Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.
„Придется подождать а i n *— Что меша ет максималчю использовать на вроизвод с т в е все 420 минут? •— с таким воп росом обратился * к слесарям и ономичьекии инженерно-техническим работпи- кам первого судоремонтного завода. Ответов на него било много. В числе причин, порождающих про стои, приводились: и неравномер ная загрузка цехов, и плохое обеспечение материалами, инстру ментом, и перестановка кораблей от одного причала к другому, и недостатки в организации внутри заводского транспорта. В этой кор респонденции разговор пойдет 44 Ведь выделение заводу двух трак та. А в распо ряжении цеха один автопо грузчик. ІІадо, чтобы их выде лялось по мень шей мере два. Очень необхо дим трактор «Беларусь» с прице пом. Только при этом условии можно исправить положение, — говорит тов. Щербаков. Рабочие, мастера, начальники цехов понимают, что в стране ты сячи предприятий и обеспечить все их в достаточном количеств.? автопогрузчиками, тракторами — дело нелегкое. Но и откладывать решение вопроса больше нельзя. Каковы запасы сельди в Норвежском море? последней причине. Представьте себе — явилась бригада на корабль. Разобрала механизм. Дефект выяснен. Тре буется доставить деталь в цех. И вот тут-то получается загвоздка, доставлять-то и не на чем. Бежит слесарь к мастеру или диспетчеру договариваться насчет автопогруз чика. А их всего на заводе пять. Один, как правило, в ремонте. На линии — четыре. — Как вернется, сразу направ лю к вам, — отвечает мастер, — придется подождать. И люди ждут полчаса, час, а то и больше. И так каждый день. То у одной бригады простой, то у другой. Начальник горячих цехов тов. Щербаков подсчитал, что из-за недостатка транспорт ных средств, многочисленных хож дений рабочих с причала в цех и обратно и других причин бесполез но расходуется от 20 до 30 про центов рабочего времени. — У нас ежедневно заняты на ремонте сорок — пятьдесят ко тельщиков, столько же трубопро водчиков, много электросварщи ков. Работы ведутся одновременно на десяти— двенадцати судах, на ходящихся в разных местах пор- торов, двух— трех автопогрузчиков позволит без дополнительных ка питальных вложений резко повы сить производительность труда и темпы ремонта траулеров, сберечь десятки тысяч рублей государст венных средств. Работа судоремонтников нахо дится в зависимости от автобазы главка «Севрыба». Выйдет маши на своевременно на линию — во время начнут слесари, котельщи ки, плотники свой рабочий день. Но автобаза подводит. Машины приходят с опозданием на 15—20 минут (это уже вошло в систему), а частенько и на час, полтора. К чему это приводит, говорит такой факт: 30 декабря вместо 14 часо:$ автомашина для обслуживания де ревообделочного цеха прибыла к 16 часам. В результате не успели вывезти стружку. А в первый день работы в новом году из-за этого станки в начале смены про стаивали по 15—20 минут. Внутризаводской транспорт *— узкое место не только на СРЗ-1, но и на судоверфи, и на СРЗ-2. Здесь таятся огромные резервы экономии. Надо привести их в действие. / / В. ЕВГЕНЬЕВ. А вт оба за подводит Коллектив рыбокомбината остал ся недоволен работой автобазы главка «Севрыба» в минувшем го ду . Уж очень часто она подводила рыбообработчикор. Декабрь, как известно, был очень напряженным для рыбокомбината. Экипажи тралового флота достав ляли в порт много рыбы, особенно охлажденной. Требовалось беспре рывно подвозить тару, лед и т. л Но вместо 50—60 машин выделя лось, как правило, на десять—пят надцать меньше. Вот как нам пришлось работзгь, например, четырнадцатого дечіб- ря. В этот день в дневную см^ну вместо заказанных 28 машин вы делили 21. Причем семь из них прибыли на рыбокомбинат с опоз данием. Диспетчеры автобазы пе репутали заявку. В вечернюю сме ну вместо четырех машин возчли лед из Колы только три автома шины. Зато яшики со склада б м - дарного завода доставлялись на пяти автомашинах, вместо четы рех. Диспетчеры даже и не попыта лись испрзвить свою ошибку. В результате льда на рыбокомбта те не хватило. Смена мастера тов. Гогаревой (холодильный зяз>д '№ 2) вынуждена была прекратить работу. Кстати, когда диспетчер рыбо комбината пытался выяснить у ра ботников службы эксплуатации будет ли направлена автомашины с прицепом для перевозки льда, то не получил вразумительного отве та. — Не знаем, — ответили они, — команда спущена второй автоко лонне. Может быть, в дальнейшем про изошли резкие перемены к лучше му? Ничего подобного. На іла- дцать шестое декабря для работы во вторую смену было заказано одиннадцать машин. Заявка дэаа- лась из расчета обеспечения не прерывной подачи ящиков и бочек на холодильные заводы. Но этому гів-^уждено было сбыться. Через чаС после начала смены, начальна* эксплуатации-'автобазы toq. Аста пов позвонил* и сообщил/ что ку полностью выполнить не смо жет. Из-за .нехватки тары рыбокомби нат в эти сутки выработал меньше готовой продукции, чем рассчиты вал. Коллектив рыбокомбината наде ется, что в наступившем году ру ководство автобазы улучшит об служивание клиентуры. Это, і?к сказать, новогоднее пожелание ры бообработчиков коллективу авто базы. Мне хочется коснуться еще одно го вопроса. После организации при главке автобазы в ней появи лось много инженеров. Инжечер службы эксплуатации, старший ин женер и т. п. А как видно из при веденных выше примеров, положе ние с обслуживанием предприятий оставляет желать много лучшего. Контроль за работой машин на линии также поставлен плохо. Да и стоит ли этому удивлять ся, если инженерные должности занимают в большинстве диспет черы, шоферы с семилетним и ни же образованием. Трудно с такой грамотностью оперативно руково дить автотранспортом. Шофопы автобазы рассказывают, да это за метили и на рыбокомбинате, чго став «инженерами», люди стати считЛэ ниже своего достоинства выезжать на линию, контролиро вать работу водителей и т. д. Так работать не годится. На то, чтобы люди соответствовали т«гм требованиям, которые предъявля ют к ним их профессия, должность, жизнь. Высококвалифицирован ных специалистов, настоящих ин женеров на автомобильном транс порте еще не хватает. Поэтому их место и занимают шоферы-прак тики. Но в таком случае руководите лям автобазы надо потребовать от людей более серьезно относиться к делу, заставить их вникать в нужды производства, а не успока иваться тем, что инженерные дол жности в штатном расписании за полнены. Как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж. „ П. ЛОГИНОВ, мастер льдо- •- 1 базы рыбокомбината* N. -Г* Как уже сообщалось в «Рыб ном Мурмане», по заданию Госу дарственного Комитета Совета Ми нистров СССР по рыбному хозяй ству в Норвежском море с 11 по 19 декабря 1962 года работала научная экспедиция. В ее задачу входило определение состояния за паса атлантическо-скандинавских сельдей и уточнение перспектив советского сельдяного рыболовст ва на ближайшие три года. По сравнению с исследования ми, проводившимися в прошлом году, нынче определение состояния запасов представляло собой опре деленную сложность. Она заклю чалась в том, что нужно было учесть не только остаток сельди старших возрастов, но и пополне ние промыслового стада молоды ми поколениями. При этом числен ность старших возрастов, которые были преобладающими с самого начала развития нашего промыс ла, за истекший год в результате естественной смертности и воз действия промысла в прошлые го ды уменьшилась почти в два ра за. Наряду с небольшим остатком старших возрастов появилось весь ма обильное пополнение промысло вого стада молодыми поколениями рождения 1959— 1960 годов. Чрезвычайно большая численность к.лодых поколений обусловила преобладание их в уловах, в се- зультате чего они с нынешнего ле та стали основой нашего промыс ла во всех районах Норвежского моря. Многолетними исследованиями установлено, что район смешанных вод восточно-исландского течения является почти единственным и исключительно благоприятным ме стом зимовки для прсднерестозых скоплений сельди. Однако для мо лодых поколений, еще не достиг ших половой зрелости, зимовка мо жет быть не только совместно со старшими возрастами, но и в зна чительной массе в отрыве от пах в других районах моря. Поэтому в районе преднересто вых скоплений, где обычно бывает сосредоточен сельдяной промысел в зимние месяцы, исследованиями экспедиции можно было учесть к а кую-то небольшую часть запаса молодых поколении. Основная же масса их, распределяющаяся в других районах, осталась не охва ченной исследованиями. В районе исследований экспеди цией проведены две ночных гидро акустических съемки. Группой по исковых судов, пересекающих ча стыми галсами как район про мысла, так и смежные с ним уча стки юго-западной кромки восточ- но-исландского течения, дважды проводилось эхометрическое об следование. В дневное время разноглубип- ным тралом проводились конт рольные траления скоплений, опустившихся ниже 200 метров от поверхности моря. В результате их собраны ценные биологические материалы, которые характери зуют состав сельди в зависимое™ от глубины погружения скоплений. В частности, на глубине до 200 м концентрации рыбы в основном состояли из молодых сельдей дли ной менее 30 см. Сельдь более старших возрастов, т. е. длиаой более 30 см, составляла менее 10 процентов. На глубине до 250 м содержание старших кате горий увеличилось почти до 25 процентов, на 275 м — до 35 процентов и на глубине 300— 350 м — до 4 0— 45 про центов. ^ • - В свободные от гидроакустиче ских съемок ночи, в благоприят ную погоду, проводилось фотогра фирование отдельных концентра ций с помощью подводной фотока меры. Кроме того, предпринята попытка определить положение скоплений с помощью вибратора V W / • s - А V >ѵ_ шлюпочного эхолота, опускаемого непосредственно в разные гори зонты толщи их, фиксирующего отдельные экземпляры сельди в определенном объеме. В настоящий момент все пока затели, характеризующие общий объем и плотность скоплений на обследованной акватории, прошли первую обработку. Предваритель ный их анализ убеждает в том, что с наличием многочисленного н>- полнения промыслового стада мо лодыми поколениями в возрасте трех—четырех лет общий объем скоплений в районе зимнего про мысла по сравнению с прошлым годом увеличился почти в два ра за. Однако, поскольку индивиду альный вес многочисленных по колений рождения 1959 и 1960 годов в настоящее время почти в три раза меньше, чем у старших возрастов, весь запас в райопе зимнего промысла к началу 1963 года в предварительном общем ве совом выражении будет даже меньше, чем в прошлом году. На основании всего комплекса исследований экспедиции и ана лиза физиологического состояния сельди в уловах разноглубинного трала представляется возможность конкретизировать перспективы промысла в первом квартале 1963 года. В течение января промысло вые скопления сельди будут дер жаться устойчиво в уже опреде лившемся районе зимовки в сме шанных водах юго-западпой кромки холодного клина восточні- исландского течения. Особенно устойчивыми, но в очень ограни ченном участке, должны быть концентрации старших возрастов. Молодая сельдь, отличающаяся весьма большой подвижностью, мо жет смещаться в том или другом направлении, но оставаться в пре делах определившегося района зи мовки. Ее перемещения обычно сопряжены с воздействием штор мовых ветров различных направ лений, изменениями силы прилив но-отливных течений и освещен ности моря в различные фазы лу ны. Активная подвижность старших возрастов на восток к нерестили щам благодаря откорму всей поч ти массы их в полярных водах к северу от Исландии начнется по зднее — лишь в начале февраля. Вследствие этого массовые подхо ды преднерестовых скоплений к банкам Норвежского мелководья будут не раньше 15—20 февраля. Еще с большим запозданием пой дут на нерест так называемые ре круты (сельдь молодого поколения, впервые участвующая в нересте). Массовый подход их в район не рестилищ может быть в первой декаде марта. Поскольку преобладающая масса молодых поколений не пой дет на восток, а будет распреде ляться вдоль западной кромки хо лодного клина восточно-исланд ского течения, необходимо полови ну промыслового флота держать в том же районе на облове этой сельди. Основным ассортиментов в доифтерных порядках здесь долж ны быть сети с ячеей 24 и глав ным образом 26 мм. Второй половине промыслового флота, в течение всего февраля и марта вооруженной преимущест венно крупноячейными сетями с ячеей 30 и в основном 32 мм, не обходимо облавливать мигрирую щие преднерестовые скопления, подходящие на нерест к банкам Норвежского мелководья. По опыту норвежского промыс ла, впервые созревающие уро жайные поколения в возрасте че тырех полных лет обеспечивают значительный вылов при облове их кошельковыми неводами. Мож но полагать, что рекруты урожай ного поколения 1959 года рожде ния в том же возрасте в сезон 1963 года также дадут возмож ность Норвегии увеличить общий вылов взрослой сельди у побе режья до полутора миллионов центнеров. В последние два сезона в связи с резким сокращением не рестового стада сельди вылов ее также снизился и составлял менее 800 тысяч центнеров. Пополнение промыслового стада сельди за счет молодых поколе ний рождения 1959, I9 6 0 и 1961 годов, являющихся средними я выше среднего по урожайности, должно быть ощутимым в промыс ле, начинал с 1964 и особенно з 1965 и 1966 годах. Основная масса этих поколений достигнет половой зрелости и может повтор но участвовать в нересте в эта годы, а индивидуальный вес их к тому времени увеличится в 2— 3 раза в сравнении е впервые со зревающими рекрутами в возрасте четырех полных лет. И. ЮДАНОВ, начал: нич научной экспедиции, капдс- д а : биологических наук. т Л і Г ы е і к ш ' _ ВЫСТУПЛЕНИЙ! Ф «ЭКОНОМИКА — ЭТО ГЛАВНОЕ» «КАК НАДО БЕРЕЧЬ Передовая статья «Экономика — это главное», опубликованная в номере «Рыбного Мурмана» от 15 декабря, статья капитана ар хангельского траулера тов. Весел кова «Как надо беречь народную копейку» в номере от 27 декабря и другие материалы на ^кономи- ческиэ темы вызвали большой от клик у тружеников бассейна. «Вопросы, поднятые газетой, — пишет в редакцию секретарь наот- бюро судоремонтного завода X t 2 гов. Верезубов, — заслуживают са мого серьезного внимания. Счита ем необходимым провести кратко срочный вечерний семинар масте- роз (на 10—15 часов) по вопросам нормирования труда и организа ции заработной платы». Начальник планового отдела су доремонтного завода № 1 гов. Миронов сообщил, что на пред приятии создаді экономический со вет* а в цех ал -г- бюро экоаомиче- 5 января 1983 г. —■-~- — — * ■я— ~ НАРОДНУЮ КОПЕЙКУ» ского анализа. Секретарь парткому тов. Семушин сообщил, что в рыЗ- ном порту создана постоянно дей ствующая экономическая комие кя. По главному управлению «Сев- рыба» отдано распоряжение, обя зывающее начальников флотов распространить опыт учета и конт роля за расходованием государст венных средств тов. Веселкова ка все суда. Работникам плайовых отделов флотов и бухгалтерий предлагает ся оказать помощь морякам в ор ганизации учета и контроля на су дах. Срок выполнения распоряжения — десятое апреля. «РЫБНЫЯ МУРМАН» \ • 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz