Рыбный Мурман. 1967 г. Август.
Шаги комсомольско-молодежного ★ ★ ★ О своей работе рассказывают моряки БМРТ «Революция» Проверяем выполнение юбилейных социалистических обязательств Комсорг Наш большой морозильный рыболовный траулер «Револю ц и и » находился в Атлантике у берегов Западной Ирлан дии, Почти каждый член эки- пажа каждый день не один раз заглядывал в таблицу, где технолог отмечал количе стно выработанной продукции аа сутки и в целом е начала рейса. Однажды последняя колонка почему то пустовала. — Что же Миханлыч мед лит? — жаловались моряки на технолога помполиту Ва силию Николаевичу Соболеву. Тот, в свою очередь, лукаво улыбался в спокойно отве чал: — Проставит цифры, про ставит... А минут черед пятнадцать в салоне появилась «Молния». Несколько жирных строк на листке «Комсомольского про жектора». «ВСЕМ, ВСЕМ! СЕГОДНЯ НАШ ЭКИПАЖ ЗАВЕРШИЛ ВЫПОЛНЕНИЕ АПРЕЛЬСКОГО ПЛАНА ПО ВЫЛОВУ РЫБЫ. НА БОРТУ свыніЕ т тонн го т ов ой ПРОДУКЦИИ! ДАДИМ К 1 МАЯ ЕЩЕ СОТНИ ТОНН СВЕРХПЛАНОВОЙ ПРОДУК ЦИИ». Смотрю ка лица читающих, и, еам того не замечая, под даюсь общему настроению, вместе со всеми комментирую цифры, делаю прогнозы. — А что, и дадпм еще в ближайшие дни 3(H) тонн го товой продукции! — голос звучит откуда-то пз^за спин. Я невольно оборачиваюсь. Да это же Володя Кошкип, судо вой токарь, комсорг. Ворот его черной рубашки расстегнут, на обнаженной шее видны ка пельки нота. — С вахты, Володя? — за даю вопрос, зная заранее, что Кошкин ответит на него ут вердительно. Просто хочется завязать с ним разговор. ...Отход... За час до отдачи швартовых я видел Володю взбегающим по трапу иа борт судна с небольшим чемодан чиком в руках. Не успев от дышаться, он докладывал жшполиту: — С обменом комсомоль- скнх документов все в поряд ке.- Задолженности но взно сам тоже нет. Малый ход по Кольскому яалнву на выход в Баренцево море... Времл далеко за полночь. Нас в салопе двое: я и Володя. Говорит он: — В рейс вышли без одно го моториста... Отстал, види мо... Кто же будет работать за недостающего моряка? Простое дело, когда не хвата ет рыбообработчика или па лубного матроса, а тут мо* торист — думаю я. Через день узнаю: комсорг Владимир Кошкин несет вах ту моториста, судовой токарь Владимир Кошкин обеспечи вает нужды машинной коман ды в различных деталях. Мы — в районе банки Пор кьюпайн. Третий день про мысла. Вижу, как на завтрак приходит Володя Кошкин. Ощупью находит стул, тяже ло садится и. не отрывая глаз от стола, говорит официант ке: — Валя, ухи, пожалуйста! Только сейчас замечаю, что веки Володи Кошкина вспух* .ли и заволокли зрачки глаз. Такое может быть только пос ле сварки, когда глаза плохо предохраняются *световыми фильтрами. Оказывается, еще вчера в двадцать три часа лопнул шнек сушильного ба рабана рыбомучной установки, и она стала. Каждая минута простоя — -потеря драгоцен ных килограммов рыбной му ки. За дело взялись механик-на ладчик Мазасв, слесарь-на ладчик Рабинович. Провози лись целую вахту, однако ощутимого результата не до бились. — Кошкина бы сюда, « предложил кто-то из матро сов. Володя явился пемедленно. Взялся за злектросварочпый держатель. Полез в барабан. Долго прилаживался, приспо сабливал по-всякому предо хранительный щиток. Нако нец, видимо, понял, что это бесполезная затея для щитка не было места в бара бане — выбросил его наружу, в зажег сварочную дугу... К утру установка начала ра ботать, а часом позже, уже за завтраком, мы узнали, чья в атом заслуга. Володю Кошки на безошибочно выдавали гла за. Потом, уже в последующие дпн рейса, я заглянул в каю ту комсорга за журналом. Во лодя отдыхал перед вахтой. Извинившись, я хотел уже уйти, но Кошкин задержал меня. — Заходи, заходи... Все, что тебя интересует, найдешь на полке, — сказал н повернул ся лицом к переборке. Однако дремать комсоргу долго н е ’ пришлось. Оказы вается, не мне одному он был нужен. Моторист Николай Кушнарев вошел в каюту без стука н начал без предисло вия: — Володя, у тебя найдется В мастерской такой клапан? Кошкнн свесил ноги с кой ки, долго вертел* металличес кую деталь в руках. — Нет, у судовых двигате лей другой постройки они в корне отличаются от наших. — Что же тогда делать? —* голос Кушнарева предатель ски дрожит. — Можешь подождать до моей вахты? —* Что ты. Володя! Гидро- фор надо срочно запускать! Кошкнн еще раз оцениваю ще повертел клапан в руках, быстро оделся и. кинув на хо ду «пошли», удалился из ка юты. Все, кто заходил после вах ты в умывальник сполоснуть ся, удивлялись: — Вот это вода! Не то что вчера, когда в час по чайной ложке... Члены машинной команды снисходительно объясняли: — Еще бы! Гидрофор-то ра ботает на полную мощность. И никому было невдомек, что это хорошее настроение экипажа было рождено с лег кой руки токаря, моториста и комсорга Владимира Кошки на. Впрочем, он сам этому факту не придал особого зна чения, считая свершившееся обычным делом.. А мне кажет ся, надо сделать некоторую переоценку событий из нашей корабельной жизни. Да, нас в экипаже — девя носто два. Каждый по мере сил н способностей выполнял свои обязанности. Каждый оценивал свой труд обычной меркой •.—* непритязательной, скромной: раз вышли в море •— надо работать. Можно ля это применить к Володе Кошкину? По-моему, да! Но с некоторой оговоркой. Обычное дело комсорга — его рыбацкие буднн на борту большого чморозильного рыбо ловного траулера «Револю ция» —* это подвиг! Попробуйте-ка разубедить меня в обратном! Е. ЯКОВЛЕВ, наш вне штатный корреспондент. Н а ш а в з я л а Получив направление на БМРТ тем, что у меня, как у руководи- «Революция» я, конечно, обрадо- теля, ве хватало опыта, а кроме вался, что в первый свой рейс того, среди рыбообработчиков бы** мастером по обработке пойду на ло немало новичков. Обычно пос- опорно-показательном траулере, ле вахты мы собирались в сало** В то же время меня не покидало не и обсуждали все промахи* сомнение: смогу ли руководить недостатки и решали, как лучше таким большим коллективом, как их избежать, смена рыбообработчиков. Ведь Чтобы взять первенство, тре- люди все были новые, у каждо- бовалось классно и обрабатывать го свой характер, привычки, от* рыбу, и упаковывать ее, и укла- ношение к работе. Из гол>вы по- дывать в трюм. В этой связи хо«; стоянно не выходила одна мысль: чется отметить особую стара* «а вдруг не справлюсь». тельность рыбообработч и к о в Вахта, которую мне доверили, тт. Пянникова, Бычкова, Алексе- оказалась совсем не такой, ка- енко, Смирнова, Рыбкина. Часов- кой представлял. Ребята подо- кина, Сигитова, Седова, Сороки* брались активные, работящие, па. Очень много помогала нам Сразу мы взяли обязательство в первая смена палубной команды, честь Иервомая, Дня рыбака и в Здесь хорошо потрудились мат* целом к 50-летию Великого Ок- росы тт. Галимов, Ёростенко. тября, заключили договор о со- А общий успех экипажа вы- циалистическом соревновании с глядит так. Мы изготовили 250 другой сменой. В ходе промысла тонн ценной продукции из пал- трудво было судить, кто ока- туса, который в оставшиеся дни жется победителем, но к концу рейса промышляли у берегов рейса стало ясно: наша взяла. Исландии, 207 тонн трескового Мы ошкерили на 27 тонн рыбы филе, 14 тоня тушки при зада* больше. Из них 17 тонн нзгото- пни 10 тонн. Это кроме мороже* вили трескового филе, 800 кило- ной продукции из трески, хека, граммов тушки. Уложили в трюм За рейс одержали три победыз готовой продукции на двенадцать выполнили план двух лет пяти- тонп больше. летки, социалистические обязан Победа досталась пелегко. На тельства, перекрыли значительно первых порах в работе отмеча- рейсовое задание, лось *мйого неполадок. Отчасти А. НР0К01І, мастер по . их можно было объяснить и обработке. « щ ж і ж ш р ш Ш Ш Ш т Ш І і і і і Щ і -L, s•, л :•• :•х С . >£ 4 ѵЧИР Высокой чести добился в юбилейном году матрос первого клас са БМРТ «Революция» филейщик В. Н. Смирнов. За успехи в тру« де он занесен на Доску почета тралового флота. На снимке: матрос В. Н. Смирнов. Фото Г. Беглова. * Уходя на промысел на Даль* ним Запад, наш коллектив взял повышенные социалистические обязательства в честь юбилея Со ветской власти. Сверх задания лорякн обязались выработать мѳ менее 3 тысяч центнеров рыб ной продукции высокою качест* ва. Сейчас можно сказать, что слово свое сдержали. За болеѳ чем четырехмесячное плавание сдано ва базы и уложено в трюм 2239 тонн мороженой рыбы, то есть рейсовое задание выполне но более чем на 120 процентов. Результат неплохой, если учесть, что с первых же дней ра боты пришлось столкнуться с трудностями. Во-первых, перед выходом в рейс палубная коман да обновилась на семьдесят про центов своего состава. Среди но- вичков были и такие моряки, ко торые вообще не ходили в море на больших морозильных трау лерах. Понятно, что время пере хода мы использовали для тех нической учебы. По это были те* еретические занятии. Практиче ские навыки пришли позже. При нервом же спуске трала сказа лась неподготовленность матро- И РАБОТАЛИ, И УЧИЛИСЬ сов палубной команды, а потому много времени уходило на объ яснение сути той или другой операции. В дальнейшем дело пошло луч ше. Например, спуск, подъем трала производили за тридцать минут, переход с трала одного борта на другой — за АО минут. Причем, делали это тогда, котда сомневались в исправности ору дий лова или сети приходили в аварийном состоянии. В том и другом случае «подозрительные* ловушки тщательно проверяли, а хорошо отработанная операция по переходу с трала на трал по зволяла намного сократить не производительный простой. В июне и в первой половине июля промысловая обстановка на Дальнем Западе оставляла желать мпого лучшего. Тем не менее коллектив прилагал все усилия,, чтобы не оказаться в пролове. И ото нам удавалось. Другое дело, все ли резервы ис пользовали мы для еще более эффективного лова. К сожале нию, нет. В частности, палубная команда не в полную меру по могала рыбообработчикам. Но тут были причины, не зависящие от матросов. При нашем уходе на промысел отдел снабжения флота отпус тил на «Революцию* промысло вого вооружения меньше, чем требовалось. Так, в нашем рас поряжении было всего 10 шкур, 18 кабелей. Однако работать пришлось на Флемиш-капе, где тяжелый, задевистый грунт и, следовательно, того количества промснаряжения, которое име лось на берегу, явно не хватало. Приходилось комбинировать трос, плести капроновые маты и и с пользовать их вместо шкур. В течение рейса нам при шлось промышлять тралами (чертежи №ЛР« 326 и 1625) но без- клячевочной схеме. Для них также требовались кабели диа метром 15,5 мм, но мы совсем их ве получили. Видимо, работники снабжения исходили из того, что на борту оставалось тринадцать старых кабелей такого диаметра. На мой взгляд, в интересах производства надо для судов с большим сроком плавания выде лять необходимое снабжение с достаточным коійгчеством. Тогда промысловики меньше будут тра тить времепи на ненужные рабо ты, что сказывается на выпуске готовой продукции. И, кроме то го. меньше будет пустых трале ний из-за протирания мешка, за щищенного матами вместо шкур. Капроновые маты выгодны и оправдывают себя лишь при ра боте на песчаном, илистом грун те. На каменистых — они быст ро пробиваются, и в результате эффект траления сводится к ну лю. В то лее время плетение их довольно трудоемкое. У нас с особенным интересом занимались изготовлением матов мастера но добыче коммунисты тт. Сайты* ков, Гусаров, лебедчик тов. Тор- гашин, матросы тт. Костюкевич, Кузмин, Еростенко, Галимов. Лучших результатов палубная команда добилась во второй по* ловине рейса. Это и естественно. Люди сработались, поняли друг, друга, действеннее стало сорев нование между вахтами. Иа банке Поркьюпайн, где об* лавливали путассу, н и применя ли трал чертежа № 396-6 и доен ки площадью 60 квадратвых мет*, ров. Об этом трале говорили не мало. Некоторые промысловики делали вывод, что он не дает ка кого-либо эффекта но сравнению с тралом чертежа 326. Я тоже такою мнения. Следует отметить также, что новый трал неудобен в работе. Пе оправдывают себя и траловые доски. За семь суток промысла у нас получилось семь за вертов трала, а потому мы от казались от дальнейших экспе риментов. И. МАХОТИН, старший мастер по добыче.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz