовить судно к отходу. Минут десять бегал по палубе с бутылкой, но так никто ему компании и не составил. А в море мы его и не видели. Види мо, понял, что на «Чите» ему не сдобровать. На «Чите» в почете мастера первой руки, такие, о ком уже рассказано выше. Как, скажем, консервный мастер Александр Николаевич Жидконогов, началь ник радиостанции Иван Григорь евич Климов, старший машинист Владимир Гордеевич Карпенко, повар Сергей Петрович Шитиков, боцман Леонид Иванович Рыба ков, матросы Александр Алек сандрович Гіатраков и Николай Васильевич Годаров. Таким людям, такому экипажу под силу любые дела. И хочется верить, что во втором и третьем кварталах экипаж добьется еще лучших производственно-финан совых показателей. Но хочется сделать упрек комапдовапию корабля, партий ной организации и судовому ко- ■ митету. Моряки «Т1иты» вызвали ■ на соревнование экипаж трау- 5 лера «Тагил». А вот о том, как ■ идет это соревнование, кто впе- | реди, на судне не знают. g — Подведем итоги в конце го- £ да, тогда все и выяснится, — от- н вечали те, к кому я обращался с ■ вопросом. I Получается, что соревнование ■ организовано формально.—А ведь ■ не трудно связаться по радио ■ с управлением флота, с кораблем- | соперником и запросить ре- ■ зультаты нроизводствепно-фи- ■ на псовой деятельности. Офор- ■ мить в салоне экран соревнова- ■ ния. Это вызовет здоровое тру- ■ довое соперничество, стремление ■ работать лучше, чтобы выйти но- ■ бедителем. ё Можно изучить передовые при- ^ емы труда, которые имеются на ■ обоих траулерах. Короче говоря, ■ можно многое сделать для успе- □ ха соревнования, если проявить ■ инициативу. ? В. ЕВГЕНЬЕВ . ■■ Коммунист Петр Митин пла- І вает электриком на производ ственном рефрижераторе «Пе ремыиіль». Он — один из пере довиков этого коллектива. На снимке: Петр Митин за работой. Щ Фото Г Беглева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz