Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.

В районе Западной Исландии IНовый К, Сельдь в Исландии — важней­ шая промысловая рйба. Из дан­ ных об уловах видно, что исланд­ ские рыбаки ведут добычу ее почти круглый год. В весеннее время сельдь облавливается к югу и юго-западу, летом—к севе­ ру н востоку от Исландии. Осенью м зимой промысел ведется у за­ падных и юго-западных берегов. Советские рыболовные суда на­ чали промысел еельди в 1948 га­ ду в летний период в районах, освоенных исландцами. В после­ дующие годы был освоен кругло­ годичный лов норвежском сель­ ди, которая была представлена ря­ дом урожайных поколений. Севе­ ро-западный, западный и юго-за­ падный районы Исландии в зтн годы обследовались периодически поисковыми судами. Исследования, проведенные кан­ дидатом биологических наук К. А. Ляянным. по биологии сельди, обитающей в водах Исландки, по- зв&«дя- составить схему жизнен- нннвдативе К. А. Лямица были начаты поиски преднерестовых скоплений исландской . сельди' к юго-западу от Исландии й в во­ дах Датского пролива. В феврале—марте 1962 года поисковыми работами,к юго-запа­ ду от Исландии и в Дагском про­ ливе занимался научно-поиско- вый СРТ-710 «Балаклава»^ (за два месяца был обследован боль­ шой район). Комплексная съемка показала, что в центральной ча­ сти Датского пролива возмож­ ность зимовки преднерестовой сельди маловероятна. В этом райо­ не температура однородна как на поверхности, так и на глубине, биомасса планктона незначитель­ на. В обследованном районе рыб­ ных записей не было. К западу от Исландии, где глу­ бина моря 2 1 0 —300 метров, бы­ ли выполнены контрольные дрей­ фы с сетями. Средний вылов на сеть был 5—10 килограммов. Результаты рейса СРТ-710 «Ба­ лаклава» позволили более рацио­ нально организовать поиск сель­ ди в водах, к западу от Исландии в последующие сезоны года. В ноябре 1962/года в этот ран­ ен на поиск еельди вышел науч­ но-исследовательский С№-721 «Академик Кннпович».' В середи­ не ноября обнаружили скопления сельди на южном склоне банки Лаутрагрунн. На эхолотной бума­ ге еельдь регистрировалась в ви­ де плотных стай, днем у грунта, ночью на глубине 2 0— 160 мет­ ров. По сообщению начальника рейса тов. Пахорукова эхозапи- си сельди в районе банки Лаут­ рагрунн похожи на эхозапиеи зимних скоплений сельди в Нор­ вежском море. СРТ-721 в конце ноября сделал контрольные дрей­ фы на Южном склоне банки Лаут­ рагрунн. Средним вылов на сеть составил 43 килограмма сельди. Сети с ячеей 32 мм были с уло­ вом 2 0 0—3 00 килограммов. В районе банки Лаутрагрунн промыслом сельди занималось бо­ лее 80 исландских судов. В ос­ новном это были суда типа бо­ тов и средних рыболовных леров. Облдесельди исланді рыбаки производили кошелькоі неводом в ночное время суток. За­ мет кошелькового невода исланд­ цы делали за 3—5 минут. Уло- .вы достигали более 2 0 0 центне­ ров сельди,... . В декабре 1962 годамля по­ исков ^сельди в районе/Западной Исландии* вышли СРТ-154 <%аптт- тап П. II. Смолин) и СРТ-710 (капитан А. М. Барон,'начальник рейса И. II. Баранкеев). СРТ-154 обнаружил скопления сельди в 15 милях к западу от мыса Ма- ларрив. По наблюдениям капитана Смолина днем сельдь находилась у грунта, ночью поднималась до 5 0— 60 метров от поверхности моря. Средний вылов на сеть в этом районе составил 50 кило­ граммов. На отдельные сети улов был до 200 килограммов. ^ Во второй пятидневке декабря сельдь в районе ^іыса Маларрив держалась в рыболовной зоне Ис­ ландии. В этом районе промыслом сельди занималось более 50 ис­ ландских рыболовных судов. В дневное время суток все корабли лежали в свободном дрейфе, поис­ ками сельди начинали занимать­ ся после 18 часов в в 2 0—21 час делали первые заметы ко­ шельковыми неводами. СРТ-710 9 декабря 1962 го­ да обнаружил сельдь во впадине Иёкульдьюн. В этом районе рыба держалась вблизи рыболовной зо­ ны небольшими стайками, на значительно меньшей акватории, чем в двух предыдущих районах. Средний вылов на сеть у СРТ- 710 в районе впадины Иёкульдь­ юн составил 50 килограммов, не­ которые сети были с уловом в 200 килограммов. Длина повод- цов была 5 0— 60 ме-тров. Сети с ячеей 2 4 — 1-28 ми приходили без улова. Хороший улов был на сети $ ячеей’*32 ммJP- • г Щ В улогах в"районе западной Исландии в ноябре-декабре 1962 года преобладала летненередую­ щая сельдь размером от 17 іо 35 см. Рыбы длиною 28—31 сан­ тиметр составляли около 75 процентов улова. Жирность летне- неоестующей сельди была высо­ кой. 42 процента составляли осо- ------------------------------- * би с ожирением внутренностей до трех баллов. Средний вес сельди преобладающего размера был 270—300 граммов. Таким образом, исследования, проведенные в ноябре—декабре 1962 года в районе западной Ис­ ландии, показывают, что сельдь в этот период держится вблизи ры­ боловной зоны. В дальнейшем не­ обходимо продолжать исследова­ ния в районе западной Исландии. Поисковые работы надо начинать с сентября, продвигаясь поисками е северных районов Исландии в северо-западные и западные. Целесообразно в 1963 году од­ новременно с поисковыми судами в район западной Исландии на­ править несколько сейнеров для опытного лова сельди кошелько­ выми неводами. В. ЗИЛАНОВ, И. БАРАНКЕ­ ЕВ, сотрудники перспективной промразведки сельди. 'синтети ческим и аунук Таджикская ССР. В лабора­ тории органического' синтеза Института химки Академии наук республики под руковод­ ством доктора химических наук В. И. Никитина получен новый синтетический каучук. По c to - ыл физико-механическим свой­ ствам — высокой прочности, эластичности и теплостойкости — новый каучук значительно превосходит известные до сих пор марки промышленных син­ тетических каучуков. На сиимке (слева направо): сотрудники лаборатории орга­ нического синтеза Института химии Ю. Е. Саркисов, Г. С. Санюковнч и Е. М. Глазунова. Фото А. Полякова. Фотохроника ТАС5С. 1 р р і с В начале прош­ лого года коллек­ тив большого реф­ рижератор II о г о траулера «Душанбе» брался при годовом плане в 44100 центнеров выработать 46 тысяч центнеров готовой продукции. Фактически по­ ложение сложилось так, что уже к началу декабря этот рубеж был достигнут. Тогда вопрос о выпол­ нении социалистических обяза­ тельств был поставлен на обсуж­ дение открытого партийного и об­ щесудовых собраний. Взвесив свои возможности, коллектив решил до­ вести выработку продукции до 50 О г Дагестанская АССР . На крупнейшем в республике Махачкалин­ ском рыбоконсервном комбинате вступил в стрсй новый консервный цех. Все основные процессы .здесь механизированы и автоматизиро­ ваны. Производительность комбината увеличивается на 20—25 про­ центов. •На сиимке: в новом цехе. -Фотохроника ТАСС . **********************************j*******££JJfJ?£f£*£JF£'fjJ± Люди ПЫТЛНВОЙ мысли В свободное от вахты время их обязательно застанешь за конст­ руированием. изобретением чего- либо нового. У них есть и свой де ­ виз — в каждом рейсе иметь не меньше, чем одному рациона­ лизаторскому предложению. Однажды в рейсе, например, бы­ ло внесено и внедрено десять предложений. Среди них — пресс для штамповки колпачков к конт­ рольным лампам главного шита, изготовленный электромехаником В. М. Брнманом, приспособление для очистки фильтровых полоте­ нец паром вместо к ** пя * и - н й я Ав­ тор этого предложения — слесарь Н. И. Логу тов. Старший механик Р. Н. Цылев изготовил приспособление для проточки цилиндров поршневых насосов, а токари Ю. И Антосен- вов. В Ф Морозов, слесарь Н. И. Логутов и электросварщик А. Е. Глухенький изготовили подпрес- совшик сельди в банках. Электромеханик В. М. Брнман, токари Ю. И. Антосенмов, В Ф. Морозов, слесарь Н. И. Логутов, третий механик Г. Г. Жмудь, стар­ шин механик Р. Н. Цылев и дру­ гие — это люди пытливой МЫС.'Ш. Так их называют на ялавбаэе -«Печеміаг. В. ИВАНОВ. тысяч центнеров и справился с этим. Теперь все это—дело прошлое. К нему можпо было бы и не воз­ вращаться, ибо экипаж «Душанбе» принял уже обязательства на но­ вый, 1963 год. Но возвратиться надо, если вспомнить, с какими трудностями было сопряжено вы­ полнение наших прошлогодних обязательств, и учесть, что эти трудности зависели от работы от­ дельных звеньев руководства фло­ та. Возьмем, к примеру, работу на­ шего траулера в четвертом квар­ тале прошлого года. Корабль не­ производительно простоял в порту е 5 октября (время отхода по гра­ фику) до 21 октября. В чем же причина простоя та­ кого мощного корабля в порту, ко­ гда в море была хорошая промыс­ ловая обстановка? Как выяснилось в конце, своди­ лась она к тому, что разгорелся спор между двумя службами. Ин­ спекция Регистра СССР доказыва­ ла: палыты головного подшипника соединения поршней негодные (имеют трещины), а дизельная группа техотдела флота утвержда­ ла^ обратное — пальцы к даль­ нейшей эксплуатации годны и трещин не имеют. Закончился этот торг тем, что стороны поми­ рились на «золотой еередине»: часть пальцев оставили старые, а остальные поставили из бортовых запасов других морозильных тра­ улеров. А ведь на все это можно было бы затратить намного мень­ ше времени, если бы не чрезмер­ ное радение представителей обеих служб о «чести мундира г. Кстати сказать, по аналогичной причине простаивал в порту м трлѵдер «Свердловск». История эта отразилась не толь­ ко на недолове кораблем, но и на повышеняи себестоимости продук­ ции. Ведь судоремонтники первого завода, дважды производившие из- за торга служб разборку и сборку главного двигателя, дважды и по­ лучили с пае за это деньги. Вот и пялучается, • что моряки в мере эчпрпмят ла м*лом. а руководите1 лм флота разбазаривают народнее средства в порту на большом. Во время этой истории выясни­ лся и такой неприглядный факт. Запчасти, т. е. те же пальцы го­ лодных подшипников, хранивших­ ся на складе, оказались непригод­ ными; немецкие—по той причине, что были покрыты ржавчиной, а производства Кандалакшского за­ вода не подходили по размеру. Теперь о второй трудности, с какой мы столкнулись в рейсе, обусловленной организацией сдачи продукции на плавбазу. В радиограмме за подписью первого секретаря обкома партии тов. Денисова специально указы­ валось на недопустимость непро­ изводительных переходов м пере­ бежек. А как решает такие вопросы наш флагман тов. Русмаков? Он поставил плавбазу «Иркутск» в 300 милях от района промысла. Из-за этого корабли были вынуж­ дены терять на переходах к ней и обратно свыше трех суток. На вопросы промыело«кков, за­ чем он сделал так, флагман отве­ чал, что база стоит удобно для всех трех районов (флот работал тремя группами). Но разве нель­ зя было организовать дело таким образом, чтобы плавбаза шла сна­ чала к одной группе судов, раз­ гружала их, потом ко второй, тре­ тьей? Конечно, можно, и чем в данном случае руководствовались тов. Руснаков и капитан плавбазы тов. Чернявский, остается неяс­ ным. Каждый траулер ходил за 300 миль и обратно, а плавбаза стояла на месте. Заявление же обоих руководителей, что она стоя­ ла в укрытии, неправильно, ибо кичем не обосновано. Дальше в лес — больше дров. Мелсду самими-то руководителями промыслом и плавбазой нет долж­ ной согласованности действий. Руководитель промыслом тов. Руснакѳв 6 декабря дал нам ука­ зание следовать к плавбазе. Затем, совбразуясь с чем-то другим, из­ менил решение и приказал остано­ виться в другом районе. Но ве­ чером мы получили указание тов. Чернявского: стать под разгрузку и 8 часам утра 7 декабря. . Когда «Душанбе» подошел к назначенному сроку к плавбазе, выяснилось, что траулер «Яро­ славль» не полностью выгрузил свою продукцию на плавбазу «Се­ веродвинск» (у него оставалось еще 120 тонн К Ему было нецеле­ сообразно ждать, пока разгрузятся «Душанбе», и он занял наше мес­ то. А так как после «Ярославля» к плавбазе должен был стать «Ижевск», доставивший из порта продукты, то нам ничего не оста­ валось, кал уйти в район промыс­ ла за 150 миль, чтобы не тиатить времени на ожидание своей оче­ реди. Почему все так нееуразно полу­ чилось? Да просто потому, что тт. Руснаков и Чернявский ие смогам договориться меж собой, хотя мог­ ли проще простого это сделать: «Заволжек», на борту которого на­ ходился тов. Руснаков, стоял и это время под разгрузкой у борта плчвба.тьп Закончилась вся эта неразбери­ х а тем, что на переходы и разгруз­ ку в целом мы затратили 7 суток. Сама же разгрузка заняла в-сего 2 ,5 суток, да и то с учетом отхо­ да от базы из-за плохой погоды и вторичного подхода. Такие вещи, по глубокому убеж­ дению моряков, могут происхо­ дить лишь в результате укоренив­ шейся у нас неправильной прак­ тики, когда флот работает на плав­ базы, а не плавбазы работают на флот. і . Вопрос этот назрело поставить с головы на ноги. Только в та­ ком случае недоразумений и не­ разберихи не станет в дальних районах, и между промысловииам-и и плпвбаэами будет должная, чет­ кая взаиѵо-вязь, обеспечивающая бесперебойную работу тех и дру­ гих. Для этого надо, чтобы руковод- . ѵство флота установило постоян­ ный контроль за работой плав­ баз. В. ГРАБЕК, п м м и п т БМРТ «Душанбе». «ГЫЕНЫЯ МУР МАИ» 24 января 19S3 т. 3 стр. * V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz