Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.
« МАКСИМАЛЬНЫЙ ВЫЛОВ РЫБЫ КАЖДОГО ПРОМЫСЛОВИКА! Нехожеными дорогами Капитан А. А. ПОЛЕЖАЕВ По торной дороге легче идти — это знаем ' и мы, моряки СРТ-705 «Борислав». Но мы знаем и то, что никто еще не проложил торного пу ти нашему народу, строящему ком мунизм. И нам, рыбакам, часто при ходится идти нехожеными дорогами. Иначе и не добьешься успеха в ре шении задач, поставленных перед нами партией. Добыть за год по 731 центнеру рыбы-сырца и дать по 445 центне ров рыбы в полуфабрикате на каж дого члена судовой команды — это ответственная задача. Это значит, за год надо добыть не 18.400 центне- Капитан А. А. Полежаев: — Намеченный рубеж возьмем! ---------- * * -------- кого тра- -іие учиться чогать друг РЧС был хо- ыбы ров, а 19.000 центнеров трески и сельди. — Справимся! —■ заявили моря ки, обсуждая на собрании это обяза тельство. Так и будет. Порука этому — творческое отношение к делу наших людей. Об успешном рейсе СРТ-705 на Джорджес-банку уже писали и «По лярная правда», и «Рыбный Мур- ман». Но о некоторых наших наход ках, выводах и раздумьях не упо миналось. Думаю, что не лишне рас сказать о них: ведь в этом богатом рыбой районе кораблям «Мурман- сельди» еще работать. Да, мы первыми из экипажей *Мѵрмансельди» осваивали наДжорд- жес-банке лов сельди 20-метровым сельдяным тралом в придонном ва рианте. Федор Егорович Меркулов, наш старший мастер по добычерыбы, его помощник Николай Михайлов и другие моряки при э'гом проявили очень много смекалки, изобретатель ности, упорства. Начало было неудачным. Траление, полтора часа, а улов пять центне ров! Другое траление — то же са мое. По-иному оснастили нижнюю подбору трала — без толку. А сель ди много, это мы знали. Будь нервы п«>слабен у моряков, забросили бы трал-подальше,’и конец эксперимен там! . Успех пришел, когда мы додума лись провести траление по течению. Сразу взяли 10 тонн сельди. Рыба оказалась очень подвижной. Начались новые эксперименты. Часовое траление — те же 10 тонн. Полчаса, двадцать минут, пятна дцать, десять — по-прежнему трал приходил полным рыбой. Потом мы часто продолжали траление всего минут. Когда мы вернулись в порт и мастер по добыче Николай Михайлов пошел с рейсовым доне сением в отдел добычи, там ахнули. В сентябре выловлено 4.360.цент неров сельди — и всего 26 часов траления! Не поверили. Пришлось объяснять, что да к чему. Да, это небывалое дело. Но имен но благодаря этим коротким трале ниям, мы израсходовали за три- ме сяца всего четыре трала. Сэкономи ли на орудиях лова 2.560 рублей. Интересно отметить и другое. Скорость течений на Джорджес-бан- ке 2,3— 2,8 мили в час. Да скорость хода среднего траулера с тралом 3,5 узла. Так что истинная скорость движения судна по отношению к грунту* былач до 6 миль в час! Вот это-то и позволило нам брать высо кие уловы; Собственно, мы тралили не точно по течению. Обнаружив с помощью приборов {орошую стайку рыбы, бросали якорь. Определяли скорость и направление течения, силу и на правление ветра, находили равно действующую их. Выхолили, так сказать, на исходную позицию — и трал за борт! С такт расчетом, что бы на подходе к косячк{; сельди трал уже приняялузботи* положе ние. Во время спуска трала нам хоро шо помогало одно новшество наших мастеров-добытчкко*. Оо.ычный по рядок такой: чтобк тралэв’ые доски приняли в воде ног.чалѵ*ее рабочее положение, надо очень внимательно при травлении ваеров следить за марками, пробитыми*на ваерах через каждые 50 метров. Мастер в этот момент находится я* лебедке. Про смотрел матрос — и на исправ ление ошибки пока: нится какое-то время. Значит, мо* • проскочить облюбованный косяч- Причем, вы травливать ваера наіо так, чтобы кормовой шел с оп^жением метров на пятнадцать;- Дз, арм следить то же трудно. У нас на ваерах -ыло пробито, по одной дополнительней контрольной марке. Сделаны они іыли более за метными, броскими. Как только кон трольная марка кор апго, опережа ющего, ваера появляется у среза кормового трюма — стоп! Значит, за бортом все нужные 1 200 метров ваеров. А рыбмастер. который стоит у другого ваерного 4 -^ана, той по рой подтравливает яровой ваер. Трал без задержки — в рабочем положении. Сейчас нас, коне-- \ беспокоит не Джорджес-банка. К - іте там мы готовы. Беспокоит Бч ^чцево море. Чтобы справляться г -точными за даниями, здесь np t 'м .nfi 'обстанов ке, как. сейчас, нужт *ного пора ботать. Морякам М\пѴ\к^льди», Мурманского и Аул*'г ловых флотов нужн^ Д Р У Г у друга, б о л ьш е другу. \ Декабрьский рейс рошим. Задание по экипаж перекрыл на 200 центнеров. Кстати, «Океаны» и вообще работают несколько лучше кораблей тралово го Флота. Думаю, что это че случай но. У нас несколько иное промысло вое вооружение. И тралы другие — 23-метровые, конструкции капитана А*. Я. Маклакова, а ^25-метровые. И новые доски иные*"— не тради ционные овальные, применяемые в траловом Флоте, а трехшелевые. Несколько слов об этих трехщеле вых досках. Заглублякщая и распор ная сила у них, по н.:шим наблюде ниям, больше. Важно и первое и второе. На недавнем промысловом совете, проходившем в траловом флоте, отмечалось, что суда «Мур- мансельди» работают Несколько се вернее дралфлотовцев и на больших глубинах — до 270— 300 метров. Частично, видимо, именно потому, что у нас лучше орудия лова. Ивто рое — такие доски позволяют увели чить горизонтальное раскрытие тра ла, а это сейчас* важно. Рыба дер жится рассредоточенво и прижав шись к грунту. Больше горизонталь ное раскрытие — больше и уловы. Правда, глубины треска меняет довольно часто. .Но тут у нас своя тактика. Чтобы в период затишья после шторма (а такие периоды нынче очень короткйМез промедле ния выйти на рыбу, мы, ведя мест ный поиск, сразу же пересекаем изобату. Ищем по разным глубинам. И каждый раз быстро находим рыбу. Сказывается на результатах, ви димо, и лучшая организация про мысла. Мы, пожалуй, шпре, чем капитаны тралового флота, обмени ваемся првкысловой информацией. Каждый капитал дает по радио не только улов, но и координаты спу- ска-подъема трала. Чаше у нас про водятся и совещания-Титанов по ралио, как минимум» три раза в день. Вот эти слагаемые, вероятно, и дают нашим судам некоторое увели чение вылова рыбы. Морякам «Мурмансельди* п, ко нечно, нашему экипажу тоже есть чему поучиться у ветеранов трало вого лова. Меня радует, что в траловом флоте сделан такой реши тельный поворот к увеличение доставки свежья. А вот нам, про мысловикам «Мурмансельдя», в этом деле похвалиться нечем. Руко водители Флота, в частности, спе- циалистЬі отдела обработки, что-то долго раскачиваются. Уж еЬли раз вертывать соревнование за макси мальную заготовку рыбного полу фабриката на каждого члена экипа жа, то на траловом лову непремен но надо сделать упор на свежье. Это еще однамалохоженаядорога для нас. Мы понимаем это к постараемся каждому члену экипажа « привить вкус к доставке охлажденной рыбы. - О Т К Р Ы Т О Е П И С Ь М О у . экипажа среднего рефрижераторного траулера № 705 „Борислав“ ко всем промысловикам Мурмана Дорогие друзья! | Из чего мы исходили? В прошлом году мы В пятом году семилетки мы с вами долж-1заняли первое место по вылову рыбы среди ны выловить 7.636 тысяч центнеров рыбы, в судов сельдяного флота. На каждого члена том числе 150 тысяч центнеров сверх плана, экипажа тогда пришлось по 726 центнеров Задача серьезная. Решаться она будет объе- трески и сельди. У нас есть все возможности диненными усилиями экипажей всех промыс- закрепить свой успех. ловых судов. Мы обращаемся ко всем промысловикам Думая о том, как успешнее справиться с Мурмана с призывом: давайте, товарищи, на этой задачей, мы 24 января обсудили на су- каждом траулере развернем социалистическое довом собрании свои возможности и резервы.; соревнование за максимальный вылов рыбы Наше мнение такое: надо развернуть боевое | на члена команды! Это поможет нам делом социалистическое соревнование между экипа- ответить на решения ноябрьского Пленума жами промысловых судов области за макси- Центрального Комитета родной Коммунн- мальный вылов рыбы на каждого члена эки- стической партии, встретить день выбо- пгжа, за наибольший выход пищевой рыбной ров в Верховный Совет Российской Федера- продукции из каждого центнера добытой ции и в местные Советы депутатов трудящих- рыбы. I ся новыми успехами в труде. Мы подсчитали, что в пятом году семилет ки наш экипаж может выловить не менее 19 тысяч центнеров рыбы и дать 11.565 центне ров полуфабриката. Таким образом, на каж дого члена экипажа будет выловлен 731 цент нер рыбы, или 445 центнеров полуфабриката. Ват наш рубеж. По поручению экипажа: капитан СРТ-705 А. ПОЛЕЖАЕВ, заместитель секретаря парторганизации матрос С. СКАБИН, пред седатель судового комитета радист Ф. ГО РЕНКОВ, секретарь комсомольской орга низации старший помощник капитана А. ИЛЬИНЫХ. Люби свое дело\ Радист Ф. Ф. ГОРЕНКОВ Средние траулеры типа «Океан», в том числе и наш, оснащены разно образной навигационной и поисковой аппаратурой. На нашем судне уста новлены, в частности, радиоло кационная станция «Створ», аку стическая станция ХАГ-400, эхо лот, визуальный пеленгатор. Это и есть глаза _ корабля. Хотя за содержание этих приборов и ре монт их отвечает радист, нахо дятся они, понятно, не в радиоруб ке, а в ходовой и штурманской руб ках, под руками у судоводителей, которые пользуются ими. Значит, надо, чтобы каждый су доводитель умел грамотно эксплѵа- ческое соревнование между вахтами. Главное тут — регулярное подведе ние итогов соревнования, гласность его. Об этом постоянно заботятся судовой комитет и наши комсо мольцы. Перед завтраком в салоне еже дневно появляется сводка с уловами всех судов флота за вчерашний день. Секретарь комсомольской органи зации ветеран корабля Александр Ильиных — ярый поборник регу лярного проведения хронометражей. Что ни день, он вывешивает в са лоне листки с результатами хроно метражных наблюдений за работой матросов. Он же вместе с комсомоль- Д р у ж н о —н е г р у з н о Матрос М. Я. СМИРНОВ В Мурманском сельдяном Флоте я работаю 12 лет. Ходил в Атланти ку ловить селедку и в Баренцево море — добывать треску. Работал на многих средних траулерах. На каждом из них, конечно, есть спайка и дружба между членами экипажа. Без этого в море холить нельзя, а успеха добиться — тем более. Но когда я прищел на средний траулер «Борислав», то первое, что мне бросилось в глаза — это тепло та отношений между моряками, строгий порядок и высокая органи зованность во всем. Кстати сказать, именно благодаря всему этому, мы на Джорджес-банке в прошлом году в отдельные сутки поднимали на борт, солили и укладывали до 45— 47 тонн сельди. Около 500 бо чек сельди ва сутки! Обработать такой улов — дело нелегкое. И если бы посолом сельди занимался только один рыбный ма стер, то свои 500 бочек мы бы обра батывали не 17 часов, а четверо— пятеро суток. Сила нашего экипажа состоит именно в высокой организованности и в том, что у нас матросы освоили смежные специальности. Каждый моясет быть засольщиком, умеет ра ботать с тралом, чинить его, если надо. Вот почему’, когда поднимали трал с уловом, то на засол сельди, кроме рыбного мастера, становились три— четыре матроса. При этом льг он знает очень наш экипаж за месяц работы тралом на Джорджес-банке выловил больше 450 тонн сельди. Это был рекордный месячный вылов за все время суще ствования сельдяного флота. Чтобы засолить улов, потребовалось 5.000 бочек. Мы организовали свой труд на па лубе так: матросы, занятые на спус ке и подъеме трала, принимали уча стие и в обработке улова. Кроме то го, к нам на помощь приходили почти все штурманы, механики, мо тористы. Если трал поднимали на палубу рваным, то на его чинку, кроме ма стера лова, становились не только матросы, но и капитан т. Полежаев. Поэтому в дрейфе из-за уборки ры бы наше судно почти не лежало. Хорошо продуманная организация труда на палубе, овладение смежны ми специальностями, взаимная вы ручка в труде позволили нам в прошлом году добиться наивысшего ™ и к о е - п Г н а ^ Х в а ш і Сашеіі Богословским и матросом « Г м і о г т! лЛпиДЛ „ 1 коммунистом Сергеем Скабиным ее. В результате свернутые р>ч- T,HnvPlfaPT етеннѵю гаіетѵ «III todm » ки, «непредвиденные» неисправно-1пьшіскает стенн>ю газет> «шторм». сти в приборах. А в итоге — недо лов рьгбы. У нас аппаратуру хорошо знает •каждый судоводитель. Третий штурман Сата Богослов ский пришел к нам на судно гол на зад. Слышу, парень только из море ходного училища. Пригласить надо, значит. Такое уж у нас правило. Но Саша сам пришел: — Дайте мне инструкции по приборам. Потом мы с ним вплотную заня лись практикой. Гидроакустической станции и донного лага он, напри мер, совершенно не знал. Да и перед другими приборами робел. А вот теперь он хорошо знает всю аппаратуру. Недавно он прохо дил переаттестацию. Возвращается после нее капитан и говорит: — Молодец наш Саша. Не приш лось краснеть за него. Есть у нас еще одно правило — не «играть» приборами, не вклю чать их, «потому что интересно». Таков строгий наказ капитана. Ви димость хорошая — к локатору не прикасайся (может, именно поэтому У нас и действует безотказно «Створ>, когда на многих других «Океанах» их уже ремонтировали)... Нет толку от акустической станции при поиске рьгбы, когда концентра ции ее разреженные, — не мучь ее! Теперь, когда экипаж вызвал промысловиков бассейна на сорев нование за максимальный вылов рыбы на члена команды и взял от ветственное обязательство, наш долг — работать еще лучше. Только так можно лобиться успеха. Каж- , . V * Матрос М. Я. Смирнов: — За нами дело не станет* хорошо. Федор сортность продукции, которую мы I Егорович прямо на палубе учил нас, сдавали на плавбазы, всегда была ; матросов, как надо правильно воору- выше плановой. і жать трал, обл>яснял назначение от- вылова рыбы на Флоте. Я очень доволен, что оказался на JдыГі обязан трудиться • с полной «Бориславе». Знаю хорошо парней, ; отдачей сил. Судовой комитет с которыми сдружился, и верю, что I профсоюза, которым я руковожу, по- наше новое обязательство — выло-і старается сделать все для этого. вить в пятом год> семилетки по 731 | в борьбе за высокие уловы нам | члена экипажа по 731 Радист Ф. Ф. Горенков: — За приборы я ручаюсь! ------ * * ---- Не было рейса, чтобы наш задири стый «Шторм» не вышел. Судно идет в порт — обязательно общее собрание. Подводим итоги. Лучших людей, их фотографии — на Доску почрта. Любим мы свое дело, свой ко рабль. Мы уверены, что и с новым обязательством справимся, выловим в пятом году семилетки на каждого экипажа i t ” выполнено- - | ™ Гс'ел^дадиГпо 4 4 5 ™ экипажа о. дет выполнено._______ревнование экипажеи, социалисти- неров рыбного полуфабриката. Механики не подведут На нашем судне ремонт всех вспо- рпеченно Столь же четко у нас организова-! дельных его частей. Ооъяснял, зачем могательных механизмов выполняет- на и работа с тралом. Ведь наша | нужны голые концы, грунтропы,; ся только силами машинной коман- команда, по сути дела, явилась пио - 1 хотлайн и другие летали и что слѵ- ды. Второй механик Л. И. КОКОРИН проводим профилактиче ские осмотры и, если надо, ремонт. Периодически, один раз в два меся- нером освоения тралового промысла сельди среди судов Флота «Мурман- сельди». Спускали мы трал за 7 ми нут. На подъем его уходило много больше времени: уловы были обиль ными. Приходилось делить улов на 5— 6 частей и поочередно подни мать их на палубу. В том, что наша палубная команда хорошо и слаженно работает с тра лом, неоценимая заслуга старшего мастера лова Фодора Егоровича Мер кулова. Он большой специалист сво его дела. Видимо, сказалась его вы учка на судах‘тралового флота, где он работал мастером и даже стар- чилось оы, если оы они не соответ-; За один только рейс наша ма- ца’ снимаем с Двигателя луорикато-р, ствовали размерам. Все это, естест- шинная команда сберегла 4.350; рублей. А это значит, что и мы ’ " врнно, пригодилось на промысле. Наш мастер — человек щедрого сердца. Во время рейса он не толь ко перед нами раскрывал «секреты» своего мастерства, но и несколько раз пересаживался на другие суда нашего флота, где не клеилось дело. Он помогал правильно вооружить тралы, чтобы они были уловистыми, внесли свой вклад в снижение се бестоимости продукции. На некоторых средних траулерах бывают случаи, когда так называе мый лубрикатор, насосы которого подают масло в цилиндры главного двигателя, засоряется. Происходит задир поршня и цилиндровой втул- и уходил на свор судно только по- ки. Отсюда — авария, срыв рейса, еле того, когда убеждался, что даль- внеплановый ремонт, а значит и іие дело пойдет и без него. За это j потеря промыслового времени, ему благодарны моряки средних тра- Мы работаем без аварий и без улеров Л 2 Л 2 13, 702 и других. аварийных происшествий, потому шим мастером по добыче рыбы. Тра- В газетах уже писали о том, что что бережем судовою технику, свое- '^асппппаппооаоапоооаппааааапоопаааааспоооооппооповооповетзаасіз D О Л с .о *3 о с лзарппаоппапопсппссапоасшпапаапмоаоаппаооонввовваоовоаоаастасЗ и место отстоя. А после установки этого узла прокачиваем насосы маслом. В процессе эксплуатации двигателя лубрикатор заполняем только маслом, профильтрованным через мелкую сетку. Этим мы пре дупреждаем загрязнение трубок, удлиняем срок работы механизмов. В силу конструктивных недостат ков на средних траулерах немецкой постройки часто случалось разжи жение масла топливом. Это приводи ло к преждевременному износу вту лок, поршней, подшипников и всего двигателя. Впервые я столкнулся с таким фактом в 1959 году на сред нем траулере №.222.' Тогда же в порядке эксперимента мы поставили соттла форсунок с углом распыла 130 градхсов вместо 110. как это преду смотрено инструкцией немецких су достроителей. Опыт улался. И те перь, работая на «Океане», я всякий раз, когда получаю со склада новую топливную аппаратуру, обязательно проверяю угол распыла и, если на до, ставлю его тто-своему. Благодаря этому- случаев разжижения масла топливом у нас не бывает. По вине машинной команды на нашем среднем траулере простоев нет. Правда, в последнем рейсе за треской у нас произошла поломка траловой лебедки. На первых порах думали, что в этом наша вина, дес кать, недосмотрели. Но, когда в пор ту лебедку разобрали, сняли ваер- ный вал левого борта, то выясни лось, что вины нашей нет. Допу щен заводской дефект. жим работы двигателя. Дело в том, что у берегов Америки сельдь дер жится хотя и густо, но небольшими стайками. Взять ее в трал не так просто. Наш капитан делал только прицельные траления, и для того, чтобы не проскочить косячок, мы, Второй механик JI. И. Кокорин: — И механизмы не подведут! --------- а * --------- выходя на него, спускали трал при форсированном ходе. Через 5— 7 минут переходили на нормальные обороты двигателя. Этот опыт цели ком оправдал себя, -^ы всегда име ли богатые уловы сельди. Машинная команда нашего СРТ внесла свой вклад в-' дело увеличе- 5спех работы на промысле в оди- ния добычи рыбы экипажем. Сейчас, наковой мере зависит как от палуб- когда мы решили выступить иници- ной. так и от машинной команд. j аторами социалистического соревно- Мне хорошо известно, что в тра-: вания за максимальный вылов рыбы ловом флоте экипажи некоторых су- на каждого члена экипажа, механи- дов делали и продолжают делать по- ки и мотористы не останутся наблю- пытки траления на повышенных дателями. Как и все моряки нашего скоростях. При этом преследуют олнѵ і корабля, мы приложим все свои нель — увеличить добычу рыбы, силы, знания и опыт, чтобы еще Бурным было обшесудовое собрание на среднем рефрижераторном траулере 705. Подсчитав свои ре зервы и возможности, моряки единодушно решили выловить нынче за год на каждого члена экипажа по 731 центнеру рыбы, выработать по 445 центнеров полуфабриката. Фото Б. Соколова. Известно и другое: что на состоянии главных машин работа на оптималь ной мощности не отражается. В сельдяном флоте тралений на повышенных скоростях при лове донных рыб никто из капитанов не іелал. Будучи на Джлрджес-банке, мы впервые изменили обычный ре- лучше эксплуатировать судовую технику, способствовать ритмичной работе добытчиков. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Типография «Полярная правда», Зах. І76 Тир, 5;000 ПН-02854
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz