Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.
/ В 1907 году наряду с расширением ассортимента, улучшением качества продукции, основной и главной задачей по-прежнему будет увеличение выпуска пи щевой рыбной продукции из вылавливаемой рыбы. Мы должны добиться, чтобы из сырца выпускать не ме нее 73 процентов пищевой продукции. Для обеспечения ритмичной работы флота, для уве личения добычи рыбы и выработки рыбной продук ции важнейшее значение имеет четкая, хорошо нала женная работа судоремонтных предприятий. Н 1966 году проведена значительная работа по па- ращиванию производственных мощностей для ремон та флота, сокращению продолжительности стоянок су-* дов в ремонте, повышению качества работ. На пред приятиях главка выполнен объем судоремонта на 1820 тысяч рублей больше, чем в 1965 году. План по выпуску валовой продукции судоремонтными пред приятиями выполнен на 101,7 процента. Лучших ре зультатов как по выпуску валовой продукции, так и по основному разделу программы — судоремонту до бились СРЗ № 1 Мурманской судоверфи, Петрозавод ская судоверфь, Архангельский СРЗ № 1. На судоремонтных предприятиях внедряется систе ма бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Шире распространилось со ревнование за высокое качество ремонта механизмов и судов с выдачей гарантийных паспортов. Наряду с этим на судоремонтных предприятиях имеется целый ряд серьезных недостатков, отрицательно влияющих ва результаты работы промысловых флотов. Впутрисмениы.е простои достигают 8 —10 процентов. Произведенный анализ потерь показывает, что на СРЗ №№ 1 и 2 судоверфи они не только не сократи лись, но даже увеличились. Недостаточное внимание на судоремонтных пред приятиях уделяется вопросам повышения качества ремонта. Как результат — многочисленные случаи брака. Только на Мурманской судоверфи в прошлом году было 925 случаев брака, что дало убыток 42.600 рублен. Низкое качество сборки механизмов и узлов приво дило к переделкам и, следовательно, к потере време ни. Всего за год сверх установленных договорами сро ков задержано в ремонте 119 судов на 2420 судо- суток, причем больше всего на Мурманской судовер фи — на 1580 судо-суток. Плохая организация работ, отсутствие должного контроля за ходом ремонта, обилие брака и недокомп лект численности рабочих привели к тому, что неко торые предприятия не справились с основным разде лом программы — судоремонтом. В основном ото про изошло по вине работников трех, предприятий: Мур манской судоверфи, Териберских судоремонтных ма стерских, Беломорской судоверфи. Даже по самым ? скромным подсчетам, рыбаки но вине судоремонтни ков недоловили 120 тысяч центнеров рыбы. Отсюда видно, какой большой резерв увеличения добычи ры бы находится в руках работников судоремонтных предприятий. Для выполнения установленного задания по росту объемов производства судоремонта нам необходимо, в первую очередь, добиться полного и рационального использования существующих производственных мощ ностей и обеспечить рост производительности труда. Путей для этого много — внедрение новой техники я технологии, улучшение организации производства, ликвидация брака и переделок. Если снизить внутри словные потери хотя бы на 5 процентов, то на Мурман ской судоверфи за счет этого можно произвести су доремонтных работ на 800 тысяч рублей. Особое внимание руководителей судоремонтных предприятий должно быть обращено на сокращение .сроков судоремонта и, в первую очередь, на сокраще ние сроков докового ремонта судов. Руководству Мурманской судоверфи необходимо в самое ближайшее время изучить и внедрить опыт Но вороссийского судоремонтного завода по механизиро ванной очистке корпусов судов в доках, а также опыт коллектива завода «Красная кузница» по организации докового ремонта судов с использованием комплекс ных бригад. Вплотную заняться впедрепием на голов ном предприятии и метода непрерывного планирова ния. Успешное развитие рыбной промышленности во многом зависит от уровня механизации и автоматиза ции трудоемких процессов производства и внедрепия повой высокопроизводительной техники. В нашем бассейне эта крайне важная работа проводилась в 1966 году несколько лучше, чем прежде. Внедрение новой техники, новой технологии и дальнейшая меха низация и автоматизация дали экономический эф фект более 8 миллионов рублей. В прошлом году новая рыбопоисковая и навигаци онная аппаратура взамен устаревшей была установле на на 99 промысловых судах. Флот начал оснащаться приборами контроля глубины хода трала японской фирмы «Фуруно». На судах в течение года установлено 168 ультрако ротковолновых радиостанций, 121 комплект радиоло кационных станций. В этом году между радиоцентром в Мурманске и плавбазами, находящимися в море, бу дут отрабатываться быстродействующие виды связи, в том числе — фототелеграф. Все это имеет огромное значение в организации прицельного лова рыбы и спо собствует увеличению ее вылова. Многое сделано и на береговых предприятиях. ІІа Мурманском рыбокомбинате механизирована аккуму ляция свежей рыбы в контейнерах. ІІа этом же пред приятии и на судах «Севрыбхолодфлота» осваивался выпуск консервов и пресервов в таре из тонкой жес ти и синтетических материалов. Однако к вопросам внедрения повой техники, новых синтетических материалов и механизации производст венных процессов на некоторых предприятиях отнес* дтеь несерьезно. По вине инженеров управления «Сев- рыбхолодфлот* до сих пор не внедрен аппарат термо- «мнульсной сварки полиэтиленовых пакетов для упа ковки сельди* лот я получен этот аппарат еще в авгу сте прошлого года. Эго же управление весьма пассив но отнеслось к внедрению полиэтиленовых 3-кило граммовых банок. Развитие технического прогресса в нашем бассейне сдерживает также слабая работа проектно-конструк торских организаций. Десятки лет рыбаки ждут от них машины для разделки и сортировки рыбы, глазуров ки и упаковки рыботоваров. Много важных задач но механизации производст венных процессов предстоит решить в 1967 году и в последующие годы. Для дальнейшего развития ко шелькового лова сельди пужио быстрее решить воп рос о комплексной механизации выливки сельди из кошелька и передачи ее на обрабатывающие суда. Необходимо провести работу по дальнейшей механиза ции приемки и обработки рыбы на всех участках про изводственных процессов. Для механизации обработку сельди требуется в кратчайший срок доработать и передать промышлен ности рыбопосольный агрегат РПА-4. В прошлом году в нашем бассейне еще шире, чем прежде, велось строительство новых промышленных объектов и реконструкция действующих цехов и со оружений. Были построепы и введены в эксплуата цию: в Архангельске жиромучной цех, столовая на 194 места; в Мурманском рыбном порту — компрессор ная, автоматическая телефонная станция, бытовой корпус на 700 человек, железнодорожные пути, при чальная линия. Хорошо потрудились для рыбаков в прошлом году строительные организации Министерства транспортно го строительства СССР, треста «Мурманскморстрой», «Каядалакштрансстрон». Моряки и работники берего вых предприятий бассейна благодарят строителей треста «Мурманскжилстрой» за то, что они в течение последних трех лет выполняют планы по строитель ству жилых домов. За это время строители треста по строили в городе Мурманске для работников рыбной промышленности Севера 124 тысячи квадратных мет ров жилой площади. . Однако в строительстве у нас еще много недостат ков, План строительно-монтажных работ по главку выполнен всего лишь на 94 процента, lie улучшило своей работы строительно-монтажное управление главка «Севрыба», которое выполнило план всего лишь на 87 процентов. Результаты освоения растущих с каждым годом капитальных вложений могли бы быть гораздо луч шими, если бы строительные организации Министерст ва строительства РСФСР выполняли своп обязатель ства по производственному строительству. Директорам мурманских предприятий (тт. Круми- ну, Сазыкину) и главным инженерам (тт. Винокурову, Рассолову) необходимо критически подходить к тех нической документации, получаемой от проектных ин ститутов, и не допускать изменений проектов в про цессе строительства, как это имело место по заводу рыбной кормовой муки, бытовкам рыбозавода № 2 , блока механо-монтажных и корпусных цехов судо верфи и СРЗ № 2, профтехучилищу и другим объ ектам. Эти замечания относятся в равной мере и к работ никам ОКСов. Не выдавать в производство рабочих чертежей, не проверив их, — такова их прямая обя занность. Однако документация по складу снабжения в новом порту выдана без проверки, и. в конечном счете, здесь теперь имеется бросовых работ на 9 ты сяч рублей. А в 1967 году необходимо ввести в действие первую очередь блока механо-монтажных цехов на Мурман ской судоверфи, блок корпусных цехов СРЗ № 2, 500 метров причалов в новом районе порта и Абрам-мыса, холодильника в Сортавалах, форсировать строительст во на судоремонтном заводе № 1 в г. Архангельске и других объектов. В юбилейном году Советской власти морякам Се верного бассейна предстоит выловить 10.326 тысяч центнеров рыбы, в том числе по Мурманской области — 8.414 тысяч центнеров, по Архангельской области — 1.387 тысяч центнеров, по Карельской АССР — 525 тысяч центнеров. В 1967 году необходимо выпустить 639 тысяч тонн пищевой рыбной продукции и поста вить государству 625 тысяч тонн высококачественных рыбных товаров. Для выполнения этих задач у нас есть опытные су доводители, механики, мастера по добыче и обработ ке рыбы. Их число неуклонно растет. Только за прош лый год специалистов с высшим и средним специаль ным образованием в нашем бассейне стало на 480 че ловек больше. Пополнение кадров предприятий молодыми специа листами, воспитание их на славных трудовых тради циях старшего поколения имеет особенно большое значение в связи с интенсивным ростом флота. На пример, только в последние годы флот «Ссврыбы» пополнился первоклассными судами, такими, как про изводственные рефрижераторы типа «Грумант», осна щенными новейшей поисковой, рыбодобывающей и обрабатывающей техникой, имеющими неограничен ный район плавания. Для доставки продукции в порт из самых отдаленных районов мирового океана у нас есть такие замечательные корабли, как транспортные рефрижераторы типа «Хибинские горы». Они имеют скорость хорошего пассажирского лайнера, могут до ставлять в порт до 7 тысяч тонн готовой продукции* При нынешнем состоянии сырьевой базы эти ко рабли сослужат нам хорошую службу, помогут прео долеть огромные расстояния, освоить дальние, бога тые рыбой районы. В прошлом году, например, первые мурманские ко рабли ус пейіно работали в Южной Атлантике. Они имели устойчивые суточные уловы до 100 тонн. Так же успешно они работают и сейчас. Расчеты подтвер ждают, что при такой сырьевой базе работа судов в этом районе будет высокорентабельной. Поэтому главк запланировал послать в этом году в новый район группу производственных рефрижераторов, которая обеспечит вылов не менее 1326 тысяч центнеров рыбы* Организация промысла в этом районе потребует дополнительной посылки 2-х плавбаз типа «Даурия», 3-х транспортных судов и одного танкера грузоподъ емностью 10 тысяч тони. Несомненно, что поставка до полнительного количества плавбаз и транспортных судов связана с большими трудностями, но, учитывая высокую продуктивность нового промыслового района, мы обращаемся к Министерству рыбного хозяйства СССР с просьбой изыскать возможности для дополни тельной поставки нам указанных судов. Северо-Западная Атлантика, куда из Баренцева мо ря в течение семилетки переместился центр тяжести промысла, остается основным районом, где будет ре шаться судьба государственного плана добычи рыбы по Северному бассейну. Там запланировано добыть почти пять миллионов центнеров рыбы. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы вывести наибольшее количество кораблей на промы сел, организовать ритмичную работу их, ликвидиро вать непроизводительные простои судов в морс и в порту, обеспечить контроль за четким выполнением месячных и квартальных графиков движения кораб-/ лей. В 1966 году проведены испытания и организована производственная проверка тралов и распорных средств к ним с улучшенными параметрами. Испыта ния и производственная проверка на промысловых производственных рефрижераторах и БМРТ 40-метро вого трала ПИНРО и 65-метрового двухпластинчатого трала с новыми траловыми досками показали, что уло- вистость тралов новой конструкции выше уловистоети 31-метрового трала, находящегося на вооружении Мурманского и Архангельского траловых флотов. Несмотря на это, внедрение более совершенного тралового вооружения идет медленно. Новые тралы я новые траловые доски Мурманским траловым флотом выданы только на 12 БМРТ и 11 производственных рефрижераторов. Управление Архангельского трал флота и того не сделало, ограничилось лишь заявкой на трехщелевые овальные доски. Такое положение не терпимо. Нужно, чтобы новые конструкции тралов и распорные устройства к ним были на вооружении всех БМРТ польской постройки и промыслово-произ водственных рефрижераторов. На протяжении ряда лет наши инжеперы-добытчи- ки и промысловики настойчиво проводили работу по освоению океанического кошелькового промысла в Северной Атлантике. Ощутимый успех был достигнут в 1966 году, после того, как промысловые суда были оснащены необходимыми поисковыми приборами, и, кроме того, что очень важно, теперь уже доказана воз можность организации круглогодичного кошелькового промысла в Северной Атлантике. В прошлом году мы на кошельковый лов переобо рудовали и направили 9 СРТ-Р типа «Океан» управле ния «Мурмансельдь» и один СРТ-Р тина «Бологое», Эти корабли были приспособлены для работы с ко шельковым неводом по кормовой схеме, оборудованы гидролокаторами и средствами связи для промысловой информации и обмена опытом. В результате кошелько выми неводами в Северной Атлантике выловлено 70.600 центнеров, за отдельные заметы неводов уловы доходили до 200 тонн. Наибольший вылов имеют СРТ- Р-712*«Аист» — 18.695 центнеров и СРТ-Р-7І5 «Кор шун» — 16.107 центнеров. Если сравнять работу но добыче сельди кошелько вых судов и судов дрифтерного лова за один и тот же период, то получим далеко не равнозначные показате ли. Так, например, вылов СРТ-712 на кошельковом лову за весенне-летний период (94 промысловых судо- суток) составил 12.270 центнеров, себестоимость одно го центнера сельди — 21 рубль 81 копейку. Вылов СРТ-4145 на дрифтерном лову за тот же период — 3668 центнеров, себестоимость 1 центнера сельди — 52 рубля 03 копейки. На этих примерах видно’, что уже при сегодняшнем уровне освоения кошелькового лова рыбы в Северной Атлантике самым непроизводительным и дорогостоя щим видом промысла является дрифтерный лов. По этому главк ставит задачу о полной замене с 1969 го да дрифтерного лова кошельковым, а также такими прогрессивными видами лова, как разноглубинный и близнецовый. В настоящее время разработкой способа выливки сельди из кошелькового невода и приемки ее на при емное судно занимаются Гипрорыбфлот, ПИНРО и отдельные специалисты. В январе в главке рассматри вались предложения по этому вопросу. Принято реше ние применить рыбонасосы для выливки сельди из не вода ва приемный РТ, откуда она будет выгружаться с помощью пневмоустановки на крупные плавбазы, а также примеішть садки для выливки, хранепия и транспортировки сельди. Это репіепие, разумеется* полностью не разрешает проблемы, но на первом эта пе оно будет способствовать повышению производи тельности кошелькового промысла. Близнецовый и разноглубинный виды лова, наряду с кошельковым, должны быть в более широких масшта бах применены на облове мойвы и других пород рыб. Мурманскому траловому флоту совместно с промраз ведкой главка необходимо организовать опытный разноглубинный и близнецовый лов донных рыб в районе Джорджес-бапки и в новом районе. Необходимо принять решительные меры но повыше нию эффективности разноглубинного лова сельди с БМРТ. Практика промысла сельди в 1966 году разно глубинными тралами показала, что в развитии этого вида лова мы сильно отстали. Большим резервом увеличения добычи рыбы явля ется освоение новых районов и объектов лова. Подле жит дальнейшему и более интенсивному освоению район Гренландии, где иностранный флот в отдель ные периоды работает довольно успешно, а наши попытки в организации там добычи не приводят к . (Окончание ва 4-й стр.), і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz