Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.
105 СУТОК В НОРВЕЖСКОМ МОРЕ Проблем еще много Во время, когда трюмы уже заполнены бочками с рыбой, все внимание мори ков сосредоточено на том, чтобы ком пактнее установить эти бочки на палубе, иначе при первом крене они начнут «плясать». На атом снимке как раз и запечатлен эпизод окончатель ной работы но приготовлению судна к переходу в район стоянки плавбаз. Фото U. Горбенко, П р е и м у щ е с т в а есть» Промысел сельди кошельковым неводом почти для всех нас был новинкой. Из-за неумелого ноль- зона ния неводом первое время мы не отличались расторопностью. По тут основную роль в быст рейшем оспоении нового метода облова сельди сыграл капитан Иван Павлович Груздев. Умелый организатор и способный промыс ловик, он сумел поставить рабо ту так, что экипаж быстро освоил новый вид лова. Каждый из нас, матросов, поз навал свое определенное дело, и вся в целом операция выметки и подъема невода нам стала знако ма. А когда знаешь свое дело и относишься к нему с душой, ус пех неминуем. Сопутствовал он вскоре и нашему экипажу. Работа лас захватила своей не обыкновенностью, своеобразием. Разве можно, допустим, сравнить прогмыслы дрифтерный и кошель ковый? Конечно, нет. Лов сельди дрифтерными сетями отнимал у нас очень много времени. Оно уходило на выметку сетей, на их выборку. Л норой разыгрывался шторм, и тогда сети с рыбой ос тавались за бортом. Зачастую их трепало и, наконец, обрывало, н немало случаев, когда целые по рядки сетей шли ко дну. Много сетей потопил флот в штормовую погоду в конце прошлого года. А это ведь десятки тысяч рублей. Совсем иное дело с «кошельком»: передали предупреждение о штор мовой погоде — «кошелек» на борт и, пожалуйста, штормуй. Есть и еще преимущества^ У сельди, выловленной сетями, много бывает технической рвани. А из невода рыба идет чистая. Работать неводом гораздо без опаснее, чем сетями. Опять же, в шторм старшему мастеру прихо дится часто выходить на палубу, чтобы проверить, в каком положе нии порядок. Обычно в таких случаях что-то оказывается не в порядке, и матросы иод градоіі соленых брызг исправляют поло жение. Работа в шторм очень опасна. Но бтй опасности сейчас миновали бла годаря промыслу кошельком. И несколько слов о том, что нам еще мешает. Уж очень разно образны стам мы на транспорт-» пых судах. Па «Даурии», нагіри** мер, етампа почти вровень с че ловеком. Вот и поднимают матро сы 80—100-килограммовые бочки над этой стам ной, чтобы высы пать из них рыбу. Па «Михаиле Ломоносове» и «Викторе Кинги сеппе» стамлы не.очень высокие, но небольшой емкости (па одном — 300 килограммов, на другом — 350). За эталон можно взять стам- пу на рефрижераторной плавба зе «Севрыба» — 1200 килограм мов, причем она невысокая. 11. ЮЖАНІШОВ, матрос. На днях возвратился в порт средний рыболовный траулер «Чиж», экипаж которого уже второй рейс подряд ловил ссліідь «кошельком». О своей работе, о важных перспекти вах этого метода промысла и рассказывают моряки СРТ-Р- 748 «Чиж» на этой странице. Закончился наш второй рейс ма промысел сельди кошелько вым неводом. Он длился 105 суток в Норвежском море. Семнадцать суток из них мы нанимались поисками косяков. Но заданию нам предстояло выловить 591,5 тонны сельди, через руки же моряков прош ло 614 тонн. За рейс сделали 35 заметов, три из них учеб ные. Можно было бы сделать гораздо больше, но в этом го ду Норвежское морс очень штормовое. Нам постоянно «велло» на большие уловы. Ииогда заме тывали до 300 тонн рыбы. Но взять ее всю нам не удава лось. Дело в том, что мешала неравномерная погода. Ведь «ри шторме пять баллов уже невозможно ошвартоваться у транспортного корабля. Вот тут и возникает проблема. Для приемки рыбы с судов, зани мающихся обловом сельди «кошельками», нужны корабли € легкой парусностью типа «Михаиле Ломоносов». А то ведь за весь рейс мы имели возможность ошвартоваться с неводом только один-единст- ренный раз. И еще проблема. Как извест но, зимой сельдь ходит глуб же, чем в осенний и весенний периоды. Требуется невод с большей высотой. Иностранцы па наших глазах мечут свои невода всегда без промаха и беруг богатый улов. У пас бы вают случаи, когда поднимаем «пустышку»: рыба глубоко, а высота невода маленькая. Ру ководству нашего флота это обязательно нужно учесть. В обязательном порядке группа кошельковистов долж на иметь запасные готовые пластины. Из-за* допущенной в этом отношении промашки только наш экипаж за рейс по терял 27 суток на ремонт не вода. Будь у нас готовые пла стины, этого бы не произошло. Для сохранения колец необ ходимо разнести подвесные бломЧ на траловой дуге до трех метров. Это облегчит ра боту лебедки, меньше будет изнашиваться стяжной трос и* почти выключатся поломки больших колец. Иностранные транспортные корабли с промысловых судов, а вернее, из неводов берут ры бу насосом. Качество будущей рыбной продукции снижается. Но ведь сельдь, предназначен ную для рыбной муки, вполне можно брать насосами и на шим транспортным кораблям. Команда на нашем судне за мечательная. Для примера на зову несколько фамилий луч ших производственников, за несенных на судовую Доску почета. Это — второй механик Николай Прохорович Горбен ко, боцман Анатолий Ивано вич Пурин, третий штурман Григорий Васильевич Ьарла- дяи, матрос первого класса Николай Михайлович Южани- нов. И. ГРУЗДЕВ, капитан. Замет. Фото второго механика Н. Горбенко. Выручает предусмотрительность Часто можно слышать, с каким восхищением отзываются об эки паже, вышедшем победителем в социалистическом соревновании. Но мы не всегда задумываемся над тем, какой же напряженный труд предшествовал этому успе ху. Так вот, паша машинная ко манда подвигов не совершала. Не было, конечно, такого, чтоб мы неделями просиживали в машин ном отделении из-за поломки ка кой-то детали. По это потому, что мы умели предотвращать эти са- удобно и в ы г о д н о Па промысле сельди «кошель ком» уловы характерны своим обилием. А как известно, при большом количестве рыбы возни кают трудности с ее обработкой. В рейсе был такой случай, когда экипаж за 12 часов убрал 84 тон ны. В основном, конечно, мы сельдь затаривали в бочки. Дела лось это в крайней спешке, но тем не менее рыба с нашего суд на всегда отличается хорошим качеством. Теперь но порядку о том, как это нам удается. Кошельковым неводом мы ра ботали второй рейс и уже успели накопить некоторый опыт. На од них судах, облавливающих сельдь «кошельками», рыба, зачерпнутая коилером в неводе, высыпается сначала иа палубу, а затем мат росы сачком накладывают ее в бочки. Процесс трудоемкий и до вольно длительный. На других — сельдь ссыпают в бочки прямо из коплсра, но при этом ее много надает мимо тары. В обоих слу чаях рыба мнется, отчего, есте ственно, снижается ее качество. Когда наш траулер стоял в ре монте у нлавмастерской *Резец», мы сделали заказ судоремонтни кам — закрепить на палубе ме таллический ящик на ножках ем костью примерно на пятнадцать бочек. Сбоку у ящика есть отвер стие с выдвижной дверцей: отк рыл — сельдь течет в бочку, боч ка полная —- дверца закрывается. Очень удобно и быстро. Размер ящика — два метра на восемь десят сантиметров. Чтобы сельдь, как мы говорим, не задыхалась, вынимали шканты из бочек, находящихся в трюмах. В тех бочках, что стояли на па лубе с рыбой, залитой водой, че рез определенное время меняли воду. Эго благотворно сказывает ся на качестве и сортности полу фабриката. Есть у нас мысль сделать лоток — эго, очевидно, будет что-то вроде рукава из ящика в трюм. Тогда бочки можно будет запол нять рыбой прямо в трюме. Лоток облегчит труд моряков и даст большую экономию времени. Пора бы па флоте иметь и об ручи-зажимы для подъема неза- ку поре иных бочек из трюма на палубу. Обязательно надо увели чить мощность насосов для откач ки чешуи из колодцев. Н. ПОПОВ, мастер но обработке рыбы. мые поломки. Основная работа производится в межрейсовые сто лики. Каждый из нас по посколь ку раз проверяет свое заведова ние: все ли в порядке? Вот поче му, придя на промысел, в судо вых механизмах не выявляется дефектов. А ведь как часто бы вает на некоторых судах так: включили тот или иной механизм, и вдруг выявляется, что он не исправен. Тут, как говорится, и несут ло кочкам судоремонтни ков. Спрашивается, а кто прини мал от них работу? Сами судовые механики. Так что следует поду мать, кого надо ругать. В рейсе мы в обязательном по рядке своевременно проводим профилактические осмотры. Это нам позволяет предупредить по ломку механизмов. Каждый меха ник на своей вахте внимательно следит за работающими механиз мами. Длительная штормовая по- года иногда не позволяет в назна ченное время произвести провер ку движения главного двигателя. Тогда мы согласовываем с нашим капитаном Иваном Павловичем Груздевым, как лучше поступить в такой момент. Иван Павлович — бывалый мореход, он долгое время ходил канитаном-наставни- ком и понимает механиков. Что ж, если громыхает шторм и для промысла нет никакой возможно сти. Иван Павлович уводит трау лер в фиорд. Вот там все можно сделать вполне обстоятельно. Однажды, получив штормовой прогноз, корабль взял курс в Фуглё-Фьёрд, чтобы проверить не которые навигационные приборы и, конечно, главный двигателя* Во время осмотра главного двига теля мы обнаружили выкрошен ный баббит у пятого мотылевого подшипника. Немедленно пристук пили к демонтажу поршня и под шипника, у которого начала кро шиться верхняя часть. Тут піо, поставили новый подшипник. Под сомнением был у нас и вось мой мотьтлевый подшипник. Ре шили проверить по-настоящему стали демонтировать цилиндро вую крышку, поршень, подшип ник. К счастью, он оказался в хорошем состоянии. По мы пи ка пельки не жалели потраченного на работу времени. На душе у каждого было спокойно. Тогда мы провозились в машинном отделе нии кряду двадцать часов. И, по жалуй, наибольшая доля труда была внесена третьим механиком Вячеславом Добрачевьтм, мотори стом Николаем Селезневым и рс*фрижераторным машинистом Эдуардом Алексеевым. Надо сказать, что в правилах каждого члена машинной коман ды выработалась привычка — тщательно следить за чистотой я порядком в машинном отделении. Самое активное участие при нимают механики и в обществен ной жизни. Например, в двух по следних рейсах они подготовили обширные фотомонтажи о труде, работе и отдыхе моряков своего судна. Стенная печать в их руках превращается в доброго советчи ка или в оружие, направленное пр<»тив разгил ьдяев. Н. ГОРБЕНКО, второй механик*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz