Рыбный Мурман. 1967 г. Август.

Убеждать можно п о-p а з н о м у Что значит личный пример коммуниста и командира, Юрий Андреевич Грибков понял давно. Как-то на одном из судов, где он был помполнтом, во время удачного промыс­ ла его поразила нерасторопность, пожалуй, даже —леность, матросов-шкерщиков. Получилось, что штурманам незачем искать богатые концентрации рыбы, а тралмейстеру — муд­ рить над орудиями лова. Их усилия идут прахом, раз мат­ росы не справляются с уборкой улова. Ну, а уж о том, как эта леность бьет по карману членов экипажа, и вспоминать излишне... Все это Грибков и высказал на общем собрании экипажа, созванном в срочном порядке. Когда закончил, услышал го­ лос* из задних рядов: — А ты сам встань к рыбоделу, поработай! Грибкова даже передернуло. Не столько от грубого «ты», сколько от явно враждебного тона, каким сквозила брошен- иая фраза. Еще не увидев человека, он узнал его по голо­ су. На днях помполит заходил в одну из кают, и этот са­ мый матрос пожаловался ему, что в каюте «большой непо­ рядок», с двери сорван крючок-штормонка. Когда Гриб- ков посоветовал: «Прибейте сами, пустяшное же дело», тот пробурчал, что каждому, мол, свое: одному рыбу ілкерить, другому — штормовки прибивать... Теперь он воспользо­ вался оружием Грибкова, чтобы бросить ответный вызов... И Грибков принял вызов. Становясь к рьібоделу, сказал себе: «Умру, а не дам себя обогнать!». Он понимал, что будет трудно. Работать на БМРТ двусторонним шкерочным ножом ему пока не доводилось: ходил он до этого на бор­ товых траулерах... Грибков преднамеренно выбрал место между двумя па- *иболее откровенными лентяями. Прикинул, с какой скоро­ стью разделывал рыбу. Вышло *— девять рыбин в минуту. Немного, конечно, но у соседей, посмотрел, и того меньше. Воспрянул духом. «Вот так-то! Профессиональные матросы- шкерочники, а угнаться не можете, поучитесь, поучитесь, полезно!» Вслух этого, естественно, не сказал,*.. Черед некоторое время у него уже было нолное ведро печени. Соседи успели набрать едва по полведра. Пожало- . вались: • , — Еще бы! У вас треска крупнее! — Крупнее? Что ж, давайте меняться местами... Поменялись. Результат тот же~. • Отстояв одну смену, Грибков вышел па вторую. Так было* и на следующий день: помполит работал две смены подряд. Больше ему уже никто не пытался доказывать, насколько трудно быть матросом-рьтбооб- работчиком... А Грибков, кроме очевидного вывода о том, какую пользу может принести личный пример, сделал для себя и еще один: никогда, ни при каких условиях не избегать осігрых ситуаций. А ато значит — не пря­ таться от людей за дверью своей каюты, быть сре;іи них. Пожалуй, именно этот случай и убедил его в правильности избранного нм метода работы с людь­ ми... Вот как, к примеру, поставлено дело воспитания иа траулере «Спутник», где Юрий Андреевич Грибков был помполнтом в последнем рейсе. — Воспитание человека, — рассказывает Грибков, — су­ довая партийная организация всегда считала основной за­ дачей. И потому делом воспитания моряков у нас занима­ ются все командиры. Взять, к прймеру, технолога Рогозин». Он имеет большой опыт работы в рыбной промышленности. Его выступления перед моряками с беседами о развитии Советского государства и его окраин — Дальнего Востока, Севера, вызывают всегда большой интерес. Мы, например, стараемся чаще беседовать с моряками непосредственно на рабочих местах. Во время таких бесед раскрывается очень многое: во-первых, лучше понимаешь людей, во-вторых, свободнее они себя чувствуют. Я еще в 1957 году работал матросом. На нашем судне побывало три помнолита, и мне удалось понаблюдать за ними. Один из них чаще находил­ ся среди рядового состава, под полубаком, а другой — чаще выбывал людей к себе. Считаю, что первый поступает пра­ вильнее. Ведь при официальной беседе человек не разоткро­ венничается, душу не раскроет. ^ ^ Хочу рассказать об одном зннзоде. Зашел как-то я в ка­ юту матросов. Один из моряков задает мне вопрос: — Товарищ помполит, какой дают отпуск- но беременно­ сти? Сразу стало ясно, что у него жена находится в декрете и именно это его интересует. Беседа началась с**чисто житей­ ского вопроса, а кончилась разговором на политические те­ мы. Идешь иной раз по коридору и чувствуешь, что моря­ ки уже ждут, не зайдет ли помполит в их каюту. А зай­ дешь, соберутся и из соседпих кают. Начинается своеобраз­ ная дискуссия, широкий обмен мнений. Матросы сами ста­ новятся прямыми пропагандистами, хотя пять минут назад и рассуждали совершенно иначе. Если бы людей официаль­ но собрать в салоне, то, копечно, такой вопрос: «сколь про­ должителен отпуск по беременности?» или другой, подобно­ го характера, ни один моряк не задаст, потому что при боль­ шом коллективе ему неудобно. А ведь помполиту очень важно знать, что моряка волнует. Зная думы членов эки­ пажа, легче помочь им добрым советом, поднять настрое­ ние, если оно у человека неважное. А хорошее настроение, как известно, помогает производительнее трудиться. М. ТУЛИН, главный редактор редакции «Атлантика». лет назад ; Ауваснасуднеесть«Книгасовести»? ♦ В августе — сентябре 1917' $года, скрываясь от преследова-; ♦ ния Временного правительства,; ♦ В. И. Ленин написал свою кни-; ♦ гу «Государство и революция». < ♦ В. И . Ленину была ясна осо-; бая актуальность этой книги для пролетариата и его боль-; шевисгской партии в 1917 го-; ду. Перед ними стояли задачи; свержения буржуазии, уста­ новления диктатуры пролета­ р и а т а , слома старой буржуаз- « ,ной государственной машины, ; создания новой продетарской ; ; государственности и стронтель- ; ;ства социализма. В работе ;; «Государство и революция» ;; В. И. Ленин восстановил уче- ;; ние Маркса и Энгельса о госу- ; дарстве, разоблачил и огбро- ; сил все наслоения, влеченные в : его учение опнортужк?га*иі; ; развил его дальше с-учетом опыта международного н -рос* ; С Ийского революционного дни- ; ; ;жеин>. В. И. гЛснин --показал, | ; ’что государство возшило ва ; основе непримиримости «месо- ; ;ных Противоречий и тянется ; ; орудием господствую щ « і*-«^ класса, его диктатурой. чнт, устранить 6 урж]»эмв «т5 власти можно только путем.; социалистической революции и' слома старого государственно-; го аппарата. ;; Предвидя различные формы'! пролетарского государства,” !!В. И. Ленин отмечает, что сущ-! ность его всюду и везде будет! неизменно одна — диктатура- о пролетариата. Исключительно! !! важное теоретическое н прак-! тическое значение имеет лении-! ;ское учение о социализме и; ! і К о м м у н и з м е , О Д в у х ОСНОВНЫХ; ;; фазах, которые проходит в; своем развитии коммуннстиче-; Некое общество, об условиях от-: ;; марания государства- 4 . Л А . ж ' - - - “ТТТѵжТтvV??V?T??fт»f уFY^ Мы решили организовать на ко- У нас есть также книга «Исто- рабле школу социалистической рин корабля». Поэтому в шише дисциплины труда. Руководите- воспитательной работы учтено, лем школы утвердили капитана что людей, которые длительное корабля товарища Крылова. Gay* время работают М корабле я но: Ночью в районе Ньюфаунд- с тралом. Чудо еще, что на этом тому, чтобы каждый моряк до- ш»тели школы знакомятся с ис- казали себя с лучшей стороны^ ленда на траулере «Прогресс* участке был хороший грунт — в лал свое дело, ясно сознавал его торической ролью рабочего клас- труде, в дисциплине Я в Общест- ъройзошло «ЧІЬ. Корабль был на мы не попали на задев. А если значимость для всего коллекти- са в борьбе за коммунизм, с венной работе, — заносить в »ту несколько минут «обесточен», бы? Тогда прости-прощай про- ва, — эту задачу коммунисты сущностью социалистической книгу. Нбга'ё? свёті Замерли механизмы мысел; надо бежать в порт! Два траулера «Прогресс» ставят по- Дисциплины труда и ее значени- Выполнение п л ан а им іигп и стрелки приборов. Остановился трала мы только что оборвали, ред собой как одну из псрвосте- ем, изучают правила внутренне- тельной работы взято главный двигатель... остался чуть не последний. Вот пенных. Здесь, в частности, со- 10 распорядка, вопросы научной партийной о р г а н и з а ц и е й . Виновник всего — курсант ведь как получается. ставлен и осуществляется инте- организации труда, социалиста- Силы'на корабле есть Восемь мо* Ленинградской мореходки, вал- — А долго ли до аварии? — ресный план укрепления трудо- веского соревнования и подго- рЯ1ГОВ .имеют вые-шее' to f fu ep a* равлевный в рейс мотористом, поддержал старшего механика вой и производственной диецня- товку к переходу на новую си- ние> ц всегда могут яровбсго в б Высотян. — Гляньте в иллюми- лины. стему планирования и экономи-.., только хорошую беведу->«ечі<іи№- Вот что рассказал мне в рано- чесиого. стимулирования. сококвалнрфицироваинуіё лекцию, не промысла помполит Дмитрий Провели с командным соста- Работу лучших людей еІДЩі Михайлович Выеотин. вон основательную беседу «Сов- мы всегда освещали и бдавм о& Для всех не секрет, что у нас ременная методика воспитания», г.ещать в нашей стёУиой и в jpa* в траловом флоте с трудовой дне- Кроме того, запланировали про- диогазетах, которые рёгулярііф циплиной не все еще благопо- вести теоретическую конферен- выпускаются на корабле. Очень лучно. Имеются случаи, что при цию по работе В. И. Ленина «Ве- большое значение для воснита* отходе корабля некоторые моря- ликий почин». ния, для исправления тех <эшщ~ ки появляются в нетрезвом со­ стоянии. Первое время работы на промысле тоже допускаются просьбе помнолита судна Дмит- нагор — опять непроглядный ту- нарушения дисциплины. Они со­ рил Михайловича Высотина стар- мин. Ориентироваться можно стоят в том, что некоторые това- іний механик коммунист Юрий только по приборам. А работаем, рищи начинают работать с хо- Арсентьзвич Нохрнн собрал у как вы знаете, в группе траулѳ- лодком. Ну, вот, к примеру, у себя, в каюте вторую вахту... ров. Вокруг суда. Прав Юрий нас матрос Хромов в первое — Если бы это было сделано Арсентьевич, смягчать ничего время шкерил по 2—3 рыбины в по незнаний)! — возмущенно го- нельзя. минуту. Мастер по добыче Чу- вориіі он. — А то ясно, что до- • Разговор затянулся надолго, праков вынужден был его по­ пущена элементарнейшая не- Когда члены ?ахты разошлись ставить в «ящик». Но и подавать «Книги помета», завести «Книгу час он работает наравне с щру брежность. Человек ткнул паль- но своим каютам, Выеотин поды- он тоже ленился. Кроме того, совести». В чем суть этой книга, гини матросами. Нет Я случаев цем, абы только ткнуть, а в ка- тожил: были случаи опоздания матросов Товарищ, нарушивший дисцил- опоздания на вахту или неради- — Думаю, это пойдет на ноль- на вахту... лину, сам пишет в ней оценку вого отношения к труду. Коллек- зу. Определенно на пользу... Это насторожило опытных мо- своего поступка и как он соби- тяв успешно справляется с т ем н Прежде всего, в какой-то мере ряков, которые уже не впервые раотся вести себя в дальнейшем, задачами, которые стоят п е р е д научит молодого человека ответ- в море. И у нас родился свой Эго объяснение зачитывается на ним. ственности... план воспитания моряков и ук- общем собрании и обсуждается Т. МИХАЙЛОВ. Учить ответственности. Учить репления трудовой дисциплины, всем личным составом корабля. Северная Атлантика. недоуменно объяснял: — Сам не понимаю, как вы­ дало., Дали . команду выключить ток на траловую лебедку. Я по­ бежал к щиту, нажал поскорее кнопку, а оказалось — не ту... Он не чувствовал за собой ви- иы. и иа его яежном, как у де­ вушки, лице, с румянцем во всю Щеку, играли улыбка: занятный, мол, случай. С кем не бывает? Череа несколько часов ио ИНТЕРЕСНЫЙ ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ МОРЯКОВ НА БМРТ «ПРОГРЕСС» В конце рейса мы решили ор- б,в<’ К°™РЫ* допускают отмель, ганизовать вечер чествования н^1е матР0СЫ> имеет сатирнче- лучших моряков, которые отли- ( Кая иечать- Выпускаются сатк* чаются в труде и активно учаот- Р*чеекме газеты «Крокодил» ’» вуют в общественной работе. С Х „ ТИК)>‘ г Сейчас коллектив на судне уже более спаянный, имеется приходом в порт проведем встре­ чу с ветеранами флота, рыбака­ ми—Героями Социалистического Труда. Родилась мысль, что, кроме костяк, на который можно опе­ реться. И если я вначале говѳфяя о матросе Хромове, который-яж)-* хо относился к работе, то еей- кую кнопку — неважно... И подчеркнул, звергичво раз­ рубив рукой воздух: — Будем откровенны. Смяг­ чать ничего нельзя. Корабль на три минуты потерял ход. А шел litiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiitiiiifiiKiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiitiiiiiiiiMiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiinii iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitimiiii / / г ■ W і >' ■ т На нроизводствеішом рефриж ераторе <<Ван-Дейк» «социали­ стическом соревнования в честь юбилея авангардную роль запямают коммунисты. Личным примером в труде они по» называют, как надо бороться за выполнение обязательств, принятых моряками этого судна в че«*ть 50*летия Великого Октября. Большим уважением иа «Ван-Дейке» пользуются такие передовые моряки, как член КПСС третий механяк В. В, Либик я член КПСС механик-наладчик А. Л. Платпире. На снимке: В. В. Либик (справа) я А. Л. Платпире. Фото Г, Бегяова. •1 •*:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz