Рыбный Мурман. 1967 г. Август.

Шаги комсомольско-молодежного ★ ★ ★ О своей работе рассказывают моряки БМРТ «Революция» Проверяем выполнение юбилейных социалистических обязательств Комсорг Наш большой морозильный рыболовный траулер «Револю­ ц и и » находился в Атлантике у берегов Западной Ирлан­ дии, Почти каждый член эки- пажа каждый день не один раз заглядывал в таблицу, где технолог отмечал количе­ стно выработанной продукции аа сутки и в целом е начала рейса. Однажды последняя колонка почему то пустовала. — Что же Миханлыч мед­ лит? — жаловались моряки на технолога помполиту Ва­ силию Николаевичу Соболеву. Тот, в свою очередь, лукаво улыбался в спокойно отве­ чал: — Проставит цифры, про­ ставит... А минут черед пятнадцать в салоне появилась «Молния». Несколько жирных строк на листке «Комсомольского про­ жектора». «ВСЕМ, ВСЕМ! СЕГОДНЯ НАШ ЭКИПАЖ ЗАВЕРШИЛ ВЫПОЛНЕНИЕ АПРЕЛЬСКОГО ПЛАНА ПО ВЫЛОВУ РЫБЫ. НА БОРТУ свыніЕ т тонн го т ов ой ПРОДУКЦИИ! ДАДИМ К 1 МАЯ ЕЩЕ СОТНИ ТОНН СВЕРХПЛАНОВОЙ ПРОДУК­ ЦИИ». Смотрю ка лица читающих, и, еам того не замечая, под­ даюсь общему настроению, вместе со всеми комментирую цифры, делаю прогнозы. — А что, и дадпм еще в ближайшие дни 3(H) тонн го­ товой продукции! — голос звучит откуда-то пз^за спин. Я невольно оборачиваюсь. Да это же Володя Кошкип, судо­ вой токарь, комсорг. Ворот его черной рубашки расстегнут, на обнаженной шее видны ка­ пельки нота. — С вахты, Володя? — за­ даю вопрос, зная заранее, что Кошкин ответит на него ут­ вердительно. Просто хочется завязать с ним разговор. ...Отход... За час до отдачи швартовых я видел Володю взбегающим по трапу иа борт судна с небольшим чемодан­ чиком в руках. Не успев от­ дышаться, он докладывал жшполиту: — С обменом комсомоль- скнх документов все в поряд­ ке.- Задолженности но взно­ сам тоже нет. Малый ход по Кольскому яалнву на выход в Баренцево море... Времл далеко за полночь. Нас в салопе двое: я и Володя. Говорит он: — В рейс вышли без одно­ го моториста... Отстал, види­ мо... Кто же будет работать за недостающего моряка? Простое дело, когда не хвата­ ет рыбообработчика или па­ лубного матроса, а тут мо* торист — думаю я. Через день узнаю: комсорг Владимир Кошкин несет вах­ ту моториста, судовой токарь Владимир Кошкин обеспечи­ вает нужды машинной коман­ ды в различных деталях. Мы — в районе банки Пор­ кьюпайн. Третий день про­ мысла. Вижу, как на завтрак приходит Володя Кошкин. Ощупью находит стул, тяже­ ло садится и. не отрывая глаз от стола, говорит официант­ ке: — Валя, ухи, пожалуйста! Только сейчас замечаю, что веки Володи Кошкина вспух* .ли и заволокли зрачки глаз. Такое может быть только пос­ ле сварки, когда глаза плохо предохраняются *световыми фильтрами. Оказывается, еще вчера в двадцать три часа лопнул шнек сушильного ба­ рабана рыбомучной установки, и она стала. Каждая минута простоя — -потеря драгоцен­ ных килограммов рыбной му­ ки. За дело взялись механик-на­ ладчик Мазасв, слесарь-на­ ладчик Рабинович. Провози­ лись целую вахту, однако ощутимого результата не до­ бились. — Кошкина бы сюда, « предложил кто-то из матро­ сов. Володя явился пемедленно. Взялся за злектросварочпый держатель. Полез в барабан. Долго прилаживался, приспо­ сабливал по-всякому предо­ хранительный щиток. Нако­ нец, видимо, понял, что это бесполезная затея для щитка не было места в бара­ бане — выбросил его наружу, в зажег сварочную дугу... К утру установка начала ра­ ботать, а часом позже, уже за завтраком, мы узнали, чья в атом заслуга. Володю Кошки­ на безошибочно выдавали гла­ за. Потом, уже в последующие дпн рейса, я заглянул в каю­ ту комсорга за журналом. Во­ лодя отдыхал перед вахтой. Извинившись, я хотел уже уйти, но Кошкин задержал меня. — Заходи, заходи... Все, что тебя интересует, найдешь на полке, — сказал н повернул­ ся лицом к переборке. Однако дремать комсоргу долго н е ’ пришлось. Оказы­ вается, не мне одному он был нужен. Моторист Николай Кушнарев вошел в каюту без стука н начал без предисло­ вия: — Володя, у тебя найдется В мастерской такой клапан? Кошкнн свесил ноги с кой­ ки, долго вертел* металличес­ кую деталь в руках. — Нет, у судовых двигате­ лей другой постройки они в корне отличаются от наших. — Что же тогда делать? —* голос Кушнарева предатель­ ски дрожит. — Можешь подождать до моей вахты? —* Что ты. Володя! Гидро- фор надо срочно запускать! Кошкнн еще раз оцениваю­ ще повертел клапан в руках, быстро оделся и. кинув на хо­ ду «пошли», удалился из ка­ юты. Все, кто заходил после вах­ ты в умывальник сполоснуть­ ся, удивлялись: — Вот это вода! Не то что вчера, когда в час по чайной ложке... Члены машинной команды снисходительно объясняли: — Еще бы! Гидрофор-то ра­ ботает на полную мощность. И никому было невдомек, что это хорошее настроение экипажа было рождено с лег­ кой руки токаря, моториста и комсорга Владимира Кошки­ на. Впрочем, он сам этому факту не придал особого зна­ чения, считая свершившееся обычным делом.. А мне кажет­ ся, надо сделать некоторую переоценку событий из нашей корабельной жизни. Да, нас в экипаже — девя­ носто два. Каждый по мере сил н способностей выполнял свои обязанности. Каждый оценивал свой труд обычной меркой •.—* непритязательной, скромной: раз вышли в море •— надо работать. Можно ля это применить к Володе Кошкину? По-моему, да! Но с некоторой оговоркой. Обычное дело комсорга — его рыбацкие буднн на борту большого чморозильного рыбо­ ловного траулера «Револю­ ция» —* это подвиг! Попробуйте-ка разубедить меня в обратном! Е. ЯКОВЛЕВ, наш вне­ штатный корреспондент. Н а ш а в з я л а Получив направление на БМРТ тем, что у меня, как у руководи- «Революция» я, конечно, обрадо- теля, ве хватало опыта, а кроме вался, что в первый свой рейс того, среди рыбообработчиков бы** мастером по обработке пойду на ло немало новичков. Обычно пос- опорно-показательном траулере, ле вахты мы собирались в сало** В то же время меня не покидало не и обсуждали все промахи* сомнение: смогу ли руководить недостатки и решали, как лучше таким большим коллективом, как их избежать, смена рыбообработчиков. Ведь Чтобы взять первенство, тре- люди все были новые, у каждо- бовалось классно и обрабатывать го свой характер, привычки, от* рыбу, и упаковывать ее, и укла- ношение к работе. Из гол>вы по- дывать в трюм. В этой связи хо«; стоянно не выходила одна мысль: чется отметить особую стара* «а вдруг не справлюсь». тельность рыбообработч и к о в Вахта, которую мне доверили, тт. Пянникова, Бычкова, Алексе- оказалась совсем не такой, ка- енко, Смирнова, Рыбкина. Часов- кой представлял. Ребята подо- кина, Сигитова, Седова, Сороки* брались активные, работящие, па. Очень много помогала нам Сразу мы взяли обязательство в первая смена палубной команды, честь Иервомая, Дня рыбака и в Здесь хорошо потрудились мат* целом к 50-летию Великого Ок- росы тт. Галимов, Ёростенко. тября, заключили договор о со- А общий успех экипажа вы- циалистическом соревновании с глядит так. Мы изготовили 250 другой сменой. В ходе промысла тонн ценной продукции из пал- трудво было судить, кто ока- туса, который в оставшиеся дни жется победителем, но к концу рейса промышляли у берегов рейса стало ясно: наша взяла. Исландии, 207 тонн трескового Мы ошкерили на 27 тонн рыбы филе, 14 тоня тушки при зада* больше. Из них 17 тонн нзгото- пни 10 тонн. Это кроме мороже* вили трескового филе, 800 кило- ной продукции из трески, хека, граммов тушки. Уложили в трюм За рейс одержали три победыз готовой продукции на двенадцать выполнили план двух лет пяти- тонп больше. летки, социалистические обязан Победа досталась пелегко. На тельства, перекрыли значительно первых порах в работе отмеча- рейсовое задание, лось *мйого неполадок. Отчасти А. НР0К01І, мастер по . их можно было объяснить и обработке. « щ ж і ж ш р ш Ш Ш Ш т Ш І і і і і Щ і -L, s•, л :•• :•х С . >£ 4 ѵЧИР Высокой чести добился в юбилейном году матрос первого клас­ са БМРТ «Революция» филейщик В. Н. Смирнов. За успехи в тру« де он занесен на Доску почета тралового флота. На снимке: матрос В. Н. Смирнов. Фото Г. Беглова. * Уходя на промысел на Даль* ним Запад, наш коллектив взял повышенные социалистические обязательства в честь юбилея Со­ ветской власти. Сверх задания лорякн обязались выработать мѳ менее 3 тысяч центнеров рыб­ ной продукции высокою качест* ва. Сейчас можно сказать, что слово свое сдержали. За болеѳ чем четырехмесячное плавание сдано ва базы и уложено в трюм 2239 тонн мороженой рыбы, то есть рейсовое задание выполне­ но более чем на 120 процентов. Результат неплохой, если учесть, что с первых же дней ра­ боты пришлось столкнуться с трудностями. Во-первых, перед выходом в рейс палубная коман­ да обновилась на семьдесят про­ центов своего состава. Среди но- вичков были и такие моряки, ко­ торые вообще не ходили в море на больших морозильных трау­ лерах. Понятно, что время пере­ хода мы использовали для тех­ нической учебы. По это были те* еретические занятии. Практиче­ ские навыки пришли позже. При нервом же спуске трала сказа­ лась неподготовленность матро- И РАБОТАЛИ, И УЧИЛИСЬ сов палубной команды, а потому много времени уходило на объ­ яснение сути той или другой операции. В дальнейшем дело пошло луч­ ше. Например, спуск, подъем трала производили за тридцать минут, переход с трала одного борта на другой — за АО минут. Причем, делали это тогда, котда сомневались в исправности ору­ дий лова или сети приходили в аварийном состоянии. В том и другом случае «подозрительные* ловушки тщательно проверяли, а хорошо отработанная операция по переходу с трала на трал по­ зволяла намного сократить не­ производительный простой. В июне и в первой половине июля промысловая обстановка на Дальнем Западе оставляла желать мпого лучшего. Тем не менее коллектив прилагал все усилия,, чтобы не оказаться в пролове. И ото нам удавалось. Другое дело, все ли резервы ис­ пользовали мы для еще более эффективного лова. К сожале­ нию, нет. В частности, палубная команда не в полную меру по­ могала рыбообработчикам. Но тут были причины, не зависящие от матросов. При нашем уходе на промысел отдел снабжения флота отпус­ тил на «Революцию* промысло вого вооружения меньше, чем требовалось. Так, в нашем рас­ поряжении было всего 10 шкур, 18 кабелей. Однако работать пришлось на Флемиш-капе, где тяжелый, задевистый грунт и, следовательно, того количества промснаряжения, которое име­ лось на берегу, явно не хватало. Приходилось комбинировать трос, плести капроновые маты и и с ­ пользовать их вместо шкур. В течение рейса нам при­ шлось промышлять тралами (чертежи №ЛР« 326 и 1625) но без- клячевочной схеме. Для них также требовались кабели диа­ метром 15,5 мм, но мы совсем их ве получили. Видимо, работники снабжения исходили из того, что на борту оставалось тринадцать старых кабелей такого диаметра. На мой взгляд, в интересах производства надо для судов с большим сроком плавания выде­ лять необходимое снабжение с достаточным коійгчеством. Тогда промысловики меньше будут тра­ тить времепи на ненужные рабо­ ты, что сказывается на выпуске готовой продукции. И, кроме то­ го. меньше будет пустых трале­ ний из-за протирания мешка, за­ щищенного матами вместо шкур. Капроновые маты выгодны и оправдывают себя лишь при ра­ боте на песчаном, илистом грун­ те. На каменистых — они быст­ ро пробиваются, и в результате эффект траления сводится к ну­ лю. В то лее время плетение их довольно трудоемкое. У нас с особенным интересом занимались изготовлением матов мастера но добыче коммунисты тт. Сайты* ков, Гусаров, лебедчик тов. Тор- гашин, матросы тт. Костюкевич, Кузмин, Еростенко, Галимов. Лучших результатов палубная команда добилась во второй по* ловине рейса. Это и естественно. Люди сработались, поняли друг, друга, действеннее стало сорев­ нование между вахтами. Иа банке Поркьюпайн, где об* лавливали путассу, н и применя­ ли трал чертежа № 396-6 и доен ки площадью 60 квадратвых мет*, ров. Об этом трале говорили не­ мало. Некоторые промысловики делали вывод, что он не дает ка­ кого-либо эффекта но сравнению с тралом чертежа 326. Я тоже такою мнения. Следует отметить также, что новый трал неудобен в работе. Пе оправдывают себя и траловые доски. За семь суток промысла у нас получилось семь за вертов трала, а потому мы от­ казались от дальнейших экспе­ риментов. И. МАХОТИН, старший мастер по добыче.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz