Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.
РЕКОМЕНДОВАННЫМ КУРСОМ Раньше метеорологи. составля ли Й^гнозы для отдельных рай онов **морей 11 океанов. И моря щие било н ел е гко " ориентиро ваться по метеосводкам, которые передавались в :>ф«р не для каж дого судна в отдельности, а для всех одновременно. |1е*жоды;о лiff тому назад 6ы- жл, сделаны мерные таги во не фе;*оду от общего прогноза к ш - ^алнзнровацному, когда в Мур- віашж перегоняли доки из Ни колаева и Ленинграда. Затем Гидрометеоцентр СССР впервые в Советском Союзе предложил «удам Министерства морского флога рекомендованные курсы. Это новшество вполне себя оп- ■раздало. Оно позволило зкопо- акѵть жаждомѵ судну во 8—12 часов*. ырк дальних переходах, С декабря 196G года Мурман ское управление Гидрометео службы приступило к шквойфор ме обслуживания торгового и рыбопромысловых флотов — к проводке рекомендованными кур сами судив, совершающих плава ние в северной масти Атлантиче ского океана. Цель таких рекомендации — помочь судоводителям в выборе наиболее экономически выгод ного я безопасного пути плава ния иа нереходе. Задача специа лист ов-гидрометеорологов при этом сводится к тому, чтобы, ис пользуя долгосрочные прогнозы погоды и состояния поверхности моря, выбрать такой курс, иа ко тором ири достаточной безопас ности судно имело бы наимень шие потери wfpjKM'Tn из-за не- бла нюрвятных ногодных усло вий. Эффе ктитгооеть ила ва вин ре комендованными курсам* осо- бевио сказывается в зимний пе- І»иод, когда ногода в океане от личается большой неустойчиво стью и вероятность встречи со штормами увеличивается. Зимой часто бывают такие синоптиче ские ситуации, ори которых зна чительная часть океана охвачена штормами и невозможно выбрать путь, обеспечивающий благо приятные условия плавания. В этих случаях выбираются облег ченные пути, дающие возмож ность как можно скорее выйти из ;к>иы шторма. Как и в каждое новое дело, в п роводку судов ре«оме-ндова н- ным курсом на первых порах поверили не все. но, убедившись, что метод дает большие выгоды, ш* охотно стали пользоваться. В 5 I В 1929 году приехал и Мур манск и поступил матросом в тра ловым флот Шакир Индрисович Мустафин. Его послужной спи сок небогат записями: четыре года службы матросом морпо- грл«отряда и Новороссийске, и годы Великой Отечественной вои ны — матрос одного нз кораблем Краснознаменного Северного флота. Вес остальное в жизни связано у Шакира Индриеовнча с траловым флотом. Плавал он на таких судах, как ветераны флота РТ-3 «Красноар меец^, РТ-29 «Кирову РТ-55 «Кета». С приходом на фют БМРТ Мѵстафин работал матро сом на" БМРТ-250, БМРТ-238. Сейчас он ходит на БМРТ-7і08 «Космос*. Это его седьмой ко рабль за все время работы на флоте. Шакир Индрисович хорошо знал таких заслуженных капита нов тралового флота, как II. II. Корехов, А. Ф. Таран, К. Л. Бур ков, А. Я. Маклаков по совмест ной работе и много рассказыва ет о них молодым матросам. Возраст у него самый пенси онный, по в отставку он ие со бирается, в свои 58 лет успешно справляется с обязанностями матроса. Траловым флот может горди ться такими рядовыми ветера нами-тружениками моря. За многолетний труд на флоте — одни благодарности и поощре ния. Добрый слс-д оставляет за со бой Шакир Индрисович и кол лективе. В. КУДРИН, іюмяолпт БМРТ «Космос». ®ДЛФ ШФІРВ а ш м і Морская биографии Иозаса Пацкявнчуеа еіце совсем ко ротка. Парнишка из литов ской деревни, колхозный тракторист, если ои и думал когда-нибудь о море, то ду мал как о чем-то отвлеченном для себя, недосягаемом. Но однажды, на последнем году службы в армии, попалась Иозасу на глаза газета с за меткой рыбака-мурманчаия- иа. Она совершенно пере менила нею свою жизнь. Иод заметкой стоял адрес: Мурманский траловый флот, РТ номер такой-то. Какой, Иозас уже не помнит. Адрес был '■скопирован в записную книжку. В Мурмаиек вскоре ушло письмо. Солдат сооб щил, что не прочь стать моря ком, что просит оформить ему вызов. Вскоре пришел ответ ■э-отдела кадров флота. От вет звал его иа Сейер. И Ио зас поехал. Было это поягодб .* назад. Казалось, каких высот мат росского искусства можно до стичь ва это время, если раньше ты море и в глаза не видел. А Иозае Пацкявичус сегодня уже матрос первого класса, надежный для кол лектива человек. Ребят из палубной команды он покорил своим спокойным, неброским упорством в работе. Боцман Анатолий Сазонов о нем тако- 141 мнения: видно, что не мор ской волк, что скорости и сноровки ему пока не хвата ет. Но зато уж если поруче но ему дело, то знаешь, что выполнит его дотошно. Тихий и улыбчивый, внеш не будто бы ничем и не при мечателен. Он из тех, кто ие хныча несет свою долю наг рузки, сколь бы тяжела она ни была, — словом, всегда и во веем верпый товарищ. Ио- зас полюбился палубной % команде. Как-то, нокуривая и обсуж дая свои дела, ребята едино душно сошлись во мнении: а ведь Иозас, пожалуй, работает похлеще многих, ио он скром ник, сам кричать об этом ие будет. Только мы-то видим. Так было завоевано призна ние товарищей. А Иозае и свою очередь платит благо дарностью коллективу. Разве матросское умение пришло • к нему само собой? Разве не помогали ему новые друзья с самого дни, как ступил он иа палубу судна? Разве пе объ ясняли, причем без крика и понуканий, а но-товаршцсскн спокойно: тут ты. Ваня, дела ешь не так, давай попробуем вместе. Видишь, теперь спод- ручпей. Ничего, не расстраи вайся. Поплаваешь подольше, научишься. В свое время Иозаса пуга ли: подумай, куда едешь/ На Север едешь, там люди срод ни заполярному климату — жесткие, холодные. А нашел здесь Иозас совсем другое: тепло отзывчивых сердец. И это ему чертовски приятно. Потому не думает матрос пер вого класса комсомолец Иозас Пацкявичус расставаться ни с морем, пи с плавбазой. «Севе родвинск». Наоборот, есть у него прицел: освоить специ альность лебедчика и пойти и заочную школу моряков, за кончить восьмилетку. Пяти классного образования, чувст вует, уже маловато. Ну, а дальше многое. Дальше время покажет. Уж Иозас своим вре менем постарается распоря диться с пользой. Наш спецкор, J Море, плавбаза «Сеиеро- f двинск». I настоящее врои*» «петдояши- рояаиные прогнозы синоптиков ужо сопровождают повсюду ко рабли Мурманского морской) па роходства и главка «Севрыба». Моряки убедилнеь, что эти реко мендации являются для них су щественным подспорьем. Если в я гонаре этого года рекомендован ным курсом прошли только 12 судов, то в апреле — уже 44. А всего за пять месяце» верный курс указан 1457 судам. Теперь уже ле бывает нм од ного дня, чтобы ие поступали в наш адрес радиограммы. Вот просьба с транспортир го рефрижератора «Башкир»: «Следуем порт Мурманск с е рость 14—15 узлов прошу сооб щить ваши рекомендации». Вот запрос с транспортного рефрижератора «Венецианов»: «Прошу сообщить рекомендо ванный курс иогоду маршруту Нордкад —Гавана». И и одна из радиограмм ве ос тается без внимания.. Каждый корабль получает наиболее оп тимальный вариант пути следо вания. В группу проводки кораблей ре«ом е«до*аиным курсом входят три человека: инжелер-океано лог Николай Петрович Погехта, техник сжса волог 1Гадя Му рэйв» и ииженер-еиноптик — автор этих строк*. Это те, кто не«оередг ственно связаны с кораблем». А участие в проводке судов иолыав нрогресси вным с 11 особом нриниь- маюг очень многие сотрудники управления. Иначе мы бы не до бились необходимой оперативно* сти и четкости в обел уж ивапин кораблей. Теперь уже все чаще и чаще приходит к нам радиограммы, не только содержащие запросы, ио н сообщения об удачлом завер шении пути, эти сообщения, как правило, заканчиваются словами «Благодарим рекомепдации #. Эти два слова как нельзя лу^* me показывают, насколько стада необходима работа нашей груп пы для моряков и рыбаков Запо лярья. В их трудовую жиннь прочно вошел термин: «Рекомен дованный курс». Ведь это в их иовятии равнозначно словам «верный кѵрс». К. СЕРДЮЧЕНКО, инженер синоптик. у В Калининграде на днях сос тоялось Всесоюзное научно-тех ническое совещание но ремонту корпусов судов. К заведующему кафедрой строительной механики корабля Калининградского техни ческого института профессору А. Г. Лрха нгороде кому обрати лись с несколькими вопросами по поводу работы совещания. * * * Вопрос: Каковы цели и значе ние совещании? Ответ: Официально перед сло вом «Всесоюзное» стояло еще од но — «Первое». Н действительно, это было первое в Союзе совеща ние такого рода. На мой взгляд, значение его трудно переоце нить, ибо участники, образно го воря. собрались V колыбели но вой на$’ки, пауки о ремонте су дов. Вот ответ на вопрос о значении совещания. .Что касается его це- ли, то ученые и практики — су достроители, судоремонтники со брались вместе для того, чтобы обменяться опытом, выяснить, над чем работают инженеры и ученые на стьше нау.г, наметить пути создания науки о судоре монте. Войрое: Поясните, пожалуйста, это положение. Ответ: Если судостроители со здают корабли. основываясь на строго научных данных, то судо ремонтники, корпусники такой научной балы ве имеют.; Сейчас формула судоремонта, если мож но так выразиться, сводится -к тому, что дѳфектуемая деталь вырезается и вместо нее ставит ся точно такая же новая. Уче ных заинтересовало: а надо . ли ото делать? Нельзя ли увеличить прочность детали, удалить ее, скажем, постановкой ребер? Мож но ли так проектировать кориу- са судов, чтобы впоследствии об легчить их ремонт? На эти воп росы совещание ответило утвер дительно. Вопрос: Что можно сказать об участниках совещания, о его ра боте? Ответ; В Калининград ил че- тьгрехдневное совещание собра лись двести пятьдесят участни ков из всех рыбных бассейнов страны — из Ленинграда, Клай педы, Мурманска, Архангельска, Севастополя, Одессы, Владивос тока и так далее, представителе научных организаций, конструк торских бюро, всех ведущих су-4 достроительных и многих судо ремонтных предприятий. Участники совещания, заслу шав на пленарном заседании три доклада, затем продолжили рабо ту, разбившись на две секция: технологии судоремонта и эке« илуатационной прочности. Здесь были расмотрены такие пробле мы, как уменьшение объемов су-* доремонта, механизация этих рай бот, совершенствование техноло гии и т, д. В качестве примера можно со-» слаться на научную работу ин женера нашей кафедры В. П.Ша- бунина об изменении конструк ции фальшборта судов типа СРТ и СРТ-Р. Здесь выдвинута и раз работана такая рабочая гипоте за: вместо жесткого кренлеагия фальшборта применить сминаю- шнеся металлические прокладки, чтобы при швартовке траулера к. приемно-транспортным судам в море, в случае превышения до пустимой силы удара или давле ния на часть фальшборта, п ра боту Г ы вкл ю чил нс ь с (юредель ные стойки, приняв на себя пасть нагрузки. Кстати, эта работа получила «права гражданства» и рія>омев- доватта соответствующими инс танциями для обязательного вне дрения на всех судоремонтных предприятиях Министерства рыб- пого хозяйства СССР. Большой интерес вызвал так же доклад представителя летп*- градского Регистра СССР В. FL Дурнов л об экс пер иментал ьн ых неследо вани ях а мортиза ционных конструкция на промысловых су- дах. Совещание одобрило изыска ния научных работников, в част ности, представителей ленинград ских институтов: кораблестроин тельного и инженеров водного транспорта. Надо надеяться, что научные рек омеіндацни, в ыра боталвые совещанием, найдут широкое применение в практике ремонта корпусов судов. «УСТАНОВКА РАБОТАЕТ БЕСПЕРЕБОЙНО» В ответ ма критическое замеча ние, высказанное редакцией в корреспонденции, опубликованной под таким заголовком в номере газеты за 16 июни, сообщаю, что отпуск масел для холодильных ус тановок до марта 1967 года про изводился в таре за пломбой за- воданзгото&ителя. С. согласия специалистов главка, в феврале было получена ^нерасфасмаішм масло, Анализы проб, взятые из еми»* стен склада, ие показали наличия воды и механических примссед; Однако в связи с наличием ие рас фасованного масла начальнику склада и весовщикам дано' ука зание разливать его только в іиѵ вые или бывшие в употреблении, но хорошо обработанные бочки. Я- БУРГУТТО, начальник Мурманского .орден» Ленина ? , рыбного порта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz