Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.
КОНОМИЧЕСКИЙ с а в Е Х РМ А іГ УЛОВЫ РАСТУТ, ЗАТРАТЫ СОКРАЩАЮТСЯ О большой трудовой победе моряков среднего рефрижера торного траулера X: 705 хо рошо знают в сельдяном фло те. Экипаж этого корабля (ка питан тов. Полежаев) добыл в 1962 году за рейс на банке Джорджес 8.108 центнеров сельди, причем 6.367 центне ров выловлено тралом. Такого результата еще не было за всю историю «Мурмансельда». Моряки доказали преиму щества тралового промысла пе ред дрифтерным. И не только с промысловой точки зрения, но и с экономической. СРАВНЕНИЕ В ПОЛЬЗУ ТРАЛА Анализ показывает, что на добычу 6 .367 центнеров сель ди израсходовано всего четы ре трала общей стоимостью 4 .711 рублей. Остальная сельдь — 1.741 центнер — — добыта дрифтерными сетя ми. Их израсходовано 160 штук на сумму 15.772 рубля. Разница, как видно, огром ная. Затраты на' тралах на центнер добытой сельди состав ляют всего 74 копейки, а на сетях — 9 рублей. ЦИФРЫ «ГОВОРЯТ» Моряки СРТ-705 получили за рейс 186.880 рублей прибы ли. Сверхплановый вылов сельди, сокращение расходов на промвооружение сыграли в Уметь считать, уметь анализировать этом решающую роль. Но эки паж сэкономил также много топлива, тары, средств на те кущий ремонт и т. д. Значительно, например, сни жен расход по таре. Как же удалось этого добиться? Вместо 8 .171 бочки по пла ну моряки сумели уложить до бытую сельдь в 7.896 бочек. Как рассказывает рыбмастер тов. Гусев, на траулере широ ко практиковалась докладк.а сельди. Заполнят матросы боч ку и дают ей несколько часов постоять на палубе или в трю ме, чтобы сельдь осела. Осво бодившееся пространство вновь заполнялось рыбой. Члены экипажа бережно от носились к таре, своевременно производили необходимый ре монт. Доньев они израсходова ли вдвое меньше нормы, на чем сэкономили 111 рублей.- Нормативом допускается 0.5 процента боя тары. Моряки су мели свести бой до 0,2 процен та и сэкономили еще 158 руб лей. Можно заставить «загово рить» и другие цифры. Первым сортом сдано 96,1 процента заготовленного полуфабриката, что на четыре процента выше плана. В натурале эти четыре процента составляют 293 цент нера. А так как полуфабрикат первого сорта оплачивается ло- роже, экипаж получил дополни тельно 2.588 рублей. Вопрос сейчас стоит так: каждый рыбак должен быть не только хорошим промыслови ком, но и хотя бы чуточку эко номистом. Он должен уметь не только ловить рыбу, но и уметь считать, как при наименьших затратах добиваться наиболь ших уловов. ГОТОВИТЬСЯ УЖЕ СЕЙЧАС Пятый год семилетки должеп стать для коллектива сельдя ного флота годом широкого внедрения активных методов добычи рыбы. Практика показывает, что уже в апреле — начале мая можно вести траловый промы сел сельди на Джорджес-бан- ке. Значит, к экспедиции пора готовиться. Опыт экипажа СРТ-705 должен стать достоя нием всех моряков. Необходимо уже сейчас изготовлять тралы/ Планируется направить на лов сельди тралом, 15 средних траулеров. Для того, чтобы обеспечить их орудиями лова, материалами для ремонта, нуж но 4 0—45 тонн капрона. А транспортно-складская контора главка, по заявлению ее co- г. удников, выделить такое ко личество не сможет. Необходи мо разрешить эту проблему. Е. ВОРОБЬЕВА, стар ший экономист планово го отдела «Мурмансель- Д И Э . Е. МИХАИЛОВ- СКИЙ. сотрудник «Рыб ного Мурмана». ОДОБРЯЮ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА В газете «Рыбный Мурман» 20 декабря 1962 года опубликована статья «Ли митная система расчетов и учета». Автор, главный бухгал тер тралового Флота тов. Поно марев, внес ценное предложе ние. Сейчас моряки обсуждают эту статью. Она вызвала много раздумий. Я лично одобряю предложен ную тов. Пономаревым систе му. Она повысит ответствен ность капитанов и всех чле нов экипажей за максимальный выпуск прйдукции с наимень шими затратами. * При установлении лимита расходов плановый и другие от делы и службы управления должны считаться с мнением экипажа по тому или другому вопросу. Капитан и старший механик хорошо знают техни ческое состояние корабля и мо гут назвать более точные сум мы предполагаемых расходов. В практике встречаются слу чаи, когда получаемое экипа жами снабжение отпускается первым сортом, хотя на самом деле многое нельзя отнести и ко второму. После внедрения лимитной системы расчетов и учета капитаны будут строже подходить к оценке качества (ведь материалы первого сор та стоят дороже) и не примут товары второго сорта за пер вый. Готовы ли к этому наши снабженцы? При обсуждении статьи воз никнет много различных вопро сов. Хочется, чтобы с капита нами, помполитами, старшими механиками было проведено специальное совещание по во просам, связанным с лимитной системой расчетов и учета. Л. СЕННИКОВ, помпо- лит траулера «Мишуиов». ТРАЛОВЫЙ ЛОВ £ЕЛЬДИ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВЕН В Новых Черемушках в Москве работает опытно-показателыіая ткацкая фабрика Московского шелкового комбината и.иени Свердло ва. На фабрике максимально механизированы технологические опе рации. Здесь установлено 600 ста:іков-автоматов. При полном освое нии проектной мощности фабрика ежегодно будет выпускать 3 мил лиона 600 тысяч метров тканей. Установки для кондиционирования воздуха обеспечивают на предприятии постоянную температуру в 22°С. В огличие от обычного для ткацких цехов шума в цехах фабрики относительно тихо. Здесь имеется подвесной потолок, пред назначенный для снижения шума станков. Фабрика выпускает шел ковые и синтетически? ткани высокого качества. На снимке, в этом помещении работают 600 станков-автоматов. Фото М. Редькика и JI. Портера. Фотохроника ТАСС. .------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ щ -------------------------------------------------------_ З имн и й х о л о д— на службу рыбообработчикам На рыбокомбинате бывают та кие периоды, когда коллективы хо лодильных заводов не успевают перерабатывать охлажденный по луфабрикат. Его приходится скла дировать в бунты, а это отрица тельно сказывается на сортности выпускаемой лзтем продукции, вы зывает и^іишнюю затрату трута. Ведь каждую рыбину приходится по 4—5 раз держать в руках, пе рекидывая с конвейера в тачку, из тачки в бунт, прежде чем она пре вратится в готовую продукцию. Сокращения излишних затрат труда (и следовательно, резкого повышения выпуска мороженой продукции) можно добиться, ис пользуя естественный холод. Этот споооб уже применяют на рыбо комбинате, но не совсем эффектив но. Лучше организовать производ ство следующим образом. При ожидаемой температуре воз духа минус 8—10 градусов (про гнозы на этот счет довольно точ ные) надо направлять свежье в ес тественную морозку. Ящики долж ны быть предварительно взвеше ны и установлены рядами на по і- ставки так, чтобы имелась воз можность затем их переложить ня расстояние 100—120 см. Высота штабеля четыре—пять рядов. Тре ска укладывается на дно ящика плотным слоем. Через четыре, шесть или восемь часов (в зависимости от темпе ратуры воздуха и силы ветра), иог^а температура в теле рыбы будет минус шесть градусов, верх-» ний ряд ящиков снимают и уста навливают на свободное место. В них укладывают еще один слой. И так до тех пор, пока во все ящи ки не будет уложен второй слой рыбы, а затем третий, и они не будут заполнены рыбой пол ностью. Операции с докладной рыбы по вторяются при наличии ящика № 34 — четыре раза, ящика № 35 — три ра^а. При очень сильном морозе мож»но сра^ѵ укладывать в них два слоя трески. Вес ящиков с готовой продук цией может получиться разлн і- ным. Но это не страшно. Рыба в них однородная, и вес можно уточ-нить. После замораживания последне го верхнего слоя рыбы ящики за бивают, взвеш-ивают, и на них на-* носят трафарет. На эстакаде фор мируются вагонные марки. Площадки для замораживания можно создать в рыбном порту примерно на площади 1500—1700 квадратных метров. На них можчэ разместить 3500 тонн рыбы в ящи ках. Расчеты показывают, что даже при двенадцатичасовом цикле за мораживания можно выработать эд сутки по 400 тонн готовой про дукции. Расход ящиков на тонну продукции уменьшается на 40—45 процентов. М. ИВАНОВ. ПОЧЕМУ БЫВАЮТ ТРЕЩИНЫ Я с большим интересом прочи тал опубликованную в «Рыбном Мурмане» корреспонденцию капи тана среднего рефрижераторного траулера 705 тов. Полежаева «810 тонн сельди за рейс», в которой он рассказывает об опыте работы экипажа сельдяным тра лом. Эта корреспонденция заинтере совала меня потому, что наш СРТ-712 в то время тоже нахо дился в северо-западной части Ат лантического океана, где вместе с другими судами мы также осваи вали траловый промысел сельди. По сравнению с экипажем СРТ-705 у нас результаты оказа лись несколько ниже: за рейс мы выловили только 630 тонн. Но для первого раза — если учесть, что несколько суток траулер вы полнял функции поискового судна. <— можно сказать, результат этот также неплохой. В своей статье я хочу кое в чем дополнить рассказ тов. Поле жаева об условиях работы в райо не банки Джорджес и высказать ряд соображений в отношении но вого метода лова сельди,••• - - - * . « М . *• і J Пг ; Тов. Полежаев совершенно пра вильно указывает на то, что в этом районе лов сельди тралом можно вести успешно лишь в преднерестовый период и во вре мя самого нереста. В это время рыба там держится не на боль ших глубинах в состоянии непод вижности. Попросту говоря — ищи косяк, заходи к нему по те чению и спускай трал — сельди поднимешь на борт столько, что на ее обработку едва хватит дня. Так у нас примерно и было. Я вполне согласен с тов. По лежаевым относительно размера трала. Считаю, что самым уло вистым является трал длиной в 20 метров. Те, которые применя ли в этом районе моряки Кали нинградской флотилии, мы уко рачивал'* до двадцатиметровой длины. Пробовали переделывать пелагические на донные :— тоже результат получался отличный. Хочу .порекомендовать масте рам по добыче изготавливать трал из капроновой нитки тол- шиной • чуть потоньше* чем у трескового .трала*. Длина *трала 2 0 s—22 мегра, -обязательно ^к нему надставлять траловый ме шок. Как известно, поверхность бан ки Джорджес очень каменистая, изобилующая большим количест вом неровностей. И часто бывало так: не успеешь сделать одно — два траления — трал вышел из строя. Чтобы избежать этого, мы делали так: к нижней подборе трала привязывали сначала шкер ты длиной в 5 0— 60 см, а к сво бодным концам шкертов при крепляли груз, выполняющий роль бобинцев. Трал в этом слу чае проходил по дну на высоте полметра и, таким образом, мень ше рвался. Первый опыт работы с сельдя ным тралом показал большие преимущества перед ловом дриф терными сетями. Руководство сельдяного флота должно принять конкретные меры по широкому внедрению его на всех судах и к будущему сезону подготовить не обходимое количество орудий ло ва для этого вида промысла. Н. БАБАРЫГИН, старший : мастер лова СРТ-Р-7І2. На промысловых судах сельдя ного флота установлены главные двигатели «БВ-300», «БВ-400», «БВ-540». У двигателей мощно стью 300 л. с. трещины на доныш ках поршней — явление довольно редкое. Зато у более мощных они появляются часто. Некоторые механики утвержда ют, что основной причиной появле ния трещин является неправиль ное отношение штурманов к экс плуатируемой технике. Они перед реверсами не дают команды в ма шинное отделение сбавить оборо ты, чтобы двигатель немного остыл. В результате при пуске, ко гда в сильно нагретую камеру сгорания попадает холодный пу сковой воздух, происходит рез кий перепад температуры. Это вы зывает тепловые напряжения и, ка* следствие, — трещины. Другие видят причину ненор мального явления в плохой рабо те форсунок. Топливо распыля ется плохо и полностью не сгсюа- ет. Происходит местный перегрев донышка поршня. Трещины могут появляться и в том случае, когда двигателю соа- лѵ дается максимальная нагрузка, хотя он еще недостаточно про грелся. Нам кажется, что главная при чина появления тгещин — боль-4 ик»й перепад температур в центре донышка и у его кромок, т. е. тепловые напряжения. Исходя из этого, мы предлагаем отвести теп ло от донышка в район нижних колец. * Нужно заменить стальную з а глушку из листовой стали на алю миниевую, а к ней прикрепить алю миниевый стакан, верхним концом упирающийся в донышко поршня. На конце стакана должны быть рагѵзеденные лепестки, чтобы име лась возможность теплового рас ширения этого стакана. Отвод тепла можно производить и ниже верхнего масляного кольца. Это, конечно, наше предложение. И мы не утверждаем, что предла гаемый способ уникальный. Может быть, основной причиной появления трещин является обра зование нагара на внутренней по лости поршня? Тогда под крышеч ку можно поставить медную или асбестовую прокладку. Хотелось, чтобы по данному во просу высказали свое мнение ме ханики, конструкторы. судоре монтники, работники ПИНРО. Во прос очень важный. Он связан с улучшением эксплуатации техни ки, с экономией государственных средств. П. КАЛИТА. Г. ГУНИН. ин женеры техотдела «Мур- ман:ельди». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 января 1963 г. і стр. J . Фабрика в Новых Черемушках
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz