Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.

СКОРОСТНЫМИ МЕТОДАМИ Л К ЕА І І ешѳ нѳ успокоился после шторма. Огромные валы катились к горизонту, за ­ метно раскачивая суда, которые промышляли на Джорджес-баяке. Крупная зыбь осложняла рабо­ ту экипажа транспортного реф­ рижератора «Иван Айвазовский», обслуживающего группу мур­ манских траулеров в этом районе. Но ждать, когда океан затихнет, моряки не могли. Промыслови­ кам, берущим здесь богатые уло­ вы, был дорог каждый час. К трансиортному рефрижера­ тору подошел большой моро­ зильный траулер «Добролюбов*. На обоих судах приготовились к вгвартовым работам. Вот уже несколько лет на •Иване Айвазовском» швартовку к погрузочно-разгрузочные рабо­ ты с траулерами в океане произ­ водят на малом ходу. Опыт по­ казал, что осуществление грузо­ вых операций, а также безава­ рийность работ в этом случае обеспечиваются лучше. БіМРТ ошвартовали к борту рефрижератора в считанные ми­ нуты. Лебедчики уже стояли у тсвоих механизмов, готовые по­ дать стропы на траулер. Приемка рыбы началась. В тех же стропах обратно на промыс­ ловое судно с «Ивана Айвазов­ ского» передавали кины картон­ ных ящиков. Работа на борту транспортника кипела. Любо было глядеть на то, как трудятся наверху и в трюме моряки смены старшего матроса коммуниста Ивана Федо­ ровича Распонова. Лебедчик мат­ рос Петросян, вожак комсомоль­ цев судна матрос Ііктов и дру­ гие работали так же умело, сла­ женно. •..Тысячи ящиков с заморожен­ ной рыбой исчезали в трюмах рефрижератора. А на палубе мат­ росы, лебедчики весело и задорно перекликались, подбадривая друг Д р у г а : — Давай, давай, шевелись бы­ стрее, ребята! Прошло всего двенадцать ча- со», как «Добролюбов» ошварто­ вался к транспорту, а вся рыбо­ продукция — пятьсот тонн — была уже принята с него. За это Время экипажу траулера успели передать 12 тысяч картонных ящиков. Более того, моряки «Ивана Ай­ вазовского» одновременно снаб­ жали бочками ОРТ, ошвартовав­ шийся с другого борта. 500 тонн 341 двенадцать часов! Это — в два с лишним раза мепь- шѳ времени, предусмотренного планом на приемку такого коли-* Из опыта работы экипажа транспортного рефрижератора „Иван Айвазовский" 4•* ч Работники Кандалакшского Консервного завода Мурман­ ского рыбокомбината, ложа- лун, справедливо называют это отделение участка по раз­ делке рыбы цехом. Здесь недавно приступили к выпус­ ку окуня холодного копчения, В цехе семь основных и од- «а запасная коптильная кане- ра. Производительность их —* до 850—900 тош* рыбы в год. Предусматривается также вы­ пуск палтуса холодного коп­ чения, В цехе пока еще мало лю­ дей. Но все они имеют боль­ шой опыт работы на заводе н способны обучить молодежь. К ним относится, например, бывшая шкерщица Мария Гри­ горьевна Адамович. - [ Фото и текст А, Брыодва, - УДОБНОИ НАДЕЖНО Всесоюзный проектпо-конет- рукторский н научно-исследова­ тельский институт автоматиза­ ции пищевой промышленности «НИІЦЕПРОМАВТО М А ТИ К А » второй раз, в условиях промысла на БМРТ «Нептун» проводит испытапия автоматического рас­ тормаживающего устройства. Для чего потребовалось такое нововведение в траловом флоте? Дело в том, что до настоящего времени после спуска трала ба­ рабаны траловой лебедки зажи­ маются вручную, а иногда при помощи ломика. Ведь после трав- лепия васров стопора находятся-' в нагретом состоянии и при ос­ тывании ваера самопроизвольно протравливаются. Как сильно за­ жаты стопора, при какой нагруз­ ке па ваера (при задевах за грунт) последние будут травить­ ся, нам неизвестно . Тут на помощь и приходит рас­ тормаживающее устройство. Оно автоматически растормаживает барабаны лебедки при задевах в момент, когда нагрузка на одном из .ваеров превысит задаппую и автоматически застопоривает ва- ерные барабаны при уменьшения нагрузки ниже заданной. Испы­ тание показало, что устройство, прсдставленпое институтом, дей­ ствует безотказно. В настоящее время экипаж ра­ ботает в районе Северо-Западной части Исландии на облове сине- корого палтуса. Грунт . здесь очепь тяжелый, почти нн одно траление не проходит без задева, Ііо благодаря применению авто­ матического растормаживающего устройства при тралении потерь орудий лова почти нет. Штур­ манский и тралмейстерский сос­ тав довольны нм. Оно помогает в работе и ие требует особенного обсл уживания. Применение автоматического растормаживающего устройства ка всех судах тралового флота дает экономию промвооружеішя, повысит рентабельность произ­ водства, облегчит труд палубных матросов. А. ЗАЙЦЕВ, капитан боль­ шого морозильного траулера «Нептун». Сельдяное рыболовство Канады В 1966 году Канада значитель- запасов сельди, ее биологии и по- стад. В отличие от атлантической но расширила добычу атланти- ведения, мясо ее отличается большой ческой сельди и переработку ее — Канадская атлантическая жирностью и сама она — разны- на муку и жир. В связи с благо- сельдь принадлежит к тому же ми показателями меристических приятными условиями рынка ввиду, который обитает по обе признаков (количеством позвои- 4967 г. добыча сельди составила стороны Атлантического океана кон, лучей в плавниках и др.)* до 7 т. в день, а затем и до 10 т. к северу от 30 градусов с. ш. Она Атлантическая сельдь нерестует No Тихоокеанскому побережьюобразует мелкие стада в разных в более глубоких водах, чем тн- Канада ведет лов сельди длярайонах канадских прибрежных хоокеанская, которая предпочи- « г е я специальны е подвесны е кранцы, что, к сожалению, дела­ ется €іце не ва всех транспорт­ ных судах. Длину швартовых концов во время погрузочно-разгрузочных операций здесь регулируют тран­ спортники сами, с борта рефри­ жератора. Благодаря этому отпа­ дает необх одимост ь вызывать людей на палубу БМРТ, отрывая их от работы в тех случаях, ког­ да требуется выбрать или потра­ вить концы. В итоге — выигрыш во времени, да и безопасность швартовки обеспечивается на­ дежнее. На судне максимально ис- чества груза. За счет сокраще- ие Айвазовском» образцом для пользуют грузовую технику. Ме­ н я я времени стоянки у борта транспортных судов «Севрыбхо- хашгки, лебедчики постоянно за- тране.порта экипаж «Добролюбо- лодфлота». Они ратуют за то, ботятся об исправности механиз- ва» сберег около тридцати часов чтобы опыт экипажа стал досто- н ов и устройств, промыслового времени. А это для яни ем в сех . Это св о е мн ени е они. Непрерывность ногруэочно- него — десятки тоня выловлен- записали в книгу отзывов и пред - разгрузочных операций обеспе- ной дополнительно рыбы. вожений. чивается не только организацией Организовать отлично шварто- Безаварийная и скоростная об- двухсменной работы в море, вые работы, сократить до мини- работка промысловых траул еров Здесь постоянно ведут погрузку мума время приемки рыбопро- в открытом море — это вопрос с одного борта сразу в а два лю­ ду кции и передачи снабжения на номер одим, стоящий перед эки- ка. А если и с другого борта сто- траулеры в океане — па реше- пажами транспортных рефриже- иг судно — на три люка. В этих ние этой главной задачи и пап- раторов, плавбаз. Как решают случаях на погрузку и разгрузку равлены усилия экипажа тран- эту задачу на «Ивано Айвазов- выходят все свободные от вахты: спортного рефрижератора «Иван сном»? механики, штурманы и другие Айвазовский» . Начнем с того, что каждый члены экипажа. Плановая норма приема ры- член команды судна заранее и Очень важно то, что здесь из- бопродукции с БМРТ составляет твердо знает свое место и обя- бегают так называемых «пус- 250 топя в сутки. Выгрузка 311 занности при осуществлении тых» циклов при погрузочных тонн рыбы с БМРТ «Сверд- этих операций. Здесь стремятся работах. Стараются, чтобы строп ловск» была закончепа за 11 ча- не переводить людей без особой обратно на БМРТ уходил со сов. Лишь сутки потребовались нужды с одного рабочего места снабжением. Руководители работ, вахтенные штурманы следят и за тем, чтобы в строп уклады­ валось максимально допустимое количество ящиков с рыбой. Ведь за цикл можно перенести и 30 ящиков, а можно и 20. С трауле­ ров немецкой постройки берут сразу но 24 ящика, а с БМРТ польской постройки — но 30. Экипаж использует то, что на су- ............................................... .................MUHMiMMMMittf и м м м м н і м и і і и к і м м м ш і і о ^ а х ПОЛЬСКОЙ ПОСТрОЙКИ ЛЮКИ трюмов имеют размеры большие, для того, чтобы принять «560 тонн па другое. Ведь па своем участке, чем на немецких, рыбных продуктов с БМРТ «Пи- скажем, у лебедки или в трюме, Коллектив рефрижератора от- колай Кононов». А выгрузка 414 он уже хорошо освоил дело, зна- лично справился с планом нерво- тонн рыбы с БМРТ «Некрасов» ет механизмы, умело их обслу- го полугодия. За пять месяцев заняла 16 часов. жива ст. Важно и то, что он нау- этого года он принял с трау- Моряки «Ивана Айвазовского» чился слаженно действовать при лоров и доставил в порт 11:278 помогли экипажам только этих коллективной работе. Ясно, что трех кораблей сэкономить около производительность труда, вли, трех суток промыслового време- как говорится, «отдача» у таких пи. А экипаж рефрижератора людей высокая, обслуживал за два рейса выпеш- 1 А слаженность в работе осо- него года около двух десятков бенно нужна. Например, при БМРТ, и все — досрочно. Вот и швартовых операциях. Океан прикиньте, сколько выловили никогда полностью не бывает экипажи этих траулеров рыбы спокойным. Безопасность и бы- еловых судов у борта транспорта, дополнительно за счет сокраще- строга швартовки па ходу в мо- Борьбу за выполнение своего ния стоянки у борта транспорт- ре обеспечиваются прежде всего юбилейного обязательства эки- ного рефрижератора. Сотни тоіш! за счч>т неукоснительного выпол- паж судна ведет хорошо. Сейчас На «Иване Айвазовском» есть нения всех правил и инструкций ва счету коллектива около два- книга отзывов и предложений, по этому вопросу. Кроме того, на ДД^ти суток сэкономленного вре- Вот несколько записей из нее: «Иване Айвазовском» по борту в мени. «Дважды подходили к борту местах изгиба корпуса выставля- ОТ. БИНЕЕВ. «Ивана Айвазовского», — отмеча- —— — — — _____ _ _____ ,_____ ,_________________ ют моряки БМРТ «Заволжск». — На рефрижераторе сделано все для безаварийной и скоростной обработки промысловых судов». «Рабочий борт «Ивана Айва­ зовского» оборудован хорошо, во­ оружен плавучими и подвесными кранцами, что позволяет произ­ водить выгрузку и в свежую по­ году. Вытрѵзка организована хо­ рошо. Капитан БМРТ «Космос» Чувиляев». Моряки БМРТ «Добролюбов» считают организацию погрузоч­ но-разгрузочных работ на «Ива- тонн рыоопродукции, перевыпол­ няя в каждом рейсе задания. В честь 50-летия Великого Ок­ тября принято социалистическое обязательство: обслуживать тра­ улеры в океане только скорост­ ными методами и за счет этого сократить время стоянки промы- переработки на муку и ж и р уже в течение ряда лет. Более чет­ верти мировых уловов тихоокеан­ ской сельди поставляется рыбака­ ми Британской Колумбии. По Атлантическому берегу лов сель­ ди никогда не представлял тако­ го интереса, как в Европе. До последних двух лет канадские рыбаки выгружали только четы Новое в зарубежном промысле тает для нереста приливные зо­ ны побережий. Стада сельдей Британской Ко­ лумбии состоят из трех-четы- рехгодовиков. Из-за интен­ сивного «рыболовства (60 про- пентов изъятия) немного сель-» до наступления вод и нерестует весной, летом осенью. Сл*едуя за перемещением вырастает косяков, канадский сельдяной зрелости, в то время как атлан- „ флот . передвигается из одного тичес-кая сельдь живет до значн- лантичеекой вГличиа Ра*°на побе^жья в д р у г о й ^ .С™Р_Ш“ В° ^ ™ * Концентрации сельди Британ­ ской Колумбии легко облавлива­ ются. Ежегодный вылов дости­ гает 250 тысяч тонн. Предоола- гается довести вылов до 300 ты­ сяч тонн. Для добычи ѳтой рыбы ежегодной добычи Канады зави- г л в теі,ение всего года, села от размера прибрежного с 1961 г. по 1965 г, выгрузка хода сельди. Потребность в коп- сельди увеличилась до 183 тысяч ченой и маринованной сельди тонн, отражая потребность ка- полностью удовлетворялась. надских фабрик в кормовой муке Успешный промысел сельди и жире. В 4966 г. вылов сельди Кспользуются 80—І00 судов дли- европейскими гудами способст- превысил цифры 1965 г. ной до 27 метров. р ^ Т л о м т м ИКанапы СелЬДЯИОГО Производство муки удвоилось: Выловленная кошельковым не­ многие* суда, промышлявшие 5 , 5,5 тысячи ТОІШ ® 1964 Г0*У д0 иодом сельдь в количестве 2 тонн донных рыб, переоборудованы V1 тонн в 496° году‘ В это доставляется судном к береге- для лова сельди. / о в ы Г с ^ а ста- ™ Ш “ " " Ь " * ли приспосабливаться для сей- ’рыб, в с т а в и в 57 тьи.„ч R ,n нерного лова. Морские школы и £ вместе с поопѵкпней ти- тренировочные суда привлечены 1 - ^ Z хоокеанеких районов 97 тысяч для подготовки кадров рыбаков. ѵ В мае 1966 г. на Нью-Бруисви- Т0ПНв ко проведена трехдневна я кайфе- ^ 1970 году ігредполагается ренция по вопросу о развитии увеличение продукции на 15 про- товить 165 кг. муки и 82 кг жи- ловой для Канады отрасли про- центов- ра мышленности. Помимо вопросов Тихоокеанская сельдь вдоль бе- рьгнка и цен, на конференции рогов Британской Колумбии о б - . - •обсуждались вопросы научения" разуот около десяти г локальных - ѵ- ♦Экспресс-информации» Только 5 процентов тихоокеан­ ской сельди идет для непосредст­ венного потребления. Остальное перерабатывается на пищевод жир и муку. Из одной тонны ти­ хоокеанской сельди можно нэго- Т. ДЕМЕНТЬЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz