Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫСЛА В СЕВЕРНОЙ •1 - АТЛАНТИКЕ» В статье, опубликованной под ш н м заголовком в номере газеты за 16 июня, капитан БМРТ-350 «Маяковский» тов. Чехов правиль­ но'указывает на недостатки в ор­ ганизации совместной работы коллективов производственных рефрижераторов и РТ на промыс­ ле в районах Северо-Западной Атлантики. Вопрос о закреплении группы траулеров за определен­ ным производственным рефриже­ ратором поднимался не раз. Од­ нако из-за недостатка производ­ ственных рефрижераторов решить эту проблему пока нет возможно­ сти. В настоящее время на приемке рыбы от РТ и СРТ нахо­ дятся как производственные реф­ рижераторы, так и * плавбазы с охлаждаемыми трюмами. Про­ стоев промысловых кораблей в «жнданяи сдачи рыбопродукции нет. Принимаются меры и к тому, чтнбы приемные суда находились вблизи кораблей, занятых ловом. Для того, чтобы использовать опыт работы моряков ГДР иа эадевистых грунтах, в июле— августе на БМРТ-350 «Маяков- efttiSs и на одном из промысло­ вых БМРТ будут проведены еравнительные испытания наших ѵралов, оснащенных немецким во­ оружением нижней подборы по немецкой схеме, а также тралов, оснащенных обычным вооруже­ нием, тоже по немецкой схеме. После проведения этих работ решится вопрос о внедрении усо­ вершенствованной схемы воору­ жения трала для работы в рай­ онах Лабрадора, Большой Нью­ фаундлендской банки, Флемиш- капа. Западной Гренландии. Автор статьи правильно подни­ мает вопрос о необходимости при­ менения растормаживающих уст­ ройств на траловых лебедках. В 1366 и 1967 гг. иа БМРТ «Неп­ тун* было испытано такое уст­ ройство. Испытания дали хоро­ шие результаты. Главком принято решение внедрить растормажи­ вающее устройство на траловых лебедках всех кораблей. Е. СИВОЛОБОВ, замести­ тель начальника главного управления «Севрыба». Плазменный „нвж* для резки металла Новый инструмент для р?экм прока ­ т а металлов большой толщины (пла з ­ мотрон) создан лабораторией пла з ­ менной обработки металлов и руд Ка ­ захского политехнического института, сообщает корреспондент ТАСС и? Ал­ ма-Аты. Казахстанский плазмотрон отличает ­ с я от обычных плазменных горелок, применяемых на металлургических з а ­ водах тем. что облад ает примерно вчетверо-впятеро большой скоростью ■резания — 30- 35 метров в час. Он спо­ собен разрезать металлическую бол­ ванку толщиной до полуметра. Плазмотрон испытан на .Магнитогор­ ском металлургическом комбинате. В создании нового инструмента для ме­ таллургов активное участие приняли специалисты этого комбината. имеете « белковыми частптааагя попадает в ни-жний тушильный барабан. Получается, что много времени затрачивалось на вы- париканис попадающей б бара- 6а if воды. Помогла моряцкая смекалка* То». Нифашгн совместно с меха- іш>ком-наладчиком тов. Ояехом решили перепости вибратор С НАЧАЛА второго года пя­ тилетки коллектив трало­ вого флота выработал и сдал рыбокомбинату, а также непосредственно отгрузил потре­ бителям свыше 220 тысяч цент- неров полуфабриката и готовой рьгбной муки. Это почти на 70 тысяч центнеров больше, чем за шесть месяцев прошлого года. Успех налицо. Он радует, но не дает права успокаиваться. Если в прошлом году флот выработал 328 тысяч центнеров рыбной му­ ки, то планом на 1967 год пре­ дусматривается ее выпуск в ко­ личестве 433 тысяч центнеров. Для производства такого количе­ ства муки необходимо перерабо­ тать около двух миллионов цент- нероп рыііных отходов и прилова. Надо добиться, чтобы на каждом корабле рыбомучяые установки работали ва полную мощность, МУКИ... чтооы не пропадал ни един кило­ грамм сырья. Долг судоремонтников — быст­ ро и высококачественно ремонти­ ровать рыбомучные агрегаты. В «вою очередь машинисты рыбомучных установок обязаны безаварийно эксплуатировать тех­ нику. добиваться увеличения вы­ работки ценного кормового про­ дукта для нужд сельского хозяй­ ства страны. В этом им помо;кет научение и внедрение передового опыта, который накоплен на флоте. О том. как организовано про­ изводство рыбной муки на трау­ лере «Касатка* и нромыслово- нронзводст ве алом рефрижерато * ре «Неремьшіль», и рассказыва­ ется в этой статье. НА ТРАУЛЕРЕ «КАСАТКА» Для выработки полуфабриката рыбной муки это судно оборудо­ вано двухбарабанной установкой периодического действия. Она мо­ жет перерабатывать до пяти тонн сырья в сутки. Каждый моряк па корабле знает цену поднятой из глубин моря рыбине. Ли одна из них не выбрасывается за борт, все отхо­ ды от обработки пускаются в производство. Хорошо знает дело маішшяст рыбомучной установки Николай Васильевич ІЛвец. Ему недавно исполнилось пятьдесят лет. Двадцать из них отданы мо­ рю. Десять лет тов. Швец пла­ вает на «Касатке». Изучил все до мелочей. У него выработался сво й порядок эксіглуата ци и ры- бомумной установки. Подготовку к очередному рей­ су он начинает уже на переходе с промысла в порт. Тщательно очищает все механизмы и дета­ ли, устраняет малейшие неис­ правности. В необходимых слу­ чаях тов. Швец совместно со старшим механиком тов. Сергее­ вым намечает, какой ремонт сле­ дует поручить заводу. Рабочее место готовятся заранее, и судо­ ремонтники не испытывают ни­ каких неудобств. Как правило, Николай Васильевич очень вни­ мательно принимает механизмы от завода. На промысле работа органи­ зуется следующим образом. Сы­ рье для производства муки за ­ гружается в бункер заранее. Часть воды стекает, не попадает в сушильный барабан, а следо­ вательно процесс сушки уско­ ряется. Владимир Кокин начал работать в траловом флоте сравнительно недавно — в 1965 году. Но за это время коммунист Кокин проявил себя иа большом морозильном траулере «Н. Островский» с самой по­ ложительной стороны. Он внес несколько рационализаторских пред­ ложений, осуществление которых помогло улучшить работу экипажа. Одновременно Владимир Кокин внимательно следит за всем тем мовым, что появляется и внедряется в практику иа других кораблях тралового флота. На снимке: В, Кокин. JI' * .Фото Г. Беглова. Перед пуском установка тща­ тельно проверяется. В заруба- шечное пространство сушильных барабанов дается пар на 15—20 минут. Делается это для того, чтобы барабаны прогрелись. И только убедившись в полной ис­ правности и готовности установ­ ки, машинист пускает ее в ра­ боту и загружает сырье. Рабо­ чее давление пара па барабан при работе РМУ поддерживается в 1,5—2 кг/см2. Сушильные барабаны загружа­ ются но объему, примерно, на две трети. Это положительно влияет как па сушку муки, так и на сохранность механизмов. С начала этого года экипаж траулера «Касатка» сдал на ры­ бокомбинат 080 центнеров рыб­ ной муки. ИА ПРОМІЛСЛОВО - ПРОИЗВОДСТВЕННОМ РЕФРИЖЕРАТОРЕ ♦ПЕРЕМЫШЛЬ» На этом корабле по существу целый завод но выработке гото­ вой рыбной муки и технического жира. С учетом затрат временя на профилактический осмотр ме­ ханизмов и ремонт, среднесуточ­ ная его производительность 5— 5,5 тонны готовой продукции. Для выработки такого количества му­ ки завод перерабатывает 28—30 тонн рыбных отходов и прилова. На «Нвремышле» установлено новейшее оборудование системы ♦Атлас Сторд*. Рыбомучная уста­ новка очень компактна, непре­ рывного действия. Сырье из рыбофабрики по лен­ точному транспортеру подается черев дробилку в сырьевой бун­ кер. Оттуда шнековым транспор­ тером в варильпик. Далее про­ варенная масса перепускается на прессование (для отпрессовки излишней влаги). Отпрессованные клеевые воды содержат жир и белковые час­ тички. Для отделения последних бульон подается шестеренчатым насосом иа нибратор, так назы­ ваемый грохот, который смон­ тирован па специальной стани­ не немного выше сушильного аппарата. Отделяемые из бульона белко­ вые частички направляются в су­ шильный барабан вместе с фар­ шем. А бульон, для отделения жира, после подогрева сепари­ руется. Очищается сепаратор автоматически по заранее задан­ ной программе. Рыбный фарш после пресса раз- рыхляетен и перепускается в су­ шильный барабан. Этот аппарат в отличие от рьгіюмучных уста­ новок системы «Атлас» (установ­ лены іга ПИР тадіа «Грумант») имеет не спирально-трубчатую сушилку, а полую тарельчатую. В нее подается пар под давле­ нием 5—6 кг/см2. Пар подается также и в аа- рубаш очное пространство. За счет большой площади нагрева установка обеспечивает перера­ ботку до 30 тонн сырья в сутки. Из сушильного барабана мука- сушонка подается иа мельницу, пропускается через магнитное устройство и с помощью венти­ лятора направляется на расфа­ совку и взвешиваюио. Крафт- мешки с готовой мукой заши­ ваются специальной машиной и после этняетмровки уклады­ ваются в трюме. В минувшем рейсе выработкой муки на «Перемыльте» занима­ лись мастер тов. If. В. Нифанин и машинисты тт. А. А. Скачков, Л. И. Соколов. Ф. II. Иванов и И. Л. Ротка. В смену работало но два человека. На первых порах бригада ма­ шинистов не могла вырабаты­ вать больше 5 тонн рыбной муки в сутки. Причем и это достига­ лось ценой огромных усилий. Стали разбираться, в чем дело, пристально изучать каждый ме­ ханизм. И установили — сетка вибратора часто засоряется. Бульон не проходит через нее м (грохот) и смонтировать его на сырьевом бункере. Нашли ве* сколько метров труб двя яедве-* да бульона от пресса к влбратф* ру и от вибратора иа сдеѵаратор. Работа была выполнена силами экипажа. Присмотрелись судовые рацио­ нализаторы и к прессу. ?>>пс& его часто забивалась. Нрююци*- лось останавливать рыбомучвуш установку, снимать боковые щит ты и очищать сетку. На это ухо* дили не только десятки мігяут* но иногда и часы. На щитах бы­ ли сделаны окна с крышками, 'Пресс стали промывать с »о- мощью шланга, не останавливая РМУ. Выяснилось, что шестеренча­ тый насос, подающий бульон на сепаратор, тоже часто забиваете*. Заменили его центробежный, х дело пошло лучше. В результате напряженного труда машинистов и мастера, юс рационализаторской смекалки выработка муки повысились до 6 тонн и сутки. Удалось пере­ крыть проектную мощность ры- бомучной установки. Много хлопот доставил и се­ паратор для отделения жира .*э бульона. Бульон содержит клее­ вые вещества, и у тарелок обра­ зовывается от а чител ьный слой белкового вещества. Через пять— шесть часов сепаратор прихо­ д и л о с ь оста навливать, разби* рать и промывать каждую тарел- ку. Рационализаторы и здесь на­ шли выход из положения. У нижней тарелки не было ре*>ер. Они наклепали к ней четыре плаетжнки толщиной по два мил­ лиметра (очень сложная и точная работа). Выход жира повысился. Останавливать сеиаратор для. ч и с т к и стали не через 5—0 часов, а через 1,5—2 суток. В течение рейса бригада ма­ шинистов РМУ «Перемьимля* вы­ работала более 5000 центнеров го­ товой рыбной муки и более 400 центнеров технического жир'а. Это сыграло большую роль в успешной работе всего экипажа, в его борьбе за вылов в юбилей­ ном году 150 тысяч центнеров рыбы и выработке из нее 100 ты­ сяч центнеров готовой продукции* Н. САВЕ11КО, технолог отде­ ла обработки рыбы управле­ ния тралового флота. І\я С<ЧХ>ОС<Ч>С<>ОСМХ>ѴЧ>СООС >©0<>х<<>ѵ0<>сс4*х*х<к<<>0000с0000сс0<>*>00ѵ000«<х>0©0<<**<чхю00^^ УСПЕХ ЗАВОЕВАН УПОРСТВОМ В тот день в глаза каждо­ го, кто входил в столовую команды, сразу бросался кра­ сочный листок-молния. Он извещал: «Машинисты РМУ Станис­ лав Вонтехович и Георгий Це­ пейпиво 20 июня закончили выполнение годового плана по выработке рыбной муки. При плане 83 тонны на год они выработали ее 85 тонн. Особенно хорошо потрудился тов. Непенпнво. За три рей­ са он выработал 42 тонны му­ ки — полугодовую норму. Спасибо за хорошую рабо­ ту!». Недавно РТ-159 «Мор- шанск» вернулся из очеред­ ного рейса. Задание экипаж перекрыл в 2,5 раза. Наш корреспондент беседо­ вал со старшим помощпиком капитана Виктором Федоро­ вичем Крахмальным. — До выполнения плана юбилейного года по добыче нам осталось выловить всего около ста тони рыбы, — ска­ зал тов. Крахмальный. — Виктор Федорович, что вы можете рассказать о ма­ шинистах РМУ тт. Войтсхо- ішче и Ііепенпиво? — О них можно сказать много хорошего. Станислав Воіітеховнч работал на «Мор- шанске» в течение шести рей­ сов. Трудолюбивый моряк, он сделал немало для увеличе­ ния выработки рыбной муки и в апреле завершил план пер* вого полугодия. Затем его сменил Георгий Непсйниво, которым сделал на нашем судне уже три рейса. Он сразу повел настоящую борьбу с потерями сырья, до­ бивался от рыбообработчиков,- чтобы они не допускали смы­ ва за борт ни одной рыбины, косточки. Вначале кое-йто над ним посмеивался: мол, кро­ хоборничает товарищ. Но вскоре всем стало ясно, что человек делает большое дело. И ему стали помб)*ать. Вот ведь что примечатель- по — ящик дня отходов вско­ ре стал, пожалуй, самым- чи­ стым местом иа траулере. На­ до было видеть, как в любое время, будь то днем или но­ чью, Георгий тщательно, как говорят, под метелку, убирал отходы, загружал ими рыбо­ мучную установку. Технику своего заведования он знает отлично, своевременно пре­ дупреждает возможные неис­ правности. Вот такое исключительно добросовестное отношение к делу и помогло машинисту добиться высокой производи­ тельности, выполнить за два месяца полугодовой план по выработке рыбной муки. Та­ кими замечательными труже­ никамн, как Георгий Непей- нк&о, может гордиться эки­ паж любого траулера. — Праздник советских ры­ баков наш экипаж встретит на промысле. Это будет наш де­ сятый рейс в Баренцево море в нынешнем году. Моряки «Морішгнска» исполнены ре­ шимости ко Дню рыбака за­ вершить выполнение плана юбилейного года. | Ш. БИНЕЕВ. I і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz