Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.

Условия одинаковые ІІо заданию промни зводки главка «Севрыба» экипаж наше- г# траулера вед поиск рыбы в районах Северо-Западной Ат­ лантики. обслуживал нромысло- вяни корабли тралового флота и ♦Му£л*ансел ьди». Иа Джорджсс-ба нке кон-цент- рацнк сельди вместе с нами об­ лавливали такого и прибалтий- сиве рыбаки. В частности, сред- ѵ т рефрижераторные траулеры фжт&тъ «Рыбанколхозсоюэа». .. Не секрет, что у некоторых ;¥ 0 }мтов нашего флота еще бы­ тует этакое нренебрежитель ное отношение к рыбакам-колхозни- кэм. Но, наблюдая за работой /рижских рыбаков-колхозников на Дяшрджес-бакке, ниш экипаж, да ! ж не только наш, откровенно ска­ жу. вчень завщщорал этим удач-' л и м » «оморам. Экипажи облав­ ливали сельдь в одних и тех же квадратах, мотео- а грунтовые условия были одинаковые как для пас, так и для них. А ре­ зультаты работы —- разные. Там, где команда мурманского трау­ лера за- 1,5—2 паса три лени;* до-, бывала тонну сельди, рижане *поднимали на борт 4—5, норой да же -да десятка то нн рыбы. . На промысловых советах ка ­ питаны рижских судов говори­ ли, что ловят они столько, сколько им надо, то есть с уче­ том потребностей и возможно­ стей приема рыбы плавбазой. Нужно на базу сдать 15 тонн, добывают пятнадцать, надо Ч*о- рои т о т * -— берут все сорок. . Mtč радовались такому успеху прибалтийцев, и признаться еще роз, завидовали им. Нот это — активный лов, г. полном пони­ мании этого слова! Было совершенно ясно, что де­ ло пе столько в рыбацкой удаче, сколько в мастерстве рижан, в использовании ими орудий лова. Кое о чем опи рассказывали лам по радио. Но одно дело ра­ дио, другое — когда сам все это ‘ВИДИШЬ, Но частной, повторяю, частной инициативе капитанов траулера «Акула» и нашего корабля были установлены, более тесные связи с прибалтийцами. Моряки «Аку­ лы» взяли у них полностью сна- ряжепный трал. По решению на­ шего капитана, автор этих строк на еутжи пересаживался на СРГ-р-9024 рижского *Рыбаккол- хоасоюаа». Встретили меня рижане при­ ветливо. — Ночью мы не ловим, некуда девать и дневные уловы, — ска­ зал, улыбаясь, капитан Рости­ слав Иванович Мищенко. — Сей­ час отдыхайте, а утром посмот­ рите, как мы работаем. Признаюсь, я проявил «неди­ сциплинированность», и всю ночь посвятил изучению орудий лова, которыми пользуются рижане. Неоценимую помощь оказали мне в этом старший мастер лава и его помощник. Работают рижане тралом кон­ струкции близкой к тралу чер­ теж №' 1770. Но как отличаются орудия лова между собой! У ри­ жан тралы намного облегченные по сравнению с нашими. Дель — из синтетического волокна, ниги с е т е й к р у ч е н ы е , почти вдвое •тоньше. ^ .-•• у Траловые, доски . они t применяв ют не овальные, а прямоуголь­ ные, без щелевые и также облег-і 1ченные. ІЗслй у нашей траловой доски ‘тюльке один киль весит 300 килограммов, то у рижан столько весит вся доска. Углы атаки этцх досок регули­ руются. Если сельдь залегает у . самого грунта, ри?|<анег увеличив вают горизонтальное ., раскрытие трала, придав доскам меньший угол атаки, В случаях, когда ры­ ба поднимается, от грунта, уве­ личивается вертикальное раск­ рытие трала. j’ ; Расстояние между распорными •досками * определяется но углу между, ваерами ifa стопоре. Зная длину кабелей и ваеров, по фор­ муле производят несложные ма­ тематические -Вычислена#: Поль­ зуются опи совершенно другой формулой, чем наши промысло­ вики. Применяемую мурманча­ нами формулу Баранова они от­ вергают как неточную. К слову, и у многих промысловиков Мур­ мана такое же мнение относи­ тельно этого. Но это — тема для разговора в отдельной статье. Интерес представляют также и применяемые прибалтийцами так называемые «спутники» (на Мурмане их ггочему-то называ­ ют «богородицами»). Эти две не­ большие, тонкие, прямоугольные доски прикрепляются тросиками к верхней подборе одна выше другой. В воде они имеют ПОЛО: плавучесть и сно- уне^ичению верти-, кального раскрытия т-рала; кро­ ме того, доски эти как бы нап­ равленно «загоняют» рыбу в ме­ шок. Нижнюю подбору рижане во­ оружают грузом применительно й особенностям грунта. Ценной 4груз крепится одним концом. Другой конец — свободный. Ког­ да подбора идет у самого дна, эти свободные концы амортизируют ее, не дают касаться грунта. По­ этому попадание грязи (камней, ракушек, крабов и т. п.) у ри­ жан — явление редкое, рыба, как правило, чистая. Они счита­ ют, что свободные концы цепок предохраняют т р а л . от повреж­ дений. . . . Трал у прибалтийцев настоль­ ко мал но весу, что при дележке уло-ва они обходятся без сушил­ ки и патента. Траловый мешок легко переносится на плече од- . ним человеком. Отличается у них от нашего и гайтян кутка. Он — без зам­ ка, завязывается уэлЪм «рёнка». Сам пробовал, отдается гайтян мш о в е т а о / дернул конец —' и улов выливается. На эту опера­ жи тельную собствуют цию у нас уходит времени в не­ сколько раз ^больше. \ • л * Времени иа спуск и подъем тра­ ла рижане затрачивают меньше, чем мурманские рыбаки. И дело не только в слаженной работе! палубной команды, наши моря­ ки умеют также действовать бы­ стро и ловко. Облетчает и уско­ ряет труд рижан в первую оче­ редь то, что они имеют дело с компактными и легкими оруди-. ями лова. ^ Экиятаж GPT-p-9024 успешно добывает не только сельдь, но и хек, скумбрию. Помню, как на ­ ши и прибалтийские суда об­ лавливали один и тот же косяк скумбрии. Наши РТ и ОРТ име­ ли подъемы 1,5—2 тонны, а рижские 6—10 тони за тралет­ ние и - даже больше. ? У рижан стоит поучиться и оперативности в перестройке своей работы. Когда косяк сель­ ди поднялся с грунта в средние слои воды, они буквально через 30—40 минут спустили подго­ товленный ааранее близнецовый трал. А наши экипажи доволь­ ствовались небольшими уловами. В своих заметках я рассказал только о тех вопросах организа­ ции лова сельди и других пород рыбы, которые более близки к моей профессии. Мастерство, умение рилюкия колхозников ловить рыбу нас не только Восхищают, но и наводит на грустные размышления. Мур­ манские рыбаки ,всегда слави­ лись своей промысловой хваткой* морскими и промысловыми ка* честна ми. У северта, действи­ тельно, многие учились. Но вре­ мя идет вперед, и дальнейшее развитие промысла в открыто* море требует постоянного совер­ шенствования методов промысла, орудий лова. Кто сейчас дер­ ж и т с я - з а устаревшие!-методы я •промысловую технику • (моя, пусть-хуже, но зато — свей*), тот неизбежно отстает. Мурманеким промысловив,'а м следует более внимательно ш оперативно изучать о*шт рабе* ты рыбаков других .; бассейнов, быть застрельщиками в деяе внедрения всего нового, про­ грессивного на наших флотах. В. Б РИТВИН, старший маг стер по добыче Траулера «Мценск». В ходе социалистического соревнования в честь 50-ле­ тия Советской власти замеча­ тельного успеха добились мо­ ряки производственного реф­ рижератора «Перемышль». Ре­ шением главного управления «Севрыба» и обкома профсою­ за рабочих пищевой промыш­ ленное ги передовой экипаж занесен в Книгу трудовых по­ дарков 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В борьбе эа выполнение обя­ зательств на этом судне отли­ чились многие моряки, фами­ лии которых занесены на су­ довую Доску почета, а неко­ торым объявлены благодарно­ сти. На снимке: передовые мо­ ряки ПРТ «Перемышль* — матросы Виктор Третьяков, Владислав Дедюра, Клавдий Соловьев, Вячеслав Сысоев и мастер по обработке рыбы Иван Середа. ВЕЯ нм помчатся на Урал и в Ле­ нинград, в Подмосковье и на Украину... Сто семнадцать человек тру­ дится и этом цехе рыбного пор­ та, возглавляемом коммунистом Петром Ивановичем Брьшцевым. Коллектив включился в борьбу за коммунистический труд. Два­ дцати шести рабочим и служа­ щим . уже присвоены высокие зва ігия ударников коммунисти­ ческого труда. Партийная и профсоюзная ор­ ганизации проводят немалую ном году четырежды завоевывал переходящее Красное знамя, уч­ режденное руководством, парт­ комом и профсоюзным комите­ том рыбного порта.- Здесь гор­ дятся путевыми обходчиками Марией Федоровной Цыбульской, Рузой Хайдуровной Бикинеевой и многими другими. Вот Галина Шеркунова — молодая рабочая. Она успешно сочетает свой труд с учебой, перешла уже в девя­ тый класс средней вечерней школы. Галина—секретарь ком­ сомольской организации цеха, изготовили три комплекта элект­ рошлагбаумов. Они значительно облегчают труд наших дежур­ ных но переезда іу, дают эконо­ мию во времени, действуют без­ ошибочно. Задаю вопрос начальнику це­ ха: — Петр Иванович, что нового есть еще в техническом оснаще­ нии железнодорожного хозяйства порта? — Немало. Например, мы по­ лучили мотодрезину, и теперь ремонтники доставляются на ра- 1)11ІІІШ ІІІІ ІІІШШ ІІІІІI I II I ІШ ІІІІМШ ІШШІІНІІШІІШШІІІІІІІІШШІІІІІІІІІІІІКІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІН Ш ІІІІІІІНІПІІІІІІІІІІІ Г УДКИ тепловозов, шум при­ ближающихся и удаляю­ щихся составов. Рельсы и «трелки, переезды и шлагбау­ мы... У рыбного порта большое же­ лезнодорожное хозяйство. Про­ тяженность только рельсо'вьис кусеи -составляет добрый полсот- тьт- киаометіров. И днеім и ночью « м а р о в ы е юркие тепловозы со* етаввгаот поездаг подают вагоны и нрнтеала-м, прямо к траулерам* доставившим рыбную продук- ддаэ* Вот и іь то утро одва из луч* жя& 'шътво&вшк,: машинистов. Саде$$№а« А&ршшшп* левел, со- чум» и * яа«ововгжшодильников. • ш глуйоиоводньш нркчал, куда ікэдошел океанский производст-; Ѵешшй р ёф ^к ёр а торны й трау*! яер: Спустя ііош&іяі посла' to ro ^ как ПРТ рйіва^товалсЯі могучий ііортальйьій кран :‘ . начал брать иЗ его трюйа'' яцйкгі с заг •« мороженной* "рыбой й подавать« их -к .вагонам. А жючж.іэтн ваго»,- На станции нашей. ■ ■ іпііініімііііііііііміііііііііііііііііііііііііі; iiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiii работу но воохштіишю людей в пользуется'уважением не только духе морального кодекса строи* у молодежи, во и у ветеранов- теля коммунизма. В коллективе рабочих. Любит она и спорт: на дорожат честью своего труда, соревнованиях неизменно в чие- (ѵваего цеха. .Показательно, что ле лучших. ряды ударников коммулястиче- нюне цех плам грузооборо­ т о м труда адек;ь растут. Но и.... та т 115 ^ ц е н т о в . Недавно два работника . цеха решением цехового комитета, са­ мих рабочих были лишены этого высокого звания^ Трудятся они неплохо, но забыли о том, что и Это значит, что перевезена до­ полнительно не одна тысяча тонн рыбных продуктов. ...Начальник цеха показывает в. быту должны показывать п р и - ^ам железнодорожное o6nnri>Ttoe іМ-е р остальным.. . , , хозяйство. Хорешее знание дела, .добро- . — Ввдите эти шлагбаумы? -г-. ;соовестный труд многих людей говорит он, когда»мы остаиавли- номогают коллективу в соцнали-. ваемся у переезда. — Они нри- «стическом, соревновании нв честь..водятся. в действие электричест- 50 -летия , 0 ове<інжой . власти. ,добд- вом. А раньше их ; приходилось ; ваться -неядо^их. і успехов.. . ; 5 Ке-;. пс№Шмать и .опушать вручную, де^нодо^ніный ' цех.* юЙилей-^,Наши умельцы своими силами ^ бочие* места за «ѳса^лько шивут. А прежде они пешкоім добира­ лись. Экономятся времл и силы людей. Прежде рельсовые зазоры разгоняли вручную с помощью несовершенных инструментов и приспособлений. Это был тяже­ лый, малопроизводительный ТРУАт занимались им І0—12 че­ ловек. . A Tejtepb дтримешіем рельсоразгонщики — нові^ір, со­ вершенные технические меха­ низмы. Два челшіёка без особых усилий выполняют то, что' дела­ ли прежде двенадцать, Да ^ еще бьіечпрёе и лучіііеі 1' • • — • *— I Г- •, ..Начальник цеха рассказал, ^что от{>ом.ное значение; ирнобретает аамедеа -рельсовых путей старых времен. Ойчас в порту п о г л а ­ дываются пути с современными тяжелыми рельсами В настоя­ щее время заменены на новые уже около километра рельсовых путей. — Как известно, наш рыбный порт расширяется в связи с раз­ витием рыбодобывающих фло­ тов. Объем грузоперевозок рас­ тет. В ближайшее время наш цех получит еще два новых, совре­ менных тепловоза. Оснащенио новей шей тех ни­ кой — осио»ва дальнейшего раз­ вития железнодорожного* цеха рыбного порта. Сделано немало, но предстоит сделать еще боль­ ше. И это понимают в, дружном и умелом коллективе. Рабочие и • инженерно-тох»ич^*кие работ­ ницей цеха обязались раньше на­ меченного срока заменить еще. полтора километра рельсов, у*> тановиггь пять комплектов стре­ лочных переводов и четыре комплекта переводных брусьев на стрелках. И — завоевать по­ четное звание цеха коммунисти­ ческого труда.. Верится, что коллектив^- цеха у спеіпйо вьшолнит нам ечей иые задачи. Потому что здесь ecfb главное^ для =этого — умелые, сознательно относящиеся ’М сво- ‘ему важт?ому делу ліодп. ѵ, ^ ѵ , Ш. БИНЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz