Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.
/ ДАРЫ МОРЯ Б А Р ЕН Ц А Печально Сило слышать,: когда моряки, вернувшись из плава ния, сетовали на капризы Барен цева моря, на прескверную промысловую обстановку, из-за чего рейсовые задания не выпол нялись. Складывалось мнение, ^то больший рыбы больше не приходится ждать. До, море Б а ренца ж сегодня заставляет бо- яее* оперативно, • умело, стойко вести промысел, во оно все-таки щедрее в этом году, И об этом овидетельствугст успехи экипа жей судов тралосого флота. Род^ но у то из них не справляется іоейчас с заданием. Причем, рас сказывая о делах, сравнивают: в прошлой JBOT рейса доац пере крыли. на 200 процентов, а в ми левшем — только на сто. Именно- так говорил капитал траулера «Лоцман» Петр Ми хайлович Сусленко. «Лоцман» сделал после ремонта всего три рейса. Официально экипаж тис-' лится должником. Официально, но не фактически. Ибо годовой план ва это судно был утверж ден с учетом, что судно выйдет на промысел в феврале, а оно накинуло причал судоверфи лишь в мае, И из всех трех рейсов мо рям* при заданию 45—5© тонн, привозили в корт 120 -100 - 80 тонн рыбного полуфабриката, JJo суть не в отом, Уіснеяи про мысловиков радуют, П. М. Сус ленко рассказывал: — Промышляли на западе от Медвежки. Рыба была, но не та кая, чтобы сама шла в трал. Приходилось маневрировать. И, как видите, смогли в два раза перекрыть план, С Медвежин ской Санки на днях прюшел к траулер «Пуга чев». За 27 суток моряки выло вили 185 тонн трески при зада- ншг 110 тони. Старший мастер но добыче Иван- Шестаков так «характеризовал» обстановку в мере: ♦Есть, есть рыба. Капитан Дымов заядлым рыбак. Находил к ловил ее иенлохѳ. Работал» почти все. время с нодвалтами:, РТ-56 промышлял совсем в другом месте: в западно>* нрн- брежном районе. Но результаты плавания у экипажа не мепее значительные, чем у тех коллек тивов, которые находились у Медвежки. Он также в два ра за перекрыл рейсовую програм му, доставив в порт 6 і тонны ох лажденного полуфабриката и 41 тонну — соленого. При этом вы работали десять тонн рыбной муки, 8 тысяч банок консервов, пять топи рыбьего жира, около трех тоня клипфиска. Несмотря на сравнительно хо рошие концентрации рыбы в Б а ренцевом мере, сейчас, конечно, требуется большое мастерства рыбаков. И не зря промыслови ки, кратко рассказывая о своих делах, в иервуі© очередь отмща ют хорошие яачелгва эвш*ажа и заслуги капитанов, • • — ......... результатов и каждом реж е ]фг бипается экипаж траулера «Ма- цеета», Ѳи регулярно перевр»- вает задания по добыче рыбы. Так, в последнем иа своих рей сов моряки этого судна добыл» сверх плана 300 центнеров рыбьи Ударной работой на корабле отличаются матрос А. Шкорк&, старшей машинист А. Арсепоа^ повар И. Смелков. второй по мощник кашггаиа Л. ГІронкин я старшин механик А. Супов, ко торых вы видите зэкечатдеи^ виыи ва этом снимке. .. Фото ва *Шлярио* правды»* К РАСИВО летом Баренцево море. Белизной полярного дня, часты ж п ш т , большее время — хорошей види мостью, отчего темные берега видны за семь—десять миль. Бро- «нвгь трал на териберском мери диане, глянешь на за над — ле гендарный Рыбачий мелькает в окулярах бинокля, на востоке — ітрдоиой колонной вышел в мо- $ е маяк Русский. А рядом — су д н ы й Кнльдин. Для еудеводн- W»» такие ориентиры — одно Щовольствие. Ѣі# берега бывают м непривет ливы. Пожалуй, каждый рыбак энасг: если навита* сказал, что следует в прибрежный район, то готовься тралмейстер к постоян- вы и вед вахтам, матросы — к ежедневным переходам с трала иа трал, .судоводители — крепче жервы, механики — ве отходите от реверса. Бее это понимал к капитан краулера «Чита а Павел Инано- ви*і Иванов,. когда решил идти в Восточный прибрежный район (икгря. Мешкать не приходилось. Здесь, ва Мурманском мелко водье, .«базар* окончился, в Центральном — непонятная об становка, на Медвежипской бан- — В общем, войдем к берегам. Хуже этого не- будет. А там, смотришь, «откопаем» свою ры бу, — заключил капитал. И начались приготовления. Пе ребили подбору, вместо четырех сотой поставили по центру 500- миллиметровые бобипцы. — мень ше вероятности поднять со дна рваные сети. Осмотрели тралы, еааштоіхалп» аварийные ячеи н более крупные дыры, произвели кое-какие другие изменения в оснастке трала. чЧпта» дрожала корпусом от мощного вращения треиного винта — полный ход. Кстати, РТ-190 — одни из не многих ему подобных входит в верпую груниу судов, которые могут находиться в плавании полностью 18 суток. И это гово- f*T о хорошем состоянии меха низмов,. всего сложного машин ного хозяйства. А коли так, то мепременно следует назвать лю дей, вложивших немало труда, чтобы поднять на такую высоту техническое состояние и главной машины и всех остальных меха- ѵиэмов. В первую очередь,, заслу га в этом старшего механика коммуниста тов. Тяникова и его правой руки — второго механи ка тев. Смородскогѳ. Как доби валась машинная комапда успе ха — тема для особого разговора. Мне просто хотелось подчерк нуть, что и в минувшем рейсе сердце корабля не подвело. А заработать ему пришлось нема ло. Михаил Столбов — третий по мощник. капитана, со смущен ной улыбкой рассказывал, как проходило это плавание: «Вы полнили план девяти месяцев, м еш киг, да годавото оетамеі примерно НО тонн рыбы выло вить, ну, а рейс... обычный». Мо ряки всегда немногословны, если речь заходит об их делах. Види мо, и третий штурман ле счел нужным подчеркнуть, что вышли в море без одного матроса, что за время вахты он делал восемь и больше определений места суд на, что капитан — очень требо вательный командир к еще о многом умолчал Михаил. Но за то старпом Владимир Николае вич Орлов, занятый в тот при ходной день нескончаемыми де лами, но возможности водробнее говорил о жизни экипажа. Итак, «Чита» вышла в наме ченные квадраты. Павел Ивано вич Иванов не те что сомневался вали, хотя и было па одной из вахт три матроса. Обработка ры бы по представляла сложности — треска ловилась крупная, убо ристая, ну а с другими операци ями управлялись благодаря сво ей расторопности, смекалке и хорошего рыбацкого навыка. Не зря нее в День рыбака, который праздновали на промысле, капи тан объявил благодарность мат росам тт. Чумакову, Белослудце- ву, Патракову и другим. Об умении палубной команды гвворит такой факт. Несмотря на сложные условия лова, она об ходилась только своими силами. Например, старпом лишь одиаж- взл промахов. Бежали штурманы к локатору, на верхний» мостик, определяли1место, наносили про клятую «кочку» на планшет и в другой раз благополучно минова ли ее. И это помимо других об серваций, которые производили через каждые 15—20 мипут. Пет, капитан правильно ре шил, что в прибрежном рагіопе в такое время можно работать успешно. Проходили дни, в трю ме оставалось все меньше и меньше места. И, реши я, куда ид ти, капитан, видимо, верил не только г> силы экипажа, но рас считывал и иа свой опыт. Да, именно о хорошее канитааском знании промысла у берегов го ворил старшин штурма» В. Н. МАЯКА РУССКОГО в своем решении идти в ирм- брежный район, а просто заду мывался: как лучше организо вать работу. Траления будут ко роткие. Значит, нужна особая сноровка и матросов и традмей- стерскогѳ состава. 'Ло исключе но, что тралы будут приходить рваным*. Больше требовательно сти к своим помощникам и т. д. А результат рейса доэтжем быть хорошим. Об обратном не хоте лось и думать. С начала года еще ни разу ве приходили в порт, не выполнив задания, а наобо рот, перекрывали их на 50—70— —100 процентов. Крепко держал экипаж «Читы* слово. В честь юбилея Великого Октября о» обязался выполнить годовой план к 7 ноября и до конца года выловить сверх за дания еіце 1500 центнеров рыбы. Для того, чтобы взять намечен ный рубеж, у моряков РТ-190 есть я время и возможности. • Можно было бы с точностью судового ж уриала описывать каждый день жизни коллектива, проходившей в минувшем рейсе. Но это не обязательно. Во мно гом опа определялась рыбацкими заботами, напряженными вахта ми да короткими минутами от дыха в салоне. Для другого не хватало времени. Взять хотя бы мain иниста рыбомучной уста новки Дмитрия Михайловича Кузнецова. Намолоть за 16 суток шестнадцать тонн рыбной муки — не так уж просто. Казалось бы, выполнил задание — восемь тонн — и сбавляй обороты, ра ботай пи шатко, ни валко. Но это было бы не по-государствен ному. Д. М. Кузнецов, не зная ия спа, ли отдыха, проводил вре мя то на палубе — загружал бункер рыбными отходами, то в помещении РМУ. Нелегко приходилось всем. Трал находился в воде не болеѳ часа, или 1 часа 30 минут. За сутки выходило 10—12 тралений, в среднем, режим тралений рав нялся семнадцати часам. Это один из резервов увеличения до бычи рыбы, хорошо использо ванный моряками лЧиты». Но нельзя забывать, что пришлось им трудпо. Поднять, спустить тралы (а были еще и аварий ные) успеть своевременно убрать полуторатонный, тонный улов, помочь мастерам в чинке сетей •— дело ие из легких. А ведь успе« ды выходил ва иодовхту за рыбо- дел. Но у судоводителей были свои заботы, не. менее ответст венные. М. И. Иванов не давал штурманам покоя. Грунт у бере гов тяжелый. Случалось, только енусттнв трал, ж рывок, з-атре щали ваера. Моряки горько » у - тилтг: «Зацепились за кочку». Штурманам в такие минуты бы ло не до шуток: ни до веселых, м до горьких. Хоть и- успокаи вали себя: дело-то водяное, но иа душе оставался ® горький осадок и тревога за усвех эки пажа. Да и капитан не одабри- Орлов, кетеръі*е и гам по м о л чок на флоте, восемнадцать лет отдал морю, жі а ил одаииоздлть — ста-рпомовския вахтам, п не- торый тоже знает немало рыбац ких премудростей. Ие вдаваясь в д**нэѳе объяс нение капитанской интуиции, ибо это все таки интуиция, Вла димир Николаевич отмвтвл: — Кавита и у нас ечень требо вательный, много времен» прово дит на ходовое мостике. Я схо дил па «Чите» вгего тр» рейса, и каждый ра^ выполняли задание почти на двести процентов. Чем* это объяснить? F) нгрвув) оче редь, конечно, тем, что ка питай — опытный, хотя и молодой. Не умаляя заслуг капитан», надо отдать должное и мастерам но добыче во главе с Иваном Афанасьевичем Мешковым, су мевшим справиться с ответствен ной задачей: обеспечить беспере бойную работу тралов, трудив шимся почти весь рейс с нодвах- тами. Похвалы заслуживает и рыбмастер тов. Козлов. С начала года рыбный полуфабрикат, до ставленный с моря экипаже* ♦Мигы», мастер но обработке сда ет только плановой или вьпне- плановой сортностью. В успехах коллектива есть немалая доля ш всего судового актива, выступа ющего хорошим помощником ко мандованию, партийной орган*- эации. Председатель судового ко митета Михаил Столбов, рассказ зывая, как освещается на иера& ле ход социалистического сирей* и о в э р в я и иодводятея его итогов подчеркнул: — В этом деле мы очен» принципиальны. Первенство о п ределяем по разным показате лем: спуску, подъему трале, шкерке, дисциплине, как в «ор ту, так п в мире. Кто иаДром больше о *» 08 , тот ш победили*. Поэтому моряки в плавай»* ече»ь ревностно следят за граф®- нем соревнования, стараются sm отстать ДРУ* от друга. А в об* щем итоге #т такого сопсрппе- етва выигрывает весь экипаж. й. МОРЯИОН, ^чишшіші і і т іншн ішішішпшішшшіппишшішшишші і тшішшиші іші ішшшшішштшшштшг В юбнлейпом году отличным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz