Рыбный Мурман. 1967 г. Август.

¥ ВМЕСТО ПЯТ ЗА ДВА С ПОЛОВ ЛЕТ ГОДА _________ щ т и е и т ЮБИЛЕЙШХ€ОІЯ®АТЕЛЬСТВ ‘Ран было вначале Победа доставалась нам нелегко. Сейчас, оглядыва­ ясь назад, невольно вспоминаются многие и многие трудносЛг, которые пришлось преодолеть. И особенно членам машинной команды, возглавляемым коммуни­ стом старшим механиком Александром Григорьевичем Манжосом. 1965-й год был первым годом эксплуатации рефри­ жератора. В первом же рейсе выявились десятки раз» личных неполадок, вплоть до ‘подозрительных стуков главного двигателя. Дело дошло до того, что инспек­ ция Регистра разрешила эксплуатировать двигатель только при 103 оборотах. И это в то время, когда для повышения рентабельности корабля важно было уве­ личивать скорость, чтобы сокращать время на перехо­ дах, делать больше рейсооборотов. Дружбы настоящей не было среди членов машин­ ной команды. А ведь давно сказано, что когда в то« варящах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Вот такой корабль и принял новый стармех. ” ’ ’ Ему советовали подобрать в штат новых механиков. Но Александр Григорьевич рассудил иначе. Все спе­ циалисты, которые уже плавали на судне, остались на своих местах. Маижос внимательно выслушивал «аждого, узнавал его мнение о двигателе, о судовых механизмах, вселял веру в успех. Личный опыт, учет «тений других специалистов позволили ему сделать вывод, что причину стука главного двигателя следует искать не в перекосе движения шестого цилиндра. Впоследствии, когда судно находилось в гарантийном ремонте, предположение стармеха оправдалось. Но сколько потребовалось затратить сил и энергии, что­ бы убедить, доказать инспекции Регистра и добиться снятия запрета. Как и предполагал Александр Григорьевич, двига­ тель работал ненормально нэ-за несоответствия сма* зочного масла. И Манжос добился закупки масла, ре -1 комендованного фирмой-строителем. Правда, оно было получено уже после окончания гарантийного ремонта, когда корабль совершил еще один рейс. Пришлось си­ лами машинной команды очищать двигатель от нага­ ра, очень много потрудиться. Зато когда сменили мае* ло, стуки прекратились. Сейчас двигатель работает на максимальных оборотах, обеспечивая хороший ход ко* раблю. 19—20 суток затрачивается на переход из Мур­ манска на промысел в район Южной Атлантики. •Были устранены и другие неполадки. Особенно •много сил и стараний приложил для этого второй Ме­ ханик. Иосиф .Петрович Белов. третий механйк Александр Федорович Постников, старший моторис* Станислав Егорович Чамрв, котельша| машинисты Ва* аерий Иванович Черезов, Павел Григб|і&евйч O b S$* вовл электромеханик Валерий Ильич Левин, рефриже- жёраторный машинист Олег Васильевич Артемьев. О людях и делах машинной команды можно расска­ зать’ очень много. Это тема для специальной броппо■ ры, раскрывающей передовой опыт. Приведем лишь -яаиболее характерные цифры и примеры. Весь ми- «уадпий год рефрижератор проработал без заводского _:|№монта механизмов и двигателей. Машинная коман­ д а -выполнила ремонтных работ своими силами на 40 и к я ч рублей. Если бы ремонт производился силами -завода, он обошёлся бы тысяч на 100 дороже. В прошлом году машинная команда получила от «роя^в.одстаа и. реализации опресненной б о д ы 57 ты- с я^руолер — на 15 тысяч рублей больше плава. Оэ^бно^лено топлива и смазочных материалов на 22' тцсячі* .рублей, внесено 44 рационализаторских пр^до>}{?в|гя, которые дали .большой экономический эффект. Не скудеет творческая мьк-ль рационализато­ ров и в юбилейном году. Наши активные рационализаторы тт. Манжос в Белов, решили много вопросов, благодаря, чему уда* лось повысить рентабельность работы экипажа. Ко* рабль наш, как известно, совершает рейсы в Южную Атлантику. И в каждом рейсе приходится дважды nf* jpeceKari. экватор, проходить тропическими широтами. Из-ва иовышения температуры забортной воды повы­ шается и температура продувочного воздуха после воздухоохлаждения. Это вынуждало снижать обороты двигателя. Чтобы не увеличивать время на перехода^ наши механики сделали дополнительный отвод систе­ мы* охлаждения воздухоохладителя. Удалось сохра» пит>ь нужную температуру параметров теплового про­ цесса двигателя, работать совсем без снижения или с незначительным снижением оборотов главного дви­ гателя. Заслуживает распространения на всех судах флота предложенная электромехаником тов. Левиным за*- щита трехфазного асинхронного двигателя от обрыва фазы. Выше сознательность — тверже шаг Вряд ли можно было рассчитывать на успех, если бы командование и партийная организация рефриже­ ратора ограничились бы только призывом — быстрее вернуть государству средства, затраченные на по­ стройку корабля. На судне 80 моряков. И далеко не ‘у всех такая высокая сознательность, как у коммуйи» стов, такое трудолюбие^ и любовь к своему делу, гор- дветь № свою профессию, как у многох членов м а ­ шинной команды. Не все моряки достаточно хороша, разбираются в экономических вопросах. Вот почему коммунисты корабля вели и ведут кро* потливую работу по воспитанию у моряков комму* нисткческого отношения к труду, повышают ѳкономи' чееквй и профессиональный уровень анапий, совмест* «Хибинские горы» самый большой транспорт­ ный рефрижератор в Северном рыболовном бас» сейне. Строительство рефрижератора обошлось в не­ сколько миллионов рублей. По плану стоимость его должна была скупиться за десять лет. Коллек­ тив корабля решил сократить этот срок вдвое •— то есть вернуть государству средства, затрачен­ ные на постройку судна примерно в начале 1970 года. Но благодаря умелой организации со­ ревнования, самоотверженному труду моряков цель достигнута намного раньше. Это замечатель­ ный подарок родной Советской власти в канун ее славного пятидесятилетия. во с судовым комитетом профсоюза умело руководят соревнованием. На переходах организуется производственная и эко­ номическая учеба. Моряки осваивают вторые пуофеф. сии, изучают передовой опыт других экипажеи, эко­ номику корабля. Большую роль в пропаганде экономических ананий, помимо лекторов и докладчиков, играет бюро эконо­ мического анализа. Оно является душой экономичен ской работы на судяе. В его составе командиры и ве­ дущие специалисты .рефрижератора. Члевы бюро не ограничивают свою деятельность только выявлением резервов, подсчетом экономиче­ ской эффективности. Через стенную и радиогазеты члены бюро разъясняют морякам те или иные сторо­ ны экономической жизни экипажа, показывают, во что обходится потеря времени, непродуманные решения, разгильдяйство и т. п., постоянно напоминают моря* кам о необходимости лучше готовить рабочее место, а командирам производства —лучше организовывать труд. В стенных газетах, «Молниях» можно прочитать, н примеру, о том, какие суда будут ставить под раз­ грузку в ближайшие дни, каков ассортимент рыбы, какое количество продукции будет выгружаться... Де­ лается это для того, чтобы все члены экипажа заранее продумывали план действий, как быстрее разгружать суда. Большое внимание мы придаем подведению итогов соревнования, его гласности. Почти на всех кораблях промыслового и нашего приемо-транспортного флота на специальных листах-графиках показывают итоги работы вахт. Сколько обработано рыбы, сколько замо­ рожено и т. п. Мы не ограничиваемся только показом выполнения плана в физическом выражении, а сооб­ щаем финансовые результаты работы смены. Делаем это оперативно. Закончила смена работу, а через пят­ надцать—двадцать минут в графе, относящейся к этой смене, проставляется сумма довода, которую она дала экипажу. И так ежедневно в течение рейса. В последнем рейсе, например, первенство завоевала смена коммуниста Ивана Ивановича Антосеако. Она на 352 тонны опередила смену, занявшую второе ме­ сто в соревновании и дала больше всех прибыли. Парторганизация умело показывает члевам экипа­ жа, как от их заинтересованности и максимального вклада в общий успех коллектива зависит материаль­ ное благосостояние каждого моряка в отдельности. Все это играет положительную роль в достижении высокой рентабельности, которая является основой до­ стижения быстрейшей окупаемости судна. Умелая организация плюс механизация В начале статьи мы уже говорили, что экипаж по­ лучает больше прибыли, когда сокращает время на пе­ реходы из порта в район промысла и обратно, быстрб ведает промысловикам воду, топливо, тару и другие материалы л принимает готовую рыбную продукцию, максимально использует кубатуру трюмов. Сокращение времени на этих операциях во многом зависит и непосредственно от лиц командного состава, от их умения принять правильное решение в той или иной обстановке, хорошо организовать труд моряков. Капитанами на «Хибинских горах» длительное вре­ мя были Шиля Рувииович Сойкис и Александр Семе­ нович Стойкое. Сойчас экипаж возглавляет Игорь Бо­ рисович Федоров. Наш новый капитан-директор сумел закрепить все ценное и полезное, что оставили после себя тт. Сойкис и Стойков и усовершенствовать в ря­ де случаев организацию трудового процесса. Капитан-директор очень внимательно следит за за­ грузкой судна в порту. Он учитывает обстановку на йіромьгсле, ассортимент вылавливаемой рыбы, ко'личс^ ство груза, которое предстоит принять, тип судна if шіогие другие факторы. Вот почему по приходу я Юж­ ную Атлантику или другие районы работы флота приемка тотовой продукции начинается с первых же часов. А ведь и у нас были случаи, когда сутки—двое приходилось сначала выдавать экипажам необходи­ мое снабжение и только после этого принимать рыбу. Еще а прошлом году наш экипаж принимал от про­ мысловиков рыбную йуку только после того, как они сдадут мороженую рыбу. Теряли время я промысло­ вики и наш экипаж, В. последнем рейсе все обстоял^ иначе. Рыбную муку <мы принимали одновременно с мороженой рыбой, Дело в том, что по выходу из вор* Т£ мучные танки заполняются топливом. И если рань­ ше топливо На собственные нужды из этих танков полностью не расходовалось, то сейчас по мере осво­ бождения танкй| приводим их в надлежащее состоя­ ние. В день прихода судна в район промысла танки бывают готовы для заполнения их рыбной мукой. — лет -=*"- В этом году мы стали чаще практиковать прием го­ товой продукции с промыслово-производственных реф­ рижераторов сразу на три трюма. Нетрудно понять, что выгрузка идет быстрее, а это-то как раз и очеэъ важно для повышения рентабельности корабля. К примеру, в минувшем рейсе 1600 тоня рьгбы от экипажа «Зеленоборска» было принято за двое суток. Для этого пришлось работать о йодвахтами. На прием­ ку рыбы выходили механики, мотористы, машинисты, іптурманы. Выходили с хорошим настроением, созна* вая ответственность за судьбу вэртого обязательства по досрочному возврату государству средств, затра­ ченных на строительство судна. На больших морозильных траулерах, производствен­ ных рефрижераторах и особенно транспортных реф- рижератор'ах расстояние от просвета люка до краев трюма достигает 8—15 метров. Морякам приходится на руках перетаскивать ящики с рыбой в дальние уг­ лы трюма, а это сдерживает темпы перегрузки рыб­ ной продукции. На нашем корабле разработали конструкции специ­ альной тележки. Изготовили ее силами маюжвяой команды. Она устойчива, оборудована хорошим тор­ мозным устройством н вот уже несколько месяцев ус­ пешно эксплуатируется. На тележку можно устано­ вить строп из 48 ящиков общим весом в 1440 кило­ граммов. Во время приемки рыбной продукции тележка ста­ вится под просветом люка. Строп с рыбой опускается на нее. Затем матросы по специальным трубам-рель­ сам толкают груженую тележку в нужный район врю- ма, где и производят выгрузку. * Производительность труда возрастает. Специалисты подсчитали, что при хорошей подаче груза моряками производственных рефрижераторов за смену можно погрузить в трюм плавбазы пятьдесят стропов, но 48 ящиков в каждом. С применением тележки за то же . время можно дополнительно принять 28.4 тонны го- товон продукции. , 1 так яз рейса в рейс J '' • С начала эксплуатации экипаж «Хибинских гор» ♦ еделал четырнадцать рейсов. И каждый из них закан- ; чивался досрочно на несколько дней, коллектив ко- * рабля получал сверхплановую прибыль. * Для наглядности приводим цифры, характеризую­ щие работу экипажа в последнем рейсе, продолжав* шемся с восьмого июня по тршза;щатое августа. Три-- дцать девять суток из этого времени ушло на п е р е х о ­ ды. За остальное время коллектив корабля принял 6815 тоня мороженой продукции, вместо 6400 тонн по плану и, кроме того. 216 тоня рыбной муки, задания по приемке которой не было. Экипаж снизил себестоимость тонны перевезенного , груза почти на пятнадцать рублей и получил 650 ты-., сяч рублей прибыли, в том числе 223 тысячи рублей сверхплановой. И так из рейса в рейс. Если сложить прибыль, по­ дученную в каждом из них, то получается сумма уже превышающая ту стоимость, в которую обошлось строительство корабля. Экипаж с честью выполнил еиое обязательство по досрочному возврату гоеу$арг< ству средств, затраченных на постройку, корабля. Успешно выполняются и обязательства, принятые в / ! ознаменование 50-летия Великого Октября. Уже ни у> кого из моряков не вызывает сомнений, что коллектив; «Хибинских гор» будет рапортовать о их выполнении^ досрочно. * ifcV"-Гг «*?-I ’*•' • ' . . f ... этап В заключение статьи нам хочется затронуть два во^ • проса, без решения которых в дальнейшем очень т р у д ­ но будет рассчитывать на достижение более высокой 1 рентабельности. Первый касается сокращения холостых Переходов корабля. Свыше восьми тысяч миль — таково рассто­ яние от Мурманска до нового района промысла. И это расстояние мы переходим с пустыми рефрижера^ торными трюмами. Надеемся, что Министерство рыбного хозяйстве СССР наладит контакты с другими министерствами страны и поможет нам организовать доставку попут­ ных грузов. От этого выиграют и государство и мо­ ряки. И второе. Надо по-деловому браться за ликвидацию текучести кадров. Сейчас наблюдается несоответствие оплаты труда моряков с достигнутым результатом. Поясним это па таком примере. Наш рефрижератор перевозит боль­ ше других кораблей рыбы, добился наименьшей се­ бестоимости перевозки тонны продукции, дает огром­ ную прибыль. с За рейс каждый моряк в среднем переносит по тонн рыбной продукции, в то время как на судах ти­ па «Серов» — ио 146 тонн. Однако заработок моряка за месяц на «Хибинских горах» выше только на 15—20 рублей, чем на «Серове». Естественно, люди стремят; ся уйти на те суда, где и работать легче, и рейсообо- рЪт меньше. * - Руководству «Сетфыбхолодфлота» следует проанали­ зировать этот вопрос и хорошенько продумать систе­ му оплаты труда. ' Ф. ШАПОВАЛОВ, секретарь партийной органа-^ заіцш* А. КОЗЛОВ, второй помощник капитша, А. РОДИОНОВ, старший матрос. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz