Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.

Боевым Передо мной сатирические ли- ем. В номере «В трал» гак изо- стки «В трал», занесенные в ре- бражово было это неблагополу- дакцию нонполитом траулера чие. Кривая старпомовских вахт. «Ереван» Василием Казаковым. Жирные точки обозначали: Сразу же в глаза бросается один 1) сели на «пень», 2) засосало тз из последних сатирических но- ил, 3) сели на камень, 4) опять моров. ІІа бочке с надписью «во- задев, 5) еще задев, 6) пришли да» сидит моряк с ружьем на без трала, 7) задев или кто-то плече. Несомненно, автор рисуя- нас задел, 8) опять задев. В то ка хотел показать, что «сторож» время как графики других двух так печется о расходовании за- вахт выглядели безукоризненны- иасов воды, что прихватил с со- ми прямыми, бой и оружие. Эту мысль под­ твердила надпись:-’ «Из рейса в рейс корабль привозит в порт изрядное количество мытьевой воды. Однако под полубак трубо­ проводная система от гидрофора отключена». Одним словом, мо­ ряки вынуждены тратить время О б з о р ет еш и оА л е ч а т ж Подобные карикатуры неволь­ но заставляли задуматься нѳ ва изыскание других способов только тех, кого они касались, мытья, отчего борьба за эі<оно- во и в какой-то степени служили мню, проводимая старшим м еЪ - предупреждением для остальных пиком тов. Шаховым, оборачи- — «случится и ' с тобой подоб- вается совсем другой стороной. ное — ве миновать такого же Понятно, что свежий выпуск осуждения*. Так, очередной но* сатирического листка «В трал», мер был посвящен старшему ма­ ца еще затронувший такой боль- стеру по обработке тов. Кденн- ной вопрос, вызвал среди вки- кову, из-за халатности которого важа немало колкгх замечаний целая «авоська* шкереной рыбы во адресу «деда». И надо было оказалась за бортом, быть в его поВожении, чтобы Стенная печать в те ответст- вонять, как острое слово сатиры венные для экипажа дни вы­ сказалось на нем. В порту он ступила хорошим помощником говорил: «Ну чего там, правиль- администрации судна, партий­ но, ковечно». ной, профсоюзной организаций. Я рассказал лишь об одном из Деловая критика, усилия моря- вжі, о первом увиденном. Но ес- ков способствовали тому, что за ■и просмотреть остальные, то тридцать пять суток было вылов- иевельяо Напрашивается мысль: лево 240 тонн ” рыбы. Именно редколлегий «В трал» поднима- столько, сколько предусматрива­ ет самые острые вопросы жизни лось планом за три месяца. И в йнвоажа. дальнейшем редколлегия не ох- В подтверждение можно при- лаждала своего пыла. Этим оп- вести материалы еще. одного но- ределяется совсем не временный мора листка. Но прежде надо характер ее. задач. Из номера в сказать о том, какими мыслями номер сатирический листок «В жил в то время коллектив «Ере- трал» продолжал «ловить» раз- взна». Выйдя на промысел с личные неурядицы. Жизнь кол- болыпим опозданием, моряки ре- лектива не стояла на одном ме­ т и л и наверстать упущенное, вы- сте. Достигнув одной цели, мо- иолнить за рейс квартальный ряки ставили перед собой но- план. Поэтому от каждого тре- вые. И маленький, но боевой ли- бовался максимум усилий, добро- сток всегда был на переднем совестности в выполнении обя- крае. Здесь надо отдать должное занностей. И вдруг оказывается, инициативе помполита В. А. Ка- что на вахте старшего штурма- закова, сумевшего сделать его ва той. Иванова не все в поряд* именно боевым, целеустремлен- ке с промысловым судовождени- ным и грозным оружием. ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ ВЕЛИКИЙ ОКТЯБРЬ В ФОТОДОКУМЕНТАХ сатиры С какой партийной принципи­ альностью направлены машини­ сту рыбомучной установки тов. Зайцеву такие слова: «...Хорошая промысловая рыба, соответству­ ющая стандарту, доляша обра­ батываться и попадать в трюм. Но, к сожалению, у нас бывают случаи, когда по вине некоторых моряков или по их ошибке от* дельные экземпляры рыб вдут в отходы. Получается такое пото­ му, что недосмотрел штурман, ве заметили матросы, а машинист РМУ тов. Зайцев не удосужи­ вается снять с лопаты эти самые экземпляры, бросить их ва ры- бодел или на палубу. Видимо, он считает, «что с воза упало, то пропало». Я не сказал еще об одном ка­ честве сатирического листка, вы­ пуске емого на ; ’«Ереване». Он бьет но Недостаткам не за дела давно минувших дней, а оЧень оперативно откликается На to или другое событие. К. примеру, в утренний обход старпом Наме­ тил в каютах грязь, и вот уже в обед моряки увидели свежий но­ мер: ' • * ' и: «Матросы первой вахты Афа­ насьев ’и Кущ очень ие любят приборку. Первый от нее увили вает, второй1—• делает недобросб веетно. Видимо; они с сожалени­ ем заметили, чтd ва судне Нет мусоропровода». * ' ; Тот номер листка «В трал», о котором говорилось вначале, был выпущен , предпоследним в минувшем рейсе «Еревана». Мы не можем пока оказать, как старший механик исправит свою ошибку. По то, что дело пойдет по-другому, сомневаться нѳ при ходится. « В. СЕРГЕЕВ. > /W W W W \ A / V W N /W > /W N / \ / 4 / N A / > /W \ A A / N / \ / N / V A /W V V W \ / N A A / V /W V С т р а н и ч к и и с т о р и и к услугам MW’.WA 1 1917 год. Обучение отряда Красной гвардии у Смольного. Фотохроника ТАСС, исследователей , : . . . Государственные архивы, яв- тем сопоставления ряда доку- ляясь хранилищами человече- ментов, затратив немало време« ских знаний, опыта, обладают ни на поиски, точно установили ценнейшими документальными дату создания этого первого про­ материалами но истории револю- мышленного предприятия на ционной борьбы нашего народа, Кольском полуострове, по развитию народного хозяйст- Сейчас ряд авторов работает ва и т. д. над очерками по истории партий- Государственный архив Мур- ной организации Мурманской об- мансксй области хранит много ласти. Ректор пединститута Н. А, ценного из жизни родного края . Дмитриев, доцент МВМУ В. И. Документы рассказывают о мяо- Пятовский, кандидат историче* гих сторонах жизни народа, о ских наук А. А. Киселев разы- его трудовом энтузиазме в годы скали в нашем архиве ценней- первых пятилеток, о героизме гаие материалы, освещающие ра- советских людей в годы Отече- боту предприятий в годы первой ствеаной войны. и второй пятилеток, " героизм Эти материалы постоянно цс* мурманчан в годы войны, роль пользуются 1 Исследователями, парторганизаций в аЧѣ периоды, студентами, преподавателями, Бывший научный 'сотрудник порою отдельными предприятия* •ПИНРО, ныне пенсионер панда­ ми, учреждениями в ваучйбй й дат технических н’ау^ Ф. М. Ма- пові едневвой работе; , • • заев .собрал обширвйй’ ма^ериал Особенно активизировалось не- по fteite «ЛоВ сельйв.-роэиоглу- пользование документальных ма- бинным тралом t типа териалоВ в связи с подготовкой СРТ». Ему пришлось прочесть к .50 летию Октября. Наблюдает- подшивки гаает «Долярздя прав­ ея значительный . .рост чнсЛЙ ис* ‘ да»; «Рыбный Мурман», «Аркти- .едедоватёлей, залимающихен в ческйя звезда» ва аееИояько лет дата львом.эале госархнва. ’ : “ и с^елВть мйогочиеяиймае вн- ^С ейча с коллективы многих П^ к и ИЗ нйх. - предприятий воскрешают йстО- Развитием рыбной примышлен- рню, создания предприятий, раз- пости на Кольском полуострове вития производства а т. д. Так, интересуются многие люди ж ва в коллективе «МурманскжнЛ- \ пределами нашей Области. 06- строя» решили написать историю ластной архив охотно оказывает треста. Сотрудники треста И. Й. ' и м Помощь в подборе необходим Ломакина и С. Н. Калинин вы- мых Фактов- Так; аспирант Пет- явили неизвестнее до сих пор розавоДского университета В. П, факты по истории эіого пред- Развадовский, работая над дне- прнятия> интересные материалы сертацией «Развитие рыбной о героизме • строителей В годы промышленности Карелии и Мур- войны и в послевоенный период . \мана и ее роль В "экономике Сотрудники судоремонтной к Ра я>, просмотрел все имеющие- завода арктического Пароходства ся У вае материалы уездных и вместе с работниками архива пу« губернских исполкомов, архивы «Мурмансельди», тралового фло­ та и другие. Преподаватель пединститута кандидат исторических ваук И. И. Авдрианов-Верхнев, инте­ ресуясь развитием народного об­ разования на Кольском полуост­ рове, нашел новые данные б тоЙГ, как проходила в крае борьба за ликвидацию неграмотности, о со- здапни школ для малограмотных среди оленеводов-саами и ко­ ми. Документы рассказывают, что в 1930—31 гг. ликвидация не­ грамотности у нас в Заполярье в основном была завершена. Двери областного архива госте­ приимно открыты для исследова­ телей Москвы, Ленинграда и Архангельска, для всех, кто ин­ тересуется историей нашего края. Хотелось бы,, чтобы исследова­ тели, лекторы, работники печати, агитаторы — жители Мурмана почаще обращались к нам и ши ­ ре использовали в своей работе, в лекциях, статьях, беседах ма­ териалы архива. От этого их вы­ ступления станут гораздо глуб­ же и интереснее. К. ШЕПЕЛЕВА, зав. архив­ ным отделом Мурманского облисполкома. Последне подполье Ильича 7(20) июля 1917 года Временным правительством был от­ дан приказ об аресте В. И. Ленина. Контрреволюция ставила своей задачей обезглавить партию большевиков. Жизни В. И, Ленина угрожала опасность. Партия, революционные рабо- чие надежно укрыли своего вождя. 5(18) июля В. И. Ленин перешел на нелегальное положение и более трех с полови­ ной месяцев жил и работал в глубоком подполье, каждую минуту рискуя быть арестованным ищейками Временного пра­ вительства. Несколько дней В. Й. Ленин Скрывалсй в квар­ тирах петроградских рабочих, затем ^ в шалаше на берегу озера Разлив, а с наступлением холодов по решению ЦК был переправлен в Финляндию. В начале октября В. И. Ленин нелегально возвратился в Петроград для непосредственного руководства подготовкой, восстания. Поздно вечером 24 октября (6 ноября) он пришел в Смольный и возглавил руководство восстанием. Кончилось последнее подполье В. И. Ленина. В условиях глубокого подполья В. И. Ленин продолжал по­ вседневно руководить партией, борьбой рабочего класса. Партия большевиков, возглавляемая В. И. Лениным, при­ вела народы начіей страны к победе Великой Октябрьской со­ циалистической революции. В. Хряшков Документальная повесть (Продолжение. Нач. в №№ 66—76 и в №№ 78, 79, 82 и 8'» е. г.). ГЛАВА VIII После зимовки эскадры адми­ рала Чичагова, снаряженной по мысли Ломоносова для исследо­ вания полярных стран, Екате­ рининская гавань не видела та ­ кого количества кораблей, как в июле 1899 года. В лучах незахо­ дящего медного солнца купался андреевский флаг крейсера «Светлана», па борту которого находился великий князь Вла­ димир Александрович. Б двух кабельтовых бросил якорь нор­ вежский броненосец «ТорДен- шельдт», ближе к берегу замер­ ли корабли морского ведомства: «Пахтусов», «Император Нико­ лай Ш , накануне прибывший с многочисленными пассажирами из Архангельска, «Чижов», «Три­ фон Печенгский», «Королева Ольга», «Сергей Витте» —- эти суда доставили норвежских го­ стей. Среди большой группы су­ дов особенной свежестью покрас­ ки выделялся «Андрей Перво­ званный», принадлежавший н а ­ учно-промысловой экспедиции. Начальнику ее — Николаю Ми­ хайловичу Книновичу — забла­ говременно было предписано к двадцать четвертому июля при­ быть в Екатерининскую гавань. В гавани были и десятки но- морских шняк и Сл, базирую­ щихся на Торос-острове, Порт- Владимвре, в бухте Озерко И других близлежащих становищах и собравшихся по случаю тор­ жественного открытия города Александровека. До того времени уездным го­ родом на Мурмане считалась Ко­ ла, отстроенная в истоке Коль­ ского залива в тысяча семьсот восьмидесятом году, хотя как колония существовала еще пять веков назад. При Иване Гроз­ ном Кольский острог служил местом ссылки государственных преступников. В последнее вре­ мя Кола Не могла больше слу­ жить центром жизни обширного северного края из-за своей отда­ ленности от побережья и в силу того, что Мелководный рейд не позволял подходить к ней бли­ же, чем на четыре верстьт, паро­ ходам Мурманского товарищест­ ва, которые были из-за этого вы­ нуждены Останавливаться у мы­ са Дровяного. Благие дели Комитета для по­ мощи поморам Русского Севера требовали создания города ближе к промыслам. Берега Кольского залива — уг­ рюмые, скалистые, ,Цо конца мая, а то и до июня лежит на ок­ руглых сопках снег, хотя склоны уже окрашены зеленым убран­ ством маленьких березок — бед­ ных родственниц средне-русских белоствольных красавиц, да та ­ кими же неказистыми рябинка­ ми; среди них уверенно вШиЦ- гйвают могучие ели и CQCjjji. Вода в за.цгве особенно боится сиверка, ходят тогда волны Мел­ кими, но частыми буграми; шху­ ны, тендеры не могут осилить кр'епкого ветра и отстаиваются в бухтах. Екатерининская гавань — од­ но из самых лучших мест для якорных стоядок. Одна беда — заход £ гавань парусников воз­ можен лиіпь при попутном вет­ ре, иначе лавировать невозмож­ но. После того, как к Александ- ровску приписали администрати­ вный пароход «Мурман», купцы постоянно пользрвались услуга­ ми его командира. Пять лет на ­ зад министр финансов Внтте по­ сетил гавань и, не обращая вни­ мания на этот , недостаток, ука ­ зывал в докладной записке, что .имея свободный доступ для .су­ дов всякого размера, она распо­ ложена В средней части побе­ режья, в центре промышленно- го района, на границе между западной частью Мурмана, гДё производится лов летний и осен­ ний, а в смысле торгового порта она представляет весьма удоб­ ную стоянку для судов, так как Никогда не замерзает, по разме­ рам может вместить целый флот И имеет -удобные для причала приглубце места берега». Отстраивать город стали два года назад. Начали с церкви, ко­ торую срубили, как впрочем |с все -дома в Архангельске, потом заготовки доставляли морем. Подрядчик Малахов приложив немало старания, чтобы божий храм выглядел красиво. Позоло­ ченный купол стоял в окрун{е« нйи четырех меньших резных колоколен, сбоку, составляя од­ но целое, выделялась изящест­ вом исполнении пристройка со звонницей, увенчанная также ку ­ полом. Затейливые оконные пе­ реплеты, резные колонны укра­ шали церковь. Для спуска к до­ роге построили широкую дере­ вянную лестницу. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz