Рыбный Мурман. 1967 г. Август.
/ 1 144 44444444444444* \4444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444 '4444444444444444444444444444444444444444444444++ +4444444444< ( В СШ ОМЯ і и і і шум но. Моряк* еще жил* берегом, городом, не- дешиннн встречами. Заотсптавм^ угловатый, е грустпым взглядом болыпиж серо-синих глаз паренек не умело накрывал на стол. И* его рук то я дело выскальзы вали вилки, стаканы, ^ускш хлеба. Эго, видимо, веселило моряков^ потому что каждую оплошность юнги оіш сопро вождали дружным смехом. ~ Ты, Сережа, не обращай внимания на этих зубоска лов. В первый раз сами он* еще смешнее были. — успо каивал паренька штурма* Иван Иванович Голубев. Научишься. Давай-ка нож, помогу. — ГІо-мѵрманеісн или ио- ѵосковеки прикажете? —• шутливо осведомляется он у Сережи. Парень с недоумением ■ благодарностью смотрит на штурмана, а моряки хором требуют: — По-московски! Голубев быстро орудовал ножом. Ломтики лимона полу чались удивительно тонкими, почти прозрачными. Действи тельно. такие подают только в хороших столичных рестора нах. Так же аккуратно он на резает хлеб. Я с удивлением наблюдала эту сцену. Зачем это он? Как- никак — второй помощник капитана. Только позднее по няла. что авторитету Голубе ва это .совсем не вредит. И что без дружеской) общения в море никак нельзя. Потому что ты отдал целый день ле бедке, опускай в поднимая бочки, долбил в трюме соль, или заменял лопнувший болт. Это просто необходимо после трудной вахты обменяться ве селой шуткой ил* вместо ва бить «комм . Находясь эти несколько дней среди экипажа СРТ-717, я постепенна узнавала людей, и в этом мне помогал Иван Иванович. Он как бы мимохо- щенягя е Голубевым парень словно преображался. Ои ста новился увереннее _ в себе, взгляд его прояснялся и на стоящее уже не казалось ему таким беспросветным. В Ива не Ивановиче даже видавшие виды моряки видели мудрого, умного советчика, приятного собеседника. А ведь Ивану Ивановичу только 25. И не смотря на молодость — это уже вполне сформировавшая ся, сильная, волевая и своеоб- - - # в- .г4 ства. Но ответственны ва это и все другие члены экипажа» Д как здорова. когда редом есть человек, которому одина ково понятны и твои радости и огорчения... Разгрузка шла быстро. Мне казалось, что моряки работа ют одинаково, без устали. Но Иван Иванович хорошо знал свонх ребят. Отдав пришед шему на смену штурману блокнот, в котором оп отме чал количество сданной рыбы, ІІІІШЖІПІІІІІМН!ІНІІІІІ!ІІИІІіиі!ІІИІІІІШШ1ІІНІ!ІШІ!ІНІ1іІІНІШІІ!НіШІМІІІ!ІІ!Ж«Н!ІіІІІІ»ІІІШиН!і!ШІІІ|І!ІШІ Если радость на всеі одна мам ІІИІІШІІШІІІІНІІІІіІІІІІІІИІІІШІІІІІІШІНІШІіШІІШІіШІНІІІІШИШШШІІНКШІНІІІШШІМШІШШіІІНШШіШШІ дом всегда умел подчеркнуть особенности каждого, и вся кий раз я убеждалась, на сколько точны его характери стики. И что примечательно, в его оценках все это были люди хорошие, настоящие, как он выражался, моряки. Мне стала понятна грусть, притаившаяся в глазах юнги Сережи Вихорева. Думал о морской романтике, схватках со стихией. На деле же все оказалось куда прозаичнее: тарелки да ложки, веник и швабра. Иван Иванович по нимал, как ущемлено этим мужское самолюбие парня и всегда старался быть рядом с Сережей, когда тот насовал, падал духом. В эти короткие минуты об разная натура. От других его отличает бесконечная доброта н еще— огромная работоспо собность. Я часто видела, как вме сте с матросами он подтяги вал к борту невод. — И откуда только у чело века силы берутся, — глядя па Голубева, как-то сказал ка питан. — Не спал двое су? ток. И ведь пе уложишь! — Рыба идет, — словно оп равдываясь, объяснял Голу бев. — Вот возьмем план, то гда и отдохну. За него я от вечаю в такой же мере, как и капитан. А ему тоже сейчас не до сна. План. Рейсовое задание... За него в первую очередь от вечают командиры производ- Голубев спустился на налубу. До сих нор мне непонятно, как заметал Иван Иванович, что матрос Гречаный работал е больной рукой, ведь об этом не знали даже ребята, кото рые жили с ним в каюте. — Отчаюга! — ругался штурман, плотно перебинто вывая Гречаному руку. — На бюллетень захотел!.. Когда Гречаный ушел, Иван Иванович как бы про себя проговорил: — Устали ребята. Понду за подвахтой. — Сейчас все, как один, выйдут, — доверительно со общил мне третий штурман Валерий Шутов. — Ему же невозможно отказать... If действительно, минут че рез десять на палубу в пол ном . обму вдироваийй вышли механики* злектршш . і акус тик, вместе с ними я увидела и Ивана Ивановича. Только теперь вместо форменного ки теля на нем был ватник, і щеголеватые ботинки замели ли высокие резиновые сапогг Да, такому человеку отка зать невозможно. Да и как от казать, когда ои сам всего с» бя отдает делу. Перед тем, как покинуть к рабль, я еще рал поговори ? с Иваном Ивановичем. — Люди у пас очень зам» чательные. И наш успех - это, в первую очередь, усне палубной команды. Люди чув етвуют локоть друг друга і каждым отвечает за свою ра боту. В трудную минуту, t зге зачастую случается прг кошельковом промысле, вес! экипаж, начиная от капитана выходит на палубу. Т а ш образом, мы выбираем рыб\ спасаем невод. Люди друі друга понимают е полуслова особенно на работе, п моряки в течение рейса *становятся как-то родными, знают недо етатки как личные, так и сво их товарищей. Поэтому стара, готся помочь друг другу, - говорил Иван Иванович. Все сказанное в равной ме ре относится и ко второму по мощнику капитана СРТ-717 «Лебедь», замечательному мо ряку и человеку. С. СВЕТЛАНОВА. >4444+44444444444*444444444444444444444444444#44+444*44+*44+444+4++44444++444444+++++++4++++++++++++++++++++++4>4*Щ +щ++++++++**щ+*++*+*т++і НОТ на траулере Вопроса ми совгршенгтвова ния организации труда в Мурман ском траловом флоте сейчас за нимаются не только работники лаборатории НОТ, но н другие отделы, службы управления и экипажи кораблей. Создано" 36 творческих бригад, в которых На- считывается более 300 человек. Творческая бригада НОТ иа БМРТ-238 «Златоуст» создана не давно, в сентябре прошлого года. В нее вошли руководители судо вых служб, ведущие специали с ты — старший помощник капи тана П. И. Дедов, старший меха'* ник Р. К. Якименко, технолог И. Н. Перо*, старший мастер по добыче А. Т. Молчанов, мастера по добыче „С. А. Яковлев, М. Ш. Багацов. электрик Э. М. Лааар, матрос А. И. Васильев, предста вители общественных ор г ани за ций — судового комсомола ж ко* аштета профсоюза. Руководит бригадой помполит Е. А. Голи- *ов. Опыта работы "не было ника кого. С чего начинать? Решили сделать анализ технико-экономи ческих показателей за 1966 год м одновременно развернуть ра боту но воспитанию моряков в духе новаторства, инициативы. Анализ работы экипажа за прошлый год помог увидеть скрытые резервы производства. Началась деятельная подготовка к вх штурму. По плану, разработанному творческой бригадой, на судне была организована экономиче ская учеба командного состава. Читались лекции на темы «Но вая система планирования в рыб ной промышленности и права предприятий», «Новая система планирования и ее преимущест ва», «Роль творческой инициати вы в научной . организации тру да», «Мера труда и средства его организации». . Периодически, выпускались со веты-лозунги, такие, как: «Если хочешь вводить -научную орга низацию труда, стань мастером лоть одной операции, рассчитай t e и дай ускорение». «С плохим инструментом пе работа, а суе та», «В каждом деле будь лабо рантом: точно учитывай, тща тельно соблюдай порядок на ра бочем месте, постоянна сопостав ляй!» • Следующим этапом в дсятель- т еш творческой бригады было Определение оптимального режи ма работы иа отдельных участ- дад, Члены бригады сконцентри ровали внимание на самом от ветственном участке — добыче. Здесь решили в первую очередь осуществить ряд мер,, способст вующих повышению производи тельности труда. Разработали ме тодику и приступили к изучению трудовых затрат по отдельным операциям. Провели хрономет-. раж спуска и подъема трала. ІІо результатам наблюдений соста вили сравнительную таблицу за трат времени но первой и в т о рой вахтам. Сравнительная табяавда на* глядно показала каждой вахте, на чем та теряет рабочее время и как, за счет чего межа» набе жать потерь. W W W W W W V A A A A A / W W W X / W W W W Из опыта работы творческой бригады БМРТ *Златоуст* V V W V W V \ A A / W W W V V / V / W W V A > \ A A A / W V Например, н а вы л и в у л о в а п е р в о й в а х т е в с р а в н е н и и СО в т о рой вахтой п о тр еб о в ал о с ь в р е - менн ва 18 минут 20 секунд больше. Это произошло, как по* казали наблюдения, потому, что первая вахта плохо готовила ра* бочее место, не всегда имела под рукой нужный инструмент, раз личной длины стропы, на розыс ки которых непроизводительно затрачивалось время. Кроме того, моряки не знали свои обязанно сти при выполнении отдельных элементов операции по спуску и подъему трала. При десятом тралении на вы лив улова с попавшим в ящик камнем первой вахте потребова лось 17 мин. 55 сек., в то время как средняя продолжительность выполнения этой операции со всеми неожиданностями и поме хами, ве зависящими от моря ков, составляет 6 мин. 49 сек. По тем же причинам моряки первой вахты непроизводительно затратил* ва выполнении опера ции по подготовке трала к спус ку в среднем на каждый трал по 32 секунды, а на спуск тра ла — по 1 мин. 14 секунд, В общем балансе на спуск л подъем трала моряки первой вахты в сравнении с моряками второй* вахты на каждое трале ние затрачивали времени больше на 5 шшут 9 секунд, . > г ~ По ориептировочным подсчет там, неиспользованный резерв у моряков первой вахты за рейс составил 24 часа, или в расче те на фактически добытую рыбу — 485 центнеров. Данные хронометража и циф ровые выкладки убедительно ио казали, что организация работ во второй вахте палубной команды лучше, чем в первой, и, как ре зультат этого, л роизводитель- ность труда выше. Стали ясны и причины отставания первой вах ты. В том жѳ рейсе бригада заин тересовалась причинами нерав номерной загрузки пресса рыбо- мучной установки, что отрица тельно сказывалось на выработ ко рыбной муки. Наблюдениями было установлено, ^что для выра ботки 55 центнеров готовой про дукции в сутки затраты времени иа аагрузку, онрессдіку и вы грузку рыбмуки ие должны пре выжать 45 минут (при нежирном сырье). Приняв ото время эа норматив, творческая бригада разработала и рекомендовала машинисту рыбомучной уста новки ориентировочный график загрузки кросса. Одновременно был .организо ван обмен опытом работы меж ду машинистами рыбомучной установки,. Установление норматива вре мени, разработка графика за грузки пресса, обмен опытом между машинистами позволили значительно повысить выпуск го товой продукции: при обильных уловах в среднем на сутки про мысла дополнительно вырабаты валось во 6 центнеров рыбной муки. -X. Осуществление этогѳ меронри ятия НОТ, но предварительным подсчетам, только за один рейс дало экономический аффект бо лее 30 тысяч рублей. Творческая бригада НОТ «Зла тоуста» сделала лишь первые ша ги. Но результаты ее деятельно сти уже сказались на ироизвод стмнвых показателях экипажа. Илаи первого рейса юбилейного года по вылову рыбы и выпуску готовой продукции был выпол нен иа 106,4 процента, по изго товлению рыбной муки — на 126,5, рыбьего жира — 115,8, по выработке консервов — на 110,8 нроцеѵта. М. ЖУРАВЛЕВ, инженер ч мбораторт* ЦОТ, Пелагический лов сельди При пелагическом лове сельдь из трала в нижней его части. Это* отыскивается с помощью гори- же подтверждают показания сет- зонтального эхолота, вертикаль- ных зондов. вым эхолотом устанавливается Второй тип сетных зондов глубина ее нахождения, и с по- предназначен для ііова верти- мощью сетного зонда трал ста- кальных косяков сельди. Пр» вится на глубину. Если неболь- этом важно поставить трал ’на шие скопления можно ловить у правильный курс, а следовагелъ- судна, то большие скопления но, необходима предварительная настройка прибора. Но такой предварительный поиск возмо жен лишь условно. Поведение сельди вблизи 4 раз ноглубинного трала таково, что нужно разыскивать в пелагиале и затем уже облавливать их. Для небольших судов это является трудной задачей, так как шторм значительно изменяет их курс, и косяк рыбы теряется прежде, рыба может уходить вверх и чем сориентировано судно. вниз. Поэтому очевидно, что Концентрацию рыбы можно ус- большак высота раскрытия тра- тзяговггь по эхограмме. Однако ла обеспечивает лучший улов. В при большом усилении тшЧерне- этом году обычно хіорошо леівя- нне на записи можно заметить с щн$ тралы с высотой раскрытия трудом, В этом отношении мецсе трала 15—17 м оказались непри- чувствнтелі.йон является фншлу- годными из-за большого рассеи- па. Лучшей является комбинация вания рыбы в косяках. Значк- сетяого зонда е вертикальным тельного у сн ем можно доетнг- эходотом. Горизонтальный эхо- путь с помощью тралов с высо- лот с поворотом на 360° исполь- той раскрытия 18—20 м и боль- зуотся для скоплений рыбы, на- ше 20 м. G успехом применяется ходящейся на большой глубине, трал размером 2000 ячей. Рэс- Если скопления сельди боль- крытие его охватывает почти шой протяженности могут быть 1000 м2. При «том использовались почти всегда захвачены тралом, доски типа «Зюберкрюб» пло- то маленькие скопления, глав-; іцадью 6 мР,' причем меньшие ным образом вертикально скон- доски не могут использоваться центрированные косяки, очень для этого трала. Лов сельди та- часто пропадают из-за дрейфа и ним тралом в ночное время был шторма. В том случае, когда по- более надежным и успешным, иск стаи рыб ведется только го- Исследовательское судно «Валь- ризонтальным эхолотом, можно тер Хервиг» для трала размером потерять направление трала и не 2000 ячей имело доски площадью суметь направить его в скопле- около 12 м2. Расстояние между ние рыбы. досками составляло 130 м при ко- В зависимости от условии п становке трала на 150 м, а для района лова рекомендуется ис- досок площадью 6 м 2 (прн но- пользовать два типа сетных зон- становке трала на і' 00 - м) это дов. Первый — для лова боль- расстояние составляло 70—80 м< піих скоплений рыбы. В этом Трал размером 2000 ячей мо- случа о наиболее важны правяль- жет считаться оптимальным, ная глубина установки трала и Прочность нити у него вполне принцип горизонтальяо-верти- достаточна; более толстая нить кального эхолота тина «Атлас» и только увеличивает сопротивле- прнмепяемого до сих пор сетного ние при движении трала, что зонда типа «Айншвингер». Раз- уменьшает его улов, деление эхограммы у горизон- Действительный недостаток тально-вертикального зонда пока при пелагическом лове сельди — не совсем полное, так как при ма- в конструкции многих судов, лейших повреждениях кабеля не- Из-за незначительного размера реключение пока затруднено или палубы переполненный трал не почти невозможно. Необходимо всегда может ва ней номестить- соэдать прибор с двумя движу- ся. щимнея самописцами, которые Необходимо помнить также, записывали бы нулевую линию в что поведение сельди постоянно центре бумаги и управлялись и н - . меняется. Например, в начале формацией горизонтально-верти- февраля 1967 г. сельдь у норвези- кального зонда. - ских берегов находилась очень При максимальной скорости высоко (0^—15© м) и была так траления (около 4 миль в час) неспокойна, что стан при мед- рыба попадает в трал чероа 2—3 ленном движении уклонялась от мин. Ир* атом улов всегда быва- судна и была практически 'куле*, ет очень; хорошим. При скорости: вима. траления яссимвея» чем 2 миди Т. РАД 4 Ш А . • в час, сельдь начинает уходить «Экспресс — информациям
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz