Рыбный Мурман. 1967 г. Август.
/ 4 Т РУДНО представить рыбную промышленность без того к реикого треугольнііка, который составляют флот, порт, ремонтные предприятия. Связь между ними так тесня, что случись хоти 6 « незначи тельная брешь, ц нарушится весь сложный огромный механизм. Рыбаки но праву называют бе рег снов тылом, способным на некоторое время дать нм отдых, поддержку, по самому существу ‘Шла — позаботиться обо всем, и тем числе привести в порядок материальную часть, иначе гово* ря, подлечить побитые морем ко рабли иеред новыми рыбацкими походами. Еще недавно в траловом фло те, да и ва других флотах посто янно можно было слышать сето- ианяя моряков на несостоятель* иое назначение сроков отхода судов в море. При та а называ лось много. Одна из них — несво евременное окончание между* рейсового ремонта, который, как правило, ведут труженики - пер вого судоремонтного завода. Есть м сейчас случаи, когда вместо, ваиример, 20 часов корабль ухо дам на промысел в 24 часа. Но таких фактов совсем мало. И чтобы не быть голословным, луч ше обратиться к фактам. Перед входом в слес.арно-мѳ- хаиэвчесясий цех СРЗ-1 висит щит, на котором отражены со циалистические обязательства рабочих, инженерно-технических работников всего завода, В них, в частности, есть такие пункты: «..дать сверх годового государств венного плана валовой продуй* щкк не менее чем на 36 тысяч рублей». «...За счет досрочного выпуска судов из ремонта сэко номить с начала года стояноч ного времени в ремонте к 7 но ября 85 судо-суток». Как же выполняется намеченная про* грамма? Начальник планового сектора Геннадий Васильевич Румянцев неторопливо и сб знанием дела называет показатели,^ которых добился коллектив завода за пер вые шесть месяцев юбилейного тода. Буквально какой бы цифры ки касалось дело, оно исчисля лось второй сотней. Нѵ, напри мер, вот как выглядит первый пункт обязательства. План пер вого полугодия но валовой про дукции выполнен на 105,1 про- ядата, но товарной — и того больше — 409,2 процента. За это время судоремонтники должны был* отремонтировать 872 суд на, а фактически ушло в море 934 корабля. Более того, 221 из них *вылечены» досрочно, а 713 ~ в срои. В общем итоге оро- Вшсловиііам было сэкономлено судо-еуток. Но было бы неправильно ду мать, что на СРЗ-1 только одни усдох а и никаких недостатков. За этот же. период в ремонте было задержано семь судов, в не производительный простой со* «тавил двадцать восемь судо-еу ток. Причин много. Кая правило, юсии речь идет о труде рыбаков, те «га непременно характеризу ют. как специфичный. Слов нет, промысловики работают в нео бычных условиях, по тогда но геометрический врали лам треу гольника необычность касается ■ двух других сторон, В пастиости, судоремонтников. Трудностей у них немало. Тут и запрещение производить электросварочные работы ва судах, которые стоят первым корпусом и ве дальше четвертого, неравномерный под ход кораблей с промысла, не возможность из-за плохой метео рологической обстановки пере ставить траулеры или базы так, как нужно было бы для судоре монтников ж « н о т е другое. Есть и вина самих рабочих, которые порой допускают брак. С гав* месяц показываются ня ваиоде, чтобы набрать ту лли иную бу магу и м приходят во другому делу, во не для того, чтобы на месте обнаружить те промахи, Ненормальности в деятельности коллектива СРЯ-f, помочь устра нить их. Например, администрация за вода пе может найти оптималь ного решения, как избежать не производительных затрат ироме- ви прн ремонте кораблей, стоя щих на глубоководвых причалах влн в торговом порту. А эти за траты исчисляются часами: дос тавка рабочих, инструмента, вы- ииска пропусков х т. д. Нужен экономически обоснованный ва риант в организация такого рода работ. корабля. Действительно, жизнь подсказывает, что ремонтная ба- 8 а сейчас отстает от роста фло та, 8 следовательно, ж задержка кораблей у причалов — налицо. А может, есть скрытые резервы, возможности для поднятия про изводительности труда, увеличе ния эффективности судоремонт ных предприятий. Конечно, есть, н они видны на врнмере работы коллектива СРЗ-1 в первом полу годии. Например,' производительность труда каждого рабочего здесь по высилась на 6,1 процента, на семь процентов снижена себесто имость ремонта, дано сверхпла новой прибыли 157 тысяч руб лей. Вот результат претворения в жизнь тех организационво-тех- Что волнует судоремонтников борются всеми возможными спо собами и средствами. И все же, несмотря иа все перипетии, кол лектив СРЗ-І в юбилейном году весет тахту с большим подъемом, напряжением. Об этом свиде тельствуют бесстрастные цифры. Они тем более заслуживают вни мания, что на заводе трудится людей меньше, чем положено но штату. Текучесть кадров — одна жз острых проблем. Решить ее не так просто. Руководители многое возлагают на новую систему планирования и экономического стимулирования. Сейчас, же под нимается вопрос о том, чтобы повысить квалификацию на раа- ряд тем рабочим, которые произ водят ремонтные операции на судах, не выведенных из эксплу атации. Суть вопроса сводится к тому, что судоремонтники СРЗ-1 и головного предприятия нахо дятся в неодинаковых условиях при ремонте одного и того же механизма. И это естественно. Одно дело разобрать, например, какую-либо судовую систему на безжизненном траулере, другое — на работающем. Тут нужно знать десятки правил, требова нии и особое мастерство. Как го ворил начальник отдела труда и зарплаты Н. Т. Веселый, этот вопрос практически решен, что, конечно, сыграет свою положи тельную роль. п ЕРВЫЙ судоремонтный за* иод с первого января но- 1 вого года должен будет нерейпр иа новую систему хо зяйствования. Подготовка к пе реходу волнует руководителей аавода. Возникает целый ряд не решенных ситуаций. В таком деле хорошую услугу должно оказать бюро экономического анализа, лаборатория НОТ, ко торые действуют при головном предприятии. К сожалению, по мощи от них пока никакой не видно. Как мне рассказывали, представители этих отделов раз в Подготовкой, к переходу на но^ вую систему планирования ж эко номического стимулирования на СРЗ-1 занимаются согласно на меченных планов. Начальной цехов подняли как раз самый главный, на мой взгляд, вопрос, решение которото тесно связано е новой экономической рефор мой. А именно, он касается вве дения внутрицехового хозяйст венного расчета, упорядочения оптовых цен на ремонт, т. е. сто имость работ, которые должен оплачивать судовладелец. Сейчас в цехе существует не полный хозрасчет, так как в нем нет главной статьи — стоимость ма териалов. а другие статьи — за работная нлата и цеховые рас ходы, не позволяют полностью определить себестоимость работ, прибыль, получаемую цехом. Нынешний порядок распета с .заказчиком за ремонт флота нѳ отражает действительных затрат труда и материалов по категори ям ремонта, а потому не может способствовать внедрению хоз расчета. Объясняется это тем, что судовладелец платит сред нюю стоимость сметного нормо- часа товарной продукции без учета, какой материал использо вался в том или в другом слу/ чае, какой труд был вложен. По нятно, при подготовке к новой хозяйственной реформе подобная обезличка должна; быть устране на,. и руководители аавода раз работали проект упорядочения отпускных цен на ремонт, кото рый преследует цели: более пра вильное х точное отражение за трат аавода на «лечение» судов флота; стимулирование деятель ности коллектива на ремонте вькокорентабеаьяых судов (ПР, ТР, БМРТ); внедрение внутри заводского хозяйственного рас чета, В этом проекте ва основу* бе рется заинтересованность судо владельца * быстрейшем окон чании междурейсового ремонта ническнх мероприятий, которые ва заводе составляются ежегод но, снижения трудоемкости за счет рационализации и изобрета тельства. хорошо поставленного социалистического сореваования я т. д. Наряду с моральным удовлетворением за успех кол лектива каждый судоремонтник получил ж материальный стимул. Заработная плата рабочего за полугодие возросла на 7,5 про цента. Но суть новой экономической политики и состоит в том, чтобы наряду с другими вопросами еще более поднять материальную за интересованность всех в резуль тате своего труда. И такой фак тор учли руководители СРЗ-1. Как известно, на этом заводе ре монтируются суда, находящиеся' в аксплуатации, а значит, они приносят доход. Следовательно, к отпускные цены на ремонт, по мнению авторов проекта, долж ны составляться в зависимости от прибыли, приносимой судном, то есть, при расчете отпускных цен установить дифференциро ванный процент плановых на коплений от пяти до пятнадцати но типам судов. Для паровых траулеров — пять процентов, для РТ с двигателями внутреннего сгорания. ОРТ и сейнеров — 10, для IIP, ТР и БМРТ - 15. Сле дует оговориться, при разработ ке этих цифр учитывался годо вой доход судов всех типов. М ОГУТ возгаисиуть возраже ния, что в погоне за рен табельностью судоремонт ники в первую очередь станут «лечить» производственные реф рижераторы. а «малыши» будут подолгу отирать причалы. Ну, во- первых, график ремонта все равно придется выполнять, а уж если говорить о такой постанов ив вопроса, то и сегодня по ука занию главка ПР, ТР, БМРТ ре монтируются вне всякой очере ди. Разшща лишь в том, что, ес ли будут внедрены новые опто вые цены на ремовт, отпадст не обходимость в адмивви*/гря|м;ва- нии, руководители завода сами правильно решат, какое из судов ремонтировать. Следовательно, осуществление этого мероприя тия позволит создать условия для стимулирования деятельности за вода по ремонту высокорента бельных судов. Мы говорим вообще о ремонте, не затрагивая качества и сроков. А такие вопросы отнюдь не вто ростепенные. Можно лечить «бо гатый» корабль в первую оче редь, но так долго, что цель бу дет не достигнута. Здесь опять же нужен материальный стимул. Его руководители СРЗ-1 видят и вознаграждении за досрочное ж‘ срочное окончание ремонта в прДмой зависимости от эффек тивности эксплуатации судна. Размер вознаграждения, видимо, следует устанавливать с' таким расчетом, чтобы часть средств, полученных заводом за сокраще ние стоянки высокорентабельных судов, когда быть исиольэоваш помимо премирования работни ков на. компенсацию общих аат- рат, связанных с ускоренным вы пуском соответствующих судов из ремонта. В основу для исчисления сум мы вознаграждения за сутки снижения планового срока сто янки судна в ремонте предпола гается брать среднесуточные расходы судовладельца но со держанию корабля у причала 9 * среднесуточную прибыль за иесь период эксплуатации траулера или базы между «лечениями». Составители новых оптовых цен предполагают для вознагражде ния пятьдесят процентов суммы этих двух показателей за каж дые 'сутки досрочного выпуска судна из ремонта. Было бы неправильно думать, что, готовясь к новой системе планирования и экономического стимулирования, и в связи с этим упорядочивая оптовые цены на ремонт, руководители думали только о тех вопросах, которые интересны им. Отнюдь нет. Зак лючая договор, судоремонткикм будут брать 'на себя'ответствен ность за срыв сроков окончания работ. И не только моральную, но и материальную в том же размере, что и вознаграждение. Причем, указанные цифры не обязательно единственные. Все зависит от самих представителей завода и флотов. Но прежде, чем их обсудить, необходимо, чтобы они стали гласными для обеих сторон. Прошел ровно месяц, как свои выводы руководители СРЗ-1 на правили на головное предприя тие. Конкретного ответа пока нет.- А время не ждет. Возмож но, ж не следовало бы так про странно говорить о тех шагах, сделанных коллективом аавода по подготовке к переходу к но вой хозяйственной реформе, ес ли б ве это обстоятельство. В. СЕРГЕЕВ. лл / I м 4 . I У. АУ а ц $ .* V» г* > I I „*k * к М А С Т Е Р ОТК ідрович Каида- Николай Алексин; Блескин пришел ва н лакшский механический завод еіце до начала Великой Оте чественной войны. И уже в то время зарекомендовал себя способным токарем. Обработ ка самых сложных, а также ответственных задании пору чалась именно ему — станоч нику высокого разряда. Война прервала мирный труд тока ря, С оружием в руках оп <защищал Родину, завоевания Великого Октября. После воины Николай Александрович вновь встал за станок, И снова трудовые де ла пошли отлично. Он первым на заводе был удостоен нрава ставить клеймо — знак точ ности обработки и личной га- : рантии токаря. Однако ране ния, полученные в боях с гитлеровцами, все чаще и ча ще давали о себе знать. Все труднее и труднее станови лось работать у стайка. Одна ко Николай Александрович не жаловался, не сетовал на судьбу. Руководство узнало об этом от жены Блескжна, тоже токаря механического участ ка. И тогда Н. А* Блескнну предложили занять должность мастера отдела технического контроля цехііГ^ Сейчас коммунист . Блеекня *~один из наиболее „квалифи цированных работников ОТК завода. Оя многое сделал, мно гого добился для введения бездефектной системы. В про шлом опытный токарь, Блес кин подчас на глаз опреде ляет даже незначительную разницу в точности обработки между седьмым я восьмым классом чистоты. Он знает технические требования каж дой детали назубок. И все же для большей убедительно сти пользуется приборами. Проверка проходит быстро н безошибочно. Ну, а если возникает брак, мастер в каждом отдельном случае всесторонне изучает причину его возникновения н докладывает о них на «Днях качества». Конечно, он не ждет эти «дни»* не специаль но для них анализирует и подбирает материал. По воз можное™ сразу же принима ются меры в устранению бри- lga. В этом ему помогают и сами станочники, н Производ ственные мастера, технология цеха. - В декабре прошлого года 29 цилиндровых втулок к ди зелям ушло в брак. Иа ш х шесть «запорол» токарь Изо- сим Башлачев. К тому време ни у Изосама был двухме сячный стаж токари. На ста ночный участок пришел из подсобных рабочих. Ни зна ний, пи опыта у него не хва тало. Человеку надо было по мочь. Николай Блескин пере- ^ рвь* , - - Щ Ш Ы і-х-х-х -• -Л говорил но этому поводу “с бригадиром *Егором Алекси ным, е мастером специализи рованного участка Юрием Бо родиным. Общими усилиями они стали «вытягивать* мо лодого токаря. В яниарс Баш лачев уже сумел . улучшить качественные показатели. Принимая - социалистиче ское обязательство на юби лейный год, коллектив Е. Алексина предусмотрел такой пункт: «Добиться снижения^ брака по сравнению с 1966 го-’ дом па 30 процентов». Ста ночники держат свое слово. За семь ' месяцев брак но втулкам к дизелям в 300 ло шадиных сил но вине бригады сокращен почти наполовину. В этом есть доля усилий и мастера ОТК, оказавшего по мощь в осуществлении ряда организационно - технических мероприятий. На снимке: мастер ОТК ме ханосборочного цеха Канда лакшского механического за вода коммунист Николай А леке андрояич Блеекин. А. ВАНДИН. Фото автора. X . .V.ц 1' I Ч -fr
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz