Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.

КОНОМИЧЕСКИЙ с а в Е Х РМ А іГ УЛОВЫ РАСТУТ, ЗАТРАТЫ СОКРАЩАЮТСЯ О большой трудовой победе моряков среднего рефрижера­ торного траулера X: 705 хо­ рошо знают в сельдяном фло­ те. Экипаж этого корабля (ка­ питан тов. Полежаев) добыл в 1962 году за рейс на банке Джорджес 8.108 центнеров сельди, причем 6.367 центне­ ров выловлено тралом. Такого результата еще не было за всю историю «Мурмансельда». Моряки доказали преиму­ щества тралового промысла пе­ ред дрифтерным. И не только с промысловой точки зрения, но и с экономической. СРАВНЕНИЕ В ПОЛЬЗУ ТРАЛА Анализ показывает, что на добычу 6 .367 центнеров сель­ ди израсходовано всего четы­ ре трала общей стоимостью 4 .711 рублей. Остальная сельдь — 1.741 центнер — — добыта дрифтерными сетя­ ми. Их израсходовано 160 штук на сумму 15.772 рубля. Разница, как видно, огром­ ная. Затраты на' тралах на центнер добытой сельди состав­ ляют всего 74 копейки, а на сетях — 9 рублей. ЦИФРЫ «ГОВОРЯТ» Моряки СРТ-705 получили за рейс 186.880 рублей прибы­ ли. Сверхплановый вылов сельди, сокращение расходов на промвооружение сыграли в Уметь считать, уметь анализировать этом решающую роль. Но эки­ паж сэкономил также много топлива, тары, средств на те­ кущий ремонт и т. д. Значительно, например, сни­ жен расход по таре. Как же удалось этого добиться? Вместо 8 .171 бочки по пла­ ну моряки сумели уложить до­ бытую сельдь в 7.896 бочек. Как рассказывает рыбмастер тов. Гусев, на траулере широ­ ко практиковалась докладк.а сельди. Заполнят матросы боч­ ку и дают ей несколько часов постоять на палубе или в трю­ ме, чтобы сельдь осела. Осво­ бодившееся пространство вновь заполнялось рыбой. Члены экипажа бережно от­ носились к таре, своевременно производили необходимый ре­ монт. Доньев они израсходова­ ли вдвое меньше нормы, на чем сэкономили 111 рублей.- Нормативом допускается 0.5 процента боя тары. Моряки су­ мели свести бой до 0,2 процен­ та и сэкономили еще 158 руб­ лей. Можно заставить «загово­ рить» и другие цифры. Первым сортом сдано 96,1 процента заготовленного полуфабриката, что на четыре процента выше плана. В натурале эти четыре процента составляют 293 цент­ нера. А так как полуфабрикат первого сорта оплачивается ло- роже, экипаж получил дополни­ тельно 2.588 рублей. Вопрос сейчас стоит так: каждый рыбак должен быть не только хорошим промыслови­ ком, но и хотя бы чуточку эко­ номистом. Он должен уметь не только ловить рыбу, но и уметь считать, как при наименьших затратах добиваться наиболь­ ших уловов. ГОТОВИТЬСЯ УЖЕ СЕЙЧАС Пятый год семилетки должеп стать для коллектива сельдя­ ного флота годом широкого внедрения активных методов добычи рыбы. Практика показывает, что уже в апреле — начале мая можно вести траловый промы­ сел сельди на Джорджес-бан- ке. Значит, к экспедиции пора готовиться. Опыт экипажа СРТ-705 должен стать достоя­ нием всех моряков. Необходимо уже сейчас изготовлять тралы/ Планируется направить на лов сельди тралом, 15 средних траулеров. Для того, чтобы обеспечить их орудиями лова, материалами для ремонта, нуж­ но 4 0—45 тонн капрона. А транспортно-складская контора главка, по заявлению ее co- г. удников, выделить такое ко­ личество не сможет. Необходи­ мо разрешить эту проблему. Е. ВОРОБЬЕВА, стар­ ший экономист планово­ го отдела «Мурмансель- Д И Э . Е. МИХАИЛОВ- СКИЙ. сотрудник «Рыб­ ного Мурмана». ОДОБРЯЮ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА В газете «Рыбный Мурман» 20 декабря 1962 года опубликована статья «Ли­ митная система расчетов и учета». Автор, главный бухгал­ тер тралового Флота тов. Поно­ марев, внес ценное предложе­ ние. Сейчас моряки обсуждают эту статью. Она вызвала много раздумий. Я лично одобряю предложен­ ную тов. Пономаревым систе­ му. Она повысит ответствен­ ность капитанов и всех чле­ нов экипажей за максимальный выпуск прйдукции с наимень­ шими затратами. * При установлении лимита расходов плановый и другие от­ делы и службы управления должны считаться с мнением экипажа по тому или другому вопросу. Капитан и старший механик хорошо знают техни­ ческое состояние корабля и мо­ гут назвать более точные сум­ мы предполагаемых расходов. В практике встречаются слу­ чаи, когда получаемое экипа­ жами снабжение отпускается первым сортом, хотя на самом деле многое нельзя отнести и ко второму. После внедрения лимитной системы расчетов и учета капитаны будут строже подходить к оценке качества (ведь материалы первого сор­ та стоят дороже) и не примут товары второго сорта за пер­ вый. Готовы ли к этому наши снабженцы? При обсуждении статьи воз­ никнет много различных вопро­ сов. Хочется, чтобы с капита­ нами, помполитами, старшими механиками было проведено специальное совещание по во­ просам, связанным с лимитной системой расчетов и учета. Л. СЕННИКОВ, помпо- лит траулера «Мишуиов». ТРАЛОВЫЙ ЛОВ £ЕЛЬДИ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВЕН В Новых Черемушках в Москве работает опытно-показателыіая ткацкая фабрика Московского шелкового комбината и.иени Свердло­ ва. На фабрике максимально механизированы технологические опе­ рации. Здесь установлено 600 ста:іков-автоматов. При полном освое­ нии проектной мощности фабрика ежегодно будет выпускать 3 мил­ лиона 600 тысяч метров тканей. Установки для кондиционирования воздуха обеспечивают на предприятии постоянную температуру в 22°С. В огличие от обычного для ткацких цехов шума в цехах фабрики относительно тихо. Здесь имеется подвесной потолок, пред­ назначенный для снижения шума станков. Фабрика выпускает шел­ ковые и синтетически? ткани высокого качества. На снимке, в этом помещении работают 600 станков-автоматов. Фото М. Редькика и JI. Портера. Фотохроника ТАСС. .------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ щ -------------------------------------------------------_ З имн и й х о л о д— на службу рыбообработчикам На рыбокомбинате бывают та­ кие периоды, когда коллективы хо­ лодильных заводов не успевают перерабатывать охлажденный по­ луфабрикат. Его приходится скла­ дировать в бунты, а это отрица­ тельно сказывается на сортности выпускаемой лзтем продукции, вы­ зывает и^іишнюю затрату трута. Ведь каждую рыбину приходится по 4—5 раз держать в руках, пе­ рекидывая с конвейера в тачку, из тачки в бунт, прежде чем она пре­ вратится в готовую продукцию. Сокращения излишних затрат труда (и следовательно, резкого повышения выпуска мороженой продукции) можно добиться, ис­ пользуя естественный холод. Этот споооб уже применяют на рыбо­ комбинате, но не совсем эффектив­ но. Лучше организовать производ­ ство следующим образом. При ожидаемой температуре воз­ духа минус 8—10 градусов (про­ гнозы на этот счет довольно точ­ ные) надо направлять свежье в ес­ тественную морозку. Ящики долж­ ны быть предварительно взвеше­ ны и установлены рядами на по і- ставки так, чтобы имелась воз­ можность затем их переложить ня расстояние 100—120 см. Высота штабеля четыре—пять рядов. Тре­ ска укладывается на дно ящика плотным слоем. Через четыре, шесть или восемь часов (в зависимости от темпе­ ратуры воздуха и силы ветра), иог^а температура в теле рыбы будет минус шесть градусов, верх-» ний ряд ящиков снимают и уста­ навливают на свободное место. В них укладывают еще один слой. И так до тех пор, пока во все ящи­ ки не будет уложен второй слой рыбы, а затем третий, и они не будут заполнены рыбой пол­ ностью. Операции с докладной рыбы по­ вторяются при наличии ящика № 34 — четыре раза, ящика № 35 — три ра^а. При очень сильном морозе мож»но сра^ѵ укладывать в них два слоя трески. Вес ящиков с готовой продук­ цией может получиться разлн і- ным. Но это не страшно. Рыба в них однородная, и вес можно уточ-нить. После замораживания последне­ го верхнего слоя рыбы ящики за­ бивают, взвеш-ивают, и на них на-* носят трафарет. На эстакаде фор­ мируются вагонные марки. Площадки для замораживания можно создать в рыбном порту примерно на площади 1500—1700 квадратных метров. На них можчэ разместить 3500 тонн рыбы в ящи­ ках. Расчеты показывают, что даже при двенадцатичасовом цикле за ­ мораживания можно выработать эд сутки по 400 тонн готовой про­ дукции. Расход ящиков на тонну продукции уменьшается на 40—45 процентов. М. ИВАНОВ. ПОЧЕМУ БЫВАЮТ ТРЕЩИНЫ Я с большим интересом прочи­ тал опубликованную в «Рыбном Мурмане» корреспонденцию капи­ тана среднего рефрижераторного траулера 705 тов. Полежаева «810 тонн сельди за рейс», в которой он рассказывает об опыте работы экипажа сельдяным тра­ лом. Эта корреспонденция заинтере­ совала меня потому, что наш СРТ-712 в то время тоже нахо­ дился в северо-западной части Ат­ лантического океана, где вместе с другими судами мы также осваи­ вали траловый промысел сельди. По сравнению с экипажем СРТ-705 у нас результаты оказа­ лись несколько ниже: за рейс мы выловили только 630 тонн. Но для первого раза — если учесть, что несколько суток траулер вы­ полнял функции поискового судна. <— можно сказать, результат этот также неплохой. В своей статье я хочу кое в чем дополнить рассказ тов. Поле­ жаева об условиях работы в райо­ не банки Джорджес и высказать ряд соображений в отношении но­ вого метода лова сельди,••• - - - * . « М . *• і J Пг ; Тов. Полежаев совершенно пра­ вильно указывает на то, что в этом районе лов сельди тралом можно вести успешно лишь в преднерестовый период и во вре­ мя самого нереста. В это время рыба там держится не на боль­ ших глубинах в состоянии непод­ вижности. Попросту говоря — ищи косяк, заходи к нему по те­ чению и спускай трал — сельди поднимешь на борт столько, что на ее обработку едва хватит дня. Так у нас примерно и было. Я вполне согласен с тов. По­ лежаевым относительно размера трала. Считаю, что самым уло­ вистым является трал длиной в 20 метров. Те, которые применя­ ли в этом районе моряки Кали­ нинградской флотилии, мы уко­ рачивал'* до двадцатиметровой длины. Пробовали переделывать пелагические на донные :— тоже результат получался отличный. Хочу .порекомендовать масте­ рам по добыче изготавливать трал из капроновой нитки тол- шиной • чуть потоньше* чем у трескового .трала*. Длина *трала 2 0 s—22 мегра, -обязательно ^к нему надставлять траловый ме­ шок. Как известно, поверхность бан­ ки Джорджес очень каменистая, изобилующая большим количест­ вом неровностей. И часто бывало так: не успеешь сделать одно — два траления — трал вышел из строя. Чтобы избежать этого, мы делали так: к нижней подборе трала привязывали сначала шкер­ ты длиной в 5 0— 60 см, а к сво­ бодным концам шкертов при­ крепляли груз, выполняющий роль бобинцев. Трал в этом слу­ чае проходил по дну на высоте полметра и, таким образом, мень­ ше рвался. Первый опыт работы с сельдя­ ным тралом показал большие преимущества перед ловом дриф­ терными сетями. Руководство сельдяного флота должно принять конкретные меры по широкому внедрению его на всех судах и к будущему сезону подготовить не­ обходимое количество орудий ло­ ва для этого вида промысла. Н. БАБАРЫГИН, старший : мастер лова СРТ-Р-7І2. На промысловых судах сельдя­ ного флота установлены главные двигатели «БВ-300», «БВ-400», «БВ-540». У двигателей мощно­ стью 300 л. с. трещины на доныш­ ках поршней — явление довольно редкое. Зато у более мощных они появляются часто. Некоторые механики утвержда­ ют, что основной причиной появле­ ния трещин является неправиль­ ное отношение штурманов к экс­ плуатируемой технике. Они перед реверсами не дают команды в ма­ шинное отделение сбавить оборо­ ты, чтобы двигатель немного остыл. В результате при пуске, ко­ гда в сильно нагретую камеру сгорания попадает холодный пу­ сковой воздух, происходит рез­ кий перепад температуры. Это вы­ зывает тепловые напряжения и, ка* следствие, — трещины. Другие видят причину ненор­ мального явления в плохой рабо­ те форсунок. Топливо распыля­ ется плохо и полностью не сгсюа- ет. Происходит местный перегрев донышка поршня. Трещины могут появляться и в том случае, когда двигателю соа- лѵ дается максимальная нагрузка, хотя он еще недостаточно про­ грелся. Нам кажется, что главная при­ чина появления тгещин — боль-4 ик»й перепад температур в центре донышка и у его кромок, т. е. тепловые напряжения. Исходя из этого, мы предлагаем отвести теп­ ло от донышка в район нижних колец. * Нужно заменить стальную з а ­ глушку из листовой стали на алю­ миниевую, а к ней прикрепить алю­ миниевый стакан, верхним концом упирающийся в донышко поршня. На конце стакана должны быть рагѵзеденные лепестки, чтобы име­ лась возможность теплового рас­ ширения этого стакана. Отвод тепла можно производить и ниже верхнего масляного кольца. Это, конечно, наше предложение. И мы не утверждаем, что предла­ гаемый способ уникальный. Может быть, основной причиной появления трещин является обра­ зование нагара на внутренней по­ лости поршня? Тогда под крышеч­ ку можно поставить медную или асбестовую прокладку. Хотелось, чтобы по данному во­ просу высказали свое мнение ме­ ханики, конструкторы. судоре­ монтники, работники ПИНРО. Во­ прос очень важный. Он связан с улучшением эксплуатации техни­ ки, с экономией государственных средств. П. КАЛИТА. Г. ГУНИН. ин­ женеры техотдела «Мур- ман:ельди». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 января 1963 г. і стр. J . Фабрика в Новых Черемушках

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz