Рыбный Мурман. 1967 г. Июль.

С ЛОВО «мастер» у пае иа Руги имеет древние корни. Надави.) народ называл этим словом умельцев, которые своим трудом создавали замеча­ тельные изделия обихода, ору­ дия труда и искусства. Позна­ ния, трудолюбие и искусность русских мастеров были давно из­ вестны за пределами страны. Боном ним хотя бы воспетого в литературе знаменитого туль­ ской) Левшу и;ін всемирно из­ вестных вологодских кружевниц, архангельских косторезов и дру- і*мх мастеров. По в наше время от требуется нечто гораздо нем профессиональные •Он должен знать весь прнзводства, уметь іиюжлыми машинами мастера больше, навыки, процесс управлять и прибора­ ми, а главное — уметь руково­ дить людьми. В траловом флоте трудится Солее тысячи мастеров н)ижзвод- ства различного профиля. Это — мастера по добыче, мастера по обработке, мастера но выработке консервов и рыбьего жира. Они составляют внушительный отряд опециалистов на промысловых кораблях, играют огромную роль в деле дальнейшего развития н а ­ шего флота, увеличения добычи рыбы. Вот о роли мастера, о его месте « а траулере и пойдет речь в этих заметках. Мастер — связующее звено между капитаном, его помощни­ ками и остальными членами па­ лубной команды. Выполняя ука ­ зания капитана, его вахтенных помощников, старший мастер или мастер по добыче организует •Еруд матросов по спуску и подъ­ ему трала, чинке орудий лова, а мастера но обработке — уборку улова. И еще специфика работы мас­ тера на промысловом корабле за ­ ключается в том. что он не толь­ ко руководит работой матросов, но и сам непосредственно рабо­ тает с ними. Это совершенно не снижает роль мастера как руководителя. Напротив, такая специфика ра­ боты обязывает его быть требо­ вательным, в то же время чут- югче Горедвловс, Максиме Павло­ виче Лебедеве, Федоре Алексее­ виче Корпмгадоои, Василии Ни­ колаевиче Резвове, мастерах но добыче Владимире Ивановиче Лаврове, Рифкате Мухаметшине и многих других. (Зрели мастеров по обработке заслуженной репутацией знато­ ков своего дела и чутких людей пользуются Виталий Ефимович Галич. Владимир Анатольевич Герасимов и десятки других спе­ циалистов. Из рук мастеров старшего по­ коления эстафету трудовых дел принимает и уверенно несет мо­ лодежь. Среди молодых специа­ листов отлично показывают себя старшие мастера но добыче Ана­ толий Андреевич Рысов, Петр Николаевич Юрченко и . многие другие. \ Пройдут годы, многие из сегод- клипфиска. Опираясь па маете? ров, и «режде всего ік* рьібмас- терон,* капитаны, -партийные ор­ ганизации и судкомы провели большую разъяснительную и ор­ ганизаторскую работу среди мо­ ряков палубных команд. Многие из рыбмастеров и их помощни­ ков показывали личный пример трудолюбия п понимания госу­ дарственного значения поставлен­ ной задачи. Они вели за собой матросов, помогали им быстрее овладевать «секретами» выра­ ботки этого продукта. Очень нанрнженлое задание пя­ ти месяцев но заготовке клин- фиска было перевыполнено. На флоте созданы условия для развития творческой инициативы моряков, в том числе мастеров. В наш отдел часто приходят старшие мастера по добыче и их помощники с предложениями об ный .приток мастеров, а также т , Дма*трвева капитан Кожа- матросов на учебу. Существую- кин приказал загрузить грун- іцие ныне темпы подготовив ма<;- трои настолько, что трал вообще ~ резуль- теров в учебных заведениях л я в коей мере не обеспечивают флот нуж ными кадра ми. В решении этого вопроса не­ обходима помощь главка «Сев- рыба» и Министерства рыбного хозяйства СССР. Не снимая ответственности за подготовку и совершенствование знаний мастеров с отделов фло­ та, следует сказать, что они одни не могут успешно решить эту за ­ дачу. Мы считаем, что необходи­ мо повысить ответственность к а ­ питанов, партийных, профсоюз­ ных и комсомольских организа­ ций траулеров за вовлечение мо­ лодежи в учебу и за контроль над успеваемостью тех, кто уже учится. Пока кроме ничего не дающих разговоров о веобходи- liniHltlltllMlllinillllHIMItilUIIIIHIIIIItHltiitlHHItmtlltlllHlllMlirilllHtlllllllllllllllllllllllllllllllftlllltllllllllllllllllllllll Мастер на т ра улере 1!»ІІШ!»І!Ш!ІШ»І»НѴ!І«»»І>ШШІІ»ІІІІ!ІІІШІІІІІІІ!ІШІІШІІ!ІІІІ!!ІІШІШІІІІ!9Ііиі!і!ІШІНШІІ»!І»іШ»!>ШШІІІІ!И«ІШШШІІ! няшних молодых матросов станут сами мастерами, штурманами, ка­ питанами. И вое они будут с бла­ годарностью помнить о мастере, который когда-то каждый день внимательно и заботливо направ­ лял их первые шаги на корабле, учил любить свою нелегкую, но почетную морскую профессию. О человеке, который был всегда рядом в работе, строго требовал но и приходил всегда на помощь в трудных случаях. В памяти своих учеников он оставит глубокий след, глубокую веру в душевное богатство чело­ века, стремление подражать луч­ шим. О людях многих морских про­ фессий написано немало, сложе­ ны песни. Песня о мастере трау­ лера еще ждет своего поэта, С такими замечательными людьми можно успешно решать все задачи, стоящие перед фло­ том. Необходимо только направ­ лять их деятельность, помогать им совершенствовать организа- ким и справедливым командиром, торс-кие способности, больше впи- восдіитателем. В этих условиях особенпо боль­ шое значение приобретает лич­ ный пример мастера. Как известно, искусство руко­ водителя — самое сложное. Веж­ ливый и выдержанный, ровный в отношениях со своими подчинен­ ными и в то же время принци­ пиально требовательный мастер, ве допускающий панибратства во взимоотношениях с людьми, все­ гда будет душой коллектива. Ему легче воспитывать своих подчи­ ненных, мобилизовать их на успешное решение даже самых трудных задач. У нас на флоте — сотни таких замечательных мастеров. Имена многих из них знают на кораб­ лях. Тепло и задушевно отзы­ ваются моряки о старших мас­ терах по добыче Герое Социали­ стического Труда Павле Ива но- мания уделять вопросам, воспи­ тания самих мастеров. Здесь — широкое поле деятель­ ности для капитанов траулеров п их помощников, судовых партий­ ных, профсоюзных и комсомоль­ ских организаций. На многих траулерах флота по-наотоящему ггроводят воепи- тательную работу с мастерами, и это «цепной реакцией» передает­ ся остальным морякам коман­ ды. О том. какое благотворное влия­ ние оказывает такая работа на производственную деятельность и сознание людей, говорят мно­ гие факты. Вот один из них. В связи с возникшей задачей руководство, партком и базком флота обратились к морякам про­ мысловых кораблей с призывом увеличить производство ценного экс иортного рыбопродукта — Письмо в редакцию улучшении конструкции орудии л<ѵва, усовершенствова нии п )М>- цессов работы с этими. Многие начинания мастеров были под­ держаны и рекомендованы для использования на практике.. Работая в районах Южной Ат­ лантики, экипажи производствен­ ных рефрижераторов испытыва­ ли большие затруднения и теря ­ ли много промыслового времени из-за частых порывов рубашки кутка трала. Старший мастер по добыче ПРТ «Рембрандт» Л. С. Михайлов на­ шел выход из создавшегося пс- ложенвя, Он внес рационализа­ торское предложение о новой конструкции этой части трала, внедрил новшество у себя и по­ делился своим опытом с экипа­ жами других судов. Аварийность тралов резко сократилась, эки­ пажи судов стали работать луч­ ше. Такие примеры не единичны. ЕТ нужды доказывать важность обучения и вос­ питания самих мастеров. Чем больше его опыт и знания, тем успешнее идет работа ва участке, а следовательно и на траулере. Среди мастеров тралового фло­ та высшее и среднее специальное образование имеют 61 человек, среднее общеобразовательное ~ 168 человек. В институтах, тех­ никумах и общеобразовательных учебных заведениях обучается заочно НМ мастера. Надо прямо признать, что де­ ло с обучением и повышением квалификации мастеров в трало­ вом флоте обстоит пока небла­ гополучно. Приходится слышать немало упреков в адрес отделов управ­ ления флота, в большей части своей справедливых. Нередко ра ­ ботники отделов просто беспо­ мощны в решении вопросов под­ готовки мастеров. До сих пор не разработаны конкретные меры, которые обеспечивали бы замет- перестал ловить рыоу. В тате экипаж судна оказался в пролове. Эти факты говорят, к сожале< нию, что есть еще капитаны, ко­ торые не развивают инициативу мастеров, не создают им условий для творческой работы, допус­ кают грубости. Вместо терпели­ вой и постоянной работы с мас­ терами, они прибегают к осуж­ денным методам голого админи­ стрирования. А ПАШ взгляд, неправиль­ ным является то положе­ ние, когда вопросы поощ­ рения и наказания членов эки­ пажей траулеров, приема ва ра­ боту и увольнения, повышения или понижения классности мат­ росов, премирования решаются сейчас, как правило, (>ез участия мастеров. Мы считаем, что именно привлечением мастеров к уча­ стию в решении этих вопросов и надо развивать их инициативу, повышать их роль на судне. Бы-* ло бы оче*нь полезным, когда с предложением о поощрении или мости учиться иа многих кораб- наказании того или иного матро- лях практически ве занимаются к капитану и в судком обра- в эдом вопросом. УСЛОВИЯХ, когда трало­ вый флот испытывает ну>цду в квалифициро­ ванных мастерах, кое-где прояв­ ляется неправильное отношение к ним со стороны старшего командного состава кораблей. За последние три года на флот іцался старший мастер. Кому, как не мастеру, лучше знать, кто из матросов работает хоро­ шо, кто плохо? Но почему тогда очень редко привлекают масте­ ров при установлении классно­ сти матросов, при определении размеров премий? Почему бы не использовать было принято много молодых тех- флоте, например, опыт Кировско* н ников-добытчиков. А сейчас на траулерах их осталось очень ма­ ло. Главной причиной текучести кадров молодых специалистов явилось то, что многие капита­ ны не проявили о них должной заботы, не о т д а л и условий для скорейшего приобретения ими практических навыков. Па БМРТ-405 «Дружба» тех­ ник-добытчик тов. Лексухии два года работал матросом. Чтобы работать на должности мастера, ему пришлось перейти на другое судно. Были случаи, когда молодых мастеров-добытчиков, наира в- ленных на суда, капитаны ис­ пользовали в качестве рыбообра­ ботчиков. Нельзя обойти молчанием не­ годный стиль работы отдельных капитанов и с опытными масте­ рами. JІа БМРТ-242 ' «Свердловск» капитан-директор тов. Лысенко пренебрегал опытом и мнением старшего мастера по добыче тов. го шинного завода, где назначе­ ние на должность мастера обя­ зательно обсуждается в партий- ной организации, а контроль вад учебой мастеров осуществляет профсоюзный комитет. Путей развития инициативы мастеров, повышения их роли как руководителей бесконечно много. Надо только вдумчиво и своевременно находить и исполь­ зовать их. Можно и нужно, н&нример, иначе, чем сейчас, организовы­ вать прием молодого пополнения на флот. Неплохо бы, прежде чем зачислить молодых моряков на флот, устроить их встречу с мастерами траулеров, на которых им предстоит работать в море. И если уж сам мастер подобрал матроса, ога будет чувствовать значительно больше „.оцветствен- ности за его обучение д* воспи­ тание. n t Y ; * * * Я не ставил целью давать ре­ цепты работы с мастерами на Ободец. Вместо того, чтобы флоте. Эти • заметки . призваны Вот так встретили! Экипаж БМРТ «Лунник» четы­ ре месяца находился па промыс­ ле в районе Большой Ньюфаунд­ лендской банки. Поработали мо­ ряки хорошо: выработали 2000 тонн разделанной рыбной про­ дукции, в том числе много тре­ скового филе. Рейсовое задание выполнено на 130 процентов. Возвращались в порт с радо­ стным настроением, чувством выполненного долга. Ведь эки­ паж «Лунника» — первый среди команд БМРТ, заготовивший та ­ кое рекордное количество раз­ деланной рыбы в нынешнем году. Но порт неприветливо встретил моряков. Вот что об этом гово­ рит первый помощник капитана Иван Федорович Иванов: — Пришли в порт 23 июня. К причалу нас не пустили, около двух суток стояли на рейде. По­ том судно поставили к 16-му при­ чалу, по третьим корпусом. Опять стояли. И только 2Н июня вече­ ром нас поставили первым кор­ пусом под выгрузку. Потеряно пить суток у коллектива болыпо* рублей убытка, го промыслового судна, наечиты- 5 суток, вающего около 90 человек. ; По и сейчас выгрузка рыбо­ продукции производится медлен­ но. Якобы, не хватает железно* дорожньтх вагонов. Поэтому бе­ рут рыбу только из одного трюма. Был у нас на судне замести­ тель начальника флота тов. Ииз- гирев, посочувствовал нам, ска* зал, что ничего не поделаешь —* в порт приходит много кораблей с большими грузами и поэтому создается пробка. Но от таких объяснений нам не стало легче. Шестой день, как мы пришли с моря, а до сих пор у нас не при­ няли ведомость на ремонтные ра­ боты. Обращались на завод меж­ дурейсового ремонта, лам отве­ тили: ждите, придет прораб. Нет. не так встречают моря­ ков после долгого плавания в океане, они заслуживают лучше­ го отношения к себе. Такая организация дела при­ носит ущерб и государству — ведь даже одни сутки простоя БМРТ дают несколько тысяч Л мы простояли 3. ИЛЬИН, искать причины низких уловов в недостатках судовождения, тов. Лысенко обвинил в нролове мас­ теров по добыче, которые якобы работали неисправными трала­ ми. Пренебрежительно относился в последнем рейсе к старшему мас­ теру тов. Пархоменко и капитан РТ-329 тов. Кожакин. С мнением старшего мастера он не считал­ ся, на софсты отвечал грубостью. Вопреки предложениям тов. Пар­ хоменко и мастера-наставника обратить внимание руководства, партийных и . комсомольских ор­ ганизаций к этому важдодоу во­ просу. — : - Несомненно одно: без вдумчи­ вой, кропотливой работы по вос­ питанию мастеров, повышения их роли, заботы о них нрактиче* ски нельзя решить вопрос о даль­ нейшем успешном развитии на* ш ею флота. В. ПОПОВ, заместитель на­ чальника отдела добычи тра- 1 лового флота. . Л о р о д и о й стрлше Ленинград. Судостроители Адмиралтейского завода, вы­ полняя социалистические обя­ зательства в честь 50-летая Великого Октября, закончили стапельную постройку и спу­ стили на воду ледокол «Геор­ гий Седов». Судно имеет спе­ циальное оборудование для проведения гидрографических работ на трассе Северного морского пути. Ледокол при­ писан к порту Провидения, где он заменит обслуживаю­ щее ледокольно-транспортное судно «Георгий Седов». Мощ­ ность нового ледокола почтив 2 . 5 раза превышает мощность его предшественника. На снимке: епуск на воду ледокола «Георгий Седов». • Ленинград. На Пролетарском заводе судового машиностро­ ения осваивается выпуск электрогидравлнчееких кранов грузоподъемностью 8 тонн с вылетом стрелы от 4,8 до 18 . 5 метра. Новые краны ус­ танавливаются на судах раз­ личного назначения. Они удобны в работе, так как имеют неограниченный угол поворота вокруг оси. На снимке: сборка судового грузового электрогидравли- ческого крана. Фото П. Федотова. Фотохроника ТАСС,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz