Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.
С Ч Е Т Ш Е Л Н А М И Н У Т Ы О ПРОМЕРЕ ВАЕРОВ Палубная команда промыслово- производственного рефрижератора «Прилуки» в отличие от дру гих — машинной, коллектива рыбной фабрики — выходила в рейс за экватор почти в прежнем составе. Правда, среди новичков были мастера по добыче, один из них — тов. Зиборов — раньше совсем не работал на судах кор мового траления, но опытные матросы его вахты, в частности, Александр Киреев, справились с нагрузкой хорошо. Но сути дела тов. Киреев руководил спуском трала, и его заслуга, что на вах те не было задержек. Первое ме сто в соревновании заняли матро сы, которых возглавлял Петр Его рович Черемисин. Мастерам по до быче активно помогали матросы В. Пьяных, Л. Майчавариапи, В. Селиванов. Их справедливо считают лучшими моряками на шего судна. Мне хочется подробно рас сказать о приспособлении, спо собствовавшем более быстрому — на 3 — 4 минуты — спуску трала и мешка в один прием. Суть этого приспособления заключалась в "Следующем. Большое кольцо глаголь-гака мьі разрезали таким образом, что один конец его загнули во внутрь и приварили, а другой образовал крючок, на который сверху нава рили рымок с отверстием диамет ром примерно 10— 12 сантимет ров. На малое кольцо глаголь-гака приварили точно такое же кольцо с таким же отверстием. В эти от верстия пропустили буйлинь, за крепленный одним концом за при варенное кольцо, а второй про ходил через отверстие в другом рыме и кренился за реллинг сли па. Длина буйлипя на каждом ко рабле может быть разной, но та кой, чтобы он доставал до спуско вого блока на переходном мости ке, но был бы не длиннее. У нас буйлинь равнялся 6,20 — 6,40 метра. На расстоянии 8— 10 метров от спускового гака к спусковому концу вростнли лапку с огоном длиной полметра. При подготовке трала к спуску этот огон закры вается глаголь-гаком. Спускным гачком захватываем нижнюю подбору, а крючком большого кольца глаголь-гака — мешок. Теперь остается выбирать спу скной конец лебедкой. Когда буй линь натянется, глаголь-гак авто матически откроется и мешок сво бодно будет падать в воду; под бору можно продолжать вы впро- вать за борт. В дальнейшем спуск производим обычным способом. Это нехитрое приспособление обеспечивает более удобную рабо ту с тралом и, как уже сказано, ускоряет процесс пуска. Вообще, на спуск, подъем трала при уло вах в 8— 10 тонн мы затрачива ли двадцать пять — тридцать пять минут. В это время входит и дележка улова. Показатель ха рактерный, и он еще раз говорит, что палубная команда трудилась слаженно и с напряжением. Работали 31-метровым тралом (чертеж 326), но был взят в рейс и новый сорокаметровый, чертеж 396-6. Еще раньше его испыты вали на производственном рефри жераторе «Зеленоборск» в присут ствии представителей ПИНРО, экспериментальной базы, отдела добычи тралового флота. Заключе ние было хорошее. Нам же пред стояло опробовать этот трал в промысловом режиме. л Как показали результаты тра ления, уловы мы имели ниже, чем экипаж «Зеленоборска», кото рый промышлял рядом тралом (чертеж Л? 326). И кроме того, новый трал неудобей в эксплуата ции. Спуск его затруднен из-за длинного грунтропа, который не выходит иа палубу; приходилось делать дополнительное приспособ ление; удлиненная мотня также представляет большие неудобства при спуске. Наше мнение такое: трал тяжелый, машина работает с максимальной нагрузкой даже в штилевую погоду, а эффекта он не дает. По этой причине мы про мышляли старыми «ловушками». В течение рейса мне приходи лось пересаживаться на другие производственные рефрижераторы. У экипажа «Груманта» одно вре мя не ладилось с орудиями лова, рыбу моряки ловили плохо. Мы проверили тралы, перебили под бору по той схеме, какой пользо вались сами, удлинили кабели до 70 метров, переставили дуги на траловых досках. Успех* пришел лишь после того, как доски вооб ще сменили. Видимо, прежние имели заводской дефект. Изгото вители должны быть более вни- мальны к качеству своей продук ции. Надо помнить, что в морских условиях не всегда представляет ся возможным получить новое снабжение. Приспособление, которое мы внедрили на своем корабле, мож но рекомендовать промысловикам всех производственных рефриже раторов. Оно оправдало себя и на «Сказочнике Андерсене», где мне пришлось также побывать во вре мя плавания, и на «Трумаите». В. МАНАЕНКО, старший мастер по добыче. В конце 1965 года в Мурман ском траловом флоте были рас пространены ли< тки технической информации № 96, в которых рас сказывалось о двух способах про мера ваеров на траулерах борто вого траления, предложенных ка питалом Е. Л. Лебедевым. Как и многие мастера по добыче, про читав этот листок, я продолжал промерять ваера старым спосо бом. Но затем, когда мпе времен но довелось работать на трауле ре «Треска», под давлением ка питана пришлось опробовать про мер с помощью тросика длиной 1G метров, заведенного вокруг таг вотниц центральных роликов. С тех нор при наличии свобод ного времени мы промеряем вае- ра только этим способом, а если заставляет необходимость во вре мя промысла, то промеряем их при подъеме трала, как указано в том же листке информации. Этот способ особенно хорош тем, что времени тратится около 7— 8 минут на промер одного ва- ера, к тому же здесь не требу ется отсоединения кабелей. Промер ваеров при «ьдъеме трала мы ведем следующим! обра зом. Матрос и мастер но добыче растягивают стальной тросик длин ной 16 метров по рабочему борту, между кормовой дугой и рыбным ящиком; при выборке ваеров промеряем им кормовой ваер. (На время отмера лебедку останавли ваем). Отложив па ваере три длины троса, оставшееся до марки расстояние вымеряем метром, или, лучше, разбитым на дециметры тросиком. Другой ваер промеря ем во время работы тралом дру гого борта. Если не все промысловики зна комы с этим способом промера ваеров, то за разъяснением сле дует обратиться в промысловый отдел. Я очень советую всем осво ить эти прогрессивные методы, жалеть не будете. В. КАРПОВ, старший мастер по добыче траулера «Гурзуф». По просьбе промысловиков тра лового флота «Рыбный Мурман® сегодня печатает схему промера ваеров, о которой говорит тов. Карпов. 1 — лебедка; 2 — ваер; 3 — промерный тросик; 4 — маслен ки центральных роликов; 5 — центральные ролики; 6 — мер ный конец; 7 — пометка краской; 8 — очередная марка. Почерк Анатолия Бабия Если на плавбазу «Антаркти ка» приходит новый человек — ему всеобщее внимание. И -это естественно. Люди на этом корабле меняются не так уж часто. Анатолий Антонович Бабий на этом судне в море шел впер вые. Когда заступил на свою первую вахту, к нему подходи ли бригадир, технолог и даже капитан. Присматривались. И хотя бондарное дело для него привычное, без малого 20 лет им занимается, в этот день чувствовал себя, как на экза мене переаттестационной ко миссии. Вечером капитан спросил у технолога: - Ну, как новый бондарь? — Мастер! Бочки затарил — любо глядеть. А Бабий, зайдя после вахты в каюту, нахмурился: неуютно, накурено. На столике в беспо рядке пустые папиросные пач ки, на полу клочки бумаг. Рез ко бросились в глаза лишаи вытершейся на стенках крас ки. Не передохнув, принялся за работу. Вернулись после смены ре бята, удивились. Строго, по- армейски заправлены койки, аккуратно сложены книги. На палубе ни соринки. На столе, за стеленном чистой газетой, толь ко попыхивает паром чайник. Парни неловко стали топтать ся у двери. — Да вы что, чай стынет, — улыбнулся Бабий. За чаем Анатолий Антонович как бы между прочим заметил: — Хорошо бы переборки вы красить. Дом ведь это наш. По нимаете? — А что тут понимать? Кра ски боцман дает, вот только руки никак не доходят. — Принесите краску, сделаю, — сказал Бабий. Спустя два дня каюта блес тела, как новая. Многие прихо дили полюбоваться. И тут же просили: — Помоги, Антонович, и нам. Бабий не отказывал. На работе у Бабия забот то же прибавилось. Несколько матросов пожелали освоить профессию бондаря. Обучал их Анатолий Антонович охотно, знал, что польза от этого будет немалая. И действительно, вскоре на плавбазе успешно провели борьбу с боем тары: ни одной ломаной бочки не ста ло на палубе. Все шло в дело. Да и не только бочки. После вахты бондарь собира ет обручи, клепки, донышки. Все пригодится. — Он свою . работу любит. За ним контроль не нужен. Ес ли ему поручено какое-то дело, он выполнит хорошо. Так что товар можно отправлять без контроля. Так о Бабии отзывается тех нолог Алексей Абдулович Са фин. И добавляет, что Анато лий Антонович предложил каж дому из шести судовых бонда рей дать свое клеймо. Это по может предупредить брак. А если у кого и случается про мах в работе, то легко будет найти виновного. — Тебе, Антонович, клейма не нужно, — говорили Бабию мо ряки. — Твою работу по почер ку узнать можно. Справедливая похвала. С Анатолием Антоновичем я встретилась недавно. Невысо кий, темноглазый, с прямым взглядом, он как-то сразу рас положил к себе. Разговаривая с ним, я испытывала приятное чувство, которое обычно достав ляет общение с хорошими людь ми. — Многие у нас работают быстрее меня, — говорит он. — Но от этого нередко страда ет качество. А мое правило — сделать так, чтобы продукция не портилась. Затарь бочку кое- как — тузлук вытечет, селедка окислится. А лотом мы говорим о пред стоящем большом празднике. Бабий улыбается своей слав ной улыбкой: — Воскресенье и то отлича ется от будней, а тут 50-летие Октября! Настроение, конечно, хброшее. Сама жизнь создает это настроение. Мне обижаться не на что: работа по душе, лю бимая семья, три дочки-школь ницы. Учатся хорошо. У нас от личная квартира, в доме доста ток. Очень приятно, когда чело веку хорошо. С. НИКОЛАЕВА. Моряки СРТ-718 управления «Мурмансельдь» на 28 процен тов перевыполнили рейсовое за дание по вылову рыбы. Кол лектив корабля обязался вы-* полнить план двух лет пятит легки к дню пятидесятой го- $ъвщтш Великого Октября. НА СНИМКЕ: боцман этого траулера Анатолий Иванович Пурин. Его имя на судовой Доске почета. ^ Фото из «Полярной правды** ЭКИПАЖ «ЧИТЫ» НАБИРАЕТ ТЕМПЫ Воодушевленный решениями XXIII съезда КПСС, экипаж тра улера «Чита» с первых дней вто рого года новой пятилетки вклю чился в социалистическое сорев нование за достойную встречу 50- летия Советской власти и нринял повышенные обязательства: к юбилею Великого Октября вы полнить годовой план но добыче рыбы и заготовить до конца года сверх плана 1500 центнеров рыб ного полуфабриката хорошего ка чества. Слова у моряков не расходятся с делами. Экипаж уверенно идет к намеченному рубежу. В первом плавании за 10 про мысловых суток ври плане 50 тонн в порт доставлено 62 тонны рыбы. . Больших успехов экипаж до бился во втором , промысловом рейсе, который продолжался с 26 япваря по 9 февраля. По всем показателям рейсовое заданно значительно перевыполнено. При плане 48 тонн изготовили 80 тонн рыбного полуфабриката. По выра ботке консервов задание перекры то на 22 процента, рыбной муки — в два раза, по выгреву жи ра — на 20 процентов. До выполнения квартального плана осталось выловить 128 тоня ры бы. Этих успехов экипаж добился благодаря нравильной организа- ции промысла, расстановке сил, мобилизации личного состава на решение задач, поставленных партией и правительством. И здесь основную роль играет пар тийная организация, возглавляе мая старшим механиком Андреем Егоровичем Тнниковым. Она целеустремленно направля ет работу коллектива, вос питывает моряков на трудовых, достижениях опытных н|юмысло- виков флота, повседневно зани мается вопросами укрепления со циалистической дисциплины тру да. 11 а судне нет ни одного нару шителя, судовой комитет повсед невно осуществляет руководство социалистическим соревнованием. Под руководством опытного ка питана коммуниста Иосифа Ми хайловича Рсйзеса штурман ский состав научился хорошему судовождению, умению повсед невно держаться на концентраци ях рыбы. Трудно определить из трех штурманов — тов. Шавро- ва, тов. Кузьменко и тов. Столбо ва — лучшего. Все они работают превосходно. Замечательно трудится третья вахта, возглавляемая матросом первого класса, .тов. Годаревым. Пожалуй, опа отличается от ос тальных более слаженной и от личной .работой. К числу передо вых моряков необходимо отнести старшего мастера по добыче С. М. Карпова, его помощников тт« Меньшикова и Бундеева, матро^ сов тт. Маркина, ІІатракова, Ист-* ратова, Года рева и тдругих. Хо* рошо и слаженно работает ма шинная команда: «Сердце кораб ля» — машина нас не подводит. Все механики, кочегары трудятся на совесть. Сейчас, когда трудящиеся го товятся к выборам в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы, перед нами встали новые зада-* чи. Подсчитав свои возможности,, мы решили к 12 марта выполнить квартальный план по добыче ры бы. И эта задача нашим морякам по плечу. Взятые с начала года темпы экипаж наращивает с каждым днем. Иначе и не может быть, ведь коллектив «Читы» ра ботоспособный, волевой, и, имея среди членов команды тринадцать ударников коммунистического труда, у нас есть на кого рав няться. Л. СЕННИКОВ, помволит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz