Рыбный Мурман. 1967 г. Апрель.
О ТРАУЛЕРЕ «Ереван* в про шлые годы шла добрая слава. Экипаж успешно справлялся с государственными планами по добыче рыбы, имел хорошие экономические показа тели работы. Возглавлял коллек тив в то время ветеран флота Герой Социалистического Труда Андреи Яковлевич Маклаков. Хо рошие трудовые традиции позво ляли надеяться, что моряки ♦Еревана» будут всегда высоко Держать честь своего судна. Но... ♦Учитывая невыполнение скор ректированного плана по добыче рыбы, выработке субпродуктов и !РЯД других упущений, производ ственную деятельность экипажа за 1966 год прпзнать неудовлет ворительной», — записала в сво ем решении балансовая комис сия. Здесь можно было бы при вести много причин, повлиявших на итоги работы коллектива. Но суть не в этом. Печальные ошиб ки должны учить. Поэтому в но вом, юбилейном году моряки ста раются приложить максимум усилий к тому, чтобы возродить былую славу своего судна. Разговор на эту тему шел на Открытом партийном собрании в вачале минувшего рейса. Он был еыаван ве только тем, что кол лектив плохо работал в прошлом ігоду, но и тем, что в первом квар тале юбилейного года появилась реальная угроза невыполнения гадания трех месяцев. Судно 45 суток простояло во внеплановом 'ремонте, недолов за это время составил 109 тонн. Следователь- вю, за оставшиеся 38 суток квар тала нам предстояло добыть 240 тонн трески. На собрании присутствовало более половины экипажа. Высту павшие тт. Иванов, Додонов, Бе- ренбаум, Гугунов, Дюженков, Буланов говорили о воспитании у моряков чувства бережливости ы экономии, об оживлении соци алистического соревнования, о роли командиров. Находившийся на борту руководитель промысла тов. Михайлов рассказал о рабо те флота и задачах, стоящих пе ред экипажем «Еревана*. Комму нисты вынесли решение произ водить краткий анализ деятель ности коллектива за каждую де каду, обязать командиров не ре же одного раза в месяц вест* бе седы, занятия, направленные на повышение производительности труда. Судьба квартального плана ре шалась в первую очередь от де лового настроя моряков, их ста рания, умения. Промысловая об становка при хорошей организа ции судовой службы позволяла справляться с суточными зада ниями. И кроме того, наш ко рабль, как один из группы судов с большим сроком плавания и как отстающий, прикрепили к ряки РТ-221 — двадцать три тон ны, РТ-113 — восемнадцать, РТ- 263 — шестнадцать и т. д. Как видно, дело не в том, что «Ере ван» находился в привилегиро ванном положении. В отдельные дни мы имели лучшие результа ты работы. А это говорит уже о мастерстве судоводителей, масте ров по добыче, матросов. Промышлялц весь рейс на Ры бачьей банке. За время с 20 фев раля по 12 марта заготовили 132 тонны рыбного полуфабриката— рейсовое задание. Вот тогда не Т а к в ы п а л І ЯЛСЯ к в а 1 ) т а л ь 1 н ы й производственному рефрижера тору «Витус Беринт». А значит, представилась возможность вы рабатывать в большом количест ве свежье, что очень было вы годно и экипажу, и государству. Впрочем, на этот счет закра дывалось сомнение: оправдает ли себя такой метод работы. Двое су ток мы не могли придти к обще му мнению. Дальше тянуть было нельзя. Во-первых, по указанию тов. Михайлова некоторое время занимались патрулированием и, следовательно, ухудшали и без того тревожное положение с вы полнением плана, а во-вторых, можно было поступить иначе: не сколько дней сдавать свежье и если результаты будут хорошие, то и дальше пользоваться услу гами ПР. В общей сложности мы сдали на «Витус Беринг» 107 тонн обработанной рыбы. В связи с этим моряки некото рых судов склонны были думать, что нашему экипажу создали якобы особые условия. Но вот как выглядит график суточного вылова коллективами других ко раблей, с которыми соревнова лись. Так, за 23, 24, 25 марта мы добыли 25,5 тонны трески, а мо- которые моряки начали говорить, что пора идти в порт. Их понять было нетрудно. Выполнение рей сового плана обеспечивало пре миальную доплату, а задержав шись на промысле, они могли ли шиться ее. То есть с увеличени ем срока плавания увеличено было бы и задание. А рыба в лю бое время могла «отказать». Но помимо этих частных рас суждений, существовал и интерес государственный, моральный — использовать удачную обстанов ку в полной мере, вывести судно на числа отстающих. Пришлось с карандашом в руках доказывать реальность выполнения за один рейс задания трех месяцев. Для этого за оставшиеся 18 суток не обходимо было добыть еще 108 тонн рыбы. Естественно, настраивать рабо ту так, чтобы только справлять ся с суточными заданиями, было нельзя. Да этот показатель и не был характерен в марте: экипа жи почти всех судов укладыва лись тогда в норму. Равняться приходилось на лучших, кто в полтора—два раза перекрывал план. А если случались промахи, то мы их тут же обсуждали. По р о д н о й с т р а н е ♦♦ На снимках: слева — тех- няк - метеоролог Екатерина Ивановна Бобырева. Более двадцати лет работает она ва станции. Справа — гидроме теорологическая станция «Из- берг». Фото Р. Дика. Фотохроника ТАСС. ДАГЕСТАНСКАЯ АССР. Да леко в Каспийском море на стальном островке располо жилась морская гидрометео рологическая станция «Из- берг». Днем и ночью несут трудовую вахту часовые по годы. Прогнозами, составлен- «: ными на основе наблюдений ;; работников станция, поль- V, зуются моряки, рыбаки, лет чики, труженики сельского хозяйства. Дружному, не большому коллективу гидро метеорологической станции присвоено почетное звание коллектива коммунистиче ского труда. І Трудно сказать, какой произ- водствевгный участок на корабле был в то время самый ответст венный. Все моряки работали от лично. Здесь хочется привести строки из приказа: «30 марта наш экипаж за один рейс выполнил квартальный план. Добыто 247 тонн трески, окуня, выработано 70 центнеров клипфиска, 23 ты сячи банок консервов, 250 цент неров рыбной муки. Это большой производственный успех коллек тива в юбилейном году. За хорошую работу и пример ную дисциплину объявляю бла годарность матросам В. Г. Буза еву, JI. И. Григоренко, В. Ф. Кор- мозову, Н. А. Яровому, третьему помощнику капитана С. Г. Мар- ченкову, консервному мастеру Ф. И. Беренбауму, старшему ма стеру по добыче Н. П. Плетневу, второму механику Ф. П. Птуніг кину, котельным .машинистам A. М. Астахову, А. И. Петербур- цеву, начальнику радиостанции B. А: Патракову, машинисту РМУ В. П. Калиниченко, второму штурману П. Д. Яковлеву. Капи тан Дюженков». Первая победа экипажа «Ере вана» говорит о том, что курс мы взяли верный. А по морскому правилу надо давать «полный впеіред». В. КАЗАКОВ, помполит тра улера «Ереван», ваш вне штатный корреснондеат. 8 лет плавает на БМРТ «Н. Ост ровский» боцман Виктор Иддиід - вич Карпенко. Он — отличный мастер своего дела. Фото Г. Беглова. шааввввввдавввавваяввва» Сизаль сдает экзамен Текстильное волокно, получившее название мексиканского пор* та Сизаль, но нраву может считать своей втором родиной Мордо вию, сообщает корреспондент ТАСС. Канаты небывалой прочности »з сизаля — продукта переработки листьев тропической пальмы агава — ^начал выпускать Саранский пеньковый комбинат. Тон* кие и гибкие, не боящиеся воды канаты не уступают по нрочшн сти стальным. Новые канаты сараяцея пользуются большим спросом у рыба- ков. Чтобы удовлетворить их запросы, ва комбинате построен от* ромный канатный цех. Зарубежные новости Проводятся иселедования Институт морского рыболовства ФРГ проводит изучение запасов трески , п и кш и . и морского о*суня, а т а кж е мечения трески . Изуча-. лось та кж е промысловое стадо ат- ла нти ческо~ск а иди навскнх сель дей. Было отмечено, что в районе Западной Гренландии промысел стал менее успешным, что можно было отнести за счет неблагопри ятных гидрометеорологических условий, мешавших нормальному промыслу судов. Снижение эффективности про мысла произошло тайнее и в ре . зультате ухудшения запасов рыб, в частности, морского о к у н я . Луч ше сохраняются запасы треокиѵ составлявшей 90®/ я уловов. Однако вместе с возрастающей интенсив ностью лова трески увеличивает ся количество вылавливаемой мо. лоди трески . Суда, поставляющие свою продукцию в замороженном или свежем виде на рынки , воз держиваются от лова-молодой тре ски на местах ее нагула . Но обра батывающие суда в большом ко . личестве используют молодую треску . Ранее средний возраст трески в промысловых уловах был от 7 до 9 лет и стадо облавлива лось с 5—6-летнего возраста. В настоящее ж е время в уловах Т ЯЖЕЛО моряку в дальнем маем трубку, вызываем коллегу диостанции не установлены на плавании. Не часто прихо- на разговор и интересуемся при- плавбазах. Подходит траулер к дят в район промысла га- чиной изменения курса. плавбазе сдавать полуфабрикат зеты и журналы, письма родных. А в ответ слышим. Так мол и бесконтактным способом. Расстоя" Но вот за последнее время мы все так. Ваера дернуло. Грунт стал ние между судами 20—30 метров, чаще становимся свидетелями та- хуже. Да и показания тоже. А с плавбазы зовут капитана РТ ких разговоров. — Алло, Вик тор, привет! С приходом тебя! Ну, как там дела в Мурманске? Это беседуют друг с другом по средством ультра- коротков.олн о в о- го приемопередат чика капитаны. Устройство с виду несложное. Трубка как у телефона да метал лический ящик. Промысловики по достоинству оценили установку этих. ульт^а^рйтковолнрвых ра диостанций на кораблях. Они яв ляются надежными помощниками судоводителей. Идешь с тралом. Впереди судно, вдруг;оно меіняет курс. Сни- Сведения важные. Немедленно в радиорубку для выяснения во- флота. Станция «Корабль-2» тре бует умелого обращения. Из-за сложности схемы и устройства блока ремонт ее в условиях про мысла затруднея. Надо, чтобы флагманские радисты в совер шенстве изучили ее и могли в любой момент оказать квалифи- С У Д О В О Д И Т Е Л И :Г ~ г * У нас на трау- -..г, - - _ . ____ Л _ лере «Шелонь» О В О Р Я Т : « С П А С И Б О ! » тались на корабле меняешь курс. Зачем тралы рвать? Или такой пример. Поднимаешь трал, а в нем пусто. Немедленно связываешься с капитанами одно типных судов, интересуешься их работой. Узнаешь, что кто-то имеет в других квадратах хоро шие подъемы. Й судно держит курс в новый: £айон. Жаль? только, что подобные ра- просов: как подходить, как при нимать плав и т. п. Будь на обо их судах однотипные ультрако ротковолновые радиостанции «Корабль-2», Ісапитан, не выходя из рулевой рубки, мог бы согла совать с капитаном плавбазы свое решение о даче ходов и не над рываться в мегафон: «Эй, на базе, потравите ваер». Есть просьба к управлению все равно что без глаз и без ушей. Капитан сам взялся за ремонт. По ночам изучал схему. А затем с помощью второго штурмана устранил неисправность. Будь на промысле специалист, знако мый с 4этими радиостанциями, станция заработала бы быстрее. В. ТЮРИІІ, старший помощник капита н а траулера «Шелонь». — - главным образоаі преобладают трехгодовнки (Западная Гренлан дия). В 1965 г . уловы состояли из че тырех- и пяти годовиков урожай ных поколений 1960 и 1961 г г . Не смотря на большую численность поколения 1960 г , оно у м * на. пя том гощу стало заменяться следуй ющим поколением. Поколения 1962, 1963 и 1964 г г . являются очень слабыми. Поскольку урож ай , ные поколения трески в Западной Гренландии уж е достаточно ис пользованы, то, no-вцдимо*»у„ очень скоро произойдет снижение уловов. Кроме того, уж е в течение 10 лет наблюдается довольно от . четлнво ухудшение климатических условий. При хорошем росте за падногренландской трески и ела-* бой естественной смертности (15—; 20«/*) использование ее в пятилет ием возрасте значительно повыси ло бы «уловы. Поскольку ФРГ является основ-* кым потребителем западногрен- ландской трески , то в целях р е гу лирования промысла ФРГ предла гает закрыть для .промысла Боль, шую Банку —Хенльбут и ввести более крупную ячею. Мечение показало, что молодая треска придерживается более или менее постоянных мест, а зрелая мигрирует на значительные рас стояния. Во время нерестовых миг раций треска перемещается про . тив течения со скоростью * миль в день, а по течению — до 17 миль. Нерестовые миграции гренланд ской трески к Исландии в настоя щее время значительно слабее вы. раокены, чем до второй мировой войны. В северо-восточной части Ат лантики вылов продолжает умень шаться. 65 о / а уловов і составляет Морской окунь (5 ,3—7,1 т за сутки)- Наоборот, уловы пикши резко воз росли. Считается, что этому спо собствовало ее рациональное ис пользование в послевоенные годы помимо высокой урожайности от дельных поколений, а именно: за крытие для лова Фанса-бухты и расширение рыболовной зоны Ис ландии. Интенсивное использование мен лодой трески в северо-восточной части Атлантики привело к тому, что у берегов Норвегии, где облав, лнвается зрелая часть стада, ФРГ берет сейчас лишь 9,5о/л того ко личества, яоторое добывалось до войны. Траулеры ФРГ впервые в 1965 г. облавливали арктичеоко- скачдинавскую сельдь к востоку от Исландии и на местах ее неве ста пелагическими тралами. В Се верном море суда Ф Р Г в 1965 г. добыли 13 т ы-г. т сельди. В 1966 г. предполагалось такое ж е благопо лучное ссстояние запасов сельди. Т. ДЕМЕНТЬЕВА. «Экспресс-информация»* -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz