Рыбный Мурман. 1967 г. Март.

В ' КОНЦЕ октября прошлого • года от причала рыбвого порта отошел средний тра­ улер Л® 3191 и в:)ял курс в Се­ верную Атлантику, Это первое судно, которое было оборудовано па кошельковый лов по чертежам Мурманского отделения Гипро- рыбфлота. На этот раз электро­ лебедка, предназначенная для стяжного троса и ранее уетанав- имвавшаяся на шлюпочной палу­ бе, была закреплена на капе но­ совых помещений. Пробный замет в Мотовском заливе показал, что стяжной трос нормально стравли­ вается с траловой лебедки. Нам пришлось снять электролебедку х полубака. По это еше не зна­ чит, что она вовсе не нужна. Вот ва шлюпочной палубе, там дей­ ствительно почти невозможно ее разместить, да и в таком случае ©на отрицательно влияет на остойчивость судна. Стравливание стяжного троса тоже требует до­ полнительных усилий, особенно в самом начале выметки. Когда выметка проходит на малом хо­ ду судна, работа идет нормально, но стоит дать средний ход, как уже несколько матросов вынуж­ дены стать к лебедке и помогать вручную травить трос. Этот недо­ статок можно ликвидировать, сняв епасательпую шлюпку с ле­ вого борта. ]іо опять же вопрос — куда ее поставить? . Облов сельди в зимний период, когда обильные концентрации малоподвижны, вполне можно производить на малом ходу, lfo вот летом... Тут совсем другое де­ ло. Значит, лебедка на полубаке необходима. Тормозит работу и наличие од­ ной) силового блока. На выборку Хуже обстоят дела и с выбор- кой сельди из невода на обык- новотгаых СРТ но сравнению с «Океанами». Дело в том, что при существующих стрелах на «Оке­ ане» каплер опускается в невод вертикально, а на обыкновенных СРТ горизонтально. Естественно, в первом случае каплер принесет рыбы в два раза больше. Стоит оборудовать вторую стрелу на лая. И, конечно, невод для такого сезона необходим размером не меньше чем 650 на 130 метров. Итак, с учетом времени года фло­ ту пора бы иметь кошельковые невода двух размеров: на осен­ не-зимний период — €10 на 130 метров, на летний — не менее 650 па 150 метров. Наш невод имел больший плав, чем на судах «Мурмапсельди». Нто показал экспериментальный рейс невода уходит примерно 2 часа 50 минут вместо полутора часов. Это объясняется недостаточным сцеплением между блоком и не­ водом, который в рабочий момент пробуксовывает. Кроме того, верхняя подбора отстает при вы­ борке. Приходится иногда ее кре­ пить, а нижнюю стравливать. За­ тем вместе выбирать. И так не­ сколько раз. Уходит зря много времени, да и в минуты пробук­ совки ♦опушка» невода рвется. Этого можно избежать, установив яа судне два блока. СРТ, и этот недостаток будет устранен. Наше судно было снабжено не­ водом 610 на 130 метров. Но из-за малых размеров неводиой пло­ щадки пришлось убрать одну пластину. Так что мы работали неводом 573 на 130 метров. Зимой, при обильных концентрациях сельди, такой невод на наши про­ мысловые дела особого влияния не имел. В летнюю пору умень­ шенные размеры невода, без­ условно, сказались бы на уловах. Ведь в это время сельдь нодвиж- Вот почему у нас не было случая, чтобы во время замета утонула сливная часть, и мы не жало­ вались на невозможность коль­ цевать. А вот на судах «Мурман- сельди» как раз это и случалось. Несколько слов и о сдаче рыбы. Ведь не секрет, что много уже за ­ метанной сельди уходит за борт. Чуть погода посвежела, и уже из невода рыбу на рефрижератор или плавбазу нѳ сдашь. Ооять же для кошельковистов нужны суда с малой парусностью. Мы промышляли рядом с суда­ ми «Мурмансельди» и управления главка «Занрыба». Пам дважды была необходима практи­ ческая помощь. В такие моменты ее оказывал капитан СРТ-Р-718 Иван Павлович Груздев Сначала на нашем судне сломалась веду­ щая шестеренка силового блока. Иодошел СРТ-Р-718 и передал нам добротную на бросательном конце. Выручили они нас и в другой критический момент. За весь рейс из 30 заметов мы не имели ни одной «пустышки»* Здесь, очевидно, сказался опыт гидроакустика К. М. Дункевича. Самое серо зно е внимание экспе­ риментальному рейсу уделяли третий штурмал JI. И. Мотов, старший мастер лова В. Т. Шеве­ лев, начальник радиостанции Л. ІГ. Авеянкнн, матросы тт. Бу- латкин и Журавлев. Наш экипаж за январь и 10 дней февраля выловил 297 тонн сельди нри задании на первый квартал 304 тонны. Я за кошельковый нромыеел сельди, но проблемы, о которых шла речь выше, нужно немедлен­ но разрешать. А. ТРОИЦКИЙ, капитан СРТ-3191 Беломорской б а зы гослова. ІІ!І!»!!І>ІІІІ ІІІНІІІІІІІІПІ III IIIНІІІІІІІ t ill IH ill» il!lllll!tllll! llllll! ll!l» lllllli!IIIB I!i!i ІПЖІННМННІІННІНІННННІІНІІПІІІМІІНІІІНННІНІПНІНІІІННМІІШННІІЖІИНІІІНІІІШНННІІІНІІІІІПІПІІІІНІІІШШНІІІ И С Н О В А В М О Р Е . . . Да, коротки стоянки в родном иорту у моряков тралового флота. Но что поделаешь — такова специфика работы рыбаков. Они хозяева в море, а на берег прихо­ дят лишь на считанные дни, что­ бы пополнить запасы топлива, и роду кто в, сна ря жен ия. 17рохо- дит день—два, а иногда несколь­ ко часов и... снова в море, снова на промысел. Снова беспокойные трудовые вахты, бесконечная кач­ ка, волны и до боли в глазах уходящая до горизонта синь неба и моря. Вот стоит у причала траулер «Днепропетровск». Па полубаке, па вантах, на лебедках, тускло поблескивая под хмурым фев­ ральским небом, плотной коркой лежит лед. Видать, крепко по­ трепало судпо студеное море, но моряки пришли в родпоіі порт наперекор разгневанной стихии, и, как ни г. чем не бывало, мирно покачивается траулер у причала. Только команда «Вира!» висит над заливом, и груженые бадьи с рыбой выныривают из трюма и плывут на причал. Среди множества судов, толпя­ щихся у причалов, траулер «Днепропетровск» выделяется не только своим обледенелым видом, но и свежей, еще не успевшей потускнеть окраской. Да и когда ей потуекпеть, если судно сходило только в первый рейс в море, пос­ ле капитального ремонта в Поль­ ше. И вот я в каюте второго по­ мощника капитана. Он толь­ ко что принял вахту от тре­ тьего помощника Николая Ильича Анисимова, который нес ее но­ чью. Разговор ведется о самом главном: как прошел рейс, вы­ полнили ли план? — Эгот первый рейс у нас был с пополнением. Ходили двадцать четыре дня, пришли в порт, за- правились и в морс. Простояли в порту всего 8 часов, а 15 дней опять, как говорится, носом на волну. Всего рейс продолжался 40 суток. — А как с планом? — План мы перевыполнили, за ­ готовили 154 тонны рыбного по­ луфабриката. И если еще учесть, что вся команда новая, то это со­ всем неплохо. — Как, новички все, что ли? — Пет, не новички. Просто суд­ но пришло после капитального ремонта из Польши, набрали но­ вых людей. А не так-то просто работать, когда люди еще не освоились с новым судном да и друг друга совсем не знали. Но справились с этим делом. Конеч- На снимке: в Мурманском ордена Ленина морском рыб­ ном порту. Отсюда в безбреж- иые океанские просторы уходят корабли, чтобы доставить по­ том в норг богатый груз из даров моря. Вот и сейчас объ­ ектив подсмотрел момент, ког­ да идет подготовка к очеред­ ному отходу. і Фото С. Александрова* j по, многое зависело от капитана Геннадия Вацлавовича Буевича, но он у нас старожил, он и до ре­ монта был на этом судне. -— Ну что ж, команда новая, а все-таки кто-то, наверное, рабо­ тал получше других? — Да, конечно, есть у . нас и такие парни. Вот, например, мат­ рос Анатолий Гончаров — это просто неутомимый и отличный работник, он старшина вахты, хо­ рошо обрабатывает рыбу, не хуже справляется с тралом. А вот из машинной команды второй меха­ ник Николай Иванович Апфа- лов — великолепный специалист, хорошо, до тонкости знающий свое дело. Он всегда обеспечивал бесперебойную работу машины. Да и не только они. Вся команда подобралась в основном дружная, работящая. И хоть судно для всех повое, но это не повлияло особен­ но на работу, потому что стрем­ ление как можно лучше срабо­ тать у всех совпало. А это самое главное в нашем деле. А когда закончился рейс, мы прямо в море на переходе собра­ ли судовой комитет, на котором решили лучших работников рей­ са сфотографировать и занести их фамилии на Доску по­ чета. Были отмечены и одоб­ рены, как хорошие произвол* ствет іики , матросы Стрельников и Коковин, а также котельный машинист Павлов и другие. Па собрании мы взяли новые соі *иалистич еские обяза тел ьства. Решили выполнить годовое зада­ ние досрочно и вместо 12.200 центнеров заготовить 13.000 цент­ неров рыбного полуфабриката. 14 вот. когда уже закончился наш разговор, сделаны были пос­ ледние уточнения, стало лег­ ко и радостно за этих славных тружеников моря... Приятно, когда тяжелый труд моря­ ка не пропадает даром, когда то­ варищ в трудную минуту чувст­ вует падежное плечо товарища. Тогда любые трудности не страш­ ны, любая работа по плечу кол­ лективу. И уже уходя, при взгля­ де в последний раз на чистый, мирно покачивающийся у прича­ ла траулер, невольно подумалось, что завтра им опять бороздить вздымающиеся в ярости, трудные морские дороги, опять волновать­ ся, искать, находить и не сда­ ваться. Такова судьба рыбака — небольшая стоянка в родном пор­ ту и снова в море. В. УСТЮЖАНИН. Мера мужества Маленький ялик, е каждой секундой все дальше уносимый от траулера, напоминал нырка. Вот он показался па гребие волны, на какое-то мгновение замер, будто хотел, узнать, откуда ему гро­ зит опасность, и пропал надолго, так надолго, что у моряков,' стоявших на борту «Благовещенска», сразу вытянулись краевые от ветра подбородки, а губы вот-вот готовы были произнести два страшных слова. Но прошли минуты, и ялик показался впереди на добрых иолкабельтова. - : / — Э-ге-ге, Арсентьич, держи правее, правее, — надрываясь, кричал вахтенный штурман. Ветер донес команду — боцман Михаил Арсентьевич Лебедев табанил правым веслом, а левым загребал изо всех сил. Казалось удивительным, как этот не такой уж крепкий моряк мог решиться добровольно доставить на другое судно больного. Можно было бы сделать все без риска. Застопорить ход, нажать кнопку аврально- го звонка, спустить шлюпку, и дело с концом. Но... — Зачем же, Аптон Васильевич, столько мороки, — говорил боцман капитану. — Люди заняты рыбой, придется отрывать их. Я один потихоньку на ялике дойду. Первый раз что ли. — Да ты посмотри волны-то какие. Зачем рисковать, — с мяг­ ким украинским акцентом отговаривал капитан Маленко. — Шторм прошел, ничего страшного. Да и зыбь уже стихает. Лишь в ялике почувствовал Михаил Арсентьевич, что море действительно еще не думало смирять свое буйство. ІІо было поздно. Крутой холм волны отбросил маленькую лодчонку от судна, закрутил в водовороте. Боцман успел вставить весла в ук­ лючины. Рывок, еще рывок, и вот уже, пересиливая крепкие на­ каты, ялик уходил все дальше и дальше. Иногда Лебедеву каза­ лось, что у него не хватит сил ни вернуться назад, ни догрести до другого траулера, который был рядом, совсем рядом. Тогда моряк крепче стискивал зубы. Он знал: главное ие теряться, ве распускать нервы... Сколько раз в жизни Михаил Арсентьевич убеждался в необхо­ димости этого условия, когда надо было во что бы то ни стало победить. В голове промелькнули события минувших грозных дпей. Ему исполнилось тогда двадцать три. Людям его поколения в этомі возрасте предстояло пройти меру мужества, меру преданности Родине. Испытания начались с июньского утра сорок первого года. Он встретил его в плавании, в ласковом Черном море. По­ том на боевом охотнике защищал легендарный Севастополь, Одес­ су, сражался с ненавистным врагом в морском пехотном баталь­ оне. Их командира полковника Потапова хорошо знали ие только своп матросы, но и фашисты. В одном, пз боев Лебедева ранило. Очнулся, когда поезд пуле­ метной дробью отстукивал на стыках километры. Километры, ко­ торые все больше к больше отдаляли его от родной земли... Центральный лагерь № 326. Заключенный № 2560. Имя оста­ лось по ту сторону колючей проволоки. Но чувства, веру в победу эсэсовцы не могли отнять никакой силой. Ему удалось бежать* Ночами лесом пробирался на восток. На польской границе снова попал в лапы охранпшеов. И снова побег. Части Красной Армии встретил в городе Шверине. Вместе с бойцами 372-й дивизии легкоартиллерийского полка заканчивал войну в Германии... Ялик уже-лодходил к судпу. Метр, еще метр. Волны не отсту­ пали, они будто оттягивали решающий момент. Вот-вот поднимут скорлупку и легко по-богатырски ударят ее о борт на щенки. Но моряк знал коварство моря. Многому оно научило за двадцать е лишним лет. С ним держи ухо востро. Почему-то в эти минуты не думал о себе. Сам пе пропадет, но ведь он не один, больной рядом. И ялик угробить можно. — С наветренного борта, с наветренного подходите, — совето­ вали ё траулера. Боцман аккуратно развернул ялик и, когда расстояние до судна стало подходящим, ловко бросил фалинь. Его поймали, аккуратно подтянули лодку к борту. Больного подхватили крепкие матрос­ ские руки. А Лебедев сказал: » — До свидания, гостить некогда, — и тут же налег па весла. Об этом эпизоде Михаил Арсентьевич рассказал мимоходом, сделав такое вступление: — Да мы привыкли к морю, работе. Все у нас обыденно, неин­ тересно. Новичку, может, что и бросится в глаза. К этому добавить нечего, кроме короткого отзыва старшего помощника капитана Владимира Владимировича Соловьева. •— Арсентьевич у нас мастер «золотые руки», ударник комму­ нистического труда. Кто-вто, а старпом-то хорошо знал своего боцмана. В, ХРЯШКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz