Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.
Боевым Передо мной сатирические ли- ем. В номере «В трал» гак изо- стки «В трал», занесенные в ре- бражово было это неблагополу- дакцию нонполитом траулера чие. Кривая старпомовских вахт. «Ереван» Василием Казаковым. Жирные точки обозначали: Сразу же в глаза бросается один 1) сели на «пень», 2) засосало тз из последних сатирических но- ил, 3) сели на камень, 4) опять моров. ІІа бочке с надписью «во- задев, 5) еще задев, 6) пришли да» сидит моряк с ружьем на без трала, 7) задев или кто-то плече. Несомненно, автор рисуя- нас задел, 8) опять задев. В то ка хотел показать, что «сторож» время как графики других двух так печется о расходовании за- вахт выглядели безукоризненны- иасов воды, что прихватил с со- ми прямыми, бой и оружие. Эту мысль под твердила надпись:-’ «Из рейса в рейс корабль привозит в порт изрядное количество мытьевой воды. Однако под полубак трубо проводная система от гидрофора отключена». Одним словом, мо ряки вынуждены тратить время О б з о р ет еш и оА л е ч а т ж Подобные карикатуры неволь но заставляли задуматься нѳ ва изыскание других способов только тех, кого они касались, мытья, отчего борьба за эі<оно- во и в какой-то степени служили мню, проводимая старшим м еЪ - предупреждением для остальных пиком тов. Шаховым, оборачи- — «случится и ' с тобой подоб- вается совсем другой стороной. ное — ве миновать такого же Понятно, что свежий выпуск осуждения*. Так, очередной но* сатирического листка «В трал», мер был посвящен старшему ма ца еще затронувший такой боль- стеру по обработке тов. Кденн- ной вопрос, вызвал среди вки- кову, из-за халатности которого важа немало колкгх замечаний целая «авоська* шкереной рыбы во адресу «деда». И надо было оказалась за бортом, быть в его поВожении, чтобы Стенная печать в те ответст- вонять, как острое слово сатиры венные для экипажа дни вы сказалось на нем. В порту он ступила хорошим помощником говорил: «Ну чего там, правиль- администрации судна, партий но, ковечно». ной, профсоюзной организаций. Я рассказал лишь об одном из Деловая критика, усилия моря- вжі, о первом увиденном. Но ес- ков способствовали тому, что за ■и просмотреть остальные, то тридцать пять суток было вылов- иевельяо Напрашивается мысль: лево 240 тонн ” рыбы. Именно редколлегий «В трал» поднима- столько, сколько предусматрива ет самые острые вопросы жизни лось планом за три месяца. И в йнвоажа. дальнейшем редколлегия не ох- В подтверждение можно при- лаждала своего пыла. Этим оп- вести материалы еще. одного но- ределяется совсем не временный мора листка. Но прежде надо характер ее. задач. Из номера в сказать о том, какими мыслями номер сатирический листок «В жил в то время коллектив «Ере- трал» продолжал «ловить» раз- взна». Выйдя на промысел с личные неурядицы. Жизнь кол- болыпим опозданием, моряки ре- лектива не стояла на одном ме т и л и наверстать упущенное, вы- сте. Достигнув одной цели, мо- иолнить за рейс квартальный ряки ставили перед собой но- план. Поэтому от каждого тре- вые. И маленький, но боевой ли- бовался максимум усилий, добро- сток всегда был на переднем совестности в выполнении обя- крае. Здесь надо отдать должное занностей. И вдруг оказывается, инициативе помполита В. А. Ка- что на вахте старшего штурма- закова, сумевшего сделать его ва той. Иванова не все в поряд* именно боевым, целеустремлен- ке с промысловым судовождени- ным и грозным оружием. ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ ВЕЛИКИЙ ОКТЯБРЬ В ФОТОДОКУМЕНТАХ сатиры С какой партийной принципи альностью направлены машини сту рыбомучной установки тов. Зайцеву такие слова: «...Хорошая промысловая рыба, соответству ющая стандарту, доляша обра батываться и попадать в трюм. Но, к сожалению, у нас бывают случаи, когда по вине некоторых моряков или по их ошибке от* дельные экземпляры рыб вдут в отходы. Получается такое пото му, что недосмотрел штурман, ве заметили матросы, а машинист РМУ тов. Зайцев не удосужи вается снять с лопаты эти самые экземпляры, бросить их ва ры- бодел или на палубу. Видимо, он считает, «что с воза упало, то пропало». Я не сказал еще об одном ка честве сатирического листка, вы пуске емого на ; ’«Ереване». Он бьет но Недостаткам не за дела давно минувших дней, а оЧень оперативно откликается На to или другое событие. К. примеру, в утренний обход старпом Наме тил в каютах грязь, и вот уже в обед моряки увидели свежий но мер: ' • * ' и: «Матросы первой вахты Афа насьев ’и Кущ очень ие любят приборку. Первый от нее увили вает, второй1—• делает недобросб веетно. Видимо; они с сожалени ем заметили, чтd ва судне Нет мусоропровода». * ' ; Тот номер листка «В трал», о котором говорилось вначале, был выпущен , предпоследним в минувшем рейсе «Еревана». Мы не можем пока оказать, как старший механик исправит свою ошибку. По то, что дело пойдет по-другому, сомневаться нѳ при ходится. « В. СЕРГЕЕВ. > /W W W W \ A / V W N /W > /W N / \ / 4 / N A / > /W \ A A / N / \ / N / V A /W V V W \ / N A A / V /W V С т р а н и ч к и и с т о р и и к услугам MW’.WA 1 1917 год. Обучение отряда Красной гвардии у Смольного. Фотохроника ТАСС, исследователей , : . . . Государственные архивы, яв- тем сопоставления ряда доку- ляясь хранилищами человече- ментов, затратив немало време« ских знаний, опыта, обладают ни на поиски, точно установили ценнейшими документальными дату создания этого первого про материалами но истории револю- мышленного предприятия на ционной борьбы нашего народа, Кольском полуострове, по развитию народного хозяйст- Сейчас ряд авторов работает ва и т. д. над очерками по истории партий- Государственный архив Мур- ной организации Мурманской об- мансксй области хранит много ласти. Ректор пединститута Н. А, ценного из жизни родного края . Дмитриев, доцент МВМУ В. И. Документы рассказывают о мяо- Пятовский, кандидат историче* гих сторонах жизни народа, о ских наук А. А. Киселев разы- его трудовом энтузиазме в годы скали в нашем архиве ценней- первых пятилеток, о героизме гаие материалы, освещающие ра- советских людей в годы Отече- боту предприятий в годы первой ствеаной войны. и второй пятилеток, " героизм Эти материалы постоянно цс* мурманчан в годы войны, роль пользуются 1 Исследователями, парторганизаций в аЧѣ периоды, студентами, преподавателями, Бывший научный 'сотрудник порою отдельными предприятия* •ПИНРО, ныне пенсионер панда ми, учреждениями в ваучйбй й дат технических н’ау^ Ф. М. Ма- пові едневвой работе; , • • заев .собрал обширвйй’ ма^ериал Особенно активизировалось не- по fteite «ЛоВ сельйв.-роэиоглу- пользование документальных ма- бинным тралом t типа териалоВ в связи с подготовкой СРТ». Ему пришлось прочесть к .50 летию Октября. Наблюдает- подшивки гаает «Долярздя прав ея значительный . .рост чнсЛЙ ис* ‘ да»; «Рыбный Мурман», «Аркти- .едедоватёлей, залимающихен в ческйя звезда» ва аееИояько лет дата львом.эале госархнва. ’ : “ и с^елВть мйогочиеяиймае вн- ^С ейча с коллективы многих П^ к и ИЗ нйх. - предприятий воскрешают йстО- Развитием рыбной примышлен- рню, создания предприятий, раз- пости на Кольском полуострове вития производства а т. д. Так, интересуются многие люди ж ва в коллективе «МурманскжнЛ- \ пределами нашей Области. 06- строя» решили написать историю ластной архив охотно оказывает треста. Сотрудники треста И. Й. ' и м Помощь в подборе необходим Ломакина и С. Н. Калинин вы- мых Фактов- Так; аспирант Пет- явили неизвестнее до сих пор розавоДского университета В. П, факты по истории эіого пред- Развадовский, работая над дне- прнятия> интересные материалы сертацией «Развитие рыбной о героизме • строителей В годы промышленности Карелии и Мур- войны и в послевоенный период . \мана и ее роль В "экономике Сотрудники судоремонтной к Ра я>, просмотрел все имеющие- завода арктического Пароходства ся У вае материалы уездных и вместе с работниками архива пу« губернских исполкомов, архивы «Мурмансельди», тралового фло та и другие. Преподаватель пединститута кандидат исторических ваук И. И. Авдрианов-Верхнев, инте ресуясь развитием народного об разования на Кольском полуост рове, нашел новые данные б тоЙГ, как проходила в крае борьба за ликвидацию неграмотности, о со- здапни школ для малограмотных среди оленеводов-саами и ко ми. Документы рассказывают, что в 1930—31 гг. ликвидация не грамотности у нас в Заполярье в основном была завершена. Двери областного архива госте приимно открыты для исследова телей Москвы, Ленинграда и Архангельска, для всех, кто ин тересуется историей нашего края. Хотелось бы,, чтобы исследова тели, лекторы, работники печати, агитаторы — жители Мурмана почаще обращались к нам и ши ре использовали в своей работе, в лекциях, статьях, беседах ма териалы архива. От этого их вы ступления станут гораздо глуб же и интереснее. К. ШЕПЕЛЕВА, зав. архив ным отделом Мурманского облисполкома. Последне подполье Ильича 7(20) июля 1917 года Временным правительством был от дан приказ об аресте В. И. Ленина. Контрреволюция ставила своей задачей обезглавить партию большевиков. Жизни В. И, Ленина угрожала опасность. Партия, революционные рабо- чие надежно укрыли своего вождя. 5(18) июля В. И. Ленин перешел на нелегальное положение и более трех с полови ной месяцев жил и работал в глубоком подполье, каждую минуту рискуя быть арестованным ищейками Временного пра вительства. Несколько дней В. Й. Ленин Скрывалсй в квар тирах петроградских рабочих, затем ^ в шалаше на берегу озера Разлив, а с наступлением холодов по решению ЦК был переправлен в Финляндию. В начале октября В. И. Ленин нелегально возвратился в Петроград для непосредственного руководства подготовкой, восстания. Поздно вечером 24 октября (6 ноября) он пришел в Смольный и возглавил руководство восстанием. Кончилось последнее подполье В. И. Ленина. В условиях глубокого подполья В. И. Ленин продолжал по вседневно руководить партией, борьбой рабочего класса. Партия большевиков, возглавляемая В. И. Лениным, при вела народы начіей страны к победе Великой Октябрьской со циалистической революции. В. Хряшков Документальная повесть (Продолжение. Нач. в №№ 66—76 и в №№ 78, 79, 82 и 8'» е. г.). ГЛАВА VIII После зимовки эскадры адми рала Чичагова, снаряженной по мысли Ломоносова для исследо вания полярных стран, Екате рининская гавань не видела та кого количества кораблей, как в июле 1899 года. В лучах незахо дящего медного солнца купался андреевский флаг крейсера «Светлана», па борту которого находился великий князь Вла димир Александрович. Б двух кабельтовых бросил якорь нор вежский броненосец «ТорДен- шельдт», ближе к берегу замер ли корабли морского ведомства: «Пахтусов», «Император Нико лай Ш , накануне прибывший с многочисленными пассажирами из Архангельска, «Чижов», «Три фон Печенгский», «Королева Ольга», «Сергей Витте» —- эти суда доставили норвежских го стей. Среди большой группы су дов особенной свежестью покрас ки выделялся «Андрей Перво званный», принадлежавший н а учно-промысловой экспедиции. Начальнику ее — Николаю Ми хайловичу Книновичу — забла говременно было предписано к двадцать четвертому июля при быть в Екатерининскую гавань. В гавани были и десятки но- морских шняк и Сл, базирую щихся на Торос-острове, Порт- Владимвре, в бухте Озерко И других близлежащих становищах и собравшихся по случаю тор жественного открытия города Александровека. До того времени уездным го родом на Мурмане считалась Ко ла, отстроенная в истоке Коль ского залива в тысяча семьсот восьмидесятом году, хотя как колония существовала еще пять веков назад. При Иване Гроз ном Кольский острог служил местом ссылки государственных преступников. В последнее вре мя Кола Не могла больше слу жить центром жизни обширного северного края из-за своей отда ленности от побережья и в силу того, что Мелководный рейд не позволял подходить к ней бли же, чем на четыре верстьт, паро ходам Мурманского товарищест ва, которые были из-за этого вы нуждены Останавливаться у мы са Дровяного. Благие дели Комитета для по мощи поморам Русского Севера требовали создания города ближе к промыслам. Берега Кольского залива — уг рюмые, скалистые, ,Цо конца мая, а то и до июня лежит на ок руглых сопках снег, хотя склоны уже окрашены зеленым убран ством маленьких березок — бед ных родственниц средне-русских белоствольных красавиц, да та кими же неказистыми рябинка ми; среди них уверенно вШиЦ- гйвают могучие ели и CQCjjji. Вода в за.цгве особенно боится сиверка, ходят тогда волны Мел кими, но частыми буграми; шху ны, тендеры не могут осилить кр'епкого ветра и отстаиваются в бухтах. Екатерининская гавань — од но из самых лучших мест для якорных стоядок. Одна беда — заход £ гавань парусников воз можен лиіпь при попутном вет ре, иначе лавировать невозмож но. После того, как к Александ- ровску приписали администрати вный пароход «Мурман», купцы постоянно пользрвались услуга ми его командира. Пять лет на зад министр финансов Внтте по сетил гавань и, не обращая вни мания на этот , недостаток, ука зывал в докладной записке, что .имея свободный доступ для .су дов всякого размера, она распо ложена В средней части побе режья, в центре промышленно- го района, на границе между западной частью Мурмана, гДё производится лов летний и осен ний, а в смысле торгового порта она представляет весьма удоб ную стоянку для судов, так как Никогда не замерзает, по разме рам может вместить целый флот И имеет -удобные для причала приглубце места берега». Отстраивать город стали два года назад. Начали с церкви, ко торую срубили, как впрочем |с все -дома в Архангельске, потом заготовки доставляли морем. Подрядчик Малахов приложив немало старания, чтобы божий храм выглядел красиво. Позоло ченный купол стоял в окрун{е« нйи четырех меньших резных колоколен, сбоку, составляя од но целое, выделялась изящест вом исполнении пристройка со звонницей, увенчанная также ку полом. Затейливые оконные пе реплеты, резные колонны укра шали церковь. Для спуска к до роге построили широкую дере вянную лестницу. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz