Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.

Ш 4 Ш * & Ш Ж ДО • « LW E V jM вш № * Е Л т Я Г Л Е Х С О В Е Т Ѵ Е Т і Считаю необходимым л оста­ вить вопрос о причинах, лрпмо і в л и я ф і ц и х на результаты работы судов, промышляющих тз районе Джорджес-банкн, отсюда и па выполнение плана траловым фло­ том в целом. Прежде всего, следует сказать о таком ненормальном явлении, « а х отсутствие па промысле не­ обходимого количества плавбаз. Вот разительные примеры. В «овце марта в упомянутом райо­ не оказалось двадцать РТ к все- одна плавбаза «Григорий Лы- еенко». С 26 марта прием рыбы Отои базом был ограничен до 8 тонн за сутки с каждого РТ, в то время как суточное задание 8,5 тонны. Кроме того, база не имела возможности принять все «уда своевременно « случалось ^ак , ^гго иногда удавалось сдать ограниченную норму один раз за двое суток. Такое положение сложилось имению в то время, когда промы­ словая обстановка была м о л в е благоприятной, ж у . экипажей имелась возможность восполнить потери, имевшие место во время штормов. В этих условиях, но самым скромвым. подсчетам, ваш экн- ^пал^яедодовнл пятьдесят тонн Несложно подсчитать об­ щие потери, понесенные флотом. А чем измерить моральное сос­ тояние рыбаков, вынужденных опускать в утиль первосорт­ ную рыбу, бездельничать при хороших условиях и видеть, что лри такой постановке работы влан обречен на провал? Такое положение, кроме потерь рыбы, влечет за собой еще одну опасность. У моряков появилось стремление уходить с судов, на­ правляющихся в данный район. Н для этого у них есть основания. Достаточно проанализировать работу четырех РТ, промышляв­ ших в районе Джо-рджее-банкн в период (март, апрель, май) и условиях неплохой сырьевой базы. За 90 суток рейса РТ-ЗЭО вызіолпил план на 90,6 процента, РТ-303 — на 7!,2, РТ- 317 — ва 67 и ГГ 307 — ва 58 процентов. Таким образом, экипажи трех судов из четырех получают семи­ десяти пяти процентную гаранти­ рованную зарплату, а ото не мо­ жет быть стимулом для закреп­ ления моряков за кораблями. Мо­ ряки считают более целесообраз­ ным работать на судах, соверша­ ющих короткие рейсы, независи­ мо от наличия л работы плавбаз, чем находиться в море более трех месяцев и получать ври этом меньше. Ес.тн предыдущий фактор но­ сят в основном эпизодический характер, отрицательно сказыва­ ющийся на работе судов, то сле­ дующий является постоянным и устойчивым. Речь идет о време- гатовую продукцию. Времени на разгрузку затрачивается вдвое меньше. Наш РТ-330 за период промыс­ ла перегрузил на плавбазы 400 тонп выловленной рыбы за 8 8 часов, в то время как при нор­ мальных условиях ото можно сделать значительно быстрее. Таких потерь времени можно избежать, если потери уловов, вызванные сверхнормативным простоем траулера у борта плав­ базы, будут сниматься с плана траулера, а расходы отнесутся за счет плавбазы. Это обязатель­ но должно быть отражено в ус­ ловиях договора. Нужно сделать все возможное, чтобы промысло­ вое время использовать по пря­ мому назначению. Экипажи траулеров борются за минуты, сокращая время на подъем и спуск трала. И в то же время теряют часы и сутки перегрузки 11 стами) мастер при- еміцик заявил, что только две стамны (около полутора тонн) принято первым сортом, а ос­ тальные 9 стамп с рыбой напра­ влены в утиль. Лишь после то­ го, как представители траулера поднялись на базу и вызвали технолога, выяснилось, что все 11 стами уже заморожены на фаб­ рике. После этого ничего не ос­ тавалось, как выдать нам доку­ менты на прием 8 ,Г> тонны рыбы первым сортом. Существенная разница! Непонятно, зачем мастеру тов. Зиновьеву понадобилось обманы­ вать экипаж? Ведь кроме того, что ото его характеризует как человека нечестного, так еще и спадается путаница в бухгалте­ рии флотов. При такой системе приемки на базе образуются большие излишки готовой про­ дукции за счет рыбы, врямо ска- І І Ш І І Ш Ш Ш І Ш Ш И Ш Ш Н Н І І И М І І Ш Ш Ш І Ш і I I I I I K t t t f l t l l l H l f l l i l t i l l І Н І і І І І І І Ш І І І І H i l t І І ! И » ! І І І И І І І 1 » Н І І І І І І І » І І І Н } ! І Н Н І І І І ДЕЛОДНО, РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗНЫЕ І І Н І Н І І Ш І І І І Ш Ш І И Ш Ш П и і І Ш Н К » » > Ш Н І » І » И І І І І І і т і Ш І І И Ш І І » » І Ш І І І І І Н І І І І Ш І І Н І И І Н І І Н І І І І 1 І І Н І і И Ш І Н І І > І П І І І П І І І К І І І пи, которое теряют иромыслови' ки при перегрузке рыбы на плавбаау. В договоре между траловым флотом и «Севрыбхолодфлотом» предусмотрена ответственность экипажа траулера за неподготов­ ленность его к сдаче рыбы на плавбазу. Однако ответственность за простои траулера у борта плавбазы в договоре не преду­ смотрена и этот вопрос никого, видимо, кроме промысловиков, не волнует. Даже при достаточном количе­ стве плавбаз на промысле трау­ лер может простоять у борта плавбазы любое количество вре­ мени, так как коллектив ее за­ интересован только в загрузке фабрики, и если рыбы в достат­ ке, траулеры могут стоять даже у обоих бортов. В этих случаях для экипажей РТ экономически выгоднее, если база принимает рыбу от них с одного борта, а с другого, допустим, БМРТ сдает не по своей випе. Например, РТ- 330 в данном рейсе потерял 83 часа на переходы к базам и ожи­ дание, причем только на ожида­ ние, когда базы освободятся,—48 часов. Подсчитано, что на все виды работ, кроме лова, потраче­ на одна пятая промыслового вре­ мени. При приеме свежья и полу­ фабриката сложилась определен­ ная практика. Если рыба ловит­ ся плохо, базы принимают без ограничений, причем всю рыбу первым сортом. Как только на­ метилось улучшение уловов, та же самая рыба принимается с отходами до пятидесяти процен­ тов, а часто и вовсе идет на утиль. Власть приемщика плав­ базы при этом совершенно не ограничена. Вот яркая иллюстрация к ска­ занному. 8 мая при сдаче рыбы на производственный рефриже­ ратор «Полярная звезда* (после жем, украденной ва зарплаты экипажа траулера. Руководителям «Севрыбхолод- флота» следует обратить серьез­ ное внимание на подобные фак­ ты, чтобы такие случае впредь не повторялись. В тот жо день 8 мая работни­ ки производственного рефриже­ ратора «Полярная звезда» заяви­ ли, что семь тонн имеющейся на борту траулера рыбы, в связи с хранением ее свыше суток, долж­ ны быть ііаправлевы в утиль. Вызванный для анализа работник лаборатории определил 50 про­ центов рыбы пригодной на замо­ розку первым сортом, а технолог плавбазы заявил, что даже нри 80 процентах годности рыба оформляется в утиль. - Итак — 7 тони рыбы оказались «испор­ ченными». Вот как все это произошло. Семь тонн рыбы были выловле­ ны экипажем к 5 часам утра 7 мая, то есть ко времени, назна­ ченному плавбазой для приема РТ-330. Затем по вине плавбазы время приема траулера перенес­ ли па семь, потом на одинна­ дцать и, наконец, на тринадцать часов. Л в 13 часов начался шторм, и база до 2 0 часов 8 мая рыбу не принимала. Траулер по­ терпел убытки,* а база никакого ущерба не понесла. Этот вопрос также требует самого серьезного внимания. При приемке рыбы работника­ ми плавбаз составляются доку-* менты, в которых, кроме рыбьц принятой первым сортом, указы­ вается «прилов малоценных по­ род». На самом деле это отходы рыбы, уже пересортированной!» траулере. Показательно, что крей ме Л 0 0 тонн, сданных первым сортом, от иве приняли свыше сорока няти тонн. как «нрилов малоценных пород*. И еще один пример несогласо­ ванности в работе между эккпа* жами траулеров и плавбаз. В ап­ реле—мае на промысел прибыли шіавбазы «Рыбный Мурмаи» и «Полярная звезда» е трюмами, забитыми льдом, предназначен­ ным для перегрузки на траулеры для лучшего сохранения рыбы. Однако капитаны РТ отказались его принимать. А дело вот в чем. Мы знаем, что по инструкции рыба, пересы­ панная льдом, может сохранять­ ся на траулере до двух суток* Но, как видно из приведенных выше фактов, прием рыбы зача­ стую зависит от «настроения»* од*! ботяизков базы, а способу хране» ния особого внимания не нрнда- ется. Кроме того, существующие у нас дедовские методы перегруз­ ки льда занимают несколько ча­ сов. Остается сказать, что затрону-, тые здесь вопросы в одинаковой мере тревожат коллективы всех гудов, промышляющих в упомя­ нутом районе. И чем скорее бу­ дут приняты необходимые меры, тем лучше будет обстоять деле с вьтолиенѵем плана* ~ каждым экипажем. Л. БУРОВ, периын помощ­ ник капитана траулера *Молодогвардеец». С ТОЛИЦЕ и вегер — вечные ' спутники моряков. Поэтому лицо у Георгия Петрови­ ча. Рябечкона обветренное, «аго­ релое. И какие только ветры не дули нею, где только не обжигало его солнце своими лучами .1 Три- вадцатьж год бороздит Рябечков •моря и океаны. Ловил треску в Баренцевом море. Перегонял тра­ улеры из Мурманска в Севасто­ поль. С капитаном Тараном ходил Hfb ВМРТ-256 «Серафимович» к берегам Западной Африки ловить сардину. А сейчас он является боцманом на производственном рефрюкераторе «Ва н-Дейк». Георгий Петрович — коренаст, широк ц плечах. Ходит он по налубо не спеша, чуть вперевал­ ку. Взгляд серых глаз острый. Оттого, может быть, он кажется всегда суровым. Словом, он такой, какими часто рисуют боцманов художники, как описывают их в книгах. И в то зке время — не такой. Вот он улыбнулся, ©тот суро­ вый с виду человек, и тотчас весь изменился. Веселые морщинкн ва широком лице разбежались к глазам, вдруг сразу ставшим- мальчишескими, озорными. А ©едъ Георгию Петровичу три­ дцать три года, у пего растет «ьгп. И послушать только, как івшко звучит голос боцмана, ког­ да он говорит о семье. Даже я не зная его жены и сына, чувст­ вуешь, что замечательные, долж­ но быть, ото люди, и любит их Георгий Петрович очень. Неторопливый, грузноватый, он аюжет показаться на первый взгляд не очень-то разворотли­ вым. Но это только кажется. Когда при спуске трала — это было па траулере «Валерий Чк а ­ лов» — . выбросило за борт за­ вевавшегося молодого матроса- нрактикапта, Рябечков кинул- зся вслед за ним. И с помощью других моряков спас его. Если он со іпкерочным ножом •fryp-i-.fiит на нодвахту, даже опыт- jDLic рыбообработчики дивятся: Боцман с „Ван-Дейка 6 6 откуда у боцмана такая быстро­ та ж точность в работе? И все же Рябечков в первую голову — боцмап. В свой первый в юбилейном году рейс IIP «Ван-Дейк» вы­ шел после ремокта. Судно нуж­ но было покрасить. Но отправ­ ку рефрижератора на промысел неожиданно ускорили. Красить пришлось уже на переходе. Вот когда «развернулся» во­ всю боцман Рябечков! Еще на бе­ регу он запасся красками, кис­ тями, шкрябками. Каждый мат­ рос знал, где и что он будет де­ лать. Боцман поспевал всюду. И всегда Георгий Петрович угады­ вал, на каком месте нерадивый из матросов наложил сурик на ржавчину, сразу заставлял пере­ делывать работу. После двух­ трех подобных переделок ни у кого не появлялось больше же­ лания еще раа шутить с боцма­ ном. В небывало короткий срок огромный океанский корабль был добротно покрашен, как говорит­ ся. от киля до клотика. Обычно молчаливый, Георгий Петрович но скупится на слова, когда он в кругу матросов бесе­ дует о морской практике. Это его, как он сам говорит, «непла- нированный морской минимум». Отличный знаток дела, боцман доходчиво и просто рассказывает своим слушателям об основах шлюпочного дела, учит их дейст­ вовать с швартовыми концами, вязать узлы. Занятия эти он проводит тіо своей инициативе. — На корабле вы прежде всего моряки, а уже потом — рыбооб­ работчики! — убеждает о н моло­ дых матросов. Георгии Петрович помог рыбо­ обработчикам Башкирову, Шума­ кову, Олейникову и другим под­ готовиться к сдаче экзаменов на Звание матроса первого класса. Когда в его напряженной боц­ манской работе случается пере­ дышка, Рябечков садится за учебники. Он — заочник треть­ его курса Ленинградского ко­ раблестроительного техникума. Секретарь парторганизации судна Александр Иванович Тру­ сов говорит: — Такие, как Рябечков, покоя пе ищут. Наш Георгий Петрович никогда не сидит без дела, всегда находит работу себе. За что ни возьмется, все делает с душой. А капитан «Ван-Дейка» Ви­ талий Александрович Смирной сказал о нем двумя словами: — Настоящий боцмані Можно еще добавить: «Луч­ ший но профессии». Это звание было присуждено ему главком «(Севрыба» и обкомом профсоюза рабочих пищевой промышленно­ сти. ■' Моряк я студент, мастер свое­ го дела, требовательный и гото­ вый на все, чтобы помочь това­ рищу, сердечный человек — таков Георгий Петрович Рябеч­ ков, боцман рефрижератора «Ван- Дейк». Ш. БИНЕЕВ. На енкмже: передовые « горят «Вап- Де&ма» (слева направо) бодмап Гсо? гмй Пеірсвич Рябечков, рефрижера­ торный машинист Петр Дэиилсвич Ва 4 кгіш м матрос Камиль Мустафаеви' Гафуров. G ѵ / р «РЕЙС БЫЛ ОБЫЧНЫМ» Вопрос об отходе экипажей ил промысел в утреннее и в дневное время вызвал мною суждений и отделах управлении «дурман- сельдь». Придерживаясь в осмои- ном такого же мнения, руковод­ ство флота назначило в этот год отход 22 экипажей СРТ имеин® на эти часы. Однако ни один ко­ рабль в срок не ушел. Простой составил 1 2 0 часоз. Когда назначается отход на ут­ реннее время, то имеется в виду, что вся подготовка к рейсу будет выполнена накануне. К сожале­ нию, это не получается. Иногэа отход задерживается из-за опоз­ даний моряков, особенно тех, кто проживает за пределами города. Следует отметить, что специфи­ ка подготовки к рейсу СРТ отли­ чается от специфики подготовки кораблей других флотов. Суда, выходящие из порта вечером, идут на Ретинский рейд для «уст­ ранения девиации», к утру подхо- дят в Тюва-губу, где экипажи по­ дучают необходимое снабжение, завершают подготовку к рейсу, и после короткого отдыха следуют на промысел. В случае одновременного выхо­ да нескольких судов в вечернее время часть эяипажей следует ш район Ретннского, а остальные—и Тюва-губу получать снабжение. Затем эти экипажи уничтожают девиацию, а к утру приходят и Тюва-губу дли оформления отхо­ да и следования на промысел. Полный отказ от отходов в ве­ черне? время для «Мурмансель- ди» неприемлем. Мы з а то, чтобы отходы планировались равномер­ но в течение суток в зависимости о т готовности судна. Тогда будут с в е д е н ы д о м и н и м у м а п р о с т о и в о ж и д а н и и б у к с и р о в , с н а б ж е н и я ТОПЛИЕОМ и т. п. А. ЖУКОВ, и . о. н а ч а л ь н и к а у п р а Е л е н и я «Мурманссльдь»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz