Рыбный Мурман. 1967 г. Апрель.

Вклад коммунистов Экипаж траулера «Дубосса- ры» закончил прошедший год е плачевными результатами. Недолов составил не одну сот­ ню центнеров рыбы. Главная причина — большой простой судна в ремонте. Поэтому, когда все работы были закон­ чены в в новом юбилейном году качали промышлять с первого дня, мы решили, что сможем не только снять с траулера ярлык «отстающий», ио и приложить максимум усилий к тому, чтобы занять достойное место среди пере­ довых коллективов флота. На решение этой задачи и было направлено внимание судовой партийной организа­ ции. Здесь стоит рассказать, как принципиально отнеслись коммунисты к выполнению своего долга. На отчетно-вы­ борном собрании они вскры­ ли недостатки, детально про­ анализировали промахи в де­ ятельности экипажа. И вот к какому выводу пришли: боль­ ным местом в работе коллек­ тива является плохая органи­ зация труда судоводителей. Штурманский состав не отве­ чал тем требованиям, какие на него возлагались. Промысловая обстановка с начала года позволяла справ­ ляться с суточными, рейсовы­ ми заданиями. И это подтвер­ ждалось итогами работы эки­ пажей других судов. Мы же ни в январе, ни в феврале не выполнили месячных планов. Больше того, по упущению судоводителей только в одном рейсе семь раз обрывали вае- ра.были случаи заверта трала. Коммуп и с т ы обратили. на такое обстоя­ тельство вни­ мание капита- _____________ па тов. Медве­ дева. Он согласился с крити­ кой, заверил партийную орга­ низацию, что наведет порядок на мостике, но дальше слов дело не пошло. Обстановка на судне все ухудшалась. Моряки теряли веру в возможность коренно­ го перелома работы экипажа. Требовались решительные ме­ ры. Партийная, профсоюзная организация рекомендовали тов. Медведеву взять на борт капитана-наставника. Однако этого не было сделано. Тогда, уже в илавании, посоветовав­ шись с коммунистами, я по­ просил капитана-флагмапа С. И. Шередеку удовлетворить желание экипажа. Нам, ко­ нечно, пошли навстречу. Вывод капитана-наставника сошелся с мнением партийной организации. С приходом в порт на судно был направлен новый капитал тов. Суворов. Итак, в третий рейс мы уходили с твердым намерени­ ем выправить положение и сделать все возможное, чтобы закончить план квартала ус­ пешно. Для этого предстояло выловить 100 тонн рыбы. За­ бегая вперед, скажу, что за Партийная мазм месяц мы добыли 160 тонн трески, то есть смогли зада­ ние трех месяцев перекрыть на 1G процентов. Не умаляя заслуг капитана, всех моря­ ков, хочется рассказать о вкладе коммунистов в* успех экипажа. В первую очередь хочется отмстить такой факт. Члены партии возглавили работу на самых ответственных участ­ ках. Рыбу, как говорят про­ мысловики, сначала «ловят»в эфире. Своевременная инфор­ мация о хороших уловах, по­ стоянная связь с передовыми коллективами дают возмож­ ность быть в курсе всех дел на промысле. 1)менпо добро­ совестность, большое стара­ ние начальника радиостанции коммуниста Вадима Юрьеви­ ча Ширяева позволяли опера­ тивно переключаться на луч­ шие концентрации рыбы. Его работа заключалась не только в том, чтобы принять промсводку, вовремя вклю­ чить приемник для прослуши­ вания советов. «Прощупывая» эфир, он улавливал такие разговоры, которые более пол­ но освещали обстановку. То- вари щ с с к и е встречи с кол­ легами также расширяли ос- _____________ в е д о м л е н - ность. И, есте­ ственно, все заслуживающие внимания факты тов. Ширяев передавал на мостик. Работали мы на Норвеж­ ском желобе. Нельзя сказать, что уловы были незначитель­ ные, но из-за тяжелого грун­ та траления часто проходили впустую. Вместо кошалки ры­ бы поднимали обрывки сетей. Коммунист Савелий Григорь­ евич Догодькин, старшин мас­ тер по добыче, можно смело утверждать, не уходил с па­ лубы по 12—16 часов. Благо­ даря его Удивительному упор­ ству и трудолюбию мы не те­ ряли времепи на чинку тралов, максимально производительно ^ использовали неплохую про­ мысловую обстановку. А гля­ дя на командира, и остальные члены палубной команды ра­ ботали с огоньком. Не менее ответственная должность у коммуниста Ива­ на Купчика. На словах мы ча­ сто отдаем должное работни­ кам камбуза, а на деле отно­ симся к нему, как к второсте­ пенному участку. Но от того, как пообедал моряк, во мно­ гом зависит и его отдача, будь то на обработке рыбы или на другой операции. А повар тов. Купчик за всеь рейс не полу­ чил ни одного нарекания. И это очень объективно. Он и пищу приготовлял вкусную и разнообразную и хлеб у неЬо получался хорошего качества. Причем выпекал его до пос­ леднего дня промысла. Я не говорю о других ком­ мунистах судна. Все они вне­ сли весомую лепту в общее дело. Иначе и не могло быть. Партийная организация трау­ лера «Дубоссары» — боеспо­ собная, активная. Первые ус­ пехи экипажа доказывают это. И от нас многое зависит, что­ бы коммунисты и впредь ос­ тавались авангардом коллек­ тива. *% М. БАБАЕВ, помполит. Э КИПАЖ принимает обяза­ тельство. В нем наряду с увеличением добычи рыбы, выработки готовом продукции мо­ ряки ставят цель: снизить себе­ стоимость, получить столько-то тысяч рублей прибыли, перечис­ ляются суммы экономии по от­ дельным статьям затрат... И это понятно. Ведь борьба за эконо­ мию и бережливость — закон нашего хозяйствования. Чем больше будет выпущено продук­ ции при наименьших затратах, тем выше экономическая эффек­ тивность производства, а следо- вательпо, богаче государство, лучше жизнь советских людей. В траловом флоте имеются де­ сятки коллективов, для которых экономика стала главной забо­ той, которые радуют Родину за­ мечательным трудом. Экипажа­ ми бережливых по праву можно назвать коллективы траулеров «Днестр», «Марс», большого мо­ розильного траулера «Дружба», промыслево - производственного р (Ьчижератора «Прилуки». Они добились лучших экономических .показателей по итогам работы за первый год пятилетки. ; Моряки траулера «Днестр» (капитан тов. Шпилев, секретарь парторганизации тов. Карманов, лредеудкома тов. Карпенко) имеют экономию по восьми ста­ тьям сметы затрат на общую сумму 51.800 рублей. Одной толь­ ко сверхплановой прибыли они дали государству за год свыше 62.000 рублей. Так не работал ни одип экипаж кораблей бортового тралепия. У коллектива промыслово-про- мзводственного рефрижератора «Прилуки» (капитан тов. Пали- вин, помполит тов. Байтимнров, предсудкома тов. Жилинский) самая дешевая рыба на флоте. 1.827.400 рублей прибыли дали государству моряки большого морозильного траулера ♦Друж­ ба». Возглавляли экипаж кали* тан тов. Аранович, секретарь пар­ тийной организации тов. Ники­ тин, председатель судового коми­ тета тов. Клюев. Нетрудно представить, насколь­ ко лучше были бы финансовые показатели работы флота, если бы все экипажи добились пусть даже не таких высоких резуль­ татов. А у нас многие коллекти­ вы не уложились даже в плано­ вую себ<ч-тоимость, имеют пере­ расход по нескольким статьям сметы. На траулере «Тагил» (капита­ ны тт. Москаленко, Фильктпп- текн, Панфилов) в прошлом году затраты на центнер полуфабри­ ката превысили плановые ло семи статьям сметы на 7.700 руб­ лей. Своеобразный рекорд бесхозяй­ ственности установили моряки траулера «Водник». Здесь допу­ щ у перерасход средств по девя­ ти статьям сметы, а убыток во сравнению с плановым увеличен на 87.700 рублей. Впрочем стоит ли этому удив­ ляться, если на судне за год сме­ нилось четыре капитана (Низги- рев, Живодров, Костерин, Демья­ нов). Не было хозяина на кораб­ ле. Люди чувствовали себя вре­ менщиками, не вникали глубоко в экономику. Учет и отчетность на этом корабле поставлены из рук вон плохо. 0 ТОМ, что коллектив флота располагает огромными ре­ зервами для повышения рентабельности, свидетельствуют реходе в порт прикинут, каковы же финансовые результаты рей­ са. Ведь известно же, сколько из­ расходовано топлива, соли, льда, орудий лова... Известна их стои­ мость. Нетрудно подсчитать и сумму, которую получит экипаж судов в порту за полуфабрикат, консервы, рыбную муку, жир. Здесь не требуется знания выс­ шей математики. Нужен только хозяйский подход к делу. А его не хватает еще многим нашим командирам производ­ ства и родовым морякам. Хуже того, отдельные из них допуска- Д РУЖБА—дружбой, а служ­ ба — службой. Деньги счет любят. Старые пословицы, проверенные многовековым опы­ том жизни. Они не устарели и сейчас. И скольких бы бед удалось избежать, если бы наши коман­ диры поступали так в своей прак-. тической деятельности. На флоте много и других проявлений бес­ хозяйственности. В феврале при перевозке обнаружено, что стар­ ший товаровед отдела снабжения тов. Кислов дал заказ на изго­ товление 30 тысяч бланков. А они не нужны. Формальное отношение І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І И І І І І І І І І І І И І І І І І І І І І І І І І І І За цифрами годового отчета jiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiifliiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii такие факты. Экипажи 99 трау­ леров бортового траления имеют удорожание себестоимости. Из пятидесяти экипажей больших морозильных траулеров и промы­ слово-производственных рефри­ жераторов четырнадцать допус­ тили перерасход топлива, три­ дцать восемь — орудий лова, тридцать —- перерасходовали средства на текущий ремонт. Для того, чтобы привести ре­ зервы в действие, надо повысить требовательность к командному составу траулеров за экономиче­ ские показатели. Надо предъяв­ лять больше требований к пом- политам, секретарям парторга­ низаций. Они еще плохо направ­ ляют усилия моряков на борьбу с бесхозяйственностью. На боль­ шинстве судов экономические со­ веты числятся только на бумаге, ослабили работу посты народно­ го контроля, комсомольские про- жектористы. В народе говорят: копенка рубль бережет. Надо учить- моря­ ков считать каждую коиейку, по­ казывать, как из нее складыва­ ются крупные суммы. Но зайди­ те на любой корабль, и вы не увидите там экономических угол­ ков. Моряки могут ответить на вопрос: выполнено рейсовое за­ дание или нет. А вот на вопрос, какая прибыль получена за рейс, только пожимают плечами. Капитаны, помполиты, старшие механики тоже в большинстве случаев встают в тупик. .План перевыполнили, прибыль должна быть — вот их обычный ответ. А он не делает им чести, ибо под­ тверждает факт равнодушного отношения к экономике, а может быть, и неумения разбираться в пей. И тут мне вспоминаются наши замечательные капитаны Василий Афанасьевич Егоров, Леонид Николаевич Груздев и другие. Беседуешь с ними после рейса и чувствуешь, как умело сочетаются на их судах промы­ сел и экономика. Они еще на пе­ ют вопиющую беспечность. Не­ давно работники отдела инвента- 5 изации столкнулись с таким актом. На большой "морозиль­ ный траулер «Рыбачий» пришла подменная команда. Старый эки­ паж сдает, а новый принимает судно. Больше всего материаль­ ных ценностей находится в веде­ нии старшего помощника. И вот в управление поступил акт о пе­ редаче. Прочитали его работники отдела инвентаризации и за голо­ ву схватились. На корабле числится пианино, холодильник, настольная лампа, халаты, простыни... а в переда- точпом акте о них не упоминает­ ся. Акта о списании имущества нет. Что хочешь, то и думай. Сумма большая. Взыскать ее со старпома тов. Горобченко, ко­ торый сдавал имущество своему сменщику? И если бы бухгалтерия так и поступила, к ней не было бы ни­ каких претензий. Акт — это до­ кумент, которому нельзя не до­ верять. Но все-таки приходится брать его под сомнение. Пианино ж холодильник не могли исчезнуть с судна. Значит, передача нроизт водилась формально. Очевидцы рассказывают, что передача иму­ щества происходит чаще всего за бутылкой коньяка. Выразив та­ ким образом доверие друг другу, обе стороны принимаются за со­ ставление акта. И пет ничего удивительного, что после этого из поля зрения выпускаются пиани­ но и холодильники. Куда уж тут до полотенец и простыней. 11а корабль отправлена радио­ грамма с требованием подтвер­ дить паличие вещей, которые числятся на корабле и которые пе указаны в акте. И хорошо, ес­ ли старпом честный человек и не подведет своего товарища. А вдруг он откажется сделать это? Ведь он отвечает только за то, что прннял, за то, что указано в акте . - - . - . - к делу обернулось пусть неболь­ шим, но убытком для флота. В отделе добычи управления тралового флота очень недоволь­ ны старшим мастером по добыче рыбы траулера «Киев» тов. Ка- пичниковым. Он безобразно хра­ нил запасные части к тралам. Се­ тевая не была оборудована так, как это делается на всех кораб­ лях. Орудия лова и запасные ча­ сти к ним хранились навалом, проржавели от длительного соп­ рикосновения с металлом. Под- веспые ролики имели сильную выработку. Когда мастер-настав­ ник спросил, имеются ли на борту запасные, то получил от­ рицательный ответ. Но стоило ему подняться на полубак, и он сразу увидел новенький ролик. Сейчас эти недостатки устране­ ны. Но напрашивается вопрос, а куда же смотрели капитан, стар­ пом? Неужели их не интересует состояние тралового хозяйства? Очень плохо, когда капитан не знает, что творится у него на ко­ рабле и не контролирует своих подчиненных. . Довольно часты факты и тако­ го рода. Траулер должен стано­ виться в ремонт. И вот, чтобы не возиться потом в порту, па мно­ гих судах срезают тралы, быв­ шие в употреблении, и выбрасы­ вают за борт. Такие случаи за­ фиксированы в прошлом году на траулерах «Вайгач», «Урал» ш других. К сожалению, они не получи­ ли должной оценки со стороны руководства флота. Думается, что пора строго взыскивать за нане­ сенный государству материаль­ ный ущерб. Нельзя еще раз не остановить­ ся на внедрении лимитноордер- ной формы учета и расчетов. О пользе се папечатано немало ста­ тей в областной и бассейновой газетах. Она рекомендована к внедрению постоянно действую­ щим производственным совеща­ нием. Но вдут годы, а новая фор­ ма плохо прививается на флоте. Происходит так потому, что со стороны руководителей флота, ра­ ботников бухгалтерии главка не чувствуется особой заинтересо­ ванности в ее внедрении. Можно одобрять, можно издавать прика­ зы, но все это не поможет, если сами руководители не будут про­ являть настойчивости, требовать, интересоваться ходом внедрения. Надо, чтобы и моряки были за­ интересованы во внедрении ли­ митно-ордерной формы учета и расчетов так же, как в выполне­ нии плана по добыче рыбы. Толь­ ко при этом условии можно рассчитывать на успех. Подобное можно сказать и о бо­ лее широком использовании крафт-мешков для упаковки гото­ вой продукции взамен дорогосто­ ящих картонных ящиков. Трало­ вый флот в 1966 году имел эко­ номию по таре в сумме 585.000 рублей. Этого удалось добиться за счет применения крафт-меш­ ков и другой болре дешевой, тары. 7/ П РИМЕНЕНИЕ бумажных многослойных мешков улучшает использование кубатуры трюмов промысловых и транспортных судов. Повышается грузовместимость трюмов. Удли­ няется время на набор груза. Со­ кращается удельный вес перехо- дав, время стоянок у плавбаз. 1* конечном счете широкое приме­ нение мешков сулит увеличение добычи. Если вдвое сократить расход картонных ящиков в нашем бас­ сейне, то только за счет разницы стоимости тары можно получить 2.800.000 рублей прибыли. На две тонны увеличится грузовмести-» мость каждого железнодорожного вагона. А это значит, что сокра" тится общая потребность в ваго­ нах. Налицо все факторы, чтобы крафт-мешки получили более шж-> рокую путевку в жизнь. Но пока это не делается. Следует узако* нить применение их в рыбной промышленности, разработать' тип мешка, наиболее отвечаю­ щий требованиям промысла* Нельзя разбрасываться миллио* нами рублей. Закончился первый квартал юбилейного года. Коллектив тра* лового флота перевыполнил план по добыче рыбы. Экипажи про­ мыслово-производственных реф­ рижераторов, десятков больших морозильных траулеров и судов бортового траления добились не­ плохих финансовых показателей. 11о снова рядом с передовыми экипажами есть отстающие, ко* торые не укладываются в планов вую себестоимость, работают убыточно. Вот почему усилия партийных организаций должны быть направлены на воспитание моряков в духе бережливости, ва то, чтобы не было на флоте раз­ гильдяйства и бесхозяйственно? сти. В. ЕВГЕНЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz