Рыбный Мурман. 1967 г. Март.

О н и с рыбокомбината JBLо в о е за р у б е ж о м Устройство для измерения натяжения ваеров На Мурманском рыбокомбинате добрая слава вдет о таких старейших работницах, как весов­ щик Александра Ивановна Малышева, мастер Александра Герасимовна Чистякова и лаборант Вера Артемьевна Лукьянченко. Их работу отли­ чают добросовестность, прилежность, стремление все сделать как можно лучше, каких бы усилий это ни стоило. На снимке: (слева направо) Александра Ива­ новна Малышева, Александра Герасимовна Чи­ стякова и Вера Артемьевна Лукьянченко. Фото С. Александрова. у ю т н о м ц е х е Когда приходишь на фабрику орудий лова, всегда здесь чувствуешь какой-то домашний уют. Очевидно, это происходит потому, что фаб­ рика в основном «женская». Мужчин здесь ра­ ботает совсем мало. И само слово «цех» как-то но соответствует здесь тем чистым комнатам, в которых вяжут сети. И однако это цехи. Здесь женщины работают. Удивляешься, глядя на их чруд. Какие же у них умные, чуткие руки. Ра­ ботницы зачастую не смотрят на сеть, могут разговаривать, а руки делают свое дело. По сравнению с, громадными предприятиями нашего города, такими, как рыбокомбинат^ су­ доверфь и другими, фабрика орудий лова — совсем крохотная. Здесь все знают друг друга. Коллек тив спл оченный. Н этот день выпало много снегу. Всю терри­ торию завалило. Тогда весь инженерно- тех пи че­ ткий состав, вооружившись лопатами, дружно взялся за борьбу го снегом. Тут, «на снегу», я и застала Надежду Георгиевну Ломакину, секре­ таря партийной организации. Она меня познакомила с бригадой, которая по ч})амилии бригадира называется «олсуфьевской*. В ней всего восемь человек. И каждая из жен­ щин — мастер своего дела. Сама Зоя Александровна Алсуфьева уже шест­ надцатый год на этой работе. Начинала свою деятельность и Тюва-губских мастерских, а с ±959 года — здесь. Зоя Александровна очень довольна своими -работницами. — В нашем доле главное, чтоб руки рабо­ тали. А женщины у нас работящие. Норму все выполняют и часто перевыполняют. Надо сказать, что нормы у них отнюдь не лег­ кие. За рабочий день надо «посадить» три с по­ ловиной сети. А каждая сеть более тридцати метров длиной. Без привычки не так-то легко справиться. Но в этой бригаде хорошо знают свое дело. В большинстве женщины работают по десяти и больше лет. Самая моло­ дая среди них Зина Попова. Работает два года, но и она может гордиться своими руками. В бригаде поставили целью: все женщины должны знать различные виды работ. Здесь умеют не только «посадить» сеть, но и умеют ее чинить. А починить разорвавшуюся сеть — задача далеко не легкая. Бригада Алсуфьевой систематически выпол­ няет норму выработки иа 120 и больше процен­ тов. Гордость бригады — Ожил Изятовна Гали­ мона. Ее трудовой стаж на фабрике — 20 лет. Нет такой работы, которая не Пыла бы знакома Сонии. В 1964 году си было присвоено почетное звание «Мастер — золотые руки». Этого звання добиться не так-то легко. Любую работу'' в лю­ бом цехе надо уметь выполнять одинаково ис­ кусно. Приятно смотреть на Сонию за работой — на мягкое улыбчивое лицо, на тонкие пальцы. Она похожа на кружевницу. Иглица в ее руках хо­ дит так же уверенно, как коклюшки у кружев­ ниц. —- Как же мне не любить свою работу, когда бригада — почти второй родной дом чивает рассказ о своих сандровна. — Лентяек у на совесть. — закан- мастернцах Зоя Алек- нас нет. Все трудятся Г. ТИТОВА. Одной из английских фирм разработаны специальные измери­ тельные устройства для определения натяжения в траловых вае- рах. В настоящее время примерно 2/3 английской добычи рыбы при­ ходится на донный траловый лов, причем трал буксируется по дну при скоростях 2—4 узла с помощью двух ваеров. Устройство для замера натяжения в ваерах Оптируется к кормовой мачте. Пер­ вые испытания нового устройства проводились на траулерах, где имеются пневматические тормозные устройства, наиболее подхо­ дя ндие для этих целей. Обычно при спуске трала от шкипера требуется соблюдение особой осторожности при работах на задевистых грунтах. С при­ менением прибора для замера натяжения в ваерах шкиперу ире* доставляется возможность правильнее выбирать оптимальную ско­ рость хода при постановке трала и тем самым предотвратить ава­ рию. Особое значение приобретает этот прибор при спуске и подъ­ еме трала. Испытания показали, что эти операции успешно могут быть осуществлены при контроле натяжения в ваерах непосредст­ венно в рулевой, когда шкипер в зависимости от конкретных ус­ ловий может регулировать скорость хода, обеспечивая нужное уси­ лие в ваерах, и благодаря этому экономнее использовать мощность главного двигателя. Кроме того, за счет оптимального отбора мощ­ ности на траловую лебедку правильнее распределить мощность су­ довых установок на производство всех других промысловых операций. Такой метод подхода к рациональному использованию судовой мощности весьма важен при решении вопроса о выборе наиболее рациональных параметров судовых силовых установок при проектировании новых траулеров. Другой важной особенностью при работе тралом является пра­ вильный выбор скорости хода судна и выборки трала. Усилие глав- п о т двигателя надо распределять таким образом, чтобы макси­ мально возможное снижение скорости хода судна в этот период не привело к заверту трала, а всю возможную при этом мощность двигателя передавать на траловую лебедку для ускорения про­ цесса выборки ваеров. Устройство для замера натяжения в ваерах обычно крепится к бизань-мачте, причем иа судне таких устройств два, по одному на* каждый ваер. Для предотвращения действия морской соленой воды измерительные устройства выполняются из нержавеющей стали. Максимальное расчетное усилие 10 т. Устройство подвешивается блоку, и через отверстие в осевом направлении пропускается трос, натяжение которого передается но электросистеме на регист­ ратор, помещенный в рулевом помещении. Поскольку ваера под­ ходят к измерительному блоку иод некоторым углом, прибор вос­ принимает только 21% фактической нагрузки. Путем тарировки шкалы эта нагрузка пересчитывается на фактическую и на реги­ страторе уже отсчитывается истинное усилие на ваерах. Сами дат­ чики усилия заключены в герметические корпуса. Сигналы от датчиков к регистратору передаются по четырехжильному элект- рокабелю. Индикатор расположен в удобном месте в штурманской и периодически переключается с левого на правый борт, чем обе­ спечивается регистрация усилий обоих ваеров. Применение нового прибора позволит своевременно изменять скорость хода или выби­ рать трал, пе допуская аварии трала, и сохранить время и орудие лова. С. ГЮЛЬБАДАМОВ. «Экспресс-информация». По следам наших выступлений ПРЕИМУЩЕСТВА ЕСТЬ» В корреспонденции, опублико­ ванной под таким заголовком в номере газеты за 24 февраля, вы­ сказывалось предложение о том, какие етамны лучше всего при­ менять в морских условиях. Со­ общаю, что в настоящее время разработала типовая стамна вы­ сотой 70 сантиметров, рассчитан­ ная на 850 килограммов рыбы. Таких стамн уже изготовлено де­ сять, и ими будут снабжаться все производствен!! we рефрижера­ торы. М. СВИТА11!ЕВ, замг началь­ ника управления «Севрыб- холодфлот». ХОРОШЕЕ НАЧАЛО У нас на флоте еще частенько можно встретить коман­ диров судов, не имеющих средней общеобразовательной под­ готовки. В основном это специалисты, окончившие ІІІУКС. Среди них и судоводители, и механики, и электромеханики, и радисты. Все это отличные практики. Но время требует повышен­ ных знаний. Часто эти знания не у тех людей, кому па до. Мне приходилось разговаривать с моряками, которые гово­ рили, что мор<**одиое училище они закончили только по­ тому* что здесь полное государственное обеспечение и даже стипендия. Ни о какой любви к морскому делу тут не может быть и речи. Обычно на флоте эти люди долго не остаются. Другое дело — моряки, познавшие вкус морской воды, всей рыбацкой работы и ставшие на командирский мостик. На старом траулере «Белуга» давно уже капитаном хо­ дит Василий Афанасьевич Егоров. Прежде чем стать коман­ диром, он немало лет ношкерил рыбу, чинил тралы. Потом окончил курсы ШУКСа и — капитанский мостик. Нелегок путь к нему был и у капитанов П. Ф. Телова, В. И. Карпенко, В. К. Лысенко и многих других, чьи име­ на г— гордость тралового флота. Однако сейчас даже и таким практикам, великолепно знающим производство, нужны новые знания. Правильное, очень разумное начало положено средним мореходным училищем. Люди, имеющие долгую судоводи­ тельскую практику, получили возможность в короткий срок изучить программу училища. Первыми эту возможность уже использовали капиталы Лысенко, Драчев и другие. Сейчас здесь учатся капитаны Украинцев, Воробьев', Белко; : стар­ шие штурманы Прилукин, Тузов и многие другие. Это очень хорошее начало, п его нужно обязательно под­ держать. Не так-то легко после стольких,лет сесть щ\ пар­ ту. Администрация должна позаботиться об этих учащихся. Что же касается затрат, они окупятся с лихвой. Ведь эти люди отдадут флоту и свое умение, и свои знания, г А. ИСТОМИН, старший помощник капитана тралового флота* л н ;'4 I ' і і . і : ФОТООБВИНЕНИЕ Пропадает народное добро По долгу службы мне прихо­ дится бывать почти во всех рай­ онах рыбного порта. И часто ви­ дишь, Зчак пропадает государст­ венное добро. Вот, например, уже несколько дней около здания уп­ равления «Севрыбхолодфлот» ле­ жат , шесть мешков с брикетами рыбной муки. И на них этикетки с пометкой «РТ-239». Как они сю­ да попали? Очевидно, упали с машин, которые ях транспорти­ ровали. Ежедневно ходят мимо них на работу и с работы руково­ дители рыбокомбината и первого участка рыбного порта. И никто, абсолютно никто не обращает вни­ мания на эти валяющиеся в гря­ зи ценные брикеты муки. А вот около эстакады первого холодильного завода лежат зата­ ренные бочки с еинекорым пал­ тусом. Несколько из них слома­ ны, и вывалившийся палтус ле­ жит прямо на снегу. И это длит­ ся неделями. . *. Еще пример. В районе седьмо­ го причала на эстакаде и вокруг нее разбросаны сташіы, предназ­ наченные для выгрузки филей­ ной рыбы. А рядом с ними лежат и гниют палтус, треска. А. МАЙБОРОДА, боцман морского рыбного порта. И И Й Ц і і Г ^ ^ y' ■ -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz