Рыбный Мурман. 1967 г. Август.

/ 4 Т РУДНО представить рыбную промышленность без того к реикого треугольнііка, который составляют флот, порт, ремонтные предприятия. Связь между ними так тесня, что случись хоти 6 « незначи­ тельная брешь, ц нарушится весь сложный огромный механизм. Рыбаки но праву называют бе­ рег снов тылом, способным на некоторое время дать нм отдых, поддержку, по самому существу ‘Шла — позаботиться обо всем, и тем числе привести в порядок материальную часть, иначе гово* ря, подлечить побитые морем ко­ рабли иеред новыми рыбацкими походами. Еще недавно в траловом фло­ те, да и ва других флотах посто­ янно можно было слышать сето- ианяя моряков на несостоятель* иое назначение сроков отхода судов в море. При та а называ­ лось много. Одна из них — несво­ евременное окончание между* рейсового ремонта, который, как правило, ведут труженики - пер­ вого судоремонтного завода. Есть м сейчас случаи, когда вместо, ваиример, 20 часов корабль ухо­ дам на промысел в 24 часа. Но таких фактов совсем мало. И чтобы не быть голословным, луч­ ше обратиться к фактам. Перед входом в слес.арно-мѳ- хаиэвчесясий цех СРЗ-1 висит щит, на котором отражены со­ циалистические обязательства рабочих, инженерно-технических работников всего завода, В них, в частности, есть такие пункты: «..дать сверх годового государств венного плана валовой продуй* щкк не менее чем на 36 тысяч рублей». «...За счет досрочного выпуска судов из ремонта сэко­ номить с начала года стояноч­ ного времени в ремонте к 7 но­ ября 85 судо-суток». Как же выполняется намеченная про* грамма? Начальник планового сектора Геннадий Васильевич Румянцев неторопливо и сб знанием дела называет показатели,^ которых добился коллектив завода за пер­ вые шесть месяцев юбилейного тода. Буквально какой бы цифры ки касалось дело, оно исчисля­ лось второй сотней. Нѵ, напри­ мер, вот как выглядит первый пункт обязательства. План пер­ вого полугодия но валовой про­ дукции выполнен на 105,1 про- ядата, но товарной — и того больше — 409,2 процента. За это время судоремонтники должны был* отремонтировать 872 суд­ на, а фактически ушло в море 934 корабля. Более того, 221 из них *вылечены» досрочно, а 713 ~ в срои. В общем итоге оро- Вшсловиііам было сэкономлено судо-еуток. Но было бы неправильно ду­ мать, что на СРЗ-1 только одни усдох а и никаких недостатков. За этот же. период в ремонте было задержано семь судов, в не­ производительный простой со* «тавил двадцать восемь судо-еу­ ток. Причин много. Кая правило, юсии речь идет о труде рыбаков, те «га непременно характеризу­ ют. как специфичный. Слов нет, промысловики работают в нео­ бычных условиях, по тогда но геометрический врали лам треу­ гольника необычность касается ■ двух других сторон, В пастиости, судоремонтников. Трудностей у них немало. Тут и запрещение производить электросварочные работы ва судах, которые стоят первым корпусом и ве дальше четвертого, неравномерный под­ ход кораблей с промысла, не­ возможность из-за плохой метео­ рологической обстановки пере­ ставить траулеры или базы так, как нужно было бы для судоре­ монтников ж « н о т е другое. Есть и вина самих рабочих, которые порой допускают брак. С гав* месяц показываются ня ваиоде, чтобы набрать ту лли иную бу­ магу и м приходят во другому делу, во не для того, чтобы на месте обнаружить те промахи, Ненормальности в деятельности коллектива СРЯ-f, помочь устра­ нить их. Например, администрация за ­ вода пе может найти оптималь­ ного решения, как избежать не­ производительных затрат ироме- ви прн ремонте кораблей, стоя­ щих на глубоководвых причалах влн в торговом порту. А эти за­ траты исчисляются часами: дос­ тавка рабочих, инструмента, вы- ииска пропусков х т. д. Нужен экономически обоснованный ва­ риант в организация такого рода работ. корабля. Действительно, жизнь подсказывает, что ремонтная ба- 8 а сейчас отстает от роста фло­ та, 8 следовательно, ж задержка кораблей у причалов — налицо. А может, есть скрытые резервы, возможности для поднятия про­ изводительности труда, увеличе­ ния эффективности судоремонт­ ных предприятий. Конечно, есть, н они видны на врнмере работы коллектива СРЗ-1 в первом полу­ годии. Например,' производительность труда каждого рабочего здесь по­ высилась на 6,1 процента, на семь процентов снижена себесто­ имость ремонта, дано сверхпла­ новой прибыли 157 тысяч руб­ лей. Вот результат претворения в жизнь тех организационво-тех- Что волнует судоремонтников борются всеми возможными спо­ собами и средствами. И все же, несмотря иа все перипетии, кол­ лектив СРЗ-І в юбилейном году весет тахту с большим подъемом, напряжением. Об этом свиде­ тельствуют бесстрастные цифры. Они тем более заслуживают вни­ мания, что на заводе трудится людей меньше, чем положено но штату. Текучесть кадров — одна жз острых проблем. Решить ее не так просто. Руководители многое возлагают на новую систему планирования и экономического стимулирования. Сейчас, же под­ нимается вопрос о том, чтобы повысить квалификацию на раа- ряд тем рабочим, которые произ­ водят ремонтные операции на судах, не выведенных из эксплу­ атации. Суть вопроса сводится к тому, что судоремонтники СРЗ-1 и головного предприятия нахо­ дятся в неодинаковых условиях при ремонте одного и того же механизма. И это естественно. Одно дело разобрать, например, какую-либо судовую систему на безжизненном траулере, другое — на работающем. Тут нужно знать десятки правил, требова­ нии и особое мастерство. Как го­ ворил начальник отдела труда и зарплаты Н. Т. Веселый, этот вопрос практически решен, что, конечно, сыграет свою положи­ тельную роль. п ЕРВЫЙ судоремонтный за* иод с первого января но- 1 вого года должен будет нерейпр иа новую систему хо­ зяйствования. Подготовка к пе­ реходу волнует руководителей аавода. Возникает целый ряд не­ решенных ситуаций. В таком деле хорошую услугу должно оказать бюро экономического анализа, лаборатория НОТ, ко ­ торые действуют при головном предприятии. К сожалению, по­ мощи от них пока никакой не видно. Как мне рассказывали, представители этих отделов раз в Подготовкой, к переходу на но^ вую систему планирования ж эко­ номического стимулирования на СРЗ-1 занимаются согласно на­ меченных планов. Начальной цехов подняли как раз самый главный, на мой взгляд, вопрос, решение которото тесно связано е новой экономической рефор­ мой. А именно, он касается вве­ дения внутрицехового хозяйст­ венного расчета, упорядочения оптовых цен на ремонт, т. е. сто­ имость работ, которые должен оплачивать судовладелец. Сейчас в цехе существует не полный хозрасчет, так как в нем нет главной статьи — стоимость ма­ териалов. а другие статьи — за­ работная нлата и цеховые рас­ ходы, не позволяют полностью определить себестоимость работ, прибыль, получаемую цехом. Нынешний порядок распета с .заказчиком за ремонт флота нѳ отражает действительных затрат труда и материалов по категори­ ям ремонта, а потому не может способствовать внедрению хоз­ расчета. Объясняется это тем, что судовладелец платит сред­ нюю стоимость сметного нормо- часа товарной продукции без учета, какой материал использо­ вался в том или в другом слу/ чае, какой труд был вложен. По­ нятно, при подготовке к новой хозяйственной реформе подобная обезличка должна; быть устране­ на,. и руководители аавода раз­ работали проект упорядочения отпускных цен на ремонт, кото­ рый преследует цели: более пра­ вильное х точное отражение за­ трат аавода на «лечение» судов флота; стимулирование деятель­ ности коллектива на ремонте вькокорентабеаьяых судов (ПР, ТР, БМРТ); внедрение внутри­ заводского хозяйственного рас­ чета, В этом проекте ва основу* бе­ рется заинтересованность судо­ владельца * быстрейшем окон­ чании междурейсового ремонта ническнх мероприятий, которые ва заводе составляются ежегод­ но, снижения трудоемкости за счет рационализации и изобрета­ тельства. хорошо поставленного социалистического сореваования я т. д. Наряду с моральным удовлетворением за успех кол­ лектива каждый судоремонтник получил ж материальный стимул. Заработная плата рабочего за полугодие возросла на 7,5 про­ цента. Но суть новой экономической политики и состоит в том, чтобы наряду с другими вопросами еще более поднять материальную за­ интересованность всех в резуль­ тате своего труда. И такой фак­ тор учли руководители СРЗ-1. Как известно, на этом заводе ре­ монтируются суда, находящиеся' в аксплуатации, а значит, они приносят доход. Следовательно, к отпускные цены на ремонт, по мнению авторов проекта, долж­ ны составляться в зависимости от прибыли, приносимой судном, то есть, при расчете отпускных цен установить дифференциро­ ванный процент плановых на­ коплений от пяти до пятнадцати но типам судов. Для паровых траулеров — пять процентов, для РТ с двигателями внутреннего сгорания. ОРТ и сейнеров — 10, для IIP, ТР и БМРТ - 15. Сле­ дует оговориться, при разработ­ ке этих цифр учитывался годо­ вой доход судов всех типов. М ОГУТ возгаисиуть возраже­ ния, что в погоне за рен­ табельностью судоремонт­ ники в первую очередь станут «лечить» производственные реф­ рижераторы. а «малыши» будут подолгу отирать причалы. Ну, во- первых, график ремонта все равно придется выполнять, а уж если говорить о такой постанов­ ив вопроса, то и сегодня по ука­ занию главка ПР, ТР, БМРТ ре­ монтируются вне всякой очере­ ди. Разшща лишь в том, что, ес­ ли будут внедрены новые опто­ вые цены на ремовт, отпадст не­ обходимость в адмивви*/гря|м;ва- нии, руководители завода сами правильно решат, какое из судов ремонтировать. Следовательно, осуществление этого мероприя­ тия позволит создать условия для стимулирования деятельности за ­ вода по ремонту высокорента­ бельных судов. Мы говорим вообще о ремонте, не затрагивая качества и сроков. А такие вопросы отнюдь не вто­ ростепенные. Можно лечить «бо­ гатый» корабль в первую оче­ редь, но так долго, что цель бу­ дет не достигнута. Здесь опять же нужен материальный стимул. Его руководители СРЗ-1 видят и вознаграждении за досрочное ж‘ срочное окончание ремонта в прДмой зависимости от эффек­ тивности эксплуатации судна. Размер вознаграждения, видимо, следует устанавливать с' таким расчетом, чтобы часть средств, полученных заводом за сокраще­ ние стоянки высокорентабельных судов, когда быть исиольэоваш помимо премирования работни­ ков на. компенсацию общих аат- рат, связанных с ускоренным вы­ пуском соответствующих судов из ремонта. В основу для исчисления сум­ мы вознаграждения за сутки снижения планового срока сто­ янки судна в ремонте предпола­ гается брать среднесуточные расходы судовладельца но со­ держанию корабля у причала 9 * среднесуточную прибыль за иесь период эксплуатации траулера или базы между «лечениями». Составители новых оптовых цен предполагают для вознагражде­ ния пятьдесят процентов суммы этих двух показателей за каж­ дые 'сутки досрочного выпуска судна из ремонта. Было бы неправильно думать, что, готовясь к новой системе планирования и экономического стимулирования, и в связи с этим упорядочивая оптовые цены на ремонт, руководители думали только о тех вопросах, которые интересны им. Отнюдь нет. Зак­ лючая договор, судоремонткикм будут брать 'на себя'ответствен­ ность за срыв сроков окончания работ. И не только моральную, но и материальную в том же размере, что и вознаграждение. Причем, указанные цифры не обязательно единственные. Все зависит от самих представителей завода и флотов. Но прежде, чем их обсудить, необходимо, чтобы они стали гласными для обеих сторон. Прошел ровно месяц, как свои выводы руководители СРЗ-1 на­ правили на головное предприя­ тие. Конкретного ответа пока нет.- А время не ждет. Возмож­ но, ж не следовало бы так про­ странно говорить о тех шагах, сделанных коллективом аавода по подготовке к переходу к но­ вой хозяйственной реформе, ес­ ли б ве это обстоятельство. В. СЕРГЕЕВ. лл / I м 4 . I У. АУ а ц $ .* V» г* > I I „*k * к М А С Т Е Р ОТК ідрович Каида- Николай Алексин; Блескин пришел ва н ­ лакшский механический завод еіце до начала Великой Оте­ чественной войны. И уже в то время зарекомендовал себя способным токарем. Обработ­ ка самых сложных, а также ответственных задании пору­ чалась именно ему — станоч­ нику высокого разряда. Война прервала мирный труд тока­ ря, С оружием в руках оп <защищал Родину, завоевания Великого Октября. После воины Николай Александрович вновь встал за станок, И снова трудовые де­ ла пошли отлично. Он первым на заводе был удостоен нрава ставить клеймо — знак точ­ ности обработки и личной га- : рантии токаря. Однако ране­ ния, полученные в боях с гитлеровцами, все чаще и ча­ ще давали о себе знать. Все труднее и труднее станови­ лось работать у стайка. Одна­ ко Николай Александрович не жаловался, не сетовал на судьбу. Руководство узнало об этом от жены Блескжна, тоже токаря механического участ­ ка. И тогда Н. А* Блескнну предложили занять должность мастера отдела технического контроля цехііГ^ Сейчас коммунист . Блеекня *~один из наиболее „квалифи­ цированных работников ОТК завода. Оя многое сделал, мно­ гого добился для введения бездефектной системы. В про­ шлом опытный токарь, Блес­ кин подчас на глаз опреде­ ляет даже незначительную разницу в точности обработки между седьмым я восьмым классом чистоты. Он знает технические требования каж­ дой детали назубок. И все же для большей убедительно­ сти пользуется приборами. Проверка проходит быстро н безошибочно. Ну, а если возникает брак, мастер в каждом отдельном случае всесторонне изучает причину его возникновения н докладывает о них на «Днях качества». Конечно, он не ждет эти «дни»* не специаль­ но для них анализирует и подбирает материал. По воз­ можное™ сразу же принима­ ются меры в устранению бри- lga. В этом ему помогают и сами станочники, н Производ­ ственные мастера, технология цеха. - В декабре прошлого года 29 цилиндровых втулок к ди­ зелям ушло в брак. Иа ш х шесть «запорол» токарь Изо- сим Башлачев. К тому време­ ни у Изосама был двухме­ сячный стаж токари. На ста­ ночный участок пришел из подсобных рабочих. Ни зна­ ний, пи опыта у него не хва­ тало. Человеку надо было по­ мочь. Николай Блескин пере- ^ рвь* , - - Щ Ш Ы і-х-х-х -• -Л говорил но этому поводу “с бригадиром *Егором Алекси­ ным, е мастером специализи­ рованного участка Юрием Бо­ родиным. Общими усилиями они стали «вытягивать* мо­ лодого токаря. В яниарс Баш­ лачев уже сумел . улучшить качественные показатели. Принимая - социалистиче­ ское обязательство на юби­ лейный год, коллектив Е. Алексина предусмотрел такой пункт: «Добиться снижения^ брака по сравнению с 1966 го-’ дом па 30 процентов». Ста­ ночники держат свое слово. За семь ' месяцев брак но втулкам к дизелям в 300 ло­ шадиных сил но вине бригады сокращен почти наполовину. В этом есть доля усилий и мастера ОТК, оказавшего по­ мощь в осуществлении ряда организационно - технических мероприятий. На снимке: мастер ОТК ме­ ханосборочного цеха Канда­ лакшского механического за­ вода коммунист Николай А леке андрояич Блеекин. А. ВАНДИН. Фото автора. X . .V.ц 1' I Ч -fr

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz