Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.
н ЕМЛЛО людей отдали гвой сердца морю, еще не видя (мо. Многие полюбили эту водную стихию благодари карти нам замечательного русского ху дожника Ипана Константинови ча Айвазовского. Кго имя стоит в ряду самых славных деятелей русского искусства. Его творче ство пошло в колотой фонд клас сического наследия. Айвазовский прожил долгую, насыщенную книучей деятель ностью жи;шь. Он рано проявил особое влечение к морю и был наиболее ярким, последователь ным представителем маринисти- ческон живописи на протяжении ХГХ века. Ліоре с давних пор в народной мысли и чувстг.ах стало синони мом свободы. В нем олицетворя лись сила и мужество, оно зва ло к противоборству. Таким предстает морс в народных ска заниях в русской ноззии. Таким мы его видим на полотнах Айва зовского. Черное море издревле называ лось Русским. Русские торговые люди из Сѵрожа и других древ них городов ходили на своих ко раблях по нему. Эго море дало силу творчеству Айвазовского. Ива п I \ он* •та птинович Айі;азо в- скиіі отдал Родине 6 .Ч года твор ческого горения, оставив огром нейшее наследие — 6000 картин. Родился будущий художник в Феодосии, городе, которому бо лее двух с половиной тысяч лет. Отец его был человеком образо ванным, знал несколько языков. Но семья была небогата. У маль чика, который в раннем детство обнаружил склонность к рисова нию, не было не только красок, но даже карандашей. Он рисовал углем на стенах беленого доми ка, вел ИВАН АЙВ А ЗОВ СКИЙ подарил ему ящик акварельных морская живопись, а поело него аполитапский залив с группой красок и стопу хорошей бумаги, в каждой лавочке красовались рыбаков» и «Лунная ночь в Айвазовский подружился с семь- виды моря «а-ля Айвазовский». Амальфи с группой бандитов*, ей Казначеевых, с ними уехал в Работы, написанные художником В теченко всей жизни Айва- Оимфсрополь, где поступил в за эту командировку, стали из- зовский часто рисовал корабли и гимназию. Занятия живописью вестиы почти всей Европе. Даже лодки, изображая их со всеми mi продолжал. Многие рисунки Париж, так богатый живописца- деталями оснастки. И нет рисун- Айвазовского были высланы в ми, рукоплескал Айвазовскому, ка, где бы не присутствовало Петербург. А в 183.» году его за- Он стал знаменитым в Риме уже числя ют в Академию художеств, в первый год „жизни. Ватикан Уже с первых курсов талант его приобрел его картину «Хаос». В Наш календарь Ч ь и и м е н а н а а і з и н о с я т к о р а б л и ?»»»»> »»»>+ »♦ »»»»>»>»»>»♦»♦»>*>♦♦»»»♦ »♦♦•♦»♦»♦»»» м м »» м м » » м » *»»»+»♦»♦»»+»♦> был отмечен. Ио окончании Ака- Париже ему была присуждена демии он был награжден золотой золотая медаль, в Амстердаме — медалью перкой степени с пра- звание академика, вом командировки за границу. Россия достойно встретила («начала художник едет в прославленного сына. В 1844 го- Крым, в родную Феодосию. Здесь ду последовало необычное распо- он создает прекрасные картины, ряжение: «Художника Айвазов- «Лунная ночь», «Ясный день на ского причислить к Главному берегу», «Буря» — были отправ- Морскому штабу с званием жи лены на выставку в Петербург. вописца сего штаба, с правом но- В Крыму Айвазовский зпако- сить мундир Морского министер- Картину «Среди мится с декабристами, сославпы- ства». ми сюда: А. И. Одоевским, Н. И. Академия художеств нровоз- Лорером, М. М. Нарышкиным. гласила его академиком. Худож нику было дано задание напи сать виды важнейших русских морских крепостей. Айвазовский За границу Иван Айвазовский едет уже вполне сформировав шимся художником, мастером живописи. ^ В Венеции Айвазов- быстро выполнил заказ. Кроме но воспоминаниям он со- две большие картины: «He- Ра пн не годы художник про- V моря. \ I>адоиача.!ьпик Феодосии А И. Казначеев, заметив необы чайную одаренность мальчика, скии выраиатывает свои метод творчества: работать без натуры. И;*»умител ьна я зрител ьна я на мять, огромный запас наблюде ний и основанная на них бога тейшая творческая фантазия да ли ему эту возможность. Первые же его картины, написанные по воображению — восход и закат солнца — были высоко оценены. Художник писал очень быстро. В его мастерской всегда было несколько законченных картин. Известность росла. До его приез да в Рим здесь не была известна того, здал море. Художник возвращается в Фе одосию и живет здесь до конца жизни. Здесь была создана ос новная масса картин. Здесь же написаны и основные его произ ведения: «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн» и другие. В 1897 году русское общество отмечало 60-летие творческой де ятельности Айвазовского. В этот год ему исполнилось НО лет. Он работал с прежней энергией, почти ежегодно устраивая выс тавки новых картин. Он писал: «В глубокой старости во мне еще сильная страсть и работаю по стоянно». Надо было обладать огромной энергией, чтоб в глубокой старо сти так по-молодому творить. воли» Айвазов ский написал за 10 дней. А тог да ему шел 81-й год. Умер Айвазовский 2 мая 1900 года от кровоизлияния в мозг на 8 і-м году жизни. Смерть была мгновенная. В день смерти он еще писал картину. Свою кар тинную галерею оп завещал Фе одосии. ѵХ ѵІ-ІІ. 27 феврали исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося русского военного летчика Петра Николаевича Нестерова (1887—« 1914). Он впервые в мире выпол нил «мертвую петлю», названную его именем. Первым в истории авиации храбрый летчик провел воздушный бой и таранным уда* ром уничтожил самолет против ника. Фотохроника ТАСС» * ПЛАНЕТА „ИНАСИЗИБЛЕ" С лыжных соревнований. Фотоэтюд Б, Александрова. Анатолий ГУНИН На сосне и на березе Снег повис, как бахрома Бьет в ладоши на морозе Наша русская зима. к а я з и м а . И летит к заливу бойко Вдоль по улице моей Разукрашенная тройка Прямо сказочных коней. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 От людских улыбок что ли Стали солнечны дома?.. Я люблю тебя до боли, Наша русская зима! - В шестом номере журнала* ■«Техника— молодежи» за ми-» ■нувигий год был помещен ри » ■сунок. На неизвестной плапе-j «то произошла трагедия. Об» ■этом говорит безжизненное g ■тело астронавта, в руке кото-* ■рого остался факел , и з л у ч аю - ; ■щий свет. Над погибшим» ■склонились два человека . Су- ■ ■дя по костюмам, они прибыли* ■па пл ан е ту значительно ноз-* 3же- S ■ По теме этою рисунка и» ■написап фантастический рас- ; ; сказ «Планета «Инасизибле».; я а /Ь в а а ааа я в ааа и я яшаама я ааа я ваа ваа* ? А л ек с андр встал , подошел к сыну , п ри т ян у л его и груди и, к р е п к о поцеловав , с к а з а л : «Ну что ж , мне л о р а» . Почему-то именно эти о бы к н о в е н ны е слов а , с к а з а н ны е в т о т н еобы кно в енный день , з ап ом н и л и с ь Сергею на всю ж и з н ь . Остальное было к а к в т у мане . Р ак е тодром , множ е с тво лю дей , п р ощ а л ь ны е с л о г а , см еющ и е ся г л а з а отца и в злет . «Торнадо» долж ен был в ер н у т ь с я ч е р е з пол* т о р а года , но -не в ерн у л с я . Полеты н а «Инасизибле» были п р е к р ащ е ны . Планета о п р а в ды в а л а свое н а з в а н и е — недоступной . * * * «Торнадо-2», мягко о т о р в а вш и с ь от пов ерхно с ти Луны , н а п р а в и л с я в с т о р он у Инасизибле . В ко сми ч е ском ко р а б л е н а ходило с ь шестеро . Владимир Су занов — к ом ан д и р ко р а б л я , Владек Маничек — гео лог , х им и к и зоолог — Вил ли Ф айф р е д , а с тр о л о г — . Том Тиренс , а с т р о н а в т — Джон Мэнэ- ди и в о д ит е л ь п л ан е т о хода , р а д и с т — Сергей Бепяев . Два м е с яц а полета прошли бе з особых прои сш е с твий . Члены э к и п аж а проводили свое вр емя в ч т е нии книг , в ш а хм а тны х и г р а х , в н ау чны х наблюд ени ях и в подго т о в к е прохож д ени я опа сной зоны . Что ж е п р е д с т а в л я л а собой оп а сн а я зона , из -за которой п л а нета бы л а н а з в а н а «Инасизибле» , н едо с т упн а я в п е р евод е с ан гл и й ского? Поблизости от Инаси зибле п р о и зош л а миро ва я к а т а с т р оф а , о с т а в и вш а я после себя г а з о в ую т у м а н н о с т ь и м и л л и а р ды бол ьших и м алы х осколков . З н а ч и т е л ь н а я ч а с т ь и з них с т а л а в р ащ а т ь с я во к р у г пл ан е ты . На с т а ры х к о см и ч е ски х к о р а б л я х п р о н и к н у т ь на п о в ер хн о с т ь пл ан е ты бы ло почти н ево зможно . «Торнадо-2» имел п е р е д ними п р еим ущ е с т во . У него з н ач и т ел ьн о б о л ьш а я с к о р о с т ь , он облад ал большой прочно с т ью и м н ож е с т вом др у ги х у с о в е рш е н с т вов аний . Ч ер е з д в а м е с яц а полета , п е р е д ко смич е ским кор абл ем в ы р о с л о о громн о е и с к р ящ е е с я пя тно ; к а з а лось , оно з ани мало пол неба . Но с земли это ги г а н т с к о е пят -ю вы гл яд ело точкой , величиной с бул авочн ую головку . Корабль включил т о рм о зн о е у ст р ойс тво и стал с т р ем и т е л ьн о п р и б л иж а т ь с я к з а т ер ян н ой под г у с тым покровом п л а н е т е . . Ч ер е з не с к о л ь ко су т о к «Торнадо-2» вошел в т ум а н н о с т ь , ко то р а я вовсе не бы л а т акой густой и плотной , к а кой к а з а л а с ь и з д а л е к а . Она со с то я л а из м н ож е с т в а р а з р о з н е н ны х глыб , о с т а вш и х с я после гибели п л ан е ты . «Торнадо-2» н е ско л ь ко р а з и зм ен я л м а рш р у т , чтобы не с т о л кн у т ь с я с ними . Иногда при у д а р а х м е т е о р о в и м ел ки х ч ас тиц р а з д а в а л с я с к р еж е т . Тотчас ж е з аж и г а л а с ь с и гн а л ь н а я л ампочка , и робот н а п р а в л я л с я в место у д а р а у з н а т ь , нет ли с е р ь е з ны х п о в р еждений . Наконец , все облегченно в зд о х нули . Опасность минов ал а . «Тор- надо-2» медленно п ри б лиж а л с я к цели. Автопилот з акон чил посадку . Ч е р е з полч аса дв ерц а лю к а о т к ры л а с ь и из р а к е ты выш ло т р о е ко смонав тов . П опрощ а вши с ь с т о в а р ищ а ми, они о т п р а в и л и с ь в путь . Пла-. неѵоход «Зв е зд а КЭЦ» л е т е л а над ровным полем , поросшим к а к им и :то н еи зв е с тными голубыми т р а в ам и . Вдруг в с торон е с в е р к н у л а з н а к о мая ж е л т а я полоса . Маничек т р я х нул за плечо Сергея и с к а з а л : — Сядьте , п ож ал у й с т а . Это. ви димо , к а к а я - то порода . Нужно в з я т ь пробу . Сергей повел п л ан е тоход к по лосе . Т еп ерь можно было увидеть , что она проходи т по небольшому к ам ени с тому холму и з а к а н ч и в а е т с я обрывом» «Звезда КЭЦ» плав - Фантастический рассказ но с е л а на п о в е р х н о с т ь т а к , чго ник то д аж е не почу в с т во в ал т о л ч к а . Но в д р у г в се з ам е ти ли , что п л ан е тоход з а с к о л ь з и л по з ер н а чь- но-гл а д кой с к а л е к обры ву . Сергей вып у с тил щ у п а л ь цы , но они б е с помощно ш ари ли по пов ерхно с ти . У самого о б ры в а «Зв е зд а КЭЦ» н а кон ец о т т о л к н у л а с ь и, с е кунду повисев в во здух е , с т а л а подни м а т ь с я . Все обл егч енно в здохнули . Р а з в е р н у в плане тоход , Сергей посадил его около полосы . П ер вым выскочил Маничек . Он до с та л свой молоточек и п ри н я л с я о т би в а т ь пробу . Отбив небольшой к у сочек , он положил его в свою сум ку и в ернул с я н а зад . Зд есь стоял и Сузанов'. — А где ж е Ф айфр ед? — сп р о сил Маничек . — Ф айф р е д ушел туда , вниз . Он хочет о см о т р е т ь эту голубую р а с ти т е л ь н о с т ь , — Су з анов у к а з а л вниз . Спустя п я т ь минут и з р а сщ елины п о к а з а л а с ь голова Вилли. В р у к а х он д е рж а л сум ку с т р оф е ям и . — Вы зн а е т е , — ещ е не подхо дя к т о в а р ищ ам , н ачал он , — в едь это вовсе не т р а в а , а мох или что-то общ е е с ним. — Ну, ладно , — пр е р в а л его Сергей . — Сади тес ь на свои места и летим дальш е . . . На сл едующий д ен ь ко см он а в ты со с тавили план д ей с твий . Глав ной целью эк сп едиции было н ай ти о сн о вны е у р ан о вы е з ал еж и , со с т а в и т ь хотя бы п риб ли зи т е л ьн ую к а р т у п л ан е ты и о тм е ти т ь н а ней эти з а л еж и , а т а кж е с о б р а т ь кол л екцию пород , жи во тно го мир а и в ес ти н аблюдени е за з в е зд ами , н евидимыми с Земли . Было р еш ено р а з б и т ь всю м е с т но с ть на к в а д р а ты и тщ а т е л ь н о и с сл едо в а т ь их . Спустя 26 з емных дней о т кры ли ч е ты р е м ел ких з а лежи у р а н а . Правда , они р а в н я ли сь крупным з емным з а л еж ам . « З в е зд а КЭЦ» с Б ел я евым , "Фай- ф р едом и Су зановым о т п р а в и л а с ь на о б с л е д о в ан и е о ч ер едн о го к в а д р а т а . Пролетая над ним, они з а м етили ка кой - то слабо м ерц ающ ий с е е т . Планетоход , сд е л а в дв а к р у га , с ел н еп о д а л е к у . Сергей и С у з а нов , о с т а в и в в пл ан е тоход е Фай- ф р е д а , н а п р а в и л и с ь а с т о р он у с в е т а . Подойдя к нему , они увиделч неподвижно л еж ащ е го в с к аф а н д р е ч елов ек а , ко т оры й к р е п к о ежи* мал в р у к е м е рц ающ и й ф а к е л . А строн ав ты з а с ты ли при виде этой т р а г и ч е с к о й к а р т и ны . Суза* нов в з гл ян ул н а . Сергея и по д в и ж ению губ с к о р е е до г ад ал с я , чем у с лыш а л : «Отец!». Сергей молча смотрел на отца и вспомнил т е прос тые , о бы д енны е слова : «Ну что ж , мне пора» . Вдруг Су занов на гнулся и под нял какую - то т е т р а д ь в кож аном п ер епл ет е . Он молча подал ее Сер гею. З а п и сн а я к н иж к а . Сергей о т к рыл пер згую с т р ан и ц у и, пробе гая г л а зами по с т р о к ам , я сн о предста* вил себе , к а к все прои зошло . ...«Торнадо» прош ел оп а сную зону и, сев на пл ан е ту , п ер ед ал на землю : «Корабль им е е т н е ко торы е п о вр еж д ени я » . За тем о т ец с това^ рищем н а п р а в и л с я на поиски уран на . Уран был найден , но на о б р а т ном пути пл ан е то х о д -м алю т к а н а т о л к н у л с я на с к а лы . Когда Алек с андр п риш ел в с о зн ан и е , он уви* дел и з у р о д о в ан ны й плане тоход и погибше го дру г а . Он о с т ал с я один в этой безмолв* ной пу с тын е , а его то в а рищ и ни чего не зн али . Двое су ток ходил в п о и с к а х р а к е ты и н а к о н е ц выш ел к м е с т у по с адки . Его г л а з ам пред-* с т а ви л о с ь уж а с н о е з р е л ищ е — ра** к е т а л еж а л а на боку . Может бы ть , в н е е поп ал м е т еор и в з о р в а л с я а т омный р е а к т о р . Может быть* п рои зош л о ещ е что -нибудь . Он ос т а л с я с о в е рш ен н о один . Один на целой планете ! И в с е ж е он не п р е д ал с я о т ч а янию . Н апи с ав з ап и с к у , в которой р а с с к а з ы в а я обо всем происшей^ шем , он о с т а в и л ее и, в з я в ф а к е л с м е т алли ч е ским ящ и к ом , в кото* ром было пи т ани е , пошел и с к а т ь м ес то о т к ры т о й з а л еж и урана. Это было н е во зм ожн о , но в с е ж е что -нибудь д а нужно было д е л а т ь . И ем у повезло . Обессиленный , он уж е не мог идти и полз , волоча з а собой ме« т алли чес кие ящ и к и , когда увидел зн а к ом о е место . Д а л ьш е ничего не н апи с ано . Но все бы л о и т а к я сно . П ервым з аго ворил Сузанов . — Может, это вы со ки е слов а , но это , — он у к а з а л на з а с ты вш ую в последнем р еш и т е л ьн ом бр о с к е ф и гу р у , — будет п ам я тни ком тем , кто п ервым п р о к л а ды в а л доро гу сюда . Они молча п о в ерн ули с ь , и м е р ц ающ ий св е т долго бл ес тел на их с к аф а н д р а х , о с в ещ а я им путь . Г. АНДРОНОВ, у ч еник 7-го к л а с с а 8-й ср едней школы Мурманска . Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Управление и базовый коми тет профсоюза Мурманского тралового флота с глубоким прискорбием извещают о траги ческой смерти старшего мастера по добыче рыбы ПАШКОВА Анатолия Семеновича и выражают соболезнование, родным и близким покойного. . Газета выходит три раза в не делю: по средам, пятницам и вое* кресеньям. Типография «Полярная правда», г. Мурманск Зак. 922, ПН 01175.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz