Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.
БЕРЕЧЬ ВРЕМЯ ПРОМЫСЛОВИКОВ К П Р И Ч А Л У Сразу оговорюсь, что разго вор пойдет не о кинокартине, а о тех трудностях, которые приходит ся испытывать экипажам, возвра тившимся в порт после рейса. О порте принято говорить — родной. Но он нередко встречает корабли как плохой отчим. Так случилось и в минувшее воскресенье. Экипаж траулера «Кубань» хо рошо потрудился в первые дни но вого года. Свирепые штормы тре пали траулер в общей сложности около шести суток. Но люди ока зались сильнее стихии. Они суме ли справиться с заданием и даже перекрыли его. Уставшие, но ра достные, возвращались моряки в- Мурманск. Вот уже и отчетливо НА СНИМКЕ: члены бригады коммунистиче ского труда одного из лучших коллективов элекг- роцеха второго судоремонтного завода разби рают схему электрооборудования ремонтирующе гося рыболовного траулера. Слева направо —• бри'адир И. Ф. Токмаков, электромонтажники В. А. Пономарев и Г. К. Мамонов. ® Фото Б. Осина. ИЗ ОТСТАЮЩИХ —В ПЕРЕДОВЫЕ монтажника Валерием Ильичевым, только что окончившим среднюю школу, успешно заканчивает ре монт электромотора с сейнера № 4222. Судно готовится к сда че в эксплуатацию и поэтому у ремонтников каждая минута на счету. Здесь же трудятся и Вик тор Пономарев со своим напар ником Валентином Козловым. Срок сдачи этого корабля — 18 янва ря. Однако коллектив успел до срочно завершить все работы. Остальные члены бригады за няты ремонтом электрооборудова ния на других судах. Помощник Тем временем Сергей Заботин, один из опытных монтажников, приступил к ремонту оборудова ния на СРТ № 3021. Не было, пожалуй, случая, стро познает все тайны мастерст ва, приобретает необходимые на выки в работе. Каждому новичку, пришедшему ^гадирТ 'гённадиГ ' КирилТович в бригаду, Иван Федорович Гокма- эдам0ІГ0в проверяет работу только ков старается привить чувство от- что отремонтирован„ пй автомати- „ й t ветственности за свои коллектив, ,,ескод контакторной станции Два года назад об этой брига- судов, мог справиться с любым за- гордость за его успехи. В бригаде управлеіІИЯ ТпаЛовой лебедкой на де мало кто знал на втором судо- данием, успешно организовать не стало больше текучести, появи- cefjIiepe 523*6 ремонтном заводе. А если и упо- труд своих товарищей. Личный лись постоянные кадры, минали о ней в разговоре, то пример бригадира и его помощни- Сюда же вернулись после служ- только для того, чтобы показать, ка и был решающим в деле пере- бы в Советской Армии бывшие как не надо относиться к работе, воспитания коллектива, явился члены этого коллектива Виктор Известностью и славой пользова- тем толчком, который пробудил Пономарев и Всеволод Кондрать- лась на предприятии другая инициативу всех членов бригады, ев. Так же, как и другие электро бригада. Та, которой руководил Чтобы повысить ответственность монтажники, Виктор и Всеволод 'IT0(JbI промысловики не остались бригадир И. Ф. Первухин. А по- каждого электромонтажника за неустанно работают над повыше- Довольны работой, выполненной мощником у него, или правой ру- своевременное и наиболее успеш- нием своего общеобразовательного бригадой ^ И. Ф. Токмакова, кой, как говорили часто в элект- ное выполнение порученного за- уровня — они учатся в вечерней получившей почетное звание кол- роцехе, был И. Ф. Токмаков. И дания, бригада во время работы школе. Активно участвуют друзья ^СКТІІва коммунистического труда, сам бригадир, и его помощник разбивается на звенья по 2 чело- и в общественной жизни коллек- Досрочно сдав в эксплуатацию первыми на предприятии были века в каждом. В помощь более тива. Они — члены добровольной срт 15, коллектив завершил удостоены звания ударника ком- опытному монтажнику бригадир народной дружины. в первые дни нового года ремонт мунистического труда. Вскоре это выделяет малоопытного специали- Вот и сегодня Всеволод Конд- Уже второго корабля, почетное звание получила и вся ста, который благодаря этому бы- ратьев вместе с учеником электро- С. ПАВЛОВ, бригада электромонтажников, воз главляемая И. Ф. Первухиным. Тогда-то и решил перейти в от стающий коллектив помощник бригадира из передовой бригады. Перед ним стояла нелегкая зада ча — вывести из отстающих в передовые этот коллектив электро монтажников. Иван Федорович Токмаков начал с того, что подо брал себе надежного помощника. Выбор пал на Г. К. Мамонова, бив шего радиста «Мурмансельди». Он так же, как и И. Ф. Токмаков, от лично знал свою специальность, умело разбирался в самых слож ных схемах электрооборудования □□□□□□□□С□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□£ видны причалы. Скоро на берег, а там встреча с женой, детьми, зна комыми... Но что это? Динамик доносит слова диспетчера порта: «РТ-149, встаньте на рейде». Люди посмат ривают на часы. Три часа дня. Ни чего, — успокаивают они себя. Портовики развернутся и минут через тридцать судно пришварту ется. Но этого не случилось ни через час, ни через два, ни через три. Лишь в половине девятого вечера, то есть через пять с поло виной часов судно подошло к тре тьему причалу. А за это время на берегу про исходило следующее. Прежде чем поставить траулер «Кубань» к причалу, нужно было вывести траулер «Беломорск», стоявший у причала вторым корпусом, а за тем отжать остальные корабли. Для решения первой задачи по требовалось около двух часов. Ка питаны буксиров, видимо, не учли силы течения, направления ветра и других условий. Маневры бук сиров напоминали действия кры ловских лебедя, рака и щуки. В дальнейшем портовики также не проявили четкости и оперативно сти, хотя обстановка (сильное па рение залива и сильный мороз) требовала именно такой работы. Около четырех часов дня паро- проводчики отсоединили шланги с траулера «Якутск», стоявшего первым корпусом. — Зачем отключили пар? —• спрашивает вахтенный механик. — Отжимать будем, — отвеча ет дежурный портнадзора. — Так предупредили бы. Судно готовим к котлочистке, можем же котел посадить. Минут двадцать ушло на пере кидку швартовых. В пять часов вечера суда были отжаты. — РТ-149, подходите к прича лу, суда отжаты, — раздается в мореном воздухе голос диспетче ра, усиленный мощным динамиком. Капитанам и портовикам изве стно, что третий причал очень (Окончание на 4 стр.). К ВОПРОСУ О ГЛУБОКОВОДНОМ ТРАЛЕНИИ В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ РЕФРИЖЕРАТОР „ВИТУС БЕРИНГ" Траловый флот пополнился но вым судном. В строй действующих вступил производственный рефри жератор «Витус Беринг», постро е н н ы й в Дании по заказу СССР. Дейдвейт судна — 2600 тонн, длина 102,4 метра, ширина — 16 метров. Машина мощностью 3100 л. с. Экипаж рефрижератора будет состоять из 102 человек. Новое судно предназначено для переработки и доставки в порт свежемороженой продукции из ры бы, принятой в море от траулеров бортового траления. Рефрижератор имеет на корме слип и лебедку, при гюмощи кото рой он будет’ вытягивать к себе на борт уловы траулеров. Мощность морозильной халіеры рефрижератора — 50 тонн в сут ки. Весь процесс обработки рыбы автоматизирован. Имеется уста новка для выработки рыбной му ки, жира , консервов. Новый рефрижератор даст воз можность удлинить время н ахож дения траулеров на промысле ~»а счёт пополнения топлива и «оды. Проблема освоения океанских глубин для тралового промысла ф давно интересует специалистов рыбной промышленности как ре- гоения вопроса — это комбшіиро- Проведение опытного глубоко- зерв увеличения добычи рыбы. По Башіе ваеРа и такелажной цепи. водного траления возможно осу- практически в этом направлении Сущность предложения заклю- ществить на судах типа БМРТ, сделано очень мало. Такое поло- чается в следующем: между тра- так как здесь имеются более бла- жение объясняется рядом суще- ловой доской и нижним концом гоприятные эксплуатационные ус- сгвенных причин, которые препят- ваера вставляется отрезок таке- ловия для цепей. К преимущест- ствуют освоению глубоководного лажной цепи определенной длины, вам БМРТ можно отнести следую- траления. который увеличивает вес ваера и щее: большой диаметр ваерпых ро- Во-первых, до сих пор еще нет создает углубляющую силу, пре- ликов, количество ваерных роли- уверенности в наличии довтаточ- пятствующую отрыву траловой до- ков один—два, по которым пой- ных концентраций рыбы, пригод- ски от грунта. Расчеты показыва- дет цепь, большая площадь про- IIых для облова на глубинах свы- что отрезок такелажной цепи мысловой палубы, что позволит ше 50С—600 метров. Имеющиеся с толщиной звена (диаметр) — 28 свободно разместить такелажную на промысловых судах рыбопоис- миллиметров, разрывной крепо- цепь длиной по 50 метров на каж- ковые приборы не дают об этом стыо — 31,2 тонны, весом одного дый борт судна, достоверных данных. погонного метра — 16,9 кило- При работе с такелажной Во-вторых, канатоемкость су- гРамма> длиной — 28 метров за- цепью в случае невозможности на- ществующих траловых лебедок на менит ваер длинои 200 мегров и мотки ее на барабаны траловой кораблях не позволяет иметь до- ДиамгтР°м 26,5 миллиметра, лебедки при подъеме трала цепь статочный запас ваеров для трале- Решение частного примера в придется отключать полностью из ния на глубинах свыше 500 мет- случае работы на БМРТ тралом линии ваер — траловая доска — ров. Поэтому проверить опытным 37,7 метра при скорости хода кабель и при спуске трала вклю- путем наличие рыбы на интересу- 3—3,5 узла показало, что на чать ее снова, используя для этой ющих глубинах также невоз- глубине 600 метров при наличии цели специальные оттяжки, можно. отрезка цепи длиной 25 метров Такелажные цепи, обладал В связи с этим возникает необ- длина ваеров должна быть 940 большой долговечностью и устой- ходимость разработки приспособ- метров. На глубине 700 метров чивостью, имеют и существенные лений, позволяющих проводить при длине отрезка цепи 50 мет- недостатки: отсутствует упругое глубоководное траление с имею- Р°в длина ваера должна быть 910 удлинение, боятся ударов и пру щимся на судах количеством вае- метров. тых разносторонних перегибов, ров. Одним из вариантов такого Таким образом, для практиче- Пр* отсутствии такелажных це- приспособления является примене- ского использования предлагаемо- пе® Для проведения эксперимента ние новой конструкция траловой го способа можно ориентировочно использовать старую якор- доски с надлежащей углубляющей принять, что на каждые 100 мет- ИУЮЧепь подходящего диаметра и силой или с увеличенным весом, ров увеличения глубины трале- прочности, учитывая при этом ее Изготовление и применение трало- ния свыше 500 метров необходи- вес> так как якорная цепь в вых досок новой конструкции свя- мо добавить к ваерам в 1000 мет- звеньях имеет контрофореы. зано с некоторыми трудностями, ров 25 метров такелажной цепи с Таким образом, предлагаемый Поэтому автором данной статьи диаметром звена от 25 до 28 «ил- способ увеличения глубины тра- нредлагастся второй вариант ре- диметров. деиия прост и не требует для проведения опыта никакого до полнительного оборудования кро- мо снабжения судна цепью дли ной около 100 метров. Следует от метить, что для глубоководного траления требуются для оснастки верхней подборы трала глубоко водные кухтыли, которые, по име ющимся сведениям, находятся в сталии изготовления. Несмотря на возможные неудоб ства в технике работы с тралом, которые выявятся в процессе при менения предлагаемого способа глубоководного траления, его осу ществление может быть вполне оправданным и целесообразным, если будет доказано, что имеются соответствующие для облова кон центрации рыбы на больших глубинах, а доказательство на данный момент времени во многом зависит от опытных тралений. Автор статьи надеется, что спе циалисты производственного отде ла тралового флота окажут по мощь промысловикам, проявившим интерес к глубоководному трале нию с применением цепей, ибо за дачи. поставленные перед рыбо ловным флотом, требуют от всех специалистов рыбной промышлен ности настойчивой работы по изы сканию новых способов рыболов ства и наиболее эффективного ис пользования существующих. А. КАРАПУЗОВ, преподава тель высшего мореходного училища. «РЫБНЫЙ МУРМАН> 17 января 1963 г. 3 стр. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz