Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.

/ ДАРЫ МОРЯ Б А Р ЕН Ц А Печально Сило слышать,: когда моряки, вернувшись из плава­ ния, сетовали на капризы Барен­ цева моря, на прескверную промысловую обстановку, из-за чего рейсовые задания не выпол­ нялись. Складывалось мнение, ^то больший рыбы больше не приходится ждать. До, море Б а ­ ренца ж сегодня заставляет бо- яее* оперативно, • умело, стойко вести промысел, во оно все-таки щедрее в этом году, И об этом овидетельствугст успехи экипа­ жей судов тралосого флота. Род^ но у то из них не справляется іоейчас с заданием. Причем, рас­ сказывая о делах, сравнивают: в прошлой JBOT рейса доац пере­ крыли. на 200 процентов, а в ми­ левшем — только на сто. Именно- так говорил капитал траулера «Лоцман» Петр Ми­ хайлович Сусленко. «Лоцман» сделал после ремонта всего три рейса. Официально экипаж тис-' лится должником. Официально, но не фактически. Ибо годовой план ва это судно был утверж­ ден с учетом, что судно выйдет на промысел в феврале, а оно накинуло причал судоверфи лишь в мае, И из всех трех рейсов мо­ рям* при заданию 45—5© тонн, привозили в корт 120 -100 - 80 тонн рыбного полуфабриката, JJo суть не в отом, Уіснеяи про­ мысловиков радуют, П. М. Сус­ ленко рассказывал: — Промышляли на западе от Медвежки. Рыба была, но не та ­ кая, чтобы сама шла в трал. Приходилось маневрировать. И, как видите, смогли в два раза перекрыть план, С Медвежин ской Санки на днях прюшел к траулер «Пуга­ чев». За 27 суток моряки выло­ вили 185 тонн трески при зада- ншг 110 тони. Старший мастер но добыче Иван- Шестаков так «характеризовал» обстановку в мере: ♦Есть, есть рыба. Капитан Дымов заядлым рыбак. Находил к ловил ее иенлохѳ. Работал» почти все. время с нодвалтами:, РТ-56 промышлял совсем в другом месте: в западно>* нрн- брежном районе. Но результаты плавания у экипажа не мепее значительные, чем у тех коллек­ тивов, которые находились у Медвежки. Он также в два ра­ за перекрыл рейсовую програм­ му, доставив в порт 6 і тонны ох­ лажденного полуфабриката и 41 тонну — соленого. При этом вы­ работали десять тонн рыбной муки, 8 тысяч банок консервов, пять топи рыбьего жира, около трех тоня клипфиска. Несмотря на сравнительно хо­ рошие концентрации рыбы в Б а ­ ренцевом мере, сейчас, конечно, требуется большое мастерства рыбаков. И не зря промыслови­ ки, кратко рассказывая о своих делах, в иервуі© очередь отмща­ ют хорошие яачелгва эвш*ажа и заслуги капитанов, • • — ......... результатов и каждом реж е ]фг бипается экипаж траулера «Ма- цеета», Ѳи регулярно перевр»- вает задания по добыче рыбы. Так, в последнем иа своих рей­ сов моряки этого судна добыл» сверх плана 300 центнеров рыбьи Ударной работой на корабле отличаются матрос А. Шкорк&, старшей машинист А. Арсепоа^ повар И. Смелков. второй по­ мощник кашггаиа Л. ГІронкин я старшин механик А. Супов, ко­ торых вы видите зэкечатдеи^ виыи ва этом снимке. .. Фото ва *Шлярио* правды»* К РАСИВО летом Баренцево море. Белизной полярного дня, часты ж п ш т , большее время — хорошей види­ мостью, отчего темные берега видны за семь—десять миль. Бро- «нвгь трал на териберском мери­ диане, глянешь на за над — ле­ гендарный Рыбачий мелькает в окулярах бинокля, на востоке — ітрдоиой колонной вышел в мо- $ е маяк Русский. А рядом — су­ д н ы й Кнльдин. Для еудеводн- W»» такие ориентиры — одно Щовольствие. Ѣі# берега бывают м непривет­ ливы. Пожалуй, каждый рыбак энасг: если навита* сказал, что следует в прибрежный район, то готовься тралмейстер к постоян- вы и вед вахтам, матросы — к ежедневным переходам с трала иа трал, .судоводители — крепче жервы, механики — ве отходите от реверса. Бее это понимал к капитан краулера «Чита а Павел Инано- ви*і Иванов,. когда решил идти в Восточный прибрежный район (икгря. Мешкать не приходилось. Здесь, ва Мурманском мелко­ водье, .«базар* окончился, в Центральном — непонятная об­ становка, на Медвежипской бан- — В общем, войдем к берегам. Хуже этого не- будет. А там, смотришь, «откопаем» свою ры­ бу, — заключил капитал. И начались приготовления. Пе­ ребили подбору, вместо четырех­ сотой поставили по центру 500- миллиметровые бобипцы. — мень­ ше вероятности поднять со дна рваные сети. Осмотрели тралы, еааштоіхалп» аварийные ячеи н более крупные дыры, произвели кое-какие другие изменения в оснастке трала. чЧпта» дрожала корпусом от мощного вращения треиного винта — полный ход. Кстати, РТ-190 — одни из не­ многих ему подобных входит в верпую груниу судов, которые могут находиться в плавании полностью 18 суток. И это гово- f*T о хорошем состоянии меха­ низмов,. всего сложного машин­ ного хозяйства. А коли так, то мепременно следует назвать лю­ дей, вложивших немало труда, чтобы поднять на такую высоту техническое состояние и главной машины и всех остальных меха- ѵиэмов. В первую очередь,, заслу­ га в этом старшего механика коммуниста тов. Тяникова и его правой руки — второго механи­ ка тев. Смородскогѳ. Как доби­ валась машинная комапда успе­ ха — тема для особого разговора. Мне просто хотелось подчерк­ нуть, что и в минувшем рейсе сердце корабля не подвело. А заработать ему пришлось нема­ ло. Михаил Столбов — третий по­ мощник. капитана, со смущен­ ной улыбкой рассказывал, как проходило это плавание: «Вы­ полнили план девяти месяцев, м еш киг, да годавото оетамеі примерно НО тонн рыбы выло­ вить, ну, а рейс... обычный». Мо­ ряки всегда немногословны, если речь заходит об их делах. Види­ мо, и третий штурман ле счел нужным подчеркнуть, что вышли в море без одного матроса, что за время вахты он делал восемь и больше определений места суд­ на, что капитан — очень требо­ вательный командир к еще о многом умолчал Михаил. Но за­ то старпом Владимир Николае­ вич Орлов, занятый в тот при­ ходной день нескончаемыми де­ лами, но возможности водробнее говорил о жизни экипажа. Итак, «Чита» вышла в наме­ ченные квадраты. Павел Ивано­ вич Иванов не те что сомневался вали, хотя и было па одной из вахт три матроса. Обработка ры­ бы по представляла сложности — треска ловилась крупная, убо­ ристая, ну а с другими операци­ ями управлялись благодаря сво­ ей расторопности, смекалке и хорошего рыбацкого навыка. Не зря нее в День рыбака, который праздновали на промысле, капи­ тан объявил благодарность мат­ росам тт. Чумакову, Белослудце- ву, Патракову и другим. Об умении палубной команды гвворит такой факт. Несмотря на сложные условия лова, она об­ ходилась только своими силами. Например, старпом лишь одиаж- взл промахов. Бежали штурманы к локатору, на верхний» мостик, определяли1место, наносили про­ клятую «кочку» на планшет и в другой раз благополучно минова­ ли ее. И это помимо других об­ серваций, которые производили через каждые 15—20 мипут. Пет, капитан правильно ре­ шил, что в прибрежном рагіопе в такое время можно работать успешно. Проходили дни, в трю­ ме оставалось все меньше и меньше места. И, реши я, куда ид­ ти, капитан, видимо, верил не только г> силы экипажа, но рас­ считывал и иа свой опыт. Да, именно о хорошее канитааском знании промысла у берегов го­ ворил старшин штурма» В. Н. МАЯКА РУССКОГО в своем решении идти в ирм- брежный район, а просто заду­ мывался: как лучше организо­ вать работу. Траления будут ко­ роткие. Значит, нужна особая сноровка и матросов и традмей- стерскогѳ состава. 'Ло исключе­ но, что тралы будут приходить рваным*. Больше требовательно­ сти к своим помощникам и т. д. А результат рейса доэтжем быть хорошим. Об обратном не хоте­ лось и думать. С начала года еще ни разу ве приходили в порт, не выполнив задания, а наобо­ рот, перекрывали их на 50—70— —100 процентов. Крепко держал экипаж «Читы* слово. В честь юбилея Великого Октября о» обязался выполнить годовой план к 7 ноября и до конца года выловить сверх за ­ дания еіце 1500 центнеров рыбы. Для того, чтобы взять намечен­ ный рубеж, у моряков РТ-190 есть я время и возможности. • Можно было бы с точностью судового ж уриала описывать каждый день жизни коллектива, проходившей в минувшем рейсе. Но это не обязательно. Во мно­ гом опа определялась рыбацкими заботами, напряженными вахта­ ми да короткими минутами от­ дыха в салоне. Для другого не хватало времени. Взять хотя бы мain иниста рыбомучной уста­ новки Дмитрия Михайловича Кузнецова. Намолоть за 16 суток шестнадцать тонн рыбной муки — не так уж просто. Казалось бы, выполнил задание — восемь тонн — и сбавляй обороты, ра­ ботай пи шатко, ни валко. Но это было бы не по-государствен­ ному. Д. М. Кузнецов, не зная ия спа, ли отдыха, проводил вре­ мя то на палубе — загружал бункер рыбными отходами, то в помещении РМУ. Нелегко приходилось всем. Трал находился в воде не болеѳ часа, или 1 часа 30 минут. За сутки выходило 10—12 тралений, в среднем, режим тралений рав­ нялся семнадцати часам. Это один из резервов увеличения до­ бычи рыбы, хорошо использо­ ванный моряками лЧиты». Но нельзя забывать, что пришлось им трудпо. Поднять, спустить тралы (а были еще и аварий­ ные) успеть своевременно убрать полуторатонный, тонный улов, помочь мастерам в чинке сетей •— дело ие из легких. А ведь успе« ды выходил ва иодовхту за рыбо- дел. Но у судоводителей были свои заботы, не. менее ответст­ венные. М. И. Иванов не давал штурманам покоя. Грунт у бере­ гов тяжелый. Случалось, только енусттнв трал, ж рывок, з-атре­ щали ваера. Моряки горько » у - тилтг: «Зацепились за кочку». Штурманам в такие минуты бы­ ло не до шуток: ни до веселых, м до горьких. Хоть и- успокаи­ вали себя: дело-то водяное, но иа душе оставался ® горький осадок и тревога за усвех эки­ пажа. Да и капитан не одабри- Орлов, кетеръі*е и гам по м о л ­ чок на флоте, восемнадцать лет отдал морю, жі а ил одаииоздлть — ста-рпомовския вахтам, п не- торый тоже знает немало рыбац­ ких премудростей. Ие вдаваясь в д**нэѳе объяс­ нение капитанской интуиции, ибо это все таки интуиция, Вла­ димир Николаевич отмвтвл: — Кавита и у нас ечень требо­ вательный, много времен» прово­ дит на ходовое мостике. Я схо­ дил па «Чите» вгего тр» рейса, и каждый ра^ выполняли задание почти на двести процентов. Чем* это объяснить? F) нгрвув) оче­ редь, конечно, тем, что ка питай — опытный, хотя и молодой. Не умаляя заслуг капитан», надо отдать должное и мастерам но добыче во главе с Иваном Афанасьевичем Мешковым, су­ мевшим справиться с ответствен­ ной задачей: обеспечить беспере­ бойную работу тралов, трудив­ шимся почти весь рейс с нодвах- тами. Похвалы заслуживает и рыбмастер тов. Козлов. С начала года рыбный полуфабрикат, до­ ставленный с моря экипаже* ♦Мигы», мастер но обработке сда­ ет только плановой или вьпне- плановой сортностью. В успехах коллектива есть немалая доля ш всего судового актива, выступа­ ющего хорошим помощником ко­ мандованию, партийной орган*- эации. Председатель судового ко­ митета Михаил Столбов, рассказ зывая, как освещается на иера& ле ход социалистического сирей* и о в э р в я и иодводятея его итогов подчеркнул: — В этом деле мы очен» принципиальны. Первенство о п ­ ределяем по разным показате­ лем: спуску, подъему трале, шкерке, дисциплине, как в «ор­ ту, так п в мире. Кто иаДром больше о *» 08 , тот ш победили*. Поэтому моряки в плавай»* ече»ь ревностно следят за граф®- нем соревнования, стараются sm отстать ДРУ* от друга. А в об* щем итоге #т такого сопсрппе- етва выигрывает весь экипаж. й. МОРЯИОН, ^чишшіші і і т іншн ішішішпшішшшіппишшішшишші і тшішшиші іші ішшшшішштшшштшг В юбнлейпом году отличным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz