Рыбный Мурман. 1967 г. Февраль.
В связи с постоянным рос том и модернизацией пол ьского рыбой ром ьге- лового флота необходим тща тельный и подробный анализ промысловых возможностей экс плуатируемых в настоящее вре мя районов лова, а также сохра нение будущей сырьевой базы. Теперь известно, что как на Балтике, так и в Северном мо ре можно получить хорошие результаты только при ограни ченном «количестве рыбопромыс ловых судов небольшого разме ра. В настоящее время наше (польское) рыболовство, опира ющееся на обычные траулеры и траулеры-заводы, получает хо рошие результаты в водах севе ро-западной и центральной Ат лантики. Однако следует пом нить, что и в этих районах при непрерывно возрастающих ры бопромысловых флотах различ ных стран будут наблюдаться растущие трудности в поисках новых богатых районов лова. Планы развития рыболовства предусматривают, что Польша в течение ближайших лет полу чит новое крупное судно-базу. Опираясь на такую плавучую единицу, можно будет вести лов рьібы в наиболее отдален ных районах лова. Учитывая это, «ажегся совершенно обос нованной необходимость прове дения поиска в районах лова вдоль восточного побережья Южной Америки. До недавнего времени районы лова, располо женные вдоль берегов Брази лии, Аргентины и Уругвая, не вызывали большой заинтересо ванности, тем более, что эти три упомянутых государства не уде ляли внимания развитию океа нического рыболовства. Тем щ менее, добыча рыбы этими стра нами выросла по сравнению с 1950 годом почти в два раза. Непрерывно растущие пот ребности в полноценных белках толкнули многие страны на путь проведения в указанных выше районах • исследований, имею щих целью установление и опре деление их эксплуатационных возможностей. Особого внима ния заслуживают наблюдения, проиэв одившиес я исследов а- тельскими судами СССР, Япо нии, Испании. Результаты их исследований подтвердили пра вильные, как это потом оказа лось, предположения о значи тельных запасах рыб и беспоз воночных животных в этих во дах. Здесь наблюдаются много численные виды рыб из семей ства тресковых, сельдевых, тун цовых, аючоусоеых, а также сардины и макрели. Довольно значительный удельный вес в уловах составляют различные окунеобразные рыбы. Относи тельно много добывается там беспозвоночных, среди которых преобладают ракообразные и моллюзки. Объектом промысла являются различные морские водоросли. Приведенная выше характеристика опирается на результаты лова аргентинского флота. растеризуется рельефом дна, пригодным для проведения тра лового лова. Этот обширный шельф, шириной свыше 200 морских миль с глубинами око ло 200 м, можно разделить на несколько мелких районов. Од ним из этих районов является шельф, расположенный вблизи Сан Пауло и далее на юг до побережья Уругвая. Район этот является главным местом лова сардин, облавливаемых рыбо промысловым флотом Аргенти ны. Следует отметить, что Ар- точном направлении от Уруг вая. Район Патагонского шельфа относится к одному из самых богатых районов лова в мире. Здесь преобладают главным об разом тресковые рыбы, тунцо вые, а из беспозвоночных — ра кообразные. Исследования это го района, проведенные в 1962 году (около 250 морских миль от побережья Аргентины, 41° южной широты) испанским суд ном, показали значительные з а пасы до сих пор неиспользуе- lllllllllllilllllllllllllllllllllllllllllllSllillllllllllK lltllintlllllllHllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllfillllllllllllllllllllllllllllllll Район ждет исследователей tllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllH llllllllllllillllllltllllllllllllllllllllllllllllllltlllllllltllllllllllllllllllllllllllllllillllllillllllllll Во время исследований, про- гѳнтина обладает флотом, состо- мых рыб. В уловах главным об водившихся у восточных берегов ящим в основном из небольших разом была мерлуза весом о г Южной Америки, было установ- судов с малым радиусом дейст- 1 до 4 кг. Интенсивность лова лено, что сильно затрудняют вия. Принимая это во внима- была обусловлена ограниченной лов при применении донных ние, результаты, полученные рыбообрабатывающей способ- тралов многочисленные корал- флотом Аргентины, не могут ностью судна.. В ближайшие го ловые рифы, зачастую невидл- быть, показателем действитель- ды Испания имеет намерение мые даже на эхограммах. Эти ных запасов сардины в этом высылать в упомянутый район рифы вызывают порывы тра- районе. лова судно-базу и ‘ флотилию лов и порчу других орудий ло- Вдоль побережья Уругвая траулеров. Предусматривается, ва. Поэтому следовало бы под- концентрируются ма»крель, оку- что судно-база в течение года робно изучить формы и рельеф необразные рыбы, тресковые и будет совершать по три рейса, дна этих районов лова и другие сардины. Некоторые наблюде- привозя каждый раз около важные факторы среды. ния показывают, что основное 7500 тонн сырья и рыбных На север от устья Амазонки внимание в работах по более продуктов, расположен обширный район близкому распознаванию райо- Суточная производительность приспособленный для лова при нов лова Должно быть сколщен- на один траулер будет дости- помощи донных тралов . Такое г РиРовано на шельфе между гать предположительно 5 0—60 положение складывается в райо-и южной широты в вое- тонн рьгбы. В свете проводив- нах, граничащих с Гвианой, од- на*ко здесь обитают в большом количестве рыбы, имеющие ма лое промысловое значение. Западная часть континенталь ного шельфа, расположенная вблизи Сан Раки, до 22° южной географической широты, заселе на главным образом ядовитыми рыбами и обильной беспозво ночной фауной. Здесь наблюда ются значительные скопления коралловых рифов, делающих невозможным промысловый лов рыбы в этих районах при помо щи донных тралов. В этом рай оне в определенные периоды времени наблюдаются значи тельные концентрации тунцов, что установили советские и японские суда. Район южной части континен тального шельфа, расположен ный от 22 ° южной географиче ской широты на юг вплоть до Фольклендских островов, то есть до 55° южной широты, ха- шихся наблюдений кажется, что периодом, наиболее благопри ятным для ведения промысла вдоль восточного побережья Южіной Америки, будут осенне- зимние месяцы. Наиболее выдвинутым на юг районом лова является район Фольклендских островов, лежа щий на исключительно широкой отмели, раскинувшейся на 500 морских миль и глубиной 100 — 200 м. На этом пространстве были обнаружены скопления тресковых рыб, а также отмеча лись хорошие записи пелагиче ских рыб на эхограммах. Очень часто во всех этик рай онах наблюдаются крупные ко сяки пелагических рыб, недо ступные при использовании дон ных тралов. Поэтому исключи тельно важным являются всяче ские опыты, направленные на освоение промысла при помощи пелагических тралов. Следует предположить, что эксплуатация районов лова, расположенных на восточном шельфе Южной Америки, на-‘ шим (польским) рыболовством возможна и целесообразна. Эту возможность можно . реализо вать, опираясь на крупное суд но-базу с приданными траулера ми, или же, опираясь на рынки сбыта Южной Америки. Эта проблема требует, однако, более тщательного анализа. (Перевод с польского руко водителя группы зарубежной информации ОНТИ «Запры- бы» М. Ананяна). ПЛОТНИНИ-НА ВТОРОМ ПЛАНЕ Сляп и доки — важное звено в судоремонте. Отрадно слышать, что за последнее время коллек тив слипово-докового цеха рабо тает лучше. По недостатков в ор ганизации труда у нас еще мно го. Я расскажу о том, что ближе мне — о плотницких делах. Без нас, как известпо, не обходится ни один подъем судна в док. На до леса старые разобрать и новые поставить, сделать набор бло ков. Для каждого типа траулера или плавбазы блоки разные. Так вот, в конце января было много простоев. Бригада тов. Семенова приступила к установке лесов у танкера «Карталы». Но досок пе хватало. Из-за этого окончание работ оттянулось на двое суток. Бригаде тов. Хохлуна поручи ли набрать блоки под буксир «Надир» и один из траулеров. Комплекта головок не было. При шлось переделывать старые. По лучилось как в известной посло вице: «на охоту ехать — собак кормить». О головках и блоках вспомнили лишь накануне подъ ема судов. А так как суда таких типов давно в док не ставились, то не было и всех необходимых материалов. А ведь прежде чем назначать срок подъема, следова ло поинтересоваться этим. Довольно часто выходит из строя циркульная пила. А бригад много, бруса тоже требуется мно го. Вот и возникают простои. В обиде мы на диспетчеров це ха за то, что плотники у них на последнем плане. Машипы выде ляют с большой неохотой, доски грузить приходится самим. К то му же довольно часто приходит ся пускать в дело пиломатериа лы, которые могли пойти для другой цели. Мы можем ' обхо диться и худшими по качеству. Руководству цеха надо прислу шаться к голосу плотников и устранить недостатки, которые мешают нормальной работе. Бы ло бы очень хорошо, если бы ди рекция судоверфи выделила спе циальное место для складирова ния блоков, головок и других ма териалов. Сейчас они хранятся где попало, сжигаются, а спро сить не с кбго. В. ТЕПЛЯКОВ, наш внештат ный корреспондент. ІМІ Б Л А Г О Д А Р И М ! От имени команд, группы ко раблей благодарим экипалс про изводственного рефрижератора «Полярная * звезда» за отличную совместную работу. Несмотря на метеорологические трудности, домсомольско-молодежвьш эки паж уделял много внимания су дам бортового траления, оказы вал им всестороннюю помощь. Исполняющий обязанности руководителя промысла ка питан траулера «Шелонь» САФОНОВ* F - Л ѵ - ѵ а » !Сѵ л ѵ л ѵ . ѵ . / < - ; - . ѵ л ѵ . т й ЩМ • • • ..: Зимой и рыбном порту. Г Л . Д Ы М Ы В Р А Й Порт-Владимир. Если хорошая погода, туда один раз в неделю заходит грузо-пассажирский па роход. Заштормит — и того нет. Правда, но части доставки про дуктов люди не обижаются. ІІо есть в этом поселке и солидный объект — это рыбозавод. И есть у руководителей этого завода свои заботы и прстепзии к руко водителям вышестоящих органи заций. Вот что в конце января гово рил и на что сетовал директор Порт-владимирского рыбозавода Анатолий Германович Игнатьев: — У пас прекраснейший кол лектив. Здесь трудятся рабочие и специалисты со стажем по пят надцать и более лет. И люди, на до сказать, не могут без работы. В прошлом году они приняли обязательство по достойной встрече 50-летия Советской вла сти. Но мы, как это ни прискорб- по звучит, в настоящее время не уверены, что слово сдержим. А почему, я расскажу по порядку. В январе наш завод должен был получить 500 тонн полуфаб риката для изготовления соле ной и ящичного посола сельди. Но однако с большим трудом су мели выколотить (именно выко лотить, потому что пришлось звонить и на Мурманский рыбо комбинат, и в райком, и в обком партии, чтобы подослали нам промысловые суда с рыбой) все го лишь 200 тоннѵ рыбного по луфабриката. Сейчас, можно сказать, рабо ты нет. Я имею в виду изготов ление рыбной продукции. И вот вынужден ставить рабочих на расчистку снега. А коллектив взял обязательство — достойно встретить юбилей революции. Вот и заявляют мне люди: ♦Что ж получается, Анатолий Германович, кричали «ура» и все на ветер?». Правильно го ворят они: несуразица получает ся. Вполне согласен, что сельдь ло вят сейчас в Кольском заливе и ее ближе доставлять в Мурманск. Но разве это делает скидку? Обещали-как-то, что зайдут из Северной Атлантики к нам три судна — СРТ №№ 4202, 640 и 218. Зашел из них лишь только СРТ-218. Подобное происходит не впервые. Разумеется, морякам после долгого пребывания в мо ре хочется быстрее попасть ко мом. По разве что-то большое ре шат эти несколько часов для до* ма? А для государства решают очень многое. Взять бы эти суда да и отправить из Мурманска в Порт-Владимир за непослушание экипажей. Так нет, все сходит. Зима нынче щедра на снег, а у нас на острове и трактора нет, чтоб, допустим, хоть уголь под-* везти или дорогу расчистить. Совсем плохо снабжают насле- соматериалами, сортовым желе-» зом, запчастями к дизель-генера- торам электростанции и многим другим. Например, в прошлом го ду совершенно не получили ле соматериалов. А они так нам нужны. Сейчас у нас, как говорится, остались одни надежды. Правда, электрикам и плотникам еще на ходим работу. Они проверяют электропроводку, ремонтируют деревянные конструкции лен точных транспортеров. Вот так мы и живем, как в той поговорке: «Рад бы в рай, да.., не пускают», А как думают на Мурманском рыбокомбинате, будут ли, нако нец, давать сырье для работы Порт-владимирского рыбозавода? (Наш елец, корр.) Порт Владимир.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz