Рыбный Мурман. 1967 г. Декабрь.

Вес эти товарищ*! проработали в училище более пятнадцати лет. На снимке: слева направо А. И. Аксснопа, слесарь тенлоцентра, Н. И. Хабалова, препода­ ватель теоретической механики, М. Г. Баянус, преподаватель английского языка, Г. Н. Нику­ линская, преподаватель деталей машин, Е. А. Бойцова, главпый бухгалтер* Стоят: Н. Ф. Ря- бинин, преподаватель радиосвязи, С. А. Сукру хо, преподаватель математики, А. В, Митин, старший лаборант, А. Л. Кауфмап, заместитель начальника училища. Фото А. Хнхлуна. ИЛИЩЕ . Тридцать пять лет.чтгг треть ве­ ка, казалось бы и .небольшой от­ резок времс‘ші, если мерить мае-* *нтабами истории. Но эти 35 лет для Мурманского мореходного, училища, как н для флота рыб-. ды флота, пой промышленности, фыли пе- . нии стали риодом роста и становления. Мурманское мореходное учи­ лище было создано ь 4932 тоду для обеспечения квалнфициро-. ванными кадрами растущего, флота. Шли годы, качественно изменился флот, вырос в де­ сятки раз и оснастился новой техникой. Потребность в квали­ фицированных командирах уве­ личивалась, и училище не успе­ вало их готовить. Было создано Высшее мореход- вое училище, продолжал свою* славную работу курсовой комби- к. самоусовсршснствона- нат, а нехватка в дипломирован­ ных специалистах: ^ капитанах, механиках, электромеханиках, радиотехниках ііродолжала ощу­ щаться. • * \ . . - * Тех ника обгоняла ‘к вал ифика - цию моряков рыболовного флота ,: и многие обратились .к заочной учебе. К) мая 1957 года при Мур-, ма некрм морех одном училище открылось заочное отделение. Сначала училось 20() моряков. Затем ежегодный прием был увеличен. Но, несмотря на это да­ же, образовывался конкурс по­ ступающих. И настоящее время коитипгент заочного отделения уже полторы тысячи человек. Многим стало, ясно, что заоч­ ная учеба, вечерние занятия и систематическая работа над во­ звышением квалификации — вер­ ный путь идти в погу с веком, в ногу с техническим .прогрессом. И .р у іф в о д л щ и м работникам фло­ тов понравилась такая система. Заслуженные капитаны и меха­ ники, по имевшие среднего спе­ циального образования* по от­ лично работаіотфіог«па-флоте, пе могли нродвпНіЙ&я из-за отсут­ ствия дипломов. Теперь они по­ полняли образование заочно, со­ зывались на сессии, сдавали го­ сударственные экзамены и по­ лучали дипломы. Расширялся мх кругозор, приобретались зна­ ния современной техники. . с.я тяга ПИЮ. ' Флоту понадобились судоре­ монтники, электромеханики. И училище откликнулось на нуж- Йри заочном отделе-. готовить кадры этих специальностей, и уже сделано по четыре выпуска тсхпиков-мс- ханикоп но судоремонту и тех- ішков-злектримехаикков. . . К тридцатипятилетнему юби­ лею училища заочное отделение* окончили 850 человек. В том чи­ сле в истекшем учебном году .63. судоводителя, к\ механик, 41 электромеханик, 29 радиотехни-. ков и 25 судоремоптпиков — все- f го 199 человек. _ В 1901—1902 годах растущие, капдалакшские предприятия. стали ощущать недостаток в ква­ лифицированных . техниках, и - Мурманское мореходное учили-, ще, верное товарищеской помо­ щи, 'открыло в 1963 году вечер­ нее . отделение ,.в . Кандалакше. Очень помог в . этом механиче­ ский завод и его бывший дирек­ тор К). Г. Сизов. Теперь в вечер­ нем филиале учится более 200 человек, и 50 из них в июне 1968 года будут защищать дип­ ломные проекты и получат ква­ лификацию техника-технолога по обработке металлов резанием. Мы живем нуждами флота, радуемся его радостям и печа­ лимся его огорчениям. В учили­ ще много ветеранов, связавших свою жизнь с морским учебным заведением. Кто из выпускников училища пе помнит преподава­ телей: С. А. Сукрухо. Г. С. Фе­ дорову, 11. Ф. Рябпнипа, Э. Н. Ованесову, А. С. Хрусталеву п 11. 11. Блинова, заведующую биб­ лиотекой Е. М. Курносову, сек­ ретарей учебной части Тосю Глушкову и Надю Якимчук и проработавшую ва многих по­ стах Л и п у Кузину? И мы пе забываем своих вы­ пускников. Почти в каждой га­ зете и раднонередаче их имена напоминают о времени, прове­ денном вместе в стенах учили­ ща. Беру наугад «Полярную правду» за М декабря it Среди передовиков соревнования йахо- жу фамилии капитанов Гера­ щенко Е. С., Груздева И. П., во# странице фото второго меха- лика ІІРТ «Рембрандт» Е. П. Куд­ рявцева, на второй — каиитана ♦Северодвинска» .В. И. Ланового. А сегодня по радио говорили о .самоотверженной работе элек­ тромеханика с «Ильи Катушша» И. А. Ищенко. Эго тоже бывшие ученики мореходного училища. В их успехах есть долями препода­ вательского труда коллектива, который; отмечает свое тридца- типитилетио. Есть у меля одна заветная мечта, которую, уверен, одобри­ ли бы многие — присвоить Мур- манекому мореходному училищу имя достойного флотонодца или ' исследователя . северных морей. Мо:кет быть. Русанова, Кропот­ кина,: Месяцева, может быть, Фритьофа Нансена.: Это имело бы большое воснитателытое зна­ чение, способствовало формиро­ вание традиций, расширяло • '» , г *" . '* кругозор,, заставляло сіцр больше гордиться слоим училищем. А. КАУФМАН, заместитель начальника училища. Есть и еще один положитель­ ный фзктор в заочной учебе: са- Петрова В. Д. —- Героя Социали- мостоятелцн.ая , упорлад. учебас сгиЧ£ЙкогЬ Труда, Полежаева приобщает человека к Йійге, обо-ч А.г.А.у\Л1ухипа А. -Ф., ' Бердышев- гащает духовно. Люди, заііятые ; ского Г. В. Вес -они в ы и у с к н ш ш ^-учебными дедами л заботами, нашего гмореходного училища, становятся- дисциплинированнее . Заглядываю наугад в «Рыбный й целеустремленнее. Укрепляет- Мурмана з а ѵ 8 д е к а б р я г п а пер-* ...Своим вторым отцовским домом Май. Удивительный, Сереб­ ряный май, каким он может быть’ только на Севере. ГІолу- йечное солнце описьіьает по голубому небу круг за кру­ гом, лишь На какие-то мину­ ты скрываясь за Мишуковой горой, над заливом подни­ мается легкая дымка, с про­ тивоположного . берега доно­ сится разговор двух .людей в „додке, .зачем-то. в такую рань вышедших в плавание. А мы, несколько самых от­ чаянных . и, паве.рцо,. недис­ циплинированных курсантов, крадучись* сталкиваем , с от­ мели чужую шлюлку,. . и, усевшись в нес, старательно .гребем обрезками досок с од­ ним ненасытным желанием носкорее уйти с глаз задре­ мавшего вахтепного.. Взмах, еще взмах и вот уже скрыва­ емся за круглыми кормовыми подзорами стоявших у прича­ лов судов. Но уйти далеко не приходится. С последнего корпуса доносится ругань в наш адрес и грозное иредло- жение вернуться сию минуту назад. Этот маленький эпизод из пашей курсантской жизни п по прошествии десяти лет видится так, будто произошел вчера. Он о многом папомнил. О нервом морском крещении па учебном судис «Юнга Сй- гарев», где паш наставник, выпускник того же училища, Ф^дор Федорович Иизгйрёв (ныне заместитель начальни­ ка тралового флота) до седь­ мого пота заставлял крутить огромное штурвальское коле­ со ручного привода, раз и навсегда прививая отим уме* ние бистро выполнять коман­ ды капитана. * - • » Свежи еще впечатления от первого Занятия по гребле, когда позорно : «ловили щук» и безжалостно ударяли пл ль : ками весел в .спину впереди сидя щего гребца (накануне всем сделали противостолб­ нячный укол). Но уже к кон­ цу практики мы моглп рааго^ варивать с помощью -сема­ форной азбуки, .управлять наг русом, плести маты и кран­ цы, Ье^ти «Юнгу Сигарева» Кольским заливом. Мы мог­ ли делать многое, потому что хотели этого и очень муча­ лись в первый выход в море одним вопросом: как оно нас примет? Приняло. Наиболее «сухо­ путные», правда, тогда гово­ рили: — Отработаю положенное после окончания мореходки время и — на берег. Они невольно обмайывил сами себя, и сейчас, встреча­ ясь с ними, узнаешь: один капитан па большом моро­ зильном траулере, другой не­ сет сгарпомовские вахты, а третий... Легче перечислить те предприятия главка «Сев- рыба»; гДс сегодня нет *вы­ пускников Мурманского мо­ реходного училища. И что примечательно, специалистов этой кузницы кадров для ры­ боловных флотов ценят, по­ жалуй, больше, чем других. Помню, будучи на цроизвод- ствеиной практике на БМРТ «Ашхабад», судоводители де­ лились между собой: — Эти-то (имея в виду нас) приживутся на флоте, наша мореходка хороших моряков готовит, — и они начали вспоминать имена тех капи­ танов, штурманов, о которых знают не только северяне, но и на Чером море, на Балтике. Это люди разных поколений, разных выпусков, несомненно только, что любовь к морю у них зародилась в стенах учцг лиіца. Оно нам всем много дало, а не только первые ? встречи- с морскими ветрами и штилями. Оно дало нам пу­ тевку в жизнь, верный курс для самостоятельного плава­ ния. Так поступают только в* отчем доме. И когда десять* лет назад в четверть вековой юбилей нашей мореходки мы говорили: ♦Я чаще все ловлю себя . . . .. . . на том,. , 5 т называю теплым, гордым словом Вот этот светлый ‘ . тррхз^ажный дом. СВОИМ вторым отцовским , , V . домом...»ѵ; то это чувство мы сохранили, и поицне. _ , . . ; . В^:ХРЯШКОВ, выпускник • i' мореходного училища. На .снимке: один на уроке радиосвязи. из старейших пренодава телеи училища Николай Федорович Рябинин Фото А. Хнхлуна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz