Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.
СКОРОСТНЫМИ МЕТОДАМИ Л К ЕА І І ешѳ нѳ успокоился после шторма. Огромные валы катились к горизонту, за метно раскачивая суда, которые промышляли на Джорджес-баяке. Крупная зыбь осложняла рабо ту экипажа транспортного реф рижератора «Иван Айвазовский», обслуживающего группу мур манских траулеров в этом районе. Но ждать, когда океан затихнет, моряки не могли. Промыслови кам, берущим здесь богатые уло вы, был дорог каждый час. К трансиортному рефрижера тору подошел большой моро зильный траулер «Добролюбов*. На обоих судах приготовились к вгвартовым работам. Вот уже несколько лет на •Иване Айвазовском» швартовку к погрузочно-разгрузочные рабо ты с траулерами в океане произ водят на малом ходу. Опыт по казал, что осуществление грузо вых операций, а также безава рийность работ в этом случае обеспечиваются лучше. БіМРТ ошвартовали к борту рефрижератора в считанные ми нуты. Лебедчики уже стояли у тсвоих механизмов, готовые по дать стропы на траулер. Приемка рыбы началась. В тех же стропах обратно на промыс ловое судно с «Ивана Айвазов ского» передавали кины картон ных ящиков. Работа на борту транспортника кипела. Любо было глядеть на то, как трудятся наверху и в трюме моряки смены старшего матроса коммуниста Ивана Федо ровича Распонова. Лебедчик мат рос Петросян, вожак комсомоль цев судна матрос Ііктов и дру гие работали так же умело, сла женно. •..Тысячи ящиков с заморожен ной рыбой исчезали в трюмах рефрижератора. А на палубе мат росы, лебедчики весело и задорно перекликались, подбадривая друг Д р у г а : — Давай, давай, шевелись бы стрее, ребята! Прошло всего двенадцать ча- со», как «Добролюбов» ошварто вался к транспорту, а вся рыбо продукция — пятьсот тонн — была уже принята с него. За это Время экипажу траулера успели передать 12 тысяч картонных ящиков. Более того, моряки «Ивана Ай вазовского» одновременно снаб жали бочками ОРТ, ошвартовав шийся с другого борта. 500 тонн 341 двенадцать часов! Это — в два с лишним раза мепь- шѳ времени, предусмотренного планом на приемку такого коли-* Из опыта работы экипажа транспортного рефрижератора „Иван Айвазовский" 4•* ч Работники Кандалакшского Консервного завода Мурман ского рыбокомбината, ложа- лун, справедливо называют это отделение участка по раз делке рыбы цехом. Здесь недавно приступили к выпус ку окуня холодного копчения, В цехе семь основных и од- «а запасная коптильная кане- ра. Производительность их —* до 850—900 тош* рыбы в год. Предусматривается также вы пуск палтуса холодного коп чения, В цехе пока еще мало лю дей. Но все они имеют боль шой опыт работы на заводе н способны обучить молодежь. К ним относится, например, бывшая шкерщица Мария Гри горьевна Адамович. - [ Фото и текст А, Брыодва, - УДОБНОИ НАДЕЖНО Всесоюзный проектпо-конет- рукторский н научно-исследова тельский институт автоматиза ции пищевой промышленности «НИІЦЕПРОМАВТО М А ТИ К А » второй раз, в условиях промысла на БМРТ «Нептун» проводит испытапия автоматического рас тормаживающего устройства. Для чего потребовалось такое нововведение в траловом флоте? Дело в том, что до настоящего времени после спуска трала ба рабаны траловой лебедки зажи маются вручную, а иногда при помощи ломика. Ведь после трав- лепия васров стопора находятся-' в нагретом состоянии и при ос тывании ваера самопроизвольно протравливаются. Как сильно за жаты стопора, при какой нагруз ке па ваера (при задевах за грунт) последние будут травить ся, нам неизвестно . Тут на помощь и приходит рас тормаживающее устройство. Оно автоматически растормаживает барабаны лебедки при задевах в момент, когда нагрузка на одном из .ваеров превысит задаппую и автоматически застопоривает ва- ерные барабаны при уменьшения нагрузки ниже заданной. Испы тание показало, что устройство, прсдставленпое институтом, дей ствует безотказно. В настоящее время экипаж ра ботает в районе Северо-Западной части Исландии на облове сине- корого палтуса. Грунт . здесь очепь тяжелый, почти нн одно траление не проходит без задева, Ііо благодаря применению авто матического растормаживающего устройства при тралении потерь орудий лова почти нет. Штур манский и тралмейстерский сос тав довольны нм. Оно помогает в работе и ие требует особенного обсл уживания. Применение автоматического растормаживающего устройства ка всех судах тралового флота дает экономию промвооружеішя, повысит рентабельность произ водства, облегчит труд палубных матросов. А. ЗАЙЦЕВ, капитан боль шого морозильного траулера «Нептун». Сельдяное рыболовство Канады В 1966 году Канада значитель- запасов сельди, ее биологии и по- стад. В отличие от атлантической но расширила добычу атланти- ведения, мясо ее отличается большой ческой сельди и переработку ее — Канадская атлантическая жирностью и сама она — разны- на муку и жир. В связи с благо- сельдь принадлежит к тому же ми показателями меристических приятными условиями рынка ввиду, который обитает по обе признаков (количеством позвои- 4967 г. добыча сельди составила стороны Атлантического океана кон, лучей в плавниках и др.)* до 7 т. в день, а затем и до 10 т. к северу от 30 градусов с. ш. Она Атлантическая сельдь нерестует No Тихоокеанскому побережьюобразует мелкие стада в разных в более глубоких водах, чем тн- Канада ведет лов сельди длярайонах канадских прибрежных хоокеанская, которая предпочи- « г е я специальны е подвесны е кранцы, что, к сожалению, дела ется €іце не ва всех транспорт ных судах. Длину швартовых концов во время погрузочно-разгрузочных операций здесь регулируют тран спортники сами, с борта рефри жератора. Благодаря этому отпа дает необх одимост ь вызывать людей на палубу БМРТ, отрывая их от работы в тех случаях, ког да требуется выбрать или потра вить концы. В итоге — выигрыш во времени, да и безопасность швартовки обеспечивается на дежнее. На судне максимально ис- чества груза. За счет сокраще- ие Айвазовском» образцом для пользуют грузовую технику. Ме н я я времени стоянки у борта транспортных судов «Севрыбхо- хашгки, лебедчики постоянно за- тране.порта экипаж «Добролюбо- лодфлота». Они ратуют за то, ботятся об исправности механиз- ва» сберег около тридцати часов чтобы опыт экипажа стал досто- н ов и устройств, промыслового времени. А это для яни ем в сех . Это св о е мн ени е они. Непрерывность ногруэочно- него — десятки тоня выловлен- записали в книгу отзывов и пред - разгрузочных операций обеспе- ной дополнительно рыбы. вожений. чивается не только организацией Организовать отлично шварто- Безаварийная и скоростная об- двухсменной работы в море, вые работы, сократить до мини- работка промысловых траул еров Здесь постоянно ведут погрузку мума время приемки рыбопро- в открытом море — это вопрос с одного борта сразу в а два лю ду кции и передачи снабжения на номер одим, стоящий перед эки- ка. А если и с другого борта сто- траулеры в океане — па реше- пажами транспортных рефриже- иг судно — на три люка. В этих ние этой главной задачи и пап- раторов, плавбаз. Как решают случаях на погрузку и разгрузку равлены усилия экипажа тран- эту задачу на «Ивано Айвазов- выходят все свободные от вахты: спортного рефрижератора «Иван сном»? механики, штурманы и другие Айвазовский» . Начнем с того, что каждый члены экипажа. Плановая норма приема ры- член команды судна заранее и Очень важно то, что здесь из- бопродукции с БМРТ составляет твердо знает свое место и обя- бегают так называемых «пус- 250 топя в сутки. Выгрузка 311 занности при осуществлении тых» циклов при погрузочных тонн рыбы с БМРТ «Сверд- этих операций. Здесь стремятся работах. Стараются, чтобы строп ловск» была закончепа за 11 ча- не переводить людей без особой обратно на БМРТ уходил со сов. Лишь сутки потребовались нужды с одного рабочего места снабжением. Руководители работ, вахтенные штурманы следят и за тем, чтобы в строп уклады валось максимально допустимое количество ящиков с рыбой. Ведь за цикл можно перенести и 30 ящиков, а можно и 20. С трауле ров немецкой постройки берут сразу но 24 ящика, а с БМРТ польской постройки — но 30. Экипаж использует то, что на су- ............................................... .................MUHMiMMMMittf и м м м м н і м и і і и к і м м м ш і і о ^ а х ПОЛЬСКОЙ ПОСТрОЙКИ ЛЮКИ трюмов имеют размеры большие, для того, чтобы принять «560 тонн па другое. Ведь па своем участке, чем на немецких, рыбных продуктов с БМРТ «Пи- скажем, у лебедки или в трюме, Коллектив рефрижератора от- колай Кононов». А выгрузка 414 он уже хорошо освоил дело, зна- лично справился с планом нерво- тонн рыбы с БМРТ «Некрасов» ет механизмы, умело их обслу- го полугодия. За пять месяцев заняла 16 часов. жива ст. Важно и то, что он нау- этого года он принял с трау- Моряки «Ивана Айвазовского» чился слаженно действовать при лоров и доставил в порт 11:278 помогли экипажам только этих коллективной работе. Ясно, что трех кораблей сэкономить около производительность труда, вли, трех суток промыслового време- как говорится, «отдача» у таких пи. А экипаж рефрижератора людей высокая, обслуживал за два рейса выпеш- 1 А слаженность в работе осо- него года около двух десятков бенно нужна. Например, при БМРТ, и все — досрочно. Вот и швартовых операциях. Океан прикиньте, сколько выловили никогда полностью не бывает экипажи этих траулеров рыбы спокойным. Безопасность и бы- еловых судов у борта транспорта, дополнительно за счет сокраще- строга швартовки па ходу в мо- Борьбу за выполнение своего ния стоянки у борта транспорт- ре обеспечиваются прежде всего юбилейного обязательства эки- ного рефрижератора. Сотни тоіш! за счч>т неукоснительного выпол- паж судна ведет хорошо. Сейчас На «Иване Айвазовском» есть нения всех правил и инструкций ва счету коллектива около два- книга отзывов и предложений, по этому вопросу. Кроме того, на ДД^ти суток сэкономленного вре- Вот несколько записей из нее: «Иване Айвазовском» по борту в мени. «Дважды подходили к борту местах изгиба корпуса выставля- ОТ. БИНЕЕВ. «Ивана Айвазовского», — отмеча- —— — — — _____ _ _____ ,_____ ,_________________ ют моряки БМРТ «Заволжск». — На рефрижераторе сделано все для безаварийной и скоростной обработки промысловых судов». «Рабочий борт «Ивана Айва зовского» оборудован хорошо, во оружен плавучими и подвесными кранцами, что позволяет произ водить выгрузку и в свежую по году. Вытрѵзка организована хо рошо. Капитан БМРТ «Космос» Чувиляев». Моряки БМРТ «Добролюбов» считают организацию погрузоч но-разгрузочных работ на «Ива- тонн рыоопродукции, перевыпол няя в каждом рейсе задания. В честь 50-летия Великого Ок тября принято социалистическое обязательство: обслуживать тра улеры в океане только скорост ными методами и за счет этого сократить время стоянки промы- переработки на муку и ж и р уже в течение ряда лет. Более чет верти мировых уловов тихоокеан ской сельди поставляется рыбака ми Британской Колумбии. По Атлантическому берегу лов сель ди никогда не представлял тако го интереса, как в Европе. До последних двух лет канадские рыбаки выгружали только четы Новое в зарубежном промысле тает для нереста приливные зо ны побережий. Стада сельдей Британской Ко лумбии состоят из трех-четы- рехгодовиков. Из-за интен сивного «рыболовства (60 про- пентов изъятия) немного сель-» до наступления вод и нерестует весной, летом осенью. Сл*едуя за перемещением вырастает косяков, канадский сельдяной зрелости, в то время как атлан- „ флот . передвигается из одного тичес-кая сельдь живет до значн- лантичеекой вГличиа Ра*°на побе^жья в д р у г о й ^ .С™Р_Ш“ В° ^ ™ * Концентрации сельди Британ ской Колумбии легко облавлива ются. Ежегодный вылов дости гает 250 тысяч тонн. Предоола- гается довести вылов до 300 ты сяч тонн. Для добычи ѳтой рыбы ежегодной добычи Канады зави- г л в теі,ение всего года, села от размера прибрежного с 1961 г. по 1965 г, выгрузка хода сельди. Потребность в коп- сельди увеличилась до 183 тысяч ченой и маринованной сельди тонн, отражая потребность ка- полностью удовлетворялась. надских фабрик в кормовой муке Успешный промысел сельди и жире. В 4966 г. вылов сельди Кспользуются 80—І00 судов дли- европейскими гудами способст- превысил цифры 1965 г. ной до 27 метров. р ^ Т л о м т м ИКанапы СелЬДЯИОГО Производство муки удвоилось: Выловленная кошельковым не многие* суда, промышлявшие 5 , 5,5 тысячи ТОІШ ® 1964 Г0*У д0 иодом сельдь в количестве 2 тонн донных рыб, переоборудованы V1 тонн в 496° году‘ В это доставляется судном к береге- для лова сельди. / о в ы Г с ^ а ста- ™ Ш “ " " Ь " * ли приспосабливаться для сей- ’рыб, в с т а в и в 57 тьи.„ч R ,n нерного лова. Морские школы и £ вместе с поопѵкпней ти- тренировочные суда привлечены 1 - ^ Z хоокеанеких районов 97 тысяч для подготовки кадров рыбаков. ѵ В мае 1966 г. на Нью-Бруисви- Т0ПНв ко проведена трехдневна я кайфе- ^ 1970 году ігредполагается ренция по вопросу о развитии увеличение продукции на 15 про- товить 165 кг. муки и 82 кг жи- ловой для Канады отрасли про- центов- ра мышленности. Помимо вопросов Тихоокеанская сельдь вдоль бе- рьгнка и цен, на конференции рогов Британской Колумбии о б - . - •обсуждались вопросы научения" разуот около десяти г локальных - ѵ- ♦Экспресс-информации» Только 5 процентов тихоокеан ской сельди идет для непосредст венного потребления. Остальное перерабатывается на пищевод жир и муку. Из одной тонны ти хоокеанской сельди можно нэго- Т. ДЕМЕНТЬЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz