Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.
/ Дежурные (Окончание. Нач. на 3-й стр.). хан тс спешит в машинное отде лении. Все продумано до мело чей. Да и оно понятно : спасате ли, как и саперы, ошибаться не могут. Четко и ловко, легко, на первый взгляд, заводится бук сир. Если не удается подать бук сир выброской из-за того, что мешает высокая штормовая пол на, а перебросить буксирный ко нец надо, то это делается с по мощью- линеметательного аппа рата. Выстрел из «пушки», и над волнами летит с борта спасате ли ракета. К ракете прикреплен линь — длинный, тонкий трос. Почет вг») точен. Линь подхва- чон на попавшем в беду судне. Теперь два судна соединены между собой линем, называемым проводником, но которому не сложно передать толстый бук сирный конец. Последний из-за его тяжести моряки в шутку на зывают «понедельником». Аварийное судно отбуксиро вывается в бухту или другое ук рытие и пришвартовывается к корме буксира. Теперь слово за водолазами. Под водой работа тоже бывает разная. Если намотались на винт сети или поводцы, то срезать их нетрудно. А вот стальной трос... Тут приходится повозиться не один час. Ножом ничего не сде лаешь, без электросварки, пнев матического зубила не обойтись. ѣ/ Иной раз сутками попеременно находятся водолазы под водой. Приходилось менять на плаву лопасти, а то и целый винт. Зато как приятно видеть, ког да судно возвращается в строй. Оно чем-то тогда напоминает птицу, у которой еще недавно были связаны крылья. Зачастую в районах промысла у бортов буксиров покачивается сразу несколько траулеров. Од ним нужна сварка, другим — по океану токарные работы, третьим — за латать пробоину. Не спасатель, а плавмасторские. Так работают наши спасатели в районах про мысла. Л бывает, когда в эфире раз* дается тревожная дробь морзян ки, понятная труженикам моря всего мира: «СОС! СОС! СОС!», «Сейм ауз сойлз!..», «Спасите на ши души!». Этот призыв о помощи слуша ют в «минуты молчания* все ра дисты, будь они на судне в море или на береговых радиостанци ях. И в первую очередь услышат координаты терпящего бедствие судна радисты буксиров-спаса телей. В такой момент не спра шивают о национальности по гибающего судна, а, верные не писаному закону морского брат ства. спешат на помощь. Только за последние годы спа сательные буксиры флота рыб ной промышленности нашей страны неоднократно спасали иностранные суда от верной ги бели. 6 декабря 196'* года морской спасательный буксир «Стреми тельный», находясь в юго-вос точной Атлантике, у берегов Аф рики, пришел на помощь трау леру Государства Гана, который имел повреждение винта, и от буксировал его в порт Дакар. 31 августа 1965 г. морской спа сательный буксир «Рамбинас» из Клайпеды в районе Шотланд ских островов принял сигнал бедствия с датского теплохода «Пригита Фреллсен», . который потерял ход и имел креп около 40°. Судно в штормовую погоду несло на прибрежные камни. Буквально у самого острова эки паж спасателя сумел взять теп лоход на буксир и отбуксировать в порт Леруик. 4 декабря 1968 года датский рыболовный бот Д-103 с Фарер ских островов ия-за намотки се тей на винт потерял скорость* «Для того, чтобы снять намотку, надо судно поднимать на берег, а на это нужно время, а нам на до ловить рыбу*, — заявил шки пер бога капитану спасателя «Бесстрашный» из Мурманска. Советские моряки произвели водолазный осмотр и очистили винт от намотанных орудий лова. Первого апреля 1966 года на канадском траулере «Карен» возник пожар, и им был подан сигнал бедствия. Призыв о по мощи был принят на производ ственном рефрижераторе «Зеле- ноборск» и спасателе «Бесст рашный», которые поспешили на помощь. С подошедшего ПР «Зе- леноборск» на «Карен» была вы сажена аварийная партия, трау лер был взят на буксир и на не го протянуты шланги. После су точной борьбы с огнем экипажу ПР «Зеленоборск» удалось поту шить пожар, после чего траулер был отбуксирован спасателем в порт Галифакс. 18 сентября 1966 г. на грече ском теплоходе «Сан-Антониус» в условиях штормовой погоды вышел из строя главный двига тель. Судно несло на камеи ост рова Кильдин. Подошедший на сигнал бедствия экипаж «Стере гущего» взял его на буксир и от буксировал в порт Мурманск. И это далеко не полный пере чень работы спасателей. И возможно сегодня, в эти ми нуты судно из Сент-Джонса или Рио-де-Жанейро, Сингапура, Ванкувера, Дакара взывает в эфире о помощи в откры том океане, вдали от берегов. И страшно, если на этот зов никто не отвечает. Поэтому и дежу рят в океанах спасательные бук сиры. Нелегкая, но почетная ра бота у моряков этих судов. Спа сатели всегда начеку. Они на страже безопасности находящих ся в море людей. А. ВИШНЕВСКИЙ. Болес года существует люби тельская киностудии «Мурмаиск- филкм» при Дворце культуры имени С. М. Кирова. Она объеди няет более 00 мурманчан, среди которых немало моряков нро- ІМысловых флотов. Короткометражные фильмы, созданпые силами любителей, были отмечены дипломами нер пой и второй степени областного, л ей ингра дско го и Всеросси йского см о7ров кинолюбителей. Моряки промысловых флотов, поддерживающие связь с люби тельской студией, всегда получа ют необходимую помощь и кон сультацию. Некоторые из них ужо *ігрнотушіли к созданию «РЫППЫЙ МУРМАН* Индекс 53054 фильмов. Так, решили расска зать в кино о своих товарищах по работе технолог тралового флота В. Шарошкин, мастер по добыче рыбы из «Мурмансельди» И. Конченко. В планах студии мігого внима ния уделяется созданию на ко* раблях любительских кружков и проведению ими съемок филь мов о трудовых буднях рыбопро мысловиков. Последней работой любитель- c.кой студи и «Мурмапскфильм » была съемка хроникального фильма .о праздновании Дня ры-* бака. В съемочную группу входи ло шесть кинолюбителей. ІІа снимке: старший мехапик тралфлота И. В. Смолин на съем ке фильма о праздновании Дол рьгбзка. Фото С. Алексеева. СНИМАЮТ ФИЛЬМ КИНОЛЮБИТ ЕЛИ Н у л е в а я н и ч ь я В минувшее воскресенье в очередном матче встретимся команды «Север» и «Химик» (г. Дзержинск). Многотысячные болельщики, приведшие на стадион, остались не в восторге от игры мурманских футболистов. Они не проиграли, но к не шиш* зали напористости в атаках, умения забить мяч в ворота про* тивника. А такие возможности у северян были, как, впрочем, ж jr. их соперников. Очередная встреча состоится завтра. Наша команда встре чается с футболистами из города Коврова. С борта морского спасателя подастся стальной буксирный конец на судно, терпящее бедст вие. Фото автора. СПОРТ И МОРЕ Сегодня приходят в порт: PT-I06 «Советская Конституция», РТ-157 «Лоцман», РТ-І74 «Бла говещенск», ПР «Северодвинск». 20 июля: РТ-120 «Якутск», РТ- 146 «Украина», РТ-148 «Азербайд жан», РТ-197 «Мелитополь», РТ*-.. • 26S «Дрогобьіч», СРТ-12,, CPT-46S,; 21 . июля: PT-.I9I «Харьков»!, БМРТ-259 *Новиков-ПриЗой». , - Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Вот каким богатырем можно стать благодаря систематически* занятиям спортом. Издревле сложной, опасной и романтической считается про фессия моряка. В море свои ус ловия, законы и традиции, со вершенно отличные от береговых порядков. Но это не мешает ор ганизации отдыха, занятиям спортом. Нередко называют отдыхом бессмысленное лежание или чрезмерный сон, вызывающие такое же чувство усталости, как и чрезмерный труд. Известный русский физиолог Сеченов при шел к выводу, что причиной по нижения работоспособности я в ляется утомление не мышц, а нервной системы. А быстрое вос становление сил происходит не при полном покое мышц, а при так называемом активном отды хе. Так, например, утомление мышц правой руки проходит бы стрее, еслп вместо отдыха выпол нять умеренную работу левой рукой. Вывод этот получил в фіі: зиологии название «феномен Се ченова».. Спорт такой же друг моряка, источник радости и бодрого на строения, как и всякого другого труженика. Я придерживаюсь твердого убеждения — спорт нельзя не полюбить, если поза ниматься регулярно самыми про стыми видами упражнений хотя бы месяц. Тогда ощущение лег кости. хорошего настроения, ра стущей мышечной силы с вами будет всегда. Вы добиваетесь с каждым днем нового результата, побеждаете самого себя, а утомление стано вится все более короткой тенью вашего яркого физического твор чества. Какие же виды спорта следу ет развивать на флоте, учиты вая специфику нашей морской профессии? Это прежде всего-— упражнения с гантелями,. гиря: ми, эластичной резиной, занятии со штангой. Бокс — второй любимый в мо ре вид спорта. Он более сложен технически, требует больше ме ста, но так же, как и тяжелая атлетика, популярен ка судах тралового флота и «Севрыбхо- лодфлота». На каждой плавбазе, произ водственном рефрижераторе и БМРТ есть спортивные сна-рядм и еще большее число молодых моряков, желающих заниматься спортом. С чего начинать? Остановимся пока на тяжелой атлетике. Самый дешевый эс пандер стоит 1 руб. 25 коп., а простейшие гантели легко сде лать самому. Надо взять пустые консервные банки и заполнить цементом, затем в вязкий раст вор обеих банок ввести металли ческий стержень. При затвер дении цемента гантели готовы. Из двух больших банок мож* но сделать легкую штангу. А более тяжелую можно приобре сти в магазине спорттоваров. У нас на производственном рефрижераторе «Севрыба» увле калось боксом более 30 человек, многие тренировались по 2 раза в сутки. Подбор упражнении и постепенная увеличивающаяся нагрузка в гантельной гимнасти ке дали ощутительные результа ты в занятиях матроса ГІолосо- ва. Итак, давайте дружить со спортом, товарищи моряки. *Га зета «Рыбный Мурман» будет регулярно публиковать рекомеа- дацик по организации занятии физкультурой и опертом на ко раблях, рисунки и схемы раз личных упражнений, методиче ские советы. И. СОТНИКОВ, мастер спорта. :іТипография «ГЪ.ілрная правда», г. /Мурманск Заік. 3706. ПН 01621.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz