Рыбный Мурман. 1967 г. Апрель.

О ТРАУЛЕРЕ «Ереван* в про­ шлые годы шла добрая слава. Экипаж успешно справлялся с государственными планами по добыче рыбы, имел хорошие экономические показа­ тели работы. Возглавлял коллек­ тив в то время ветеран флота Герой Социалистического Труда Андреи Яковлевич Маклаков. Хо­ рошие трудовые традиции позво­ ляли надеяться, что моряки ♦Еревана» будут всегда высоко Держать честь своего судна. Но... ♦Учитывая невыполнение скор­ ректированного плана по добыче рыбы, выработке субпродуктов и !РЯД других упущений, производ­ ственную деятельность экипажа за 1966 год прпзнать неудовлет­ ворительной», — записала в сво­ ем решении балансовая комис­ сия. Здесь можно было бы при­ вести много причин, повлиявших на итоги работы коллектива. Но суть не в этом. Печальные ошиб­ ки должны учить. Поэтому в но­ вом, юбилейном году моряки ста­ раются приложить максимум усилий к тому, чтобы возродить былую славу своего судна. Разговор на эту тему шел на Открытом партийном собрании в вачале минувшего рейса. Он был еыаван ве только тем, что кол­ лектив плохо работал в прошлом ігоду, но и тем, что в первом квар­ тале юбилейного года появилась реальная угроза невыполнения гадания трех месяцев. Судно 45 суток простояло во внеплановом 'ремонте, недолов за это время составил 109 тонн. Следователь- вю, за оставшиеся 38 суток квар­ тала нам предстояло добыть 240 тонн трески. На собрании присутствовало более половины экипажа. Высту­ павшие тт. Иванов, Додонов, Бе- ренбаум, Гугунов, Дюженков, Буланов говорили о воспитании у моряков чувства бережливости ы экономии, об оживлении соци­ алистического соревнования, о роли командиров. Находившийся на борту руководитель промысла тов. Михайлов рассказал о рабо­ те флота и задачах, стоящих пе­ ред экипажем «Еревана*. Комму­ нисты вынесли решение произ­ водить краткий анализ деятель­ ности коллектива за каждую де­ каду, обязать командиров не ре­ же одного раза в месяц вест* бе­ седы, занятия, направленные на повышение производительности труда. Судьба квартального плана ре­ шалась в первую очередь от де­ лового настроя моряков, их ста­ рания, умения. Промысловая об­ становка при хорошей организа­ ции судовой службы позволяла справляться с суточными зада­ ниями. И кроме того, наш ко­ рабль, как один из группы судов с большим сроком плавания и как отстающий, прикрепили к ряки РТ-221 — двадцать три тон­ ны, РТ-113 — восемнадцать, РТ- 263 — шестнадцать и т. д. Как видно, дело не в том, что «Ере­ ван» находился в привилегиро­ ванном положении. В отдельные дни мы имели лучшие результа­ ты работы. А это говорит уже о мастерстве судоводителей, масте­ ров по добыче, матросов. Промышлялц весь рейс на Ры­ бачьей банке. За время с 20 фев­ раля по 12 марта заготовили 132 тонны рыбного полуфабриката— рейсовое задание. Вот тогда не­ Т а к в ы п а л І ЯЛСЯ к в а 1 ) т а л ь 1 н ы й производственному рефрижера­ тору «Витус Беринт». А значит, представилась возможность вы­ рабатывать в большом количест­ ве свежье, что очень было вы­ годно и экипажу, и государству. Впрочем, на этот счет закра­ дывалось сомнение: оправдает ли себя такой метод работы. Двое су­ ток мы не могли придти к обще­ му мнению. Дальше тянуть было нельзя. Во-первых, по указанию тов. Михайлова некоторое время занимались патрулированием и, следовательно, ухудшали и без того тревожное положение с вы­ полнением плана, а во-вторых, можно было поступить иначе: не­ сколько дней сдавать свежье и если результаты будут хорошие, то и дальше пользоваться услу­ гами ПР. В общей сложности мы сдали на «Витус Беринг» 107 тонн обработанной рыбы. В связи с этим моряки некото­ рых судов склонны были думать, что нашему экипажу создали якобы особые условия. Но вот как выглядит график суточного вылова коллективами других ко­ раблей, с которыми соревнова­ лись. Так, за 23, 24, 25 марта мы добыли 25,5 тонны трески, а мо- которые моряки начали говорить, что пора идти в порт. Их понять было нетрудно. Выполнение рей­ сового плана обеспечивало пре­ миальную доплату, а задержав­ шись на промысле, они могли ли­ шиться ее. То есть с увеличени­ ем срока плавания увеличено было бы и задание. А рыба в лю­ бое время могла «отказать». Но помимо этих частных рас­ суждений, существовал и интерес государственный, моральный — использовать удачную обстанов­ ку в полной мере, вывести судно на числа отстающих. Пришлось с карандашом в руках доказывать реальность выполнения за один рейс задания трех месяцев. Для этого за оставшиеся 18 суток не­ обходимо было добыть еще 108 тонн рыбы. Естественно, настраивать рабо­ ту так, чтобы только справлять­ ся с суточными заданиями, было нельзя. Да этот показатель и не был характерен в марте: экипа­ жи почти всех судов укладыва­ лись тогда в норму. Равняться приходилось на лучших, кто в полтора—два раза перекрывал план. А если случались промахи, то мы их тут же обсуждали. По р о д н о й с т р а н е ♦♦ На снимках: слева — тех- няк - метеоролог Екатерина Ивановна Бобырева. Более двадцати лет работает она ва станции. Справа — гидроме­ теорологическая станция «Из- берг». Фото Р. Дика. Фотохроника ТАСС. ДАГЕСТАНСКАЯ АССР. Да­ леко в Каспийском море на стальном островке располо­ жилась морская гидрометео­ рологическая станция «Из- берг». Днем и ночью несут трудовую вахту часовые по­ годы. Прогнозами, составлен- «: ными на основе наблюдений ;; работников станция, поль- V, зуются моряки, рыбаки, лет­ чики, труженики сельского хозяйства. Дружному, не­ большому коллективу гидро­ метеорологической станции присвоено почетное звание коллектива коммунистиче­ ского труда. І Трудно сказать, какой произ- водствевгный участок на корабле был в то время самый ответст­ венный. Все моряки работали от­ лично. Здесь хочется привести строки из приказа: «30 марта наш экипаж за один рейс выполнил квартальный план. Добыто 247 тонн трески, окуня, выработано 70 центнеров клипфиска, 23 ты­ сячи банок консервов, 250 цент­ неров рыбной муки. Это большой производственный успех коллек­ тива в юбилейном году. За хорошую работу и пример­ ную дисциплину объявляю бла­ годарность матросам В. Г. Буза­ еву, JI. И. Григоренко, В. Ф. Кор- мозову, Н. А. Яровому, третьему помощнику капитана С. Г. Мар- ченкову, консервному мастеру Ф. И. Беренбауму, старшему ма­ стеру по добыче Н. П. Плетневу, второму механику Ф. П. Птуніг кину, котельным .машинистам A. М. Астахову, А. И. Петербур- цеву, начальнику радиостанции B. А: Патракову, машинисту РМУ В. П. Калиниченко, второму штурману П. Д. Яковлеву. Капи­ тан Дюженков». Первая победа экипажа «Ере­ вана» говорит о том, что курс мы взяли верный. А по морскому правилу надо давать «полный впеіред». В. КАЗАКОВ, помполит тра­ улера «Ереван», ваш вне­ штатный корреснондеат. 8 лет плавает на БМРТ «Н. Ост­ ровский» боцман Виктор Иддиід - вич Карпенко. Он — отличный мастер своего дела. Фото Г. Беглова. шааввввввдавввавваяввва» Сизаль сдает экзамен Текстильное волокно, получившее название мексиканского пор* та Сизаль, но нраву может считать своей втором родиной Мордо­ вию, сообщает корреспондент ТАСС. Канаты небывалой прочности »з сизаля — продукта переработки листьев тропической пальмы агава — ^начал выпускать Саранский пеньковый комбинат. Тон* кие и гибкие, не боящиеся воды канаты не уступают по нрочшн сти стальным. Новые канаты сараяцея пользуются большим спросом у рыба- ков. Чтобы удовлетворить их запросы, ва комбинате построен от* ромный канатный цех. Зарубежные новости Проводятся иселедования Институт морского рыболовства ФРГ проводит изучение запасов трески , п и кш и . и морского о*суня, а т а кж е мечения трески . Изуча-. лось та кж е промысловое стадо ат- ла нти ческо~ск а иди навскнх сель­ дей. Было отмечено, что в районе Западной Гренландии промысел стал менее успешным, что можно было отнести за счет неблагопри­ ятных гидрометеорологических условий, мешавших нормальному промыслу судов. Снижение эффективности про­ мысла произошло тайнее и в ре . зультате ухудшения запасов рыб, в частности, морского о к у н я . Луч­ ше сохраняются запасы треокиѵ составлявшей 90®/ я уловов. Однако вместе с возрастающей интенсив­ ностью лова трески увеличивает­ ся количество вылавливаемой мо. лоди трески . Суда, поставляющие свою продукцию в замороженном или свежем виде на рынки , воз­ держиваются от лова-молодой тре­ ски на местах ее нагула . Но обра­ батывающие суда в большом ко . личестве используют молодую треску . Ранее средний возраст трески в промысловых уловах был от 7 до 9 лет и стадо облавлива­ лось с 5—6-летнего возраста. В настоящее ж е время в уловах Т ЯЖЕЛО моряку в дальнем маем трубку, вызываем коллегу диостанции не установлены на плавании. Не часто прихо- на разговор и интересуемся при- плавбазах. Подходит траулер к дят в район промысла га- чиной изменения курса. плавбазе сдавать полуфабрикат зеты и журналы, письма родных. А в ответ слышим. Так мол и бесконтактным способом. Расстоя" Но вот за последнее время мы все так. Ваера дернуло. Грунт стал ние между судами 20—30 метров, чаще становимся свидетелями та- хуже. Да и показания тоже. А с плавбазы зовут капитана РТ ких разговоров. — Алло, Вик­ тор, привет! С приходом тебя! Ну, как там дела в Мурманске? Это беседуют друг с другом по­ средством ультра- коротков.олн о в о- го приемопередат­ чика капитаны. Устройство с виду несложное. Трубка как у телефона да метал­ лический ящик. Промысловики по достоинству оценили установку этих. ульт^а^рйтковолнрвых ра­ диостанций на кораблях. Они яв ­ ляются надежными помощниками судоводителей. Идешь с тралом. Впереди судно, вдруг;оно меіняет курс. Сни- Сведения важные. Немедленно в радиорубку для выяснения во- флота. Станция «Корабль-2» тре­ бует умелого обращения. Из-за сложности схемы и устройства блока ремонт ее в условиях про­ мысла затруднея. Надо, чтобы флагманские радисты в совер­ шенстве изучили ее и могли в любой момент оказать квалифи- С У Д О В О Д И Т Е Л И :Г ~ г * У нас на трау- -..г, - - _ . ____ Л _ лере «Шелонь» О В О Р Я Т : « С П А С И Б О ! » тались на корабле меняешь курс. Зачем тралы рвать? Или такой пример. Поднимаешь трал, а в нем пусто. Немедленно связываешься с капитанами одно­ типных судов, интересуешься их работой. Узнаешь, что кто-то имеет в других квадратах хоро­ шие подъемы. Й судно держит курс в новый: £айон. Жаль? только, что подобные ра- просов: как подходить, как при­ нимать плав и т. п. Будь на обо­ их судах однотипные ультрако­ ротковолновые радиостанции «Корабль-2», Ісапитан, не выходя из рулевой рубки, мог бы согла­ совать с капитаном плавбазы свое решение о даче ходов и не над­ рываться в мегафон: «Эй, на базе, потравите ваер». Есть просьба к управлению все равно что без глаз и без ушей. Капитан сам взялся за ремонт. По ночам изучал схему. А затем с помощью второго штурмана устранил неисправность. Будь на промысле специалист, знако­ мый с 4этими радиостанциями, станция заработала бы быстрее. В. ТЮРИІІ, старший помощник капита­ н а траулера «Шелонь». — - главным образоаі преобладают трехгодовнки (Западная Гренлан­ дия). В 1965 г . уловы состояли из че ­ тырех- и пяти годовиков урожай ­ ных поколений 1960 и 1961 г г . Не­ смотря на большую численность поколения 1960 г , оно у м * на. пя­ том гощу стало заменяться следуй ющим поколением. Поколения 1962, 1963 и 1964 г г . являются очень слабыми. Поскольку урож ай , ные поколения трески в Западной Гренландии уж е достаточно ис­ пользованы, то, no-вцдимо*»у„ очень скоро произойдет снижение уловов. Кроме того, уж е в течение 10 лет наблюдается довольно от . четлнво ухудшение климатических условий. При хорошем росте за ­ падногренландской трески и ела-* бой естественной смертности (15—; 20«/*) использование ее в пятилет­ ием возрасте значительно повыси­ ло бы «уловы. Поскольку ФРГ является основ-* кым потребителем западногрен- ландской трески , то в целях р е гу ­ лирования промысла ФРГ предла­ гает закрыть для .промысла Боль, шую Банку —Хенльбут и ввести более крупную ячею. Мечение показало, что молодая треска придерживается более или менее постоянных мест, а зрелая мигрирует на значительные рас­ стояния. Во время нерестовых миг­ раций треска перемещается про . тив течения со скоростью * миль в день, а по течению — до 17 миль. Нерестовые миграции гренланд­ ской трески к Исландии в настоя­ щее время значительно слабее вы. раокены, чем до второй мировой войны. В северо-восточной части Ат­ лантики вылов продолжает умень­ шаться. 65 о / а уловов і составляет Морской окунь (5 ,3—7,1 т за сутки)- Наоборот, уловы пикши резко воз­ росли. Считается, что этому спо­ собствовало ее рациональное ис­ пользование в послевоенные годы помимо высокой урожайности от­ дельных поколений, а именно: за­ крытие для лова Фанса-бухты и расширение рыболовной зоны Ис­ ландии. Интенсивное использование мен лодой трески в северо-восточной части Атлантики привело к тому, что у берегов Норвегии, где облав, лнвается зрелая часть стада, ФРГ берет сейчас лишь 9,5о/л того ко­ личества, яоторое добывалось до войны. Траулеры ФРГ впервые в 1965 г. облавливали арктичеоко- скачдинавскую сельдь к востоку от Исландии и на местах ее неве­ ста пелагическими тралами. В Се­ верном море суда Ф Р Г в 1965 г. добыли 13 т ы-г. т сельди. В 1966 г. предполагалось такое ж е благопо­ лучное ссстояние запасов сельди. Т. ДЕМЕНТЬЕВА. «Экспресс-информация»* -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz