Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.

/ Дежурные (Окончание. Нач. на 3-й стр.). хан тс спешит в машинное отде­ лении. Все продумано до мело­ чей. Да и оно понятно : спасате­ ли, как и саперы, ошибаться не могут. Четко и ловко, легко, на первый взгляд, заводится бук­ сир. Если не удается подать бук­ сир выброской из-за того, что мешает высокая штормовая пол­ на, а перебросить буксирный ко­ нец надо, то это делается с по­ мощью- линеметательного аппа­ рата. Выстрел из «пушки», и над волнами летит с борта спасате­ ли ракета. К ракете прикреплен линь — длинный, тонкий трос. Почет вг») точен. Линь подхва- чон на попавшем в беду судне. Теперь два судна соединены между собой линем, называемым проводником, но которому не­ сложно передать толстый бук­ сирный конец. Последний из-за его тяжести моряки в шутку на ­ зывают «понедельником». Аварийное судно отбуксиро­ вывается в бухту или другое ук­ рытие и пришвартовывается к корме буксира. Теперь слово за водолазами. Под водой работа тоже бывает разная. Если намотались на винт сети или поводцы, то срезать их нетрудно. А вот стальной трос... Тут приходится повозиться не один час. Ножом ничего не сде­ лаешь, без электросварки, пнев­ матического зубила не обойтись. ѣ/ Иной раз сутками попеременно находятся водолазы под водой. Приходилось менять на плаву лопасти, а то и целый винт. Зато как приятно видеть, ког­ да судно возвращается в строй. Оно чем-то тогда напоминает птицу, у которой еще недавно были связаны крылья. Зачастую в районах промысла у бортов буксиров покачивается сразу несколько траулеров. Од­ ним нужна сварка, другим — по океану токарные работы, третьим — за ­ латать пробоину. Не спасатель, а плавмасторские. Так работают наши спасатели в районах про­ мысла. Л бывает, когда в эфире раз* дается тревожная дробь морзян­ ки, понятная труженикам моря всего мира: «СОС! СОС! СОС!», «Сейм ауз сойлз!..», «Спасите на­ ши души!». Этот призыв о помощи слуша­ ют в «минуты молчания* все ра­ дисты, будь они на судне в море или на береговых радиостанци­ ях. И в первую очередь услышат координаты терпящего бедствие судна радисты буксиров-спаса­ телей. В такой момент не спра­ шивают о национальности по­ гибающего судна, а, верные не­ писаному закону морского брат­ ства. спешат на помощь. Только за последние годы спа­ сательные буксиры флота рыб­ ной промышленности нашей страны неоднократно спасали иностранные суда от верной ги­ бели. 6 декабря 196'* года морской спасательный буксир «Стреми­ тельный», находясь в юго-вос­ точной Атлантике, у берегов Аф­ рики, пришел на помощь трау­ леру Государства Гана, который имел повреждение винта, и от­ буксировал его в порт Дакар. 31 августа 1965 г. морской спа­ сательный буксир «Рамбинас» из Клайпеды в районе Шотланд­ ских островов принял сигнал бедствия с датского теплохода «Пригита Фреллсен», . который потерял ход и имел креп около 40°. Судно в штормовую погоду несло на прибрежные камни. Буквально у самого острова эки­ паж спасателя сумел взять теп­ лоход на буксир и отбуксировать в порт Леруик. 4 декабря 1968 года датский рыболовный бот Д-103 с Фарер­ ских островов ия-за намотки се­ тей на винт потерял скорость* «Для того, чтобы снять намотку, надо судно поднимать на берег, а на это нужно время, а нам на ­ до ловить рыбу*, — заявил шки­ пер бога капитану спасателя «Бесстрашный» из Мурманска. Советские моряки произвели водолазный осмотр и очистили винт от намотанных орудий лова. Первого апреля 1966 года на канадском траулере «Карен» возник пожар, и им был подан сигнал бедствия. Призыв о по­ мощи был принят на производ­ ственном рефрижераторе «Зеле- ноборск» и спасателе «Бесст­ рашный», которые поспешили на помощь. С подошедшего ПР «Зе- леноборск» на «Карен» была вы­ сажена аварийная партия, трау­ лер был взят на буксир и на не ­ го протянуты шланги. После су­ точной борьбы с огнем экипажу ПР «Зеленоборск» удалось поту­ шить пожар, после чего траулер был отбуксирован спасателем в порт Галифакс. 18 сентября 1966 г. на грече­ ском теплоходе «Сан-Антониус» в условиях штормовой погоды вышел из строя главный двига­ тель. Судно несло на камеи ост­ рова Кильдин. Подошедший на сигнал бедствия экипаж «Стере­ гущего» взял его на буксир и от­ буксировал в порт Мурманск. И это далеко не полный пере­ чень работы спасателей. И возможно сегодня, в эти ми­ нуты судно из Сент-Джонса или Рио-де-Жанейро, Сингапура, Ванкувера, Дакара взывает в эфире о помощи в откры­ том океане, вдали от берегов. И страшно, если на этот зов никто не отвечает. Поэтому и дежу­ рят в океанах спасательные бук­ сиры. Нелегкая, но почетная ра­ бота у моряков этих судов. Спа­ сатели всегда начеку. Они на страже безопасности находящих­ ся в море людей. А. ВИШНЕВСКИЙ. Болес года существует люби­ тельская киностудии «Мурмаиск- филкм» при Дворце культуры имени С. М. Кирова. Она объеди­ няет более 00 мурманчан, среди которых немало моряков нро- ІМысловых флотов. Короткометражные фильмы, созданпые силами любителей, были отмечены дипломами нер­ пой и второй степени областного, л ей ингра дско го и Всеросси йского см о7ров кинолюбителей. Моряки промысловых флотов, поддерживающие связь с люби­ тельской студией, всегда получа­ ют необходимую помощь и кон­ сультацию. Некоторые из них ужо *ігрнотушіли к созданию «РЫППЫЙ МУРМАН* Индекс 53054 фильмов. Так, решили расска­ зать в кино о своих товарищах по работе технолог тралового флота В. Шарошкин, мастер по добыче рыбы из «Мурмансельди» И. Конченко. В планах студии мігого внима­ ния уделяется созданию на ко* раблях любительских кружков и проведению ими съемок филь­ мов о трудовых буднях рыбопро­ мысловиков. Последней работой любитель- c.кой студи и «Мурмапскфильм » была съемка хроникального фильма .о праздновании Дня ры-* бака. В съемочную группу входи­ ло шесть кинолюбителей. ІІа снимке: старший мехапик тралфлота И. В. Смолин на съем­ ке фильма о праздновании Дол рьгбзка. Фото С. Алексеева. СНИМАЮТ ФИЛЬМ КИНОЛЮБИТ ЕЛИ Н у л е в а я н и ч ь я В минувшее воскресенье в очередном матче встретимся команды «Север» и «Химик» (г. Дзержинск). Многотысячные болельщики, приведшие на стадион, остались не в восторге от игры мурманских футболистов. Они не проиграли, но к не шиш* зали напористости в атаках, умения забить мяч в ворота про* тивника. А такие возможности у северян были, как, впрочем, ж jr. их соперников. Очередная встреча состоится завтра. Наша команда встре­ чается с футболистами из города Коврова. С борта морского спасателя подастся стальной буксирный конец на судно, терпящее бедст­ вие. Фото автора. СПОРТ И МОРЕ Сегодня приходят в порт: PT-I06 «Советская Конституция», РТ-157 «Лоцман», РТ-І74 «Бла­ говещенск», ПР «Северодвинск». 20 июля: РТ-120 «Якутск», РТ- 146 «Украина», РТ-148 «Азербайд­ жан», РТ-197 «Мелитополь», РТ*-.. • 26S «Дрогобьіч», СРТ-12,, CPT-46S,; 21 . июля: PT-.I9I «Харьков»!, БМРТ-259 *Новиков-ПриЗой». , - Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Вот каким богатырем можно стать благодаря систематически* занятиям спортом. Издревле сложной, опасной и романтической считается про­ фессия моряка. В море свои ус­ ловия, законы и традиции, со­ вершенно отличные от береговых порядков. Но это не мешает ор­ ганизации отдыха, занятиям спортом. Нередко называют отдыхом бессмысленное лежание или чрезмерный сон, вызывающие такое же чувство усталости, как и чрезмерный труд. Известный русский физиолог Сеченов при­ шел к выводу, что причиной по­ нижения работоспособности я в ­ ляется утомление не мышц, а нервной системы. А быстрое вос­ становление сил происходит не при полном покое мышц, а при так называемом активном отды­ хе. Так, например, утомление мышц правой руки проходит бы­ стрее, еслп вместо отдыха выпол­ нять умеренную работу левой рукой. Вывод этот получил в фіі: зиологии название «феномен Се­ ченова».. Спорт такой же друг моряка, источник радости и бодрого на­ строения, как и всякого другого труженика. Я придерживаюсь твердого убеждения — спорт нельзя не полюбить, если поза­ ниматься регулярно самыми про­ стыми видами упражнений хотя бы месяц. Тогда ощущение лег­ кости. хорошего настроения, ра­ стущей мышечной силы с вами будет всегда. Вы добиваетесь с каждым днем нового результата, побеждаете самого себя, а утомление стано­ вится все более короткой тенью вашего яркого физического твор­ чества. Какие же виды спорта следу­ ет развивать на флоте, учиты­ вая специфику нашей морской профессии? Это прежде всего-— упражнения с гантелями,. гиря: ми, эластичной резиной, занятии со штангой. Бокс — второй любимый в мо­ ре вид спорта. Он более сложен технически, требует больше ме­ ста, но так же, как и тяжелая атлетика, популярен ка судах тралового флота и «Севрыбхо- лодфлота». На каждой плавбазе, произ­ водственном рефрижераторе и БМРТ есть спортивные сна-рядм и еще большее число молодых моряков, желающих заниматься спортом. С чего начинать? Остановимся пока на тяжелой атлетике. Самый дешевый эс­ пандер стоит 1 руб. 25 коп., а простейшие гантели легко сде­ лать самому. Надо взять пустые консервные банки и заполнить цементом, затем в вязкий раст­ вор обеих банок ввести металли­ ческий стержень. При затвер­ дении цемента гантели готовы. Из двух больших банок мож* но сделать легкую штангу. А более тяжелую можно приобре­ сти в магазине спорттоваров. У нас на производственном рефрижераторе «Севрыба» увле­ калось боксом более 30 человек, многие тренировались по 2 раза в сутки. Подбор упражнении и постепенная увеличивающаяся нагрузка в гантельной гимнасти­ ке дали ощутительные результа­ ты в занятиях матроса ГІолосо- ва. Итак, давайте дружить со спортом, товарищи моряки. *Га­ зета «Рыбный Мурман» будет регулярно публиковать рекомеа- дацик по организации занятии физкультурой и опертом на ко­ раблях, рисунки и схемы раз­ личных упражнений, методиче­ ские советы. И. СОТНИКОВ, мастер спорта. :іТипография «ГЪ.ілрная правда», г. /Мурманск Заік. 3706. ПН 01621.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz