Рыбный Мурман. 1967 г. Апрель.

ПЕРЕХОДОМ на новые условия планировании и окономического стимул и- рования перед коллективом фаб­ рики открывается широкий про­ стор для творчества. Руководите­ лям, инженерно-техническим ра­ ботникам, служащим, рабочим сказали: действуйте по своему усмотрению, проявляйте инициа­ тиву, только аккуратно и высо­ кокачественно выполняйте зака­ зы уиравлений флотов и отдайте » бюджет то, что установлено положением. А чем лучше будет трудиться каждый работник, тем больше прибыли получит коллектив. Зна­ чит, больше средств можно от­ числить в фонды предприятий, больше материального возна­ граждения получит каждый че- телем признана бригада Паши­ ной. Но вручение вымпела было произведено без особой торжест­ венности, широкой огласки успех бригады не получил. А вот на передовых предприятиях страны в таких случаях поступают ина­ че. Переходящий вымпел и пре­ мия вручаются на собрании все­ го коллектива. Отмечают юбилей ветеранов производства, чест­ вуют на вечерах тех, кто хорошо работает и прилежно учится, Па многих предприятиях существует торжественный ритуал посвяще­ ния в рабочие. Такое посвящение надолго остается в памяти, на­ страивает молодого человека или девушку на определенный лад, обязывает его ко многому. По условиям премирования ра­ ботники обязаны не только хоро­ ню работать, но и достойно вести себя в цехе и за воротами фаб­ рики. За допущенные нарушения яовек в отдельности. Итоги работы за первый квар­ тал доказывают, что большин­ ство тружеников предприятия проявляют высокую сознатель­ ность, ставят интересы коллек­ тива на первый план, дорожат фабричной маркой. С каждым днем возрастает роль социалистического соревно­ вания. Если раньше- людей при­ зывали завоевывать первенство, за* которым следовали знаки по­ чета: переходящиіі вымпел, зане­ сение на Доску почета, благо­ дарности, то теперь имеются бо­ лее действенные рычаги — мате­ рияльные стимулы. Сумма премии победителям в соревновании достаточно высокая. К примеру, но итогам работы за февраль администрация и фаб­ ричный комитет профсоюза опре­ делили победптелем бригаду тов. Паплсной. Ей вручен переходя­ щий вымпел и выплачена премия в сумме 200 рублей. К сожалению, не все еще на предприятии правильно понима­ ют значение материальных сти­ мулов. Мне пришлось беседовать с некоторыми работницами тра­ лового и сетного отделений, и чувствуется, что они ударяются в одну крайность — дескать, возникли новые условия и глав­ ное сейчас — это материальное ггимулнрование. Надо, чтобы все поняли, что нельзя принижать роль мораль- вых стимулов. Они должны дей­ ствовать одновременно с мате- ? иальными. всемерно служить ►ормированито и использованию творческих сил людей, повышать уровень удовлетворенности своей работой. Я уже рассказал, что по ито­ гам работы за февраль яобеди- человек может быть лишен пре­ мии. К сожалению, этим нравом администрация ж фабричный ко­ митет ни разу не пользовались, хотя поводы были. Если не вдумываться глубоко, то факт лишения премии можно оценить однобоко: — дескать, к совершившим проступки приме­ нили материальную санкцию. Но загляните в глубину — и не­ вольно придете к выводу: это одновременно и моральная санк­ ция. Учтите реакцию человека: другим вознаграждение дают, их напутствуют добрыми пожела­ ниями, а твоя фамилия в списке лишенных премий — сам вино- Еат! С другой стороны, факт ли­ шения премии заставит приза­ думаться и других: выходит, кол­ лективу цеха, бригады не все равно, каков ты на работе и ка­ ков в быту. За хорошее тебя могут поощрить, а за плохое на­ казать. Это, безусловно, остано­ вит еще кого-то и научит ува­ жать дисциплину труда и обще­ ственный порядок. Т АК хозяйственники называют трудности, которые возни­ кают в ходе внедрения но­ вы* методов планирования и эко­ номического стимулирования. Трудности и нерешенные пробле­ мы. Пришлось столкнуться с ними и коллективу фабршш орудий лова. Выполнение ила на по реализа­ ция — один из основных показа­ телей работы. Коллектив перевы­ полнил его в январе и феврале. По это стоило больших трудов и затрат нервной энергии руково­ дителей предприятия. Звонят с фабрики в управле­ ние «Мурмансельдь», предлагают забрать изготовленные сети. А в ответ слышат: — У нас нет складов, забрать не можем.., А ночему из-за этого должен страдать коллектив фабрики? Траловый флот отказывается от первоначальной заявки на иэго- товление во втором квартале тра­ лов по чертежу 396. Кол­ лектив фабрики .поставлен в труд­ ное положение. Попробуй в ко­ роткий срок безболезненно пере­ строить производство. В связи с увеличением произ­ водственной программы на фаб­ рику принято 25 учеников. Они осваивают сейчас выпуск повой продукции. А представьте себе, что поступит отказ на ее изготов­ ление. Многомесячная учеба пой­ дет впустую. Зря будут израсхо­ дованы средства на обучение.. Вот почему руководители соот­ ветствующих. отделов главка должны требовать от руководи­ телей промысловых флотов стро­ гого выполнения договорных обя­ зательств. Надо, чтобы штраф­ ные санкции к предприятиям бы­ ли вьгше существующих в пять— десять раз. И даже до полного возмещения убытков. Думается, что следует взыскивать за невы­ полнение условий договоров и не­ посредственно с тех лиц, кто подписывает эти договора. Тогда повысится ответственность за их составление, не будет рассужде­ ний о том, что договор, дескать, существует только для банка, для расчетов, же выполню его — не страшно, главк не даст «вы­ лететь в трубу». По-прежнему больным местом является материально-техниче­ ское . снабжение. В этом, году в январе фабрика должна была ка­ чать производство кошельковых неводов. Полным ходом работы развернулись лишь в конце фев­ р а л я . Не было нужной дели для их изготовления. Управление «Мурмансельдь»* дало заказ на изготовление 34 тысяч капроновых сетей. Сейчас выясняется, что материалов же хватает. Подобные факты всегда нетер* пимы. А в условиях новой си­ стемы планирования ж экономж-» ческого стимулирования оеобеян но. Вызывает по меньшей мере удивление и такой факт. Хотя коллектив фабрики вынолнка. план по реализации продукция в январе на 106, в феврале — на 110 процентов, его считают от-* стающим предприятием по вь^ волнению плана но валовой вро» дукциж. _ Спрашивается, где же ю і ая си­ стема планирования? Фабрики установлен основной показатель* — реализация, а продолжают оце­ нивать работу предприятия все еще но валовой продукции. Вот и закончен наш рассказ в первом предприятии главка, ;к»« торое осуществило хозяйствен* ную реформу. Возможно, плане* вики, экономисты, руководители предприятий не найдут для себя ответа на все интересующие' их вопросы. Автор статьи и нѳ ставил перед собой „ такую цель.. О чисто технической? стороне дела, о том, какие тірв-» бованші предъявляет межведом-* ственная комиссия Госплана СССР при решении вопроса - разрешить переход предприятия на новую систему планирования и экономического стимулирова­ ния иди нет может подробно рассказать начальник планов*» производственного отдела рикн тов. Выборов. Главное в том, что колле*тів получил в свои руки сильнее и реальное оружие борьбы за дальнейшее развитие производ­ ства и повышение на этой основе личного благополучия. Надо, чтобы руководители нла-* ново-экономического ' отдела, уп­ равления материально-техниче­ ского снабжения и других отде« лов главка оказывали коллектж- , ву фабрики всемерную помощь, вникали в его нужды, помогали устранять помехи с реализацией продукции. Необходимо также форсировать строительство н ош * производственных корпусов, фаФ»' рнки. Сейчас коллектив работай*.] в очень стесненных условиях, *af это сдерживает дальнейшее рЗД* витие производства. * і В. ЕВГБНЬБв. ш На фабрике орудий лова отказались от малопроизводительного ручного заращмванна огопов. Здесь с успехом применяется онрее совка огонов у стальных тросов с помощью алюминиево-магние­ вых втулок. На снимке показано,, как выполняется эта операция с яомоіцью пресса* Стимулы моральные и материальные Подводные камни (Окончание. Нач. на 1 стр.). переделывать, составляйте новую ведомость». И такой случай не единичен. За время ремопта экипаж и осо­ бенно его командный состав тра­ тит массу энергии и-лервов на «утряску» спорных вопросов. Досадные мелочи На СРТ-686 «Вестник», куда мы зашли, все обстояло вроде бы благополучно. Даже мимолетного •взгляда хватило, чтобы опреде­ лить: судно находится на завер­ шающем этапе ремонта. А имен­ но, оно должно выйти в плава­ ние шестого апреля. Оснований для бесшдеойства у моряков пет. Впрочем, вот как ответил на воп­ рос капитана прораб Иван Гав­ рилович Кива: — Вряд ли в срок уложатся, но может быть... Тем пе менее экипаж «Вестни­ ка» настроен оптимистично. По палубной части работы почти за­ кончены, по машинной — тоже подходят к концу. Значит, про­ филактический ремонт будет за­ вершен менее чем за два месяца, то рсть за время с 16 февраля по 6 апреля. По здесь стоит расска­ зать о том, как проходило «лече­ ние», потому что многие вопро­ сы, касающиеся этого самого •лечения», характерны и для других траулеров, стоящих у причалов СРЗ-2, Затянувшаяся «прописка» -Во-первых, пятнадцать дней на «Вестнике» не знали срока выхода в плавание. Причина, как говорили нам, в трудности де­ фекта ци и доковых работ. Лишь после того, как судно простояло в доке неделю и выяснилось, что все обстоит благополучно, опре­ делили время окончания ремон­ та. Правда, тогда произошло ма­ ленькое недоразумение, если не сказать хуже. Дело в том, что ра­ бочие не заварили одно конт­ рольное отверстие в корпусе суд­ на на уровне ватерлинии. Ошиб­ ку исправили по указанию вах­ тенного штурмана. Слов нет, судовая администра­ ция должна следить за такими работами. Но недавно на подоб­ ном СРТ забыли заварить сразу восемь отверстий, и когда судно оказалось на плаву, вода в боль­ шом количестве начала постук нать в помещения. В данном слу­ чае, на наш взгляд, виноваты и вахтенная служба и представи­ тель СРЗ-2, ізедущи й ремонт. Не без его ведома производилось сверление корпуса. А значит, он должен был распорядиться и за­ латать все отверстия. Если на этот счет нет определенной инст­ рукции, то от моральной ответст­ венности он все равно не может быть освобождав. Рейдовой •бригаде пришлось столкнуться с другим случаем формального подхода к нуждам моряков. На том же «Вестнжке» старпом забыл указать металл, из которого нужно вытачивать сухарь винтового стопора браш­ пиля. На всех судах он сделан из бронзы, а вот судоремонтники СРЗ-2 изготовили стальной. Разве об этом не знал прораб? А фор­ мализм обернется тем, что через рейс придется вновь делать за­ каз, ибо для моря сталь в подоб­ ных механизмах меньше всего пригодна. Тянут-потянут... На PC-1015 особенной ремонт­ ной суеты мы не заметили. На палубе человека три, слышится стук в машинном ©тделенжи. Тру­ дового напряжения нет. — Устали.от ремонта, со вто­ рого января чинимся, — объяс­ нил старший помощцик капита­ на Иван Николаевич Летаваль- цев. — Уж давно должны быть в море, а вот все здесь. - ___ Дела, конечно, много. Нужно J \ J О Л Ь ш С Т р И М “Т О ставить новый двигатель, произ­ вести капитальный ремонт котла и другие работы. Первоначаль­ ный срок выхода корабля в море — 7 марта был вполне реален. Ибо на тот объем ремонта, кото рыи указан в дефектной ведомо­ сти, и не требовалось больше вре­ мени, если бы судоремонтники трудились как следует. Но в том- то и дело, что они, как говорит­ ся, «тянут резину». Подходит седьмое, а ремонт в разгаре. Здесь можно понять «благород­ ные порывы» судоремонтников, предоставивших возможность мо­ рякам встретить Международ­ ный женский день вместе с же­ нами и невестами. Но увы, не­ долго моряцкие сердца были пол­ ны умиления и благодарности. — Не «после праздничка» — в мо­ ре, а 22 марта, —- говорили им,— отдадите швартовы. Прошел и этот, второй срок, а конца работе не видно. Теперь надеются моряки РС-1015 на то, что все-таки 10 апреля покитгут «гостеприимный» причал СРЗ-2. Правда, для этого судоремонтни­ кам нужно соблюсти одно усло­ вие: трудиться не по принципу «тише едешь — дальше будешь». не греет Одно время моряки судов, сто­ ящих в ремонте у причалов Аб­ рам-мыса, поднимали вопрос о том, чтобы лучше наладить пи-* тадое экипажей. И как говори*» нам, с этим дело сейчас обстоит j хорошо. Но не одним хлебом вйн. сущным живет человек. Ему чется еще и тепла. В нрямомг смысле. А теила-то не хватает*.; вернее, его нет совсем. $ С постановкой траулера в ^ монт на СРЗ-2 на нем, естеетмв-^ но, выводятся из эксплуатация - котел, другие механизмы. Следсн ; вательно, ©топление судовых ши j мещений своими средствам* не-» # возможно. В то же время и берет! не дает пара. Вот и сидят вах-< тенные в полушубках, которые*^ несмотря на все положительные, качества, не спасают в конце концов от холода. " . — Конечно, — шутят мордам* — Гольфстрим—теплое течение, но в данном случае оно не треет* Рейдовая бригада: Р. ЛЯ- НИН, старший помощник ка­ питана, II. ВАГАНОВ, капи­ т а н о в . АЛЕЙСЕЙЧУК, стар­ ший помощник капитана, В, ФИЛИППОВ, капитан, А* ОКУЛОВ, старший механик, Г. РЫБНИКОВА, В. ХРЯ1П- КОВ, сотрудники редам- цни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz