Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.
Условия одинаковые ІІо заданию промни зводки главка «Севрыба» экипаж наше- г# траулера вед поиск рыбы в районах Северо-Западной Ат лантики. обслуживал нромысло- вяни корабли тралового флота и ♦Му£л*ансел ьди». Иа Джорджсс-ба нке кон-цент- рацнк сельди вместе с нами об лавливали такого и прибалтий- сиве рыбаки. В частности, сред- ѵ т рефрижераторные траулеры фжт&тъ «Рыбанколхозсоюэа». .. Не секрет, что у некоторых ;¥ 0 }мтов нашего флота еще бы тует этакое нренебрежитель ное отношение к рыбакам-колхозни- кэм. Но, наблюдая за работой /рижских рыбаков-колхозников на Дяшрджес-бакке, ниш экипаж, да ! ж не только наш, откровенно ска жу. вчень завщщорал этим удач-' л и м » «оморам. Экипажи облав ливали сельдь в одних и тех же квадратах, мотео- а грунтовые условия были одинаковые как для пас, так и для них. А ре зультаты работы —- разные. Там, где команда мурманского трау лера за- 1,5—2 паса три лени;* до-, бывала тонну сельди, рижане *поднимали на борт 4—5, норой да же -да десятка то нн рыбы. . На промысловых советах ка питаны рижских судов говори ли, что ловят они столько, сколько им надо, то есть с уче том потребностей и возможно стей приема рыбы плавбазой. Нужно на базу сдать 15 тонн, добывают пятнадцать, надо Ч*о- рои т о т * -— берут все сорок. . Mtč радовались такому успеху прибалтийцев, и признаться еще роз, завидовали им. Нот это — активный лов, г. полном пони мании этого слова! Было совершенно ясно, что де ло пе столько в рыбацкой удаче, сколько в мастерстве рижан, в использовании ими орудий лова. Кое о чем опи рассказывали лам по радио. Но одно дело ра дио, другое — когда сам все это ‘ВИДИШЬ, Но частной, повторяю, частной инициативе капитанов траулера «Акула» и нашего корабля были установлены, более тесные связи с прибалтийцами. Моряки «Аку лы» взяли у них полностью сна- ряжепный трал. По решению на шего капитана, автор этих строк на еутжи пересаживался на СРГ-р-9024 рижского *Рыбаккол- хоасоюаа». Встретили меня рижане при ветливо. — Ночью мы не ловим, некуда девать и дневные уловы, — ска зал, улыбаясь, капитан Рости слав Иванович Мищенко. — Сей час отдыхайте, а утром посмот рите, как мы работаем. Признаюсь, я проявил «неди сциплинированность», и всю ночь посвятил изучению орудий лова, которыми пользуются рижане. Неоценимую помощь оказали мне в этом старший мастер лава и его помощник. Работают рижане тралом кон струкции близкой к тралу чер теж №' 1770. Но как отличаются орудия лова между собой! У ри жан тралы намного облегченные по сравнению с нашими. Дель — из синтетического волокна, ниги с е т е й к р у ч е н ы е , почти вдвое •тоньше. ^ .-•• у Траловые, доски . они t применяв ют не овальные, а прямоуголь ные, без щелевые и также облег-і 1ченные. ІЗслй у нашей траловой доски ‘тюльке один киль весит 300 килограммов, то у рижан столько весит вся доска. Углы атаки этцх досок регули руются. Если сельдь залегает у . самого грунта, ри?|<анег увеличив вают горизонтальное ., раскрытие трала, придав доскам меньший угол атаки, В случаях, когда ры ба поднимается, от грунта, уве личивается вертикальное раск рытие трала. j’ ; Расстояние между распорными •досками * определяется но углу между, ваерами ifa стопоре. Зная длину кабелей и ваеров, по фор муле производят несложные ма тематические -Вычислена#: Поль зуются опи совершенно другой формулой, чем наши промысло вики. Применяемую мурманча нами формулу Баранова они от вергают как неточную. К слову, и у многих промысловиков Мур мана такое же мнение относи тельно этого. Но это — тема для разговора в отдельной статье. Интерес представляют также и применяемые прибалтийцами так называемые «спутники» (на Мурмане их ггочему-то называ ют «богородицами»). Эти две не большие, тонкие, прямоугольные доски прикрепляются тросиками к верхней подборе одна выше другой. В воде они имеют ПОЛО: плавучесть и сно- уне^ичению верти-, кального раскрытия т-рала; кро ме того, доски эти как бы нап равленно «загоняют» рыбу в ме шок. Нижнюю подбору рижане во оружают грузом применительно й особенностям грунта. Ценной 4груз крепится одним концом. Другой конец — свободный. Ког да подбора идет у самого дна, эти свободные концы амортизируют ее, не дают касаться грунта. По этому попадание грязи (камней, ракушек, крабов и т. п.) у ри жан — явление редкое, рыба, как правило, чистая. Они счита ют, что свободные концы цепок предохраняют т р а л . от повреж дений. . . . Трал у прибалтийцев настоль ко мал но весу, что при дележке уло-ва они обходятся без сушил ки и патента. Траловый мешок легко переносится на плече од- . ним человеком. Отличается у них от нашего и гайтян кутка. Он — без зам ка, завязывается уэлЪм «рёнка». Сам пробовал, отдается гайтян мш о в е т а о / дернул конец —' и улов выливается. На эту опера жи тельную собствуют цию у нас уходит времени в не сколько раз ^больше. \ • л * Времени иа спуск и подъем тра ла рижане затрачивают меньше, чем мурманские рыбаки. И дело не только в слаженной работе! палубной команды, наши моря ки умеют также действовать бы стро и ловко. Облетчает и уско ряет труд рижан в первую оче редь то, что они имеют дело с компактными и легкими оруди-. ями лова. ^ Экиятаж GPT-p-9024 успешно добывает не только сельдь, но и хек, скумбрию. Помню, как на ши и прибалтийские суда об лавливали один и тот же косяк скумбрии. Наши РТ и ОРТ име ли подъемы 1,5—2 тонны, а рижские 6—10 тони за тралет ние и - даже больше. ? У рижан стоит поучиться и оперативности в перестройке своей работы. Когда косяк сель ди поднялся с грунта в средние слои воды, они буквально через 30—40 минут спустили подго товленный ааранее близнецовый трал. А наши экипажи доволь ствовались небольшими уловами. В своих заметках я рассказал только о тех вопросах организа ции лова сельди и других пород рыбы, которые более близки к моей профессии. Мастерство, умение рилюкия колхозников ловить рыбу нас не только Восхищают, но и наводит на грустные размышления. Мур манские рыбаки ,всегда слави лись своей промысловой хваткой* морскими и промысловыми ка* честна ми. У северта, действи тельно, многие учились. Но вре мя идет вперед, и дальнейшее развитие промысла в открыто* море требует постоянного совер шенствования методов промысла, орудий лова. Кто сейчас дер ж и т с я - з а устаревшие!-методы я •промысловую технику • (моя, пусть-хуже, но зато — свей*), тот неизбежно отстает. Мурманеким промысловив,'а м следует более внимательно ш оперативно изучать о*шт рабе* ты рыбаков других .; бассейнов, быть застрельщиками в деяе внедрения всего нового, про грессивного на наших флотах. В. Б РИТВИН, старший маг стер по добыче Траулера «Мценск». В ходе социалистического соревнования в честь 50-ле тия Советской власти замеча тельного успеха добились мо ряки производственного реф рижератора «Перемышль». Ре шением главного управления «Севрыба» и обкома профсою за рабочих пищевой промыш ленное ги передовой экипаж занесен в Книгу трудовых по дарков 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В борьбе эа выполнение обя зательств на этом судне отли чились многие моряки, фами лии которых занесены на су довую Доску почета, а неко торым объявлены благодарно сти. На снимке: передовые мо ряки ПРТ «Перемышль* — матросы Виктор Третьяков, Владислав Дедюра, Клавдий Соловьев, Вячеслав Сысоев и мастер по обработке рыбы Иван Середа. ВЕЯ нм помчатся на Урал и в Ле нинград, в Подмосковье и на Украину... Сто семнадцать человек тру дится и этом цехе рыбного пор та, возглавляемом коммунистом Петром Ивановичем Брьшцевым. Коллектив включился в борьбу за коммунистический труд. Два дцати шести рабочим и служа щим . уже присвоены высокие зва ігия ударников коммунисти ческого труда. Партийная и профсоюзная ор ганизации проводят немалую ном году четырежды завоевывал переходящее Красное знамя, уч режденное руководством, парт комом и профсоюзным комите том рыбного порта.- Здесь гор дятся путевыми обходчиками Марией Федоровной Цыбульской, Рузой Хайдуровной Бикинеевой и многими другими. Вот Галина Шеркунова — молодая рабочая. Она успешно сочетает свой труд с учебой, перешла уже в девя тый класс средней вечерней школы. Галина—секретарь ком сомольской организации цеха, изготовили три комплекта элект рошлагбаумов. Они значительно облегчают труд наших дежур ных но переезда іу, дают эконо мию во времени, действуют без ошибочно. Задаю вопрос начальнику це ха: — Петр Иванович, что нового есть еще в техническом оснаще нии железнодорожного хозяйства порта? — Немало. Например, мы по лучили мотодрезину, и теперь ремонтники доставляются на ра- 1)11ІІІШ ІІІІ ІІІШШ ІІІІІI I II I ІШ ІІІІМШ ІШШІІНІІШІІШШІІІІІІІІШШІІІІІІІІІІІІКІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІН Ш ІІІІІІІНІПІІІІІІІІІІІ Г УДКИ тепловозов, шум при ближающихся и удаляю щихся составов. Рельсы и «трелки, переезды и шлагбау мы... У рыбного порта большое же лезнодорожное хозяйство. Про тяженность только рельсо'вьис кусеи -составляет добрый полсот- тьт- киаометіров. И днеім и ночью « м а р о в ы е юркие тепловозы со* етаввгаот поездаг подают вагоны и нрнтеала-м, прямо к траулерам* доставившим рыбную продук- ддаэ* Вот и іь то утро одва из луч* жя& 'шътво&вшк,: машинистов. Саде$$№а« А&ршшшп* левел, со- чум» и * яа«ововгжшодильников. • ш глуйоиоводньш нркчал, куда ікэдошел океанский производст-; Ѵешшй р ёф ^к ёр а торны й трау*! яер: Спустя ііош&іяі посла' to ro ^ как ПРТ рйіва^товалсЯі могучий ііортальйьій кран :‘ . начал брать иЗ его трюйа'' яцйкгі с заг •« мороженной* "рыбой й подавать« их -к .вагонам. А жючж.іэтн ваго»,- На станции нашей. ■ ■ іпііініімііііііііііміііііііііііііііііііііііііі; iiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiii работу но воохштіишю людей в пользуется'уважением не только духе морального кодекса строи* у молодежи, во и у ветеранов- теля коммунизма. В коллективе рабочих. Любит она и спорт: на дорожат честью своего труда, соревнованиях неизменно в чие- (ѵваего цеха. .Показательно, что ле лучших. ряды ударников коммулястиче- нюне цех плам грузооборо т о м труда адек;ь растут. Но и.... та т 115 ^ ц е н т о в . Недавно два работника . цеха решением цехового комитета, са мих рабочих были лишены этого высокого звания^ Трудятся они неплохо, но забыли о том, что и Это значит, что перевезена до полнительно не одна тысяча тонн рыбных продуктов. ...Начальник цеха показывает в. быту должны показывать п р и - ^ам железнодорожное o6nnri>Ttoe іМ-е р остальным.. . , , хозяйство. Хорешее знание дела, .добро- . — Ввдите эти шлагбаумы? -г-. ;соовестный труд многих людей говорит он, когда»мы остаиавли- номогают коллективу в соцнали-. ваемся у переезда. — Они нри- «стическом, соревновании нв честь..водятся. в действие электричест- 50 -летия , 0 ове<інжой . власти. ,добд- вом. А раньше их ; приходилось ; ваться -неядо^их. і успехов.. . ; 5 Ке-;. пс№Шмать и .опушать вручную, де^нодо^ніный ' цех.* юЙилей-^,Наши умельцы своими силами ^ бочие* места за «ѳса^лько шивут. А прежде они пешкоім добира лись. Экономятся времл и силы людей. Прежде рельсовые зазоры разгоняли вручную с помощью несовершенных инструментов и приспособлений. Это был тяже лый, малопроизводительный ТРУАт занимались им І0—12 че ловек. . A Tejtepb дтримешіем рельсоразгонщики — нові^ір, со вершенные технические меха низмы. Два челшіёка без особых усилий выполняют то, что' дела ли прежде двенадцать, Да ^ еще бьіечпрёе и лучіііеі 1' • • — • *— I Г- •, ..Начальник цеха рассказал, ^что от{>ом.ное значение; ирнобретает аамедеа -рельсовых путей старых времен. Ойчас в порту п о г л а дываются пути с современными тяжелыми рельсами В настоя щее время заменены на новые уже около километра рельсовых путей. — Как известно, наш рыбный порт расширяется в связи с раз витием рыбодобывающих фло тов. Объем грузоперевозок рас тет. В ближайшее время наш цех получит еще два новых, совре менных тепловоза. Оснащенио новей шей тех ни кой — осио»ва дальнейшего раз вития железнодорожного* цеха рыбного порта. Сделано немало, но предстоит сделать еще боль ше. И это понимают в, дружном и умелом коллективе. Рабочие и • инженерно-тох»ич^*кие работ ницей цеха обязались раньше на меченного срока заменить еще. полтора километра рельсов, у*> тановиггь пять комплектов стре лочных переводов и четыре комплекта переводных брусьев на стрелках. И — завоевать по четное звание цеха коммунисти ческого труда.. Верится, что коллектив^- цеха у спеіпйо вьшолнит нам ечей иые задачи. Потому что здесь ecfb главное^ для =этого — умелые, сознательно относящиеся ’М сво- ‘ему важт?ому делу ліодп. ѵ, ^ ѵ , Ш. БИНЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz