Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.

С Ч Е Т Ш Е Л Н А М И Н У Т Ы О ПРОМЕРЕ ВАЕРОВ Палубная команда промыслово- производственного рефрижератора «Прилуки» в отличие от дру­ гих — машинной, коллектива рыбной фабрики — выходила в рейс за экватор почти в прежнем составе. Правда, среди новичков были мастера по добыче, один из них — тов. Зиборов — раньше совсем не работал на судах кор­ мового траления, но опытные матросы его вахты, в частности, Александр Киреев, справились с нагрузкой хорошо. Но сути дела тов. Киреев руководил спуском трала, и его заслуга, что на вах­ те не было задержек. Первое ме­ сто в соревновании заняли матро­ сы, которых возглавлял Петр Его­ рович Черемисин. Мастерам по до­ быче активно помогали матросы В. Пьяных, Л. Майчавариапи, В. Селиванов. Их справедливо считают лучшими моряками на­ шего судна. Мне хочется подробно рас­ сказать о приспособлении, спо­ собствовавшем более быстрому — на 3 — 4 минуты — спуску трала и мешка в один прием. Суть этого приспособления заключалась в "Следующем. Большое кольцо глаголь-гака мьі разрезали таким образом, что один конец его загнули во внутрь и приварили, а другой образовал крючок, на который сверху нава­ рили рымок с отверстием диамет­ ром примерно 10— 12 сантимет­ ров. На малое кольцо глаголь-гака приварили точно такое же кольцо с таким же отверстием. В эти от­ верстия пропустили буйлинь, за­ крепленный одним концом за при­ варенное кольцо, а второй про­ ходил через отверстие в другом рыме и кренился за реллинг сли­ па. Длина буйлипя на каждом ко­ рабле может быть разной, но та­ кой, чтобы он доставал до спуско­ вого блока на переходном мости­ ке, но был бы не длиннее. У нас буйлинь равнялся 6,20 — 6,40 метра. На расстоянии 8— 10 метров от спускового гака к спусковому концу вростнли лапку с огоном длиной полметра. При подготовке трала к спуску этот огон закры­ вается глаголь-гаком. Спускным гачком захватываем нижнюю подбору, а крючком большого кольца глаголь-гака — мешок. Теперь остается выбирать спу­ скной конец лебедкой. Когда буй­ линь натянется, глаголь-гак авто­ матически откроется и мешок сво­ бодно будет падать в воду; под­ бору можно продолжать вы впро- вать за борт. В дальнейшем спуск производим обычным способом. Это нехитрое приспособление обеспечивает более удобную рабо­ ту с тралом и, как уже сказано, ускоряет процесс пуска. Вообще, на спуск, подъем трала при уло­ вах в 8— 10 тонн мы затрачива­ ли двадцать пять — тридцать пять минут. В это время входит и дележка улова. Показатель ха­ рактерный, и он еще раз говорит, что палубная команда трудилась слаженно и с напряжением. Работали 31-метровым тралом (чертеж 326), но был взят в рейс и новый сорокаметровый, чертеж 396-6. Еще раньше его испыты­ вали на производственном рефри­ жераторе «Зеленоборск» в присут­ ствии представителей ПИНРО, экспериментальной базы, отдела добычи тралового флота. Заключе­ ние было хорошее. Нам же пред­ стояло опробовать этот трал в промысловом режиме. л Как показали результаты тра­ ления, уловы мы имели ниже, чем экипаж «Зеленоборска», кото­ рый промышлял рядом тралом (чертеж Л? 326). И кроме того, новый трал неудобей в эксплуата­ ции. Спуск его затруднен из-за длинного грунтропа, который не выходит иа палубу; приходилось делать дополнительное приспособ­ ление; удлиненная мотня также представляет большие неудобства при спуске. Наше мнение такое: трал тяжелый, машина работает с максимальной нагрузкой даже в штилевую погоду, а эффекта он не дает. По этой причине мы про­ мышляли старыми «ловушками». В течение рейса мне приходи­ лось пересаживаться на другие производственные рефрижераторы. У экипажа «Груманта» одно вре­ мя не ладилось с орудиями лова, рыбу моряки ловили плохо. Мы проверили тралы, перебили под­ бору по той схеме, какой пользо­ вались сами, удлинили кабели до 70 метров, переставили дуги на траловых досках. Успех* пришел лишь после того, как доски вооб­ ще сменили. Видимо, прежние имели заводской дефект. Изгото­ вители должны быть более вни- мальны к качеству своей продук­ ции. Надо помнить, что в морских условиях не всегда представляет­ ся возможным получить новое снабжение. Приспособление, которое мы внедрили на своем корабле, мож­ но рекомендовать промысловикам всех производственных рефриже­ раторов. Оно оправдало себя и на «Сказочнике Андерсене», где мне пришлось также побывать во вре­ мя плавания, и на «Трумаите». В. МАНАЕНКО, старший мастер по добыче. В конце 1965 года в Мурман­ ском траловом флоте были рас­ пространены ли< тки технической информации № 96, в которых рас­ сказывалось о двух способах про­ мера ваеров на траулерах борто­ вого траления, предложенных ка­ питалом Е. Л. Лебедевым. Как и многие мастера по добыче, про­ читав этот листок, я продолжал промерять ваера старым спосо­ бом. Но затем, когда мпе времен­ но довелось работать на трауле­ ре «Треска», под давлением ка­ питана пришлось опробовать про­ мер с помощью тросика длиной 1G метров, заведенного вокруг таг вотниц центральных роликов. С тех нор при наличии свобод­ ного времени мы промеряем вае- ра только этим способом, а если заставляет необходимость во вре­ мя промысла, то промеряем их при подъеме трала, как указано в том же листке информации. Этот способ особенно хорош тем, что времени тратится около 7— 8 минут на промер одного ва- ера, к тому же здесь не требу­ ется отсоединения кабелей. Промер ваеров при «ьдъеме трала мы ведем следующим! обра­ зом. Матрос и мастер но добыче растягивают стальной тросик длин­ ной 16 метров по рабочему борту, между кормовой дугой и рыбным ящиком; при выборке ваеров промеряем им кормовой ваер. (На время отмера лебедку останавли­ ваем). Отложив па ваере три длины троса, оставшееся до марки расстояние вымеряем метром, или, лучше, разбитым на дециметры тросиком. Другой ваер промеря­ ем во время работы тралом дру­ гого борта. Если не все промысловики зна­ комы с этим способом промера ваеров, то за разъяснением сле­ дует обратиться в промысловый отдел. Я очень советую всем осво­ ить эти прогрессивные методы, жалеть не будете. В. КАРПОВ, старший мастер по добыче траулера «Гурзуф». По просьбе промысловиков тра­ лового флота «Рыбный Мурман® сегодня печатает схему промера ваеров, о которой говорит тов. Карпов. 1 — лебедка; 2 — ваер; 3 — промерный тросик; 4 — маслен­ ки центральных роликов; 5 — центральные ролики; 6 — мер­ ный конец; 7 — пометка краской; 8 — очередная марка. Почерк Анатолия Бабия Если на плавбазу «Антаркти­ ка» приходит новый человек — ему всеобщее внимание. И -это естественно. Люди на этом корабле меняются не так уж часто. Анатолий Антонович Бабий на этом судне в море шел впер­ вые. Когда заступил на свою первую вахту, к нему подходи­ ли бригадир, технолог и даже капитан. Присматривались. И хотя бондарное дело для него привычное, без малого 20 лет им занимается, в этот день чувствовал себя, как на экза­ мене переаттестационной ко­ миссии. Вечером капитан спросил у технолога: - Ну, как новый бондарь? — Мастер! Бочки затарил — любо глядеть. А Бабий, зайдя после вахты в каюту, нахмурился: неуютно, накурено. На столике в беспо­ рядке пустые папиросные пач­ ки, на полу клочки бумаг. Рез­ ко бросились в глаза лишаи вытершейся на стенках крас­ ки. Не передохнув, принялся за работу. Вернулись после смены ре­ бята, удивились. Строго, по- армейски заправлены койки, аккуратно сложены книги. На палубе ни соринки. На столе, за­ стеленном чистой газетой, толь­ ко попыхивает паром чайник. Парни неловко стали топтать­ ся у двери. — Да вы что, чай стынет, — улыбнулся Бабий. За чаем Анатолий Антонович как бы между прочим заметил: — Хорошо бы переборки вы­ красить. Дом ведь это наш. По­ нимаете? — А что тут понимать? Кра­ ски боцман дает, вот только руки никак не доходят. — Принесите краску, сделаю, — сказал Бабий. Спустя два дня каюта блес­ тела, как новая. Многие прихо­ дили полюбоваться. И тут же просили: — Помоги, Антонович, и нам. Бабий не отказывал. На работе у Бабия забот то­ же прибавилось. Несколько матросов пожелали освоить профессию бондаря. Обучал их Анатолий Антонович охотно, знал, что польза от этого будет немалая. И действительно, вскоре на плавбазе успешно провели борьбу с боем тары: ни одной ломаной бочки не ста­ ло на палубе. Все шло в дело. Да и не только бочки. После вахты бондарь собира­ ет обручи, клепки, донышки. Все пригодится. — Он свою . работу любит. За ним контроль не нужен. Ес­ ли ему поручено какое-то дело, он выполнит хорошо. Так что товар можно отправлять без контроля. Так о Бабии отзывается тех­ нолог Алексей Абдулович Са­ фин. И добавляет, что Анато­ лий Антонович предложил каж­ дому из шести судовых бонда­ рей дать свое клеймо. Это по­ может предупредить брак. А если у кого и случается про­ мах в работе, то легко будет найти виновного. — Тебе, Антонович, клейма не нужно, — говорили Бабию мо­ ряки. — Твою работу по почер­ ку узнать можно. Справедливая похвала. С Анатолием Антоновичем я встретилась недавно. Невысо­ кий, темноглазый, с прямым взглядом, он как-то сразу рас­ положил к себе. Разговаривая с ним, я испытывала приятное чувство, которое обычно достав­ ляет общение с хорошими людь­ ми. — Многие у нас работают быстрее меня, — говорит он. — Но от этого нередко страда­ ет качество. А мое правило — сделать так, чтобы продукция не портилась. Затарь бочку кое- как — тузлук вытечет, селедка окислится. А лотом мы говорим о пред­ стоящем большом празднике. Бабий улыбается своей слав­ ной улыбкой: — Воскресенье и то отлича­ ется от будней, а тут 50-летие Октября! Настроение, конечно, хброшее. Сама жизнь создает это настроение. Мне обижаться не на что: работа по душе, лю­ бимая семья, три дочки-школь­ ницы. Учатся хорошо. У нас от­ личная квартира, в доме доста­ ток. Очень приятно, когда чело­ веку хорошо. С. НИКОЛАЕВА. Моряки СРТ-718 управления «Мурмансельдь» на 28 процен­ тов перевыполнили рейсовое за­ дание по вылову рыбы. Кол­ лектив корабля обязался вы-* полнить план двух лет пятит легки к дню пятидесятой го- $ъвщтш Великого Октября. НА СНИМКЕ: боцман этого траулера Анатолий Иванович Пурин. Его имя на судовой Доске почета. ^ Фото из «Полярной правды** ЭКИПАЖ «ЧИТЫ» НАБИРАЕТ ТЕМПЫ Воодушевленный решениями XXIII съезда КПСС, экипаж тра­ улера «Чита» с первых дней вто­ рого года новой пятилетки вклю­ чился в социалистическое сорев­ нование за достойную встречу 50- летия Советской власти и нринял повышенные обязательства: к юбилею Великого Октября вы­ полнить годовой план но добыче рыбы и заготовить до конца года сверх плана 1500 центнеров рыб­ ного полуфабриката хорошего ка­ чества. Слова у моряков не расходятся с делами. Экипаж уверенно идет к намеченному рубежу. В первом плавании за 10 про­ мысловых суток ври плане 50 тонн в порт доставлено 62 тонны рыбы. . Больших успехов экипаж до­ бился во втором , промысловом рейсе, который продолжался с 26 япваря по 9 февраля. По всем показателям рейсовое заданно значительно перевыполнено. При плане 48 тонн изготовили 80 тонн рыбного полуфабриката. По выра­ ботке консервов задание перекры­ то на 22 процента, рыбной муки — в два раза, по выгреву жи ­ ра — на 20 процентов. До выполнения квартального плана осталось выловить 128 тоня ры­ бы. Этих успехов экипаж добился благодаря нравильной организа- ции промысла, расстановке сил, мобилизации личного состава на решение задач, поставленных партией и правительством. И здесь основную роль играет пар­ тийная организация, возглавляе­ мая старшим механиком Андреем Егоровичем Тнниковым. Она целеустремленно направля­ ет работу коллектива, вос­ питывает моряков на трудовых, достижениях опытных н|юмысло- виков флота, повседневно зани­ мается вопросами укрепления со­ циалистической дисциплины тру­ да. 11 а судне нет ни одного нару­ шителя, судовой комитет повсед­ невно осуществляет руководство социалистическим соревнованием. Под руководством опытного ка ­ питана коммуниста Иосифа Ми­ хайловича Рсйзеса штурман­ ский состав научился хорошему судовождению, умению повсед­ невно держаться на концентраци­ ях рыбы. Трудно определить из трех штурманов — тов. Шавро- ва, тов. Кузьменко и тов. Столбо­ ва — лучшего. Все они работают превосходно. Замечательно трудится третья вахта, возглавляемая матросом первого класса, .тов. Годаревым. Пожалуй, опа отличается от ос­ тальных более слаженной и от­ личной .работой. К числу передо­ вых моряков необходимо отнести старшего мастера по добыче С. М. Карпова, его помощников тт« Меньшикова и Бундеева, матро^ сов тт. Маркина, ІІатракова, Ист-* ратова, Года рева и тдругих. Хо* рошо и слаженно работает ма­ шинная команда: «Сердце кораб­ ля» — машина нас не подводит. Все механики, кочегары трудятся на совесть. Сейчас, когда трудящиеся го­ товятся к выборам в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы, перед нами встали новые зада-* чи. Подсчитав свои возможности,, мы решили к 12 марта выполнить квартальный план по добыче ры­ бы. И эта задача нашим морякам по плечу. Взятые с начала года темпы экипаж наращивает с каждым днем. Иначе и не может быть, ведь коллектив «Читы» ра­ ботоспособный, волевой, и, имея среди членов команды тринадцать ударников коммунистического труда, у нас есть на кого рав­ няться. Л. СЕННИКОВ, помволит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz