Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.

Встретились "два механика... л Это было примерно с год на- вад. Встретились как-то в порту два третьих механика: А. В. Лавренть­ ев с плавбазы «Городецкий» и Г. Г* Жмуть с плавбазы «Печенга». Встретились и разговорились. Одни рассказал о том, что долгое время бьется над проблемой устранеиия скоплений масла в паровом котле, Другой — о том, что в этом вопро­ се уж е кое-что сделал. Масло в котле — это своего ро­ ла бич для членов машинной команды. Скопление его на стен­ ках котла и в водогрейных труб­ ках может привести к так называ­ емым местным перегревам, а в ре­ зультате — к разрыву трубок, вы­ ходу котла из строя, к простоям судна. Чтобы не допустить этого, механики, машинисты должны все время следить за работой котла, периодически производить его очистку от масла. Работа не очень приятная, требует к тому же не­ мало времени. В прошлом году Георгий Гри­ горьевич Жмуть предложил изго­ товить приспособления для от­ соса конденсата и масла от саль­ ников главной машины в специ­ альный сборник — маслоотдели­ тель. Эффект, хотя и небольшой, ио все ж е стало лучше, чем было раньше. В ту первую встречу Г. Г. Жмуть пригласил А. В. Лаврентье­ ва к себе — посмотреть свое нов­ шество. Тот с удовольствием при­ нял приглашение. Пришел, посмот­ рел, одобрил. Обещал это ж е сде­ лать и у себя. Недавно, когда обе базы оказа­ лись в порту, друзья встретились снова. Георгию Григорьевичу опять было что рассказать и что пока­ зать. Внесено конструктивное из­ менение в систему продувки. Вот уж е несколько месяцев механик обходится без чистки котла, все масло, какое попадает в него, уносится через всасывающую во­ ронку. Для проверки работы во­ ронки установлен контрольный краник. Д о этого в котле на уровне во­ ды были установлены две всасыва- ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ • ■ ■ ■ ■ ■ а м а а в м і а м а и а і і а і Предложение м а с т е р а Д ь я ч к о в а Д о сих пор при распределении льда в трюмах рыболовных трау­ леров широко применялся ручной труд. С середины трюма его раз­ брасывали с помощью лопаты. На этой операции были заняты трое портовых рабочих на каждом ко­ рабле. А сколько затрат требова­ лось для того, чтобы снабдить льдом несколько сот кораблей. Кроме огромных физических уси­ лий требовалось немало времени. Однако этот дедовский способ по­ грузки льда в трюмы был единст­ венным, незаменяемым. — Нельзя ли механизировать или упростить, облегчить этот про­ цесс, — думали не раз многие моряки. Наконец, выход был найден: оригинальный, но простой. Ценніе предложение по механизации эго- го процесса внес недавно мастер по обработке траулера «Советская Конституция» Н. М. Дьячков. Для этого новатор решил сделать в палубе корабля специальный люк, через который можно было бы ссыпать в трюм лед. Для удоб­ ства работы, чтобы лед не рассы­ пался по палубе, сверху в люк вставляется специальная горлови­ на, вроде трубы вентилятора. Па­ дающий через люк лед попадает на переносный лоток и идет по не­ му в тот отсек трюма, где намече­ но хранить его. Затрат физических усилий здесь уж е не потребуется. Процесс по­ грузки механизируется, таким об­ разом, полностью. Внедрение предложения позволяет высвобо­ дить троих рабочих-грузчиков на каждом судне. Установить лоток и горловину у люка может любой член команды. Думается,-что руководители ме­ ханико-судовой службы управле­ ния тралового флота и работники, ведающие вопросами технического прогресса^ ;помоТут морякам быст­ рее . внедрить в производство, это ценцре , іюдшество.Ѵ ' ~ л * . Щ С ІП А В Л О В . ‘ ющие воронки, но во время качки судна оказывалось так, что одна из них выступала над поверх­ ностью, другая же , наоборот, всег­ да оказывалась в воде. Работа их, тахям образом, не давала никако­ го эффекта. Жмуть решил эту проблему про­ сто. Он оставил всего лишь одну воронку,.ло установил ее по цент­ ру котла, раструбом в-низ. В этом случае, в какую бы сторону судно ни кренилось, точка прикоснове­ ния воронки с водой всегда оста­ ется в одном месте. Во время про­ дувки выключается центральная форсунка и включаются две бо­ ковые* В результате в центре котла нет бурного парообразова­ ния, и все масло всасывается в воронку. Эта встреча была полезной не только для Лаврентьева, но и для Жмугя. Когда ыа другой день он пришел на «Городецкий», Анато­ лий Васильевич показал ему свои, тоже уже внедренные рационали­ заторские предложения. В частно­ сти, тов. Лаврентьев внес изме­ нение в конструкцию теплого ящика, предложил отвести конден­ сат от пародинамо на подогрев питательной воды, изготовил спе­ циальную шорошку для чистки во­ догрейных трубок котла. Сейчас на «Городецком» решают задачу по устранению накипи и шлама в трубках котла. Их идею решил провести в жизнь я тов Жмуть. Г. ГУНИН, инженер но ра- ■ шюш язащм ■ изобрета­ тельству управления «Мур- манседьдь». Вопрос о запасных частях —это вопрос о миллионах Запасные части! Траловый флог имеет их на миллионы рублей. 11 хотя средства, вложенные в них, как говорят экономисты, заморо­ жены, флоту без этого не обой­ тись. Из двух бед приходится вы­ бирать меньшую. Лучше на не­ которое время омертвить капитал, чем вызвать длительные простои судов в ожидании, пока завод из­ готовит ту или иную деталь и понести большой убыток из-за этого. И уж если вопрос стоит гак, то надо вдумчиво заказывать за­ пасные части, бережно их хра­ нить и разумно использовать. Практика показывает, что в тра­ ловом флоте это не всегда выпол­ няется. Заявки на изго­ товление запас­ ных частей состав­ ляются несколь­ кими инженерами- пракгиками. Вви­ ду того, что тех­ нически обосно- ________________ ______ ванные нормативы на запасные части пока не разра- доремонтников. И тысячу раз ботаны, им приходится руковод- прав старший механик тов. Ма- ствоваться своими субъективны- наков, который заявил: ми расчетами. А это приводит к — Место таким деталям — на разного рода ошибкам. складах завода. Ведь все равно же Достаточно сказать, что в про- передавать «погае из шло» году пришлось списать бо- " их Даешь за- / а * « каз, например, сменить водогреи- лее чем на 60 тысяч рублей мо- • У » ппопаб не поиннча- рально устаревшего оборудова- > а пр р о е р ни. а ния. Почти н а 6 4 тысичи рублей ~ г " ' ~ і ” ' устаревших запаспыі частей, а Бежишь в огдел также деталей, имевших брак, было отправлено в металлолом. э ных команд? Такое сотрудничество Это предложение поддержали позволит определить более точную заведующий складом тов. Ва- потребноеть в запасных частях и сильев, капитан группы ремонти- оборудовании, позволит сбергчь рующихся судов тов. Бронзов и десятки тысяч рублей государст- другие товарищи, венных средств. С особой остротой был поетав- Недавно вопрос о хранении я лея вопрос о необходимости иметь расходовании запасных частей добротные складские помещения, рассматривался на постоянно дей- Сейчас многое оборудование хр і- ствующем совещании тралового ннтся, попросту говоря, в сараях флота. Выступившие на нем ме- или прямо на улице. Даже элекг- ханики, работники отдела снабже- рорадиоприборы и те находятся в ния, управления флота внесли неотапливаемом помещении, много ценных предложений. По техническим правилам мно- На складах отдела снабжения гие детали, узлы и механизмы флота годами лежат многие дета- требуется переконсервировать в ли, которые требуют заводской оо- течение года один—два раза. Но работки и установки силами су- на складах нет подъемных средств, • -ѵ чтобы можно было КОНОМИЧЕСКИЙ Сейчас технический отдел фло­ та, выписываешь накладную, по­ лучаешь трубы и силами моря­ ков доставляешь в цех. А на складах флота должны та совместно с Ленинградским от- находиться запчасти или узлы ме- делением «Гипрорыбфлота» разрэ- ханизмов, установка которых под батывают технические нормати- силу машинным командам. Кла­ вы, но дело затягивается и коица д о в щ и к и будут лучше разбирать- еще не видно. А почему бы не ся в том, что у них есть, учигы- привлечь к работе групповых ме- вать спрос и сигнализировать о хаников, заведующих складами, не нехватке тех или иных деталей в спросить совета у членов машин- управление флота. ЛЕНИНГРАД. На Ижорсхом ,заводе имени А. А. Жданова на­ чалось изготовление гигантского прокатного стана. Он предназначен для Коммунарского металлургического завода в Донбассе. По су­ ществу это иелый завод. Он будет производить прокат двутавровых балок, рудничных рельсов, шахтных стоек, трубных заготовок, по­ лосовой, круглой, квадратней стали. Процессы нагрева, проката и другие операции полностью механизированы и в значительной ме­ ре автоматизированы. “ ,ѵ V * ч» » « 1 - -* •• ,t е.«t ; j* г i. s ч ‘Я На елимхе 2 і обработка- восьмиметровой *рамы рольганга прокат* ного *стана. - *•< »* *-•'»» і* • і м * л іф 4 и - • :• 4 . .- *• t i t Фотохроника ТАСС. Фото В. Капустина. м ла и. поднять груз, пе­ реставить его с места на место, и работа эт:. не вы­ полняется. Но э т о й же при­ чине задержи­ вается и доставка оборудования со склада в порт. На совещании при­ водилось множество примеров, ко­ гда оформление документов зани­ мало 3 0— 40 минут, а погрузка и транспортировка — целые сутки. Особенно не приспособлены склады на Кильдинском шоссе. Много ценного оборудования, ук­ рытого брезентом, занесло снегом. — Я, кажется, неплохо знаю, где что лежит, — говорит заве­ дующая складом тов. Исыркина, — но и то иной раз в тупик ста­ новлюсь. Склад находится в 8 0 0— 900 метрах от шоссе. Дороги хорошей нет. Зюгой заносы. Все эти факты — результат неправильного отношения руко­ водства флота и вышестоящих организаций к нуждам матери­ ально-технического снабжения*. Строительство складов откладыгіа5* лось с года на год, а флот рос, росла потребность в запчастях, в местах их хранения. Так образо­ валась диспропорция, которая в настоящее время дорого обходится государству. Нужны срочные моры для выправления положения. Заведующим складами, кладов­ щикам, рабочим следует больше проявлять активности. Условия работы у вас очень тяжелые. Но это не значит, что вы можете опустить руки и ждать, когда будут построены благоустроенные помещения. Много можно сделать и сейчас. Вот, казалось бы, мелочь ;— счистить снег с ящика или брезента. А весной этот снег нач­ нет таять, и вода попадет на за­ пасные части. ' Нужно разобраться в своих за­ пасах. Не дело, когда экипажи заказывают на заводе леерное ог­ раждение, а на складе лежит 500 стоек к нему. Не дело, когда на склад при­ ходят старшие механики и, преж­ де чем выписать ту или иную де­ таль, они вынуждены облазигь все углы, чтобы* выяснить, а чго же все-таки есть в наличии. На складе надо не искать, а полу­ чать . 'Та к должно Ібьггь 'цоетавле- но дело. Е- МИХАЯЛОВСКИЙ. W Литовская ССР. На Вильнюс- скот заводе пластмассовых изде* лии освоено производство труб из полиэтилена. Новые трубы в 15—20 раз легче чугунных, они не подвергаются коррозии, устой" чивы к воздействиям кислоты м щелочей. Если один километр чу­ гунных водопроводных труб весит 12 тонн, то вес такой же трассы из пластмассовых труб, выпу­ скаемых Вильнюсским заводом, составляет лишь 680 килограммов. Кроме того, укладку полиэтиле* новых труб в землю можно произ­ водить без изоляции. Монтаж трассы производится в 6—10 раз быстрее, чем при использовании металлических труб. На снимке: аппаратчица Альдо- на Вадоклене у намоточного аг­ регата для полиэтиленовых труб. Фото М. Баранаускаса. Фотохроника ТАСС. Стол-планшет о донным подсветом Для непрерывного радиолокаци­ онного наблюдения одним опера­ тором* при определении элемен­ тов движения наблюдаемых в РЛС встречных судов и -для удобства работы при этом на па­ роходе «Поволжье» Северного морского пароходства применяют предложенный и изготовленный старшим штурманом тов. Теренть­ евым стол-планшет с донным под­ светом. Стол-планшст (см. рисунок) представляет собой деревянную прямоугольную коробку с крыш­ кой, выполненной в виде деревян­ ной рамы (1) со стеклом (2) , за­ крепленным в раме резиновыми держателями (3). В коробке помещены восемь электрических лампочек по 6,3 в., 0,28 а. Для регулирования интенсивно­ сти освещения установлен реостат (4) сопротивлением три ома. В стекле крышки просверлено отверстие (6) диаметром 2 мм для оси угловой линейки (7). Бланк маневрового планшета кладут на стекло так, чтобы це;;тір окружностей совпадал с центром высверленного отверстия. Затем в отверстие вставляют ось угловой линейки, выполненной из прозрач­ ного плексигласа с двумя шкала­ ми — пяти- й-пятна'дцатимильной^ При изменении масштаба пят­ надцатимильная шкала может быть использована как полутора­ мильная. Для работы на столе-планшете его крючками (5) навешивают на. ручки индикатора. * ■ *А* КИЯШКИН, заведующий . техническим кабинетом тра­ лового : флота. Т-. . > . м «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 января 1963 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz