Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.
Почему нас постигла неудача С ноября 1965 но декабрь 1966 Ничего не дают и увеличения ^ д а несколько экипажей Мур- размеров трала, состоящего из Мніііже«'о тралового флота занн- двух пластин. Пример тому—ра- МАлнс.ь- разноглубинным ловом бота экипажа лромыслово-про- селъдм. в Норвежском море, изводственного рефрижератора Сельдь в эти месяцы держалась «Рембрандт», имевшего трал из на небольшом пространстве от двух пластин увеличенного раз- мэадрата 80—2а до квадрата 83— мераь Длина верхней подборы ис- 2 а. При поиске на полном ходу пользованного экипажем за вахту на эхографе отмечалось достигала і 0 метров. о_*> и •) трала размеры подобных тралов, увели- весь горизонт воды вместе со чевные против указанных на скоплениями рыбы. Использова- 30—35 процентов. Характерная ние во время траления верти- особенность немецких тралов — кального тракта эхолота «ЭЛАК» легкость. Они скроены из синте- ведет к накоплению приборных тических материалов типа дидэ- опіибок и уменьшает вероятность рон. Толщина нитки в разных выхода трала в ядро косяка, если частях трала составляет 1,5— не приводит к пролову вообще. 2 мм. Йрибор производства ФРГ с Надо надеяться, что ПИНРО в точки зрения эффективности про- всего 2—:> косяка протяженно- Очевидно, активная сельдь от- содружестве с коллективом тра- мыела представляется лучшим, стмо от двух до четырех минут, пугивается у самого устья трала лового флота создаст трал, не ус- несмотря на то, что система пере- Характерно, что работавший в гидродинамической волной и ухо- тупаюіций лучшим иностранным дачи сигналов глубины—кабель- же квадратах дрифтерный дит в стороны. Характерно, что образцам. ------л ощутимого при пересечении относительно Успех разноглубинного иромы- в лучшем плотных косяков в трале не бы- ела зависит и от контроля за хо- ЭТМХ* флот также не имел успеха. Экипажи ОРТ случае имели уловы за дрейф от ло даже объячеянной сельди. Это \ Д° 6 тонн на 90—110 сетей, подтверждает сделанное выше Сельдь в течение суток соверша- предположение, ма значительные миграции по Таким образом, основной при- юысчуге. Ночью рыбные стайки чиной нроловов на слабых, ак тивных концентрациях сельди дом трала но заданном глубине. На БМРТ-239 был установлен японский прибор фирмы «Фу- руно». С его помощью удалось определить колебания хода трала но глубине при. изменении длн- фикспровались на глубинах 120 — 200 метров, днем на 320—350 мет ров. --------- ------- --- ......................................... ........... . ■— ........ .................... . -В первой декаде ноября 1966 г - % А О I I Г " П \ / Г I I 1 1 t А А года на разноглубинном лову на- О Г A SH Г) I JI У Ь И П Н О ЛЛ холились экипажи БМРТ №№ 239 «и# г * с * * ■ w f і и 247 и успеха не имели. Немец кие же суда добывали от 20 до 30 тонн -сельди, считая промысло вую обстановку при этом исклю чительно плохой. В третьей дека-* до ноября и первой декаде декаб ря суточный вылов у них дости гал 120 тонн. А экипажи БМРТ- А>3 и промыслово-производствен- П РОМЫСЛ Е С Е Л Ь Д И следует считать малое вертикаль ное и горизонтальное раскрытие трала № 1392. .Ни в Мурманском траловом ны ваеров, при переходе на дру гой режим работы главного дви гателя. И не только по глубине, а также и по времени. Новый ная. Основное достоинство прибо ра в том, что на самописце одно временно фиксируются верхняя и нижняя подборы трала, а между ними непосредственно виден об лавливаемый косяк. Общая ори ентация хода трала по глубине может осуществляться относи тельно поверхности воды, в з а висимости от плоскости установ ки вибратора излучателя на верх ней подборе трала. Передающий кабель обладает значительной прочностью. При диаметре 10—12 мм он выдер живает нагрузку в 2—3 тонны. Общая длина кабеля — 2000 мет ров. /Для удобства работы переда ющий кабель проводится от тра ла но диаметральной плоскости судна до блока на поперечной связи кормовых грузовых колонн и далее на специальную лебедку. ™ -И* Д о тбо тчлн Г ѵ ІГ п «Рембрандт» ф лоте? 1ІИ у балтийских рыбаков стабильный горизонт хода трала Такая проводка кабеля более работали безуспешно. Одной из причин неудач наших рыбаков следует считать измене ние температурного режима вод у берегов Исландии, в связи с чем изменилось и поведение сельди. Сельдь в течение полных суток оставалась активной, подвижной, тогда как в прошлые годы экспе диция подводной лодки «Севе рянка» наблюдала, что сельдь в отдельные периоды суток пребы вала в состоянии, близком к «без различному». Встречались особи, совершенно не двигавшиеся, дрейфующие по течению даже хвостом вперед и кверху брюш ком. Но дело не только в этом. В специальной литературе неодно-' кратно указывалось, что облов успешен лишь в случае, если орудие лова охватывает косяк сельди «незаметно» для нее. То есть лов успешен, если рыба не чувствует никаких изменений во внешней среде до тех пор, пока не окажется в мешке трала. При работе тралом № 1392 этот основной лринцип нарушается. Вертикальное раскрытие его 8 метров, горизонтальное — 21. И то лишь при идеальной настрой ке всей оснастки и правильной работе досок. Скорость при раз- иоглубипном тралении обычно от 4 до 4,5 узла. При таких скоро стях размеры ячеи трала сокра щаются. Он вытягивается по длине, увеличивается сопротив- сенчас нет трала, обеспечиваю- устанавливался после изменения щего успешную работу на обло- оборотов машины очень медлен- ве сельди. Существующая конст- но, через 6—10 минут. Колебания рукция трала № 1392 и трала Бо- по глубине хода составляли 15— былева не обеспечивает достаточ- 25 метров, отсюда большой про ного раскрытия устья. Кроме то- цент неудачных тралений, кото- го, любой трал, скроенный только рые имели ранее при работе по из двух пластин — верхней и тарировочной таблице, нижней, вообще не может дать сколько-нибудь значительного раскрытия по вертикали. ѵдоона в работе. Она исключает запутывание кабеля с ваерами при спуске трала. В траловом флоте на судах ти на БМРТ немецкой постройки повсеместно установлены для го ризонтального поиска рыбы при боры «Элак-Лодар». На сегодня Конструкцию прибора «Фуру- 0,ш Уже устарели. Основные не- но» следует считать несколько Достатки этого приоора: износ неудачной, хотя некоторые прей- электромеханической схемы, ма лая чувствительность усилителя Суда ФРГ и ГДР в ноябре—дс- мущества но сравнению с ТАГом кабре 1966 года работали в Нор- щжбор и даст. Современен аку- приемника сигналов и т. д. вежском море разноглубинными стический способ передачи сигна- Когда Оудут оолее дета; тралами разных конструкций, лов глубины хода верхней под- анализировать причины наі боры трала. Однако конструктив- неудач на разноглубинном j ное исполнение приемника глу- мысле, обсуждаться перспекти- бины хода недоработано. Сорока- ш>т дальнейшей работы, надо при- ление сетного полотна. Создается рюба. Как правило, они четырехкры- льте. Основные параметры одного из тралов следующие. На верх ней подборе подвязано от 70 до 90 кухтылей с расстояниями меж ду ними около метра. ГІо ниж ней подборе подвязано всего 80 килограммов цепей. На нижних кабелях на некотором расстоянии от крыльев подвешиваются гру зы по 400 кг. Трал буксируется за два кабеля длиной по 100 метров. Четырехкрылый трал скроен из четырех пластин, две из которых — боковые. Периметр устья трала но верхней и нижней подборе, включая боковые пла стины, 160 метров. Длина сетной части трала по продольной оси симметрии 70 метров. Длина меш ка трала 19 метров. Размер ячеи в крыльях и в сквере достигает 200—220 мм. Траловые доски — профильные, типа досок Зюберк- четырехметровып капель слиш ком слаб, резиновые покрытия кабеля недолговечны. Способ буксировки приемника на выст реле тоже следует признать не удачным. Существенным недостатком яв ляется также отсутствие в комп лекте прибора-самописца, на ко тором одновременно наблюдается пять правильные решения и ре комендации, связанные с выбо ром приборов и их эксплуатацией. От первой неудачи руки не должны опускаться. Разноглу бинный промысел сельди с боль ших морозильных траулеров и судов других типов нам под си лу, И он будет освоен. В. СМАКОВ, капитан-дирек- тор БМРТ-239 «Заволжск». В ДУХЕ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ О траулере «Благовещенск» вот уже несколько лет подряд идет разговор, как о «везучем». Приз наться, когда мы пришли иа борт судна, думалось, что на этот- то раз моряки не скажут, как всегда, бодро: «Рейс прошел удач но». Ведь промысловая обстанов ка в Баренцевом море сложная. Многие экипажи возвращаютсЙЪ невыполненным заданием. Разочарование было приятный. Старший помощник капитана Владимир Владимирович Соловь ев рассказал: — Иа лову фактически находи лись одиннадцать суток. За ото время выработали сорок топя'со леного и 26 тонн охлажденного полуфабриката, более двух тонн клипфиска. План перекрыли. Ка кие уловы были? Судите с амм< Всю рыбу поймали за 73 трале ния. В короткой информаций трудна одним словом определить слагае мые успеха экипажа «Благове щенска». Но несомненно одно: здесь трудятся ш*-настоящему старательные моряки, любящие свой корабль, его лучшие тради ции. Достаточно сказать, что мно гие члены экипажа плавают на этом судне по многу лет. Это я капитан Антон Васильевич Ма- ленко, и боцман ударник комму нистического труда Михаил Ар сентьевич Лебедев, машинист рыбомучной установки орденоно- сец Григорий Иванович Иванов и другие моряки. м о р е й В международных отношениях все чаще возникают пробдемь^ связанные с четким установлением протяженности территориальных вод. В связи с этим недавно один из французских морских экспер тов выдвинул проект окраски тер риториальных акваторий в раз личные цвета. Как заявил этот эксперт, при современном состоя нии техники осуществить окраску обширных' морских -пространств дело вполне реальное. ощущаемая рыбой гидродинами ческая волна перед устьем трала и попутный шлейф возмущений воды за досками. Увеличение длпны кабелей для ликвидации возмущений от досок при работе тралом № 1392 поло жительных результатов не даст. Вертикальное раскрытие этого трала достигает 18—22, метров, горизонтальное также больше, чем у наших тралов. Приведен ные данные относятся к тралу для судна мощностью 800—1000 л. с. Суда кормового * траления типа «Бонн», «Ппкеппак» имеют IІІІІІІІІІІІІІІІІІІКІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІКІІ РИЖСКИЕ ТРАЛЫ На участке по ремонту и консервации орудий лова Рижской ба зы тралового флота работает двадцать человек. В этом небольшом коллективе родилась мысль использовать в де ло часть изношенного промвооружения, которое раньше шло в утиль. Так, из отходов было сделано 1.725 оплеток для буев дрифтер- - ных сетей. Это дало около 2 тысяч рублей экономии. По предложе нию инженера П. Карнаухова и бригадира Я. Транкалиса здесь из готовили из материалов, которые раньше шли в отходы, два капро новых трала. Показали они себя на промысле ничем не хуже фабрич ных. И снова экономия нескольких тысяч рублей. Особенно большая работа развернулась на участке по латексиро- ванию промыслового вооружения. Латекс — это специальный состав из каучука и синтетических смол. Промвооружение, покрытое таким составом, не намокает и не перекашивается в воде, свободно сколь зит по грунту дна. Впервые латекс применили рыбаки Каспия. Их опыт заинтересовал рижан. Результаты превзошли ожидания. Если прежде на рейс продол жительностью в несколько месяцев для каждого БМРТ требовалось <3—7 тралов, то латексированного промвооружения понадобилось вдвое меньше. С мая 19<>В года коллектив участка приступил к их серийному изготовлению. Опыт рижских умельцев заимствуют те перь рыбаки Эстонии, Калининграда, Дальнего Востока и Архан гельска. На участке успешно завершаются экспериментальные работы, цель которых — повысить долговечность промыслового вооруже ния, применяемого в водах Южной Атлантики. А. БОРИСОВ. глубина хода верхней подборы и nillillllllllKllllllllllilllltlKIIIIIIIIlllIllSIIIIIIillll ШНППППШПШННИ Ветераном К анд ала кш с ко го кон с ервно го з а в о д а я в л я е т с я Анна Я к о в л е вн а Павлова . Она об служи в ае т з а к а то ч ны й а г р е г а т . Как всег да , д е л а у нее идут о тлично . Не бы ло ещ е с л у ч а я , чтобы и з -з а н евни м ат ельно с ти или н ер а с торопн о с ти о с т а н а в л и в а л а с ь зал и во ч н о - за к а т о ч н а я линия . Рыбообработчики зн аю т А. Я* Павлову н е т ол ько к а к х о р ош ую прои звод ств енницу , но и ' к а к щ е ственницу . Анна Яковлевн а — д е п у т а т К анд ал а кш с ко го город ск о го Совета д еп у т а то в т р у д ящ и х с я . Н ередко ее можно виде ть на пр ед п р и я ти я х бытового о б с луж и в ан и я . Она ин т ер е су е т с я у слови ями рабо ты людей , з а н я ты х в сф е р е обслу ж и в ан и я , выполнением з ам еч ан и и и пр едлож ений т р у д ящ и х с я . На снимке : с т ан очни ц а к о н с е р в ного у ч а с т к а Ан-на Яковлевн а Пав лова за работой . Фото А. Бры со в а , Р А Б О Ч И Й Р И Т М В траловом флоте я работаю бесперебойно .Каждый старается удалось хорошо отработать тсх- всего три года. За это время при- не отстать от других. нологию производства. Многое шлось побывать на различных Па этом судне я ходил два рей- сделали сами. Переделали тран с-удах, к основном бортового тра- са. В нервом было труднее, ното- сиортеры, поставили желоб. Сде- ления. Работа матроса в трало- му что механизмы еще не были дали добавочные рыбоделы, что- вом флоте не из легких, да при- изучены. Случались простои, а бы хватало места и для подвах- том еще на некоторых кораблях иногда и поломки. Закручивались ты. Все старались, как можно бытовые условия и организация крышки, а один раз вышел из лучше, рациональнее использо- работ неважные. Но вот меня строя даже распределительный перевели на нромыслово-нроиз- вал. водственный рефрижератор «При- За время первого рейса я осво- луки», и я словно переродился, ил специальность крышечника. Меня захлестнул ритм работы Работа, казалось бы, не сложная, всей команды. но нужно быть очень иниматель- Условия на нашем судне хоро- ним. Если небрежно прикроешь крышку, то ее срывает, закручи вает и даже ломает. В начале рейса мне пришлось одному работать на обеих лили ях. Но йотом подготовили второ го крышечника, и стало легче, товарища, и поэтому работа идет Очень нам помогло еще и то, что шис, команда подобралась очень дружная. Каждый человек на от ветственном участке. От одного зависят все. При такой слажен ности всегда чувствуешь локоть вать время и технику и давать максимальную выработку про дукции. Шкерили до 40 тонн хека в сутки. К нам приходили учить ся с других судов. И еще минувший рейс был примечателен тем. что меня при няли кандидатом в члены КПСС. Это для меня большая радость. Приятно сознавать то, что ком мунисты рефрижератора оказали мне такое большое доверие. И я оправдаю его. В. КРОШКО, матрос.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz