Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.

РЕКОМЕНДОВАННЫМ КУРСОМ Раньше метеорологи. составля­ ли Й^гнозы для отдельных рай­ онов **морей 11 океанов. И моря­ щие било н ел е гко " ориентиро­ ваться по метеосводкам, которые передавались в :>ф«р не для каж­ дого судна в отдельности, а для всех одновременно. |1е*жоды;о лiff тому назад 6ы- жл, сделаны мерные таги во не­ фе;*оду от общего прогноза к ш - ^алнзнровацному, когда в Мур- віашж перегоняли доки из Ни­ колаева и Ленинграда. Затем Гидрометеоцентр СССР впервые в Советском Союзе предложил «удам Министерства морского флога рекомендованные курсы. Это новшество вполне себя оп- ■раздало. Оно позволило зкопо- акѵть жаждомѵ судну во 8—12 часов*. ырк дальних переходах, С декабря 196G года Мурман­ ское управление Гидрометео­ службы приступило к шквойфор­ ме обслуживания торгового и рыбопромысловых флотов — к проводке рекомендованными кур­ сами судив, совершающих плава­ ние в северной масти Атлантиче­ ского океана. Цель таких рекомендации — помочь судоводителям в выборе наиболее экономически выгод­ ного я безопасного пути плава­ ния иа нереходе. Задача специа­ лист ов-гидрометеорологов при этом сводится к тому, чтобы, ис­ пользуя долгосрочные прогнозы погоды и состояния поверхности моря, выбрать такой курс, иа ко­ тором ири достаточной безопас­ ности судно имело бы наимень­ шие потери wfpjKM'Tn из-за не- бла нюрвятных ногодных усло­ вий. Эффе ктитгооеть ила ва вин ре­ комендованными курсам* осо- бевио сказывается в зимний пе- І»иод, когда ногода в океане от­ личается большой неустойчиво­ стью и вероятность встречи со штормами увеличивается. Зимой часто бывают такие синоптиче­ ские ситуации, ори которых зна­ чительная часть океана охвачена штормами и невозможно выбрать путь, обеспечивающий благо­ приятные условия плавания. В этих случаях выбираются облег­ ченные пути, дающие возмож­ ность как можно скорее выйти из ;к>иы шторма. Как и в каждое новое дело, в п роводку судов ре«оме-ндова н- ным курсом на первых порах поверили не все. но, убедившись, что метод дает большие выгоды, ш* охотно стали пользоваться. В 5 I В 1929 году приехал и Мур­ манск и поступил матросом в тра­ ловым флот Шакир Индрисович Мустафин. Его послужной спи­ сок небогат записями: четыре года службы матросом морпо- грл«отряда и Новороссийске, и годы Великой Отечественной вои­ ны — матрос одного нз кораблем Краснознаменного Северного флота. Вес остальное в жизни связано у Шакира Индриеовнча с траловым флотом. Плавал он на таких судах, как ветераны флота РТ-3 «Красноар­ меец^, РТ-29 «Кирову РТ-55 «Кета». С приходом на фют БМРТ Мѵстафин работал матро­ сом на" БМРТ-250, БМРТ-238. Сейчас он ходит на БМРТ-7і08 «Космос*. Это его седьмой ко­ рабль за все время работы на флоте. Шакир Индрисович хорошо знал таких заслуженных капита­ нов тралового флота, как II. II. Корехов, А. Ф. Таран, К. Л. Бур­ ков, А. Я. Маклаков по совмест­ ной работе и много рассказыва­ ет о них молодым матросам. Возраст у него самый пенси­ онный, по в отставку он ие со­ бирается, в свои 58 лет успешно справляется с обязанностями матроса. Траловым флот может горди­ ться такими рядовыми ветера­ нами-тружениками моря. За многолетний труд на флоте — одни благодарности и поощре­ ния. Добрый слс-д оставляет за со­ бой Шакир Индрисович и кол­ лективе. В. КУДРИН, іюмяолпт БМРТ «Космос». ®ДЛФ ШФІРВ а ш м і Морская биографии Иозаса Пацкявнчуеа еіце совсем ко­ ротка. Парнишка из литов­ ской деревни, колхозный тракторист, если ои и думал когда-нибудь о море, то ду­ мал как о чем-то отвлеченном для себя, недосягаемом. Но однажды, на последнем году службы в армии, попалась Иозасу на глаза газета с за­ меткой рыбака-мурманчаия- иа. Она совершенно пере­ менила нею свою жизнь. Иод заметкой стоял адрес: Мурманский траловый флот, РТ номер такой-то. Какой, Иозас уже не помнит. Адрес был '■скопирован в записную книжку. В Мурмаиек вскоре ушло письмо. Солдат сооб­ щил, что не прочь стать моря­ ком, что просит оформить ему вызов. Вскоре пришел ответ ■э-отдела кадров флота. От­ вет звал его иа Сейер. И Ио­ зас поехал. Было это поягодб .* назад. Казалось, каких высот мат­ росского искусства можно до­ стичь ва это время, если раньше ты море и в глаза не видел. А Иозае Пацкявичус сегодня уже матрос первого класса, надежный для кол­ лектива человек. Ребят из палубной команды он покорил своим спокойным, неброским упорством в работе. Боцман Анатолий Сазонов о нем тако- 141 мнения: видно, что не мор­ ской волк, что скорости и сноровки ему пока не хвата­ ет. Но зато уж если поруче­ но ему дело, то знаешь, что выполнит его дотошно. Тихий и улыбчивый, внеш­ не будто бы ничем и не при­ мечателен. Он из тех, кто ие хныча несет свою долю наг­ рузки, сколь бы тяжела она ни была, — словом, всегда и во веем верпый товарищ. Ио- зас полюбился палубной % команде. Как-то, нокуривая и обсуж­ дая свои дела, ребята едино­ душно сошлись во мнении: а ведь Иозас, пожалуй, работает похлеще многих, ио он скром­ ник, сам кричать об этом ие будет. Только мы-то видим. Так было завоевано призна­ ние товарищей. А Иозае и свою очередь платит благо­ дарностью коллективу. Разве матросское умение пришло • к нему само собой? Разве не помогали ему новые друзья с самого дни, как ступил он иа палубу судна? Разве пе объ­ ясняли, причем без крика и понуканий, а но-товаршцсскн спокойно: тут ты. Ваня, дела­ ешь не так, давай попробуем вместе. Видишь, теперь спод- ручпей. Ничего, не расстраи­ вайся. Поплаваешь подольше, научишься. В свое время Иозаса пуга­ ли: подумай, куда едешь/ На Север едешь, там люди срод­ ни заполярному климату — жесткие, холодные. А нашел здесь Иозас совсем другое: тепло отзывчивых сердец. И это ему чертовски приятно. Потому не думает матрос пер­ вого класса комсомолец Иозас Пацкявичус расставаться ни с морем, пи с плавбазой. «Севе­ родвинск». Наоборот, есть у него прицел: освоить специ­ альность лебедчика и пойти и заочную школу моряков, за­ кончить восьмилетку. Пяти­ классного образования, чувст­ вует, уже маловато. Ну, а дальше многое. Дальше время покажет. Уж Иозас своим вре­ менем постарается распоря­ диться с пользой. Наш спецкор, J Море, плавбаза «Сеиеро- f двинск». I настоящее врои*» «петдояши- рояаиные прогнозы синоптиков ужо сопровождают повсюду ко­ рабли Мурманского морской) па­ роходства и главка «Севрыба». Моряки убедилнеь, что эти реко­ мендации являются для них су­ щественным подспорьем. Если в я гонаре этого года рекомендован­ ным курсом прошли только 12 судов, то в апреле — уже 44. А всего за пять месяце» верный курс указан 1457 судам. Теперь уже ле бывает нм од­ ного дня, чтобы ие поступали в наш адрес радиограммы. Вот просьба с транспортир го рефрижератора «Башкир»: «Следуем порт Мурманск с е ­ рость 14—15 узлов прошу сооб­ щить ваши рекомендации». Вот запрос с транспортного рефрижератора «Венецианов»: «Прошу сообщить рекомендо­ ванный курс иогоду маршруту Нордкад —Гавана». И и одна из радиограмм ве ос­ тается без внимания.. Каждый корабль получает наиболее оп­ тимальный вариант пути следо­ вания. В группу проводки кораблей ре«ом е«до*аиным курсом входят три человека: инжелер-океано­ лог Николай Петрович Погехта, техник сжса волог 1Гадя Му рэйв» и ииженер-еиноптик — автор этих строк*. Это те, кто не«оередг ственно связаны с кораблем». А участие в проводке судов иолыав нрогресси вным с 11 особом нриниь- маюг очень многие сотрудники управления. Иначе мы бы не до­ бились необходимой оперативно* сти и четкости в обел уж ивапин кораблей. Теперь уже все чаще и чаще приходит к нам радиограммы, не только содержащие запросы, ио н сообщения об удачлом завер­ шении пути, эти сообщения, как правило, заканчиваются словами «Благодарим рекомепдации #. Эти два слова как нельзя лу^* me показывают, насколько стада необходима работа нашей груп­ пы для моряков и рыбаков Запо­ лярья. В их трудовую жиннь прочно вошел термин: «Рекомен­ дованный курс». Ведь это в их иовятии равнозначно словам «верный кѵрс». К. СЕРДЮЧЕНКО, инженер синоптик. у В Калининграде на днях сос­ тоялось Всесоюзное научно-тех­ ническое совещание но ремонту корпусов судов. К заведующему кафедрой строительной механики корабля Калининградского техни­ ческого института профессору А. Г. Лрха нгороде кому обрати­ лись с несколькими вопросами по поводу работы совещания. * * * Вопрос: Каковы цели и значе­ ние совещании? Ответ: Официально перед сло­ вом «Всесоюзное» стояло еще од­ но — «Первое». Н действительно, это было первое в Союзе совеща­ ние такого рода. На мой взгляд, значение его трудно переоце­ нить, ибо участники, образно го­ воря. собрались V колыбели но­ вой на$’ки, пауки о ремонте су­ дов. Вот ответ на вопрос о значении совещания. .Что касается его це- ли, то ученые и практики — су­ достроители, судоремонтники со­ брались вместе для того, чтобы обменяться опытом, выяснить, над чем работают инженеры и ученые на стьше нау.г, наметить пути создания науки о судоре­ монте. Войрое: Поясните, пожалуйста, это положение. Ответ: Если судостроители со­ здают корабли. основываясь на строго научных данных, то судо­ ремонтники, корпусники такой научной балы ве имеют.; Сейчас формула судоремонта, если мож­ но так выразиться, сводится -к тому, что дѳфектуемая деталь вырезается и вместо нее ставит­ ся точно такая же новая. Уче­ ных заинтересовало: а надо . ли ото делать? Нельзя ли увеличить прочность детали, удалить ее, скажем, постановкой ребер? Мож­ но ли так проектировать кориу- са судов, чтобы впоследствии об­ легчить их ремонт? На эти воп­ росы совещание ответило утвер­ дительно. Вопрос: Что можно сказать об участниках совещания, о его ра­ боте? Ответ; В Калининград ил че- тьгрехдневное совещание собра­ лись двести пятьдесят участни­ ков из всех рыбных бассейнов страны — из Ленинграда, Клай­ педы, Мурманска, Архангельска, Севастополя, Одессы, Владивос­ тока и так далее, представителе научных организаций, конструк­ торских бюро, всех ведущих су-4 достроительных и многих судо­ ремонтных предприятий. Участники совещания, заслу­ шав на пленарном заседании три доклада, затем продолжили рабо­ ту, разбившись на две секция: технологии судоремонта и эке« илуатационной прочности. Здесь были расмотрены такие пробле­ мы, как уменьшение объемов су-* доремонта, механизация этих рай бот, совершенствование техноло­ гии и т, д. В качестве примера можно со-» слаться на научную работу ин­ женера нашей кафедры В. П.Ша- бунина об изменении конструк­ ции фальшборта судов типа СРТ и СРТ-Р. Здесь выдвинута и раз­ работана такая рабочая гипоте­ за: вместо жесткого кренлеагия фальшборта применить сминаю- шнеся металлические прокладки, чтобы при швартовке траулера к. приемно-транспортным судам в море, в случае превышения до­ пустимой силы удара или давле­ ния на часть фальшборта, п ра­ боту Г ы вкл ю чил нс ь с (юредель­ ные стойки, приняв на себя пасть нагрузки. Кстати, эта работа получила «права гражданства» и рія>омев- доватта соответствующими инс­ танциями для обязательного вне­ дрения на всех судоремонтных предприятиях Министерства рыб- пого хозяйства СССР. Большой интерес вызвал так­ же доклад представителя летп*- градского Регистра СССР В. FL Дурнов л об экс пер иментал ьн ых неследо вани ях а мортиза ционных конструкция на промысловых су- дах. Совещание одобрило изыска­ ния научных работников, в част­ ности, представителей ленинград­ ских институтов: кораблестроин тельного и инженеров водного транспорта. Надо надеяться, что научные рек омеіндацни, в ыра боталвые совещанием, найдут широкое применение в практике ремонта корпусов судов. «УСТАНОВКА РАБОТАЕТ БЕСПЕРЕБОЙНО» В ответ ма критическое замеча­ ние, высказанное редакцией в корреспонденции, опубликованной под таким заголовком в номере газеты за 16 июни, сообщаю, что отпуск масел для холодильных ус­ тановок до марта 1967 года про­ изводился в таре за пломбой за- воданзгото&ителя. С. согласия специалистов главка, в феврале было получена ^нерасфасмаішм масло, Анализы проб, взятые из еми»* стен склада, ие показали наличия воды и механических примссед; Однако в связи с наличием ие рас­ фасованного масла начальнику склада и весовщикам дано' ука­ зание разливать его только в іиѵ вые или бывшие в употреблении, но хорошо обработанные бочки. Я- БУРГУТТО, начальник Мурманского .орден» Ленина ? , рыбного порта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz