Рыбный Мурман. 1967 г. Май.

К Р И T U K W C t П Р Е Л Д Я Г Л І Е Т C O D E T V E читатель О П Р О М Ы С Л Е НА ДАЛЬНЕМ ЗАПАДЕ Первый в юбилейном году ат- мавтический рейс экипажа «Мо- модетоо* закончен. Задание его перевыполнено, но особой радо­ сти у моряков это не вызывает. Более того, ми покидали банку Джорджѳс с чувством горечи в щуте , с чувством досади н тре­ воги. И эта законная тревога о состоянии промысловых дел на Дальнем Западе должна отозва­ ться эхом в кабинетах управле­ ни я флота и главка. Прежде чем направлять кораб­ е л на Дальний Запад, следует всесторонне продумать вопросы, связанные с обслуживанием про­ мысловых судов плавбазами и обеспечением всеми видами снаб­ жения . Просчеты в этом отноше­ нии дорого обходятся экипажам промысловых судов, снижают эф ­ фективность работы флота. „ Экипаж «Молодечно», к приме- ѵ РУ; находился в плавании 90 су­ ток, из них на лову — 52. За это время было выловлено и сдано в а производственный рефриже­ ратор 485 топн рыбы первыми сортами и 95 тонн как прилов на муку. Но если бы на промысле хватало рефрижераторов, то при той же сырьевой базе экипаж смог бы выловить н сдать на з а ­ морозку 800 топн рыбы. Снижает эффективность рабо­ ты флота на Дальнем Западе раз­ личная оснастка орудий лова. Некоторые капитаны и мастера но добыче в этом вопросе строго иридержива ются схем, рекомен­ дованных отделом добычи рыбы управления флота, которые не юпиены недостатков. И как обыч­ аю, придя в районы с особо или­ стыми грунтами, их орудия лова ммеют большую аварийность. Специалистам экчѵперименталь- Яой Сазы, я а мой взгляд, не­ обходимо взяться за унификацию оснастки нижней подборы сель­ дяного трала. Назрела необходи­ мость полностью отказаться от загрузки ее чугунными чушками различного веса и перейти к ис­ пользованию только кусков так е ­ лажных цепей и отдельных звеньев якорной цени. Для этого необходимо все суда, которые следуют в район Дальнего Запа ­ да, снабжать зараиее подобными деталями для вооружения двух— трех подбор к сельдяным тралам. Некоторым опытом оснастки сельдяного трала и работы с ним я хочу поделиться на страницах газеты. Считаю, что хорошей ра ­ боте экипажа в прошедшем рей­ се во многом сопутствовала ос­ настка нижней подборы трала. Применяемая нами подбора имеет следующий вид. Геркуле­ совый трос диаметром 22 мм и длиною 41.2 м разбивается мар­ ками через каждые 70 см по всей длине. Па каждой марке он про­ бивается концом геркулесовой пряди. К каждому такому концу привязывается одно ^звено от якорной цени диаметром 30 мм без контро форса. Общее число звеньев — 50 штук. В центре троса привязывается два зве*на цепи с-контрофорсами. После этого трос с такой гир­ ляндой грузов крепится к подбо­ ре с помощью привязок из смольной пеньки. На носовой и кормовом конце подборы крепит­ ся по куску цепей. Вое каждого куска цепи порядка 14 кг. Общий вес подборы равен І40 кг без учета веса троса для грузов. Работая продолжительное вре­ мя в районе каньона Вич, где грунтовые условия намного лег­ че, чем Ф других местах, нами были применены нижние кабели 1 из утяжеленного троса диамет­ ром 25 мм длиною 72,5 м. Длина верхнего кабеля равня­ лась 70 м (диаметр 15,5 мм). В этом случае верхние и нижние I ланки к грунтропам не стави­ лись. Одинарные кабели изготав­ ливались из троса диаметром 18—20 мм, длиною 40 м. Такая оснастка нижней подборы и к а ­ белей делала трал намного уло- нрстее, чем да других судах, ра­ ботавших вместе с вами. Для облегчения работы палуб­ ной команды при переходе с тра­ ла на трал, а также чтобы не пе­ ребрасывать рыбу на другой борт, мы в течение всего рейса работа­ ли только тралом правого борта. У нас было два трала в пол­ ном вооружении: один — рабо­ чий, другой запасной. Переход с трала на трал осуществлялся путем подсоединения кабелей от одного трала к другому. Эта опе­ рация осуществлялась за 15 ми­ нут. Левый борт судна был обо­ рудован для хранения рыбы в контейнерах и бочках, а также для передачи ее на базу. Первое время были опасения о неравномерной вытяжке ваеров. Но они не оправдались. При контрольных промерах через каждые 10 дней разница в длине ваеров достигала 20—30 см. . При этом должен заметить, ва- ера были в работе около 1000 ча­ сов. Если при таком способе и появилась бы значительная раз­ ница в длине вае]юв, то мы мог­ ли перебросить ваера с одного барабана лебедки на другой. В тихую погоду переброска ваеров не представляет больших труд­ ностей. - Однобортная система работы с тралом позволяет произвести обо­ рудование другого борта допол­ нительными грузовыми устрой­ ствами для перемещения бочек и контейнеров с рыбой по палубе, а также выгрузку рыбы в бочках из трюма в стампу. Для захвата бочки с рыбой мо­ жет быть использован цепной строи со скользящей цепной пе­ ремычкой и прутковый обруч с хранцами или цепной петлей под днище. Для перегрузки рыбы из бочек в стампу с помощью цеп­ ного стропа может быть исполь­ зована носовая стрела, независи­ мо от того, к какому борту базы судно пришвартовалось. И. КУЗЬМИН, капитан опор­ но-показательного траулера «Молодечно», У л и т о г р а ф о в » Рыбные консервы к столу — не только вкусная и питательная еда, но зачастую и замечательный деликатес. Любители рыбы эта хорошо знают. Зайдет такой человек в гастроном и первым делом к витрине, где выставлены напоказ десятки различных банок с кра­ сочными этикетками. Есть в жестяно-баночном цехе рыбокомбината участок ли-* тографии. Здесь-то и трудятся те «чародеи», которые простую жес- тяную банку превращают в нарядную, сразу бросающуюся в глаза. А делается это так. Художник изготовляет рисунок. Соответ­ ствующие инстанции его рассматривают, утверждают, и после этого рисунок уже называется оригиналом. Оригиналы поступают в фотолабораторию. Молодой фотограф Вячеслав Чистяков переснимает их на специальную пленку, причем делает не обычный диапозитив, а разделяет на цвета. Если, напри­ мер, на рисунке имеется три цвета, то фотограф и запечатлевает их на трех пленках. Сделать же снимок четким и выигрышным помогает фотографу ретушер Лидия Зозуля. После них в дело вступают монтажисты-копировщики Раиса Кес­ тер и Надежда Котенко. Они наклеивают диапозитивы на про* зрачную пленку, изготовляют монтаж. Тем временем шлифовщики Анатолий Артемов и Любовь Мищи- 111 ина закладывают в шлифовальный станок алюминиевую пласти­ ну размером 845x640 мм., шлифуют ее при помощи фарфоровых ша­ риков, корундового песка и воды. Эту пластину копировщицы закладывают в центрифугу и зали­ вают ее жидкостью камедь — сибирская лиственница, благодаря чему на алюминии образуется светочувствительный слой, а затем на пластину в копировальной машине экспоиируется все то, что изображено на фотомонтаже, и после проявления, травления и уг­ лубления рисунка алюминиевая пластина уже становится печати ной формой. Теперь остается эту форму заложить в печатную машину, при-* править ее, отрегулировать слой краски и печатать. л _ Надо заметить, что в. машине помещается сразу три формы (каждая для одного из трех цветов оригинала). Это позволяет ва одном и том же листе жести последовательно отпечатывать все три цвета. ' . ч, . , , ' .. Из печатной машины жестяные листы поступают в так называем мую лакмашину, где на их лицевую сторону наносится лаковое по­ крытие, а потом листы идут в сушильную печь. В сечи температура, плюс 160—180 градусов. Четверть часа, и все готово, теперь из же­ сти с нанесенными рисунками можно изготовлять консервные банки. Все машины и механизмы, о которых мы сейчас говорили, об*, служивают большие знатоки своего дела — печатники Р. Гизатулин, В. Плешаков, Ю. Кестер, Ю. Логинов. Производительность труда высока. В смену они дают заготовок более чем на 250.000 штук банок. Целая гора жести! Мы берем в руки один лист за другим. Какие только породы рыб не изображены здесь. Сколько красок, сколько разнообразных надписей! И все это станет банками для консервов, а по существу не только банками, а своеобразными ми­ ниатюрными плакатами, которые будут привлекать, призывать по­ купателя. В. ЗАЙЦЕВ. СЮРПРИЗЫ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ Новинки техники Замок для гайтяна ^яя закрытия кутка трала на _$удах гаитян завязывали узлом. Этот способ занимал много вре- м№Ѵ. При развязывании узел за­ частую сразу не распускался, что было опасно для матросов, так амак куток с рыбой в это время •раскачивало. Конструкто ры Кл амиедского филиала ЦПКТБ Г. Дмитриев и В. Панферов разработали спе­ циальный замок для гайтяна. Он состоит из корпуса, запи­ рающего устройства и оси. В за- вор между запирающим устрой­ ством и корпусом пропускают гаитян, предварительно продетый ээ петли на конце кутка. Протя­ нув оба конца гайтяна до пол­ ного закрытия кутка, ударом ру­ ки загоняют запирающее устрой­ ство, которое прижимает гайтян к стенкам корпуса. При выливкѳ улова из кутка трала достаточно дернуть за конец, который привязан к за­ пирающему устройству, чтобы освободить гайтян в раскрыть куток трала. Замок имеет небольшой вес ( 0 ,(> кг) и малые размеры (150x75 мм). На его закрытие затрачивается в 5 раз меньше в ремони, чем требовалось при завязке гайтяна. Замки для гайтяна прошли испытания на промысловых су -1 дах. В настоящее время механи­ ческая лаборатория Клайпедско­ го филиала ЦПКТБ приступила к их серийному выпуску. « И н р ы б п р о м 6 8 » 13 августе 1968 года в Ленинграде открывается международная яшоциализированная выставка «Современные средства добычи и обработки рыбы и морепродуктов — «Инрьібпром- 6 8 », на которой бмдут демонстрироваться экспонаты различных предприятий рыб- шой промышленности нашей страны и зарубежных фирм. На этой выставке будет представлен и наш Северный бассейн. Главк «Севрыба» начал подготовку экспонатов -для «Инрыбнрома- В Ленинград отправят модели 31-метрового трала, изготовлен- яого по чертежам ПИНРО, кошелькового невода, пневматической машины для разгрузаш рыбной муки, образцы продукции, - • Наша команда еще в конце яываря пассажирским теплохо­ дом «Аджария» отправилась в море на подмену экипажа БМРТ- 240 «Хабаровск». Переход к мес- • ту промысла занял 12 суток. За это время обсудили задачи, сто­ явшие перед коллективом на рейс, провели . беседы с каждым моряком, чтобы, по приходу на промысел, не теряя времени, сра­ зу расставить их по рабочим ме­ стам с наибольшей пользой; укомплектовали вахты, закрепи­ ли старших. Подмену команды произвели 3—4 февраля. И сразу встало много вопросов, без решения ко­ торых выполнение рейсового за­ дания оказалось бы невозмож­ ным. Во-первых, необходимо было получить промысловое вооруже­ ние, находившееся на плавбазе «Григорий Лысенко», а во-вто­ рых, следовало сдать оставлен­ ную предшественниками продук­ цию. Погода на юге БНБ не позво­ ляла произвести приемку достав­ ленного снабжения; буйные вет­ ры вынудили экипаж штормовать несколько дней, а потом посту­ пила команда идти в укрытие в район мыса Рейс. Там мы и вы­ полнили все операции. Время бежало, из порта шли радиограммы с приказом немед­ ленно следовать на Лабрадор для выработки филе. Но, учитывая количество иромвооружения, ко­ торое получили, а также трудные рельефные условия этого райо­ на, нужно было взять дополни­ тельное промысловое вооруже­ ние. На Лабрадоре промысловая обстановка в это время сложи­ лась тяжелая: вытеснял лед, ду­ ли сильные ветры, шли заряды снега. Да и первые траления не приносили радости: ассортимент трески и ее количество не поз­ воляли обеспечивать выполнение рейсового задания. Через двое суток - т питан-директор А. М. Гончаров, согласовав свои дейст­ вия с отделом добычи флота и руководителем промысла, решил перейти на БНБ, где [работали наши суда и экипажи имели хо­ рошие результаты. Но они моро­ зили рыбу, а нам предстояло вы­ рабатывать из «ее филе. Поддерживали * постоянную связь с моряками других трауле­ ров, с руководителем промысла, получали информации о промыс­ ловой обстановке и в другие рай­ онах Атлантики. А 13 марта по­ лучили разрешение следовать для дальнейшей работы в район банки Флемнш-кап, где успешно промышляли польские рыбаки. И действительно, только здесь, по­ сле.,, долгих поисков и переходов, наш экипаж начал работать в полную силу. Потребовалось много усилий, знаний и умения со стороны ме- И м . СЫНЛО с промысла ханика-яаладчика Воронина В. Г. и слесаря-паладчика Железного В. И., чтобы обеспечить беспере­ бойную работу механизмов рыб­ ной фабрики, своевременно уст­ ранять поломки, затрачивая на это как можно меньше времени. Развернулось соревнование между вахтами, за увеличение количества и повышение каче­ ства продукции. Сразу был вы­ пущен экономический бюллетень, боевые л и с т к и - і м о л я и и », где от­ ражался ход соревнования. Уло­ вы поднимали хорошие, приходи­ лось постоянно организовывать подвахты, а порой даже авралы, в которых активное участие при­ нимали все члень? экипажа, не считаясь со временем. Темпы ра­ боты нарастали. Больших успехов добилась вах­ та под руководством мастера коммуниста П. А. Куиецкова. За шестичасовую вахту она вырабо­ тала 2,5 тонны поднрессованного филе, не считая других видов рыбной продукции. Не отстала от товарищей и вахта мастера С. И. Метедева, За такое же время мо­ ряки изготовили более трех т<шн потпрессованного филе. Безусловно, здесь сказалась роль техшолога коммуниста Б. А, Александрова, который постоян­ но находился на рыбной фабри­ ке. следил за качеством продук­ ции, своевременно устранял За­ м еч ан и е недостатки, «активно принимал участие в разделке рыбы. Хорошо трудились матро­ сы Ф. С. Володан, В. С. Петров, И. Е. Шишкин, А. Н. Коломягчев и другие, своим добросовестным и честным трудом вносящие вклад в выполнение рейсового задания. Необходимо отмстить добросовестный труд консервно­ го мастера коммуниста В. С. Ко­ ролева и его помощника комму-* виста 11. Г. Гредюна, которые уже перевыполнили рейсовое задание на несколько тысяч банок. И хотя начало рейса было действительно трудным, много времени потеряно на получение иромвооружения, сдачу рыбопро­ дукции, поиски и переходы в другие районы промысла, задачи рейса стали под силу нашему экипажу. Необходимо учесть и тот факт, что в разгаре работы заболели два члена экипажа. Их пришлось в штормовую погоду пересаживать на другие суда. Экипаж БМРТ-240 «Хабаровску прикладывает все усилия, опыт и знания для выполнения поста­ новления ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «О мерах по даль^ нейшему развитию рыбного хо­ зяйства в стране, улучшению ка­ чества и ассортимента рыбной продукции», а также с большим воодунк злением встретил поста­ новление ЦК КПСС о подготовке к 50 летшо Великого Октября* Откликаясь на прігакл партии оз­ наменовать славный юбилей, но* выли достижениями • в труде, коллектив нашеіч) судна полон решимости выполнить рейсовый план но выработке подпрессовад- ного филе на 200 процеоггов,. а также увеличить ассортимент других вядоч -продукции, И. МОТЧАНЫЙ, заместитель секретаря партийной органи- * эацив, '• • • V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz