Рыбный Мурман. 1967 г. Апрель.
Вклад коммунистов Экипаж траулера «Дубосса- ры» закончил прошедший год е плачевными результатами. Недолов составил не одну сот ню центнеров рыбы. Главная причина — большой простой судна в ремонте. Поэтому, когда все работы были закон чены в в новом юбилейном году качали промышлять с первого дня, мы решили, что сможем не только снять с траулера ярлык «отстающий», ио и приложить максимум усилий к тому, чтобы занять достойное место среди пере довых коллективов флота. На решение этой задачи и было направлено внимание судовой партийной организа ции. Здесь стоит рассказать, как принципиально отнеслись коммунисты к выполнению своего долга. На отчетно-вы борном собрании они вскры ли недостатки, детально про анализировали промахи в де ятельности экипажа. И вот к какому выводу пришли: боль ным местом в работе коллек тива является плохая органи зация труда судоводителей. Штурманский состав не отве чал тем требованиям, какие на него возлагались. Промысловая обстановка с начала года позволяла справ ляться с суточными, рейсовы ми заданиями. И это подтвер ждалось итогами работы эки пажей других судов. Мы же ни в январе, ни в феврале не выполнили месячных планов. Больше того, по упущению судоводителей только в одном рейсе семь раз обрывали вае- ра.были случаи заверта трала. Коммуп и с т ы обратили. на такое обстоя тельство вни мание капита- _____________ па тов. Медве дева. Он согласился с крити кой, заверил партийную орга низацию, что наведет порядок на мостике, но дальше слов дело не пошло. Обстановка на судне все ухудшалась. Моряки теряли веру в возможность коренно го перелома работы экипажа. Требовались решительные ме ры. Партийная, профсоюзная организация рекомендовали тов. Медведеву взять на борт капитана-наставника. Однако этого не было сделано. Тогда, уже в илавании, посоветовав шись с коммунистами, я по просил капитана-флагмапа С. И. Шередеку удовлетворить желание экипажа. Нам, ко нечно, пошли навстречу. Вывод капитана-наставника сошелся с мнением партийной организации. С приходом в порт на судно был направлен новый капитал тов. Суворов. Итак, в третий рейс мы уходили с твердым намерени ем выправить положение и сделать все возможное, чтобы закончить план квартала ус пешно. Для этого предстояло выловить 100 тонн рыбы. За бегая вперед, скажу, что за Партийная мазм месяц мы добыли 160 тонн трески, то есть смогли зада ние трех месяцев перекрыть на 1G процентов. Не умаляя заслуг капитана, всех моря ков, хочется рассказать о вкладе коммунистов в* успех экипажа. В первую очередь хочется отмстить такой факт. Члены партии возглавили работу на самых ответственных участ ках. Рыбу, как говорят про мысловики, сначала «ловят»в эфире. Своевременная инфор мация о хороших уловах, по стоянная связь с передовыми коллективами дают возмож ность быть в курсе всех дел на промысле. 1)менпо добро совестность, большое стара ние начальника радиостанции коммуниста Вадима Юрьеви ча Ширяева позволяли опера тивно переключаться на луч шие концентрации рыбы. Его работа заключалась не только в том, чтобы принять промсводку, вовремя вклю чить приемник для прослуши вания советов. «Прощупывая» эфир, он улавливал такие разговоры, которые более пол но освещали обстановку. То- вари щ с с к и е встречи с кол легами также расширяли ос- _____________ в е д о м л е н - ность. И, есте ственно, все заслуживающие внимания факты тов. Ширяев передавал на мостик. Работали мы на Норвеж ском желобе. Нельзя сказать, что уловы были незначитель ные, но из-за тяжелого грун та траления часто проходили впустую. Вместо кошалки ры бы поднимали обрывки сетей. Коммунист Савелий Григорь евич Догодькин, старшин мас тер по добыче, можно смело утверждать, не уходил с па лубы по 12—16 часов. Благо даря его Удивительному упор ству и трудолюбию мы не те ряли времепи на чинку тралов, максимально производительно ^ использовали неплохую про мысловую обстановку. А гля дя на командира, и остальные члены палубной команды ра ботали с огоньком. Не менее ответственная должность у коммуниста Ива на Купчика. На словах мы ча сто отдаем должное работни кам камбуза, а на деле отно симся к нему, как к второсте пенному участку. Но от того, как пообедал моряк, во мно гом зависит и его отдача, будь то на обработке рыбы или на другой операции. А повар тов. Купчик за всеь рейс не полу чил ни одного нарекания. И это очень объективно. Он и пищу приготовлял вкусную и разнообразную и хлеб у неЬо получался хорошего качества. Причем выпекал его до пос леднего дня промысла. Я не говорю о других ком мунистах судна. Все они вне сли весомую лепту в общее дело. Иначе и не могло быть. Партийная организация трау лера «Дубоссары» — боеспо собная, активная. Первые ус пехи экипажа доказывают это. И от нас многое зависит, что бы коммунисты и впредь ос тавались авангардом коллек тива. *% М. БАБАЕВ, помполит. Э КИПАЖ принимает обяза тельство. В нем наряду с увеличением добычи рыбы, выработки готовом продукции мо ряки ставят цель: снизить себе стоимость, получить столько-то тысяч рублей прибыли, перечис ляются суммы экономии по от дельным статьям затрат... И это понятно. Ведь борьба за эконо мию и бережливость — закон нашего хозяйствования. Чем больше будет выпущено продук ции при наименьших затратах, тем выше экономическая эффек тивность производства, а следо- вательпо, богаче государство, лучше жизнь советских людей. В траловом флоте имеются де сятки коллективов, для которых экономика стала главной забо той, которые радуют Родину за мечательным трудом. Экипажа ми бережливых по праву можно назвать коллективы траулеров «Днестр», «Марс», большого мо розильного траулера «Дружба», промыслево - производственного р (Ьчижератора «Прилуки». Они добились лучших экономических .показателей по итогам работы за первый год пятилетки. ; Моряки траулера «Днестр» (капитан тов. Шпилев, секретарь парторганизации тов. Карманов, лредеудкома тов. Карпенко) имеют экономию по восьми ста тьям сметы затрат на общую сумму 51.800 рублей. Одной толь ко сверхплановой прибыли они дали государству за год свыше 62.000 рублей. Так не работал ни одип экипаж кораблей бортового тралепия. У коллектива промыслово-про- мзводственного рефрижератора «Прилуки» (капитан тов. Пали- вин, помполит тов. Байтимнров, предсудкома тов. Жилинский) самая дешевая рыба на флоте. 1.827.400 рублей прибыли дали государству моряки большого морозильного траулера ♦Друж ба». Возглавляли экипаж кали* тан тов. Аранович, секретарь пар тийной организации тов. Ники тин, председатель судового коми тета тов. Клюев. Нетрудно представить, насколь ко лучше были бы финансовые показатели работы флота, если бы все экипажи добились пусть даже не таких высоких резуль татов. А у нас многие коллекти вы не уложились даже в плано вую себ<ч-тоимость, имеют пере расход по нескольким статьям сметы. На траулере «Тагил» (капита ны тт. Москаленко, Фильктпп- текн, Панфилов) в прошлом году затраты на центнер полуфабри ката превысили плановые ло семи статьям сметы на 7.700 руб лей. Своеобразный рекорд бесхозяй ственности установили моряки траулера «Водник». Здесь допу щ у перерасход средств по девя ти статьям сметы, а убыток во сравнению с плановым увеличен на 87.700 рублей. Впрочем стоит ли этому удив ляться, если на судне за год сме нилось четыре капитана (Низги- рев, Живодров, Костерин, Демья нов). Не было хозяина на кораб ле. Люди чувствовали себя вре менщиками, не вникали глубоко в экономику. Учет и отчетность на этом корабле поставлены из рук вон плохо. 0 ТОМ, что коллектив флота располагает огромными ре зервами для повышения рентабельности, свидетельствуют реходе в порт прикинут, каковы же финансовые результаты рей са. Ведь известно же, сколько из расходовано топлива, соли, льда, орудий лова... Известна их стои мость. Нетрудно подсчитать и сумму, которую получит экипаж судов в порту за полуфабрикат, консервы, рыбную муку, жир. Здесь не требуется знания выс шей математики. Нужен только хозяйский подход к делу. А его не хватает еще многим нашим командирам производ ства и родовым морякам. Хуже того, отдельные из них допуска- Д РУЖБА—дружбой, а служ ба — службой. Деньги счет любят. Старые пословицы, проверенные многовековым опы том жизни. Они не устарели и сейчас. И скольких бы бед удалось избежать, если бы наши коман диры поступали так в своей прак-. тической деятельности. На флоте много и других проявлений бес хозяйственности. В феврале при перевозке обнаружено, что стар ший товаровед отдела снабжения тов. Кислов дал заказ на изго товление 30 тысяч бланков. А они не нужны. Формальное отношение І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І И І І І І І І І І І І И І І І І І І І І І І І І І І І За цифрами годового отчета jiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiifliiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii такие факты. Экипажи 99 трау леров бортового траления имеют удорожание себестоимости. Из пятидесяти экипажей больших морозильных траулеров и промы слово-производственных рефри жераторов четырнадцать допус тили перерасход топлива, три дцать восемь — орудий лова, тридцать —- перерасходовали средства на текущий ремонт. Для того, чтобы привести ре зервы в действие, надо повысить требовательность к командному составу траулеров за экономиче ские показатели. Надо предъяв лять больше требований к пом- политам, секретарям парторга низаций. Они еще плохо направ ляют усилия моряков на борьбу с бесхозяйственностью. На боль шинстве судов экономические со веты числятся только на бумаге, ослабили работу посты народно го контроля, комсомольские про- жектористы. В народе говорят: копенка рубль бережет. Надо учить- моря ков считать каждую коиейку, по казывать, как из нее складыва ются крупные суммы. Но зайди те на любой корабль, и вы не увидите там экономических угол ков. Моряки могут ответить на вопрос: выполнено рейсовое за дание или нет. А вот на вопрос, какая прибыль получена за рейс, только пожимают плечами. Капитаны, помполиты, старшие механики тоже в большинстве случаев встают в тупик. .План перевыполнили, прибыль должна быть — вот их обычный ответ. А он не делает им чести, ибо под тверждает факт равнодушного отношения к экономике, а может быть, и неумения разбираться в пей. И тут мне вспоминаются наши замечательные капитаны Василий Афанасьевич Егоров, Леонид Николаевич Груздев и другие. Беседуешь с ними после рейса и чувствуешь, как умело сочетаются на их судах промы сел и экономика. Они еще на пе ют вопиющую беспечность. Не давно работники отдела инвента- 5 изации столкнулись с таким актом. На большой "морозиль ный траулер «Рыбачий» пришла подменная команда. Старый эки паж сдает, а новый принимает судно. Больше всего материаль ных ценностей находится в веде нии старшего помощника. И вот в управление поступил акт о пе редаче. Прочитали его работники отдела инвентаризации и за голо ву схватились. На корабле числится пианино, холодильник, настольная лампа, халаты, простыни... а в переда- точпом акте о них не упоминает ся. Акта о списании имущества нет. Что хочешь, то и думай. Сумма большая. Взыскать ее со старпома тов. Горобченко, ко торый сдавал имущество своему сменщику? И если бы бухгалтерия так и поступила, к ней не было бы ни каких претензий. Акт — это до кумент, которому нельзя не до верять. Но все-таки приходится брать его под сомнение. Пианино ж холодильник не могли исчезнуть с судна. Значит, передача нроизт водилась формально. Очевидцы рассказывают, что передача иму щества происходит чаще всего за бутылкой коньяка. Выразив та ким образом доверие друг другу, обе стороны принимаются за со ставление акта. И пет ничего удивительного, что после этого из поля зрения выпускаются пиани но и холодильники. Куда уж тут до полотенец и простыней. 11а корабль отправлена радио грамма с требованием подтвер дить паличие вещей, которые числятся на корабле и которые пе указаны в акте. И хорошо, ес ли старпом честный человек и не подведет своего товарища. А вдруг он откажется сделать это? Ведь он отвечает только за то, что прннял, за то, что указано в акте . - - . - . - к делу обернулось пусть неболь шим, но убытком для флота. В отделе добычи управления тралового флота очень недоволь ны старшим мастером по добыче рыбы траулера «Киев» тов. Ка- пичниковым. Он безобразно хра нил запасные части к тралам. Се тевая не была оборудована так, как это делается на всех кораб лях. Орудия лова и запасные ча сти к ним хранились навалом, проржавели от длительного соп рикосновения с металлом. Под- веспые ролики имели сильную выработку. Когда мастер-настав ник спросил, имеются ли на борту запасные, то получил от рицательный ответ. Но стоило ему подняться на полубак, и он сразу увидел новенький ролик. Сейчас эти недостатки устране ны. Но напрашивается вопрос, а куда же смотрели капитан, стар пом? Неужели их не интересует состояние тралового хозяйства? Очень плохо, когда капитан не знает, что творится у него на ко рабле и не контролирует своих подчиненных. . Довольно часты факты и тако го рода. Траулер должен стано виться в ремонт. И вот, чтобы не возиться потом в порту, па мно гих судах срезают тралы, быв шие в употреблении, и выбрасы вают за борт. Такие случаи за фиксированы в прошлом году на траулерах «Вайгач», «Урал» ш других. К сожалению, они не получи ли должной оценки со стороны руководства флота. Думается, что пора строго взыскивать за нане сенный государству материаль ный ущерб. Нельзя еще раз не остановить ся на внедрении лимитноордер- ной формы учета и расчетов. О пользе се папечатано немало ста тей в областной и бассейновой газетах. Она рекомендована к внедрению постоянно действую щим производственным совеща нием. Но вдут годы, а новая фор ма плохо прививается на флоте. Происходит так потому, что со стороны руководителей флота, ра ботников бухгалтерии главка не чувствуется особой заинтересо ванности в ее внедрении. Можно одобрять, можно издавать прика зы, но все это не поможет, если сами руководители не будут про являть настойчивости, требовать, интересоваться ходом внедрения. Надо, чтобы и моряки были за интересованы во внедрении ли митно-ордерной формы учета и расчетов так же, как в выполне нии плана по добыче рыбы. Толь ко при этом условии можно рассчитывать на успех. Подобное можно сказать и о бо лее широком использовании крафт-мешков для упаковки гото вой продукции взамен дорогосто ящих картонных ящиков. Трало вый флот в 1966 году имел эко номию по таре в сумме 585.000 рублей. Этого удалось добиться за счет применения крафт-меш ков и другой болре дешевой, тары. 7/ П РИМЕНЕНИЕ бумажных многослойных мешков улучшает использование кубатуры трюмов промысловых и транспортных судов. Повышается грузовместимость трюмов. Удли няется время на набор груза. Со кращается удельный вес перехо- дав, время стоянок у плавбаз. 1* конечном счете широкое приме нение мешков сулит увеличение добычи. Если вдвое сократить расход картонных ящиков в нашем бас сейне, то только за счет разницы стоимости тары можно получить 2.800.000 рублей прибыли. На две тонны увеличится грузовмести-» мость каждого железнодорожного вагона. А это значит, что сокра" тится общая потребность в ваго нах. Налицо все факторы, чтобы крафт-мешки получили более шж-> рокую путевку в жизнь. Но пока это не делается. Следует узако* нить применение их в рыбной промышленности, разработать' тип мешка, наиболее отвечаю щий требованиям промысла* Нельзя разбрасываться миллио* нами рублей. Закончился первый квартал юбилейного года. Коллектив тра* лового флота перевыполнил план по добыче рыбы. Экипажи про мыслово-производственных реф рижераторов, десятков больших морозильных траулеров и судов бортового траления добились не плохих финансовых показателей. 11о снова рядом с передовыми экипажами есть отстающие, ко* торые не укладываются в планов вую себестоимость, работают убыточно. Вот почему усилия партийных организаций должны быть направлены на воспитание моряков в духе бережливости, ва то, чтобы не было на флоте раз гильдяйства и бесхозяйственно? сти. В. ЕВГЕНЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz