Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.

105 СУТОК В НОРВЕЖСКОМ МОРЕ Проблем еще много Во время, когда трюмы уже заполнены бочками с рыбой, все внимание мори ков сосредоточено на том, чтобы ком­ пактнее установить эти бочки на палубе, иначе при первом крене они начнут «плясать». На атом снимке как раз и запечатлен эпизод окончатель­ ной работы но приготовлению судна к переходу в район стоянки плавбаз. Фото U. Горбенко, П р е и м у щ е с т в а есть» Промысел сельди кошельковым неводом почти для всех нас был новинкой. Из-за неумелого ноль- зона ния неводом первое время мы не отличались расторопностью. По тут основную роль в быст­ рейшем оспоении нового метода облова сельди сыграл капитан Иван Павлович Груздев. Умелый организатор и способный промыс­ ловик, он сумел поставить рабо­ ту так, что экипаж быстро освоил новый вид лова. Каждый из нас, матросов, поз­ навал свое определенное дело, и вся в целом операция выметки и подъема невода нам стала знако­ ма. А когда знаешь свое дело и относишься к нему с душой, ус­ пех неминуем. Сопутствовал он вскоре и нашему экипажу. Работа лас захватила своей не­ обыкновенностью, своеобразием. Разве можно, допустим, сравнить прогмыслы дрифтерный и кошель­ ковый? Конечно, нет. Лов сельди дрифтерными сетями отнимал у нас очень много времени. Оно уходило на выметку сетей, на их выборку. Л норой разыгрывался шторм, и тогда сети с рыбой ос­ тавались за бортом. Зачастую их трепало и, наконец, обрывало, н немало случаев, когда целые по­ рядки сетей шли ко дну. Много сетей потопил флот в штормовую погоду в конце прошлого года. А это ведь десятки тысяч рублей. Совсем иное дело с «кошельком»: передали предупреждение о штор­ мовой погоде — «кошелек» на борт и, пожалуйста, штормуй. Есть и еще преимущества^ У сельди, выловленной сетями, много бывает технической рвани. А из невода рыба идет чистая. Работать неводом гораздо без­ опаснее, чем сетями. Опять же, в шторм старшему мастеру прихо­ дится часто выходить на палубу, чтобы проверить, в каком положе­ нии порядок. Обычно в таких случаях что-то оказывается не в порядке, и матросы иод градоіі соленых брызг исправляют поло­ жение. Работа в шторм очень опасна. Но бтй опасности сейчас миновали бла годаря промыслу кошельком. И несколько слов о том, что нам еще мешает. Уж очень разно­ образны стам мы на транспорт-» пых судах. Па «Даурии», нагіри** мер, етампа почти вровень с че­ ловеком. Вот и поднимают матро­ сы 80—100-килограммовые бочки над этой стам ной, чтобы высы­ пать из них рыбу. Па «Михаиле Ломоносове» и «Викторе Кинги­ сеппе» стамлы не.очень высокие, но небольшой емкости (па одном — 300 килограммов, на другом — 350). За эталон можно взять стам- пу на рефрижераторной плавба­ зе «Севрыба» — 1200 килограм­ мов, причем она невысокая. 11. ЮЖАНІШОВ, матрос. На днях возвратился в порт средний рыболовный траулер «Чиж», экипаж которого уже второй рейс подряд ловил ссліідь «кошельком». О своей работе, о важных перспекти­ вах этого метода промысла и рассказывают моряки СРТ-Р- 748 «Чиж» на этой странице. Закончился наш второй рейс ма промысел сельди кошелько­ вым неводом. Он длился 105 суток в Норвежском море. Семнадцать суток из них мы нанимались поисками косяков. Но заданию нам предстояло выловить 591,5 тонны сельди, через руки же моряков прош­ ло 614 тонн. За рейс сделали 35 заметов, три из них учеб­ ные. Можно было бы сделать гораздо больше, но в этом го­ ду Норвежское морс очень штормовое. Нам постоянно «велло» на большие уловы. Ииогда заме­ тывали до 300 тонн рыбы. Но взять ее всю нам не удава­ лось. Дело в том, что мешала неравномерная погода. Ведь «ри шторме пять баллов уже невозможно ошвартоваться у транспортного корабля. Вот тут и возникает проблема. Для приемки рыбы с судов, зани­ мающихся обловом сельди «кошельками», нужны корабли € легкой парусностью типа «Михаиле Ломоносов». А то ведь за весь рейс мы имели возможность ошвартоваться с неводом только один-единст- ренный раз. И еще проблема. Как извест­ но, зимой сельдь ходит глуб­ же, чем в осенний и весенний периоды. Требуется невод с большей высотой. Иностранцы па наших глазах мечут свои невода всегда без промаха и беруг богатый улов. У пас бы­ вают случаи, когда поднимаем «пустышку»: рыба глубоко, а высота невода маленькая. Ру­ ководству нашего флота это обязательно нужно учесть. В обязательном порядке группа кошельковистов долж­ на иметь запасные готовые пластины. Из-за* допущенной в этом отношении промашки только наш экипаж за рейс по­ терял 27 суток на ремонт не­ вода. Будь у нас готовые пла­ стины, этого бы не произошло. Для сохранения колец необ­ ходимо разнести подвесные бломЧ на траловой дуге до трех метров. Это облегчит ра­ боту лебедки, меньше будет изнашиваться стяжной трос и* почти выключатся поломки больших колец. Иностранные транспортные корабли с промысловых судов, а вернее, из неводов берут ры­ бу насосом. Качество будущей рыбной продукции снижается. Но ведь сельдь, предназначен­ ную для рыбной муки, вполне можно брать насосами и на­ шим транспортным кораблям. Команда на нашем судне за­ мечательная. Для примера на­ зову несколько фамилий луч­ ших производственников, за­ несенных на судовую Доску почета. Это — второй механик Николай Прохорович Горбен­ ко, боцман Анатолий Ивано­ вич Пурин, третий штурман Григорий Васильевич Ьарла- дяи, матрос первого класса Николай Михайлович Южани- нов. И. ГРУЗДЕВ, капитан. Замет. Фото второго механика Н. Горбенко. Выручает предусмотрительность Часто можно слышать, с каким восхищением отзываются об эки­ паже, вышедшем победителем в социалистическом соревновании. Но мы не всегда задумываемся над тем, какой же напряженный труд предшествовал этому успе­ ху. Так вот, паша машинная ко­ манда подвигов не совершала. Не было, конечно, такого, чтоб мы неделями просиживали в машин­ ном отделении из-за поломки ка­ кой-то детали. По это потому, что мы умели предотвращать эти са- удобно и в ы г о д н о Па промысле сельди «кошель­ ком» уловы характерны своим обилием. А как известно, при большом количестве рыбы возни­ кают трудности с ее обработкой. В рейсе был такой случай, когда экипаж за 12 часов убрал 84 тон­ ны. В основном, конечно, мы сельдь затаривали в бочки. Дела­ лось это в крайней спешке, но тем не менее рыба с нашего суд­ на всегда отличается хорошим качеством. Теперь но порядку о том, как это нам удается. Кошельковым неводом мы ра­ ботали второй рейс и уже успели накопить некоторый опыт. На од­ них судах, облавливающих сельдь «кошельками», рыба, зачерпнутая коилером в неводе, высыпается сначала иа палубу, а затем мат­ росы сачком накладывают ее в бочки. Процесс трудоемкий и до­ вольно длительный. На других — сельдь ссыпают в бочки прямо из коплсра, но при этом ее много надает мимо тары. В обоих слу­ чаях рыба мнется, отчего, есте­ ственно, снижается ее качество. Когда наш траулер стоял в ре­ монте у нлавмастерской *Резец», мы сделали заказ судоремонтни­ кам — закрепить на палубе ме­ таллический ящик на ножках ем­ костью примерно на пятнадцать бочек. Сбоку у ящика есть отвер­ стие с выдвижной дверцей: отк­ рыл — сельдь течет в бочку, боч­ ка полная —- дверца закрывается. Очень удобно и быстро. Размер ящика — два метра на восемь­ десят сантиметров. Чтобы сельдь, как мы говорим, не задыхалась, вынимали шканты из бочек, находящихся в трюмах. В тех бочках, что стояли на па­ лубе с рыбой, залитой водой, че­ рез определенное время меняли воду. Эго благотворно сказывает­ ся на качестве и сортности полу­ фабриката. Есть у нас мысль сделать лоток — эго, очевидно, будет что-то вроде рукава из ящика в трюм. Тогда бочки можно будет запол­ нять рыбой прямо в трюме. Лоток облегчит труд моряков и даст большую экономию времени. Пора бы па флоте иметь и об­ ручи-зажимы для подъема неза- ку поре иных бочек из трюма на палубу. Обязательно надо увели­ чить мощность насосов для откач­ ки чешуи из колодцев. Н. ПОПОВ, мастер но обработке рыбы. мые поломки. Основная работа производится в межрейсовые сто­ лики. Каждый из нас по посколь­ ку раз проверяет свое заведова­ ние: все ли в порядке? Вот поче­ му, придя на промысел, в судо­ вых механизмах не выявляется дефектов. А ведь как часто бы­ вает на некоторых судах так: включили тот или иной механизм, и вдруг выявляется, что он не­ исправен. Тут, как говорится, и несут ло кочкам судоремонтни­ ков. Спрашивается, а кто прини­ мал от них работу? Сами судовые механики. Так что следует поду­ мать, кого надо ругать. В рейсе мы в обязательном по­ рядке своевременно проводим профилактические осмотры. Это нам позволяет предупредить по­ ломку механизмов. Каждый меха­ ник на своей вахте внимательно следит за работающими механиз­ мами. Длительная штормовая по- года иногда не позволяет в назна­ ченное время произвести провер­ ку движения главного двигателя. Тогда мы согласовываем с нашим капитаном Иваном Павловичем Груздевым, как лучше поступить в такой момент. Иван Павлович — бывалый мореход, он долгое время ходил канитаном-наставни- ком и понимает механиков. Что ж, если громыхает шторм и для промысла нет никакой возможно­ сти. Иван Павлович уводит трау­ лер в фиорд. Вот там все можно сделать вполне обстоятельно. Однажды, получив штормовой прогноз, корабль взял курс в Фуглё-Фьёрд, чтобы проверить не­ которые навигационные приборы и, конечно, главный двигателя* Во время осмотра главного двига­ теля мы обнаружили выкрошен­ ный баббит у пятого мотылевого подшипника. Немедленно пристук пили к демонтажу поршня и под­ шипника, у которого начала кро­ шиться верхняя часть. Тут піо, поставили новый подшипник. Под сомнением был у нас и вось­ мой мотьтлевый подшипник. Ре­ шили проверить по-настоящему стали демонтировать цилиндро­ вую крышку, поршень, подшип­ ник. К счастью, он оказался в хорошем состоянии. По мы пи ка­ пельки не жалели потраченного на работу времени. На душе у каждого было спокойно. Тогда мы провозились в машинном отделе­ нии кряду двадцать часов. И, по­ жалуй, наибольшая доля труда была внесена третьим механиком Вячеславом Добрачевьтм, мотори­ стом Николаем Селезневым и рс*фрижераторным машинистом Эдуардом Алексеевым. Надо сказать, что в правилах каждого члена машинной коман­ ды выработалась привычка — тщательно следить за чистотой я порядком в машинном отделении. Самое активное участие при­ нимают механики и в обществен­ ной жизни. Например, в двух по­ следних рейсах они подготовили обширные фотомонтажи о труде, работе и отдыхе моряков своего судна. Стенная печать в их руках превращается в доброго советчи­ ка или в оружие, направленное пр<»тив разгил ьдяев. Н. ГОРБЕНКО, второй механик*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz