Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.
В районе Западной Исландии IНовый К, Сельдь в Исландии — важней шая промысловая рйба. Из дан ных об уловах видно, что исланд ские рыбаки ведут добычу ее почти круглый год. В весеннее время сельдь облавливается к югу и юго-западу, летом—к севе ру н востоку от Исландии. Осенью м зимой промысел ведется у за падных и юго-западных берегов. Советские рыболовные суда на чали промысел еельди в 1948 га ду в летний период в районах, освоенных исландцами. В после дующие годы был освоен кругло годичный лов норвежском сель ди, которая была представлена ря дом урожайных поколений. Севе ро-западный, западный и юго-за падный районы Исландии в зтн годы обследовались периодически поисковыми судами. Исследования, проведенные кан дидатом биологических наук К. А. Ляянным. по биологии сельди, обитающей в водах Исландки, по- зв&«дя- составить схему жизнен- нннвдативе К. А. Лямица были начаты поиски преднерестовых скоплений исландской . сельди' к юго-западу от Исландии й в во дах Датского пролива. В феврале—марте 1962 года поисковыми работами,к юго-запа ду от Исландии и в Дагском про ливе занимался научно-поиско- вый СРТ-710 «Балаклава»^ (за два месяца был обследован боль шой район). Комплексная съемка показала, что в центральной ча сти Датского пролива возмож ность зимовки преднерестовой сельди маловероятна. В этом райо не температура однородна как на поверхности, так и на глубине, биомасса планктона незначитель на. В обследованном районе рыб ных записей не было. К западу от Исландии, где глу бина моря 2 1 0 —300 метров, бы ли выполнены контрольные дрей фы с сетями. Средний вылов на сеть был 5—10 килограммов. Результаты рейса СРТ-710 «Ба лаклава» позволили более рацио нально организовать поиск сель ди в водах, к западу от Исландии в последующие сезоны года. В ноябре 1962/года в этот ран ен на поиск еельди вышел науч но-исследовательский С№-721 «Академик Кннпович».' В середи не ноября обнаружили скопления сельди на южном склоне банки Лаутрагрунн. На эхолотной бума ге еельдь регистрировалась в ви де плотных стай, днем у грунта, ночью на глубине 2 0— 160 мет ров. По сообщению начальника рейса тов. Пахорукова эхозапи- си сельди в районе банки Лаут рагрунн похожи на эхозапиеи зимних скоплений сельди в Нор вежском море. СРТ-721 в конце ноября сделал контрольные дрей фы на Южном склоне банки Лаут рагрунн. Средним вылов на сеть составил 43 килограмма сельди. Сети с ячеей 32 мм были с уло вом 2 0 0—3 00 килограммов. В районе банки Лаутрагрунн промыслом сельди занималось бо лее 80 исландских судов. В ос новном это были суда типа бо тов и средних рыболовных леров. Облдесельди исланді рыбаки производили кошелькоі неводом в ночное время суток. За мет кошелькового невода исланд цы делали за 3—5 минут. Уло- .вы достигали более 2 0 0 центне ров сельди,... . В декабре 1962 годамля по исков ^сельди в районе/Западной Исландии* вышли СРТ-154 <%аптт- тап П. II. Смолин) и СРТ-710 (капитан А. М. Барон,'начальник рейса И. II. Баранкеев). СРТ-154 обнаружил скопления сельди в 15 милях к западу от мыса Ма- ларрив. По наблюдениям капитана Смолина днем сельдь находилась у грунта, ночью поднималась до 5 0— 60 метров от поверхности моря. Средний вылов на сеть в этом районе составил 50 кило граммов. На отдельные сети улов был до 200 килограммов. ^ Во второй пятидневке декабря сельдь в районе ^іыса Маларрив держалась в рыболовной зоне Ис ландии. В этом районе промыслом сельди занималось более 50 ис ландских рыболовных судов. В дневное время суток все корабли лежали в свободном дрейфе, поис ками сельди начинали занимать ся после 18 часов в в 2 0—21 час делали первые заметы ко шельковыми неводами. СРТ-710 9 декабря 1962 го да обнаружил сельдь во впадине Иёкульдьюн. В этом районе рыба держалась вблизи рыболовной зо ны небольшими стайками, на значительно меньшей акватории, чем в двух предыдущих районах. Средний вылов на сеть у СРТ- 710 в районе впадины Иёкульдь юн составил 50 килограммов, не которые сети были с уловом в 200 килограммов. Длина повод- цов была 5 0— 60 ме-тров. Сети с ячеей 2 4 — 1-28 ми приходили без улова. Хороший улов был на сети $ ячеей’*32 ммJP- • г Щ В улогах в"районе западной Исландии в ноябре-декабре 1962 года преобладала летненередую щая сельдь размером от 17 іо 35 см. Рыбы длиною 28—31 сан тиметр составляли около 75 процентов улова. Жирность летне- неоестующей сельди была высо кой. 42 процента составляли осо- ------------------------------- * би с ожирением внутренностей до трех баллов. Средний вес сельди преобладающего размера был 270—300 граммов. Таким образом, исследования, проведенные в ноябре—декабре 1962 года в районе западной Ис ландии, показывают, что сельдь в этот период держится вблизи ры боловной зоны. В дальнейшем не обходимо продолжать исследова ния в районе западной Исландии. Поисковые работы надо начинать с сентября, продвигаясь поисками е северных районов Исландии в северо-западные и западные. Целесообразно в 1963 году од новременно с поисковыми судами в район западной Исландии на править несколько сейнеров для опытного лова сельди кошелько выми неводами. В. ЗИЛАНОВ, И. БАРАНКЕ ЕВ, сотрудники перспективной промразведки сельди. 'синтети ческим и аунук Таджикская ССР. В лабора тории органического' синтеза Института химки Академии наук республики под руковод ством доктора химических наук В. И. Никитина получен новый синтетический каучук. По c to - ыл физико-механическим свой ствам — высокой прочности, эластичности и теплостойкости — новый каучук значительно превосходит известные до сих пор марки промышленных син тетических каучуков. На сиимке (слева направо): сотрудники лаборатории орга нического синтеза Института химии Ю. Е. Саркисов, Г. С. Санюковнч и Е. М. Глазунова. Фото А. Полякова. Фотохроника ТАС5С. 1 р р і с В начале прош лого года коллек тив большого реф рижератор II о г о траулера «Душанбе» брался при годовом плане в 44100 центнеров выработать 46 тысяч центнеров готовой продукции. Фактически по ложение сложилось так, что уже к началу декабря этот рубеж был достигнут. Тогда вопрос о выпол нении социалистических обяза тельств был поставлен на обсуж дение открытого партийного и об щесудовых собраний. Взвесив свои возможности, коллектив решил до вести выработку продукции до 50 О г Дагестанская АССР . На крупнейшем в республике Махачкалин ском рыбоконсервном комбинате вступил в стрсй новый консервный цех. Все основные процессы .здесь механизированы и автоматизиро ваны. Производительность комбината увеличивается на 20—25 про центов. •На сиимке: в новом цехе. -Фотохроника ТАСС . **********************************j*******££JJfJ?£f£*£JF£'fjJ± Люди ПЫТЛНВОЙ мысли В свободное от вахты время их обязательно застанешь за конст руированием. изобретением чего- либо нового. У них есть и свой де виз — в каждом рейсе иметь не меньше, чем одному рациона лизаторскому предложению. Однажды в рейсе, например, бы ло внесено и внедрено десять предложений. Среди них — пресс для штамповки колпачков к конт рольным лампам главного шита, изготовленный электромехаником В. М. Брнманом, приспособление для очистки фильтровых полоте нец паром вместо к ** пя * и - н й я Ав тор этого предложения — слесарь Н. И. Логу тов. Старший механик Р. Н. Цылев изготовил приспособление для проточки цилиндров поршневых насосов, а токари Ю. И Антосен- вов. В Ф Морозов, слесарь Н. И. Логутов и электросварщик А. Е. Глухенький изготовили подпрес- совшик сельди в банках. Электромеханик В. М. Брнман, токари Ю. И. Антосенмов, В Ф. Морозов, слесарь Н. И. Логутов, третий механик Г. Г. Жмудь, стар шин механик Р. Н. Цылев и дру гие — это люди пытливой МЫС.'Ш. Так их называют на ялавбаэе -«Печеміаг. В. ИВАНОВ. тысяч центнеров и справился с этим. Теперь все это—дело прошлое. К нему можпо было бы и не воз вращаться, ибо экипаж «Душанбе» принял уже обязательства на но вый, 1963 год. Но возвратиться надо, если вспомнить, с какими трудностями было сопряжено вы полнение наших прошлогодних обязательств, и учесть, что эти трудности зависели от работы от дельных звеньев руководства фло та. Возьмем, к примеру, работу на шего траулера в четвертом квар тале прошлого года. Корабль не производительно простоял в порту е 5 октября (время отхода по гра фику) до 21 октября. В чем же причина простоя та кого мощного корабля в порту, ко гда в море была хорошая промыс ловая обстановка? Как выяснилось в конце, своди лась она к тому, что разгорелся спор между двумя службами. Ин спекция Регистра СССР доказыва ла: палыты головного подшипника соединения поршней негодные (имеют трещины), а дизельная группа техотдела флота утвержда ла^ обратное — пальцы к даль нейшей эксплуатации годны и трещин не имеют. Закончился этот торг тем, что стороны поми рились на «золотой еередине»: часть пальцев оставили старые, а остальные поставили из бортовых запасов других морозильных тра улеров. А ведь на все это можно было бы затратить намного мень ше времени, если бы не чрезмер ное радение представителей обеих служб о «чести мундира г. Кстати сказать, по аналогичной причине простаивал в порту м трлѵдер «Свердловск». История эта отразилась не толь ко на недолове кораблем, но и на повышеняи себестоимости продук ции. Ведь судоремонтники первого завода, дважды производившие из- за торга служб разборку и сборку главного двигателя, дважды и по лучили с пае за это деньги. Вот и пялучается, • что моряки в мере эчпрпмят ла м*лом. а руководите1 лм флота разбазаривают народнее средства в порту на большом. Во время этой истории выясни лся и такой неприглядный факт. Запчасти, т. е. те же пальцы го лодных подшипников, хранивших ся на складе, оказались непригод ными; немецкие—по той причине, что были покрыты ржавчиной, а производства Кандалакшского за вода не подходили по размеру. Теперь о второй трудности, с какой мы столкнулись в рейсе, обусловленной организацией сдачи продукции на плавбазу. В радиограмме за подписью первого секретаря обкома партии тов. Денисова специально указы валось на недопустимость непро изводительных переходов м пере бежек. А как решает такие вопросы наш флагман тов. Русмаков? Он поставил плавбазу «Иркутск» в 300 милях от района промысла. Из-за этого корабли были вынуж дены терять на переходах к ней и обратно свыше трех суток. На вопросы промыело«кков, за чем он сделал так, флагман отве чал, что база стоит удобно для всех трех районов (флот работал тремя группами). Но разве нель зя было организовать дело таким образом, чтобы плавбаза шла сна чала к одной группе судов, раз гружала их, потом ко второй, тре тьей? Конечно, можно, и чем в данном случае руководствовались тов. Руснаков и капитан плавбазы тов. Чернявский, остается неяс ным. Каждый траулер ходил за 300 миль и обратно, а плавбаза стояла на месте. Заявление же обоих руководителей, что она стоя ла в укрытии, неправильно, ибо кичем не обосновано. Дальше в лес — больше дров. Мелсду самими-то руководителями промыслом и плавбазой нет долж ной согласованности действий. Руководитель промыслом тов. Руснакѳв 6 декабря дал нам ука зание следовать к плавбазе. Затем, совбразуясь с чем-то другим, из менил решение и приказал остано виться в другом районе. Но ве чером мы получили указание тов. Чернявского: стать под разгрузку и 8 часам утра 7 декабря. . Когда «Душанбе» подошел к назначенному сроку к плавбазе, выяснилось, что траулер «Яро славль» не полностью выгрузил свою продукцию на плавбазу «Се веродвинск» (у него оставалось еще 120 тонн К Ему было нецеле сообразно ждать, пока разгрузятся «Душанбе», и он занял наше мес то. А так как после «Ярославля» к плавбазе должен был стать «Ижевск», доставивший из порта продукты, то нам ничего не оста валось, кал уйти в район промыс ла за 150 миль, чтобы не тиатить времени на ожидание своей оче реди. Почему все так нееуразно полу чилось? Да просто потому, что тт. Руснаков и Чернявский ие смогам договориться меж собой, хотя мог ли проще простого это сделать: «Заволжек», на борту которого на ходился тов. Руснаков, стоял и это время под разгрузкой у борта плчвба.тьп Закончилась вся эта неразбери х а тем, что на переходы и разгруз ку в целом мы затратили 7 суток. Сама же разгрузка заняла в-сего 2 ,5 суток, да и то с учетом отхо да от базы из-за плохой погоды и вторичного подхода. Такие вещи, по глубокому убеж дению моряков, могут происхо дить лишь в результате укоренив шейся у нас неправильной прак тики, когда флот работает на плав базы, а не плавбазы работают на флот. і . Вопрос этот назрело поставить с головы на ноги. Только в та ком случае недоразумений и не разберихи не станет в дальних районах, и между промысловииам-и и плпвбаэами будет должная, чет кая взаиѵо-вязь, обеспечивающая бесперебойную работу тех и дру гих. Для этого надо, чтобы руковод- . ѵство флота установило постоян ный контроль за работой плав баз. В. ГРАБЕК, п м м и п т БМРТ «Душанбе». «ГЫЕНЫЯ МУР МАИ» 24 января 19S3 т. 3 стр. * V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz