Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.

« МАКСИМАЛЬНЫЙ ВЫЛОВ РЫБЫ КАЖДОГО ПРОМЫСЛОВИКА! Нехожеными дорогами Капитан А. А. ПОЛЕЖАЕВ По торной дороге легче идти — это знаем ' и мы, моряки СРТ-705 «Борислав». Но мы знаем и то, что никто еще не проложил торного пу­ ти нашему народу, строящему ком­ мунизм. И нам, рыбакам, часто при­ ходится идти нехожеными дорогами. Иначе и не добьешься успеха в ре­ шении задач, поставленных перед нами партией. Добыть за год по 731 центнеру рыбы-сырца и дать по 445 центне­ ров рыбы в полуфабрикате на каж­ дого члена судовой команды — это ответственная задача. Это значит, за год надо добыть не 18.400 центне- Капитан А. А. Полежаев: — Намеченный рубеж возьмем! ---------- * * -------- кого тра- -іие учиться чогать друг РЧС был хо- ыбы ров, а 19.000 центнеров трески и сельди. — Справимся! —■ заявили моря­ ки, обсуждая на собрании это обяза­ тельство. Так и будет. Порука этому — творческое отношение к делу наших людей. Об успешном рейсе СРТ-705 на Джорджес-банку уже писали и «По­ лярная правда», и «Рыбный Мур- ман». Но о некоторых наших наход­ ках, выводах и раздумьях не упо­ миналось. Думаю, что не лишне рас­ сказать о них: ведь в этом богатом рыбой районе кораблям «Мурман- сельди» еще работать. Да, мы первыми из экипажей *Мѵрмансельди» осваивали наДжорд- жес-банке лов сельди 20-метровым сельдяным тралом в придонном ва­ рианте. Федор Егорович Меркулов, наш старший мастер по добычерыбы, его помощник Николай Михайлов и другие моряки при э'гом проявили очень много смекалки, изобретатель­ ности, упорства. Начало было неудачным. Траление, полтора часа, а улов пять центне­ ров! Другое траление — то же са­ мое. По-иному оснастили нижнюю подбору трала — без толку. А сель­ ди много, это мы знали. Будь нервы п«>слабен у моряков, забросили бы трал-подальше,’и конец эксперимен­ там! . Успех пришел, когда мы додума­ лись провести траление по течению. Сразу взяли 10 тонн сельди. Рыба оказалась очень подвижной. Начались новые эксперименты. Часовое траление — те же 10 тонн. Полчаса, двадцать минут, пятна­ дцать, десять — по-прежнему трал приходил полным рыбой. Потом мы часто продолжали траление всего минут. Когда мы вернулись в порт и мастер по добыче Николай Михайлов пошел с рейсовым доне­ сением в отдел добычи, там ахнули. В сентябре выловлено 4.360.цент­ неров сельди — и всего 26 часов траления! Не поверили. Пришлось объяснять, что да к чему. Да, это небывалое дело. Но имен­ но благодаря этим коротким трале­ ниям, мы израсходовали за три- ме­ сяца всего четыре трала. Сэкономи­ ли на орудиях лова 2.560 рублей. Интересно отметить и другое. Скорость течений на Джорджес-бан- ке 2,3— 2,8 мили в час. Да скорость хода среднего траулера с тралом 3,5 узла. Так что истинная скорость движения судна по отношению к грунту* былач до 6 миль в час! Вот это-то и позволило нам брать высо­ кие уловы; Собственно, мы тралили не точно по течению. Обнаружив с помощью приборов {орошую стайку рыбы, бросали якорь. Определяли скорость и направление течения, силу и на­ правление ветра, находили равно­ действующую их. Выхолили, так сказать, на исходную позицию — и трал за борт! С такт расчетом, что­ бы на подходе к косячк{; сельди трал уже приняялузботи* положе­ ние. Во время спуска трала нам хоро­ шо помогало одно новшество наших мастеров-добытчкко*. Оо.ычный по­ рядок такой: чтобк тралэв’ые доски приняли в воде ног.чалѵ*ее рабочее положение, надо очень внимательно при травлении ваеров следить за марками, пробитыми*на ваерах через каждые 50 метров. Мастер в этот момент находится я* лебедке. Про­ смотрел матрос — и на исправ­ ление ошибки пока: нится какое-то время. Значит, мо* • проскочить облюбованный косяч- Причем, вы­ травливать ваера наіо так, чтобы кормовой шел с оп^жением метров на пятнадцать;- Дз, арм следить то­ же трудно. У нас на ваерах -ыло пробито, по одной дополнительней контрольной марке. Сделаны они іыли более за­ метными, броскими. Как только кон­ трольная марка кор апго, опережа­ ющего, ваера появляется у среза кормового трюма — стоп! Значит, за бортом все нужные 1 200 метров ваеров. А рыбмастер. который стоит у другого ваерного 4 -^ана, той по­ рой подтравливает яровой ваер. Трал без задержки — в рабочем положении. Сейчас нас, коне-- \ беспокоит не Джорджес-банка. К - іте там мы готовы. Беспокоит Бч ^чцево море. Чтобы справляться г -точными за­ даниями, здесь np t 'м .nfi 'обстанов­ ке, как. сейчас, нужт *ного пора­ ботать. Морякам М\пѴ\к^льди», Мурманского и Аул*'г ловых флотов нужн^ Д Р У Г у друга, б о л ьш е другу. \ Декабрьский рейс рошим. Задание по экипаж перекрыл на 200 центнеров. Кстати, «Океаны» и вообще работают несколько лучше кораблей тралово­ го Флота. Думаю, что это че случай­ но. У нас несколько иное промысло­ вое вооружение. И тралы другие — 23-метровые, конструкции капитана А*. Я. Маклакова, а ^25-метровые. И новые доски иные*"— не тради­ ционные овальные, применяемые в траловом Флоте, а трехшелевые. Несколько слов об этих трехщеле­ вых досках. Заглублякщая и распор­ ная сила у них, по н.:шим наблюде­ ниям, больше. Важно и первое и второе. На недавнем промысловом совете, проходившем в траловом флоте, отмечалось, что суда «Мур- мансельди» работают Несколько се­ вернее дралфлотовцев и на больших глубинах — до 270— 300 метров. Частично, видимо, именно потому, что у нас лучше орудия лова. Ивто­ рое — такие доски позволяют увели­ чить горизонтальное раскрытие тра­ ла, а это сейчас* важно. Рыба дер­ жится рассредоточенво и прижав­ шись к грунту. Больше горизонталь­ ное раскрытие — больше и уловы. Правда, глубины треска меняет довольно часто. .Но тут у нас своя тактика. Чтобы в период затишья после шторма (а такие периоды нынче очень короткйМез промедле­ ния выйти на рыбу, мы, ведя мест­ ный поиск, сразу же пересекаем изобату. Ищем по разным глубинам. И каждый раз быстро находим рыбу. Сказывается на результатах, ви­ димо, и лучшая организация про­ мысла. Мы, пожалуй, шпре, чем капитаны тралового флота, обмени­ ваемся првкысловой информацией. Каждый капитал дает по радио не только улов, но и координаты спу- ска-подъема трала. Чаше у нас про­ водятся и совещания-Титанов по ралио, как минимум» три раза в день. Вот эти слагаемые, вероятно, и дают нашим судам некоторое увели­ чение вылова рыбы. Морякам «Мурмансельди* п, ко­ нечно, нашему экипажу тоже есть чему поучиться у ветеранов трало­ вого лова. Меня радует, что в траловом флоте сделан такой реши­ тельный поворот к увеличение доставки свежья. А вот нам, про­ мысловикам «Мурмансельдя», в этом деле похвалиться нечем. Руко­ водители Флота, в частности, спе- циалистЬі отдела обработки, что-то долго раскачиваются. Уж еЬли раз­ вертывать соревнование за макси­ мальную заготовку рыбного полу­ фабриката на каждого члена экипа­ жа, то на траловом лову непремен­ но надо сделать упор на свежье. Это еще однамалохоженаядорога для нас. Мы понимаем это к постараемся каждому члену экипажа « привить вкус к доставке охлажденной рыбы. - О Т К Р Ы Т О Е П И С Ь М О у . экипажа среднего рефрижераторного траулера № 705 „Борислав“ ко всем промысловикам Мурмана Дорогие друзья! | Из чего мы исходили? В прошлом году мы В пятом году семилетки мы с вами долж-1заняли первое место по вылову рыбы среди ны выловить 7.636 тысяч центнеров рыбы, в судов сельдяного флота. На каждого члена том числе 150 тысяч центнеров сверх плана, экипажа тогда пришлось по 726 центнеров Задача серьезная. Решаться она будет объе- трески и сельди. У нас есть все возможности диненными усилиями экипажей всех промыс- закрепить свой успех. ловых судов. Мы обращаемся ко всем промысловикам Думая о том, как успешнее справиться с Мурмана с призывом: давайте, товарищи, на этой задачей, мы 24 января обсудили на су- каждом траулере развернем социалистическое довом собрании свои возможности и резервы.; соревнование за максимальный вылов рыбы Наше мнение такое: надо развернуть боевое | на члена команды! Это поможет нам делом социалистическое соревнование между экипа- ответить на решения ноябрьского Пленума жами промысловых судов области за макси- Центрального Комитета родной Коммунн- мальный вылов рыбы на каждого члена эки- стической партии, встретить день выбо- пгжа, за наибольший выход пищевой рыбной ров в Верховный Совет Российской Федера- продукции из каждого центнера добытой ции и в местные Советы депутатов трудящих- рыбы. I ся новыми успехами в труде. Мы подсчитали, что в пятом году семилет­ ки наш экипаж может выловить не менее 19 тысяч центнеров рыбы и дать 11.565 центне­ ров полуфабриката. Таким образом, на каж­ дого члена экипажа будет выловлен 731 цент­ нер рыбы, или 445 центнеров полуфабриката. Ват наш рубеж. По поручению экипажа: капитан СРТ-705 А. ПОЛЕЖАЕВ, заместитель секретаря парторганизации матрос С. СКАБИН, пред­ седатель судового комитета радист Ф. ГО­ РЕНКОВ, секретарь комсомольской орга­ низации старший помощник капитана А. ИЛЬИНЫХ. Люби свое дело\ Радист Ф. Ф. ГОРЕНКОВ Средние траулеры типа «Океан», в том числе и наш, оснащены разно­ образной навигационной и поисковой аппаратурой. На нашем судне уста­ новлены, в частности, радиоло­ кационная станция «Створ», аку­ стическая станция ХАГ-400, эхо­ лот, визуальный пеленгатор. Это и есть глаза _ корабля. Хотя за содержание этих приборов и ре­ монт их отвечает радист, нахо­ дятся они, понятно, не в радиоруб­ ке, а в ходовой и штурманской руб­ ках, под руками у судоводителей, которые пользуются ими. Значит, надо, чтобы каждый су­ доводитель умел грамотно эксплѵа- ческое соревнование между вахтами. Главное тут — регулярное подведе­ ние итогов соревнования, гласность его. Об этом постоянно заботятся судовой комитет и наши комсо­ мольцы. Перед завтраком в салоне еже­ дневно появляется сводка с уловами всех судов флота за вчерашний день. Секретарь комсомольской органи­ зации ветеран корабля Александр Ильиных — ярый поборник регу­ лярного проведения хронометражей. Что ни день, он вывешивает в са­ лоне листки с результатами хроно­ метражных наблюдений за работой матросов. Он же вместе с комсомоль- Д р у ж н о —н е г р у з н о Матрос М. Я. СМИРНОВ В Мурманском сельдяном Флоте я работаю 12 лет. Ходил в Атланти­ ку ловить селедку и в Баренцево море — добывать треску. Работал на многих средних траулерах. На каждом из них, конечно, есть спайка и дружба между членами экипажа. Без этого в море холить нельзя, а успеха добиться — тем более. Но когда я прищел на средний траулер «Борислав», то первое, что мне бросилось в глаза — это тепло­ та отношений между моряками, строгий порядок и высокая органи­ зованность во всем. Кстати сказать, именно благодаря всему этому, мы на Джорджес-банке в прошлом году в отдельные сутки поднимали на борт, солили и укладывали до 45— 47 тонн сельди. Около 500 бо­ чек сельди ва сутки! Обработать такой улов — дело нелегкое. И если бы посолом сельди занимался только один рыбный ма­ стер, то свои 500 бочек мы бы обра­ батывали не 17 часов, а четверо— пятеро суток. Сила нашего экипажа состоит именно в высокой организованности и в том, что у нас матросы освоили смежные специальности. Каждый моясет быть засольщиком, умеет ра­ ботать с тралом, чинить его, если надо. Вот почему’, когда поднимали трал с уловом, то на засол сельди, кроме рыбного мастера, становились три— четыре матроса. При этом льг он знает очень наш экипаж за месяц работы тралом на Джорджес-банке выловил больше 450 тонн сельди. Это был рекордный месячный вылов за все время суще­ ствования сельдяного флота. Чтобы засолить улов, потребовалось 5.000 бочек. Мы организовали свой труд на па­ лубе так: матросы, занятые на спус­ ке и подъеме трала, принимали уча­ стие и в обработке улова. Кроме то­ го, к нам на помощь приходили почти все штурманы, механики, мо­ тористы. Если трал поднимали на палубу рваным, то на его чинку, кроме ма­ стера лова, становились не только матросы, но и капитан т. Полежаев. Поэтому в дрейфе из-за уборки ры­ бы наше судно почти не лежало. Хорошо продуманная организация труда на палубе, овладение смежны­ ми специальностями, взаимная вы­ ручка в труде позволили нам в прошлом году добиться наивысшего ™ и к о е - п Г н а ^ Х в а ш і Сашеіі Богословским и матросом « Г м і о г т! лЛпиДЛ „ 1 коммунистом Сергеем Скабиным ее. В результате свернутые р>ч- T,HnvPlfaPT етеннѵю гаіетѵ «III todm » ки, «непредвиденные» неисправно-1пьшіскает стенн>ю газет> «шторм». сти в приборах. А в итоге — недо­ лов рьгбы. У нас аппаратуру хорошо знает •каждый судоводитель. Третий штурман Сата Богослов­ ский пришел к нам на судно гол на­ зад. Слышу, парень только из море­ ходного училища. Пригласить надо, значит. Такое уж у нас правило. Но Саша сам пришел: — Дайте мне инструкции по приборам. Потом мы с ним вплотную заня­ лись практикой. Гидроакустической станции и донного лага он, напри­ мер, совершенно не знал. Да и перед другими приборами робел. А вот теперь он хорошо знает всю аппаратуру. Недавно он прохо­ дил переаттестацию. Возвращается после нее капитан и говорит: — Молодец наш Саша. Не приш­ лось краснеть за него. Есть у нас еще одно правило — не «играть» приборами, не вклю­ чать их, «потому что интересно». Таков строгий наказ капитана. Ви­ димость хорошая — к локатору не прикасайся (может, именно поэтому У нас и действует безотказно «Створ>, когда на многих других «Океанах» их уже ремонтировали)... Нет толку от акустической станции при поиске рьгбы, когда концентра­ ции ее разреженные, — не мучь ее! Теперь, когда экипаж вызвал промысловиков бассейна на сорев­ нование за максимальный вылов рыбы на члена команды и взял от­ ветственное обязательство, наш долг — работать еще лучше. Только так можно лобиться успеха. Каж- , . V * Матрос М. Я. Смирнов: — За нами дело не станет* хорошо. Федор сортность продукции, которую мы I Егорович прямо на палубе учил нас, сдавали на плавбазы, всегда была ; матросов, как надо правильно воору- выше плановой. і жать трал, обл>яснял назначение от- вылова рыбы на Флоте. Я очень доволен, что оказался на JдыГі обязан трудиться • с полной «Бориславе». Знаю хорошо парней, ; отдачей сил. Судовой комитет с которыми сдружился, и верю, что I профсоюза, которым я руковожу, по- наше новое обязательство — выло-і старается сделать все для этого. вить в пятом год> семилетки по 731 | в борьбе за высокие уловы нам | члена экипажа по 731 Радист Ф. Ф. Горенков: — За приборы я ручаюсь! ------ * * ---- Не было рейса, чтобы наш задири­ стый «Шторм» не вышел. Судно идет в порт — обязательно общее собрание. Подводим итоги. Лучших людей, их фотографии — на Доску почрта. Любим мы свое дело, свой ко­ рабль. Мы уверены, что и с новым обязательством справимся, выловим в пятом году семилетки на каждого экипажа i t ” выполнено- - | ™ Гс'ел^дадиГпо 4 4 5 ™ экипажа о. дет выполнено._______ревнование экипажеи, социалисти- неров рыбного полуфабриката. Механики не подведут На нашем судне ремонт всех вспо- рпеченно Столь же четко у нас организова-! дельных его частей. Ооъяснял, зачем могательных механизмов выполняет- на и работа с тралом. Ведь наша | нужны голые концы, грунтропы,; ся только силами машинной коман- команда, по сути дела, явилась пио - 1 хотлайн и другие летали и что слѵ- ды. Второй механик Л. И. КОКОРИН проводим профилактиче­ ские осмотры и, если надо, ремонт. Периодически, один раз в два меся- нером освоения тралового промысла сельди среди судов Флота «Мурман- сельди». Спускали мы трал за 7 ми­ нут. На подъем его уходило много больше времени: уловы были обиль­ ными. Приходилось делить улов на 5— 6 частей и поочередно подни­ мать их на палубу. В том, что наша палубная команда хорошо и слаженно работает с тра­ лом, неоценимая заслуга старшего мастера лова Фодора Егоровича Мер­ кулова. Он большой специалист сво­ его дела. Видимо, сказалась его вы­ учка на судах‘тралового флота, где он работал мастером и даже стар- чилось оы, если оы они не соответ-; За один только рейс наша ма- ца’ снимаем с Двигателя луорикато-р, ствовали размерам. Все это, естест- шинная команда сберегла 4.350; рублей. А это значит, что и мы ’ " врнно, пригодилось на промысле. Наш мастер — человек щедрого сердца. Во время рейса он не толь­ ко перед нами раскрывал «секреты» своего мастерства, но и несколько раз пересаживался на другие суда нашего флота, где не клеилось дело. Он помогал правильно вооружить тралы, чтобы они были уловистыми, внесли свой вклад в снижение се­ бестоимости продукции. На некоторых средних траулерах бывают случаи, когда так называе­ мый лубрикатор, насосы которого подают масло в цилиндры главного двигателя, засоряется. Происходит задир поршня и цилиндровой втул- и уходил на свор судно только по- ки. Отсюда — авария, срыв рейса, еле того, когда убеждался, что даль- внеплановый ремонт, а значит и іие дело пойдет и без него. За это j потеря промыслового времени, ему благодарны моряки средних тра- Мы работаем без аварий и без улеров Л 2 Л 2 13, 702 и других. аварийных происшествий, потому шим мастером по добыче рыбы. Тра- В газетах уже писали о том, что что бережем судовою технику, свое- '^асппппаппооаоапоооаппааааапоопаааааспоооооппооповооповетзаасіз D О Л с .о *3 о с лзарппаоппапопсппссапоасшпапаапмоаоаппаооонввовваоовоаоаастасЗ и место отстоя. А после установки этого узла прокачиваем насосы маслом. В процессе эксплуатации двигателя лубрикатор заполняем только маслом, профильтрованным через мелкую сетку. Этим мы пре­ дупреждаем загрязнение трубок, удлиняем срок работы механизмов. В силу конструктивных недостат­ ков на средних траулерах немецкой постройки часто случалось разжи­ жение масла топливом. Это приводи­ ло к преждевременному износу вту­ лок, поршней, подшипников и всего двигателя. Впервые я столкнулся с таким фактом в 1959 году на сред­ нем траулере №.222.' Тогда же в порядке эксперимента мы поставили соттла форсунок с углом распыла 130 градхсов вместо 110. как это преду­ смотрено инструкцией немецких су­ достроителей. Опыт улался. И те­ перь, работая на «Океане», я всякий раз, когда получаю со склада новую топливную аппаратуру, обязательно проверяю угол распыла и, если на­ до, ставлю его тто-своему. Благодаря этому- случаев разжижения масла топливом у нас не бывает. По вине машинной команды на нашем среднем траулере простоев нет. Правда, в последнем рейсе за треской у нас произошла поломка траловой лебедки. На первых порах думали, что в этом наша вина, дес­ кать, недосмотрели. Но, когда в пор­ ту лебедку разобрали, сняли ваер- ный вал левого борта, то выясни­ лось, что вины нашей нет. Допу­ щен заводской дефект. жим работы двигателя. Дело в том, что у берегов Америки сельдь дер­ жится хотя и густо, но небольшими стайками. Взять ее в трал не так просто. Наш капитан делал только прицельные траления, и для того, чтобы не проскочить косячок, мы, Второй механик JI. И. Кокорин: — И механизмы не подведут! --------- а * --------- выходя на него, спускали трал при форсированном ходе. Через 5— 7 минут переходили на нормальные обороты двигателя. Этот опыт цели­ ком оправдал себя, -^ы всегда име­ ли богатые уловы сельди. Машинная команда нашего СРТ внесла свой вклад в-' дело увеличе- 5спех работы на промысле в оди- ния добычи рыбы экипажем. Сейчас, наковой мере зависит как от палуб- когда мы решили выступить иници- ной. так и от машинной команд. j аторами социалистического соревно- Мне хорошо известно, что в тра-: вания за максимальный вылов рыбы ловом флоте экипажи некоторых су- на каждого члена экипажа, механи- дов делали и продолжают делать по- ки и мотористы не останутся наблю- пытки траления на повышенных дателями. Как и все моряки нашего скоростях. При этом преследуют олнѵ і корабля, мы приложим все свои нель — увеличить добычу рыбы, силы, знания и опыт, чтобы еще Бурным было обшесудовое собрание на среднем рефрижераторном траулере 705. Подсчитав свои ре­ зервы и возможности, моряки единодушно решили выловить нынче за год на каждого члена экипажа по 731 центнеру рыбы, выработать по 445 центнеров полуфабриката. Фото Б. Соколова. Известно и другое: что на состоянии главных машин работа на оптималь­ ной мощности не отражается. В сельдяном флоте тралений на повышенных скоростях при лове донных рыб никто из капитанов не іелал. Будучи на Джлрджес-банке, мы впервые изменили обычный ре- лучше эксплуатировать судовую технику, способствовать ритмичной работе добытчиков. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Типография «Полярная правда», Зах. І76 Тир, 5;000 ПН-02854

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz