Рыбный Мурман. 1967 г. Май.

(Окончание. Ная. па 1-й стр.). А на берегу добытчика уже ждали жадные, ненасытные перекупщики рыбы, спекулян- ты. Они за жалкие гроши за­ бирали улов помора и он не­ редко годами не вылезал иэ Долгов богатеям. Советская власть принесла помору избавление от гнета местных и иностранных капи­ талистов. Народная власть справедливо оплачивала труд рыбаков, их дети получили возможность бесплатно учить­ ся в школах. Для иих строи- внсь жилые дома, культурно- просветительные учреждения. Труд рыбака стал почетным делом. Н АЧАЛО двадцатых годов — заря рыбной промыш­ ленности Мурмана. Создавалась она заботами Ле­ вина, волей партии, народа. Леонид вышел в свои пер­ вый рейс в феврале 1923 года ва зверобойной шхуне. Затем его перевели на рыболовный траулер, что отвечало жела­ ниям юноши. Траулеры тех лет выглядели, пожалуй, даже слабее пыпеіп- пих сейнеров. Сам Леонид Васильевич вспоминает об этом так: — Суда эти были маломощ­ ные, плохо оборудованные не­ обходимыми механизмами и устройствами. Компас да сек­ стан — нот и все павигацвоп- ные приборы. О радиостанциях яа траулерах тогда лишь меч­ тали. Промышляли мы 9 как правило, на виду у берегов, только иесной, летом и осе­ нью. На зиму становились на прикол. Орудия лова у нас были, по сравнению с нынеш­ ними, примитивными. Базировались тогда па г. Алсксандровск (ныне г. По­ лярный). Здесь имелись пе- большве причалы и рыбозанв- дик. Рыбу с промысловых су­ дов выгружали корзинами, а в качестве «двигателя» при выгрузке использовалась „.лошадь. О, это была нелегкая, по настоящая морская н рьи бацкая школа для пас — ра­ бота на тех траулерах! «Кум­ жа», «Форель», «Окунь», ♦Макрель» н другие РТ того времени яввлвеь инонсрами Мурманского тралового флота, равного которому ныне не сыскать в мире* Нас. старых моряков, оче­ видцев становления промыс­ лового флота Мурмана, охва­ тывает большая гордость за нашу страну, когда мы видам быстроходные и могучие БМРТ, громадные производ­ ственные рефрижераторы, плавбазы, ваш гигантский рыбный норт. Ведь мы, моря­ ки двадцатых годов, как ни­ кто, имеем возможность срав­ нивать прошлое с настоящим. И я часто думаю: вот они, весомые, видные всем эамеча- тельиые итоги пятидесятиле­ тии родной Советской власти! Хорошо бы знать об этом по­ больше нашей молодежи, — ведь дли них в первую оче- редь,для нх светлого будущего, работали в труднейших усло­ виях рыбаки двадцатых и три­ дцатых годов. Да, и тридцатых годов. Наша страна развивала свой трало­ вый флот ва Мурмане, и он стал одним из участков социа­ листической нндустриалнэа- минуту получить в борт тор­ педу фашіистского подводного пирата. Но не запугать рыбаков Мурмана! Промышляли мы круглый год, в днем и ничью. Трудно работать, когда пони­ маешь, «іто на тебя в любую минуту враг может паііасть. Но работали, и неплохо. Спус­ кать и поднимать трал ночью приходилось в полной тем­ ноте. Количество вытрав­ ленных или выбранных вае­ ров определяли наощупь, па­ лочкой. Приставит ее матрос к ваерам, а пробегающие «марки» подкидывают ее. А матрос громко объявляет: «Сто двадцать пять!.. Двести!..». Нелегко приходилось всем, но особенно трудно было су­ доводителям. Ведь маяки на побережье н на островах бы­ ли погашены. Ночью опреде­ лялись только по звездам н но глубинам; -яцр* иногда но очер­ таниям берегов, если можно было различить их. Леонид Васильевич ве раз потом вспоминал того работ­ ника военкомата. Да, здесь, на промысле в Баренцевом море, также был фронт. Ив одет советским траулер был «отоплен, осиротела семья ве одного рыбака. Но страна, фронт беспере­ бойно получали рыбу, мното Семейный дуэт. Леонид им внуком Олегом. (1%6 г.). Васильевич Рассказов со гво- S стьа. Это — памятный пода­ рок, да еще какой*. На крыш­ ке часов выгравировано: «Минрыбпром СССР Рассказо­ ву Л. В. i960 г.». г - Стерлись ужо некоторые цифры на циферблате м і х старых ч а с о в , но, наверное, не сотрутся никогда памят­ ные с л о в а , говорящие о тру- В морях дороги ции. Приходили один за дру­ гим траулеры отечественной постройки. Леонид Рассказов начинал матросом, был затем рыбмастѳ- ром. Но молодого моряка не покидала мечта стать судово­ дителем. А для этого нужпо было знать многое, и Леонид упорно учился. Потом — кур­ сы судоводителей. В п е р в ы е же дн и войпы штурман Рассказов на­ висал заявление с просьбой отправить его на фронт. — Здесь также — фронт! — ответили ему в военкомате. — Армии нужна рыба. И всю войну Леонид Василь^ евич . работал штурманом ва траулере «Аскольд». — Промышлять нам прихо­ дилось, как говорится на «по­ роховой бочке», — вспоминает старый моряк. — Рыбаков в мере опасность подстерегала отовсюду. Нас не раз бомбили с воздуха. Можно было на­ ткнуться на мину. И в любую рыбы от промысловиков Мур­ мана. По іо—18 тысяч центне­ ров в год добывал ее и эки­ паж «Аскбльда». Не раз моря­ кам судна доводилось и ♦при­ зового поросенка» отведать. В дни войны существовала тра­ диция: за возвращение с про­ мысла с полным грузом пола­ гался скромный банкетик, где главным угощением был зажа­ ренный поросенок. Неплохую боевую закалку в промысловую выучку прошел штурман Рассказов за годы войны. В 1045 году он вступил в Коммунистическую партию Советского Союза. На флоте вырос хороший су­ доводитель. Его организатор­ ские способности особенно проявились ва траулере «Сем­ га», куда его назначили стар­ шим помощником ка питана. И сегодня еще Леонид Ва­ сильевич носит на руках часы «Победа»: Из серии первых вы­ пусков этой замечательной со­ ветской марки часов. Но ста­ рому моряку они особенно до ­ роги не только за свои каче- “ М а т ь Героя Советского С о ю з а Анатолия Бредова Стефанида Григорьевна и его отец Федор Ми­ хайлович встречают у себя дома моряков траулера «Анатолий Бредов» (1955 г.), которым в то в р е м я командовал Леонид Васильевич Рассказов. „L Родителей Героя с морянами этого судна до сих пор связывает теплая дружба. допой доблести, напоминаю­ щие о тех кипучих днях. В 1950 году экипаж «Сем­ ги», вслед за прославленным коллективом траулера «Ки­ ров», достиг небывалого выло­ ва, добыв за год 62 тысячи центнеров рыбы. Это был ми­ ровой рекорд, завоеванный упорным трудом экипажа во главе с капитаном. Умело используя промысло­ вую обстановку, команда «Сем­ ги» доставляла в порт один полный груз рыбы за другим. В условиях обильных уловов особое значение имела пра­ вильная организация труда на судне. В решении .этого вопро­ са каиитан уверенно опирал­ ся на своего старшего помощ- • пика. Коммунист. Рассказов своим трудолюбием, знанием дела и : дисциплинированно­ стью служил примером для многих моряков не только своего траулера. Вот почему ва работу в 1990 году он был награжден Почетной грамо­ той Мурманского облсовнро- фа. йа грамоте п&нвеаво: : «Награждается лучший штур­ ман траулера Мурманской об- засти Л. В. Рассказов». . . Быть лучшим штурманом ф лота — м ечта К аж дого с у д о ­ водителя. Г РАМОП)І, награды — пх много у Леонида Ва­ сильевича. Они — сви­ детели его неутомимого, доб­ росовестного труда, его от­ ношения к выполнению свое­ го долга. чПартийного долга коммуниста. Штурманским учеником (была тогда на траулерах та-, кая должность) пришел па «Семгу» Андрей Лопатин, мо­ лодок парень, комсомолец. Он всей душой привязался к Рас­ сказову. Кто, как не Леонид Васильевич, больше всех помо­ гал молодому моряку, посвя­ щая его в «секреты» судовож­ дения. А Андрей жадно чер­ пал из богатого опыта бывало­ го старпома, учился у него вы­ держке, преданности д ел у . Случалось, что штурманский ученик оішгі>ался в работе, от­ ступал в поведении. — Всегда надо смотреть правде в глаза! — говорил Рассказов . Андрею. — В этом мужество человека. Постепенно с помощью все­ го коллектива судна л в пер­ вую очередь старшего помощ­ ника из Лопатнва получился оі личный штурман. А еще че­ рез несколько лег он заменил на «Семге»'' своего учителя Рассказова, который к этому = временя был назначен канн- Е таном. Е Важной вехой в трудовой 2 деятельности Леонида Василь- — евича явилась работа на ком- сомольско-молодежном трау- г: яере «Анатолий Бредов». У ,г: моряков судна установилась з тесная дружеская связь с ро- Е дителями Бредова. Отец и мать ;z Героя не раз бывали па трау- z: лере. =: Возглавляемый Рассказовым Е экипаж «Аанатолия Бредова» Е в 1955 году занял первое ме- ~ сто по добыче рыбы среди Е комсомольско-молодежных ко- Е раблей флота. ЦК ВЛКСМ на- Е градил капитала судна Почет- Е ной грамотой. гг Затем Л. В. Рассказов —• *:г капитан-наставник тралового z: флота. А пять лет назад он Е «списался» на берег (точнее, — врачи уже но разрешали вы- zz ходить в море). Ею назначи- Е ли капитаном 18 и береговом ?Е бригады. ;Е Коллектив «восемнадцатой» Е первой (и единственной) ере- ~ ди береговых бригад заслу- Е жил звание комму нистичо- Е ской. Этой чести члены бри-. Е гады добилсь отличной рабо- -Е той. высокой трудовой ДИСЦИП- Е лниой. 1м человек здесь по? Е примеру капитана Рассказова -Л»Е стала народными Дружинин- Е ками, они активно участвуют Е в укреплений общественного • Е «ѵодпдоа в городе. ... ■. ;Е Недавно руководство и базо­ вый комикет флота вмиесм реніеяие « том, 4то коллектив 18 й бригады сііоимя делами . Е подтвердил в в юбилейном. = готу ныгокое звание коллектн- ы коммунистического, труда*- == мая Григорий Павлович Баба- ~ ков, Трайсе истер Григорий = Павлович Колпаков, врофоріш = ГѵІа^Цтст^ У Геннадий =j AeewceefeBn Козе яков и беззгпрсчно выполняют свои обязанности, * служат ’ приме­ ром для многих. В ТОТ день, когда я при­ гнел в дом к Леониду Васильевичу, здесь го­ товились к небольшому' се- мейпому торжеству. Ветером здесь соберутся все Рассказо­ вы. Придет с женой и внуком Олежкой старший сын Юрий; инженер-меха ник флота. Явится младший сын Влади­ мир, кѵрсапт четвертого курса судомеханического факульте­ та Мурманского высшего мо­ реходного училища. То, что сыновья избрали по судоводительскую профессию, не огорчает Леонида Василь­ евича — механик на флоте фигура важная. Он не скры­ вает своей гордости: сыновья избрали море, в котором доро­ ги всех Рассказовых, которо­ му сам он отдал почтя всю свою жизнь. 1 Когда мы прощались, Лео­ нид Васильевич заметил:. — Помните, я рассказывал вам -о штурманском ученике Андрее Лопатине, который на­ чинал у нас іга «Семге»? Не­ давно я встречался с ним. Андрей Георгиевич Лопатин теперь — капитан большого морозильного тп аѵл ет . . . * / Ш. БИІІЕЕВ. ) *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz