Рыбный Мурман. 1967 г. Март.

ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ТРУДНОСТИ-К ПОБЕДЕ! (Окончание. Нач. на 1-й стр. ) так ощущается штормовой ветер. Такое утверждение было бы правильным несколько лет назад, когда рыбо­ ловная зона иностранного государства составляла здесь всего 4 милн, но сейчас она увеличена и фактически базы стояли в 30 милях от земли. На совете с такими возражениями выступили капи­ таны БМРТ №№ 405, 236, 254 и других судов. Они же предложили оставить базы на БИВ. Руководители про­ мыслом согласились, но в адрес главка полетела ради-* ограмма о плохих условиях перегрузки рыбы и о воз­ можных повреждениях кораблей. Вот тогда-то и по­ ступило распоряжение из порта направить плавбазы к мысу Рейс. Теперь посмотрим на фактическую сторону дела. Экипаж «Н. Островского* на сдачу 265 тони мороже­ ной рыбы потратил семь суток, из них четверо — уш­ ло на перебежку. Что и говорить: дорогое удовольст­ вие. А малое количество сданной продукции объясня­ ется... неблагоприятными погодными условиями. Такая участь постигла и коллектив «Дружбы», которому ре­ шение руководства обошлось, правда, меньшим ущер­ бом: он пять дней и ночей не занимался ловом рыбы. Чтобы доказать правильность доводов капитанов, выс-* тупавших на совете, достаточно привести другой при­ мер. На «Виктор Лягин», находившийся на БНБ, про­ мысловики «Н. Островского» сдали за сутки 500 тонн груза. Это еще раз подтверждает: неурядицы на про­ мысле объясняются не всегда объективными причи­ нами. Есть у моряков «Н. Островского» претензии к руко­ водителю судов управления «Севрыбхолодфлот» тов. Гаврилову и другого порядка. Приняв корабль у своих предшественников, они сразу побеспокоились о попол­ нении запасов продуктов котлового довольствия и су­ ровой лавочки, так как ассортимент их на судне остав­ лял желать много лучшего. Официальная радиограм­ ма была подана тов. Гаврилову. Продукты доставил «Суриков», на который моряки БМГТ-254 должны были сдавать рыбу. Капитан Ю. Н. Дунаев попросил своего коллегу с транспортного реф­ рижератора учесть этот факт. Но получилось так, что продукты котлового довольствия они получили с это­ го. судна, а судовой лавки — с «Полярной звезды», причем не полностью те, что заказывали, хотя дефи­ цитных товаров не просили. Мы не беремся судить, кто в данном случае виноват: тов. Гаврилов или ка­ питан-директор «Сурикова», но факт — упрямая вещь. И:*-за неразберихи моряки нотеряли примерно 15 ча­ сов промыслового времени. И это когда «баз в море хватало». ! Потерянные тысячи ‘ На «Н. Островском» я стал невольным свидетелем разговора номлолита Филиппа Николаевича Чумака с моряком, который, по всей видимости, ходил на этом судне раньше и теперь заглянул сюда по старой памя­ ти. Речь шла о старшем мастере по добыче рыбы Иго­ ре Курамшине, несколько лет плававшем на БМРТ-254. В минувшем рейсе его не было, и, как понял, его на­ правили на другой траулер. — Беда с этими подменными командами, — сетовал іюмполит, — может, при таком положении и получа­ ется выигрыш в количестве добытой рыбы, но мы же теряем кадры, Оамое главное для производительного труда, сохранения материальной части корабля. Под­ менный специалист считает себя гостем, потому что знает: в следующее плавание он пойдет на другом судне. И к этому нельзя не прислушаться. Ведь совсем не­ давно во все колокола били по поводу непостоянства судовых экипажей; в этом смысле отдел кадров всегда старался закрепить за каждым траулером определен­ н ы й состав моряков. А сейчас вот только на «II. Ост­ ровском» сменились тралмейстер, старший механик, штурманы, другие специалисты, не говоря уже о про­ изводственной команде. И так почти на каждом БМРТ, работающем на сдвоенном рейсе. В конечном счете это обернется не в пользу тралового флота. Если вопрос с кадрами и требует большого осмысли­ вания, то в другом руководители старейшего рыбопро­ мыслового ф лота страны допускают непростительную недоработку. В частности, речь пойдет об инженерах отдела добычи. Интересуясь «секретами» работы мае-* теров по добыче БМРТ-254, я задал одному из них —• Владимиру Лысову — обыкновенный вопрос: не при­ меняли ли чего нового в оснастке, вооружении орудий лова? — Да нет, все было как обычно. Правда, укоротили стопорные концы для спуска трала, но это не новое дело. А предложил его мой напарнкк со второй вахты Крылов, — ответил Владимир. Оказывается, он имел в виду способ, внедренный на «Дружбе» Н. Высоцким, рассказ о котором опублико- ван в 34-м номере технического листка БТИ за прош­ лый год. Здесь следует дословно привести текст: «В настоящее время на судах кормового траления спуск—» подъем трала осуществляется при помощи длинпых стопорных оттяжек, что вызывает неудобство и трудо~ емкость в работе... Для работы с короткими стопорными оттяжками не­ обходимо провести по обоим бортам слипа леер—сталь­ ной трос диаметром 22,5 мм и укрепить его следую* іцим образом: один конец леера закреплен на кнехт и проходит через клюз на кормовом срезе, другой —* закреплен с помощью скобы к рыму диаметром 35—• 40 мм, который приварен к фундаменту грузовой ле­ бедки. Закрепленный леер должен иметь небольшую слабину. Длина леера выбирается по месту. Стопор­ ный конец, стальной трос диаметром 15,5 мм крепит­ ся через кольцо на подвесном леере. Длина его зави­ сит от расстояния между клюзом на кормовом срезе к подвесным роликам (приблизительно 1,5 метра). Как говорили, этот способ дает экономию на спус­ к е -п о д ъ ем е трала 2—3 минуты к намного облегчает сам процесс. Все это хорошо, и надо отдать должное мастеру по добыче тов. Крылову, внедрившему но­ винку на своем судне. Удивляет другое. На втором этаже Дома междурейсового отдыха про­ мысловиков висит большой стенд, на котором пачер- чена схема спуска трала, предложенная Н. Высоцким. Внизу красноречивая подпись: «Экономический эф­ фект от этого рационализаторского предложения сос­ тавляет 29 964 рубля». Позвольте, эффект будет тог­ да, когда дельным предложением воспользуются эки­ пажи всех БМРТ, а судя по тому, как это было на «Н. Островском», не все мастера по добыче знают о нем. И, вероятно, руководителям отдела добычи тралового флота следовало бы уделить должное вни­ мание хорошей мысли, обязать работать без «неу­ добств и трудностей», как тв о ри т с я в техническом листке. Иначе окажется, что тысячи рублей полетят за борт. Теперь непосредственно о работе палубной комап- ды, которой руководил тов. Авраменко. Свою деятель­ ность после приема судна она начала с того, что обре­ зала старые тралы, потому что нашли их неисправ­ ными. Поставили новые «ловушки», и первый же подъем принес много трески. И в дальнейшем уловы отличались стабильностью. Матросы-палубники не считали своей обязанностью только те работы, которые им положено было выпол­ нять, а в течение всего рейса активно участвовали в уборке рыбы. Причем за рыбодел становились не после затяжного перекура, как часто практикуется на дру­ гих судах, а сразу же после взятия ваеров на стопор. В тихую погоду вытяжные концы разносили при трав­ лении ваеров, конечно, соблюдая осторожность, и на этом тоже экономили 5—7 минут. Вообще, о палубной команде моряки «Н. Островско­ го» очень хорошо отзываются. Здесь есть настоящие мастера своего дела. Например, старшина вахты Ве­ недикт Ганин не только в полном смысле правая рука вахтенного мастера по добыче, но и лучший шкерщик на корабле. Он-то первым и проявлял инициативу, без «перекура» выходил на помощь рыбообработчикам* 16 лет отходил в море матрос 1-го класса Николаи Куд-» реватых, раньше он работал засольщиком на судах бортового траления, в совершенстве овладел всеми рыбацкими премудростями. На хорошем счету матрон сы Александр Гринько, Николай Шокпн и другие. Во» роятно, навык да старательность, сработанность моря-» ков позволили экипажу БМРТ-254 сокращать слу£к-* подъем каждого трала в среднем на 5 минут. Если ; суммировать это время за рейс, то нетрудно посчи-* ' тать, сколько рыбы выловлено дополнительно. Каждому — по труду О деятельности судовой профсоюзной организация, которую возглавляет коммунист В. Лысов, надо рас-» і сказывать в отдельной статье. Я приведу лишь ма* \ ленький эпизод. На переходе в порт’на заседании су-* 5 дового комитета профсоюза утверждалась классности * матросов палубной команды. Старший мастер по до* 1 быче тов. Авраменко доложил, что восемь моряков бу* ? дут получать как ^матросы 1-го класса, а двое с вахты ? поделят первый и второй классы. То есть в первую і половину рейса работа одного из них оценивается вы-» іпе, во вторую — другого. 'Именно так поступили с В. Погодиным и Л. Прыгг- ковьтм (он, кстати, проходил на «Н. Островском», практику, чтобы потом иметь возможность стать мач | стером по добыче на БМРТ, которые должна получить' «Мурмансельдь». Сам факт очень красноречив. Руко­ водители сельдяного флота вовремя начали готовить­ ся к необычному для них промыслу). Но тов. Погодин? имеет удостоверение матроса 1-го класса, хотя приш­ лось выполнять ту же работу, что и напарнику. По- этому судовой комитет решил премировать его из ка­ питанского фонда. О чем говорил радиоузел «На 11 января моряки нашего корабля добыли и об­ работали 690 тонн рыбы, что составляет 112 процентов рейсового задания», — так начиналась одна из nepe-*j дач судовой радиогазеты «Н. Островского». Далее го-*, ворилось о передовиках производства, о недостатках*; В частности, указывалось, что машинисты рыбомучной; установки не справились с планом за определенный! период. Причина этого — неполадки с установкой, по-, тери отходов рыбы на палубе. «Невыполнение плана по выпуску рыбной муки повлияет на оценку работы экипажа за весь рейс», — заостряли внимание члены редколлегии. И тут же призывали механика-наладчи­ ка тов. Исакова, электромеханика тов. Нестерова и других обратить самое серьезное внимание на недо­ статки. Судовая радиотазета в своих передачах отражала нѳ только производственные вопросы. Почти в каждой из них можно было услышать новости жизни в нашем стране, в городе, важнейшие политические события* Большое место отводилось предвыборной кампании* Но все же главный упор делали на производственные темы. Буквально в любом выпуске можно было слы­ шать: «Первая смена мастера Доценко обработала и рас­ фасовала свыше 12 тонн рыбы...». «Лучшие шкершики траулера — матросы тт. Сорока, Баданин, Борисенко, которые в среднем разделывают по 8—9 рыбин в ми­ нуту». «В честь юбилея Советской власти наш экипаж обязался годовой план выполнить к 7 ноября, добыть за год 90 тысяч центнеров рыбы, изготовить 60 тысяч центнеров, продукции». Следует добавить, что такие рубежи моряки «Н. Ост­ ровского» наметили с учетом месячного ремонта суд­ на и без подмены команды. Задача не из легких, но, •сак говорил писатель-боец, имя которого носит их корабль, «только вперед, только на линию огня, толь­ ко через трудности к победе». В. СЕРГЕЕВ. Е Щ Е О Д И Н I Вот уже семь лет работает в траловом флоте рефрижераторный машинист Николай Егорович ІІавозин. Работа не мешает емуг успешно про­ должать образование. Николай Егорович учится в девятом классе заочной школы моряков. Вместе с пим ходит па большом морозильном траулере «ІІовиков-Прибой» Михаил Яковле­ вич Богородов — старшина вахты. Двух друзей и сфотографировал во время задушевной беседы наш внештатный фотокорреспондент Г, Беглов. Славный коллектив трауле­ ра «Касатка» отлично закон­ чил первый год пятилетки. План по выработке рыбного полуфабриката перекрыт ва 73,2 процента, себестоимость центнера продукции снижена на 6 рублей 52 копейки. За успехи в социалистическом соревновании экипаж был за­ несен в «Книгу трудовых по­ дарков XXIII съезду КПСС» главка «Севрыба» и обкома профсоюза рабочих пище­ вой промышленности, па Дос­ ки почета в газетах «Поляр­ ная правда» и «Рыбный Мур- мап». В течение года за высокие показатели в труде пять мо­ ряков награждены значком «Отличник социалистического соревнования рыбной промыш­ ленности СССР», двадцать «—• получили поощрения приказом по флоту. Кроме того, объявле­ но 138 благодарностей по суд­ ну. Судоводители, механики, мастера по добыче и обработке рыбы постоянно делились своим опытом работы на про­ изводственных совещаниях, пересаживались с этой целью на другие траулерьк В 1964 году моряки «Касат­ ки» включились в соревнова­ ние за право называться эки­ пажем коммунистического труда. Это высокое звание было присвоено машинной команде, руководимой тов. Сергеевым. На судне работают двадцать шесть ударников коммунистического труда, командиры соревнуются за звание «лучший по профес­ сии». Вступая в юбилейный год, коллектив траулера стал одним из инициаторов сорев­ нования за достойную встречу 50-летия Советской власти и обязался к 7 ноября выполнить план двух лет пятилетки и из­ готовить к концу года допол­ нительно не менее 1000 цент­ неров рыбного полуфабриката. Недавно руководители тра­ лового флота представили на рассмотрение базового комите­ та экипаж РТ-ЗІ «Касатка» для присвоения ему звания коллектива коммунистическо­ го труда. Президиум базкома вынес решение присвоить ото высокое звание. V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz