Рыбный Мурман. 1967 г. Май.
К Р И T U K W C t П Р Е Л Д Я Г Л І Е Т C O D E T V E читатель О П Р О М Ы С Л Е НА ДАЛЬНЕМ ЗАПАДЕ Первый в юбилейном году ат- мавтический рейс экипажа «Мо- модетоо* закончен. Задание его перевыполнено, но особой радо сти у моряков это не вызывает. Более того, ми покидали банку Джорджѳс с чувством горечи в щуте , с чувством досади н тре воги. И эта законная тревога о состоянии промысловых дел на Дальнем Западе должна отозва ться эхом в кабинетах управле ни я флота и главка. Прежде чем направлять кораб е л на Дальний Запад, следует всесторонне продумать вопросы, связанные с обслуживанием про мысловых судов плавбазами и обеспечением всеми видами снаб жения . Просчеты в этом отноше нии дорого обходятся экипажам промысловых судов, снижают эф фективность работы флота. „ Экипаж «Молодечно», к приме- ѵ РУ; находился в плавании 90 су ток, из них на лову — 52. За это время было выловлено и сдано в а производственный рефриже ратор 485 топн рыбы первыми сортами и 95 тонн как прилов на муку. Но если бы на промысле хватало рефрижераторов, то при той же сырьевой базе экипаж смог бы выловить н сдать на з а морозку 800 топн рыбы. Снижает эффективность рабо ты флота на Дальнем Западе раз личная оснастка орудий лова. Некоторые капитаны и мастера но добыче в этом вопросе строго иридержива ются схем, рекомен дованных отделом добычи рыбы управления флота, которые не юпиены недостатков. И как обыч аю, придя в районы с особо или стыми грунтами, их орудия лова ммеют большую аварийность. Специалистам экчѵперименталь- Яой Сазы, я а мой взгляд, не обходимо взяться за унификацию оснастки нижней подборы сель дяного трала. Назрела необходи мость полностью отказаться от загрузки ее чугунными чушками различного веса и перейти к ис пользованию только кусков так е лажных цепей и отдельных звеньев якорной цени. Для этого необходимо все суда, которые следуют в район Дальнего Запа да, снабжать зараиее подобными деталями для вооружения двух— трех подбор к сельдяным тралам. Некоторым опытом оснастки сельдяного трала и работы с ним я хочу поделиться на страницах газеты. Считаю, что хорошей ра боте экипажа в прошедшем рей се во многом сопутствовала ос настка нижней подборы трала. Применяемая нами подбора имеет следующий вид. Геркуле совый трос диаметром 22 мм и длиною 41.2 м разбивается мар ками через каждые 70 см по всей длине. Па каждой марке он про бивается концом геркулесовой пряди. К каждому такому концу привязывается одно ^звено от якорной цени диаметром 30 мм без контро форса. Общее число звеньев — 50 штук. В центре троса привязывается два зве*на цепи с-контрофорсами. После этого трос с такой гир ляндой грузов крепится к подбо ре с помощью привязок из смольной пеньки. На носовой и кормовом конце подборы крепит ся по куску цепей. Вое каждого куска цепи порядка 14 кг. Общий вес подборы равен І40 кг без учета веса троса для грузов. Работая продолжительное вре мя в районе каньона Вич, где грунтовые условия намного лег че, чем Ф других местах, нами были применены нижние кабели 1 из утяжеленного троса диамет ром 25 мм длиною 72,5 м. Длина верхнего кабеля равня лась 70 м (диаметр 15,5 мм). В этом случае верхние и нижние I ланки к грунтропам не стави лись. Одинарные кабели изготав ливались из троса диаметром 18—20 мм, длиною 40 м. Такая оснастка нижней подборы и к а белей делала трал намного уло- нрстее, чем да других судах, ра ботавших вместе с вами. Для облегчения работы палуб ной команды при переходе с тра ла на трал, а также чтобы не пе ребрасывать рыбу на другой борт, мы в течение всего рейса работа ли только тралом правого борта. У нас было два трала в пол ном вооружении: один — рабо чий, другой запасной. Переход с трала на трал осуществлялся путем подсоединения кабелей от одного трала к другому. Эта опе рация осуществлялась за 15 ми нут. Левый борт судна был обо рудован для хранения рыбы в контейнерах и бочках, а также для передачи ее на базу. Первое время были опасения о неравномерной вытяжке ваеров. Но они не оправдались. При контрольных промерах через каждые 10 дней разница в длине ваеров достигала 20—30 см. . При этом должен заметить, ва- ера были в работе около 1000 ча сов. Если при таком способе и появилась бы значительная раз ница в длине вае]юв, то мы мог ли перебросить ваера с одного барабана лебедки на другой. В тихую погоду переброска ваеров не представляет больших труд ностей. - Однобортная система работы с тралом позволяет произвести обо рудование другого борта допол нительными грузовыми устрой ствами для перемещения бочек и контейнеров с рыбой по палубе, а также выгрузку рыбы в бочках из трюма в стампу. Для захвата бочки с рыбой мо жет быть использован цепной строи со скользящей цепной пе ремычкой и прутковый обруч с хранцами или цепной петлей под днище. Для перегрузки рыбы из бочек в стампу с помощью цеп ного стропа может быть исполь зована носовая стрела, независи мо от того, к какому борту базы судно пришвартовалось. И. КУЗЬМИН, капитан опор но-показательного траулера «Молодечно», У л и т о г р а ф о в » Рыбные консервы к столу — не только вкусная и питательная еда, но зачастую и замечательный деликатес. Любители рыбы эта хорошо знают. Зайдет такой человек в гастроном и первым делом к витрине, где выставлены напоказ десятки различных банок с кра сочными этикетками. Есть в жестяно-баночном цехе рыбокомбината участок ли-* тографии. Здесь-то и трудятся те «чародеи», которые простую жес- тяную банку превращают в нарядную, сразу бросающуюся в глаза. А делается это так. Художник изготовляет рисунок. Соответ ствующие инстанции его рассматривают, утверждают, и после этого рисунок уже называется оригиналом. Оригиналы поступают в фотолабораторию. Молодой фотограф Вячеслав Чистяков переснимает их на специальную пленку, причем делает не обычный диапозитив, а разделяет на цвета. Если, напри мер, на рисунке имеется три цвета, то фотограф и запечатлевает их на трех пленках. Сделать же снимок четким и выигрышным помогает фотографу ретушер Лидия Зозуля. После них в дело вступают монтажисты-копировщики Раиса Кес тер и Надежда Котенко. Они наклеивают диапозитивы на про* зрачную пленку, изготовляют монтаж. Тем временем шлифовщики Анатолий Артемов и Любовь Мищи- 111 ина закладывают в шлифовальный станок алюминиевую пласти ну размером 845x640 мм., шлифуют ее при помощи фарфоровых ша риков, корундового песка и воды. Эту пластину копировщицы закладывают в центрифугу и зали вают ее жидкостью камедь — сибирская лиственница, благодаря чему на алюминии образуется светочувствительный слой, а затем на пластину в копировальной машине экспоиируется все то, что изображено на фотомонтаже, и после проявления, травления и уг лубления рисунка алюминиевая пластина уже становится печати ной формой. Теперь остается эту форму заложить в печатную машину, при-* править ее, отрегулировать слой краски и печатать. л _ Надо заметить, что в. машине помещается сразу три формы (каждая для одного из трех цветов оригинала). Это позволяет ва одном и том же листе жести последовательно отпечатывать все три цвета. ' . ч, . , , ' .. Из печатной машины жестяные листы поступают в так называем мую лакмашину, где на их лицевую сторону наносится лаковое по крытие, а потом листы идут в сушильную печь. В сечи температура, плюс 160—180 градусов. Четверть часа, и все готово, теперь из же сти с нанесенными рисунками можно изготовлять консервные банки. Все машины и механизмы, о которых мы сейчас говорили, об*, служивают большие знатоки своего дела — печатники Р. Гизатулин, В. Плешаков, Ю. Кестер, Ю. Логинов. Производительность труда высока. В смену они дают заготовок более чем на 250.000 штук банок. Целая гора жести! Мы берем в руки один лист за другим. Какие только породы рыб не изображены здесь. Сколько красок, сколько разнообразных надписей! И все это станет банками для консервов, а по существу не только банками, а своеобразными ми ниатюрными плакатами, которые будут привлекать, призывать по купателя. В. ЗАЙЦЕВ. СЮРПРИЗЫ СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКИ Новинки техники Замок для гайтяна ^яя закрытия кутка трала на _$удах гаитян завязывали узлом. Этот способ занимал много вре- м№Ѵ. При развязывании узел за частую сразу не распускался, что было опасно для матросов, так амак куток с рыбой в это время •раскачивало. Конструкто ры Кл амиедского филиала ЦПКТБ Г. Дмитриев и В. Панферов разработали спе циальный замок для гайтяна. Он состоит из корпуса, запи рающего устройства и оси. В за- вор между запирающим устрой ством и корпусом пропускают гаитян, предварительно продетый ээ петли на конце кутка. Протя нув оба конца гайтяна до пол ного закрытия кутка, ударом ру ки загоняют запирающее устрой ство, которое прижимает гайтян к стенкам корпуса. При выливкѳ улова из кутка трала достаточно дернуть за конец, который привязан к за пирающему устройству, чтобы освободить гайтян в раскрыть куток трала. Замок имеет небольшой вес ( 0 ,(> кг) и малые размеры (150x75 мм). На его закрытие затрачивается в 5 раз меньше в ремони, чем требовалось при завязке гайтяна. Замки для гайтяна прошли испытания на промысловых су -1 дах. В настоящее время механи ческая лаборатория Клайпедско го филиала ЦПКТБ приступила к их серийному выпуску. « И н р ы б п р о м 6 8 » 13 августе 1968 года в Ленинграде открывается международная яшоциализированная выставка «Современные средства добычи и обработки рыбы и морепродуктов — «Инрьібпром- 6 8 », на которой бмдут демонстрироваться экспонаты различных предприятий рыб- шой промышленности нашей страны и зарубежных фирм. На этой выставке будет представлен и наш Северный бассейн. Главк «Севрыба» начал подготовку экспонатов -для «Инрыбнрома- В Ленинград отправят модели 31-метрового трала, изготовлен- яого по чертежам ПИНРО, кошелькового невода, пневматической машины для разгрузаш рыбной муки, образцы продукции, - • Наша команда еще в конце яываря пассажирским теплохо дом «Аджария» отправилась в море на подмену экипажа БМРТ- 240 «Хабаровск». Переход к мес- • ту промысла занял 12 суток. За это время обсудили задачи, сто явшие перед коллективом на рейс, провели . беседы с каждым моряком, чтобы, по приходу на промысел, не теряя времени, сра зу расставить их по рабочим ме стам с наибольшей пользой; укомплектовали вахты, закрепи ли старших. Подмену команды произвели 3—4 февраля. И сразу встало много вопросов, без решения ко торых выполнение рейсового за дания оказалось бы невозмож ным. Во-первых, необходимо было получить промысловое вооруже ние, находившееся на плавбазе «Григорий Лысенко», а во-вто рых, следовало сдать оставлен ную предшественниками продук цию. Погода на юге БНБ не позво ляла произвести приемку достав ленного снабжения; буйные вет ры вынудили экипаж штормовать несколько дней, а потом посту пила команда идти в укрытие в район мыса Рейс. Там мы и вы полнили все операции. Время бежало, из порта шли радиограммы с приказом немед ленно следовать на Лабрадор для выработки филе. Но, учитывая количество иромвооружения, ко торое получили, а также трудные рельефные условия этого райо на, нужно было взять дополни тельное промысловое вооруже ние. На Лабрадоре промысловая обстановка в это время сложи лась тяжелая: вытеснял лед, ду ли сильные ветры, шли заряды снега. Да и первые траления не приносили радости: ассортимент трески и ее количество не поз воляли обеспечивать выполнение рейсового задания. Через двое суток - т питан-директор А. М. Гончаров, согласовав свои дейст вия с отделом добычи флота и руководителем промысла, решил перейти на БНБ, где [работали наши суда и экипажи имели хо рошие результаты. Но они моро зили рыбу, а нам предстояло вы рабатывать из «ее филе. Поддерживали * постоянную связь с моряками других трауле ров, с руководителем промысла, получали информации о промыс ловой обстановке и в другие рай онах Атлантики. А 13 марта по лучили разрешение следовать для дальнейшей работы в район банки Флемнш-кап, где успешно промышляли польские рыбаки. И действительно, только здесь, по сле.,, долгих поисков и переходов, наш экипаж начал работать в полную силу. Потребовалось много усилий, знаний и умения со стороны ме- И м . СЫНЛО с промысла ханика-яаладчика Воронина В. Г. и слесаря-паладчика Железного В. И., чтобы обеспечить беспере бойную работу механизмов рыб ной фабрики, своевременно уст ранять поломки, затрачивая на это как можно меньше времени. Развернулось соревнование между вахтами, за увеличение количества и повышение каче ства продукции. Сразу был вы пущен экономический бюллетень, боевые л и с т к и - і м о л я и и », где от ражался ход соревнования. Уло вы поднимали хорошие, приходи лось постоянно организовывать подвахты, а порой даже авралы, в которых активное участие при нимали все члень? экипажа, не считаясь со временем. Темпы ра боты нарастали. Больших успехов добилась вах та под руководством мастера коммуниста П. А. Куиецкова. За шестичасовую вахту она вырабо тала 2,5 тонны поднрессованного филе, не считая других видов рыбной продукции. Не отстала от товарищей и вахта мастера С. И. Метедева, За такое же время мо ряки изготовили более трех т<шн потпрессованного филе. Безусловно, здесь сказалась роль техшолога коммуниста Б. А, Александрова, который постоян но находился на рыбной фабри ке. следил за качеством продук ции, своевременно устранял За м еч ан и е недостатки, «активно принимал участие в разделке рыбы. Хорошо трудились матро сы Ф. С. Володан, В. С. Петров, И. Е. Шишкин, А. Н. Коломягчев и другие, своим добросовестным и честным трудом вносящие вклад в выполнение рейсового задания. Необходимо отмстить добросовестный труд консервно го мастера коммуниста В. С. Ко ролева и его помощника комму-* виста 11. Г. Гредюна, которые уже перевыполнили рейсовое задание на несколько тысяч банок. И хотя начало рейса было действительно трудным, много времени потеряно на получение иромвооружения, сдачу рыбопро дукции, поиски и переходы в другие районы промысла, задачи рейса стали под силу нашему экипажу. Необходимо учесть и тот факт, что в разгаре работы заболели два члена экипажа. Их пришлось в штормовую погоду пересаживать на другие суда. Экипаж БМРТ-240 «Хабаровску прикладывает все усилия, опыт и знания для выполнения поста новления ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР «О мерах по даль^ нейшему развитию рыбного хо зяйства в стране, улучшению ка чества и ассортимента рыбной продукции», а также с большим воодунк злением встретил поста новление ЦК КПСС о подготовке к 50 летшо Великого Октября* Откликаясь на прігакл партии оз наменовать славный юбилей, но* выли достижениями • в труде, коллектив нашеіч) судна полон решимости выполнить рейсовый план но выработке подпрессовад- ного филе на 200 процеоггов,. а также увеличить ассортимент других вядоч -продукции, И. МОТЧАНЫЙ, заместитель секретаря партийной органи- * эацив, '• • • V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz