Рыбный Мурман. 1967 г. Апрель.
ПЕРЕХОДОМ на новые условия планировании и окономического стимул и- рования перед коллективом фаб рики открывается широкий про стор для творчества. Руководите лям, инженерно-техническим ра ботникам, служащим, рабочим сказали: действуйте по своему усмотрению, проявляйте инициа тиву, только аккуратно и высо кокачественно выполняйте зака зы уиравлений флотов и отдайте » бюджет то, что установлено положением. А чем лучше будет трудиться каждый работник, тем больше прибыли получит коллектив. Зна чит, больше средств можно от числить в фонды предприятий, больше материального возна граждения получит каждый че- телем признана бригада Паши ной. Но вручение вымпела было произведено без особой торжест венности, широкой огласки успех бригады не получил. А вот на передовых предприятиях страны в таких случаях поступают ина че. Переходящий вымпел и пре мия вручаются на собрании все го коллектива. Отмечают юбилей ветеранов производства, чест вуют на вечерах тех, кто хорошо работает и прилежно учится, Па многих предприятиях существует торжественный ритуал посвяще ния в рабочие. Такое посвящение надолго остается в памяти, на страивает молодого человека или девушку на определенный лад, обязывает его ко многому. По условиям премирования ра ботники обязаны не только хоро ню работать, но и достойно вести себя в цехе и за воротами фаб рики. За допущенные нарушения яовек в отдельности. Итоги работы за первый квар тал доказывают, что большин ство тружеников предприятия проявляют высокую сознатель ность, ставят интересы коллек тива на первый план, дорожат фабричной маркой. С каждым днем возрастает роль социалистического соревно вания. Если раньше- людей при зывали завоевывать первенство, за* которым следовали знаки по чета: переходящиіі вымпел, зане сение на Доску почета, благо дарности, то теперь имеются бо лее действенные рычаги — мате рияльные стимулы. Сумма премии победителям в соревновании достаточно высокая. К примеру, но итогам работы за февраль администрация и фаб ричный комитет профсоюза опре делили победптелем бригаду тов. Паплсной. Ей вручен переходя щий вымпел и выплачена премия в сумме 200 рублей. К сожалению, не все еще на предприятии правильно понима ют значение материальных сти мулов. Мне пришлось беседовать с некоторыми работницами тра лового и сетного отделений, и чувствуется, что они ударяются в одну крайность — дескать, возникли новые условия и глав ное сейчас — это материальное ггимулнрование. Надо, чтобы все поняли, что нельзя принижать роль мораль- вых стимулов. Они должны дей ствовать одновременно с мате- ? иальными. всемерно служить ►ормированито и использованию творческих сил людей, повышать уровень удовлетворенности своей работой. Я уже рассказал, что по ито гам работы за февраль яобеди- человек может быть лишен пре мии. К сожалению, этим нравом администрация ж фабричный ко митет ни разу не пользовались, хотя поводы были. Если не вдумываться глубоко, то факт лишения премии можно оценить однобоко: — дескать, к совершившим проступки приме нили материальную санкцию. Но загляните в глубину — и не вольно придете к выводу: это одновременно и моральная санк ция. Учтите реакцию человека: другим вознаграждение дают, их напутствуют добрыми пожела ниями, а твоя фамилия в списке лишенных премий — сам вино- Еат! С другой стороны, факт ли шения премии заставит приза думаться и других: выходит, кол лективу цеха, бригады не все равно, каков ты на работе и ка ков в быту. За хорошее тебя могут поощрить, а за плохое на казать. Это, безусловно, остано вит еще кого-то и научит ува жать дисциплину труда и обще ственный порядок. Т АК хозяйственники называют трудности, которые возни кают в ходе внедрения но вы* методов планирования и эко номического стимулирования. Трудности и нерешенные пробле мы. Пришлось столкнуться с ними и коллективу фабршш орудий лова. Выполнение ила на по реализа ция — один из основных показа телей работы. Коллектив перевы полнил его в январе и феврале. По это стоило больших трудов и затрат нервной энергии руково дителей предприятия. Звонят с фабрики в управле ние «Мурмансельдь», предлагают забрать изготовленные сети. А в ответ слышат: — У нас нет складов, забрать не можем.., А ночему из-за этого должен страдать коллектив фабрики? Траловый флот отказывается от первоначальной заявки на иэго- товление во втором квартале тра лов по чертежу 396. Кол лектив фабрики .поставлен в труд ное положение. Попробуй в ко роткий срок безболезненно пере строить производство. В связи с увеличением произ водственной программы на фаб рику принято 25 учеников. Они осваивают сейчас выпуск повой продукции. А представьте себе, что поступит отказ на ее изготов ление. Многомесячная учеба пой дет впустую. Зря будут израсхо дованы средства на обучение.. Вот почему руководители соот ветствующих. отделов главка должны требовать от руководи телей промысловых флотов стро гого выполнения договорных обя зательств. Надо, чтобы штраф ные санкции к предприятиям бы ли вьгше существующих в пять— десять раз. И даже до полного возмещения убытков. Думается, что следует взыскивать за невы полнение условий договоров и не посредственно с тех лиц, кто подписывает эти договора. Тогда повысится ответственность за их составление, не будет рассужде ний о том, что договор, дескать, существует только для банка, для расчетов, же выполню его — не страшно, главк не даст «вы лететь в трубу». По-прежнему больным местом является материально-техниче ское . снабжение. В этом, году в январе фабрика должна была ка чать производство кошельковых неводов. Полным ходом работы развернулись лишь в конце фев р а л я . Не было нужной дели для их изготовления. Управление «Мурмансельдь»* дало заказ на изготовление 34 тысяч капроновых сетей. Сейчас выясняется, что материалов же хватает. Подобные факты всегда нетер* пимы. А в условиях новой си стемы планирования ж экономж-» ческого стимулирования оеобеян но. Вызывает по меньшей мере удивление и такой факт. Хотя коллектив фабрики вынолнка. план по реализации продукция в январе на 106, в феврале — на 110 процентов, его считают от-* стающим предприятием по вь^ волнению плана но валовой вро» дукциж. _ Спрашивается, где же ю і ая си стема планирования? Фабрики установлен основной показатель* — реализация, а продолжают оце нивать работу предприятия все еще но валовой продукции. Вот и закончен наш рассказ в первом предприятии главка, ;к»« торое осуществило хозяйствен* ную реформу. Возможно, плане* вики, экономисты, руководители предприятий не найдут для себя ответа на все интересующие' их вопросы. Автор статьи и нѳ ставил перед собой „ такую цель.. О чисто технической? стороне дела, о том, какие тірв-» бованші предъявляет межведом-* ственная комиссия Госплана СССР при решении вопроса - разрешить переход предприятия на новую систему планирования и экономического стимулирова ния иди нет может подробно рассказать начальник планов*» производственного отдела рикн тов. Выборов. Главное в том, что колле*тів получил в свои руки сильнее и реальное оружие борьбы за дальнейшее развитие производ ства и повышение на этой основе личного благополучия. Надо, чтобы руководители нла-* ново-экономического ' отдела, уп равления материально-техниче ского снабжения и других отде« лов главка оказывали коллектж- , ву фабрики всемерную помощь, вникали в его нужды, помогали устранять помехи с реализацией продукции. Необходимо также форсировать строительство н ош * производственных корпусов, фаФ»' рнки. Сейчас коллектив работай*.] в очень стесненных условиях, *af это сдерживает дальнейшее рЗД* витие производства. * і В. ЕВГБНЬБв. ш На фабрике орудий лова отказались от малопроизводительного ручного заращмванна огопов. Здесь с успехом применяется онрее совка огонов у стальных тросов с помощью алюминиево-магние вых втулок. На снимке показано,, как выполняется эта операция с яомоіцью пресса* Стимулы моральные и материальные Подводные камни (Окончание. Нач. на 1 стр.). переделывать, составляйте новую ведомость». И такой случай не единичен. За время ремопта экипаж и осо бенно его командный состав тра тит массу энергии и-лервов на «утряску» спорных вопросов. Досадные мелочи На СРТ-686 «Вестник», куда мы зашли, все обстояло вроде бы благополучно. Даже мимолетного •взгляда хватило, чтобы опреде лить: судно находится на завер шающем этапе ремонта. А имен но, оно должно выйти в плава ние шестого апреля. Оснований для бесшдеойства у моряков пет. Впрочем, вот как ответил на воп рос капитана прораб Иван Гав рилович Кива: — Вряд ли в срок уложатся, но может быть... Тем пе менее экипаж «Вестни ка» настроен оптимистично. По палубной части работы почти за кончены, по машинной — тоже подходят к концу. Значит, про филактический ремонт будет за вершен менее чем за два месяца, то рсть за время с 16 февраля по 6 апреля. По здесь стоит расска зать о том, как проходило «лече ние», потому что многие вопро сы, касающиеся этого самого •лечения», характерны и для других траулеров, стоящих у причалов СРЗ-2, Затянувшаяся «прописка» -Во-первых, пятнадцать дней на «Вестнике» не знали срока выхода в плавание. Причина, как говорили нам, в трудности де фекта ци и доковых работ. Лишь после того, как судно простояло в доке неделю и выяснилось, что все обстоит благополучно, опре делили время окончания ремон та. Правда, тогда произошло ма ленькое недоразумение, если не сказать хуже. Дело в том, что ра бочие не заварили одно конт рольное отверстие в корпусе суд на на уровне ватерлинии. Ошиб ку исправили по указанию вах тенного штурмана. Слов нет, судовая администра ция должна следить за такими работами. Но недавно на подоб ном СРТ забыли заварить сразу восемь отверстий, и когда судно оказалось на плаву, вода в боль шом количестве начала постук нать в помещения. В данном слу чае, на наш взгляд, виноваты и вахтенная служба и представи тель СРЗ-2, ізедущи й ремонт. Не без его ведома производилось сверление корпуса. А значит, он должен был распорядиться и за латать все отверстия. Если на этот счет нет определенной инст рукции, то от моральной ответст венности он все равно не может быть освобождав. Рейдовой •бригаде пришлось столкнуться с другим случаем формального подхода к нуждам моряков. На том же «Вестнжке» старпом забыл указать металл, из которого нужно вытачивать сухарь винтового стопора браш пиля. На всех судах он сделан из бронзы, а вот судоремонтники СРЗ-2 изготовили стальной. Разве об этом не знал прораб? А фор мализм обернется тем, что через рейс придется вновь делать за каз, ибо для моря сталь в подоб ных механизмах меньше всего пригодна. Тянут-потянут... На PC-1015 особенной ремонт ной суеты мы не заметили. На палубе человека три, слышится стук в машинном ©тделенжи. Тру дового напряжения нет. — Устали.от ремонта, со вто рого января чинимся, — объяс нил старший помощцик капита на Иван Николаевич Летаваль- цев. — Уж давно должны быть в море, а вот все здесь. - ___ Дела, конечно, много. Нужно J \ J О Л Ь ш С Т р И М “Т О ставить новый двигатель, произ вести капитальный ремонт котла и другие работы. Первоначаль ный срок выхода корабля в море — 7 марта был вполне реален. Ибо на тот объем ремонта, кото рыи указан в дефектной ведомо сти, и не требовалось больше вре мени, если бы судоремонтники трудились как следует. Но в том- то и дело, что они, как говорит ся, «тянут резину». Подходит седьмое, а ремонт в разгаре. Здесь можно понять «благород ные порывы» судоремонтников, предоставивших возможность мо рякам встретить Международ ный женский день вместе с же нами и невестами. Но увы, не долго моряцкие сердца были пол ны умиления и благодарности. — Не «после праздничка» — в мо ре, а 22 марта, —- говорили им,— отдадите швартовы. Прошел и этот, второй срок, а конца работе не видно. Теперь надеются моряки РС-1015 на то, что все-таки 10 апреля покитгут «гостеприимный» причал СРЗ-2. Правда, для этого судоремонтни кам нужно соблюсти одно усло вие: трудиться не по принципу «тише едешь — дальше будешь». не греет Одно время моряки судов, сто ящих в ремонте у причалов Аб рам-мыса, поднимали вопрос о том, чтобы лучше наладить пи-* тадое экипажей. И как говори*» нам, с этим дело сейчас обстоит j хорошо. Но не одним хлебом вйн. сущным живет человек. Ему чется еще и тепла. В нрямомг смысле. А теила-то не хватает*.; вернее, его нет совсем. $ С постановкой траулера в ^ монт на СРЗ-2 на нем, естеетмв-^ но, выводятся из эксплуатация - котел, другие механизмы. Следсн ; вательно, ©топление судовых ши j мещений своими средствам* не-» # возможно. В то же время и берет! не дает пара. Вот и сидят вах-< тенные в полушубках, которые*^ несмотря на все положительные, качества, не спасают в конце концов от холода. " . — Конечно, — шутят мордам* — Гольфстрим—теплое течение, но в данном случае оно не треет* Рейдовая бригада: Р. ЛЯ- НИН, старший помощник ка питана, II. ВАГАНОВ, капи т а н о в . АЛЕЙСЕЙЧУК, стар ший помощник капитана, В, ФИЛИППОВ, капитан, А* ОКУЛОВ, старший механик, Г. РЫБНИКОВА, В. ХРЯ1П- КОВ, сотрудники редам- цни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz