Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.
/ Консервным цех ка БМРТ «Космос* возглавляет коммунист мастер Сергей Александрович Лесихм . Отлично работают консервщики под его руководством. Уже в первом рейсе они выполнили задание юбилейного года. : Исследования за рубежом Реакция рыбы на трал Вопрос о поведении рыб, находящих ся веред движущимся тралом. в раз личное время суток, их реакция на приближающийся тр ал и пути , кото рые они использую т д л я у х о д а от т р а ла, — я в л я е т с я одним из наибол ее >ДОЛм 6 |В 1 для изучении. Для решения этого вопро са т р е б у е т ся целый ряд данных, получение ко торых затруднено. так к а к б о л ьш ая скорость нрн тралении, достигающая 3—4 узлов, к значительные глубины не позволяют использовать для наблю дения* водолаза, а применение подвод ных кинокамер и телевизоров требует непрерывного освещения, что. несом ненно, влияет иа поведение рыб. Поэтому научно-исследовательская станция в Канаде использует для этих исследований подводную « мультиэкспоіиционную фотокамеру м электронную мигалку, которые прик реплены к тралу. Камера производит снимки морского дна непосредственно впереди нижней подборы, через прозрачные пластико вые оконца, расположенные в нижней части камеры. Каждый снимок охва тывает площадь около 1,4 м:, Съемка производится регулярно с интервалом в 1 2 сек. вследствие чего в течение ча са можно получить около 300 снимков. Отметки о времени, глубине, площади и номере снимка имеются на каждом снимке дна. Наблюдение за поведением рыб про изводится в основном в двух местах— у о. Мискоу в заливе Челер и в зали ве Фунди. Фотографии были сделаны в течение примерно 40 тралений, из которых немного более половины бы ли сделаны днем, а 'остальные после наступления темноты. Всего было по лучено около 1 0 . 0 0 0 снимков, при рас смотрении которых выяснилось, что наиболее часто встречавшейся • рыбой Являлась треска — около 600 экземп ляров. На ряде снимков засняты пмк- ша, камбала, скат, бычки-рогатки и удлиненная бельдюга. Рыбы, находившиеся впереди ниж ней подборы, держались около дна. и попыток с их стрроны >йти от трала чепеэ верхнюю подбору не отмечалось. Наибольшее количество трески, дви гающейся впереди трала и в том же направлении что и трал, было отмече но в период световых чаогв дня, пря чем наибольшая . концентрация . рыбы ^Йбьгла в направлении ее движения. Из наблюдавшихся групп трески 90 про центов плыли по направлению движе ния трала, а при движении отдельных рмб это количество уменьшалось до 74 процентов. Количество трески, сфотографирован ной во время ночного траления, было значительно меньше, чем при дневном. Ночью треска меньше группируется в косяки, возможно потому, что днем на треску оказывают влияние зрительные стимулы в виде движущегося крыла или нижней подборы трала, тогда как ночью видимость ухудшается и треска не в состоянии сочетать направление своего движения с отдельными частя ми трала и даже с другой треской, вследствие чего и двигается отдельно в разных направлениях. Это подтверж дается и данными эхолота и резуль татами лова. В период ночного трале ния встречалось значительно меньше трески, к о тор ая д в и г а л а с ь в том же направл ении что и тр ал , то гд а как значительно бол ьш е е количество т р е с ки п род ви гал о с ь н а в с тр еч у крыльям или у с т ью т р а л а . ^ ' Р азли чи е в р еакции к д в иж ущ ем у с я тралу в дневное и ночное врем я свя зано со зрением трески. Днем, ко гда видимость л учш е , треска движется впереди трала н плывет в направлении его хода. В темноте же видимость уменьшается и рыба передвигается во всех направлениях. Снимков пикши было значительно меньше, чем трески. На снпмках было отмечено, что большинство пикши плыло по направлению хода трала как днем, так н ночью. В течение све тового времени 45 пнкш из 50 засня тых экземпляров двигались по направ лению хода трала, а с наступлением темноты в этом же направлении прод вигалось 24 рыбы из 30. Наблюдение за поведением отдельных рыб показа ло, что когда пикша находится вбли зи нижней подборы, то вероятность по падания ее в трал увеличивается, так как она плывет по направлению дви жения -трала. В отличие от фрески и пикши камба ловые рыбы наиболее часто движутся навстречу тралу. « Из 60 заснятых рыб 36 двигались навстречу крыльям, 12 по направлению движения тралами 12 и устье трала, причем заметной разницы в их пове дении днем и ночью отмечено не было. Возможно, что часть из них уходила из трала по направлению крыльев. Наблюдения указанной выше экспе риментальной лаборатории дают осно вания полагать, что камбаловые, а также и другие рыбы, могут уходить из трала из любых позиций между крыльями трала, движущегося со скоростью 3 узла. Кратчайший путь ухода из трала — вокруг крыльев тра ла. Однако вто зависит от н ап р авл е ния движения рыбы и скорости ее продвижении. При движении трала со скоростью 3 узла рыба должна плы ть с максимальной быстротой — иначе она попадает в трал. При выборе бо лее длинного пути — к распорным д о скам трала* ры б а также д о лж н а дви гаться быстро, но несколько ниже сво ей максимальной скорости. Имеющие ся снимки, конечно, не могут оконча тельно разрешить вопроса о том. когда ж е камбала действительно уходит мз зоны действия трала. Возможно, что при установлении камер на крыльях этот вопрос будет решен. Большая часть заснятых бычков-ро- гаток и бельдюг кажется скорее сто ящими неподвижно над дном, нежели двигающимися от трала. Скаты движутся впереди трала, по не следѵют постоянно в одном направ лении. В некоторых случаях они дви жутся навстречу крыльям, в других — плывут от нижней подборы или даже в устье трала. Знание поведения рыб, находящихся перед тралом, очень важно для кон струирования более эффективных ору дий лова. Только при выяснении пове дения рыб при движении трала можно внести необходимые изменения в эти орудия лова для повышения их уло вистости. И. ГРЕБЕНЩИКОВ. После 'чегырохмееячного пла вании в Северной Атлантике наш БМРТ-257 «Салтыков-Щедрин» возвратился в Мурманск. Про мысел мы вели на Большой Нью фаундлендской и Джорджес бан ках. Экипаж в рейсе потрудился хо рошо. Рейсовое задание выпол нено на 108 процентов. Мы выра ботали 19.800 центнеров готовой продукции, в том числе 370 центнеров филе, много тушки, консервов, рыбной муки, меди цинского и технического рыбьего жира. Когда на переходе в порт под водили итоги рейса, каждый и:і нас задавал себе вопрос: «А мог ли ли мы работать лучше?». Да, могли. Мы могли выловить и обработать значительно боль ше рыбы, выработать больше субпродуктов. Однако наш кол лектив не сумел еще полностью использовать все свои внутрен ние резервы, не всегда мы уде ляли должное внимание органи зации промысла. Администрация, партииная и профсоюзная организации судна, весь экипаж настойчиво стремя тся изжить недостатки, работать еще лучше, чтобы достойными трудовыми подарками встретить славный юбилей Советской влас ти. Однако есть помехи, которые мешают трудиться в полную си лу, добиваться максимальной эф фективности в работе‘ и которые мы сами не сможем, как бы ни старались, устранить. Прежде всего мне хочется ска зать о том, что сразу с приходом в район промысла на БНБ наш экипаж был поставлен в тяжелое положение. Расскажу но по рядку. Наша подмепная команда вы нуждена была принять в море судно с полным грузом. Таким образом, свою работу мы начали не с того, что стали ловить рыбу, а с того, что искали возможность поскорее сдать груз на плавба зу. Руководство промыслом не подготовило корабль к приему подменной команды, как это по ложено. Видимо, и управление флота не проявило должного ин тереса к этому делу. Ну, ладно. Судно мы приняли, груз сдали, потеряли на этом немало времени, но все же нача ли лов. А ловилась рыба хоро шо. До десяти тонн и даже боль ше крупной и ровной трески под нимали .за полтора—-два часа тра ления. Команда радовалась: те- перь-то уж заготовим много раз деланной трески, филе, тушки, выработаем много консервов, жи ра. Рано радовались, рано. Только «пристроились» к рыбе, как по следовал приказ из управления тралового флота: следовать на Джорджес-банку, облавливать хек, заготовлять его в иеразде- лаином виде. Помилуйте, зачем же хек, да еще не разделанный, когда от лично ловится треска? Ведь и го сударству и экипажу выгоднее, если мы будем ловить треску, а не хек. Видимо, такого же мне ния был н капитан-наставник главка «Севрыба», флагман груп пы тов. Пятериков* который раз решил нашему экипажу оставать ся на БНБ и продолжать ловить треску. Но тіа тут-то было! Из управ ления флота за подписью зам. начальника тралового флота тов. Зайцева пришла радиограмма, категорически требующая, чтобы БМРТ «Салтыков-Щедрин» не медленно перешел работать в район Джорджес-банки. Приказ есть приказ, капитапу пришлось подчиниться и перейти работать на Джорджес-банку. Хотя все на судне понимали, что приказ этот неразумный, что хек на Джорджес-банке ловится не важно. Косяки были очень по движные. Поисковый БМРТ пришел туда только спустя боль ше месяца. Нам приходилось те рять много времени на местный поиск рыбы. Кстати об организации по исковых работ на Большой Нью фаундлендской банке и Джорд жес-банке. В тот период 24 БМРТ там оказались в пролове главным образом из-за того, что не было поискового судна. Окон чательного провала промысла группа избежала лишь благода ри тому, Ч.ГО капитан-наставник тов. Муси нов проавдл, инициати ву и направил БМРТ «Ижевск» на поиск рыбьи З&ящЩ этого БМРТ в 80 милях обааруткшг большие скопления крупной и ровной трески. И нам за пять суток до ухода в порг посчаст ливилось облавливать этот косяк. За пять суток мы взяли свыше 150 тонн трески и выработали 17 тонн филе. Наш экипаж хотел половить там еще суток десять, но управ ление флота не разрешило остать ся. ІІо причине более чем стран ной. Оказывается, нас торопили уходить с промысла во избежа ние одновременного большого прихода траулеров в порт. Я работаю в траловом флоте давно. Помню годы, когда трау леры с Баренцева иоря возвра щались с полными грузами через пят ь—десять суток. И думаю, что же будут делать управления флота и рыбного порта, если возникнет подобная ситуация сейчас. Неужели мы, добытчики рыбы, сейчас, в 1967 году, долж ны соразмерять свои уловы с тем. что нельзя доставлять много ры 6 « сразу в иорт? По-моему, это никаде не соответствует зада че неуклонного жгаышетая вы лова рыбьі. которую ставят перед промысловиками партия и прави тельство. Несколько снабжением ми в море плохо. Все / сл«ѳв о таре. Со картонными ящика- дело обстоит очень четыре месяца в нашем районе промысла почти на всех БМРТ не хватало тары. Наш экипаж, например, дважды пре рывал промысел, чтобы идти по лучать тару. Дело дошло до того, что мы вынуждены были.выпро сить необходимое для нас число картонных ящиков у калинин градцев. К вопросу о промысловом снаряжении Вопрос об улучшении промыс лового снаряжения вот уже мно го лег не сходит с повестки дня. Кое-что сделано в этом направ лении. За последние два—три года в траловом флоте испытыва лись ваера различных ГОСТов, стальн ые тросы, разл ичаюіциеся но изготовлению. Сейчас мы работаем лучшими из них — 22.5 миллиметровыми со сталь ным сердечником. Ваерами из такого троса можно успешно ирем ьгшлять, они могут при пра вильной -оитонлуатацпи отработать гораздо больше времени, чем пре дусмотрено. Но бывает и такое. В конце прошлого года траулер «Мор- нышел на ходовые испы тания после долгой стоянки в ре монте. В порту, мы получили тра ловые доски, отремонтированные на СРЗ-1. Сделали пять тралений правым тралом — все хорошо. А вот с левого борта, как ни пы тались, ничего не получилось. На циркуляции доски работают нормально, а как только начи наем травить ваера, они подплы ла ют. Пришли в порт. Доски эти вы грузили, получили другие, отре монтированные на том же ОРЗ-І. И опять история повторилась. С горем пополам подобрали себе че тыре доски, отработали ими до износа килей. Коллективу завода надо не допускать брака, а работ никам отдела добычи рыбы и от дела снабжения повысить тре бовательность за выполнение за казов. Теперь о бобинцах. Эти метал лические пустотелые шары диа метром 400—500 миллиметров после положенного времени из нашиваются, в них поступает вода, после чего они уже непри годны к работе. На мой взгляд, можно организовать на одном из судоремонтных предприятий глав" ка «Севрыба» цех или мастер ские по ремонту бобинцев. Раз резать швы, вымыть из шаров ил и наварить новые пояса — вот и весь ремонт их. На некото рых плавбазах в Западной Ат лантике %акой ремонт бобинцев уже делали. И они потом рабо тали в воде, как новые. И последнее. Лопари джилье о- нов, патентов, сушилок изготов ляются из очень жестких тросов, не вырабатывают свой срок и не отвечают требованиям техники безопасности. И об этом было «говоре но» не раз, знают об этом и работники отдела снабжения флота. Однако лопарей, изготов ленных из мягкого троса, удоб ных и безопасных при работе с с ними, мы до сих пор пе полу чаем. Л. ТАРАСОВ, старший мас- Y&P по добыче траулера ♦Моршаиск;>« # # # На нага взгляд, система да* ставки тары для промысловых БМРТ на плавбазах «Севрыбхо лодфлота» в район промысла на: Дальнем Западе должна быть изменена. Дело в том, что экипаж производственного рефрижерато ра или плавбазы мало заинтере сован в том, чтобы взять ящи ков побольше для БМРТ. И другое. Надо, чтобы на БМРТ тара доставлялась не на тех плавбазах, которые обслужи вают на Дальнем Западе суда бортового траления. Ведь эти ко рабли промышляют часто в дру гих районах моря. Кроме того, если производственный рефри жератор или плавбаза с.набжавд БМРТ, то РТ к его борту уже не сможет подойти. А это вызываеі понятное недовольство не только у команды РТ, но и у экипажа плавбазы. Ведь он направлен для того, чтобы обесиечивать работу РТ, от этого зависит выполнение, о рейсового задания. __ Картонные ящики, которые нам дают, низкого качества, многие из них быстро разваливаются. Управлению флота необходимо предъявить более серьезные тре бования фабрике-поставщику. И еще. Необходимо улучшить организацию обеспечения БМРТ на промысле продуктами пита ния. В настоящее время нам на приходящих из порта плавбазах.., почти невозможно получить хо рошие продукты, даже нескоро- яаргащиеся. Нам* например, пред-' л ож и л и получить на одной из баз только варенье. А людям пуж. п и мясные и овощные консервы, колбасы и т. н. С шшілми зака зами на продукты литания ра ботники снабжения мало счита ются. Им неплохо бы поучиться у балтийцев. Там плавбазы до ставляют в океан продукты точ но но ассортименту, заказанному экипажами промысловых кораб лей. В своей статье я коснулся л и т ь некоторых вопросов организа ции промысла на Дальнем Запа де. Нам было очень обидно, что 1 в угоду валу, для того, чтобы - отрапортовать о перевыполнен*» плана, были принесены в жерт ву не только интересы экипажа судна, но и потребителя, так кан нам пришлось вырабатывать не- разделанный хек вместо раздче- ланной трескиі Обидноучте зать*-* еячн мклъ от района промыс ла неяготорьте работники управ ления тралового флота решил» за нас, где лучше ловятся рѵйа и. к ак у нас говорили на суда#, прогнали экігпаж от «больше»» рыбы. Неужели из Мурмаис** виднее, где лучше ловитсн рыба? Для чего же тогда капитал на* судне, капитан-наставник, флаг ман трутшы траулеров в районе промысла? Видимо, некоторые работники управления флота еще не отре шились от старых представлений об организации промысла и счи тают волевые методы и до сих пор наиболее приемлемыми. Как коммунист, как старший мастер но добыче, разделяющий вмосте с капиталом и другими членами экипажа ответственность за нашу работу, не могу мол чать о серьезных недостатках в организации промысла на Даль нем Западе. Очень хочется, что бы партком тралового флота разобрался в этих вопросах и по мог работникам соответствующих отделов флота отрешиться от устаревших, неправильных ме-» тодов в работе, ликвидировать не достатки. И. КУРАМ ШИН, старший мастер по добыче, зам. сек ретаря парторга низация БМРТ «Саэтыквп-Щедрии». Постарались Большого успеха в соревновании за досгойную встречу 50-летия Октября добился экипаж БМРТ-240 «Хаба ровск». В минувшем рейсе в два е половиной раза перевыполнен план по выработке подпрессованиого филе, а консервов из тресковой печени выра ботано 40.500 банок при задании 26 тысяч. Нам оказывали помощь моряки па лубной и машинной команд и осо бенно судовой врач тов. Мотчаныи. В. КОРОЛЕВ, мастер но выработке консервов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz