Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.

ЗА СЕМЬ ВЕРСТ КИСЕЛЯ ХЛЕБАТЬ На доске показателей тралово­ го флота сейчас постоянно мож­ но видеть цифры, говорящие о сверхплановом вылове рыбы. 11о эти показатели увеличиваются не за счет кораблей бортового тра­ лении. работающих на Дальнем Западе. Мы только что вернулись из этого района. Из десятков эки­ пажей, промышлявших там, вы­ полнил план только один. В чем же причина нролова остальных? В район лова была направлена сначала одна плавбаза «Григорий Лысенко». Когда подошли наши траулеры: «Махачкала» и «Мо­ гилев», там уже работали 16 су­ дов. Промысловая обстановка бы­ ла неплохая. Каждое судно мог­ ло вылавливать ежедневно по 20—30 тонн рыбы, а база прини­ мала только 13. А затем суточ­ ная .норма приемки была сниже­ на до восьми тоіш, так как воз­ можности базы ограничены. Между тем, задание экипажу на сутки—восемь с половиной тонн. Чтобы как-то разрядить обста­ новку, некоторые экипажи (нас в том числе), направили на облов сельди, чтобы солить ее и ждать подхода илавбазы «Рыбный Мур­ ман». К этому мы не были гото­ вы . В порту нас не предупреди­ ли. Имеющимися на судне боч­ ками мы уже пользовались, они не годились для посола сельди. Наше заявление по этому поводу было оставлено без внимания. Промысловая обстановка была плохая. Мы засолили немного сельди л возвратились к «Григо­ рию Лысенко». Понемногу лови­ ли рыбу и перерабатывали ее на муку. Когда подошел «Рыбный Мурман», рыбы в этом районе уже стало меньше. А перебежать в другие квадраты мы не имели возможности, так как зависимы о г плавбазы. Бродим вокруг нее, как^коза на веревочке. Плавбаза отсюда не уходит, потому что здесь же промышля­ ют экипажи СРТ. У них, как из­ вестно, нормы суточного вылова ниже, и сырьевая база их виол-' не устраивает. «Рыбный Мур­ ман» ориентировался на экипажи СРТ, и мы снова оказывались в проливе, который так и не смог­ ли ликвидировать. Очень больным вопросом на промысле для нас оказался воп­ рос о топливе. Известно, что вы­ годней брать топливо с танкера. Сразу берешь его 'н а 30 суток, при приемке меньше теряешь промыслового времени, и к тому же, получая топлив.о в больших количествах, менее чувствителен недомер драгоценного горючего. Мы же получали топливо с плавбазы. Его нам передавали за то время, пока сдавали рыбу. Полученного мазута хватало все­ го на двое суток. И приходилось без конца припрашивать, точно бедным родственникам. Как теряется промысловое вре­ мя за период приемки топлива, можно наглядно убедиться на таких примерах. При снятии с промысла оба наши судна полу­ чили топливо. Экипаж «Могиле­ ва» взял 115 тонн горючего с танкера «Радий» за сорок минут. А экипаж «Махачкалы» 90 тонн топлива получал с плавбазы «Даурия» в течение 12 часов. И еще одно большое «по». Нас буквально засыпали льдом. Каж­ дая база привозит его по 600— 700 тонн и в приказном порядке распределяет его по тральщи­ кам. Если отказываешься брать его (при этом теряешь 6—7 часов драгоценного промыслового вре­ мени), пе допускают к плавбазе для сдачи рыбы. Лед, конечно, применять надо. Но все нужно делать разумно. Когда экипажу «Могилева» ос­ талось лишь семь" суток до кон­ ца промысла, ему передали 23 тонн льда, тогда как хватило бы и десяти. Мы, конечно, понимаем, ч і о вновь подошедшие плавбазы «Даурия» и «Алексей Хлобыс­ тов» тоже везут лед и тоже должны как-то от него избавить­ ся. Но быть козлами отпуіцеігия никому не хочется. На переход в .район промысла и обратно экипажи затрачивают до 35 суток. Десять суток мы потеряли около плавбаз, сдавая рыбу, принимая топливо и лед. Четверо суток штормовались, когда ловить рыбу было нельзя. Одиннадцать суток потеряли из- за плохой погоды: промышлять могли, но к базе подойти невоз­ можно. Итого, 25 промысловых суток долой. А это половина вре­ мени. предусмотренного рейсо­ вым заданием. Право, стоит ли ходить за семь верст киселя хле­ бать, как говорится в народе? И уж если посылать корабли бортового траления на Дальний Запад, то надо организовывать промысел так, чтобы экипажи т \ могли успешно справляться с за­ данием и работать безубыточно. А. АЛЕКСАНДРОВ, капитан траулера «Махачкала», А. ПОСПЕЛОВ, капитан трауле­ ра «Могилев». На задевистых грунтах В номере «Рыбного Мурмана» за седьмое июня опубликована кор­ респонденция «Здравствуй, «Мая­ ковский». В ней отмечено, что палубная команда проявила мно­ го старательности и выдумки, чтобы обеспечить хорошую рабо­ ту орудий лова. Слово «выдумка» не совсем точно характеризует работу моряков. Это была глубоко продуманная подготовка для ра­ боты в районах с тяжелыми грун­ товыми условиями. Еще в сентябре прошлого года «Маяковский» вышел в свой пер­ вый после ремонта рейс в районы Гренландии, Северного и Южно­ го Лабрадора для поиска промыс­ ловых концентраций трески, ко­ торая пользуется большим спро­ сом у потребителя. Обнаружив косяки трески, экипаж успешно вел лов и добивался выполнения суточного задания, предусмот­ ренного для промысловых ко­ раблей. Вскоре подошли БМРТ «Хабаровск», а затем и другие корабли. Однако экипажи не сумели пристроиться. Несколько позднее ка пига н нашего корабля тов. Чехов и я поделились опытом работы с экипажем «Хабаровска» путем оказания практической помощи прямо на борту корабля. Расска­ зали о нашем вооружении ниж­ ней подборы с применением 500 мм. бобинцев. Старший мас­ тер по добыче рыбы БМРТ «Ха­ баровск» тов. Городилов воору­ жил один из тралов по пред­ ложенной нами схеме. В ре­ зультате аварийность на «Хаба­ ровске» снизилась, экипаж вы­ полнял и перевыполнял суточ­ ные задания. Коллективы, кото­ рые не перевооружили нижних подбор, а работали по типовой схеме, успехов не имели и по­ кинули район Лабрадора. Используя возможности поис­ кового БМРТ, я в контакте с ка­ питаном тов. Чеховым разраба­ тывал более совершенное воору­ жение нижних подбор и частич­ ной оснастки трала для ведения промысла на тяжелых грунтах. Мы использовали схемы набивки грунтропов, заимствованные у экипажей немецких БМРТ. Во втором рейсе, работая в рай­ оне Лабрадора, применили более плотную набивку бобинцами центрального и крыловых грунт­ ропов. Если в первом рейсе мы ставили двадцать один 500 мм бобинец на расстоянии через 300 мм и применяли чушки ве­ сом по пятнадцать килограммов, то во втором рейсе число бобия- цев довели до 22, но несколько изменили набивку центрального и крыловых грунтропов. На центральный шестиметро­ вый грунтрон ставили восемь бобинцев диаметром 500 мм рас­ стоянием между ними 200 им, (чушки восьмикилограммовые). Если в первом рейсе у нас все три грунтропа имели одинако­ вую набивку, то во втором вари­ анте крыловые грунтропы не­ сколько отличаются от набивки нейтрального. Первые три бобинца от конуса стоят через 200 мм, а последую­ щие четыре через і00 мм , (две чушки по 8 кг). Надо полагать, что более успешно работала бы нижняя подбора, набитая бобив- цами диаметром 600 мм. С рас­ стоянием между ними 200— 300 мм. Но их мы в достаточном количестве пе имели. Немаловажную роль для без- НОВОЕ ПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО В Германской Демократиче­ ской Республике закончена пост­ ройка 49-метрового сельдяного кормового траулера «Скагеррак». Это второе судно из серии 15 су­ дов, заказанных рыбокомбината­ ми Ростока и Таснитца. ІІа нем введены совершенно новые прин­ ципиально схемы по транспор­ тировке, замораживанию и скла­ дированию улова, с достижением •аначительной экономии в рабо­ чей силе. Нововведения касаются обра­ ботай улова. Поступившая на 4юрт траулера сельдь сначала загружается в два бункера пред­ варительного охлаждения, каж­ дый из которых вмещает 7 тонн рыбы. С помощью сильной цир­ куляции охлажденного рассола в -«бункерах поддерживается темпе­ ратура 0 градусов С. Использо­ вание двух бункеров обеспечи­ вает необходимый объем рыбы, подлежащей обработке, умень­ шает давление на рыбу, а пред­ варительное охлаждение облег­ чает рефрижераторную нагрузку на морозильные установки и спо­ собствует увеличению их про­ пускной способности. Разгрузка бункеров произво­ дится эрлифтами, преимущест­ вом которых является уменьше­ ние повреждений и обеспечение мойки рыбы. Рыба эрлифтом по­ дается на сортировочный кон­ вейер, где производите)! вручную отбраковка рыбы. При наличии значительного прилова может изменяться скорость сортировоч­ ного конвейера. : С конвейера рыба плужком направляется в сортирователь, откуда распределяется по трем бункерам, объем каждого из них обеспечивает полную загрузку одного из трех морозильных ап­ паратов. Транспортировка рыбы к морозильным аппаратам про­ изводится эрлифтом системой с подачей воды из аккумулятор­ ных танков. Эрлифт подает рыбу на сортировочную ленту, с кото­ рой она плужком направляется на транспортирующий конвейер, подающий рыбу к вертикальным ил иточным морозильнмм аппа­ ратам. последовательно загружая их. В случае если улов будет од­ нородного вида, то рыба направ­ ляется прямо из аккумулятор­ ных бункеров на главную кон­ вейерную ленту без сортировки и оттуда в морозильные аппа­ раты. Три вертикальных плиточных морозильных аппарата разгружа­ ются снизу, и каждый из них имеет 36 секций, производя бло­ ки размером 80x400x800 мм, ве­ сом 22.2 кг. Общая производи­ тельность трех морозильных ап­ паратов 21 т/сутки. Морозильные аппараты имеют систему непо­ средственного испарения фрео­ на-22 и обеспечивают заморажи­ вание рыбы с температурой в центре блока — 22 градуса С. Морозильные аппараты раз­ гружаются путем открытия ниж­ них заслонок, и блоки опускают­ ся в приемник, откуда подаются на конвейерную ленту. Затем блоки проходят процесс глазу­ рования и далее направляются в упаковочную машину, где обертываются и запечатываются в полиэтиленовую пленку. Из об- рабат ыва юіцего отделе ния бло - ки по туннелю проходят через (t аварийной раооты трала, особен- I но верхних крыльев, играют ко- указа гелем £ иапш, клячевки с более высо- нродвижения Д О | ким коромыслом и с приливом в окончательного заполнения т рю - ^ ее нижной части. Такие клячев­ ки применяются на судах Ноль- c.ис ,тема снабже на каждой ступени ма. Блоки следуют по н апр аво л я тощим путям в положении, под-« готовленном для каждого уклад­ чика. В трюме поддерживается тем­ пература в среднем — 28° С с помощью циркуляции холодного воздуха. Общая вместимость 250 тонн. Время, - необходимое для заполнения одного полного укладчика, в среднем составляет 7 часов. Система может работать в реверсе, обеспечивая разгруз­ ку судна в порту с производи­ тельностью 15 тонн в час. Судно имеет экипаж 23 чело­ века, продолжи тел ьность нор- машинное отделение в рыбный мального рейса 35 дней. Наиболь- трюм, где укладываются механи- шан длина судна 48,96 м; длина зированным-способом. между перпендикулярами 44,30 м; Конвейерная лента, проходя- ширина 10,0 м; высота борта щая вдоль рыбного трюма, сое- .5,50 м; осадка 3,50 м; во- динена с поперечным транспор­ тером, который подает блоки по­ переменно на левый и правый борта. Укладочная система про­ двигается вперед по мере запол­ нения каждой пары рядов. Вся доизмещение 870 т; скорость 12 узлов. Главный двигатель - четырехтактный, восьмицилинд­ ровый дизель, развивающий мощ­ ность 1000 л. с. при 375 об мин. И. РОГОВ. ской Народной Республики. В районах с тяжелыми грунта­ ми лучше применять короткие кабели—-порядка 30 метров. Жела­ тельно для быстрой замены из­ готовлять их разъемными. Вероятно, некоторые мастера по добыче примут вышеизложен­ ное с недоверием, считая, что данные варианты вооружения грунтропов будут легки для тра­ ла (чертеж 1625). Паш экипаж в основном именно так и вооружая орудия лова и нролова не имел, добывая в сутки до пятидесяти тонн трески. В минувшем рейсе за периоде 15 апреля по 15 мая выработано 550 тонн готовой продукции, в том числе 135 тонн филе. Порой за сорокаминутное траление при таком вооружении трала мы до­ стигали уловов в 10—15 н более тонн. П. САВЧЕНКО, старший мас­ тер по добыче рыбы БМРТ- 350 «Маяковский». В Новосибирском институте инженеров водного транспор­ та создан вычислительный центр. Здесь исследованы экс­ плуатационно-экономические показатели деятельности фло­ та в бассейнах Оби, Иртыша, Енисея, Лены и Амура. На снимке: старший инженер-математик вычислитель­ ного центра Мухтясиб Субхангулов и старший лаборант Юрий Щукин (слева) ведут расчеты на цифровой электрон­ но-вычислительной машине «Раздан-2». ................ ' Фотохроника ТАСС. Плоды неорганизованности Важная обязанность работни­ ков службы эксплуатации тра­ лового флота — вести контроль за обработкой промысловых су­ дов, правильно регулировать перестановку их для проведения погрузочно-разгрузочных опера­ ций. В свое время газета «Рыбный Мурман» писала о серьезных не­ достатках в деятельности служ­ бы эксплуатации тралового фло­ та. Однако положение выправ­ ляется медленно. РТ-318 «Макеевка» был по­ ставлен к девятому причалу. Диспетчеров рыбного порта пре­ дупредили о том, что рыба в трю­ ме загружена навалом. Но когда приступили к работе, выясни­ лось, что выгружать рыбу нельзя, так как она в чердаках трюма завалена бочками с обра­ ботанной рыбой. Пришлось суд­ но переставлять к другому при­ чалу, спять с него бочки с ры ­ бой, а уж потом — снова пере­ ставлять для выгрузки навала. На выгрузку было затрачено сверх нормы десять часов. Это лишь один пример неор- ганизованнетн в работе отдель­ ных диспетчеров тралового фло­ та. Подчас но их вине затяги­ вается время обработки промыс­ ловых судов, неоправданно про­ стаивают буксиры рыбного пор­ та. Старший диспетчер тов. Фор- сюк затребовал у порта два бук­ сира для перестановки БМРТ «Тралфлот» с рейда к причалу № 15, не проверив готовности судна к перестановке. В резуль­ тате два буксира простояли по 3 часа 45 минут каждый. Служба эксплуатации тралово­ го флота слабо контролирует выполнение графика обработки судов. РТ-31 «Касатка» был снаб­ жен в порту солью и льдом свое­ временно. Но на угольную ба­ зу его отвели с опозданием на два с половиной часа из-за того, что не было на нем капитана. Слабое знание обстановки на судах, бесконтрольность и сла­ бая требовательность к себе и ка питанам судов по-прежнему преобладают в стиле работы не­ которых диспетчеров тралового флота. Не намного лучше обстоит де­ ло и в службе эксплуатации Архангельского рыбакколхозсою- за. Здесь нередко обработка су­ дов тормозится из-за недисцип­ линированности членов экипажа. СРТ-2003 но графику надо было переставить от причала 9 под снабжение солью и льдом. К на ­ меченному диспетчером архан­ гельских рыбаков времени бук-» сиры порта начали отжимать у причала траулеры для вывода СРТ-2003. Однако перестановка СРТ была сорвана, так как стар­ ший штурман судна Куликов н другие члены экипажа были в нетрезвом состоянии. Только благодаря усилиям работников нортнадзора удалось избежать аварии. ІІа мой. взгляд, руководители служб эксплуатации флотов не­ дооценивают значения высокой организации работ, связанных с обработкой промысловых судов в порту. Вот почему отдельные дис­ петчеры плохо выполняют свои обязанности. В результате те­ ряются сотни часов рабочего времени, растранжириваются 7руд людей и средства. А. ЛЕБЕДЕВ, старший диспетчер рыбного норта«

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz