Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.
ЗА СЕМЬ ВЕРСТ КИСЕЛЯ ХЛЕБАТЬ На доске показателей тралово го флота сейчас постоянно мож но видеть цифры, говорящие о сверхплановом вылове рыбы. 11о эти показатели увеличиваются не за счет кораблей бортового тра лении. работающих на Дальнем Западе. Мы только что вернулись из этого района. Из десятков эки пажей, промышлявших там, вы полнил план только один. В чем же причина нролова остальных? В район лова была направлена сначала одна плавбаза «Григорий Лысенко». Когда подошли наши траулеры: «Махачкала» и «Мо гилев», там уже работали 16 су дов. Промысловая обстановка бы ла неплохая. Каждое судно мог ло вылавливать ежедневно по 20—30 тонн рыбы, а база прини мала только 13. А затем суточ ная .норма приемки была сниже на до восьми тоіш, так как воз можности базы ограничены. Между тем, задание экипажу на сутки—восемь с половиной тонн. Чтобы как-то разрядить обста новку, некоторые экипажи (нас в том числе), направили на облов сельди, чтобы солить ее и ждать подхода илавбазы «Рыбный Мур ман». К этому мы не были гото вы . В порту нас не предупреди ли. Имеющимися на судне боч ками мы уже пользовались, они не годились для посола сельди. Наше заявление по этому поводу было оставлено без внимания. Промысловая обстановка была плохая. Мы засолили немного сельди л возвратились к «Григо рию Лысенко». Понемногу лови ли рыбу и перерабатывали ее на муку. Когда подошел «Рыбный Мурман», рыбы в этом районе уже стало меньше. А перебежать в другие квадраты мы не имели возможности, так как зависимы о г плавбазы. Бродим вокруг нее, как^коза на веревочке. Плавбаза отсюда не уходит, потому что здесь же промышля ют экипажи СРТ. У них, как из вестно, нормы суточного вылова ниже, и сырьевая база их виол-' не устраивает. «Рыбный Мур ман» ориентировался на экипажи СРТ, и мы снова оказывались в проливе, который так и не смог ли ликвидировать. Очень больным вопросом на промысле для нас оказался воп рос о топливе. Известно, что вы годней брать топливо с танкера. Сразу берешь его 'н а 30 суток, при приемке меньше теряешь промыслового времени, и к тому же, получая топлив.о в больших количествах, менее чувствителен недомер драгоценного горючего. Мы же получали топливо с плавбазы. Его нам передавали за то время, пока сдавали рыбу. Полученного мазута хватало все го на двое суток. И приходилось без конца припрашивать, точно бедным родственникам. Как теряется промысловое вре мя за период приемки топлива, можно наглядно убедиться на таких примерах. При снятии с промысла оба наши судна полу чили топливо. Экипаж «Могиле ва» взял 115 тонн горючего с танкера «Радий» за сорок минут. А экипаж «Махачкалы» 90 тонн топлива получал с плавбазы «Даурия» в течение 12 часов. И еще одно большое «по». Нас буквально засыпали льдом. Каж дая база привозит его по 600— 700 тонн и в приказном порядке распределяет его по тральщи кам. Если отказываешься брать его (при этом теряешь 6—7 часов драгоценного промыслового вре мени), пе допускают к плавбазе для сдачи рыбы. Лед, конечно, применять надо. Но все нужно делать разумно. Когда экипажу «Могилева» ос талось лишь семь" суток до кон ца промысла, ему передали 23 тонн льда, тогда как хватило бы и десяти. Мы, конечно, понимаем, ч і о вновь подошедшие плавбазы «Даурия» и «Алексей Хлобыс тов» тоже везут лед и тоже должны как-то от него избавить ся. Но быть козлами отпуіцеігия никому не хочется. На переход в .район промысла и обратно экипажи затрачивают до 35 суток. Десять суток мы потеряли около плавбаз, сдавая рыбу, принимая топливо и лед. Четверо суток штормовались, когда ловить рыбу было нельзя. Одиннадцать суток потеряли из- за плохой погоды: промышлять могли, но к базе подойти невоз можно. Итого, 25 промысловых суток долой. А это половина вре мени. предусмотренного рейсо вым заданием. Право, стоит ли ходить за семь верст киселя хле бать, как говорится в народе? И уж если посылать корабли бортового траления на Дальний Запад, то надо организовывать промысел так, чтобы экипажи т \ могли успешно справляться с за данием и работать безубыточно. А. АЛЕКСАНДРОВ, капитан траулера «Махачкала», А. ПОСПЕЛОВ, капитан трауле ра «Могилев». На задевистых грунтах В номере «Рыбного Мурмана» за седьмое июня опубликована кор респонденция «Здравствуй, «Мая ковский». В ней отмечено, что палубная команда проявила мно го старательности и выдумки, чтобы обеспечить хорошую рабо ту орудий лова. Слово «выдумка» не совсем точно характеризует работу моряков. Это была глубоко продуманная подготовка для ра боты в районах с тяжелыми грун товыми условиями. Еще в сентябре прошлого года «Маяковский» вышел в свой пер вый после ремонта рейс в районы Гренландии, Северного и Южно го Лабрадора для поиска промыс ловых концентраций трески, ко торая пользуется большим спро сом у потребителя. Обнаружив косяки трески, экипаж успешно вел лов и добивался выполнения суточного задания, предусмот ренного для промысловых ко раблей. Вскоре подошли БМРТ «Хабаровск», а затем и другие корабли. Однако экипажи не сумели пристроиться. Несколько позднее ка пига н нашего корабля тов. Чехов и я поделились опытом работы с экипажем «Хабаровска» путем оказания практической помощи прямо на борту корабля. Расска зали о нашем вооружении ниж ней подборы с применением 500 мм. бобинцев. Старший мас тер по добыче рыбы БМРТ «Ха баровск» тов. Городилов воору жил один из тралов по пред ложенной нами схеме. В ре зультате аварийность на «Хаба ровске» снизилась, экипаж вы полнял и перевыполнял суточ ные задания. Коллективы, кото рые не перевооружили нижних подбор, а работали по типовой схеме, успехов не имели и по кинули район Лабрадора. Используя возможности поис кового БМРТ, я в контакте с ка питаном тов. Чеховым разраба тывал более совершенное воору жение нижних подбор и частич ной оснастки трала для ведения промысла на тяжелых грунтах. Мы использовали схемы набивки грунтропов, заимствованные у экипажей немецких БМРТ. Во втором рейсе, работая в рай оне Лабрадора, применили более плотную набивку бобинцами центрального и крыловых грунт ропов. Если в первом рейсе мы ставили двадцать один 500 мм бобинец на расстоянии через 300 мм и применяли чушки ве сом по пятнадцать килограммов, то во втором рейсе число бобия- цев довели до 22, но несколько изменили набивку центрального и крыловых грунтропов. На центральный шестиметро вый грунтрон ставили восемь бобинцев диаметром 500 мм рас стоянием между ними 200 им, (чушки восьмикилограммовые). Если в первом рейсе у нас все три грунтропа имели одинако вую набивку, то во втором вари анте крыловые грунтропы не сколько отличаются от набивки нейтрального. Первые три бобинца от конуса стоят через 200 мм, а последую щие четыре через і00 мм , (две чушки по 8 кг). Надо полагать, что более успешно работала бы нижняя подбора, набитая бобив- цами диаметром 600 мм. С рас стоянием между ними 200— 300 мм. Но их мы в достаточном количестве пе имели. Немаловажную роль для без- НОВОЕ ПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО В Германской Демократиче ской Республике закончена пост ройка 49-метрового сельдяного кормового траулера «Скагеррак». Это второе судно из серии 15 су дов, заказанных рыбокомбината ми Ростока и Таснитца. ІІа нем введены совершенно новые прин ципиально схемы по транспор тировке, замораживанию и скла дированию улова, с достижением •аначительной экономии в рабо чей силе. Нововведения касаются обра ботай улова. Поступившая на 4юрт траулера сельдь сначала загружается в два бункера пред варительного охлаждения, каж дый из которых вмещает 7 тонн рыбы. С помощью сильной цир куляции охлажденного рассола в -«бункерах поддерживается темпе ратура 0 градусов С. Использо вание двух бункеров обеспечи вает необходимый объем рыбы, подлежащей обработке, умень шает давление на рыбу, а пред варительное охлаждение облег чает рефрижераторную нагрузку на морозильные установки и спо собствует увеличению их про пускной способности. Разгрузка бункеров произво дится эрлифтами, преимущест вом которых является уменьше ние повреждений и обеспечение мойки рыбы. Рыба эрлифтом по дается на сортировочный кон вейер, где производите)! вручную отбраковка рыбы. При наличии значительного прилова может изменяться скорость сортировоч ного конвейера. : С конвейера рыба плужком направляется в сортирователь, откуда распределяется по трем бункерам, объем каждого из них обеспечивает полную загрузку одного из трех морозильных ап паратов. Транспортировка рыбы к морозильным аппаратам про изводится эрлифтом системой с подачей воды из аккумулятор ных танков. Эрлифт подает рыбу на сортировочную ленту, с кото рой она плужком направляется на транспортирующий конвейер, подающий рыбу к вертикальным ил иточным морозильнмм аппа ратам. последовательно загружая их. В случае если улов будет од нородного вида, то рыба направ ляется прямо из аккумулятор ных бункеров на главную кон вейерную ленту без сортировки и оттуда в морозильные аппа раты. Три вертикальных плиточных морозильных аппарата разгружа ются снизу, и каждый из них имеет 36 секций, производя бло ки размером 80x400x800 мм, ве сом 22.2 кг. Общая производи тельность трех морозильных ап паратов 21 т/сутки. Морозильные аппараты имеют систему непо средственного испарения фрео на-22 и обеспечивают заморажи вание рыбы с температурой в центре блока — 22 градуса С. Морозильные аппараты раз гружаются путем открытия ниж них заслонок, и блоки опускают ся в приемник, откуда подаются на конвейерную ленту. Затем блоки проходят процесс глазу рования и далее направляются в упаковочную машину, где обертываются и запечатываются в полиэтиленовую пленку. Из об- рабат ыва юіцего отделе ния бло - ки по туннелю проходят через (t аварийной раооты трала, особен- I но верхних крыльев, играют ко- указа гелем £ иапш, клячевки с более высо- нродвижения Д О | ким коромыслом и с приливом в окончательного заполнения т рю - ^ ее нижной части. Такие клячев ки применяются на судах Ноль- c.ис ,тема снабже на каждой ступени ма. Блоки следуют по н апр аво л я тощим путям в положении, под-« готовленном для каждого уклад чика. В трюме поддерживается тем пература в среднем — 28° С с помощью циркуляции холодного воздуха. Общая вместимость 250 тонн. Время, - необходимое для заполнения одного полного укладчика, в среднем составляет 7 часов. Система может работать в реверсе, обеспечивая разгруз ку судна в порту с производи тельностью 15 тонн в час. Судно имеет экипаж 23 чело века, продолжи тел ьность нор- машинное отделение в рыбный мального рейса 35 дней. Наиболь- трюм, где укладываются механи- шан длина судна 48,96 м; длина зированным-способом. между перпендикулярами 44,30 м; Конвейерная лента, проходя- ширина 10,0 м; высота борта щая вдоль рыбного трюма, сое- .5,50 м; осадка 3,50 м; во- динена с поперечным транспор тером, который подает блоки по переменно на левый и правый борта. Укладочная система про двигается вперед по мере запол нения каждой пары рядов. Вся доизмещение 870 т; скорость 12 узлов. Главный двигатель - четырехтактный, восьмицилинд ровый дизель, развивающий мощ ность 1000 л. с. при 375 об мин. И. РОГОВ. ской Народной Республики. В районах с тяжелыми грунта ми лучше применять короткие кабели—-порядка 30 метров. Жела тельно для быстрой замены из готовлять их разъемными. Вероятно, некоторые мастера по добыче примут вышеизложен ное с недоверием, считая, что данные варианты вооружения грунтропов будут легки для тра ла (чертеж 1625). Паш экипаж в основном именно так и вооружая орудия лова и нролова не имел, добывая в сутки до пятидесяти тонн трески. В минувшем рейсе за периоде 15 апреля по 15 мая выработано 550 тонн готовой продукции, в том числе 135 тонн филе. Порой за сорокаминутное траление при таком вооружении трала мы до стигали уловов в 10—15 н более тонн. П. САВЧЕНКО, старший мас тер по добыче рыбы БМРТ- 350 «Маяковский». В Новосибирском институте инженеров водного транспор та создан вычислительный центр. Здесь исследованы экс плуатационно-экономические показатели деятельности фло та в бассейнах Оби, Иртыша, Енисея, Лены и Амура. На снимке: старший инженер-математик вычислитель ного центра Мухтясиб Субхангулов и старший лаборант Юрий Щукин (слева) ведут расчеты на цифровой электрон но-вычислительной машине «Раздан-2». ................ ' Фотохроника ТАСС. Плоды неорганизованности Важная обязанность работни ков службы эксплуатации тра лового флота — вести контроль за обработкой промысловых су дов, правильно регулировать перестановку их для проведения погрузочно-разгрузочных опера ций. В свое время газета «Рыбный Мурман» писала о серьезных не достатках в деятельности служ бы эксплуатации тралового фло та. Однако положение выправ ляется медленно. РТ-318 «Макеевка» был по ставлен к девятому причалу. Диспетчеров рыбного порта пре дупредили о том, что рыба в трю ме загружена навалом. Но когда приступили к работе, выясни лось, что выгружать рыбу нельзя, так как она в чердаках трюма завалена бочками с обра ботанной рыбой. Пришлось суд но переставлять к другому при чалу, спять с него бочки с ры бой, а уж потом — снова пере ставлять для выгрузки навала. На выгрузку было затрачено сверх нормы десять часов. Это лишь один пример неор- ганизованнетн в работе отдель ных диспетчеров тралового фло та. Подчас но их вине затяги вается время обработки промыс ловых судов, неоправданно про стаивают буксиры рыбного пор та. Старший диспетчер тов. Фор- сюк затребовал у порта два бук сира для перестановки БМРТ «Тралфлот» с рейда к причалу № 15, не проверив готовности судна к перестановке. В резуль тате два буксира простояли по 3 часа 45 минут каждый. Служба эксплуатации тралово го флота слабо контролирует выполнение графика обработки судов. РТ-31 «Касатка» был снаб жен в порту солью и льдом свое временно. Но на угольную ба зу его отвели с опозданием на два с половиной часа из-за того, что не было на нем капитана. Слабое знание обстановки на судах, бесконтрольность и сла бая требовательность к себе и ка питанам судов по-прежнему преобладают в стиле работы не которых диспетчеров тралового флота. Не намного лучше обстоит де ло и в службе эксплуатации Архангельского рыбакколхозсою- за. Здесь нередко обработка су дов тормозится из-за недисцип линированности членов экипажа. СРТ-2003 но графику надо было переставить от причала 9 под снабжение солью и льдом. К на меченному диспетчером архан гельских рыбаков времени бук-» сиры порта начали отжимать у причала траулеры для вывода СРТ-2003. Однако перестановка СРТ была сорвана, так как стар ший штурман судна Куликов н другие члены экипажа были в нетрезвом состоянии. Только благодаря усилиям работников нортнадзора удалось избежать аварии. ІІа мой. взгляд, руководители служб эксплуатации флотов не дооценивают значения высокой организации работ, связанных с обработкой промысловых судов в порту. Вот почему отдельные дис петчеры плохо выполняют свои обязанности. В результате те ряются сотни часов рабочего времени, растранжириваются 7руд людей и средства. А. ЛЕБЕДЕВ, старший диспетчер рыбного норта«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz