Рыбный Мурман. 1967 г. Март.
ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ТРУДНОСТИ-К ПОБЕДЕ! (Окончание. Нач. на 1-й стр. ) так ощущается штормовой ветер. Такое утверждение было бы правильным несколько лет назад, когда рыбо ловная зона иностранного государства составляла здесь всего 4 милн, но сейчас она увеличена и фактически базы стояли в 30 милях от земли. На совете с такими возражениями выступили капи таны БМРТ №№ 405, 236, 254 и других судов. Они же предложили оставить базы на БИВ. Руководители про мыслом согласились, но в адрес главка полетела ради-* ограмма о плохих условиях перегрузки рыбы и о воз можных повреждениях кораблей. Вот тогда-то и по ступило распоряжение из порта направить плавбазы к мысу Рейс. Теперь посмотрим на фактическую сторону дела. Экипаж «Н. Островского* на сдачу 265 тони мороже ной рыбы потратил семь суток, из них четверо — уш ло на перебежку. Что и говорить: дорогое удовольст вие. А малое количество сданной продукции объясня ется... неблагоприятными погодными условиями. Такая участь постигла и коллектив «Дружбы», которому ре шение руководства обошлось, правда, меньшим ущер бом: он пять дней и ночей не занимался ловом рыбы. Чтобы доказать правильность доводов капитанов, выс-* тупавших на совете, достаточно привести другой при мер. На «Виктор Лягин», находившийся на БНБ, про мысловики «Н. Островского» сдали за сутки 500 тонн груза. Это еще раз подтверждает: неурядицы на про мысле объясняются не всегда объективными причи нами. Есть у моряков «Н. Островского» претензии к руко водителю судов управления «Севрыбхолодфлот» тов. Гаврилову и другого порядка. Приняв корабль у своих предшественников, они сразу побеспокоились о попол нении запасов продуктов котлового довольствия и су ровой лавочки, так как ассортимент их на судне остав лял желать много лучшего. Официальная радиограм ма была подана тов. Гаврилову. Продукты доставил «Суриков», на который моряки БМГТ-254 должны были сдавать рыбу. Капитан Ю. Н. Дунаев попросил своего коллегу с транспортного реф рижератора учесть этот факт. Но получилось так, что продукты котлового довольствия они получили с это го. судна, а судовой лавки — с «Полярной звезды», причем не полностью те, что заказывали, хотя дефи цитных товаров не просили. Мы не беремся судить, кто в данном случае виноват: тов. Гаврилов или ка питан-директор «Сурикова», но факт — упрямая вещь. И:*-за неразберихи моряки нотеряли примерно 15 ча сов промыслового времени. И это когда «баз в море хватало». ! Потерянные тысячи ‘ На «Н. Островском» я стал невольным свидетелем разговора номлолита Филиппа Николаевича Чумака с моряком, который, по всей видимости, ходил на этом судне раньше и теперь заглянул сюда по старой памя ти. Речь шла о старшем мастере по добыче рыбы Иго ре Курамшине, несколько лет плававшем на БМРТ-254. В минувшем рейсе его не было, и, как понял, его на правили на другой траулер. — Беда с этими подменными командами, — сетовал іюмполит, — может, при таком положении и получа ется выигрыш в количестве добытой рыбы, но мы же теряем кадры, Оамое главное для производительного труда, сохранения материальной части корабля. Под менный специалист считает себя гостем, потому что знает: в следующее плавание он пойдет на другом судне. И к этому нельзя не прислушаться. Ведь совсем не давно во все колокола били по поводу непостоянства судовых экипажей; в этом смысле отдел кадров всегда старался закрепить за каждым траулером определен н ы й состав моряков. А сейчас вот только на «II. Ост ровском» сменились тралмейстер, старший механик, штурманы, другие специалисты, не говоря уже о про изводственной команде. И так почти на каждом БМРТ, работающем на сдвоенном рейсе. В конечном счете это обернется не в пользу тралового флота. Если вопрос с кадрами и требует большого осмысли вания, то в другом руководители старейшего рыбопро мыслового ф лота страны допускают непростительную недоработку. В частности, речь пойдет об инженерах отдела добычи. Интересуясь «секретами» работы мае-* теров по добыче БМРТ-254, я задал одному из них —• Владимиру Лысову — обыкновенный вопрос: не при меняли ли чего нового в оснастке, вооружении орудий лова? — Да нет, все было как обычно. Правда, укоротили стопорные концы для спуска трала, но это не новое дело. А предложил его мой напарнкк со второй вахты Крылов, — ответил Владимир. Оказывается, он имел в виду способ, внедренный на «Дружбе» Н. Высоцким, рассказ о котором опублико- ван в 34-м номере технического листка БТИ за прош лый год. Здесь следует дословно привести текст: «В настоящее время на судах кормового траления спуск—» подъем трала осуществляется при помощи длинпых стопорных оттяжек, что вызывает неудобство и трудо~ емкость в работе... Для работы с короткими стопорными оттяжками не обходимо провести по обоим бортам слипа леер—сталь ной трос диаметром 22,5 мм и укрепить его следую* іцим образом: один конец леера закреплен на кнехт и проходит через клюз на кормовом срезе, другой —* закреплен с помощью скобы к рыму диаметром 35—• 40 мм, который приварен к фундаменту грузовой ле бедки. Закрепленный леер должен иметь небольшую слабину. Длина леера выбирается по месту. Стопор ный конец, стальной трос диаметром 15,5 мм крепит ся через кольцо на подвесном леере. Длина его зави сит от расстояния между клюзом на кормовом срезе к подвесным роликам (приблизительно 1,5 метра). Как говорили, этот способ дает экономию на спус к е -п о д ъ ем е трала 2—3 минуты к намного облегчает сам процесс. Все это хорошо, и надо отдать должное мастеру по добыче тов. Крылову, внедрившему но винку на своем судне. Удивляет другое. На втором этаже Дома междурейсового отдыха про мысловиков висит большой стенд, на котором пачер- чена схема спуска трала, предложенная Н. Высоцким. Внизу красноречивая подпись: «Экономический эф фект от этого рационализаторского предложения сос тавляет 29 964 рубля». Позвольте, эффект будет тог да, когда дельным предложением воспользуются эки пажи всех БМРТ, а судя по тому, как это было на «Н. Островском», не все мастера по добыче знают о нем. И, вероятно, руководителям отдела добычи тралового флота следовало бы уделить должное вни мание хорошей мысли, обязать работать без «неу добств и трудностей», как тв о ри т с я в техническом листке. Иначе окажется, что тысячи рублей полетят за борт. Теперь непосредственно о работе палубной комап- ды, которой руководил тов. Авраменко. Свою деятель ность после приема судна она начала с того, что обре зала старые тралы, потому что нашли их неисправ ными. Поставили новые «ловушки», и первый же подъем принес много трески. И в дальнейшем уловы отличались стабильностью. Матросы-палубники не считали своей обязанностью только те работы, которые им положено было выпол нять, а в течение всего рейса активно участвовали в уборке рыбы. Причем за рыбодел становились не после затяжного перекура, как часто практикуется на дру гих судах, а сразу же после взятия ваеров на стопор. В тихую погоду вытяжные концы разносили при трав лении ваеров, конечно, соблюдая осторожность, и на этом тоже экономили 5—7 минут. Вообще, о палубной команде моряки «Н. Островско го» очень хорошо отзываются. Здесь есть настоящие мастера своего дела. Например, старшина вахты Ве недикт Ганин не только в полном смысле правая рука вахтенного мастера по добыче, но и лучший шкерщик на корабле. Он-то первым и проявлял инициативу, без «перекура» выходил на помощь рыбообработчикам* 16 лет отходил в море матрос 1-го класса Николаи Куд-» реватых, раньше он работал засольщиком на судах бортового траления, в совершенстве овладел всеми рыбацкими премудростями. На хорошем счету матрон сы Александр Гринько, Николай Шокпн и другие. Во» роятно, навык да старательность, сработанность моря-» ков позволили экипажу БМРТ-254 сокращать слу£к-* подъем каждого трала в среднем на 5 минут. Если ; суммировать это время за рейс, то нетрудно посчи-* ' тать, сколько рыбы выловлено дополнительно. Каждому — по труду О деятельности судовой профсоюзной организация, которую возглавляет коммунист В. Лысов, надо рас-» і сказывать в отдельной статье. Я приведу лишь ма* \ ленький эпизод. На переходе в порт’на заседании су-* 5 дового комитета профсоюза утверждалась классности * матросов палубной команды. Старший мастер по до* 1 быче тов. Авраменко доложил, что восемь моряков бу* ? дут получать как ^матросы 1-го класса, а двое с вахты ? поделят первый и второй классы. То есть в первую і половину рейса работа одного из них оценивается вы-» іпе, во вторую — другого. 'Именно так поступили с В. Погодиным и Л. Прыгг- ковьтм (он, кстати, проходил на «Н. Островском», практику, чтобы потом иметь возможность стать мач | стером по добыче на БМРТ, которые должна получить' «Мурмансельдь». Сам факт очень красноречив. Руко водители сельдяного флота вовремя начали готовить ся к необычному для них промыслу). Но тов. Погодин? имеет удостоверение матроса 1-го класса, хотя приш лось выполнять ту же работу, что и напарнику. По- этому судовой комитет решил премировать его из ка питанского фонда. О чем говорил радиоузел «На 11 января моряки нашего корабля добыли и об работали 690 тонн рыбы, что составляет 112 процентов рейсового задания», — так начиналась одна из nepe-*j дач судовой радиогазеты «Н. Островского». Далее го-*, ворилось о передовиках производства, о недостатках*; В частности, указывалось, что машинисты рыбомучной; установки не справились с планом за определенный! период. Причина этого — неполадки с установкой, по-, тери отходов рыбы на палубе. «Невыполнение плана по выпуску рыбной муки повлияет на оценку работы экипажа за весь рейс», — заостряли внимание члены редколлегии. И тут же призывали механика-наладчи ка тов. Исакова, электромеханика тов. Нестерова и других обратить самое серьезное внимание на недо статки. Судовая радиотазета в своих передачах отражала нѳ только производственные вопросы. Почти в каждой из них можно было услышать новости жизни в нашем стране, в городе, важнейшие политические события* Большое место отводилось предвыборной кампании* Но все же главный упор делали на производственные темы. Буквально в любом выпуске можно было слы шать: «Первая смена мастера Доценко обработала и рас фасовала свыше 12 тонн рыбы...». «Лучшие шкершики траулера — матросы тт. Сорока, Баданин, Борисенко, которые в среднем разделывают по 8—9 рыбин в ми нуту». «В честь юбилея Советской власти наш экипаж обязался годовой план выполнить к 7 ноября, добыть за год 90 тысяч центнеров рыбы, изготовить 60 тысяч центнеров, продукции». Следует добавить, что такие рубежи моряки «Н. Ост ровского» наметили с учетом месячного ремонта суд на и без подмены команды. Задача не из легких, но, •сак говорил писатель-боец, имя которого носит их корабль, «только вперед, только на линию огня, толь ко через трудности к победе». В. СЕРГЕЕВ. Е Щ Е О Д И Н I Вот уже семь лет работает в траловом флоте рефрижераторный машинист Николай Егорович ІІавозин. Работа не мешает емуг успешно про должать образование. Николай Егорович учится в девятом классе заочной школы моряков. Вместе с пим ходит па большом морозильном траулере «ІІовиков-Прибой» Михаил Яковле вич Богородов — старшина вахты. Двух друзей и сфотографировал во время задушевной беседы наш внештатный фотокорреспондент Г, Беглов. Славный коллектив трауле ра «Касатка» отлично закон чил первый год пятилетки. План по выработке рыбного полуфабриката перекрыт ва 73,2 процента, себестоимость центнера продукции снижена на 6 рублей 52 копейки. За успехи в социалистическом соревновании экипаж был за несен в «Книгу трудовых по дарков XXIII съезду КПСС» главка «Севрыба» и обкома профсоюза рабочих пище вой промышленности, па Дос ки почета в газетах «Поляр ная правда» и «Рыбный Мур- мап». В течение года за высокие показатели в труде пять мо ряков награждены значком «Отличник социалистического соревнования рыбной промыш ленности СССР», двадцать «—• получили поощрения приказом по флоту. Кроме того, объявле но 138 благодарностей по суд ну. Судоводители, механики, мастера по добыче и обработке рыбы постоянно делились своим опытом работы на про изводственных совещаниях, пересаживались с этой целью на другие траулерьк В 1964 году моряки «Касат ки» включились в соревнова ние за право называться эки пажем коммунистического труда. Это высокое звание было присвоено машинной команде, руководимой тов. Сергеевым. На судне работают двадцать шесть ударников коммунистического труда, командиры соревнуются за звание «лучший по профес сии». Вступая в юбилейный год, коллектив траулера стал одним из инициаторов сорев нования за достойную встречу 50-летия Советской власти и обязался к 7 ноября выполнить план двух лет пятилетки и из готовить к концу года допол нительно не менее 1000 цент неров рыбного полуфабриката. Недавно руководители тра лового флота представили на рассмотрение базового комите та экипаж РТ-ЗІ «Касатка» для присвоения ему звания коллектива коммунистическо го труда. Президиум базкома вынес решение присвоить ото высокое звание. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz