Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.
С ЛОВО «мастер» у пае иа Руги имеет древние корни. Надави.) народ называл этим словом умельцев, которые своим трудом создавали замеча тельные изделия обихода, ору дия труда и искусства. Позна ния, трудолюбие и искусность русских мастеров были давно из вестны за пределами страны. Боном ним хотя бы воспетого в литературе знаменитого туль ской) Левшу и;ін всемирно из вестных вологодских кружевниц, архангельских косторезов и дру- і*мх мастеров. По в наше время от требуется нечто гораздо нем профессиональные •Он должен знать весь прнзводства, уметь іиюжлыми машинами мастера больше, навыки, процесс управлять и прибора ми, а главное — уметь руково дить людьми. В траловом флоте трудится Солее тысячи мастеров н)ижзвод- ства различного профиля. Это — мастера по добыче, мастера по обработке, мастера но выработке консервов и рыбьего жира. Они составляют внушительный отряд опециалистов на промысловых кораблях, играют огромную роль в деле дальнейшего развития н а шего флота, увеличения добычи рыбы. Вот о роли мастера, о его месте « а траулере и пойдет речь в этих заметках. Мастер — связующее звено между капитаном, его помощни ками и остальными членами па лубной команды. Выполняя ука зания капитана, его вахтенных помощников, старший мастер или мастер по добыче организует •Еруд матросов по спуску и подъ ему трала, чинке орудий лова, а мастера но обработке — уборку улова. И еще специфика работы мас тера на промысловом корабле за ключается в том. что он не толь ко руководит работой матросов, но и сам непосредственно рабо тает с ними. Это совершенно не снижает роль мастера как руководителя. Напротив, такая специфика ра боты обязывает его быть требо вательным, в то же время чут- югче Горедвловс, Максиме Павло виче Лебедеве, Федоре Алексее виче Корпмгадоои, Василии Ни колаевиче Резвове, мастерах но добыче Владимире Ивановиче Лаврове, Рифкате Мухаметшине и многих других. (Зрели мастеров по обработке заслуженной репутацией знато ков своего дела и чутких людей пользуются Виталий Ефимович Галич. Владимир Анатольевич Герасимов и десятки других спе циалистов. Из рук мастеров старшего по коления эстафету трудовых дел принимает и уверенно несет мо лодежь. Среди молодых специа листов отлично показывают себя старшие мастера но добыче Ана толий Андреевич Рысов, Петр Николаевич Юрченко и . многие другие. \ Пройдут годы, многие из сегод- клипфиска. Опираясь па маете? ров, и «режде всего ік* рьібмас- терон,* капитаны, -партийные ор ганизации и судкомы провели большую разъяснительную и ор ганизаторскую работу среди мо ряков палубных команд. Многие из рыбмастеров и их помощни ков показывали личный пример трудолюбия п понимания госу дарственного значения поставлен ной задачи. Они вели за собой матросов, помогали им быстрее овладевать «секретами» выра ботки этого продукта. Очень нанрнженлое задание пя ти месяцев но заготовке клин- фиска было перевыполнено. На флоте созданы условия для развития творческой инициативы моряков, в том числе мастеров. В наш отдел часто приходят старшие мастера по добыче и их помощники с предложениями об ный .приток мастеров, а также т , Дма*трвева капитан Кожа- матросов на учебу. Существую- кин приказал загрузить грун- іцие ныне темпы подготовив ма<;- трои настолько, что трал вообще ~ резуль- теров в учебных заведениях л я в коей мере не обеспечивают флот нуж ными кадра ми. В решении этого вопроса не обходима помощь главка «Сев- рыба» и Министерства рыбного хозяйства СССР. Не снимая ответственности за подготовку и совершенствование знаний мастеров с отделов фло та, следует сказать, что они одни не могут успешно решить эту за дачу. Мы считаем, что необходи мо повысить ответственность к а питанов, партийных, профсоюз ных и комсомольских организа ций траулеров за вовлечение мо лодежи в учебу и за контроль над успеваемостью тех, кто уже учится. Пока кроме ничего не дающих разговоров о веобходи- liniHltlltllMlllinillllHIMItilUIIIIHIIIIItHltiitlHHItmtlltlllHlllMlirilllHtlllllllllllllllllllllllllllllllftlllltllllllllllllllllllllll Мастер на т ра улере 1!»ІІШ!»І!Ш!ІШ»І»НѴ!І«»»І>ШШІІ»ІІІІ!ІІІШІІІІІІІ!ІШІІШІІ!ІІІІ!!ІІШІШІІІІ!9Ііиі!і!ІШІНШІІ»!І»іШ»!>ШШІІІІ!И«ІШШШІІ! няшних молодых матросов станут сами мастерами, штурманами, ка питанами. И вое они будут с бла годарностью помнить о мастере, который когда-то каждый день внимательно и заботливо направ лял их первые шаги на корабле, учил любить свою нелегкую, но почетную морскую профессию. О человеке, который был всегда рядом в работе, строго требовал но и приходил всегда на помощь в трудных случаях. В памяти своих учеников он оставит глубокий след, глубокую веру в душевное богатство чело века, стремление подражать луч шим. О людях многих морских про фессий написано немало, сложе ны песни. Песня о мастере трау лера еще ждет своего поэта, С такими замечательными людьми можно успешно решать все задачи, стоящие перед фло том. Необходимо только направ лять их деятельность, помогать им совершенствовать организа- ким и справедливым командиром, торс-кие способности, больше впи- восдіитателем. В этих условиях особенпо боль шое значение приобретает лич ный пример мастера. Как известно, искусство руко водителя — самое сложное. Веж ливый и выдержанный, ровный в отношениях со своими подчинен ными и в то же время принци пиально требовательный мастер, ве допускающий панибратства во взимоотношениях с людьми, все гда будет душой коллектива. Ему легче воспитывать своих подчи ненных, мобилизовать их на успешное решение даже самых трудных задач. У нас на флоте — сотни таких замечательных мастеров. Имена многих из них знают на кораб лях. Тепло и задушевно отзы ваются моряки о старших мас терах по добыче Герое Социали стического Труда Павле Ива но- мания уделять вопросам, воспи тания самих мастеров. Здесь — широкое поле деятель ности для капитанов траулеров п их помощников, судовых партий ных, профсоюзных и комсомоль ских организаций. На многих траулерах флота по-наотоящему ггроводят воепи- тательную работу с мастерами, и это «цепной реакцией» передает ся остальным морякам коман ды. О том. какое благотворное влия ние оказывает такая работа на производственную деятельность и сознание людей, говорят мно гие факты. Вот один из них. В связи с возникшей задачей руководство, партком и базком флота обратились к морякам про мысловых кораблей с призывом увеличить производство ценного экс иортного рыбопродукта — Письмо в редакцию улучшении конструкции орудии л<ѵва, усовершенствова нии п )М>- цессов работы с этими. Многие начинания мастеров были под держаны и рекомендованы для использования на практике.. Работая в районах Южной Ат лантики, экипажи производствен ных рефрижераторов испытыва ли большие затруднения и теря ли много промыслового времени из-за частых порывов рубашки кутка трала. Старший мастер по добыче ПРТ «Рембрандт» Л. С. Михайлов на шел выход из создавшегося пс- ложенвя, Он внес рационализа торское предложение о новой конструкции этой части трала, внедрил новшество у себя и по делился своим опытом с экипа жами других судов. Аварийность тралов резко сократилась, эки пажи судов стали работать луч ше. Такие примеры не единичны. ЕТ нужды доказывать важность обучения и вос питания самих мастеров. Чем больше его опыт и знания, тем успешнее идет работа ва участке, а следовательно и на траулере. Среди мастеров тралового фло та высшее и среднее специальное образование имеют 61 человек, среднее общеобразовательное ~ 168 человек. В институтах, тех никумах и общеобразовательных учебных заведениях обучается заочно НМ мастера. Надо прямо признать, что де ло с обучением и повышением квалификации мастеров в трало вом флоте обстоит пока небла гополучно. Приходится слышать немало упреков в адрес отделов управ ления флота, в большей части своей справедливых. Нередко ра ботники отделов просто беспо мощны в решении вопросов под готовки мастеров. До сих пор не разработаны конкретные меры, которые обеспечивали бы замет- перестал ловить рыоу. В тате экипаж судна оказался в пролове. Эти факты говорят, к сожале< нию, что есть еще капитаны, ко торые не развивают инициативу мастеров, не создают им условий для творческой работы, допус кают грубости. Вместо терпели вой и постоянной работы с мас терами, они прибегают к осуж денным методам голого админи стрирования. А ПАШ взгляд, неправиль ным является то положе ние, когда вопросы поощ рения и наказания членов эки пажей траулеров, приема ва ра боту и увольнения, повышения или понижения классности мат росов, премирования решаются сейчас, как правило, (>ез участия мастеров. Мы считаем, что именно привлечением мастеров к уча стию в решении этих вопросов и надо развивать их инициативу, повышать их роль на судне. Бы-* ло бы оче*нь полезным, когда с предложением о поощрении или мости учиться иа многих кораб- наказании того или иного матро- лях практически ве занимаются к капитану и в судком обра- в эдом вопросом. УСЛОВИЯХ, когда трало вый флот испытывает ну>цду в квалифициро ванных мастерах, кое-где прояв ляется неправильное отношение к ним со стороны старшего командного состава кораблей. За последние три года на флот іцался старший мастер. Кому, как не мастеру, лучше знать, кто из матросов работает хоро шо, кто плохо? Но почему тогда очень редко привлекают масте ров при установлении классно сти матросов, при определении размеров премий? Почему бы не использовать было принято много молодых тех- флоте, например, опыт Кировско* н ников-добытчиков. А сейчас на траулерах их осталось очень ма ло. Главной причиной текучести кадров молодых специалистов явилось то, что многие капита ны не проявили о них должной заботы, не о т д а л и условий для скорейшего приобретения ими практических навыков. Па БМРТ-405 «Дружба» тех ник-добытчик тов. Лексухии два года работал матросом. Чтобы работать на должности мастера, ему пришлось перейти на другое судно. Были случаи, когда молодых мастеров-добытчиков, наира в- ленных на суда, капитаны ис пользовали в качестве рыбообра ботчиков. Нельзя обойти молчанием не годный стиль работы отдельных капитанов и с опытными масте рами. JІа БМРТ-242 ' «Свердловск» капитан-директор тов. Лысенко пренебрегал опытом и мнением старшего мастера по добыче тов. го шинного завода, где назначе ние на должность мастера обя зательно обсуждается в партий- ной организации, а контроль вад учебой мастеров осуществляет профсоюзный комитет. Путей развития инициативы мастеров, повышения их роли как руководителей бесконечно много. Надо только вдумчиво и своевременно находить и исполь зовать их. Можно и нужно, н&нример, иначе, чем сейчас, организовы вать прием молодого пополнения на флот. Неплохо бы, прежде чем зачислить молодых моряков на флот, устроить их встречу с мастерами траулеров, на которых им предстоит работать в море. И если уж сам мастер подобрал матроса, ога будет чувствовать значительно больше „.оцветствен- ности за его обучение д* воспи тание. n t Y ; * * * Я не ставил целью давать ре цепты работы с мастерами на Ободец. Вместо того, чтобы флоте. Эти • заметки . призваны Вот так встретили! Экипаж БМРТ «Лунник» четы ре месяца находился па промыс ле в районе Большой Ньюфаунд лендской банки. Поработали мо ряки хорошо: выработали 2000 тонн разделанной рыбной про дукции, в том числе много тре скового филе. Рейсовое задание выполнено на 130 процентов. Возвращались в порт с радо стным настроением, чувством выполненного долга. Ведь эки паж «Лунника» — первый среди команд БМРТ, заготовивший та кое рекордное количество раз деланной рыбы в нынешнем году. Но порт неприветливо встретил моряков. Вот что об этом гово рит первый помощник капитана Иван Федорович Иванов: — Пришли в порт 23 июня. К причалу нас не пустили, около двух суток стояли на рейде. По том судно поставили к 16-му при чалу, по третьим корпусом. Опять стояли. И только 2Н июня вече ром нас поставили первым кор пусом под выгрузку. Потеряно пить суток у коллектива болыпо* рублей убытка, го промыслового судна, наечиты- 5 суток, вающего около 90 человек. ; По и сейчас выгрузка рыбо продукции производится медлен но. Якобы, не хватает железно* дорожньтх вагонов. Поэтому бе рут рыбу только из одного трюма. Был у нас на судне замести тель начальника флота тов. Ииз- гирев, посочувствовал нам, ска* зал, что ничего не поделаешь —* в порт приходит много кораблей с большими грузами и поэтому создается пробка. Но от таких объяснений нам не стало легче. Шестой день, как мы пришли с моря, а до сих пор у нас не при няли ведомость на ремонтные ра боты. Обращались на завод меж дурейсового ремонта, лам отве тили: ждите, придет прораб. Нет. не так встречают моря ков после долгого плавания в океане, они заслуживают лучше го отношения к себе. Такая организация дела при носит ущерб и государству — ведь даже одни сутки простоя БМРТ дают несколько тысяч Л мы простояли 3. ИЛЬИН, искать причины низких уловов в недостатках судовождения, тов. Лысенко обвинил в нролове мас теров по добыче, которые якобы работали неисправными трала ми. Пренебрежительно относился в последнем рейсе к старшему мас теру тов. Пархоменко и капитан РТ-329 тов. Кожакин. С мнением старшего мастера он не считал ся, на софсты отвечал грубостью. Вопреки предложениям тов. Пар хоменко и мастера-наставника обратить внимание руководства, партийных и . комсомольских ор ганизаций к этому важдодоу во просу. — : - Несомненно одно: без вдумчи вой, кропотливой работы по вос питанию мастеров, повышения их роли, заботы о них нрактиче* ски нельзя решить вопрос о даль нейшем успешном развитии на* ш ею флота. В. ПОПОВ, заместитель на чальника отдела добычи тра- 1 лового флота. . Л о р о д и о й стрлше Ленинград. Судостроители Адмиралтейского завода, вы полняя социалистические обя зательства в честь 50-летая Великого Октября, закончили стапельную постройку и спу стили на воду ледокол «Геор гий Седов». Судно имеет спе циальное оборудование для проведения гидрографических работ на трассе Северного морского пути. Ледокол при писан к порту Провидения, где он заменит обслуживаю щее ледокольно-транспортное судно «Георгий Седов». Мощ ность нового ледокола почтив 2 . 5 раза превышает мощность его предшественника. На снимке: епуск на воду ледокола «Георгий Седов». • Ленинград. На Пролетарском заводе судового машиностро ения осваивается выпуск электрогидравлнчееких кранов грузоподъемностью 8 тонн с вылетом стрелы от 4,8 до 18 . 5 метра. Новые краны ус танавливаются на судах раз личного назначения. Они удобны в работе, так как имеют неограниченный угол поворота вокруг оси. На снимке: сборка судового грузового электрогидравли- ческого крана. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz