Рыбный Мурман. 1967 г. Декабрь.
Когда приходит победа Юбилейный год, 50-летие Ве ликого Октября поставили перед коллективом флота большие и ответственные задачи. Понстиве грандиозное социалистическое соревнование, развернувшееся по всей стране, всколыхнуло творческую, созидательную ини циативу масс и породило много новых и полезных строительст ву коммунизма начинаний. Хо чется, чтобы все- ценное, что приобрело мы в юбилейном го ду, чему научились, мы взяли с собой и в І968 год. Чтобы и в будущем коллектив тралового флота некогда не стоял в число -предприятий, не выполнивших свое производственное задание. Успех работы флота склады вается из результатов деятель ности его производственных еди ниц — экипажей промысловых кораблей. Как известно, в прошлом году коллектив БМРТ «Заволжск» не выполнил плана, находился в числе отстающих. Анализируя ошибки прошлого, а их нельзя не анализировать, чтобы испра вить существующие ошибки, мм пришли к выводу, что «За волжски стал отстающим по ря ду причин. Первая из нпх: прежнее руко водство судна непродуманно вы бирало район промысла, не про являло должной промысловой выдержки, допускало излишнюю нервозность в работе. Вторая — низкая производи тельность труда, не выдержива лись наиболее эффективные ва рианты режимов траления. Как ни странно, эти ошибке были и в 1967 году. План пер вого квартала находился под уг розой срыва, когда на «За- волжск» была направлена под менная команда. Прежде, чем отправиться на промысел, мы тщательно изучили то результа ты^ деятельности экипажа, с по зиций которых предстояло пам начать трудиться. Они были не утешительными. На 10 марта при плане 12250 цептнеров было выловлено 832 тонны. Судно на ходилось па 19 месте. Вот поэтому-то, партийная ор ганизация подменного экипажа (секретарь тов: Баранов), коман дование судна уже на переходе провели большую разъяснитель ную и организационную работу среди личного состава. Мы прямо заявили экипажу, что легкой жизни па «Заволж- ске» не будет, что пам предсто ит :не только ликвидировать не долов, но и вывести судно в чис ло передовых. На переходе же мы выявили потенциальные воз можности каждого члена экипа жа, определили его производст венное место, поставили перед каждым задачу. С особой тща тельностью были расставлены по производственным местам ком мунисты. Им должна была при надлежать авангардная роль в ликвидации прорыва, и, надо сказать, с этой ролью опп спра вились. Вот такая подготовка позволи ла иам организованно принять судно и с первого дня достичь хороших уловов. Темпы, взятые с самого начала рейса, мы не снизили до конца. Суточный вы лов доходил до 50 тонн. Машина, механизмы на кораб ле находились в запущенном со стоянии. Прибывший ва «За волжск» вместе с нами, закреп- пленный старший механик тов. Горлов, оперативно и умело взялся за наведение порядка. В морских условиях механики от ремонтировали четвертый вспо могательный двигателе что дало нам возможность больше моро зить рыбы. Командование базы «Виктор Кингисепп» нашло возможным дать нам двух сиециалистов- электриков для участия в ре монте. И они нам очень помог ли. Вот в каких условиях мы на чали работу. Вскоре появилась возможность пересмотреть ранее принятые прежним экипажем социалистические обязательства в честь 50-летия Великого Ок тября. Таким образом, к 7 ноября мы пришли с такими результатами: общий вылов составил 78900 центнеров, а готовой рыбопро дукции 48,2 тысяч центнеров, что и позволило нам занять пер вое место по отряду БМРТ. Хочу высказать несколько по желаний, осуществление кото рых, на мой взгляд, улучшит ра боту флота. Все-таки сколько мы ни гово рим, а по-прежнему инициатива капитанов в выборе района про мысла у нас скована. Даже ру ководитель промысла подчас пе может принять самостоятельно решение о переключении груп пы судов в более выгодный рай он, пе запросив предварительво управление флота. Вот и нолу- чается, что пока пужпое реше ние выпестовыпается по кана лам связи, другие флотилии уже перешли іі успешно ловят, а мы успеваем лишь к шапочному разбору. Предлагаю дать право руководителю промысла с обще го совета капитанов принимать то или иное решение. Много времени у пас отнима ет развоз почты. Надо что-то здесь придумать. Не дело, когда промысловый корабль выполня ет обязанности курьера и теря ет дорогое промысловое время. В новых экономических усло виях мы должны помпить, что каждый час промыслового вре мени — это несколько тонн ры бы. В районе Запада ощущается недостаток поисковых судов. Данные БРТ для нас не показа . тельны, на них трудно ориенти роваться. И в заключение хочу сказать, что у коллектива «ЗаВолжска» есть намерение по уступать за воеванного первенства и п 1968 году досрочно выполнить годо вой план. Н. ИОЛУКАРОВ, каиптан БМРТ-239. Новое всегда вы зывает интерес. В этой простой ис тине пришлось еще раз убедиться, когда в рыб ном порту на днях- ошвар товался первенец судов отечест венной постройки подобного про екта — рыболовный морозиль ный траулер «Север». Рыбаки на слышались о нем еще раньше, но тем не менее в первые дни недо статка в экскурсантах, если так можно выразиться, пе было. Каждый хотел в деталях ознако миться с новичком, сравнить с кораблями, которые получили мурманскую приписку год, пять лет назад. С таким намерением напра вился и я на «Север». И у ж по пути вспомнил об одной фото графии, вывешенной в ПИНРО. Представьте захламленное^ ста рое судно, похожее скорее на подводную лодку, чем на трау лер, с мостиком, напоминающим голубятню; внизу подпись: «пер вый русский траулер «Север». Фотография увела меня на 57 лет назад, в 1910 год, когда этот корабль был куплен за границей рыбопромышленником предпри нимателем К. 10. Спаде, риск нувшим заняться траловым ло вом рыбы. Попытка закончилась неудачей. И в этом пет пнчего удивительного. Организованный и эффективный промысел стал возможен лишь при Советской власти. Доказательство тому я видел сейчас в нагромождении у при чалов ордена Ленина рыбного порта рыбацких судов: от РТ до ультрасовременного производст венного рефрижератора. Среди такой армады появился новый «Севера — тезка первого трауле ра. Как же он не похож па сво его собрата. Даже сказанная на кануне его прибытия, характе ристика, что это корабль сред- пи й между РТ и БМРТ, оказа лась приблизительной. Скрытый высоким бортом Г1Р «Прокопь евск», «Север» уступал ому лишь размерами. С : судовыми устройствами, оборудованием, приборами ана- первого траулера комитет нас старший, помощник капитана : Валерий Борисович Истошин. — «Север» построен на Нико лаевской верфи, предназначен для работы в Баренцевом море с продолжительностью плавания 50 суток. На нем можно выраба тывать мороженую рыбную про дукцию, а также доставлять в порт свежую рыбу, хранимую в специальном трюме емкостью 83 тонны (в чешуйчатом льде). Этот консервирующий материал вырабатывает в достаточном ко личестве судовой льдогенератор. Для мороженой рыбы имеется другой трюм, который вмещает 350 тонв груза. Кроме того для хранения рыбной муки, консер вов предназначены особые ем кости. Новый траулер имеет по типу БМРТ кормовой слип. Поднятый улов выливается в бункер в эа тем но транспортерам подается или на разделочные столы или же непосредственно для окоича тельной укладки в трюм. Моро зильная линия обеспечивает су точную выработку 15 тонн про дукции. Это, если так можно выразить ся, краткая характеристика про изводствевкого участка. Чем еще характерен «Север»? Во-первых, дизель-электрическая установка переменного тока. Мощность трех главных дизель-генераторов 1000 киловатт, четвертый — стояночный —' стокиловатный. Гребной электродвигатель обес печивает скорость 13,5 узла. По сравнению с другими судами кормового траления на «Севере» управление двигателями дистан ционное; изменение разворота лопастей випта регулируемого шага уменьшает или увеличива ет нагрузку на главный электро двигатель, что соответственно автоматически задает нужный режим работы дизель-генерато ров. , . Свое знакомство с «Севером»; мы начали с рулевой рубки. Она поражет простором и одной осо бенностью: обзор из нее можно вести круговой. И уж, конечно, как и положено на современном корабле, здесь масса приборов. И уж коли разговор пошел об УДОбсТВе, ТО ПеЛЬЗЯ обоЙТИ MOJh чанием и бытовые условия. Каю ты производственной команды — двухместные, расположены ва верхней палубе и часть на ниж ней. Все они оборудованы умы вальниками, водяным отоплени ем, колориферной вентиляцией, отделаны пластиком. Как туг в» вспомнить слова первого рус ского тралмейстера Федора Его ровича Шамалуева, ступившей* в 1910 году на палубу далекого тезки сегодняшнего «Севера*. «...Пока траулер стоял на якоре, я успел подробно его рассмот реть. Впрочем, для этого не по требовалось много времен». Трюм был небольшой: вряд ли ов вмещал больше пяти тысяч пудов рыбы. В тесном кубрике^ где помещались матросы и ко чегары, койки располагались и 3 яруса. Обогревался он чугуй- пым камельком, топившимся уг* лем. Помещение было полно ды ма, сквозь который тускло мер цал свет небольшого фонаря — единственное освещение кубри ка. Здесь же у камелька матросы развешивали для просушки ра бочую робу. Людям, работаю щим на современных советских траулерах и привыкшим к элек трическому свету, паровому ото плению, светлому, просторному помещению, трудно представить ту скученность, грязь, сырость, которые там царили...»* И еще одна деталь. Первый траулер, вышедший на промысел под российским флагом, был приобретен в Англии. Его собрат летом следующего года будет, экспонироваться па международ ной ' выставке в Ленинграде. Что ж, большому кораблю, каи говорится, большое плавание. В. ОРЛОВ. Лов шотландским неводом Новая технология рыболов ного промысла, которая вводит ся сейчас в Соединенных Шта тах и Канаде, известна иод на званием «лов шотландским иево- дом». Особое преимущество этого метода заключается в том, что, используя, главным образом, тя говую силу лебедки, он может применяться на неболыпхх су дах, мощность двигателей кото рых колеблется в пределах от 50 до 250 л. с. Кроме того, выловленная та ким способом рыба имеет гораз до более высокое качество, ибо, как правило, она поступает на борт живой, так как находится в сети лишь небольшую часть общего времени выборки. Срок о _наших вы ст у п л е н и и «РЫБА ЕСТЬ, НО ИСКАТЬ ЕЕ НЕКОМУ». Неблагополучное положение с поисковыми судами в Баренцевом море во второй половине ноября действительно имело место. При чиной послужила задержка трех поисковых кораблей в ремонте. Для : усиления оперативной разведки главк выделил, допол нительно; на г ;ч*оисковую работу РТ -125, а также временно •. были использованы на поиске РТ.269 и 166. Кроме того, из района Ис ландии был переведен в Барен цево море поисковый РТ-318. Та ким образом, к началу декабря все наиболее перспективные рай оны были проверены, Авторы статьи, отмечая малую автономность плавания поиско вых судов и неудовлетворитель ную оснащенность рыбопоиско выми приборами, предлагают за менить их судами типа «Пионер» и «Муром». Суда типа «Пионер» в 1968 го ду будут переоборудоваться под кошельковый лов. Несмотря на напряженный план по вылозу рыбы, состав по искового флота на 1968 год пере смотрен, корабли с большим объ емом ремонта из него исключены. На 1963 год для разведки в Баренцевом море выделено де вять траулеров мурманского и три архангельского флотов, три из «их типа «Муром». Все суда имеют поисковые приборы. Е. СИВОЛОБОВ, зам. на- начальника главного управ ления. «Севрыба». «ЭТО ВЫГОДНО ГОСУДАРСТВУ» В статье старшего механика БМРТ-416 той. Андреева «Это выгодно государству» («Рыбный Мурман» за 15 ноября) и в дру гих материалах правильно под нят вопрос о целесообразности включения в штат судов, ремонт ной бригады для выполнёиші ре* монта механизмов в период на хождения корабля в рейсе. После утверждения Министер ством рыбного хозяйства СССР штатов судов на новый год ре монтные бригады будут введены на промыслово-производствеп- ных рефрижераторах. С дирек цией судоремонтного объедине ния достигнута договоренность о прохождении практики членов машинных команд и сдаче экза мена па присвоение квалифика ции сварщикаЛ А. ВОРОНОВ, главный ин женер управления трало вого флота. службы орудий лова, за исклю чением манильских канатов, ча сто достигает 4 лет. Эффективность шотландского лова заключается в том, что ры ба вылавливается пе етолько с помощью траления, сколько тем, что она сгоняется вся прямо в сеть. Успех лова рыбы любыми ору диями зависит от бесшумности операций. У шотландского нево да пет тяжелых досок и направ ляющих роликов, создающих под водой большой ійум и вибрацию. Существуют три сиособа шот ландского лова. Первый. Используется букси- ровапие невода. Сначала ста вится па* якорь конец первого ваера, и затем судно идет на встречу волне под углом в 30 \ После того, как будет вытравле но около 2/3 первого ваера, суд но поворачивает на 60°, снова двигаясь против волны под уг лом в 30°, но уже с противопо ложной стороны, и вытравливает остальную часть первого ваера, сеть и 1/3 второго ваера. Затем судно идет по волне и подбирает конец первого ваера, поставлен ного на буй. Траулер продолжа ет идти этим курсом до тех нор, пока не сойдутся оба ваера, по сле чего начинается выборка, и сеть вытаскивается на борт. При буксирном волочении, чем дальше ваера от сети, тем они тяжелое. Это делается для того, чтобы они находились на дне как можно на~ большей длине и дольше задерживали сужение образовавшегося треугольника. Второй способ заключается в том, что конец первого ваера ставится на буй с очень тяже лым якорем, затем участок об лавливания окружается неводом, в результате чего образуется треугольник. Траулер возвра щается к. бую с концом первого ваера и забирает его. ' Судно остается на месте, а во лочение осуществляется' за счет выборки ваеров с помощью ле бедки, сначала медленно, а по том все быстрее и быстрее по мо ре сужения образовавшегося треугольника. Этот способ иаи-: более эффективен при промысле плоской рыбы и для в е г о - т р е буются большие участки с лег ким грунтом. И, наконец, третий способ включает в себя оба вышеопв-! санных, т. е. волочение сети осу ществляется одновременно как с : помощью хода судна, так и ле бедкой. Выброска производится таким же путем, что и при буксирном волочении, за исклю чением того, что направление волны и ветра не играет ника кой роли. . Этот способ требует мепыпе : времени и является более эф фективным при лове круглой рыбы. Он может применяться также на небольших участках с тяжелым грунтом. При исполь зовании коротких ваеров этот . способ напоминает кошельковый лов, сводя на нет возможность, порчи сети. * : С помощью этого способа бра лись уловы до 40.000 фунтов за одно траление. Капитан канад- ■ ского траулера ■_Джеймс Томсон сообщает, что, применяя ваера длиной 182 метра каждый, за 10 минут собственно траления был взят улов в 100.000 фунтов трески. Лов шотландсл.^м неводом по зволяет не только использовать^ короткие ваера, но и при необхо димости вести успешный промы- мысел на глубине более 180 мет ров. Лов ведется в основном в дневное время, хотя при соответ ствующем освещении может продолжаться и ночью. Вся операция, включая вы броску повода, траление и вы борку занимает около 50 минут. П зрс зел 'с английского Е. ТАМБУЛЕВ. «ІІЭлши:п Фишермен», сен тябрь 1967 г, J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz