Рыбный Мурман. 1967 г. Март.

Пожалуй, невозможно сейчас назвать все критические коррес­ понденции моряков-«кошел ько- вистов», опубликованные на страницах «Рыбного Мурмана», а еще труднее перечислить много­ численные телефонные звонки, в а д р е с . Мурманского ры­ бокомбината, руководителей сСеврыбхолодфлота», «Мурман- сельди» н главка «Севрыба». С октября прошлого года, то есть с того дня, когда вспыхнула сельдяная путана в Мотовском и Кольском заливах, перед рыба­ ками встала проблема № 1 — как быстрее сдать рыбу? Действи­ тельно, такая нежная рыбешка, как ирибрежная сельдь, требует осторожного обращения с ней и безотлагательной обработки. Ше­ стой месяц кряду не иссякают концентрации мурманской сель­ ди. Облавливают ее рыбаки сель­ дяного флота и Рьгбакколхоз- союза. Об успешном промысле говорит то обильное, количество рыоы, которое выражается в цифрах, превышающих годовые планы па юбилейный год. Однако безошибочно можно сказать, что по мепьшей мере половину сельди моряки недо- выловили. Сколько драгоценного времени было потеряно про­ мысловиками п ожидании вы­ грузки рыбы у плавучих баз. Сколько из-за этого портилось сельди и выбрасывалось за борт. А по скольку часов ожидали при­ чалов суда, пришедшие в порт с грузом рыбы! • Неоднократно бросали моряки справедливый упрек в адрес ру­ ководства «Севрыбхолодфлота» но поводу плохой комплектация экипажей на лихтерах. Разве мыслимо, что на всех трех лих­ терах, которые отстаиваются (под" черкиваю специально) в районе промысла, организована, приемка рыбы в одпу смену? Даже слово «организована» в данном случае звучит слишком громко. Ведь моряки сами сходят с СРТ и сейнеров на борт лихтера и при­ нимают свою же рыбу и закупо­ ривают бочки. Смешно? Стыдно и горько. Но нет другого выхо­ да. Правда, в марте в заливе плав­ баз прибавилось. Но сельдь они принимают ограниченно и непро­ стительно . медленно. Например, 14 марта на промысловом совете капитан СРТ-Р-705 тов. Полежаев справедливо обижался на моря­ ков «Полярной звезды», которые слишком долго обрабатывали его корабль. Что говорить о промыс­ ловых судах, когда позавчера экипаж «Антарктики» не сумел принять 30 тонн сельди у поис­ кового судна СО-620. После пер­ вой неудачи СО-620 послали в Сайда-губу. Flo сколько времени потребовалось бы, чтобы поиско­ вый корабль снова приступил к своему непосредственному делу? Всем хорошо известно, что Сай­ да губский рыбозавод принимает рыбы он|>еделенное количество и притом крайне медленно. Все-таки в конце концов поис­ ковик ушел в порт. Но он куда нуйенее сейчас был бы в Мотов­ ском заливе: там со дня на день подойдет мойва. И опять, навер­ ное, как это случилось в прош­ лом году, мурманчане «прохло­ пают» мойвенную путину. В настоящее время «Мурман- сельдь» использует как тран ­ спортные корабли за прибреж­ ной сельдью СРТ-Р-№№ 712 и 726. Очень приятно добытчикам сдавать рыбу на суда с малой парусностью: удобно и быстро. Но опять же, как сдают и при­ нимают! Вот пример. 14 марта рыбаки СО-620 сдавали 50 тонн рыбы на СРТ-Р-712. Этот процесс проходил более полсуток. Поче­ му? Чтобы на этот вопрос отве­ тить, надо было видеть, как мат­ росы СО-620 грузили сачками сельдь в ста мну, потом рыба из нее высыпалась на палубу СРТ-Р-712, а там моряки снова сачками накладывали рыбу в бочки. Вот так производитель­ ность! А ведь есть хорошая установка на СРТ-Р-718: метал­ лический ящик на ножках . с «окном» сбоку, ~ которое закры­ вается выдвижной дверцей. По­ чему бы не установить подобные ящики на других судЬх? Здесь большое упущение специалистов сельдяного флота. Бывалые моряки говорит, что к первым числам апреля, а вер­ нее с потеплением прибрежная сельдь отойдет. Последние дня четыр^ с транспортными судами дело несколько наладилось, и ііо- рякам-добытчикам надо теперь использовать все свои возмож­ ности для максимальною вылова рыбы. Л. ГОРЮНОВ. Кольский залив. l l ! l l ! l l l ! l l lU ! l i l! i! IS I I I ill illE I I1 ll ll! ! ll ! ll t in il l! l llli llil lH n i{ l llil{S lili llll!S llll lill llill llt llll ! l l{ |l l! ll{ ! ll(I I I I I I I I f ІІІІІ IM IIIIIS II ! l4 i ililillllllilllll! lllllf lllllI lllllf l! llllllt llt llllllllllH III !t l( l3 ll! lllllie ill! lllilllll1 l!! lllfft Р Ы Б О П Е Р Е Г Р У Ж А Т Е Л Ю П У Т Е В К У В Ж И З Н Ь ! 15 марта у пятого причала рыбного порта разгружался трау­ лер «Уран». Но на этот раз не было слышно обычных «вира» и «майна». Стампы за ненужностью подняли на стеллннг. В трюм ко­ рабля был опущен гибкий шланг, и разделанная треска по нему передавалась в рыбообрабатываю­ щий цех. Проходили очередные испытания пневматического всасывающего рыбоперегружа- теля. Четыре года назад группа но­ ваторов порта в составе старше­ го инженера-конструктора Ген­ надия Артемьевича Лялина, ин­ женера техотдела Анатолия Клавдиевича Сапожникова и главного ипжепера порта Бориса Самуиловича Ихильчика стала работать над созданием пневма­ тической установки для выгруз­ ки рыбы. За это время проведе­ на большая экспериментальная работа. Изготовлено четыре варианта рыбоиерегружателя в разном кон­ структивном исполнении. Каж­ дый вариант в свою очередь под­ вергался модернизации. Сначала инженеры считали, что целесооб­ разно применять так называемую цикличную выгрузку, но в конце- концов отдали предпочтение бес­ прерывной. С помощью иневмовсасываю- щего рыбоперегружателя выгру­ жены десятки тонн сельди, мой-- вы, трески. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что уста­ новку можно успешно приме­ нять не только у нас — для вы- лишш прибрежной и атлантиче­ ской сельди, мойвы, а й в других бассейнах страны, там, где до­ бывается и перерабатывается сельдь, килька, салака и другая мелкая рыба. 16.марта, после эксперимен­ тальной выгрузки крунн' ” яіѵтаіі- тичеекой дефростировап^ *’ сель­ ди, аналиг показал, что 125 кило­ граммов сельди не получило ни­ каких механических поврежде­ ний и отнесено к первому; сор­ ту. И только у двадцати рыбин (общий вес 5 килограммов) бы­ ли незначительные срывы кожи и отрыв жаберных крышек. \ что касается сельди прибрежно­ го лова, то ее повреждается ме­ нее одного процепта от общего количества. Производителыіость ппевмопе- регружателя* очень - высокая. Если в трюме трое рабочих по­ дают сельдь к приемному соплу, то максимальная производитель­ ность достигает 36 тонн в час. Сейчас, как известно, сельдь вы­ гружается с помощью стампы, и шестеро рабочих за смену успе­ вают выгружать ее до 40 тонн. Учитывая, что нельзя беспре­ рывно обеспечить максимальную выгрузку, можно считать экс" плуатационной производитель­ ностью установки 25 тонн сель­ ди в час. Это все равно в три— четыре раза быстрее, чем при выгрузке с помощью стампы. Пневмовсасывающий рыбопс- регружатель может найти широ­ кое применение на сельдяпом промысле. Его можно устано­ вить на крупнотоннажной плав­ базе и выгружать рыбу (сельдь) с судна-передатчика или с судна- ловца. Сейчас сельдь с СРТ пру- жается на плавбазу с и*. . >щыо бадьи. Это пе в полной мере от­ вечает требованиям техники безопасности. Много сельди мнет­ ся и переводится во второй сорт и даже в нестандартную. Не вдаваясь в технические подробности, следует сказать, что нневмарыбопорегружатель гораз­ до эффективнее рыбонасосов РБ-200, которые применяются в рыбной промышленности. У него большая высота всасывания, большая производительность. Он легче в эксплуатации. В нем меньше повреждается рыбы. (Окончание на 2-й стр.). Судьба квартального плана „Мурмансельди 1 Р А З В Е Э Т О Р А З Г Р У З К А ? о на ^ ссп Ж ^ ьного Пролетарии всех стран, соединяйтесь) СНОВА ПОБЕДА ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ ВОСКРЕСЕНЬЕ/19 МАРТА 1967 г. № 34 (1807) Цена 2 коп, Хороіно начали ,г>тот год моряки траулера «Красноармеец». 4 мар­ та они уже рапортовали о вы­ полнении квартального плана но добыче рыбы. Только за послед­ ний рейс в трюмы судна было уложено 68 тонн. Из них Я°» тон­ ны свежья. И все ото при общем плане в 43,5 тонны. Изготовлено и доставлено в порт 12.2(Ю батток консервов, что составляет 300 прог центов к плану. Выработано 7 тонн рыбной муки вместо 4,8 тон­ ны, предусмотренных планом, рыбьего жира — 2 тонны при плане 1,3 тонны. Собственно, этот рейс был таким же удачным, как и все предыдущие в юбилей­ ном году. А ведь и промыщляли-то на тяжелых грунтах, и уловы были не так уж велики, в среднем за траление одна тонна. ІІо здесь многое зависит от капитана Ива­ на Ивановича Гончарука. Кдва где-то вспыхивает концентрация рыбы, наше судно оказывается именно в :>том квадрате. Одпям словом, сказывается опыт Ивана Ивановича. Много пришлось потрудиться мастерам по добыче- Павлу Сера­ фимовичу Боброву и Насилию Ивановичу Сокол ину. По заклю­ чению судового комитета, третья вахта за лтот рейс считается лучшей. Возглавляет ее старший матрос Сергей Григорьевич Хри­ стов. Г. ПЛЕХАНОВ, старший помощник капитана. & В настоящее время сложилась очень хорошая обста- V,; новка на промысле мурманской сельди в Кольском за- &ливе. По существу здесь решается сейчас судьба квар­ т а л ь н о г о плана управления «Мурмансельдь», так как <5 сырьевая база в Норвежском море в течение почти все* Л', го февраля и первой декады марта была иеблагоприят- I : ной, а на Дальний Запад суда нашего флота только на- чал и переключаться и большая часть их находится Ж на переходе. Насколько хороша обстановка на при- |&брежнем промысле, говорят следующие цифры. Только и за 15 марта моряками 10 судов, находящимися на про- %мыслс в Кольском заливе, было взято более 400 тонн сельди, что составляет свыше двух третей суточного плана. Подобный же вылов был и 13 марта. Благодаря Ц хорошей работе экипажей кораблей прибрежного лова Ц удалось снизить задолженность по добыче рыбы до 26 % тысяч центнеров. Но результаты работы могли бы быть s| значительно лучше, если бы суда кошелькового лова «своевременно разгружались на промысле и в порту. $ Особенностью прибрежного промысла в настоящий ?! момент является то, что рыба поднимается с грунта Зіна ограниченный период в ночное время. Суда делают замет почти одновременно. Одновременные уловы тре- ѵ!буют для разгрузки судов увеличения количества при- % чалов у баз, а большая величина уловов — быстрой раз- J» грузки их, так как, если судно кс обработано до 22—23 % часов, око теряет возможность замета и будет про- & стаивать в ожидании подъема рыбы. Между тем темпы разгрузки рыбы оставляют же­ лать много лучшего как на плавбазах, так и в пор­ ту — производительность разгрузки не выходит за пределы 3—4 тонн в час. Таким образом, суда при уловах свыше 80—100 тонн будут терять заметы. К тому же некоторые из них просто не могут быть по­ ставлены к борту плавбазы из-за отсутствия причаль­ ной линии и вынуждены направляться в порт, где так­ же потери времени велики. Все это приводит к неритмичной суточной работе су­ дов, как правило, максимумы уловов повторяются через сутки. С целью облегчения положения с причалами на промысле управление «Мурмансельдь» направило к месту лова транспортными рейсами СРТ, находящиеся в ожидании постановки в ремонт. Три из них уже до­ ставили в порт принятый на промысле груз от кошель­ ковых судов. Кроме того, дано указание капитанам четырех СРТ, возвращающихся с промысла в Норвеж­ ском море, зайти для приемки груза в Кольский залив. Все это лишь в какой-то мере облегчает положение, но не решает основного — возможности полного исполь­ зования сырьевой базы в заливе. В настоящее время в Кольский залив переключена группа малых рыболов­ ных траулеров из Тсриберки. Весь добывающий флот может брать в сутки (с учетом карельских и колхоз­ ных судов) при сложившейся сырьевой базе 25— 30 ты­ сяч центнеров. Имеющиеся же схемы выгрузки могут обеспечить в лучшем случае выгрузку одной трети добытого улова. Мы вплотную столкнулись с несоответ-; ствием приемных мощностей порта и возможностями; добычи. Как выйти из этого положения? С одной стороны — УВЕЛИЧИТЬ ЧИСЛО ПРИЕМНЫХ СУДОВ, В ПЕР­ ВУЮ ОЧЕРЕДЬ МОРОЗИЛЬНЫХ, но это только по­ ловина дела. НУЖНО В КОРНЕ МЕНЯТЬ СХЕМЫ ВЫГРУЗКИ РЫБЫ В ПОРТУ И НА ПРОМЫСЛЕ, ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ ПРИЕМКУ РЫБЫ ОТ ЛОВЦОВ. НЕОБХОДИМО В САМОЕ БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ИСПЫТАТЬ НА ВЫ­ ГРУЗКЕ МУРМАНСКОЙ СЕЛЬДИ РЫБОНАСОСЫ, ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ, А ТАКЖЕ ПРОДУМАТЬ ВОПРОС О СОЗ­ ДАНИИ АККУМУЛИРУЮЩИХ ЕМКОСТЕЙ ДЛЯ МАССОВОГО ПРИЕМА РЫБЫ КАК НА СУДНО, ТАК И В ПОРТУ. ПРИМЕНЯЮЩАЯСЯ ЖЕ СЕЙЧАС ВЫГРУЗКА НЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ БОЛЬШОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И БУДЕТ ТОРМОЗИТЬ УВЕЛИЧЕНИЕ ДОБЫЧИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ. Вскоре ожидаются и подходы мойвы. Здесь тоже мо-; жет сложиться подобное положение. К этому надо го-! тозиться уже сейчас. Ведь возможности прибрежного; промысла очень большие, и использовать их надо пол-1 ностыо. М. ВЛАДИМИРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz