Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.

ртЪw eal '“ yjaM OCK А. ГОРЮНОВ НОВЕЛЛА — Нет ли у в ас т а л ан т о в высту - К АК с ейч ас помню. Он уве- Потом, р ей с от р е й с а , мы не- р енчо сп у с тил с я в кубрик , вольно стали п р и с л уш и в а т ь с я к пи т ь с худож ес тв енной самод ея - по здоров ал ся . с к а з а л , что басов ской м у зы к е , д аж е просили : т ел ьн о с т ью на ры б ац ком вечере? его зовут Сергеем Басовым . Тут ж е «Сережа , д авай что -нибудь весе- сн ял бобриковое модного покроя лое!» Но Басов и сполнял * только паль то , ш а рф сунул в р у к а в , ста - г р у с т ны е пе ски . «Не могу весе- щил с головы ко тиковую ш ап ку и лое», говорил он. Такой о тве т вец?.. П ер е гл янули сь , — Есть, — говорим . — Кто он: плясун , бая-нист, пе- п о -хо зян ски спросил : нам к а з а л с я н е с ер ь е зным . Но Ба- Который р у н д у к свободный? сов, к а к мы дум али , продолж ал Мы с р а з у поняли рос бы в алый . Басов мат- уп ор с тво в а т ь , и « ам приходило с ь рить? — з а г о р е л и с ь с л уш а т ь т р о г а т е л ь н ую м у зы к у , гл а з а . — Гитарист . — Как ж е мне с ним погово- у де вуш ки Потом он сидел на ди в ан е , поло- Слушать? .. Нет, ту т что-то дру гое ж и в на колени свои м а л ен ь ки е было . Мы сидели п ри ти хш и е , поч- р у ки , и то нам з ад а в ал вопросы , а ти з а т аи в ды х ани е , т о мы ему . Я продолж ал посмат - взглядом в с т р ем и т ел ьн о — Вот он, рядом с вами стоит . Басов см у ти л с я , хотел уб еж а т ь , в пи в али с ь Но д е в уш к а , з а г л я ды в а я ему в гла- бегаю- за , с т а л а у п р аш и в а т ь и ' до к а зы - р и в а т ь на его тонки е руки , удив- щие тонки е п а л ьцы , затем р а с с л а - вать , что с ам о д е я т е л ь н о с т ь это л я я с ь , к а к он ими п е р е к а ты в а е т бляли зри т ел ьн о е внимание , вби- о ч ен ь нужно е и в аж н о е общест - т пж е лы е бочки в штормовую по- р али головы в плечи и как -то венное дело году . БасОв, очевидно , р а з г ад а л см еш но проседали в своих стул fa- мои мысли и о т кинул с я на спин- ях . Так , не ш е ло хн у вш и с ь , мы он к аж ды й вечер с т ал ходить на ку д и в а н а , с п р я т а в руки в к а рм а - могли про сидеть хоть целую веч- реп е тиции , ны . Теперь я прин я л с я и з у ч а т ь его ность и м еч та ть , м еч та ть . Ба сов внешний вид. Волосы р у сы е , ост- конч ал , о т к л ады в ал в с т о р он у ги- риж ены коротко , голов а неболь- т а р у . Он молч ал . И мы молчали . Доброе с е р д ц е Басова сд ало сь . И Н АКОНЕЦ, т а р ы ж е н ь к а я н а с ­ т о й ч и в а я д е в уш к а прин е сл а нам п р и г л а с и т е л ь ны е биле ты . ш а я , но зато лоб... б а л ь з а к о в с к и й ; Потом облегченно в здых али , и кто- Р а з ум е е т с я , мы е е о ч ен ь благода - по выш е надбровья б у г р я т с я дв е ш иш ­ ки . Между р е зко выд ел яющ и м и с я б р о в ям и з ал е гл а г лу б о к а я п оп е р еч ­ н а я ск л ад к а , нос н е бол ьш ой , само лицо кру гло е и мо­ лодое . Ну, к о н е ч ­ но, Басов больш е походил на мы с ли ­ т е л я прошло го сто ­ л ети я , чем на м а т ­ ро са рыболовно го т р а у л е р а . — Зн ачи т , ч ер е з т ри дня в мо- ( ВОЛШЕБНЫЕ ( ( с т р у н ы ! рил и, а ко гд а город обс тупили . с ум е р ­ ки , о т у тюж ен ны е и сияющие , мы н а п ­ р а в и л и с ь во Дво­ рец к у л ь т у ры . До н а ч а л а конц е р т а мы с л о н я л и с ь по э т аж а м . д в о р ц а , и з у ч а я п л а к а ты о п ер ед о вы х экипа~ ж а х ры б о п р омы с ­ ловых флотов . Кто- то , з а г л я ды в а я в столбец «соцсорев ­ новани е» , воскли ­ цал : «Ого!». Потом с т ан ц ев али нес- ре? —- н еи зв е с тно у кого сп р аши - нибудь вспомин ал д а л е к ую , кеве - коль ко т анц е в , не обошли буф ет , в а л Басов . — Так , м ож е т , з а кого селую , но п ри я тн ую ис торию . Ба- а после перво го з вон к а пошли в по с то я т ь вахту : пу с ть домой схо- сов дела л вид, что т ож е сл уш а е т , зал и все четв еро сели на пятом днт . однако дум ал о своем... ряду . — Нет, — отвеч али мы, — у гж ЕРЁД каждым подходом к На сц ен у выш л а н аш а с т а р а я нас тут , кром е ш т у рм ан а , о с т а л и с ь | | п л а в б а з е Басов писал длин - з н а к ом а я , в с т р я х н у л а рыж ен ьк им и одни холо стяки . ные пи с ьм а . Писал он их и к у д р яш к ам и , о б ъ я в и л а номер . — Ну, хорошо , — с к а з а л Басов , легко и мучительно . Легко потому , Вечео к а к и почти п с * слвое- О Н з ан я л свободную к о й к у над что, к а к з ар я ди т , т а к и н е оторве т - м енные жѵюналы о т коы ли с£иха- ыоъи. ся : т яж ел о потому , что он глубоко ” | а т е К Г і iS Sm — Везет мне на второй я р у с , их обдумы в ал . Это было видно и СОльными номеоами пл яс али тоа - - с к а з а л тогда он . по у глуб л яющ ей с я с к л а д к е над пе- д ИЦИОН“ г <ЯблочкоѴ <Коглз вы И в этом я убедился сам . Он р ено сиц ей , и по тому , к а к левой ру - стѵпит наш С е р еж а ’ » — ждали мы с т ан о ви л с я на к р а ош е к моей кой- кою мучи т ел ьно тер высокий лоб, и Г м ь І і ш в н о ки и н а т р ени р о в ан н о одним прыж - и по скорбному вы р аж е н ию лица , на шѵ о беспоко^н н ^ ; т ь объч Мила­ ном в зл е тал наверх , только пру- Письмо , н апи с анн о е « а н е с к о л ь ки х н а ^ у 7 2 S L . e r 0 KO' с т р а н и ц а х , Ба<:ов а ь ,чи ты вал вни- песен ~ ™ н и т ^ а т р о с Сергей Ба р о т ким , но кр епким талом . матель-но, не счи тал за трудно с т ь сов — А т еп е р ь почитаем , — гово- п е р еп и с а т ь начисто . Вкладывал в р и л он и начин ал ш е л е с т е т ь кн-иж- кон в ер т и тщ а т е л ь н о з а к л е и в а л ными с т р ан иц ам и . прин е сенным о т ш турм ан о в кпеем . Сергей сел поудобнее , к а к б ы в а ­ ло в море , на стул , с л е г к а н а к л о ­ нился и, не глядя в зал , тронул Читал Басов много и р а зборчи во . Адрес подписы в ал в последнюю й * £ . 'Ы" З м притих,"за'л'с^ушал'и И СТ араЛСЯ, ЧТООЫ НИКТО шпа,п... Мѵ.чмия пгѵгпл пдтпиид. С п е р вы х дней нашего а т л ан тич е - о ч е р е д ь « і.іс *р<ялѵ.л, п иш и ждал зыка посла о а зли в а с к о г о р ей са п ер ебр ал б у к в а л ьн о его « е прочел . Ответных ж е писем ^ сь „ а б и о а л а силѵ Мелодия тс в с е книги судовой библиотечки и Басов , к аж е т с я , никогда не полу- ПО д і о Г w r l a п о г н и л их н а зв ан и я , к а к т аб лиц у ча ,л . Когда с п л а в б а зы сб р а сы в а - к спин* ум н ож ен и я . «Легкие* о т к л а ды в а л Ли корр е спонд енцию , н е т ерп ели во ^ ѵ с і и л м l в сторону , а р ом аны кл а с си к о в ждал .. . Но писем ему не было . По- г ^ о в І м и т5?д / люТи с і ^ м а подбирал о ч ен ь тщ а т ел ьн о , засо - в о р а ч и в а л с я (при этом м р ачн ел и л и с ь ^ ѵ з ы к а то т е ктсГ3во ГьметТ Ы—Ки’ уедин ялс я1 Р а з в я з ы в ^ ЗаІ.? к а з а л^ нё ды к аю т -ком п анию или кѵбоим В па- ^ ^! ! „ п^ ^ ш ал , А г и т а р а п л а к а л а , вы-сказы- к а т компани или куорим . и ра- м ан енным в з гл ядом смотрел вдаль , Bajla и пгр и-гр и-m ш п о п а бо т е Басов , н е л ь з я с к а з а т ь чтобы т у д а , где т у с к лы й о к е ан с л и в а л с я е л нвали с а о ^ я ѵ ^ со был п е р вым , н о й у л р е к а т ь было не с об л ачным небом, и точн о и з во- І ^ м о г ѵ ш е й м^лопией Л о д Г ие- з а что . З а рулем он стоял непло- ДЬІ т о р ч а л и одни лиш ь м ач ты тра - п е н е л и ^ о ^ в ^ а с т ью мѵ зыки с£и хо . Во в с я ком сл у ч а е , судоводи- ул еров . В тамие минуты ж ал о бн о п с о в 2 м и л « ь Г ^ н т і Т и ч « ^ й т а л ям н е р вы не в звин чи в ал , к а к к о н ч а ли чайми ѵглѵблпя тоскѵ п е р ен о си ли с ь в ф ан т а с ти ч е с ким э то иногда сл у ч а е т с я с неопытны - м ^ £ £ а А и вѵ ты е в м т і к а к е а * м4*р вм е ст е с исполни телем . И ми м а тро сами . На палуб е ему бы- ^ ш з н ь б е ^ м ц а Г н р а я к а “ - ®л р Уг « аш е го Сер ежу какой - то ин- л а зн а к ом а люб а я р аб о та , о » мог “ ис Г и » уш и л бор т т о а ѵлw a CT4t HKT з а с т а ви л в з г л я н у т ь на пер- л о в ко н а п р а в л я т ь подбору на се- Мы з К т о п о м е в а х т І Г б а : выи **"*• Мы это у л о е и п и . т е вы б о р о ч н ую м аш ин у , а к к у р а т н о со® я т Г в о з ь £ е т ѵни гиташѵ потому что я ° с и к пор б е зо т ры вн о у к л а д ы в а т ь полотно се тей , умел и ^ ѵ д е Г и з І л е ^ т ^ и з н м х в а ^ Ію - вг™аапмсь в " его в з г л я л ам и . Он б о н д а р и т ь и с о л и т ь рыбу . Во аре - шѵю Š I с е одц е ^ з ^ * ѵ ^ а « и бы- смот<? ел ма Я«*УШНУ на первом ря- « я н е ож и д ан ны х п е р е к у р о в (ело- £ £ , о ¥ а с 4 п о ѵ ^ н ^ ѵ с ажи1 ал ? я * т я н у л а с ь вперед, го то в а я ■ОР-ТУЯ- UTA МП-И пюп 14 УГТ^ПЫ ли DdCWB поудоон те у с аж и в а л с я подн я т ь с я и идти н а в с т р е ч у ему . м а е т с я ч т о и ли люди устали ) он На ди в ан , с к л о н я л с я над ги т а р ои , На7. со CTr>DOHb« было видно к а к н е п р и с аж и в а л с я , а все р а с х аж и - В€СЬ о т д а в а л с я д уш е вн ом у настро - ан а п одд еож и в ал а его одобояю- в а я , сло вно что-то вы и с к и в а я . Ча- екию Он не отбивал с еб е пальмы п о дд ерж и в ал а его одооряю с то и з г и б а л с я , поднимал на полу- о п ^ у ч и е с ?рѵиы Он cm S o S h S пе щим * зпляЛО*« и, к ^ т с я ^ говори - € а к е гпѵчлинп отпртмн .х /ш типа о п е вучи е с т р у ны , и н сп о койн о пе ла : «я люблю, люблю тебя!» Они о а к е с л у ч а й н о о т л е т е вш ую т у д а р е б р а сы а а л их на л ад ах . И гита - ппнииллм ппѵг п«ига ы і я м^- с е л ьд ь и Dроса л е е к трюму в об- р а т а к то скли во вы с к а зы в а л а оби- ѵдеожимо т я н ^ и с ь ^ш ѵ г *к доѵж- щую кучу . Если ж е з ам еч ал где-то д у , что хо т ело сь п л а к а т ь . Мне ду- Х2 Р^ т а о а см енила т ^ , в ал яющ ую с я в ер е вку , т ащ и л ее в м а е т с я , д аж е у само го к р а сн о р е - с і ^ е я п ^ х в а т и л о Т ^ Х ю т ? ч ѵ суш и л к у и со словом «пригодит - чиво го ч ел о в ек а не х в а ти л о бы та - п ^ ю Сам о ^ і ^ Т ііото / л с я > вешал там на крю чок . Басов л ан т а т а к в ы с к а з а т ь скоы тѵю тос - ДеонУю песню , с а м он не смотрел не курил , потому , может бы т ь , ему к у Г ^ а к э Ѵ м ^ п ^ ^ ^ £ 5 - на ou с вы т ян у той шеей б е з з ан я то с ти трудно было сиде т ь з ы к у 3 наш°СМе Т е ^ Р^ с Т^ ЧТ д у ш Уе У ^ р е м л я л с я к любимой , сам _ он Мы п р и з н а в а ли С е р ежину му: н епр ев зойд енной , но ни р а з у « а одном месте и см о тр е т ь , на« с мы п р и зн а в а ли С е г ^ к и н ’у мѵзь .ку в ес ь п р е в р а ти л с я в м у зы ку . Слу- з а л яп а н ны м и чешуей лицами , бо- н е т о е зю й л е н н о й н о Т и а а з ѵ ^ е ш а тели н а к л о н и л и с ь вперед , их р о д а ты е и к р а с ны е от в е т р а и во- п о ? л о п м и С нн о а и не воск* м елодия , они у ж е неспо- ды м атро сы см ол я т папиро сы и Т м собны были вл ад е ть собою , ими л и к нули , что он т а л ан т л и в . Мы си г а р е ты . Обойдя почти в ес ь па- просто понимали его, о ч ен ь сож а - р оход . Басов о с т ан а в ли в а л с я у ~ ру ко води ла волш ебн ая п е сн я . А с т р у иы все пели и пели , вы с к а зы - т рю м а , на к о т о ^ м в непромоиае - « Г л е л е я сбы вшую ся ши с ердц а з а с т а в л я л и н а д е я т ь с я , мых робах р а з в а л и л и с ь м а т р о сы—что всэ ^уде т хорошо . мечту . о т них п ах ло т аб аком , сырой ры- бой , водорослями и морем , — го-П ОВЕДЕНИЕ Ба сов а в п о р ту ♦ ♦ ♦ ♦ и и и н н м т м и и н м м » * ворил , словно это входило в его I I было со в е рш ен н о с т р ан ным , о б я з ан н о с ти : Он с т а р а л с я и з б е г а т ь н аш у — Ну, нажм ем , — и видя , что компанию . Обычно уходил одни и не подним аю т ся , продолжал : — неи зв е с тно куда . Кто-то говорил , Хватит -хватит , а то до ночи про - что, якобы , видел , к а к Сер гей тол - коп аем ся . . . т ал с я у высоч енно го дом а , ж адн о После коро тко го о т ды х а стр аш - в г л я ды в а я с ь в о кош ко н а т р е т ь ем но не х оч е т с я в с т а в а т ь , но, одна- э т аж е . И ещ е кто -то подметил по- ко, рушим сво е бл аж ен с т во , р а з б - добную к а р ти н у н а том ж е самом р е д а я с ь по р аб очим м естам . Басов месте . В о звр ащ ал с я н а судно 6а-1 иде т в помощники к м а с т ер у по сов или р аи о , или ж е слишком о б р а б о т к е ры бы : т ам все -таки ну- поздно . Не ел , не р а з г о в а р и в а л , ж ен к а вы к . И р аб о т а п родолж ае т - Только р а з как - то про го ворил с я (и ся. то в какой -то задумчивости ) : «Она говори т : «Б е зд арь» . Посмотрим!» М НЕ всегда к а з а л о с ь , что у Ба- Тогда он с силой сд ерн ул подве- сова « а д уш е что-то нелад- ш енную над койкой г и т а р у и ное. Он не мог сп о койн о си- у селся н а с т а р о е место . Да, тогда д е . ь или, допустим , днем , к а к дру - он о колдов ал в сех н а с сво ей му- гие , пол еж и в а т ь в койк е . Когда в зы к ой . Он вы л и з а л душу , сыли - з а т яж н о й шторм у него у с т а в а л и вал т а к т р о г а т е л ьн о , т а к чувстви - г л а з а чи тать , он $рал ги тару . Она- т ельно , что у м-ногих вл а гой з а ­ ч а л а получ алось о ч ен ь плохо . Да и с в е р к а л и г л а з а . Не ломию , с к о л ь к о и гр ал он на одной струне . Дзинь- вр ем ени длило с ь это волшебство , д зин ь -д зи н ь , — б р енч ал а с т р у н а , но «нэ могу з абы т ь , в к аком з ач аро - Нам это надоедало ; о т к ры то не го- ванном со с тоянии н а х о ди ли с ь все в ери ли , но п о см а три в али в его мы . В т о т р а з мы н е у д е рж а ли с ь , сторону , вы с к а зы в а я г л а з ам и свое бро сили с ь к Сереж е , пожим али до недовольство . Басов это с р а з у ж е х р у с т а ем у руіки, х л оп али по пле- понял и стал у един я т ь с я , куда чам и го товы были р а с ц е л о в а т ь , только была во зможно с ть . но э то го не п о зволи л а н аш а муж- ----------------------------------- — — с к а я сд ерж анн о с т ь . «РЫБНЫЙ МУРМАН» Как-то п р иш л а к нам « а т р а у - И нлркр лер ЯеаУшка ком и т е т а комсо- г ш д е к с 0 3 0 0 4 мола и с п р аш и в а е т : В морс* О 2 Ѵ 1 у р іѵ і» н с * с е . За Полярным свинцовым кругом, У залива в распадке скал На ветру, обжигающем губы, Город песней морскою всталі В синь уводит тропа морская И захлёбывается вдали. У причалов волна ласкает Океанские корабли. Под тяжёлым набухшим небом Город дыбится меж камней, А над ним, как из сказки небыль, Море тёплых, живых огней. Здесь все жители — мореходы, Словно юноши — старики. Пацаны узнают пароходы, Как заправские моряки. Здесь о дружбе слова не тратят, Знают цену большой любви. От причала уходит катер —* Возвращаются корабли. Пусть зимою здесь дни незрячие И гуляет метель впотьмах, Но здесь ждут моряков с удачею, И огни до утра в домах. Здесь любовь с ожиданием соткана, Встречи редкие берегут... И дома, пробегая сопками. Так и замерли на бегу! ' В. У С ТЮ Ж А Н И Н . На р еф р иж е р а т о р е «Александр Иванов» общ е с тв енным библиотек к а р ем я в л я е т с я м атро с Владимир Ильин . Он — х орош ий пропаганд ди е т книги . Фото Т, Кожу х а р я . СПУТНИКИ ВСЕЙ НАШЕЙ жизни * Они (книги) — мои рабы и ляст ум и сердце чувством яш(н должны служить мне, как я хочу, ви к миру, к человеку. К. МАРКС. М. ГОРЬКИЙ. * Без кпиг тяжко. В. И. ЛЕНИН, * Современный человек нажхи дится перед Гималаями бибхио^ тек в положении золотоискателя^^ * Книги — это духовное заве- которому надо отыскать крупин* щание одного поколения друго- ки золота в массе песка. С. И. ВАВИЛОВ. му, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, при­ каз, передаваемый часовым, отп- * Каждый интеллигентный че* равляющимся на отдых, часово- ловек должен как следует про* му, заступающему па его место, честь за свою жизнь 8— 10 книг« А. И. ГЕРЦЕН. «Каких именно?» А вот чтобы уз­ нать это, прочтите тысяч нятнад- * ...Любите книгу, она облег- цать томов. И. БАБЕЛЬ. чит вам жизпь, дружески помо­ жет разобраться в пестрой и бур­ ной путанице мыслей, чувств, со- * Много есть на свете хороших £ І К - . бытий, она научит вас уважать ьниг» но эти к н м и хороши толь-* человека и самих себя, она окры- ко ^ля тех людей, которые уме-* г ют ик читать. Д. И. ПИСАРЕВ. * ...Если прочтешь что-либо, та из прочитанного усвой себе глав­ ную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу... СЕНЕКА. % , * Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу, значит вновь увидеть старого друга. ВОЛЬТЕР. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Рио, А, Гастева. Газета выходит три раза в яс делю: по средам, пятницам и вос« кресеньям. Типография «Полярная правда»! г. Мурманск Зак. 819. ПН-01153. к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz