Рыбный Мурман. 1967 г. Март.
О н и с рыбокомбината JBLо в о е за р у б е ж о м Устройство для измерения натяжения ваеров На Мурманском рыбокомбинате добрая слава вдет о таких старейших работницах, как весов щик Александра Ивановна Малышева, мастер Александра Герасимовна Чистякова и лаборант Вера Артемьевна Лукьянченко. Их работу отли чают добросовестность, прилежность, стремление все сделать как можно лучше, каких бы усилий это ни стоило. На снимке: (слева направо) Александра Ива новна Малышева, Александра Герасимовна Чи стякова и Вера Артемьевна Лукьянченко. Фото С. Александрова. у ю т н о м ц е х е Когда приходишь на фабрику орудий лова, всегда здесь чувствуешь какой-то домашний уют. Очевидно, это происходит потому, что фаб рика в основном «женская». Мужчин здесь ра ботает совсем мало. И само слово «цех» как-то но соответствует здесь тем чистым комнатам, в которых вяжут сети. И однако это цехи. Здесь женщины работают. Удивляешься, глядя на их чруд. Какие же у них умные, чуткие руки. Ра ботницы зачастую не смотрят на сеть, могут разговаривать, а руки делают свое дело. По сравнению с, громадными предприятиями нашего города, такими, как рыбокомбинат^ су доверфь и другими, фабрика орудий лова — совсем крохотная. Здесь все знают друг друга. Коллек тив спл оченный. Н этот день выпало много снегу. Всю терри торию завалило. Тогда весь инженерно- тех пи че ткий состав, вооружившись лопатами, дружно взялся за борьбу го снегом. Тут, «на снегу», я и застала Надежду Георгиевну Ломакину, секре таря партийной организации. Она меня познакомила с бригадой, которая по ч})амилии бригадира называется «олсуфьевской*. В ней всего восемь человек. И каждая из жен щин — мастер своего дела. Сама Зоя Александровна Алсуфьева уже шест надцатый год на этой работе. Начинала свою деятельность и Тюва-губских мастерских, а с ±959 года — здесь. Зоя Александровна очень довольна своими -работницами. — В нашем доле главное, чтоб руки рабо тали. А женщины у нас работящие. Норму все выполняют и часто перевыполняют. Надо сказать, что нормы у них отнюдь не лег кие. За рабочий день надо «посадить» три с по ловиной сети. А каждая сеть более тридцати метров длиной. Без привычки не так-то легко справиться. Но в этой бригаде хорошо знают свое дело. В большинстве женщины работают по десяти и больше лет. Самая моло дая среди них Зина Попова. Работает два года, но и она может гордиться своими руками. В бригаде поставили целью: все женщины должны знать различные виды работ. Здесь умеют не только «посадить» сеть, но и умеют ее чинить. А починить разорвавшуюся сеть — задача далеко не легкая. Бригада Алсуфьевой систематически выпол няет норму выработки иа 120 и больше процен тов. Гордость бригады — Ожил Изятовна Гали мона. Ее трудовой стаж на фабрике — 20 лет. Нет такой работы, которая не Пыла бы знакома Сонии. В 1964 году си было присвоено почетное звание «Мастер — золотые руки». Этого звання добиться не так-то легко. Любую работу'' в лю бом цехе надо уметь выполнять одинаково ис кусно. Приятно смотреть на Сонию за работой — на мягкое улыбчивое лицо, на тонкие пальцы. Она похожа на кружевницу. Иглица в ее руках хо дит так же уверенно, как коклюшки у кружев ниц. —- Как же мне не любить свою работу, когда бригада — почти второй родной дом чивает рассказ о своих сандровна. — Лентяек у на совесть. — закан- мастернцах Зоя Алек- нас нет. Все трудятся Г. ТИТОВА. Одной из английских фирм разработаны специальные измери тельные устройства для определения натяжения в траловых вае- рах. В настоящее время примерно 2/3 английской добычи рыбы при ходится на донный траловый лов, причем трал буксируется по дну при скоростях 2—4 узла с помощью двух ваеров. Устройство для замера натяжения в ваерах Оптируется к кормовой мачте. Пер вые испытания нового устройства проводились на траулерах, где имеются пневматические тормозные устройства, наиболее подхо дя ндие для этих целей. Обычно при спуске трала от шкипера требуется соблюдение особой осторожности при работах на задевистых грунтах. С при менением прибора для замера натяжения в ваерах шкиперу ире* доставляется возможность правильнее выбирать оптимальную ско рость хода при постановке трала и тем самым предотвратить ава рию. Особое значение приобретает этот прибор при спуске и подъ еме трала. Испытания показали, что эти операции успешно могут быть осуществлены при контроле натяжения в ваерах непосредст венно в рулевой, когда шкипер в зависимости от конкретных ус ловий может регулировать скорость хода, обеспечивая нужное уси лие в ваерах, и благодаря этому экономнее использовать мощность главного двигателя. Кроме того, за счет оптимального отбора мощ ности на траловую лебедку правильнее распределить мощность су довых установок на производство всех других промысловых операций. Такой метод подхода к рациональному использованию судовой мощности весьма важен при решении вопроса о выборе наиболее рациональных параметров судовых силовых установок при проектировании новых траулеров. Другой важной особенностью при работе тралом является пра вильный выбор скорости хода судна и выборки трала. Усилие глав- п о т двигателя надо распределять таким образом, чтобы макси мально возможное снижение скорости хода судна в этот период не привело к заверту трала, а всю возможную при этом мощность двигателя передавать на траловую лебедку для ускорения про цесса выборки ваеров. Устройство для замера натяжения в ваерах обычно крепится к бизань-мачте, причем иа судне таких устройств два, по одному на* каждый ваер. Для предотвращения действия морской соленой воды измерительные устройства выполняются из нержавеющей стали. Максимальное расчетное усилие 10 т. Устройство подвешивается блоку, и через отверстие в осевом направлении пропускается трос, натяжение которого передается но электросистеме на регист ратор, помещенный в рулевом помещении. Поскольку ваера под ходят к измерительному блоку иод некоторым углом, прибор вос принимает только 21% фактической нагрузки. Путем тарировки шкалы эта нагрузка пересчитывается на фактическую и на реги страторе уже отсчитывается истинное усилие на ваерах. Сами дат чики усилия заключены в герметические корпуса. Сигналы от датчиков к регистратору передаются по четырехжильному элект- рокабелю. Индикатор расположен в удобном месте в штурманской и периодически переключается с левого на правый борт, чем обе спечивается регистрация усилий обоих ваеров. Применение нового прибора позволит своевременно изменять скорость хода или выби рать трал, пе допуская аварии трала, и сохранить время и орудие лова. С. ГЮЛЬБАДАМОВ. «Экспресс-информация». По следам наших выступлений ПРЕИМУЩЕСТВА ЕСТЬ» В корреспонденции, опублико ванной под таким заголовком в номере газеты за 24 февраля, вы сказывалось предложение о том, какие етамны лучше всего при менять в морских условиях. Со общаю, что в настоящее время разработала типовая стамна вы сотой 70 сантиметров, рассчитан ная на 850 килограммов рыбы. Таких стамн уже изготовлено де сять, и ими будут снабжаться все производствен!! we рефрижера торы. М. СВИТА11!ЕВ, замг началь ника управления «Севрыб- холодфлот». ХОРОШЕЕ НАЧАЛО У нас на флоте еще частенько можно встретить коман диров судов, не имеющих средней общеобразовательной под готовки. В основном это специалисты, окончившие ІІІУКС. Среди них и судоводители, и механики, и электромеханики, и радисты. Все это отличные практики. Но время требует повышен ных знаний. Часто эти знания не у тех людей, кому па до. Мне приходилось разговаривать с моряками, которые гово рили, что мор<**одиое училище они закончили только по тому* что здесь полное государственное обеспечение и даже стипендия. Ни о какой любви к морскому делу тут не может быть и речи. Обычно на флоте эти люди долго не остаются. Другое дело — моряки, познавшие вкус морской воды, всей рыбацкой работы и ставшие на командирский мостик. На старом траулере «Белуга» давно уже капитаном хо дит Василий Афанасьевич Егоров. Прежде чем стать коман диром, он немало лет ношкерил рыбу, чинил тралы. Потом окончил курсы ШУКСа и — капитанский мостик. Нелегок путь к нему был и у капитанов П. Ф. Телова, В. И. Карпенко, В. К. Лысенко и многих других, чьи име на г— гордость тралового флота. Однако сейчас даже и таким практикам, великолепно знающим производство, нужны новые знания. Правильное, очень разумное начало положено средним мореходным училищем. Люди, имеющие долгую судоводи тельскую практику, получили возможность в короткий срок изучить программу училища. Первыми эту возможность уже использовали капиталы Лысенко, Драчев и другие. Сейчас здесь учатся капитаны Украинцев, Воробьев', Белко; : стар шие штурманы Прилукин, Тузов и многие другие. Это очень хорошее начало, п его нужно обязательно под держать. Не так-то легко после стольких,лет сесть щ\ пар ту. Администрация должна позаботиться об этих учащихся. Что же касается затрат, они окупятся с лихвой. Ведь эти люди отдадут флоту и свое умение, и свои знания, г А. ИСТОМИН, старший помощник капитана тралового флота* л н ;'4 I ' і і . і : ФОТООБВИНЕНИЕ Пропадает народное добро По долгу службы мне прихо дится бывать почти во всех рай онах рыбного порта. И часто ви дишь, Зчак пропадает государст венное добро. Вот, например, уже несколько дней около здания уп равления «Севрыбхолодфлот» ле жат , шесть мешков с брикетами рыбной муки. И на них этикетки с пометкой «РТ-239». Как они сю да попали? Очевидно, упали с машин, которые ях транспорти ровали. Ежедневно ходят мимо них на работу и с работы руково дители рыбокомбината и первого участка рыбного порта. И никто, абсолютно никто не обращает вни мания на эти валяющиеся в гря зи ценные брикеты муки. А вот около эстакады первого холодильного завода лежат зата ренные бочки с еинекорым пал тусом. Несколько из них слома ны, и вывалившийся палтус ле жит прямо на снегу. И это длит ся неделями. . *. Еще пример. В районе седьмо го причала на эстакаде и вокруг нее разбросаны сташіы, предназ наченные для выгрузки филей ной рыбы. А рядом с ними лежат и гниют палтус, треска. А. МАЙБОРОДА, боцман морского рыбного порта. И И Й Ц і і Г ^ ^ y' ■ -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz