Рыбный Мурман. 1967 г. Июнь.
Ш 4 Ш * & Ш Ж ДО • « LW E V jM вш № * Е Л т Я Г Л Е Х С О В Е Т Ѵ Е Т і Считаю необходимым л оста вить вопрос о причинах, лрпмо і в л и я ф і ц и х на результаты работы судов, промышляющих тз районе Джорджес-банкн, отсюда и па выполнение плана траловым фло том в целом. Прежде всего, следует сказать о таком ненормальном явлении, « а х отсутствие па промысле не обходимого количества плавбаз. Вот разительные примеры. В «овце марта в упомянутом райо не оказалось двадцать РТ к все- одна плавбаза «Григорий Лы- еенко». С 26 марта прием рыбы Отои базом был ограничен до 8 тонн за сутки с каждого РТ, в то время как суточное задание 8,5 тонны. Кроме того, база не имела возможности принять все «уда своевременно « случалось ^ак , ^гго иногда удавалось сдать ограниченную норму один раз за двое суток. Такое положение сложилось имению в то время, когда промы словая обстановка была м о л в е благоприятной, ж у . экипажей имелась возможность восполнить потери, имевшие место во время штормов. В этих условиях, но самым скромвым. подсчетам, ваш экн- ^пал^яедодовнл пятьдесят тонн Несложно подсчитать об щие потери, понесенные флотом. А чем измерить моральное сос тояние рыбаков, вынужденных опускать в утиль первосорт ную рыбу, бездельничать при хороших условиях и видеть, что лри такой постановке работы влан обречен на провал? Такое положение, кроме потерь рыбы, влечет за собой еще одну опасность. У моряков появилось стремление уходить с судов, на правляющихся в данный район. Н для этого у них есть основания. Достаточно проанализировать работу четырех РТ, промышляв ших в районе Джо-рджее-банкн в период (март, апрель, май) и условиях неплохой сырьевой базы. За 90 суток рейса РТ-ЗЭО вызіолпил план на 90,6 процента, РТ-303 — на 7!,2, РТ- 317 — ва 67 и ГГ 307 — ва 58 процентов. Таким образом, экипажи трех судов из четырех получают семи десяти пяти процентную гаранти рованную зарплату, а ото не мо жет быть стимулом для закреп ления моряков за кораблями. Мо ряки считают более целесообраз ным работать на судах, соверша ющих короткие рейсы, независи мо от наличия л работы плавбаз, чем находиться в море более трех месяцев и получать ври этом меньше. Ес.тн предыдущий фактор но сят в основном эпизодический характер, отрицательно сказыва ющийся на работе судов, то сле дующий является постоянным и устойчивым. Речь идет о време- гатовую продукцию. Времени на разгрузку затрачивается вдвое меньше. Наш РТ-330 за период промыс ла перегрузил на плавбазы 400 тонп выловленной рыбы за 8 8 часов, в то время как при нор мальных условиях ото можно сделать значительно быстрее. Таких потерь времени можно избежать, если потери уловов, вызванные сверхнормативным простоем траулера у борта плав базы, будут сниматься с плана траулера, а расходы отнесутся за счет плавбазы. Это обязатель но должно быть отражено в ус ловиях договора. Нужно сделать все возможное, чтобы промысло вое время использовать по пря мому назначению. Экипажи траулеров борются за минуты, сокращая время на подъем и спуск трала. И в то же время теряют часы и сутки перегрузки 11 стами) мастер при- еміцик заявил, что только две стамны (около полутора тонн) принято первым сортом, а ос тальные 9 стамп с рыбой напра влены в утиль. Лишь после то го, как представители траулера поднялись на базу и вызвали технолога, выяснилось, что все 11 стами уже заморожены на фаб рике. После этого ничего не ос тавалось, как выдать нам доку менты на прием 8 ,Г> тонны рыбы первым сортом. Существенная разница! Непонятно, зачем мастеру тов. Зиновьеву понадобилось обманы вать экипаж? Ведь кроме того, что ото его характеризует как человека нечестного, так еще и спадается путаница в бухгалте рии флотов. При такой системе приемки на базе образуются большие излишки готовой про дукции за счет рыбы, врямо ска- І І Ш І І Ш Ш Ш І Ш Ш И Ш Ш Н Н І І И М І І Ш Ш Ш І Ш і I I I I I K t t t f l t l l l H l f l l i l t i l l І Н І і І І І І І Ш І І І І H i l t І І ! И » ! І І І И І І І 1 » Н І І І І І І І » І І І Н } ! І Н Н І І І І ДЕЛОДНО, РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗНЫЕ І І Н І Н І І Ш І І І І Ш Ш І И Ш Ш П и і І Ш Н К » » > Ш Н І » І » И І І І І І і т і Ш І І И Ш І І » » І Ш І І І І І Н І І І І Ш І І Н І И І Н І І Н І І І І 1 І І Н І і И Ш І Н І І > І П І І І П І І І К І І І пи, которое теряют иромыслови' ки при перегрузке рыбы на плавбаау. В договоре между траловым флотом и «Севрыбхолодфлотом» предусмотрена ответственность экипажа траулера за неподготов ленность его к сдаче рыбы на плавбазу. Однако ответственность за простои траулера у борта плавбазы в договоре не преду смотрена и этот вопрос никого, видимо, кроме промысловиков, не волнует. Даже при достаточном количе стве плавбаз на промысле трау лер может простоять у борта плавбазы любое количество вре мени, так как коллектив ее за интересован только в загрузке фабрики, и если рыбы в достат ке, траулеры могут стоять даже у обоих бортов. В этих случаях для экипажей РТ экономически выгоднее, если база принимает рыбу от них с одного борта, а с другого, допустим, БМРТ сдает не по своей випе. Например, РТ- 330 в данном рейсе потерял 83 часа на переходы к базам и ожи дание, причем только на ожида ние, когда базы освободятся,—48 часов. Подсчитано, что на все виды работ, кроме лова, потраче на одна пятая промыслового вре мени. При приеме свежья и полу фабриката сложилась определен ная практика. Если рыба ловит ся плохо, базы принимают без ограничений, причем всю рыбу первым сортом. Как только на метилось улучшение уловов, та же самая рыба принимается с отходами до пятидесяти процен тов, а часто и вовсе идет на утиль. Власть приемщика плав базы при этом совершенно не ограничена. Вот яркая иллюстрация к ска занному. 8 мая при сдаче рыбы на производственный рефриже ратор «Полярная звезда* (после жем, украденной ва зарплаты экипажа траулера. Руководителям «Севрыбхолод- флота» следует обратить серьез ное внимание на подобные фак ты, чтобы такие случае впредь не повторялись. В тот жо день 8 мая работни ки производственного рефриже ратора «Полярная звезда» заяви ли, что семь тонн имеющейся на борту траулера рыбы, в связи с хранением ее свыше суток, долж ны быть ііаправлевы в утиль. Вызванный для анализа работник лаборатории определил 50 про центов рыбы пригодной на замо розку первым сортом, а технолог плавбазы заявил, что даже нри 80 процентах годности рыба оформляется в утиль. - Итак — 7 тони рыбы оказались «испор ченными». Вот как все это произошло. Семь тонн рыбы были выловле ны экипажем к 5 часам утра 7 мая, то есть ко времени, назна ченному плавбазой для приема РТ-330. Затем по вине плавбазы время приема траулера перенес ли па семь, потом на одинна дцать и, наконец, на тринадцать часов. Л в 13 часов начался шторм, и база до 2 0 часов 8 мая рыбу не принимала. Траулер по терпел убытки,* а база никакого ущерба не понесла. Этот вопрос также требует самого серьезного внимания. При приемке рыбы работника ми плавбаз составляются доку-* менты, в которых, кроме рыбьц принятой первым сортом, указы вается «прилов малоценных по род». На самом деле это отходы рыбы, уже пересортированной!» траулере. Показательно, что крей ме Л 0 0 тонн, сданных первым сортом, от иве приняли свыше сорока няти тонн. как «нрилов малоценных пород*. И еще один пример несогласо ванности в работе между эккпа* жами траулеров и плавбаз. В ап реле—мае на промысел прибыли шіавбазы «Рыбный Мурмаи» и «Полярная звезда» е трюмами, забитыми льдом, предназначен ным для перегрузки на траулеры для лучшего сохранения рыбы. Однако капитаны РТ отказались его принимать. А дело вот в чем. Мы знаем, что по инструкции рыба, пересы панная льдом, может сохранять ся на траулере до двух суток* Но, как видно из приведенных выше фактов, прием рыбы зача стую зависит от «настроения»* од*! ботяизков базы, а способу хране» ния особого внимания не нрнда- ется. Кроме того, существующие у нас дедовские методы перегруз ки льда занимают несколько ча сов. Остается сказать, что затрону-, тые здесь вопросы в одинаковой мере тревожат коллективы всех гудов, промышляющих в упомя нутом районе. И чем скорее бу дут приняты необходимые меры, тем лучше будет обстоять деле с вьтолиенѵем плана* ~ каждым экипажем. Л. БУРОВ, периын помощ ник капитана траулера *Молодогвардеец». С ТОЛИЦЕ и вегер — вечные ' спутники моряков. Поэтому лицо у Георгия Петрови ча. Рябечкона обветренное, «аго релое. И какие только ветры не дули нею, где только не обжигало его солнце своими лучами .1 Три- вадцатьж год бороздит Рябечков •моря и океаны. Ловил треску в Баренцевом море. Перегонял тра улеры из Мурманска в Севасто поль. С капитаном Тараном ходил Hfb ВМРТ-256 «Серафимович» к берегам Западной Африки ловить сардину. А сейчас он является боцманом на производственном рефрюкераторе «Ва н-Дейк». Георгий Петрович — коренаст, широк ц плечах. Ходит он по налубо не спеша, чуть вперевал ку. Взгляд серых глаз острый. Оттого, может быть, он кажется всегда суровым. Словом, он такой, какими часто рисуют боцманов художники, как описывают их в книгах. И в то зке время — не такой. Вот он улыбнулся, ©тот суро вый с виду человек, и тотчас весь изменился. Веселые морщинкн ва широком лице разбежались к глазам, вдруг сразу ставшим- мальчишескими, озорными. А ©едъ Георгию Петровичу три дцать три года, у пего растет «ьгп. И послушать только, как івшко звучит голос боцмана, ког да он говорит о семье. Даже я не зная его жены и сына, чувст вуешь, что замечательные, долж но быть, ото люди, и любит их Георгий Петрович очень. Неторопливый, грузноватый, он аюжет показаться на первый взгляд не очень-то разворотли вым. Но это только кажется. Когда при спуске трала — это было па траулере «Валерий Чк а лов» — . выбросило за борт за вевавшегося молодого матроса- нрактикапта, Рябечков кинул- зся вслед за ним. И с помощью других моряков спас его. Если он со іпкерочным ножом •fryp-i-.fiит на нодвахту, даже опыт- jDLic рыбообработчики дивятся: Боцман с „Ван-Дейка 6 6 откуда у боцмана такая быстро та ж точность в работе? И все же Рябечков в первую голову — боцмап. В свой первый в юбилейном году рейс IIP «Ван-Дейк» вы шел после ремокта. Судно нуж но было покрасить. Но отправ ку рефрижератора на промысел неожиданно ускорили. Красить пришлось уже на переходе. Вот когда «развернулся» во всю боцман Рябечков! Еще на бе регу он запасся красками, кис тями, шкрябками. Каждый мат рос знал, где и что он будет де лать. Боцман поспевал всюду. И всегда Георгий Петрович угады вал, на каком месте нерадивый из матросов наложил сурик на ржавчину, сразу заставлял пере делывать работу. После двух трех подобных переделок ни у кого не появлялось больше же лания еще раа шутить с боцма ном. В небывало короткий срок огромный океанский корабль был добротно покрашен, как говорит ся. от киля до клотика. Обычно молчаливый, Георгий Петрович но скупится на слова, когда он в кругу матросов бесе дует о морской практике. Это его, как он сам говорит, «непла- нированный морской минимум». Отличный знаток дела, боцман доходчиво и просто рассказывает своим слушателям об основах шлюпочного дела, учит их дейст вовать с швартовыми концами, вязать узлы. Занятия эти он проводит тіо своей инициативе. — На корабле вы прежде всего моряки, а уже потом — рыбооб работчики! — убеждает о н моло дых матросов. Георгии Петрович помог рыбо обработчикам Башкирову, Шума кову, Олейникову и другим под готовиться к сдаче экзаменов на Звание матроса первого класса. Когда в его напряженной боц манской работе случается пере дышка, Рябечков садится за учебники. Он — заочник треть его курса Ленинградского ко раблестроительного техникума. Секретарь парторганизации судна Александр Иванович Тру сов говорит: — Такие, как Рябечков, покоя пе ищут. Наш Георгий Петрович никогда не сидит без дела, всегда находит работу себе. За что ни возьмется, все делает с душой. А капитан «Ван-Дейка» Ви талий Александрович Смирной сказал о нем двумя словами: — Настоящий боцмані Можно еще добавить: «Луч ший но профессии». Это звание было присуждено ему главком «(Севрыба» и обкомом профсоюза рабочих пищевой промышленно сти. ■' Моряк я студент, мастер свое го дела, требовательный и гото вый на все, чтобы помочь това рищу, сердечный человек — таков Георгий Петрович Рябеч ков, боцман рефрижератора «Ван- Дейк». Ш. БИНЕЕВ. На енкмже: передовые « горят «Вап- Де&ма» (слева направо) бодмап Гсо? гмй Пеірсвич Рябечков, рефрижера торный машинист Петр Дэиилсвич Ва 4 кгіш м матрос Камиль Мустафаеви' Гафуров. G ѵ / р «РЕЙС БЫЛ ОБЫЧНЫМ» Вопрос об отходе экипажей ил промысел в утреннее и в дневное время вызвал мною суждений и отделах управлении «дурман- сельдь». Придерживаясь в осмои- ном такого же мнения, руковод ство флота назначило в этот год отход 22 экипажей СРТ имеин® на эти часы. Однако ни один ко рабль в срок не ушел. Простой составил 1 2 0 часоз. Когда назначается отход на ут реннее время, то имеется в виду, что вся подготовка к рейсу будет выполнена накануне. К сожале нию, это не получается. Иногэа отход задерживается из-за опоз даний моряков, особенно тех, кто проживает за пределами города. Следует отметить, что специфи ка подготовки к рейсу СРТ отли чается от специфики подготовки кораблей других флотов. Суда, выходящие из порта вечером, идут на Ретинский рейд для «уст ранения девиации», к утру подхо- дят в Тюва-губу, где экипажи по дучают необходимое снабжение, завершают подготовку к рейсу, и после короткого отдыха следуют на промысел. В случае одновременного выхо да нескольких судов в вечернее время часть эяипажей следует ш район Ретннского, а остальные—и Тюва-губу получать снабжение. Затем эти экипажи уничтожают девиацию, а к утру приходят и Тюва-губу дли оформления отхо да и следования на промысел. Полный отказ от отходов в ве черне? время для «Мурмансель- ди» неприемлем. Мы з а то, чтобы отходы планировались равномер но в течение суток в зависимости о т готовности судна. Тогда будут с в е д е н ы д о м и н и м у м а п р о с т о и в о ж и д а н и и б у к с и р о в , с н а б ж е н и я ТОПЛИЕОМ и т. п. А. ЖУКОВ, и . о. н а ч а л ь н и к а у п р а Е л е н и я «Мурманссльдь»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz