Рыбный Мурман. 1963 г. Январь.

„Придется подождать а i n *— Что меша­ ет максималчю использовать на вроизвод с т в е все 420 минут? •— с таким воп­ росом обратился * к слесарям и ономичьекии инженерно-техническим работпи- кам первого судоремонтного завода. Ответов на него било много. В числе причин, порождающих про­ стои, приводились: и неравномер­ ная загрузка цехов, и плохое обеспечение материалами, инстру­ ментом, и перестановка кораблей от одного причала к другому, и недостатки в организации внутри­ заводского транспорта. В этой кор­ респонденции разговор пойдет 44 Ведь выделение заводу двух трак­ та. А в распо­ ряжении цеха один автопо­ грузчик. ІІадо, чтобы их выде­ лялось по мень­ шей мере два. Очень необхо­ дим трактор «Беларусь» с прице­ пом. Только при этом условии можно исправить положение, — говорит тов. Щербаков. Рабочие, мастера, начальники цехов понимают, что в стране ты­ сячи предприятий и обеспечить все их в достаточном количеств.? автопогрузчиками, тракторами — дело нелегкое. Но и откладывать решение вопроса больше нельзя. Каковы запасы сельди в Норвежском море? последней причине. Представьте себе — явилась бригада на корабль. Разобрала механизм. Дефект выяснен. Тре­ буется доставить деталь в цех. И вот тут-то получается загвоздка, доставлять-то и не на чем. Бежит слесарь к мастеру или диспетчеру договариваться насчет автопогруз­ чика. А их всего на заводе пять. Один, как правило, в ремонте. На линии — четыре. — Как вернется, сразу направ­ лю к вам, — отвечает мастер, — придется подождать. И люди ждут полчаса, час, а то и больше. И так каждый день. То у одной бригады простой, то у другой. Начальник горячих цехов тов. Щербаков подсчитал, что из-за недостатка транспорт­ ных средств, многочисленных хож­ дений рабочих с причала в цех и обратно и других причин бесполез­ но расходуется от 20 до 30 про­ центов рабочего времени. — У нас ежедневно заняты на ремонте сорок — пятьдесят ко­ тельщиков, столько же трубопро­ водчиков, много электросварщи­ ков. Работы ведутся одновременно на десяти— двенадцати судах, на­ ходящихся в разных местах пор- торов, двух— трех автопогрузчиков позволит без дополнительных ка­ питальных вложений резко повы­ сить производительность труда и темпы ремонта траулеров, сберечь десятки тысяч рублей государст­ венных средств. Работа судоремонтников нахо­ дится в зависимости от автобазы главка «Севрыба». Выйдет маши­ на своевременно на линию — во­ время начнут слесари, котельщи­ ки, плотники свой рабочий день. Но автобаза подводит. Машины приходят с опозданием на 15—20 минут (это уже вошло в систему), а частенько и на час, полтора. К чему это приводит, говорит такой факт: 30 декабря вместо 14 часо:$ автомашина для обслуживания де­ ревообделочного цеха прибыла к 16 часам. В результате не успели вывезти стружку. А в первый день работы в новом году из-за этого станки в начале смены про­ стаивали по 15—20 минут. Внутризаводской транспорт *— узкое место не только на СРЗ-1, но и на судоверфи, и на СРЗ-2. Здесь таятся огромные резервы экономии. Надо привести их в действие. / / В. ЕВГЕНЬЕВ. А вт оба за подводит Коллектив рыбокомбината остал­ ся недоволен работой автобазы главка «Севрыба» в минувшем го­ ду . Уж очень часто она подводила рыбообработчикор. Декабрь, как известно, был очень напряженным для рыбокомбината. Экипажи тралового флота достав­ ляли в порт много рыбы, особенно охлажденной. Требовалось беспре­ рывно подвозить тару, лед и т. л Но вместо 50—60 машин выделя­ лось, как правило, на десять—пят­ надцать меньше. Вот как нам пришлось работзгь, например, четырнадцатого дечіб- ря. В этот день в дневную см^ну вместо заказанных 28 машин вы­ делили 21. Причем семь из них прибыли на рыбокомбинат с опоз­ данием. Диспетчеры автобазы пе­ репутали заявку. В вечернюю сме­ ну вместо четырех машин возчли лед из Колы только три автома­ шины. Зато яшики со склада б м - дарного завода доставлялись на пяти автомашинах, вместо четы­ рех. Диспетчеры даже и не попыта­ лись испрзвить свою ошибку. В результате льда на рыбокомбта ­ те не хватило. Смена мастера тов. Гогаревой (холодильный зяз>д '№ 2) вынуждена была прекратить работу. Кстати, когда диспетчер рыбо­ комбината пытался выяснить у ра­ ботников службы эксплуатации будет ли направлена автомашины с прицепом для перевозки льда, то не получил вразумительного отве­ та. — Не знаем, — ответили они, — команда спущена второй автоко­ лонне. Может быть, в дальнейшем про­ изошли резкие перемены к лучше­ му? Ничего подобного. На іла- дцать шестое декабря для работы во вторую смену было заказано одиннадцать машин. Заявка дэаа- лась из расчета обеспечения не­ прерывной подачи ящиков и бочек на холодильные заводы. Но этому гів-^уждено было сбыться. Через чаС после начала смены, начальна* эксплуатации-'автобазы toq. Аста­ пов позвонил* и сообщил/ что ку полностью выполнить не смо­ жет. Из-за .нехватки тары рыбокомби­ нат в эти сутки выработал меньше готовой продукции, чем рассчиты­ вал. Коллектив рыбокомбината наде­ ется, что в наступившем году ру­ ководство автобазы улучшит об­ служивание клиентуры. Это, і?к сказать, новогоднее пожелание ры­ бообработчиков коллективу авто­ базы. Мне хочется коснуться еще одно­ го вопроса. После организации при главке автобазы в ней появи­ лось много инженеров. Инжечер службы эксплуатации, старший ин­ женер и т. п. А как видно из при­ веденных выше примеров, положе­ ние с обслуживанием предприятий оставляет желать много лучшего. Контроль за работой машин на линии также поставлен плохо. Да и стоит ли этому удивлять­ ся, если инженерные должности занимают в большинстве диспет­ черы, шоферы с семилетним и ни­ же образованием. Трудно с такой грамотностью оперативно руково­ дить автотранспортом. Шофопы автобазы рассказывают, да это за­ метили и на рыбокомбинате, чго став «инженерами», люди стати считЛэ ниже своего достоинства выезжать на линию, контролиро­ вать работу водителей и т. д. Так работать не годится. На то, чтобы люди соответствовали т«гм требованиям, которые предъявля­ ют к ним их профессия, должность, жизнь. Высококвалифицирован­ ных специалистов, настоящих ин­ женеров на автомобильном транс­ порте еще не хватает. Поэтому их место и занимают шоферы-прак­ тики. Но в таком случае руководите­ лям автобазы надо потребовать от людей более серьезно относиться к делу, заставить их вникать в нужды производства, а не успока­ иваться тем, что инженерные дол­ жности в штатном расписании за­ полнены. Как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж. „ П. ЛОГИНОВ, мастер льдо- •- 1 базы рыбокомбината* N. -Г* Как уже сообщалось в «Рыб­ ном Мурмане», по заданию Госу­ дарственного Комитета Совета Ми­ нистров СССР по рыбному хозяй­ ству в Норвежском море с 11 по 19 декабря 1962 года работала научная экспедиция. В ее задачу входило определение состояния за­ паса атлантическо-скандинавских сельдей и уточнение перспектив советского сельдяного рыболовст­ ва на ближайшие три года. По сравнению с исследования­ ми, проводившимися в прошлом году, нынче определение состояния запасов представляло собой опре­ деленную сложность. Она заклю­ чалась в том, что нужно было учесть не только остаток сельди старших возрастов, но и пополне­ ние промыслового стада молоды­ ми поколениями. При этом числен­ ность старших возрастов, которые были преобладающими с самого начала развития нашего промыс­ ла, за истекший год в результате естественной смертности и воз­ действия промысла в прошлые го­ ды уменьшилась почти в два ра­ за. Наряду с небольшим остатком старших возрастов появилось весь­ ма обильное пополнение промысло­ вого стада молодыми поколениями рождения 1959— 1960 годов. Чрезвычайно большая численность к.лодых поколений обусловила преобладание их в уловах, в се- зультате чего они с нынешнего ле­ та стали основой нашего промыс­ ла во всех районах Норвежского моря. Многолетними исследованиями установлено, что район смешанных вод восточно-исландского течения является почти единственным и исключительно благоприятным ме­ стом зимовки для прсднерестозых скоплений сельди. Однако для мо­ лодых поколений, еще не достиг­ ших половой зрелости, зимовка мо­ жет быть не только совместно со старшими возрастами, но и в зна­ чительной массе в отрыве от пах в других районах моря. Поэтому в районе преднересто­ вых скоплений, где обычно бывает сосредоточен сельдяной промысел в зимние месяцы, исследованиями экспедиции можно было учесть к а ­ кую-то небольшую часть запаса молодых поколении. Основная же масса их, распределяющаяся в других районах, осталась не охва­ ченной исследованиями. В районе исследований экспеди­ цией проведены две ночных гидро­ акустических съемки. Группой по­ исковых судов, пересекающих ча­ стыми галсами как район про­ мысла, так и смежные с ним уча­ стки юго-западной кромки восточ- но-исландского течения, дважды проводилось эхометрическое об­ следование. В дневное время разноглубип- ным тралом проводились конт­ рольные траления скоплений, опустившихся ниже 200 метров от поверхности моря. В результате их собраны ценные биологические материалы, которые характери­ зуют состав сельди в зависимое™ от глубины погружения скоплений. В частности, на глубине до 200 м концентрации рыбы в основном состояли из молодых сельдей дли­ ной менее 30 см. Сельдь более старших возрастов, т. е. длиаой более 30 см, составляла менее 10 процентов. На глубине до 250 м содержание старших кате­ горий увеличилось почти до 25 процентов, на 275 м — до 35 процентов и на глубине 300— 350 м — до 4 0— 45 про­ центов. ^ • - В свободные от гидроакустиче­ ских съемок ночи, в благоприят­ ную погоду, проводилось фотогра­ фирование отдельных концентра­ ций с помощью подводной фотока­ меры. Кроме того, предпринята попытка определить положение скоплений с помощью вибратора V W / • s - А V >ѵ_ шлюпочного эхолота, опускаемого непосредственно в разные гори­ зонты толщи их, фиксирующего отдельные экземпляры сельди в определенном объеме. В настоящий момент все пока­ затели, характеризующие общий объем и плотность скоплений на обследованной акватории, прошли первую обработку. Предваритель­ ный их анализ убеждает в том, что с наличием многочисленного н>- полнения промыслового стада мо­ лодыми поколениями в возрасте трех—четырех лет общий объем скоплений в районе зимнего про­ мысла по сравнению с прошлым годом увеличился почти в два ра­ за. Однако, поскольку индивиду­ альный вес многочисленных по­ колений рождения 1959 и 1960 годов в настоящее время почти в три раза меньше, чем у старших возрастов, весь запас в райопе зимнего промысла к началу 1963 года в предварительном общем ве­ совом выражении будет даже меньше, чем в прошлом году. На основании всего комплекса исследований экспедиции и ана­ лиза физиологического состояния сельди в уловах разноглубинного трала представляется возможность конкретизировать перспективы промысла в первом квартале 1963 года. В течение января промысло­ вые скопления сельди будут дер­ жаться устойчиво в уже опреде­ лившемся районе зимовки в сме­ шанных водах юго-западпой кромки холодного клина восточні- исландского течения. Особенно устойчивыми, но в очень ограни­ ченном участке, должны быть концентрации старших возрастов. Молодая сельдь, отличающаяся весьма большой подвижностью, мо­ жет смещаться в том или другом направлении, но оставаться в пре­ делах определившегося района зи­ мовки. Ее перемещения обычно сопряжены с воздействием штор­ мовых ветров различных направ­ лений, изменениями силы прилив­ но-отливных течений и освещен­ ности моря в различные фазы лу­ ны. Активная подвижность старших возрастов на восток к нерестили­ щам благодаря откорму всей поч­ ти массы их в полярных водах к северу от Исландии начнется по­ зднее — лишь в начале февраля. Вследствие этого массовые подхо­ ды преднерестовых скоплений к банкам Норвежского мелководья будут не раньше 15—20 февраля. Еще с большим запозданием пой­ дут на нерест так называемые ре­ круты (сельдь молодого поколения, впервые участвующая в нересте). Массовый подход их в район не­ рестилищ может быть в первой декаде марта. Поскольку преобладающая масса молодых поколений не пой­ дет на восток, а будет распреде­ ляться вдоль западной кромки хо­ лодного клина восточно-исланд­ ского течения, необходимо полови­ ну промыслового флота держать в том же районе на облове этой сельди. Основным ассортиментов в доифтерных порядках здесь долж­ ны быть сети с ячеей 24 и глав­ ным образом 26 мм. Второй половине промыслового флота, в течение всего февраля и марта вооруженной преимущест­ венно крупноячейными сетями с ячеей 30 и в основном 32 мм, не­ обходимо облавливать мигрирую­ щие преднерестовые скопления, подходящие на нерест к банкам Норвежского мелководья. По опыту норвежского промыс­ ла, впервые созревающие уро­ жайные поколения в возрасте че­ тырех полных лет обеспечивают значительный вылов при облове их кошельковыми неводами. Мож­ но полагать, что рекруты урожай­ ного поколения 1959 года рожде­ ния в том же возрасте в сезон 1963 года также дадут возмож­ ность Норвегии увеличить общий вылов взрослой сельди у побе­ режья до полутора миллионов центнеров. В последние два сезона в связи с резким сокращением не­ рестового стада сельди вылов ее также снизился и составлял менее 800 тысяч центнеров. Пополнение промыслового стада сельди за счет молодых поколе­ ний рождения 1959, I9 6 0 и 1961 годов, являющихся средними я выше среднего по урожайности, должно быть ощутимым в промыс­ ле, начинал с 1964 и особенно з 1965 и 1966 годах. Основная масса этих поколений достигнет половой зрелости и может повтор­ но участвовать в нересте в эта годы, а индивидуальный вес их к тому времени увеличится в 2— 3 раза в сравнении е впервые со­ зревающими рекрутами в возрасте четырех полных лет. И. ЮДАНОВ, начал: нич научной экспедиции, капдс- д а : биологических наук. т Л і Г ы е і к ш ' _ ВЫСТУПЛЕНИЙ! Ф «ЭКОНОМИКА — ЭТО ГЛАВНОЕ» «КАК НАДО БЕРЕЧЬ Передовая статья «Экономика — это главное», опубликованная в номере «Рыбного Мурмана» от 15 декабря, статья капитана ар­ хангельского траулера тов. Весел­ кова «Как надо беречь народную копейку» в номере от 27 декабря и другие материалы на ^кономи- ческиэ темы вызвали большой от­ клик у тружеников бассейна. «Вопросы, поднятые газетой, — пишет в редакцию секретарь наот- бюро судоремонтного завода X t 2 гов. Верезубов, — заслуживают са­ мого серьезного внимания. Счита­ ем необходимым провести кратко­ срочный вечерний семинар масте- роз (на 10—15 часов) по вопросам нормирования труда и организа­ ции заработной платы». Начальник планового отдела су­ доремонтного завода № 1 гов. Миронов сообщил, что на пред­ приятии создаді экономический со­ вет* а в цех ал -г- бюро экоаомиче- 5 января 1983 г. —■-~- — — * ■я— ~ НАРОДНУЮ КОПЕЙКУ» ского анализа. Секретарь парткому тов. Семушин сообщил, что в рыЗ- ном порту создана постоянно дей­ ствующая экономическая комие кя. По главному управлению «Сев- рыба» отдано распоряжение, обя­ зывающее начальников флотов распространить опыт учета и конт­ роля за расходованием государст­ венных средств тов. Веселкова ка все суда. Работникам плайовых отделов флотов и бухгалтерий предлагает­ ся оказать помощь морякам в ор­ ганизации учета и контроля на су­ дах. Срок выполнения распоряжения — десятое апреля. «РЫБНЫЯ МУРМАН» \ • 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz