Рыбный Мурман. 1967 г. Декабрь.
/ Навстречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина Есди бы можно было выста вить в музее... жизнь человека. Жизнь с со радостями и гне вом, горыкими ра зодарованиями и надеждами. целеустремлен- икжтыо н гвердостыо духа. Ес ли бы попытаться жизнь изобра зить так же, как художник за печатлевает прекрасное мгнове ние жизни в произведениях жи вописи или музыки, на сцене театра или на экране. Н о , ото ігрекрасное — лишь мгповепие. А вся жизнь? Пожалуй, нет та кого искусства, где радость, гнев, боль, стыд, слезы, страх, гордость, дух жизни пашли бы выражение одновременно. И ес ли представить себе картину жизни человека, написанную пе ром или кистью гения, картина обязательно должна показать че ловека идущим. Я рассказал, обо веем этом Ни колаю Чернову, человеку, про шедшему нелегкие университе ты жизни. Услышав мои фило софствования, Николай Ивано вич улыбнулся: — Вот вы о жизни говорите. Хотите выбрать ту, что зовем мы правильной. Хотите увидеть сразу прямую дорогу. Ну, что ж, в общем-то это верно. Но весь вопрос в том, что вы бере те за... эталон, вы сказали? Так вот, что это за эталон правиль ной жизни? По-вашему, образец приглянувшейся жизни должен быть прямой? Без падений. Бел ушибов? Этакое скольжение сквозь благоухание и рукоплес кание? Так вот, я уже старик и могу с полной уверенностью сказать: нет такото образца ни среди жиз ней иатпих отцов и ваших от цов. Я попытался спорить с Нико лаем Ивановичем в взялся до казать, что образец правиль ной жизни есть и за примером далеко ходить не нужно... 2 февраля 1909 года в семье потомственного помора Ивана Чернова родился сын, 14-й ребе- яюк в семье. Событие это не вы звало особой радости у супру гов, а было принято спокойно и даже немножко равнодушно. Ну что, подрастет, будет в доме еще один работник. В селе Тишново жили сплошь рыбаки. Поутру,, чуть забрезжит рассвет, отцы уходили на само дельных суденышках в Каспий ское море. А мелюзга долго сто яла на берегу, держась за .мам кину юбку и глядя на удаляв шиеся лодки. Смотрели чаще все-го с тоской, ибо часто лодки возвращались без рыбы. А это значило одно — голод. Отец всегда брал в море стар ших сыновей, а когда подрос четырнадцатый — Пиколка, — лодого рыбака, преподавшего им такой наглядный урок. Но недолго пришлось ігорыба- чить Чернову на Каспии. Всиоре его призвали в армию. И уже из Витебска демобилизован н ы й старшина связи Николай Чернов приезжает в Мурманск. Поступил на судно «Спартак». Капитаном его был тогда Арка дий Максимович Егоров. Осво ился быстро. Рыбный флот толь ко развивался тогда. * Помня секреты добычи рыбы на Каспии, Чернов и здесь, в Атлантике, вел ежедневные за дую: «Огонь! В атаку!» И пошли 9юв ребята, в рубку. Да-а. Тяже ленько иришяосъ, многих мы то гда потеряли. Но отбгілвсь, одо лели их, — рассказывал Черно». Перед этим боем лейтенант Чернов подал заявление в пар тою: «Прошу считать меня ком мунистом». В тс дни много та ких заявлений находили в на грудных карманах гимнастерок павших. Николая Чернова в этом бою ранили. А направившись, про должал бить врага. Настал день, когда враг дрогнул и побежал. * * < ' * • Правильная жизнь настал в его черед. Он пришел скорее, чем предполагалось. Старший сын Александр отира- вился на заработки в Астрахань, а через некоторое время пришло известие: погиб старший от ру ки жандарма. То был 17-й год. Двенадцатнлетяин Наколка Чернов вышел в тот год в свой первый рейс, а в 29-ом, когда в селе организовали рыболовецкий колхоз, выбрали eFO бригади ром. Люди еще раньше замети ли, что Черновы никогда не воз вращались без улова. «Везет им» — говорили некоторые. Может быть, и так, везло. Но нельзя была не заметить, с ка кой уверенностью шел Николай в море: видно, зпал какой-то се крет успеха. Да нет, не секрет, просто человек думал. Ловится рыба в одном месте сегодня, завтра, педелю, потом — нет. А через год снова здесь богатый улов. Так и в других мостах. Запоминал, подмечал, шел в морс, уже зная, где най дет рыбу. Рассказал Чернов о своих на блюдениях колхозникам. «Ишь ты», — качали головами одно сельчане и уже с нескрываемым уважением поглядывали па мо- писи: где есть рыба, как часто бывает в выбранных местах; на какой глубине больше и как другие суда находят косяки. Так день за днем, год за годом писалась своеобразная энцикло- нодия рыбодобычи старшего ма стера лова Николая Ивановича Чернова. В этой энциклопедии, можпо сказать, впервые появились стро ки о кошельковом лове, догад ки о возможности круглогодич ного сельдяного промысла. Энциклопедия осталась недо- писанной. Грянула война... Батальон держал оборону на перешейке полуостро»ва Рыба чий. Позиция невыгодная — немцы укрепились повыше, на сопках и свободно прострелива ли наш передний край. Так что голову поднять было рискован но. Но держались* надо было держаться. — Как-то ночью немец после сильного артиллерийского ошя, пошел на приступ. Слышу, кри чат: «Товарищ командир, обхо дят!» А надо вам сказать, что снарядов и- патронов у нас бы ло не густо. Такой лимит — пять снарядов в сутки и амба! Не тут, вижу, немец прет, коман- Началось освобождение. Победа. Мирные дни. И снова — море. Рыбачить сразу не пришлось, нужно было очистить море от мин, поднять затонувшие суда. И Чернов поднимается на мос тик спасательного буксира «Па мять Руслана». Дотянулись буд ни. Какими они были, можно су дить по такому примеру: . — Как-то в декабре подучаю приказ идти в море: шторм по- вредил английское судно. Его только недавно мы сами подни мали со дна. И вот теперь нуж но спасать его утке во второй раз. Ну, подошли мы, завели бук сир и повели «англичанипа» в порт. Ка^к добираться в шторм с неунравляющимся судном на буксире — говорить, вероятно, не нужно, каждому моряку из вестно. Но вот когда пришли в порт,- меня вызвали и говорят: «Ну, Чернов, считай, что в со рочке родился — ведь ты шел чере-з минное воле!» Вышел я из управления и только тут до меня дошло. Ведь это же один шанс из ста — пройти без карт мины и не по дорваться. В 51-м * Чернов, капитан СРТ-154 «Амгуиь», вновь достал свою энциклопедию. И вновь умелый рыбак возвращался в родной порт всегда с хорошим уловом. — Меня часто спрашивают молодые, — говорит Николай Иванович: «Как вам удается лог- вить всегда?». Ну, что я на это скажу: «Побольше нужно прояв лять инициативы. Поменьше спать. Следи за промыслом. И не только в своем районе. Бери сводки со всех районов. Я сво ему радисту всегда наказываю: «Собирай все сводки. Если ви жу, что кто-то поднял трески тонны три, то уточняю район: стоит ли идти туда, ведь не во всех районах концентрация бы вает устойчивой, случается, и до вольно часто, что идти туда же стоит. , В общем, следить надо за веем — тогда будет успех». Вскоре его перевели па ж*- исковоѳ судно. Теиерь он ужб стал впередсмотрящим. Флот ос ваивал траловый круглогодич ный лов. И Чернов долгили ме сяцами бороздил океан, уже ва практике _ проверяя . когда-то пришедшие в голову догадки. Награда была неожиданной. Опа застала его в море — .ордяв Лепияа за труд, за правильную жизнь человека... Если бы можно было выста вить в музее... жизнь человека. Жизнь с ее радостями и гневом, горькими разочарованиями и на деждами, целеустремленностью и 'твердостью духа. Наверное, эта жизнь во мно-гом была бы похо жа на жизнь Николая ’Иванови ча Чернова. Присмотритесь к не му повнимательней, вы его ча сто можете встретить * порту, ва - улице . ' Э. МИРОВ. ѴЛ А Л Л Л А Л Р А З Д УМЬ Е Точность, рассчитанные, скупые движении вместе с органическим чувством вре мени — одна из характерных черт моряка. А коічда взят груз и курс к родным бере гам, начинаешь убеждаться в коварном свойстве времени — его безмерной тягучести. И чем ближе к дому, тем мед леннее текут минуты. А ког да стали на якорь ва рейде, время совсем остановилось. Не спим, ждем утра и рейдо вого катера. Рядом с вахтен ным у трапа полно добро вольных его помощников и «сигнальщиков». Кажетс я , предел общего терпелия при ближается к красной черте, по тут из-за причалов торго вого порта показывается «Ла сточка», которая быстро ле тит к нам. Ревет сирена, и корабль движется к причалу. Свежий ветерок царапает кожу лица, залезает иод одежду... и мы ретируемся в салон. Здесь много свободного места. На одном кресло четкая массив ная фигура капитана Лано вого (снимок № 1). Он обора чивается на шарканье ног и, улыбнувшись, глянув на раз румянившиеся лица, снова погружается в раздумье. Об щее нетерпение сглаживает ся, затухает. Рейс окончен, и мы дома. Правда, этот рейс всего 18 суток/ но поработали на совесть, и теперь можно отдохнуть. Мы утке дома, сегодня только первый день стоянки! И все-таки небольшая нелов кость сковывает нас, пока идем вместе с Владимиром Ивановичем — мы к проход ной, а он в управление флота на график. Для капитана рейс только . начинается — новый рейс — на Дальний Запад, а заодно сегодня да дут оценку прошедшему, не нашу «семейную», а по всем правилам. Причин для ‘ беспокойства нет. Принимали рыбу сразу на «три точки». Вот так, как запечатлено на снимке край нем справа, опускаются в не объятные трюмы «Северо двинска» очередные тонны рыбной продукции, снятой с судов-добытчиков. Океан вор члив, недоволен и свое недо вольство выражает то легким покачиванием кораблей, а то вдруг и совсем разойдется, заставит ложиться с одного борта на другой. Тут уж нужна особая точность и ле бедчиков, и тальманов, всех, кто участвует в грузовых опе рациях. Только и слышу: «майна помалу», «пирай, ви- рай». В штормовую погоду и в трюме нелегко. Палуба не устойчива, а если в руках 30- килограммовые ящ и к и , усто ять на ней и совсем трудно. Но Атлантика бывает и приветлива, заштилит на сут ки, двое, неделю — то-то хо рошо тогда. И корабли при жмутся потсстей к друг дру гу (снимок вверху), будто родные братья или как дети к своей «матке» — плавбазе. В это время работа кишит осо бенно бурно. С большого мо розильного рыбу передают на производственный рефриже ратор, а с него, как это слу чилось в очередном рейсе «Се веродвинска», — на транс портное судно. И мы прини мали ее но 700 тонн в сутки и загрузились быстро, за 7,5 дней. Что и говорить, потрудить ся пришлось в полную силу. Зато уж после вахты не один из нас просит добавки. Флот ский обед вкусен, а уж если его готовят со знанием дела, как шеф-повар Владимир Пу- тря, которого вы видите на снимке рядом с фельд- шером-лабораптом ‘ Анной Сташковой, то тут сомневать ся не надо: моряки доволь ны... Мы. хотели бы успокоить Владимира Ивановича, а по том спохватываемся — • что это, перазый . его рейс? Или предстоящая первая оценка рейса? Для капитана каждый приход — начало нового рей сового задания. И как хоро ший хозяин готовит зимой те легу, а летом сани, В. И. Ла- но*вой уже настраивается на новую волну — Дальнего За-, пада. Сегодня это его мысли и заботы, а завтра — наши об щие мысли и заботы, только разные участки борьбы за пятилетку, прогресс, імунизм. Фото и текст И. СОТ- НИКОВА, матроса плав- баізы «Северодвинск». *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz