Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.

/ Консервным цех ка БМРТ «Космос* возглавляет коммунист мастер Сергей Александрович Лесихм . Отлично работают консервщики под его руководством. Уже в первом рейсе они выполнили задание юбилейного года. : Исследования за рубежом Реакция рыбы на трал Вопрос о поведении рыб, находящих­ ся веред движущимся тралом. в раз­ личное время суток, их реакция на приближающийся тр ал и пути , кото ­ рые они использую т д л я у х о д а от т р а ­ ла, — я в л я е т с я одним из наибол ее >ДОЛм 6 |В 1 для изучении. Для решения этого вопро са т р е б у е т ­ ся целый ряд данных, получение ко­ торых затруднено. так к а к б о л ьш ая скорость нрн тралении, достигающая 3—4 узлов, к значительные глубины не позволяют использовать для наблю­ дения* водолаза, а применение подвод­ ных кинокамер и телевизоров требует непрерывного освещения, что. несом­ ненно, влияет иа поведение рыб. Поэтому научно-исследовательская станция в Канаде использует для этих исследований подводную « мультиэкспоіиционную фотокамеру м электронную мигалку, которые прик­ реплены к тралу. Камера производит снимки морского дна непосредственно впереди нижней подборы, через прозрачные пластико­ вые оконца, расположенные в нижней части камеры. Каждый снимок охва­ тывает площадь около 1,4 м:, Съемка производится регулярно с интервалом в 1 2 сек. вследствие чего в течение ча ­ са можно получить около 300 снимков. Отметки о времени, глубине, площади и номере снимка имеются на каждом снимке дна. Наблюдение за поведением рыб про­ изводится в основном в двух местах— у о. Мискоу в заливе Челер и в зали­ ве Фунди. Фотографии были сделаны в течение примерно 40 тралений, из которых немного более половины бы­ ли сделаны днем, а 'остальные после наступления темноты. Всего было по­ лучено около 1 0 . 0 0 0 снимков, при рас­ смотрении которых выяснилось, что наиболее часто встречавшейся • рыбой Являлась треска — около 600 экземп­ ляров. На ряде снимков засняты пмк- ша, камбала, скат, бычки-рогатки и удлиненная бельдюга. Рыбы, находившиеся впереди ниж­ ней подборы, держались около дна. и попыток с их стрроны >йти от трала чепеэ верхнюю подбору не отмечалось. Наибольшее количество трески, дви­ гающейся впереди трала и в том же направлении что и трал, было отмече­ но в период световых чаогв дня, пря­ чем наибольшая . концентрация . рыбы ^Йбьгла в направлении ее движения. Из наблюдавшихся групп трески 90 про­ центов плыли по направлению движе­ ния трала, а при движении отдельных рмб это количество уменьшалось до 74 процентов. Количество трески, сфотографирован­ ной во время ночного траления, было значительно меньше, чем при дневном. Ночью треска меньше группируется в косяки, возможно потому, что днем на треску оказывают влияние зрительные стимулы в виде движущегося крыла или нижней подборы трала, тогда как ночью видимость ухудшается и треска не в состоянии сочетать направление своего движения с отдельными частя­ ми трала и даже с другой треской, вследствие чего и двигается отдельно в разных направлениях. Это подтверж­ дается и данными эхолота и резуль­ татами лова. В период ночного трале­ ния встречалось значительно меньше трески, к о тор ая д в и г а л а с ь в том же направл ении что и тр ал , то гд а как значительно бол ьш е е количество т р е с ­ ки п род ви гал о с ь н а в с тр еч у крыльям или у с т ью т р а л а . ^ ' Р азли чи е в р еакции к д в иж ущ ем у с я тралу в дневное и ночное врем я свя­ зано со зрением трески. Днем, ко гда видимость л учш е , треска движется впереди трала н плывет в направлении его хода. В темноте же видимость уменьшается и рыба передвигается во всех направлениях. Снимков пикши было значительно меньше, чем трески. На снпмках было отмечено, что большинство пикши плыло по направлению хода трала как днем, так н ночью. В течение све­ тового времени 45 пнкш из 50 засня­ тых экземпляров двигались по направ­ лению хода трала, а с наступлением темноты в этом же направлении прод­ вигалось 24 рыбы из 30. Наблюдение за поведением отдельных рыб показа­ ло, что когда пикша находится вбли­ зи нижней подборы, то вероятность по­ падания ее в трал увеличивается, так как она плывет по направлению дви­ жения -трала. В отличие от фрески и пикши камба­ ловые рыбы наиболее часто движутся навстречу тралу. « Из 60 заснятых рыб 36 двигались навстречу крыльям, 12 по направлению движения тралами 12 и устье трала, причем заметной разницы в их пове­ дении днем и ночью отмечено не было. Возможно, что часть из них уходила из трала по направлению крыльев. Наблюдения указанной выше экспе­ риментальной лаборатории дают осно­ вания полагать, что камбаловые, а также и другие рыбы, могут уходить из трала из любых позиций между крыльями трала, движущегося со скоростью 3 узла. Кратчайший путь ухода из трала — вокруг крыльев тра­ ла. Однако вто зависит от н ап р авл е ­ ния движения рыбы и скорости ее продвижении. При движении трала со скоростью 3 узла рыба должна плы ть с максимальной быстротой — иначе она попадает в трал. При выборе бо­ лее длинного пути — к распорным д о ­ скам трала* ры б а также д о лж н а дви ­ гаться быстро, но несколько ниже сво­ ей максимальной скорости. Имеющие ­ ся снимки, конечно, не могут оконча­ тельно разрешить вопроса о том. когда ж е камбала действительно уходит мз зоны действия трала. Возможно, что при установлении камер на крыльях этот вопрос будет решен. Большая часть заснятых бычков-ро- гаток и бельдюг кажется скорее сто­ ящими неподвижно над дном, нежели двигающимися от трала. Скаты движутся впереди трала, по не следѵют постоянно в одном направ­ лении. В некоторых случаях они дви­ жутся навстречу крыльям, в других — плывут от нижней подборы или даже в устье трала. Знание поведения рыб, находящихся перед тралом, очень важно для кон­ струирования более эффективных ору­ дий лова. Только при выяснении пове­ дения рыб при движении трала можно внести необходимые изменения в эти орудия лова для повышения их уло­ вистости. И. ГРЕБЕНЩИКОВ. После 'чегырохмееячного пла­ вании в Северной Атлантике наш БМРТ-257 «Салтыков-Щедрин» возвратился в Мурманск. Про­ мысел мы вели на Большой Нью­ фаундлендской и Джорджес бан­ ках. Экипаж в рейсе потрудился хо­ рошо. Рейсовое задание выпол­ нено на 108 процентов. Мы выра­ ботали 19.800 центнеров готовой продукции, в том числе 370 центнеров филе, много тушки, консервов, рыбной муки, меди­ цинского и технического рыбьего жира. Когда на переходе в порт под­ водили итоги рейса, каждый и:і нас задавал себе вопрос: «А мог­ ли ли мы работать лучше?». Да, могли. Мы могли выловить и обработать значительно боль­ ше рыбы, выработать больше субпродуктов. Однако наш кол­ лектив не сумел еще полностью использовать все свои внутрен­ ние резервы, не всегда мы уде­ ляли должное внимание органи­ зации промысла. Администрация, партииная и профсоюзная организации судна, весь экипаж настойчиво стремя­ тся изжить недостатки, работать еще лучше, чтобы достойными трудовыми подарками встретить славный юбилей Советской влас­ ти. Однако есть помехи, которые мешают трудиться в полную си­ лу, добиваться максимальной эф­ фективности в работе‘ и которые мы сами не сможем, как бы ни старались, устранить. Прежде всего мне хочется ска­ зать о том, что сразу с приходом в район промысла на БНБ наш экипаж был поставлен в тяжелое положение. Расскажу но по­ рядку. Наша подмепная команда вы­ нуждена была принять в море судно с полным грузом. Таким образом, свою работу мы начали не с того, что стали ловить рыбу, а с того, что искали возможность поскорее сдать груз на плавба­ зу. Руководство промыслом не подготовило корабль к приему подменной команды, как это по­ ложено. Видимо, и управление флота не проявило должного ин­ тереса к этому делу. Ну, ладно. Судно мы приняли, груз сдали, потеряли на этом немало времени, но все же нача­ ли лов. А ловилась рыба хоро­ шо. До десяти тонн и даже боль­ ше крупной и ровной трески под­ нимали .за полтора—-два часа тра­ ления. Команда радовалась: те- перь-то уж заготовим много раз­ деланной трески, филе, тушки, выработаем много консервов, жи­ ра. Рано радовались, рано. Только «пристроились» к рыбе, как по­ следовал приказ из управления тралового флота: следовать на Джорджес-банку, облавливать хек, заготовлять его в иеразде- лаином виде. Помилуйте, зачем же хек, да еще не разделанный, когда от­ лично ловится треска? Ведь и го­ сударству и экипажу выгоднее, если мы будем ловить треску, а не хек. Видимо, такого же мне­ ния был н капитан-наставник главка «Севрыба», флагман груп­ пы тов. Пятериков* который раз­ решил нашему экипажу оставать­ ся на БНБ и продолжать ловить треску. Но тіа тут-то было! Из управ­ ления флота за подписью зам. начальника тралового флота тов. Зайцева пришла радиограмма, категорически требующая, чтобы БМРТ «Салтыков-Щедрин» не­ медленно перешел работать в район Джорджес-банки. Приказ есть приказ, капитапу пришлось подчиниться и перейти работать на Джорджес-банку. Хотя все на судне понимали, что приказ этот неразумный, что хек на Джорджес-банке ловится не­ важно. Косяки были очень по­ движные. Поисковый БМРТ пришел туда только спустя боль­ ше месяца. Нам приходилось те­ рять много времени на местный поиск рыбы. Кстати об организации по­ исковых работ на Большой Нью­ фаундлендской банке и Джорд­ жес-банке. В тот период 24 БМРТ там оказались в пролове главным образом из-за того, что не было поискового судна. Окон­ чательного провала промысла группа избежала лишь благода­ ри тому, Ч.ГО капитан-наставник тов. Муси нов проавдл, инициати­ ву и направил БМРТ «Ижевск» на поиск рыбьи З&ящЩ этого БМРТ в 80 милях обааруткшг большие скопления крупной и ровной трески. И нам за пять суток до ухода в порг посчаст­ ливилось облавливать этот косяк. За пять суток мы взяли свыше 150 тонн трески и выработали 17 тонн филе. Наш экипаж хотел половить там еще суток десять, но управ­ ление флота не разрешило остать­ ся. ІІо причине более чем стран­ ной. Оказывается, нас торопили уходить с промысла во избежа­ ние одновременного большого прихода траулеров в порт. Я работаю в траловом флоте давно. Помню годы, когда трау­ леры с Баренцева иоря возвра­ щались с полными грузами через пят ь—десять суток. И думаю, что же будут делать управления флота и рыбного порта, если возникнет подобная ситуация сейчас. Неужели мы, добытчики рыбы, сейчас, в 1967 году, долж­ ны соразмерять свои уловы с тем. что нельзя доставлять много ры 6 « сразу в иорт? По-моему, это никаде не соответствует зада­ че неуклонного жгаышетая вы­ лова рыбьі. которую ставят перед промысловиками партия и прави­ тельство. Несколько снабжением ми в море плохо. Все / сл«ѳв о таре. Со картонными ящика- дело обстоит очень четыре месяца в нашем районе промысла почти на всех БМРТ не хватало тары. Наш экипаж, например, дважды пре­ рывал промысел, чтобы идти по­ лучать тару. Дело дошло до того, что мы вынуждены были.выпро­ сить необходимое для нас число картонных ящиков у калинин­ градцев. К вопросу о промысловом снаряжении Вопрос об улучшении промыс­ лового снаряжения вот уже мно­ го лег не сходит с повестки дня. Кое-что сделано в этом направ­ лении. За последние два—три года в траловом флоте испытыва­ лись ваера различных ГОСТов, стальн ые тросы, разл ичаюіциеся но изготовлению. Сейчас мы работаем лучшими из них — 22.5 миллиметровыми со сталь­ ным сердечником. Ваерами из такого троса можно успешно ирем ьгшлять, они могут при пра­ вильной -оитонлуатацпи отработать гораздо больше времени, чем пре­ дусмотрено. Но бывает и такое. В конце прошлого года траулер «Мор- нышел на ходовые испы­ тания после долгой стоянки в ре­ монте. В порту, мы получили тра­ ловые доски, отремонтированные на СРЗ-1. Сделали пять тралений правым тралом — все хорошо. А вот с левого борта, как ни пы­ тались, ничего не получилось. На циркуляции доски работают нормально, а как только начи­ наем травить ваера, они подплы­ ла ют. Пришли в порт. Доски эти вы­ грузили, получили другие, отре­ монтированные на том же ОРЗ-І. И опять история повторилась. С горем пополам подобрали себе че­ тыре доски, отработали ими до износа килей. Коллективу завода надо не допускать брака, а работ­ никам отдела добычи рыбы и от­ дела снабжения повысить тре­ бовательность за выполнение за­ казов. Теперь о бобинцах. Эти метал­ лические пустотелые шары диа­ метром 400—500 миллиметров после положенного времени из­ нашиваются, в них поступает вода, после чего они уже непри­ годны к работе. На мой взгляд, можно организовать на одном из судоремонтных предприятий глав" ка «Севрыба» цех или мастер­ ские по ремонту бобинцев. Раз­ резать швы, вымыть из шаров ил и наварить новые пояса — вот и весь ремонт их. На некото­ рых плавбазах в Западной Ат­ лантике %акой ремонт бобинцев уже делали. И они потом рабо­ тали в воде, как новые. И последнее. Лопари джилье о- нов, патентов, сушилок изготов­ ляются из очень жестких тросов, не вырабатывают свой срок и не отвечают требованиям техники безопасности. И об этом было «говоре но» не раз, знают об этом и работники отдела снабжения флота. Однако лопарей, изготов­ ленных из мягкого троса, удоб­ ных и безопасных при работе с с ними, мы до сих пор пе полу­ чаем. Л. ТАРАСОВ, старший мас- Y&P по добыче траулера ♦Моршаиск;>« # # # На нага взгляд, система да* ставки тары для промысловых БМРТ на плавбазах «Севрыбхо­ лодфлота» в район промысла на: Дальнем Западе должна быть изменена. Дело в том, что экипаж производственного рефрижерато­ ра или плавбазы мало заинтере­ сован в том, чтобы взять ящи­ ков побольше для БМРТ. И другое. Надо, чтобы на БМРТ тара доставлялась не на тех плавбазах, которые обслужи­ вают на Дальнем Западе суда бортового траления. Ведь эти ко­ рабли промышляют часто в дру­ гих районах моря. Кроме того, если производственный рефри­ жератор или плавбаза с.набжавд БМРТ, то РТ к его борту уже не сможет подойти. А это вызываеі понятное недовольство не только у команды РТ, но и у экипажа плавбазы. Ведь он направлен для того, чтобы обесиечивать работу РТ, от этого зависит выполнение, о рейсового задания. __ Картонные ящики, которые нам дают, низкого качества, многие из них быстро разваливаются. Управлению флота необходимо предъявить более серьезные тре­ бования фабрике-поставщику. И еще. Необходимо улучшить организацию обеспечения БМРТ на промысле продуктами пита­ ния. В настоящее время нам на приходящих из порта плавбазах.., почти невозможно получить хо­ рошие продукты, даже нескоро- яаргащиеся. Нам* например, пред-' л ож и л и получить на одной из баз только варенье. А людям пуж. п и мясные и овощные консервы, колбасы и т. н. С шшілми зака­ зами на продукты литания ра­ ботники снабжения мало счита­ ются. Им неплохо бы поучиться у балтийцев. Там плавбазы до­ ставляют в океан продукты точ­ но но ассортименту, заказанному экипажами промысловых кораб­ лей. В своей статье я коснулся л и т ь некоторых вопросов организа­ ции промысла на Дальнем Запа­ де. Нам было очень обидно, что 1 в угоду валу, для того, чтобы - отрапортовать о перевыполнен*» плана, были принесены в жерт­ ву не только интересы экипажа судна, но и потребителя, так кан нам пришлось вырабатывать не- разделанный хек вместо раздче- ланной трескиі Обидноучте зать*-* еячн мклъ от района промыс­ ла неяготорьте работники управ­ ления тралового флота решил» за нас, где лучше ловятся рѵйа и. к ак у нас говорили на суда#, прогнали экігпаж от «больше»» рыбы. Неужели из Мурмаис** виднее, где лучше ловитсн рыба? Для чего же тогда капитал на* судне, капитан-наставник, флаг­ ман трутшы траулеров в районе промысла? Видимо, некоторые работники управления флота еще не отре­ шились от старых представлений об организации промысла и счи­ тают волевые методы и до сих пор наиболее приемлемыми. Как коммунист, как старший мастер но добыче, разделяющий вмосте с капиталом и другими членами экипажа ответственность за нашу работу, не могу мол­ чать о серьезных недостатках в организации промысла на Даль­ нем Западе. Очень хочется, что­ бы партком тралового флота разобрался в этих вопросах и по­ мог работникам соответствующих отделов флота отрешиться от устаревших, неправильных ме-» тодов в работе, ликвидировать не­ достатки. И. КУРАМ ШИН, старший мастер по добыче, зам. сек­ ретаря парторга низация БМРТ «Саэтыквп-Щедрии». Постарались Большого успеха в соревновании за досгойную встречу 50-летия Октября добился экипаж БМРТ-240 «Хаба­ ровск». В минувшем рейсе в два е половиной раза перевыполнен план по выработке подпрессованиого филе, а консервов из тресковой печени выра­ ботано 40.500 банок при задании 26 тысяч. Нам оказывали помощь моряки па­ лубной и машинной команд и осо­ бенно судовой врач тов. Мотчаныи. В. КОРОЛЕВ, мастер но выработке консервов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz