Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.

БЕРЕЧЬ ВРЕМЯ ПРОМЫСЛОВИКОВ К П Р И Ч А Л У Сразу оговорюсь, что разго­ вор пойдет не о кинокартине, а о тех трудностях, которые приходит­ ся испытывать экипажам, возвра­ тившимся в порт после рейса. О порте принято говорить — родной. Но он нередко встречает корабли как плохой отчим. Так случилось и в минувшее воскресенье. Экипаж траулера «Кубань» хо­ рошо потрудился в первые дни но­ вого года. Свирепые штормы тре­ пали траулер в общей сложности около шести суток. Но люди ока­ зались сильнее стихии. Они суме­ ли справиться с заданием и даже перекрыли его. Уставшие, но ра­ достные, возвращались моряки в- Мурманск. Вот уже и отчетливо НА СНИМКЕ: члены бригады коммунистиче­ ского труда одного из лучших коллективов элекг- роцеха второго судоремонтного завода разби­ рают схему электрооборудования ремонтирующе­ гося рыболовного траулера. Слева направо —• бри'адир И. Ф. Токмаков, электромонтажники В. А. Пономарев и Г. К. Мамонов. ® Фото Б. Осина. ИЗ ОТСТАЮЩИХ —В ПЕРЕДОВЫЕ монтажника Валерием Ильичевым, только что окончившим среднюю школу, успешно заканчивает ре­ монт электромотора с сейнера № 4222. Судно готовится к сда­ че в эксплуатацию и поэтому у ремонтников каждая минута на счету. Здесь же трудятся и Вик­ тор Пономарев со своим напар­ ником Валентином Козловым. Срок сдачи этого корабля — 18 янва­ ря. Однако коллектив успел до­ срочно завершить все работы. Остальные члены бригады за­ няты ремонтом электрооборудова­ ния на других судах. Помощник Тем временем Сергей Заботин, один из опытных монтажников, приступил к ремонту оборудова­ ния на СРТ № 3021. Не было, пожалуй, случая, стро познает все тайны мастерст­ ва, приобретает необходимые на­ выки в работе. Каждому новичку, пришедшему ^гадирТ 'гённадиГ ' КирилТович в бригаду, Иван Федорович Гокма- эдам0ІГ0в проверяет работу только ков старается привить чувство от- что отремонтирован„ пй автомати- „ й t ветственности за свои коллектив, ,,ескод контакторной станции Два года назад об этой брига- судов, мог справиться с любым за- гордость за его успехи. В бригаде управлеіІИЯ ТпаЛовой лебедкой на де мало кто знал на втором судо- данием, успешно организовать не стало больше текучести, появи- cefjIiepe 523*6 ремонтном заводе. А если и упо- труд своих товарищей. Личный лись постоянные кадры, минали о ней в разговоре, то пример бригадира и его помощни- Сюда же вернулись после служ- только для того, чтобы показать, ка и был решающим в деле пере- бы в Советской Армии бывшие как не надо относиться к работе, воспитания коллектива, явился члены этого коллектива Виктор Известностью и славой пользова- тем толчком, который пробудил Пономарев и Всеволод Кондрать- лась на предприятии другая инициативу всех членов бригады, ев. Так же, как и другие электро­ бригада. Та, которой руководил Чтобы повысить ответственность монтажники, Виктор и Всеволод 'IT0(JbI промысловики не остались бригадир И. Ф. Первухин. А по- каждого электромонтажника за неустанно работают над повыше- Довольны работой, выполненной мощником у него, или правой ру- своевременное и наиболее успеш- нием своего общеобразовательного бригадой ^ И. Ф. Токмакова, кой, как говорили часто в элект- ное выполнение порученного за- уровня — они учатся в вечерней получившей почетное звание кол- роцехе, был И. Ф. Токмаков. И дания, бригада во время работы школе. Активно участвуют друзья ^СКТІІва коммунистического труда, сам бригадир, и его помощник разбивается на звенья по 2 чело- и в общественной жизни коллек- Досрочно сдав в эксплуатацию первыми на предприятии были века в каждом. В помощь более тива. Они — члены добровольной срт 15, коллектив завершил удостоены звания ударника ком- опытному монтажнику бригадир народной дружины. в первые дни нового года ремонт мунистического труда. Вскоре это выделяет малоопытного специали- Вот и сегодня Всеволод Конд- Уже второго корабля, почетное звание получила и вся ста, который благодаря этому бы- ратьев вместе с учеником электро- С. ПАВЛОВ, бригада электромонтажников, воз­ главляемая И. Ф. Первухиным. Тогда-то и решил перейти в от­ стающий коллектив помощник бригадира из передовой бригады. Перед ним стояла нелегкая зада­ ча — вывести из отстающих в передовые этот коллектив электро­ монтажников. Иван Федорович Токмаков начал с того, что подо­ брал себе надежного помощника. Выбор пал на Г. К. Мамонова, бив­ шего радиста «Мурмансельди». Он так же, как и И. Ф. Токмаков, от­ лично знал свою специальность, умело разбирался в самых слож­ ных схемах электрооборудования □□□□□□□□С□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□£ видны причалы. Скоро на берег, а там встреча с женой, детьми, зна­ комыми... Но что это? Динамик доносит слова диспетчера порта: «РТ-149, встаньте на рейде». Люди посмат­ ривают на часы. Три часа дня. Ни­ чего, — успокаивают они себя. Портовики развернутся и минут через тридцать судно пришварту­ ется. Но этого не случилось ни через час, ни через два, ни через три. Лишь в половине девятого вечера, то есть через пять с поло­ виной часов судно подошло к тре­ тьему причалу. А за это время на берегу про­ исходило следующее. Прежде чем поставить траулер «Кубань» к причалу, нужно было вывести траулер «Беломорск», стоявший у причала вторым корпусом, а за­ тем отжать остальные корабли. Для решения первой задачи по­ требовалось около двух часов. Ка­ питаны буксиров, видимо, не учли силы течения, направления ветра и других условий. Маневры бук­ сиров напоминали действия кры­ ловских лебедя, рака и щуки. В дальнейшем портовики также не проявили четкости и оперативно­ сти, хотя обстановка (сильное па­ рение залива и сильный мороз) требовала именно такой работы. Около четырех часов дня паро- проводчики отсоединили шланги с траулера «Якутск», стоявшего первым корпусом. — Зачем отключили пар? —• спрашивает вахтенный механик. — Отжимать будем, — отвеча­ ет дежурный портнадзора. — Так предупредили бы. Судно готовим к котлочистке, можем же котел посадить. Минут двадцать ушло на пере­ кидку швартовых. В пять часов вечера суда были отжаты. — РТ-149, подходите к прича­ лу, суда отжаты, — раздается в мореном воздухе голос диспетче­ ра, усиленный мощным динамиком. Капитанам и портовикам изве­ стно, что третий причал очень (Окончание на 4 стр.). К ВОПРОСУ О ГЛУБОКОВОДНОМ ТРАЛЕНИИ В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ РЕФРИЖЕРАТОР „ВИТУС БЕРИНГ" Траловый флот пополнился но­ вым судном. В строй действующих вступил производственный рефри­ жератор «Витус Беринг», постро­ е н н ы й в Дании по заказу СССР. Дейдвейт судна — 2600 тонн, длина 102,4 метра, ширина — 16 метров. Машина мощностью 3100 л. с. Экипаж рефрижератора будет состоять из 102 человек. Новое судно предназначено для переработки и доставки в порт свежемороженой продукции из ры­ бы, принятой в море от траулеров бортового траления. Рефрижератор имеет на корме слип и лебедку, при гюмощи кото­ рой он будет’ вытягивать к себе на борт уловы траулеров. Мощность морозильной халіеры рефрижератора — 50 тонн в сут­ ки. Весь процесс обработки рыбы автоматизирован. Имеется уста­ новка для выработки рыбной му­ ки, жира , консервов. Новый рефрижератор даст воз­ можность удлинить время н ахож ­ дения траулеров на промысле ~»а счёт пополнения топлива и «оды. Проблема освоения океанских глубин для тралового промысла ф давно интересует специалистов рыбной промышленности как ре- гоения вопроса — это комбшіиро- Проведение опытного глубоко- зерв увеличения добычи рыбы. По Башіе ваеРа и такелажной цепи. водного траления возможно осу- практически в этом направлении Сущность предложения заклю- ществить на судах типа БМРТ, сделано очень мало. Такое поло- чается в следующем: между тра- так как здесь имеются более бла- жение объясняется рядом суще- ловой доской и нижним концом гоприятные эксплуатационные ус- сгвенных причин, которые препят- ваера вставляется отрезок таке- ловия для цепей. К преимущест- ствуют освоению глубоководного лажной цепи определенной длины, вам БМРТ можно отнести следую- траления. который увеличивает вес ваера и щее: большой диаметр ваерпых ро- Во-первых, до сих пор еще нет создает углубляющую силу, пре- ликов, количество ваерных роли- уверенности в наличии довтаточ- пятствующую отрыву траловой до- ков один—два, по которым пой- ных концентраций рыбы, пригод- ски от грунта. Расчеты показыва- дет цепь, большая площадь про- IIых для облова на глубинах свы- что отрезок такелажной цепи мысловой палубы, что позволит ше 50С—600 метров. Имеющиеся с толщиной звена (диаметр) — 28 свободно разместить такелажную на промысловых судах рыбопоис- миллиметров, разрывной крепо- цепь длиной по 50 метров на каж- ковые приборы не дают об этом стыо — 31,2 тонны, весом одного дый борт судна, достоверных данных. погонного метра — 16,9 кило- При работе с такелажной Во-вторых, канатоемкость су- гРамма> длиной — 28 метров за- цепью в случае невозможности на- ществующих траловых лебедок на менит ваер длинои 200 мегров и мотки ее на барабаны траловой кораблях не позволяет иметь до- ДиамгтР°м 26,5 миллиметра, лебедки при подъеме трала цепь статочный запас ваеров для трале- Решение частного примера в придется отключать полностью из ния на глубинах свыше 500 мет- случае работы на БМРТ тралом линии ваер — траловая доска — ров. Поэтому проверить опытным 37,7 метра при скорости хода кабель и при спуске трала вклю- путем наличие рыбы на интересу- 3—3,5 узла показало, что на чать ее снова, используя для этой ющих глубинах также невоз- глубине 600 метров при наличии цели специальные оттяжки, можно. отрезка цепи длиной 25 метров Такелажные цепи, обладал В связи с этим возникает необ- длина ваеров должна быть 940 большой долговечностью и устой- ходимость разработки приспособ- метров. На глубине 700 метров чивостью, имеют и существенные лений, позволяющих проводить при длине отрезка цепи 50 мет- недостатки: отсутствует упругое глубоководное траление с имею- Р°в длина ваера должна быть 910 удлинение, боятся ударов и пру­ щимся на судах количеством вае- метров. тых разносторонних перегибов, ров. Одним из вариантов такого Таким образом, для практиче- Пр* отсутствии такелажных це- приспособления является примене- ского использования предлагаемо- пе® Для проведения эксперимента ние новой конструкция траловой го способа можно ориентировочно использовать старую якор- доски с надлежащей углубляющей принять, что на каждые 100 мет- ИУЮЧепь подходящего диаметра и силой или с увеличенным весом, ров увеличения глубины трале- прочности, учитывая при этом ее Изготовление и применение трало- ния свыше 500 метров необходи- вес> так как якорная цепь в вых досок новой конструкции свя- мо добавить к ваерам в 1000 мет- звеньях имеет контрофореы. зано с некоторыми трудностями, ров 25 метров такелажной цепи с Таким образом, предлагаемый Поэтому автором данной статьи диаметром звена от 25 до 28 «ил- способ увеличения глубины тра- нредлагастся второй вариант ре- диметров. деиия прост и не требует для проведения опыта никакого до­ полнительного оборудования кро- мо снабжения судна цепью дли­ ной около 100 метров. Следует от­ метить, что для глубоководного траления требуются для оснастки верхней подборы трала глубоко­ водные кухтыли, которые, по име­ ющимся сведениям, находятся в сталии изготовления. Несмотря на возможные неудоб­ ства в технике работы с тралом, которые выявятся в процессе при­ менения предлагаемого способа глубоководного траления, его осу­ ществление может быть вполне оправданным и целесообразным, если будет доказано, что имеются соответствующие для облова кон­ центрации рыбы на больших глубинах, а доказательство на данный момент времени во многом зависит от опытных тралений. Автор статьи надеется, что спе­ циалисты производственного отде­ ла тралового флота окажут по­ мощь промысловикам, проявившим интерес к глубоководному трале­ нию с применением цепей, ибо за­ дачи. поставленные перед рыбо­ ловным флотом, требуют от всех специалистов рыбной промышлен­ ности настойчивой работы по изы­ сканию новых способов рыболов­ ства и наиболее эффективного ис­ пользования существующих. А. КАРАПУЗОВ, преподава­ тель высшего мореходного училища. «РЫБНЫЙ МУРМАН> 17 января 1963 г. 3 стр. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz