Рыбный Мурман. 1967 г. Август.

/ 1 144 44444444444444* \4444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444 '4444444444444444444444444444444444444444444444++ +4444444444< ( В СШ ОМЯ і и і і шум­ но. Моряк* еще жил* берегом, городом, не- дешиннн встречами. Заотсптавм^ угловатый, е грустпым взглядом болыпиж серо-синих глаз паренек не­ умело накрывал на стол. И* его рук то я дело выскальзы­ вали вилки, стаканы, ^ускш хлеба. Эго, видимо, веселило моряков^ потому что каждую оплошность юнги оіш сопро­ вождали дружным смехом. ~ Ты, Сережа, не обращай внимания на этих зубоска­ лов. В первый раз сами он* еще смешнее были. — успо­ каивал паренька штурма* Иван Иванович Голубев. Научишься. Давай-ка нож, помогу. — ГІо-мѵрманеісн или ио- ѵосковеки прикажете? —• шутливо осведомляется он у Сережи. Парень с недоумением ■ благодарностью смотрит на штурмана, а моряки хором требуют: — По-московски! Голубев быстро орудовал ножом. Ломтики лимона полу­ чались удивительно тонкими, почти прозрачными. Действи­ тельно. такие подают только в хороших столичных рестора­ нах. Так же аккуратно он на­ резает хлеб. Я с удивлением наблюдала эту сцену. Зачем это он? Как- никак — второй помощник капитана. Только позднее по­ няла. что авторитету Голубе­ ва это .совсем не вредит. И что без дружеской) общения в море никак нельзя. Потому что ты отдал целый день ле­ бедке, опускай в поднимая бочки, долбил в трюме соль, или заменял лопнувший болт. Это просто необходимо после трудной вахты обменяться ве­ селой шуткой ил* вместо ва­ бить «комм . Находясь эти несколько дней среди экипажа СРТ-717, я постепенна узнавала людей, и в этом мне помогал Иван Иванович. Он как бы мимохо- щенягя е Голубевым парень словно преображался. Ои ста­ новился увереннее _ в себе, взгляд его прояснялся и на­ стоящее уже не казалось ему таким беспросветным. В Ива­ не Ивановиче даже видавшие виды моряки видели мудрого, умного советчика, приятного собеседника. А ведь Ивану Ивановичу только 25. И не­ смотря на молодость — это уже вполне сформировавшая­ ся, сильная, волевая и своеоб- - - # в- .г4 ства. Но ответственны ва это и все другие члены экипажа» Д как здорова. когда редом есть человек, которому одина­ ково понятны и твои радости и огорчения... Разгрузка шла быстро. Мне казалось, что моряки работа­ ют одинаково, без устали. Но Иван Иванович хорошо знал свонх ребят. Отдав пришед­ шему на смену штурману блокнот, в котором оп отме­ чал количество сданной рыбы, ІІІІШЖІПІІІІІМН!ІНІІІІІ!ІІИІІіиі!ІІИІІІІШШ1ІІНІ!ІШІ!ІНІ1іІІНІШІІ!НіШІМІІІ!ІІ!Ж«Н!ІіІІІІ»ІІІШиН!і!ШІІІ|І!ІШІ Если радость на всеі одна мам ІІИІІШІІШІІІІНІІІІіІІІІІІІИІІІШІІІІІІШІНІШІіШІІШІіШІНІІІІШИШШШІІНКШІНІІІШШІМШІШШіІІНШШіШШІ дом всегда умел подчеркнуть особенности каждого, и вся­ кий раз я убеждалась, на­ сколько точны его характери­ стики. И что примечательно, в его оценках все это были люди хорошие, настоящие, как он выражался, моряки. Мне стала понятна грусть, притаившаяся в глазах юнги Сережи Вихорева. Думал о морской романтике, схватках со стихией. На деле же все оказалось куда прозаичнее: тарелки да ложки, веник и швабра. Иван Иванович по­ нимал, как ущемлено этим мужское самолюбие парня и всегда старался быть рядом с Сережей, когда тот насовал, падал духом. В эти короткие минуты об­ разная натура. От других его отличает бесконечная доброта н еще— огромная работоспо­ собность. Я часто видела, как вме­ сте с матросами он подтяги­ вал к борту невод. — И откуда только у чело­ века силы берутся, — глядя па Голубева, как-то сказал ка­ питан. — Не спал двое су? ток. И ведь пе уложишь! — Рыба идет, — словно оп­ равдываясь, объяснял Голу­ бев. — Вот возьмем план, то­ гда и отдохну. За него я от­ вечаю в такой же мере, как и капитан. А ему тоже сейчас не до сна. План. Рейсовое задание... За него в первую очередь от­ вечают командиры производ- Голубев спустился на налубу. До сих нор мне непонятно, как заметал Иван Иванович, что матрос Гречаный работал е больной рукой, ведь об этом не знали даже ребята, кото­ рые жили с ним в каюте. — Отчаюга! — ругался штурман, плотно перебинто­ вывая Гречаному руку. — На бюллетень захотел!.. Когда Гречаный ушел, Иван Иванович как бы про себя проговорил: — Устали ребята. Понду за подвахтой. — Сейчас все, как один, выйдут, — доверительно со­ общил мне третий штурман Валерий Шутов. — Ему же невозможно отказать... If действительно, минут че­ рез десять на палубу в пол­ ном . обму вдироваийй вышли механики* злектршш . і акус­ тик, вместе с ними я увидела и Ивана Ивановича. Только теперь вместо форменного ки­ теля на нем был ватник, і щеголеватые ботинки замели ли высокие резиновые сапогг Да, такому человеку отка зать невозможно. Да и как от казать, когда ои сам всего с» бя отдает делу. Перед тем, как покинуть к рабль, я еще рал поговори ? с Иваном Ивановичем. — Люди у пас очень зам» чательные. И наш успех - это, в первую очередь, усне палубной команды. Люди чув етвуют локоть друг друга і каждым отвечает за свою ра боту. В трудную минуту, t зге зачастую случается прг кошельковом промысле, вес! экипаж, начиная от капитана выходит на палубу. Т а ш образом, мы выбираем рыб\ спасаем невод. Люди друі друга понимают е полуслова особенно на работе, п моряки в течение рейса *становятся как-то родными, знают недо етатки как личные, так и сво их товарищей. Поэтому стара, готся помочь друг другу, - говорил Иван Иванович. Все сказанное в равной ме­ ре относится и ко второму по­ мощнику капитана СРТ-717 «Лебедь», замечательному мо ряку и человеку. С. СВЕТЛАНОВА. >4444+44444444444*444444444444444444444444444#44+444*44+*44+444+4++44444++444444+++++++4++++++++++++++++++++++4>4*Щ +щ++++++++**щ+*++*+*т++і НОТ на траулере Вопроса ми совгршенгтвова ния организации труда в Мурман­ ском траловом флоте сейчас за­ нимаются не только работники лаборатории НОТ, но н другие отделы, службы управления и экипажи кораблей. Создано" 36 творческих бригад, в которых На- считывается более 300 человек. Творческая бригада НОТ иа БМРТ-238 «Златоуст» создана не­ давно, в сентябре прошлого года. В нее вошли руководители судо­ вых служб, ведущие специали­ с ты — старший помощник капи­ тана П. И. Дедов, старший меха'* ник Р. К. Якименко, технолог И. Н. Перо*, старший мастер по добыче А. Т. Молчанов, мастера по добыче „С. А. Яковлев, М. Ш. Багацов. электрик Э. М. Лааар, матрос А. И. Васильев, предста­ вители общественных ор г ани за ­ ций — судового комсомола ж ко* аштета профсоюза. Руководит бригадой помполит Е. А. Голи- *ов. Опыта работы "не было ника­ кого. С чего начинать? Решили сделать анализ технико-экономи­ ческих показателей за 1966 год м одновременно развернуть ра­ боту но воспитанию моряков в духе новаторства, инициативы. Анализ работы экипажа за прошлый год помог увидеть скрытые резервы производства. Началась деятельная подготовка к вх штурму. По плану, разработанному творческой бригадой, на судне была организована экономиче­ ская учеба командного состава. Читались лекции на темы «Но­ вая система планирования в рыб­ ной промышленности и права предприятий», «Новая система планирования и ее преимущест­ ва», «Роль творческой инициати­ вы в научной . организации тру­ да», «Мера труда и средства его организации». . Периодически, выпускались со­ веты-лозунги, такие, как: «Если хочешь вводить -научную орга­ низацию труда, стань мастером лоть одной операции, рассчитай t e и дай ускорение». «С плохим инструментом пе работа, а суе­ та», «В каждом деле будь лабо­ рантом: точно учитывай, тща­ тельно соблюдай порядок на ра­ бочем месте, постоянна сопостав­ ляй!» • Следующим этапом в дсятель- т еш творческой бригады было Определение оптимального режи­ ма работы иа отдельных участ- дад, Члены бригады сконцентри­ ровали внимание на самом от­ ветственном участке — добыче. Здесь решили в первую очередь осуществить ряд мер,, способст­ вующих повышению производи­ тельности труда. Разработали ме­ тодику и приступили к изучению трудовых затрат по отдельным операциям. Провели хрономет-. раж спуска и подъема трала. ІІо результатам наблюдений соста­ вили сравнительную таблицу за­ трат времени но первой и в т о ­ рой вахтам. Сравнительная табяавда на* глядно показала каждой вахте, на чем та теряет рабочее время и как, за счет чего межа» набе­ жать потерь. W W W W W W V A A A A A / W W W X / W W W W Из опыта работы творческой бригады БМРТ *Златоуст* V V W V W V \ A A / W W W V V / V / W W V A > \ A A A / W V Например, н а вы л и в у л о в а п е р ­ в о й в а х т е в с р а в н е н и и СО в т о ­ рой вахтой п о тр еб о в ал о с ь в р е - менн ва 18 минут 20 секунд больше. Это произошло, как по* казали наблюдения, потому, что первая вахта плохо готовила ра* бочее место, не всегда имела под рукой нужный инструмент, раз­ личной длины стропы, на розыс­ ки которых непроизводительно затрачивалось время. Кроме того, моряки не знали свои обязанно­ сти при выполнении отдельных элементов операции по спуску и подъему трала. При десятом тралении на вы­ лив улова с попавшим в ящик камнем первой вахте потребова­ лось 17 мин. 55 сек., в то время как средняя продолжительность выполнения этой операции со всеми неожиданностями и поме­ хами, ве зависящими от моря­ ков, составляет 6 мин. 49 сек. По тем же причинам моряки первой вахты непроизводительно затратил* ва выполнении опера­ ции по подготовке трала к спус­ ку в среднем на каждый трал по 32 секунды, а на спуск тра­ ла — по 1 мин. 14 секунд, В общем балансе на спуск л подъем трала моряки первой вахты в сравнении с моряками второй* вахты на каждое трале­ ние затрачивали времени больше на 5 шшут 9 секунд, . > г ~ По ориептировочным подсчет там, неиспользованный резерв у моряков первой вахты за рейс составил 24 часа, или в расче­ те на фактически добытую рыбу — 485 центнеров. Данные хронометража и циф­ ровые выкладки убедительно ио казали, что организация работ во второй вахте палубной команды лучше, чем в первой, и, как ре­ зультат этого, л роизводитель- ность труда выше. Стали ясны и причины отставания первой вах­ ты. В том жѳ рейсе бригада заин тересовалась причинами нерав­ номерной загрузки пресса рыбо- мучной установки, что отрица­ тельно сказывалось на выработ ко рыбной муки. Наблюдениями было установлено, ^что для выра­ ботки 55 центнеров готовой про­ дукции в сутки затраты времени иа аагрузку, онрессдіку и вы­ грузку рыбмуки ие должны пре выжать 45 минут (при нежирном сырье). Приняв ото время эа норматив, творческая бригада разработала и рекомендовала машинисту рыбомучной уста­ новки ориентировочный график загрузки кросса. Одновременно был .организо­ ван обмен опытом работы меж­ ду машинистами рыбомучной установки,. Установление норматива вре­ мени, разработка графика за­ грузки пресса, обмен опытом между машинистами позволили значительно повысить выпуск го­ товой продукции: при обильных уловах в среднем на сутки про­ мысла дополнительно вырабаты­ валось во 6 центнеров рыбной муки. -X. Осуществление этогѳ меронри ятия НОТ, но предварительным подсчетам, только за один рейс дало экономический аффект бо­ лее 30 тысяч рублей. Творческая бригада НОТ «Зла­ тоуста» сделала лишь первые ша­ ги. Но результаты ее деятельно­ сти уже сказались на ироизвод стмнвых показателях экипажа. Илаи первого рейса юбилейного года по вылову рыбы и выпуску готовой продукции был выпол­ нен иа 106,4 процента, по изго­ товлению рыбной муки — на 126,5, рыбьего жира — 115,8, по выработке консервов — на 110,8 нроцеѵта. М. ЖУРАВЛЕВ, инженер ч мбораторт* ЦОТ, Пелагический лов сельди При пелагическом лове сельдь из трала в нижней его части. Это* отыскивается с помощью гори- же подтверждают показания сет- зонтального эхолота, вертикаль- ных зондов. вым эхолотом устанавливается Второй тип сетных зондов глубина ее нахождения, и с по- предназначен для ііова верти- мощью сетного зонда трал ста- кальных косяков сельди. Пр» вится на глубину. Если неболь- этом важно поставить трал ’на шие скопления можно ловить у правильный курс, а следовагелъ- судна, то большие скопления но, необходима предварительная настройка прибора. Но такой предварительный поиск возмо­ жен лишь условно. Поведение сельди вблизи 4 раз­ ноглубинного трала таково, что нужно разыскивать в пелагиале и затем уже облавливать их. Для небольших судов это является трудной задачей, так как шторм значительно изменяет их курс, и косяк рыбы теряется прежде, рыба может уходить вверх и чем сориентировано судно. вниз. Поэтому очевидно, что Концентрацию рыбы можно ус- большак высота раскрытия тра- тзяговггь по эхограмме. Однако ла обеспечивает лучший улов. В при большом усилении тшЧерне- этом году обычно хіорошо леівя- нне на записи можно заметить с щн$ тралы с высотой раскрытия трудом, В этом отношении мецсе трала 15—17 м оказались непри- чувствнтелі.йон является фншлу- годными из-за большого рассеи- па. Лучшей является комбинация вания рыбы в косяках. Значк- сетяого зонда е вертикальным тельного у сн ем можно доетнг- эходотом. Горизонтальный эхо- путь с помощью тралов с высо- лот с поворотом на 360° исполь- той раскрытия 18—20 м и боль- зуотся для скоплений рыбы, на- ше 20 м. G успехом применяется ходящейся на большой глубине, трал размером 2000 ячей. Рэс- Если скопления сельди боль- крытие его охватывает почти шой протяженности могут быть 1000 м2. При «том использовались почти всегда захвачены тралом, доски типа «Зюберкрюб» пло- то маленькие скопления, глав-; іцадью 6 мР,' причем меньшие ным образом вертикально скон- доски не могут использоваться центрированные косяки, очень для этого трала. Лов сельди та- часто пропадают из-за дрейфа и ним тралом в ночное время был шторма. В том случае, когда по- более надежным и успешным, иск стаи рыб ведется только го- Исследовательское судно «Валь- ризонтальным эхолотом, можно тер Хервиг» для трала размером потерять направление трала и не 2000 ячей имело доски площадью суметь направить его в скопле- около 12 м2. Расстояние между ние рыбы. досками составляло 130 м при ко- В зависимости от условии п становке трала на 150 м, а для района лова рекомендуется ис- досок площадью 6 м 2 (прн но- пользовать два типа сетных зон- становке трала на і' 00 - м) это дов. Первый — для лова боль- расстояние составляло 70—80 м< піих скоплений рыбы. В этом Трал размером 2000 ячей мо- случа о наиболее важны правяль- жет считаться оптимальным, ная глубина установки трала и Прочность нити у него вполне принцип горизонтальяо-верти- достаточна; более толстая нить кального эхолота тина «Атлас» и только увеличивает сопротивле- прнмепяемого до сих пор сетного ние при движении трала, что зонда типа «Айншвингер». Раз- уменьшает его улов, деление эхограммы у горизон- Действительный недостаток тально-вертикального зонда пока при пелагическом лове сельди — не совсем полное, так как при ма- в конструкции многих судов, лейших повреждениях кабеля не- Из-за незначительного размера реключение пока затруднено или палубы переполненный трал не почти невозможно. Необходимо всегда может ва ней номестить- соэдать прибор с двумя движу- ся. щимнея самописцами, которые Необходимо помнить также, записывали бы нулевую линию в что поведение сельди постоянно центре бумаги и управлялись и н - . меняется. Например, в начале формацией горизонтально-верти- февраля 1967 г. сельдь у норвези- кального зонда. - ских берегов находилась очень При максимальной скорости высоко (0^—15© м) и была так траления (около 4 миль в час) неспокойна, что стан при мед- рыба попадает в трал чероа 2—3 ленном движении уклонялась от мин. Ир* атом улов всегда быва- судна и была практически 'куле*, ет очень; хорошим. При скорости: вима. траления яссимвея» чем 2 миди Т. РАД 4 Ш А . • в час, сельдь начинает уходить «Экспресс — информациям

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz