Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.

/ В 1907 году наряду с расширением ассортимента, улучшением качества продукции, основной и главной задачей по-прежнему будет увеличение выпуска пи­ щевой рыбной продукции из вылавливаемой рыбы. Мы должны добиться, чтобы из сырца выпускать не ме­ нее 73 процентов пищевой продукции. Для обеспечения ритмичной работы флота, для уве­ личения добычи рыбы и выработки рыбной продук­ ции важнейшее значение имеет четкая, хорошо нала­ женная работа судоремонтных предприятий. Н 1966 году проведена значительная работа по па- ращиванию производственных мощностей для ремон­ та флота, сокращению продолжительности стоянок су-* дов в ремонте, повышению качества работ. На пред­ приятиях главка выполнен объем судоремонта на 1820 тысяч рублей больше, чем в 1965 году. План по выпуску валовой продукции судоремонтными пред­ приятиями выполнен на 101,7 процента. Лучших ре­ зультатов как по выпуску валовой продукции, так и по основному разделу программы — судоремонту до­ бились СРЗ № 1 Мурманской судоверфи, Петрозавод­ ская судоверфь, Архангельский СРЗ № 1. На судоремонтных предприятиях внедряется систе­ ма бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Шире распространилось со­ ревнование за высокое качество ремонта механизмов и судов с выдачей гарантийных паспортов. Наряду с этим на судоремонтных предприятиях имеется целый ряд серьезных недостатков, отрицательно влияющих ва результаты работы промысловых флотов. Впутрисмениы.е простои достигают 8 —10 процентов. Произведенный анализ потерь показывает, что на СРЗ №№ 1 и 2 судоверфи они не только не сократи­ лись, но даже увеличились. Недостаточное внимание на судоремонтных пред­ приятиях уделяется вопросам повышения качества ремонта. Как результат — многочисленные случаи брака. Только на Мурманской судоверфи в прошлом году было 925 случаев брака, что дало убыток 42.600 рублен. Низкое качество сборки механизмов и узлов приво­ дило к переделкам и, следовательно, к потере време­ ни. Всего за год сверх установленных договорами сро­ ков задержано в ремонте 119 судов на 2420 судо- суток, причем больше всего на Мурманской судовер­ фи — на 1580 судо-суток. Плохая организация работ, отсутствие должного контроля за ходом ремонта, обилие брака и недокомп­ лект численности рабочих привели к тому, что неко­ торые предприятия не справились с основным разде­ лом программы — судоремонтом. В основном ото про­ изошло по вине работников трех, предприятий: Мур­ манской судоверфи, Териберских судоремонтных ма­ стерских, Беломорской судоверфи. Даже по самым ? скромным подсчетам, рыбаки но вине судоремонтни­ ков недоловили 120 тысяч центнеров рыбы. Отсюда видно, какой большой резерв увеличения добычи ры­ бы находится в руках работников судоремонтных предприятий. Для выполнения установленного задания по росту объемов производства судоремонта нам необходимо, в первую очередь, добиться полного и рационального использования существующих производственных мощ­ ностей и обеспечить рост производительности труда. Путей для этого много — внедрение новой техники я технологии, улучшение организации производства, ликвидация брака и переделок. Если снизить внутри­ словные потери хотя бы на 5 процентов, то на Мурман­ ской судоверфи за счет этого можно произвести су­ доремонтных работ на 800 тысяч рублей. Особое внимание руководителей судоремонтных предприятий должно быть обращено на сокращение .сроков судоремонта и, в первую очередь, на сокраще­ ние сроков докового ремонта судов. Руководству Мурманской судоверфи необходимо в самое ближайшее время изучить и внедрить опыт Но­ вороссийского судоремонтного завода по механизиро­ ванной очистке корпусов судов в доках, а также опыт коллектива завода «Красная кузница» по организации докового ремонта судов с использованием комплекс­ ных бригад. Вплотную заняться впедрепием на голов­ ном предприятии и метода непрерывного планирова­ ния. Успешное развитие рыбной промышленности во многом зависит от уровня механизации и автоматиза­ ции трудоемких процессов производства и внедрепия повой высокопроизводительной техники. В нашем бассейне эта крайне важная работа проводилась в 1966 году несколько лучше, чем прежде. Внедрение новой техники, новой технологии и дальнейшая меха­ низация и автоматизация дали экономический эф­ фект более 8 миллионов рублей. В прошлом году новая рыбопоисковая и навигаци­ онная аппаратура взамен устаревшей была установле­ на на 99 промысловых судах. Флот начал оснащаться приборами контроля глубины хода трала японской фирмы «Фуруно». На судах в течение года установлено 168 ультрако­ ротковолновых радиостанций, 121 комплект радиоло­ кационных станций. В этом году между радиоцентром в Мурманске и плавбазами, находящимися в море, бу­ дут отрабатываться быстродействующие виды связи, в том числе — фототелеграф. Все это имеет огромное значение в организации прицельного лова рыбы и спо­ собствует увеличению ее вылова. Многое сделано и на береговых предприятиях. ІІа Мурманском рыбокомбинате механизирована аккуму­ ляция свежей рыбы в контейнерах. ІІа этом же пред­ приятии и на судах «Севрыбхолодфлота» осваивался выпуск консервов и пресервов в таре из тонкой жес­ ти и синтетических материалов. Однако к вопросам внедрения повой техники, новых синтетических материалов и механизации производст­ венных процессов на некоторых предприятиях отнес* дтеь несерьезно. По вине инженеров управления «Сев- рыбхолодфлот* до сих пор не внедрен аппарат термо- «мнульсной сварки полиэтиленовых пакетов для упа­ ковки сельди* лот я получен этот аппарат еще в авгу­ сте прошлого года. Эго же управление весьма пассив­ но отнеслось к внедрению полиэтиленовых 3-кило­ граммовых банок. Развитие технического прогресса в нашем бассейне сдерживает также слабая работа проектно-конструк­ торских организаций. Десятки лет рыбаки ждут от них машины для разделки и сортировки рыбы, глазуров­ ки и упаковки рыботоваров. Много важных задач но механизации производст­ венных процессов предстоит решить в 1967 году и в последующие годы. Для дальнейшего развития ко­ шелькового лова сельди пужио быстрее решить воп­ рос о комплексной механизации выливки сельди из кошелька и передачи ее на обрабатывающие суда. Необходимо провести работу по дальнейшей механиза­ ции приемки и обработки рыбы на всех участках про­ изводственных процессов. Для механизации обработку сельди требуется в кратчайший срок доработать и передать промышлен­ ности рыбопосольный агрегат РПА-4. В прошлом году в нашем бассейне еще шире, чем прежде, велось строительство новых промышленных объектов и реконструкция действующих цехов и со­ оружений. Были построепы и введены в эксплуата­ цию: в Архангельске жиромучной цех, столовая на 194 места; в Мурманском рыбном порту — компрессор­ ная, автоматическая телефонная станция, бытовой корпус на 700 человек, железнодорожные пути, при­ чальная линия. Хорошо потрудились для рыбаков в прошлом году строительные организации Министерства транспортно­ го строительства СССР, треста «Мурманскморстрой», «Каядалакштрансстрон». Моряки и работники берего­ вых предприятий бассейна благодарят строителей треста «Мурманскжилстрой» за то, что они в течение последних трех лет выполняют планы по строитель­ ству жилых домов. За это время строители треста по­ строили в городе Мурманске для работников рыбной промышленности Севера 124 тысячи квадратных мет­ ров жилой площади. . Однако в строительстве у нас еще много недостат­ ков, План строительно-монтажных работ по главку выполнен всего лишь на 94 процента, lie улучшило своей работы строительно-монтажное управление главка «Севрыба», которое выполнило план всего лишь на 87 процентов. Результаты освоения растущих с каждым годом капитальных вложений могли бы быть гораздо луч­ шими, если бы строительные организации Министерст­ ва строительства РСФСР выполняли своп обязатель­ ства по производственному строительству. Директорам мурманских предприятий (тт. Круми- ну, Сазыкину) и главным инженерам (тт. Винокурову, Рассолову) необходимо критически подходить к тех­ нической документации, получаемой от проектных ин­ ститутов, и не допускать изменений проектов в про­ цессе строительства, как это имело место по заводу рыбной кормовой муки, бытовкам рыбозавода № 2 , блока механо-монтажных и корпусных цехов судо­ верфи и СРЗ № 2, профтехучилищу и другим объ­ ектам. Эти замечания относятся в равной мере и к работ­ никам ОКСов. Не выдавать в производство рабочих чертежей, не проверив их, — такова их прямая обя­ занность. Однако документация по складу снабжения в новом порту выдана без проверки, и. в конечном счете, здесь теперь имеется бросовых работ на 9 ты­ сяч рублей. А в 1967 году необходимо ввести в действие первую очередь блока механо-монтажных цехов на Мурман­ ской судоверфи, блок корпусных цехов СРЗ № 2, 500 метров причалов в новом районе порта и Абрам-мыса, холодильника в Сортавалах, форсировать строительст­ во на судоремонтном заводе № 1 в г. Архангельске и других объектов. В юбилейном году Советской власти морякам Се­ верного бассейна предстоит выловить 10.326 тысяч центнеров рыбы, в том числе по Мурманской области — 8.414 тысяч центнеров, по Архангельской области — 1.387 тысяч центнеров, по Карельской АССР — 525 тысяч центнеров. В 1967 году необходимо выпустить 639 тысяч тонн пищевой рыбной продукции и поста­ вить государству 625 тысяч тонн высококачественных рыбных товаров. Для выполнения этих задач у нас есть опытные су­ доводители, механики, мастера по добыче и обработ­ ке рыбы. Их число неуклонно растет. Только за прош­ лый год специалистов с высшим и средним специаль­ ным образованием в нашем бассейне стало на 480 че­ ловек больше. Пополнение кадров предприятий молодыми специа­ листами, воспитание их на славных трудовых тради­ циях старшего поколения имеет особенно большое значение в связи с интенсивным ростом флота. На­ пример, только в последние годы флот «Ссврыбы» пополнился первоклассными судами, такими, как про­ изводственные рефрижераторы типа «Грумант», осна­ щенными новейшей поисковой, рыбодобывающей и обрабатывающей техникой, имеющими неограничен­ ный район плавания. Для доставки продукции в порт из самых отдаленных районов мирового океана у нас есть такие замечательные корабли, как транспортные рефрижераторы типа «Хибинские горы». Они имеют скорость хорошего пассажирского лайнера, могут до­ ставлять в порт до 7 тысяч тонн готовой продукции* При нынешнем состоянии сырьевой базы эти ко­ рабли сослужат нам хорошую службу, помогут прео­ долеть огромные расстояния, освоить дальние, бога­ тые рыбой районы. В прошлом году, например, первые мурманские ко­ рабли ус пейіно работали в Южной Атлантике. Они имели устойчивые суточные уловы до 100 тонн. Так же успешно они работают и сейчас. Расчеты подтвер­ ждают, что при такой сырьевой базе работа судов в этом районе будет высокорентабельной. Поэтому главк запланировал послать в этом году в новый район группу производственных рефрижераторов, которая обеспечит вылов не менее 1326 тысяч центнеров рыбы* Организация промысла в этом районе потребует дополнительной посылки 2-х плавбаз типа «Даурия», 3-х транспортных судов и одного танкера грузоподъ­ емностью 10 тысяч тони. Несомненно, что поставка до­ полнительного количества плавбаз и транспортных судов связана с большими трудностями, но, учитывая высокую продуктивность нового промыслового района, мы обращаемся к Министерству рыбного хозяйства СССР с просьбой изыскать возможности для дополни­ тельной поставки нам указанных судов. Северо-Западная Атлантика, куда из Баренцева мо­ ря в течение семилетки переместился центр тяжести промысла, остается основным районом, где будет ре­ шаться судьба государственного плана добычи рыбы по Северному бассейну. Там запланировано добыть почти пять миллионов центнеров рыбы. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы вывести наибольшее количество кораблей на промы­ сел, организовать ритмичную работу их, ликвидиро­ вать непроизводительные простои судов в морс и в порту, обеспечить контроль за четким выполнением месячных и квартальных графиков движения кораб-/ лей. В 1966 году проведены испытания и организована производственная проверка тралов и распорных средств к ним с улучшенными параметрами. Испыта­ ния и производственная проверка на промысловых производственных рефрижераторах и БМРТ 40-метро­ вого трала ПИНРО и 65-метрового двухпластинчатого трала с новыми траловыми досками показали, что уло- вистость тралов новой конструкции выше уловистоети 31-метрового трала, находящегося на вооружении Мурманского и Архангельского траловых флотов. Несмотря на это, внедрение более совершенного тралового вооружения идет медленно. Новые тралы я новые траловые доски Мурманским траловым флотом выданы только на 12 БМРТ и 11 производственных рефрижераторов. Управление Архангельского трал­ флота и того не сделало, ограничилось лишь заявкой на трехщелевые овальные доски. Такое положение не­ терпимо. Нужно, чтобы новые конструкции тралов и распорные устройства к ним были на вооружении всех БМРТ польской постройки и промыслово-произ­ водственных рефрижераторов. На протяжении ряда лет наши инжеперы-добытчи- ки и промысловики настойчиво проводили работу по освоению океанического кошелькового промысла в Северной Атлантике. Ощутимый успех был достигнут в 1966 году, после того, как промысловые суда были оснащены необходимыми поисковыми приборами, и, кроме того, что очень важно, теперь уже доказана воз­ можность организации круглогодичного кошелькового промысла в Северной Атлантике. В прошлом году мы на кошельковый лов переобо­ рудовали и направили 9 СРТ-Р типа «Океан» управле­ ния «Мурмансельдь» и один СРТ-Р тина «Бологое», Эти корабли были приспособлены для работы с ко­ шельковым неводом по кормовой схеме, оборудованы гидролокаторами и средствами связи для промысловой информации и обмена опытом. В результате кошелько­ выми неводами в Северной Атлантике выловлено 70.600 центнеров, за отдельные заметы неводов уловы доходили до 200 тонн. Наибольший вылов имеют СРТ- Р-712*«Аист» — 18.695 центнеров и СРТ-Р-7І5 «Кор­ шун» — 16.107 центнеров. Если сравнять работу но добыче сельди кошелько­ вых судов и судов дрифтерного лова за один и тот же период, то получим далеко не равнозначные показате­ ли. Так, например, вылов СРТ-712 на кошельковом лову за весенне-летний период (94 промысловых судо- суток) составил 12.270 центнеров, себестоимость одно­ го центнера сельди — 21 рубль 81 копейку. Вылов СРТ-4145 на дрифтерном лову за тот же период — 3668 центнеров, себестоимость 1 центнера сельди — 52 рубля 03 копейки. На этих примерах видно’, что уже при сегодняшнем уровне освоения кошелькового лова рыбы в Северной Атлантике самым непроизводительным и дорогостоя­ щим видом промысла является дрифтерный лов. По­ этому главк ставит задачу о полной замене с 1969 го­ да дрифтерного лова кошельковым, а также такими прогрессивными видами лова, как разноглубинный и близнецовый. В настоящее время разработкой способа выливки сельди из кошелькового невода и приемки ее на при­ емное судно занимаются Гипрорыбфлот, ПИНРО и отдельные специалисты. В январе в главке рассматри­ вались предложения по этому вопросу. Принято реше­ ние применить рыбонасосы для выливки сельди из не­ вода ва приемный РТ, откуда она будет выгружаться с помощью пневмоустановки на крупные плавбазы, а также примеішть садки для выливки, хранепия и транспортировки сельди. Это репіепие, разумеется* полностью не разрешает проблемы, но на первом эта­ пе оно будет способствовать повышению производи­ тельности кошелькового промысла. Близнецовый и разноглубинный виды лова, наряду с кошельковым, должны быть в более широких масшта­ бах применены на облове мойвы и других пород рыб. Мурманскому траловому флоту совместно с промраз­ ведкой главка необходимо организовать опытный разноглубинный и близнецовый лов донных рыб в районе Джорджес-бапки и в новом районе. Необходимо принять решительные меры но повыше­ нию эффективности разноглубинного лова сельди с БМРТ. Практика промысла сельди в 1966 году разно­ глубинными тралами показала, что в развитии этого вида лова мы сильно отстали. Большим резервом увеличения добычи рыбы явля­ ется освоение новых районов и объектов лова. Подле­ жит дальнейшему и более интенсивному освоению район Гренландии, где иностранный флот в отдель­ ные периоды работает довольно успешно, а наши попытки в организации там добычи не приводят к . (Окончание ва 4-й стр.), і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz