Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.

Почему нас постигла неудача С ноября 1965 но декабрь 1966 Ничего не дают и увеличения ^ д а несколько экипажей Мур- размеров трала, состоящего из Мніііже«'о тралового флота занн- двух пластин. Пример тому—ра- МАлнс.ь- разноглубинным ловом бота экипажа лромыслово-про- селъдм. в Норвежском море, изводственного рефрижератора Сельдь в эти месяцы держалась «Рембрандт», имевшего трал из на небольшом пространстве от двух пластин увеличенного раз- мэадрата 80—2а до квадрата 83— мераь Длина верхней подборы ис- 2 а. При поиске на полном ходу пользованного экипажем за вахту на эхографе отмечалось достигала і 0 метров. о_*> и •) трала размеры подобных тралов, увели- весь горизонт воды вместе со чевные против указанных на скоплениями рыбы. Использова- 30—35 процентов. Характерная ние во время траления верти- особенность немецких тралов — кального тракта эхолота «ЭЛАК» легкость. Они скроены из синте- ведет к накоплению приборных тических материалов типа дидэ- опіибок и уменьшает вероятность рон. Толщина нитки в разных выхода трала в ядро косяка, если частях трала составляет 1,5— не приводит к пролову вообще. 2 мм. Йрибор производства ФРГ с Надо надеяться, что ПИНРО в точки зрения эффективности про- всего 2—:> косяка протяженно- Очевидно, активная сельдь от- содружестве с коллективом тра- мыела представляется лучшим, стмо от двух до четырех минут, пугивается у самого устья трала лового флота создаст трал, не ус- несмотря на то, что система пере- Характерно, что работавший в гидродинамической волной и ухо- тупаюіций лучшим иностранным дачи сигналов глубины—кабель- же квадратах дрифтерный дит в стороны. Характерно, что образцам. ------л ощутимого при пересечении относительно Успех разноглубинного иромы- в лучшем плотных косяков в трале не бы- ела зависит и от контроля за хо- ЭТМХ* флот также не имел успеха. Экипажи ОРТ случае имели уловы за дрейф от ло даже объячеянной сельди. Это \ Д° 6 тонн на 90—110 сетей, подтверждает сделанное выше Сельдь в течение суток соверша- предположение, ма значительные миграции по Таким образом, основной при- юысчуге. Ночью рыбные стайки чиной нроловов на слабых, ак­ тивных концентрациях сельди дом трала но заданном глубине. На БМРТ-239 был установлен японский прибор фирмы «Фу- руно». С его помощью удалось определить колебания хода трала но глубине при. изменении длн- фикспровались на глубинах 120 — 200 метров, днем на 320—350 мет­ ров. --------- ------- --- ......................................... ........... . ■— ........ .................... . -В первой декаде ноября 1966 г - % А О I I Г " П \ / Г I I 1 1 t А А года на разноглубинном лову на- О Г A SH Г) I JI У Ь И П Н О ЛЛ холились экипажи БМРТ №№ 239 «и# г * с * * ■ w f і и 247 и успеха не имели. Немец­ кие же суда добывали от 20 до 30 тонн -сельди, считая промысло­ вую обстановку при этом исклю­ чительно плохой. В третьей дека-* до ноября и первой декаде декаб­ ря суточный вылов у них дости­ гал 120 тонн. А экипажи БМРТ- А>3 и промыслово-производствен- П РОМЫСЛ Е С Е Л Ь Д И следует считать малое вертикаль­ ное и горизонтальное раскрытие трала № 1392. .Ни в Мурманском траловом ны ваеров, при переходе на дру­ гой режим работы главного дви­ гателя. И не только по глубине, а также и по времени. Новый ная. Основное достоинство прибо­ ра в том, что на самописце одно­ временно фиксируются верхняя и нижняя подборы трала, а между ними непосредственно виден об­ лавливаемый косяк. Общая ори­ ентация хода трала по глубине может осуществляться относи­ тельно поверхности воды, в з а ­ висимости от плоскости установ­ ки вибратора излучателя на верх­ ней подборе трала. Передающий кабель обладает значительной прочностью. При диаметре 10—12 мм он выдер­ живает нагрузку в 2—3 тонны. Общая длина кабеля — 2000 мет­ ров. /Для удобства работы переда­ ющий кабель проводится от тра­ ла но диаметральной плоскости судна до блока на поперечной связи кормовых грузовых колонн и далее на специальную лебедку. ™ -И* Д о тбо тчлн Г ѵ ІГ п «Рембрандт» ф лоте? 1ІИ у балтийских рыбаков стабильный горизонт хода трала Такая проводка кабеля более работали безуспешно. Одной из причин неудач наших рыбаков следует считать измене­ ние температурного режима вод у берегов Исландии, в связи с чем изменилось и поведение сельди. Сельдь в течение полных суток оставалась активной, подвижной, тогда как в прошлые годы экспе­ диция подводной лодки «Севе­ рянка» наблюдала, что сельдь в отдельные периоды суток пребы­ вала в состоянии, близком к «без­ различному». Встречались особи, совершенно не двигавшиеся, дрейфующие по течению даже хвостом вперед и кверху брюш­ ком. Но дело не только в этом. В специальной литературе неодно-' кратно указывалось, что облов успешен лишь в случае, если орудие лова охватывает косяк сельди «незаметно» для нее. То есть лов успешен, если рыба не чувствует никаких изменений во внешней среде до тех пор, пока не окажется в мешке трала. При работе тралом № 1392 этот основной лринцип нарушается. Вертикальное раскрытие его 8 метров, горизонтальное — 21. И то лишь при идеальной настрой­ ке всей оснастки и правильной работе досок. Скорость при раз- иоглубипном тралении обычно от 4 до 4,5 узла. При таких скоро­ стях размеры ячеи трала сокра­ щаются. Он вытягивается по длине, увеличивается сопротив- сенчас нет трала, обеспечиваю- устанавливался после изменения щего успешную работу на обло- оборотов машины очень медлен- ве сельди. Существующая конст- но, через 6—10 минут. Колебания рукция трала № 1392 и трала Бо- по глубине хода составляли 15— былева не обеспечивает достаточ- 25 метров, отсюда большой про­ ного раскрытия устья. Кроме то- цент неудачных тралений, кото- го, любой трал, скроенный только рые имели ранее при работе по из двух пластин — верхней и тарировочной таблице, нижней, вообще не может дать сколько-нибудь значительного раскрытия по вертикали. ѵдоона в работе. Она исключает запутывание кабеля с ваерами при спуске трала. В траловом флоте на судах ти­ на БМРТ немецкой постройки повсеместно установлены для го­ ризонтального поиска рыбы при­ боры «Элак-Лодар». На сегодня Конструкцию прибора «Фуру- 0,ш Уже устарели. Основные не- но» следует считать несколько Достатки этого приоора: износ неудачной, хотя некоторые прей- электромеханической схемы, ма­ лая чувствительность усилителя Суда ФРГ и ГДР в ноябре—дс- мущества но сравнению с ТАГом кабре 1966 года работали в Нор- щжбор и даст. Современен аку- приемника сигналов и т. д. вежском море разноглубинными стический способ передачи сигна- Когда Оудут оолее дета; тралами разных конструкций, лов глубины хода верхней под- анализировать причины наі боры трала. Однако конструктив- неудач на разноглубинном j ное исполнение приемника глу- мысле, обсуждаться перспекти- бины хода недоработано. Сорока- ш>т дальнейшей работы, надо при- ление сетного полотна. Создается рюба. Как правило, они четырехкры- льте. Основные параметры одного из тралов следующие. На верх­ ней подборе подвязано от 70 до 90 кухтылей с расстояниями меж­ ду ними около метра. ГІо ниж­ ней подборе подвязано всего 80 килограммов цепей. На нижних кабелях на некотором расстоянии от крыльев подвешиваются гру­ зы по 400 кг. Трал буксируется за два кабеля длиной по 100 метров. Четырехкрылый трал скроен из четырех пластин, две из которых — боковые. Периметр устья трала но верхней и нижней подборе, включая боковые пла­ стины, 160 метров. Длина сетной части трала по продольной оси симметрии 70 метров. Длина меш­ ка трала 19 метров. Размер ячеи в крыльях и в сквере достигает 200—220 мм. Траловые доски — профильные, типа досок Зюберк- четырехметровып капель слиш­ ком слаб, резиновые покрытия кабеля недолговечны. Способ буксировки приемника на выст­ реле тоже следует признать не­ удачным. Существенным недостатком яв­ ляется также отсутствие в комп­ лекте прибора-самописца, на ко­ тором одновременно наблюдается пять правильные решения и ре­ комендации, связанные с выбо­ ром приборов и их эксплуатацией. От первой неудачи руки не должны опускаться. Разноглу­ бинный промысел сельди с боль­ ших морозильных траулеров и судов других типов нам под си­ лу, И он будет освоен. В. СМАКОВ, капитан-дирек- тор БМРТ-239 «Заволжск». В ДУХЕ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ О траулере «Благовещенск» вот уже несколько лет подряд идет разговор, как о «везучем». Приз­ наться, когда мы пришли иа борт судна, думалось, что на этот- то раз моряки не скажут, как всегда, бодро: «Рейс прошел удач­ но». Ведь промысловая обстанов­ ка в Баренцевом море сложная. Многие экипажи возвращаютсЙЪ невыполненным заданием. Разочарование было приятный. Старший помощник капитана Владимир Владимирович Соловь­ ев рассказал: — Иа лову фактически находи­ лись одиннадцать суток. За ото время выработали сорок топя'со­ леного и 26 тонн охлажденного полуфабриката, более двух тонн клипфиска. План перекрыли. Ка­ кие уловы были? Судите с амм< Всю рыбу поймали за 73 трале­ ния. В короткой информаций трудна одним словом определить слагае­ мые успеха экипажа «Благове­ щенска». Но несомненно одно: здесь трудятся ш*-настоящему старательные моряки, любящие свой корабль, его лучшие тради­ ции. Достаточно сказать, что мно­ гие члены экипажа плавают на этом судне по многу лет. Это я капитан Антон Васильевич Ма- ленко, и боцман ударник комму­ нистического труда Михаил Ар­ сентьевич Лебедев, машинист рыбомучной установки орденоно- сец Григорий Иванович Иванов и другие моряки. м о р е й В международных отношениях все чаще возникают пробдемь^ связанные с четким установлением протяженности территориальных вод. В связи с этим недавно один из французских морских экспер­ тов выдвинул проект окраски тер­ риториальных акваторий в раз­ личные цвета. Как заявил этот эксперт, при современном состоя­ нии техники осуществить окраску обширных' морских -пространств дело вполне реальное. ощущаемая рыбой гидродинами­ ческая волна перед устьем трала и попутный шлейф возмущений воды за досками. Увеличение длпны кабелей для ликвидации возмущений от досок при работе тралом № 1392 поло­ жительных результатов не даст. Вертикальное раскрытие этого трала достигает 18—22, метров, горизонтальное также больше, чем у наших тралов. Приведен­ ные данные относятся к тралу для судна мощностью 800—1000 л. с. Суда кормового * траления типа «Бонн», «Ппкеппак» имеют IІІІІІІІІІІІІІІІІІІКІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІКІІ РИЖСКИЕ ТРАЛЫ На участке по ремонту и консервации орудий лова Рижской ба­ зы тралового флота работает двадцать человек. В этом небольшом коллективе родилась мысль использовать в де­ ло часть изношенного промвооружения, которое раньше шло в утиль. Так, из отходов было сделано 1.725 оплеток для буев дрифтер- - ных сетей. Это дало около 2 тысяч рублей экономии. По предложе­ нию инженера П. Карнаухова и бригадира Я. Транкалиса здесь из­ готовили из материалов, которые раньше шли в отходы, два капро­ новых трала. Показали они себя на промысле ничем не хуже фабрич­ ных. И снова экономия нескольких тысяч рублей. Особенно большая работа развернулась на участке по латексиро- ванию промыслового вооружения. Латекс — это специальный состав из каучука и синтетических смол. Промвооружение, покрытое таким составом, не намокает и не перекашивается в воде, свободно сколь­ зит по грунту дна. Впервые латекс применили рыбаки Каспия. Их опыт заинтересовал рижан. Результаты превзошли ожидания. Если прежде на рейс продол­ жительностью в несколько месяцев для каждого БМРТ требовалось <3—7 тралов, то латексированного промвооружения понадобилось вдвое меньше. С мая 19<>В года коллектив участка приступил к их серийному изготовлению. Опыт рижских умельцев заимствуют те­ перь рыбаки Эстонии, Калининграда, Дальнего Востока и Архан­ гельска. На участке успешно завершаются экспериментальные работы, цель которых — повысить долговечность промыслового вооруже­ ния, применяемого в водах Южной Атлантики. А. БОРИСОВ. глубина хода верхней подборы и nillillllllllKllllllllllilllltlKIIIIIIIIlllIllSIIIIIIillll ШНППППШПШННИ Ветераном К анд ала кш с ко го кон ­ с ервно го з а в о д а я в л я е т с я Анна Я к о в л е вн а Павлова . Она об служи ­ в ае т з а к а то ч ны й а г р е г а т . Как всег ­ да , д е л а у нее идут о тлично . Не бы ­ ло ещ е с л у ч а я , чтобы и з -з а н евни ­ м ат ельно с ти или н ер а с торопн о с ти о с т а н а в л и в а л а с ь зал и во ч н о - за к а ­ т о ч н а я линия . Рыбообработчики зн аю т А. Я* Павлову н е т ол ько к а к х о р ош ую прои звод ств енницу , но и ' к а к щ е ственницу . Анна Яковлевн а — д е п у т а т К анд ал а кш с ко го город ск о ­ го Совета д еп у т а то в т р у д ящ и х с я . Н ередко ее можно виде ть на пр ед ­ п р и я ти я х бытового о б с луж и в ан и я . Она ин т ер е су е т с я у слови ями рабо ­ ты людей , з а н я ты х в сф е р е обслу ­ ж и в ан и я , выполнением з ам еч ан и и и пр едлож ений т р у д ящ и х с я . На снимке : с т ан очни ц а к о н с е р в ­ ного у ч а с т к а Ан-на Яковлевн а Пав­ лова за работой . Фото А. Бры со в а , Р А Б О Ч И Й Р И Т М В траловом флоте я работаю бесперебойно .Каждый старается удалось хорошо отработать тсх- всего три года. За это время при- не отстать от других. нологию производства. Многое шлось побывать на различных Па этом судне я ходил два рей- сделали сами. Переделали тран­ с-удах, к основном бортового тра- са. В нервом было труднее, ното- сиортеры, поставили желоб. Сде- ления. Работа матроса в трало- му что механизмы еще не были дали добавочные рыбоделы, что- вом флоте не из легких, да при- изучены. Случались простои, а бы хватало места и для подвах- том еще на некоторых кораблях иногда и поломки. Закручивались ты. Все старались, как можно бытовые условия и организация крышки, а один раз вышел из лучше, рациональнее использо- работ неважные. Но вот меня строя даже распределительный перевели на нромыслово-нроиз- вал. водственный рефрижератор «При- За время первого рейса я осво- луки», и я словно переродился, ил специальность крышечника. Меня захлестнул ритм работы Работа, казалось бы, не сложная, всей команды. но нужно быть очень иниматель- Условия на нашем судне хоро- ним. Если небрежно прикроешь крышку, то ее срывает, закручи­ вает и даже ломает. В начале рейса мне пришлось одному работать на обеих лили­ ях. Но йотом подготовили второ­ го крышечника, и стало легче, товарища, и поэтому работа идет Очень нам помогло еще и то, что шис, команда подобралась очень дружная. Каждый человек на от­ ветственном участке. От одного зависят все. При такой слажен­ ности всегда чувствуешь локоть вать время и технику и давать максимальную выработку про­ дукции. Шкерили до 40 тонн хека в сутки. К нам приходили учить­ ся с других судов. И еще минувший рейс был примечателен тем. что меня при­ няли кандидатом в члены КПСС. Это для меня большая радость. Приятно сознавать то, что ком­ мунисты рефрижератора оказали мне такое большое доверие. И я оправдаю его. В. КРОШКО, матрос.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz