Рыбный Мурман. 1963 г. Сентябрь.

М о р я к и „ К о л о м н ы “ в долгу перед страной Моряки траулера «Коломна» не радуют нынче -своей работой кол­ лектив флота. Восьмимесячный план по добыче рыбы выполнен на 83,4 процента, себестоимость центнера продукции в первом по­ лугодии превысила плаповую на 73 копейки. Это один из немногих кораблей, у которых причины неудовлетво­ рительной хозяйственно-финансо­ вой деятельности кроются в пло­ хой работе самих экипажей. Особенно неблагополучно об­ стояли дела на «Коломне» в пер­ вом полугодии. Только из-за сверхнормативных стоянок в пор­ ту недолов рыбы составил 4G6 центнеров. Из-за неявки отдель­ ных моряков отход корабля на промысел был задержан в общей сложности на 28 часов. В ожида­ нии опоздавших членов команды в Тюва-губе потеряно 35 часов. По меньшей мере 200 центнеров тре­ ски недоловил из-за этого экипаж. Некоторые моряки рассужда­ ют, что все равно, мол, даже если и не было бы отмеченных недо­ статков, с планом бы пе справи­ лись — промысловая обстановка была неудовлетворительной. Но эти разговоры не что иное, как шир­ ма, которой пытаются прикрыть плохую организацию труда. Поче­ му-то неудовлетворительная про­ мысловая обстановка пе помешала например, экипажу «Ленинграда» (я не беру уже в расчет другие, более новые корабли) за то же са­ мое время выловить на 2602 центнера трески больше. Моряки «Коломны», кстати го­ воря, соревнуются с этим экипа­ жем. Надо было побывать на «Ле­ нинграде», познакомиться с опы­ том работы, поинтересоваться, как удалось ленинградцам добиться сокращения междурейсовых стоя­ нок и времени на переходы, уве­ личить за счет этого промысловое время на двадцать суток. Но это­ го не было сделано. Налицо фор­ мальный подход к организации соревнования. Большую долю вины за отста­ вание экипал:а должна взять на себя машинная команда (старший механик тов. Толмачев). Техниче­ ское состояние механизмов остав­ ляет желать много лучшего, пло­ хо осуществляется контроль за работой судоремонтников. Дело доходит до того, что во время шва.ртовок в порту стармех и вто­ рой механик находились у себя в каютах. Подобная халатность мог­ ла дорого стоить экипажу. Ежерейсно много времепи ухо­ дит на «Коломне» на подъем па­ ра, допускаются большие утечки его. О плохом техническом состоя­ нии говорит и такой Факт, что да­ же в тихую погоду приходится вести траление при 80—82 оборо­ тах главной машины. Все недостатки в производст­ венной деятельности — результат пе только слабой подготовки мно­ гих членов экипажа, но и неудов­ летворительной организации вос­ питательной работы. Я уже назы­ вал потери улова из-за недисцип­ линированности личного состава. А всего за полугодие допущено 15 нарушений трудовой дисциплины, 11 отставапий от корабля. Не по­ казывает примера рядовым чле­ нам экипалса старший помощник капитана тов. Ланцов. Он само­ вольно уходил с вахты, непра­ вильно ведет себя в быту. Коче­ гар тов. Солодов даже па заседа­ ние хозрасчетной комиссии при­ шел в нетрезвом состоянии. Это явилось как бы наглядным под­ тверждением сделанному в нача­ ле данного абзаца выводу. Хозрасчетная комиссия призна­ ла работу экипажа неудовлетво­ рительной, потребовала от коман­ дования судна (капитан тов. Коз­ лов, старший механик тов. Тол­ мачев, помполит тов. Цимбалюк) до первого ноября выправить по­ ложение дел на корабле, указала пути устранения недостатков. В адрес начальников отделов и служб управления тралового фло­ та записаны критические замеча­ ния, от них потребовали оказы­ вать постоянную помощь экипажу. На этом, пожалуй, можно было бы и закончить корреспонденцию, если бы автор был уверен, что на­ чальники отделов и служб управ­ ления флота выполнят все реко­ мендации комиссии. Опыт показы­ вает, что много дельных предло­ жений и рекомендаций остаются без внимания. Закончился разбор деятельности экипажа, положили товарищи в свои столы выписку из протокола, и на этом делу ко­ нец. Взять ту же «Коломну». Хоз­ расчетная комиссия десятого ап­ реля рассматривала итоги работы экипажа за первый квартал. Тогда хозяйственно-финансо­ вая деятельность также была при­ знана неудовлетворительной, то­ же давались рекомендации. Но, как видно, отдачи ««какой. Да и удивляться тут нечего. Вместо то­ го, чтобы укрепить командные кадры, началась смена капитанов. Сначала работал тов. Куклин, за­ тем пришел тов. Шалегин, его сме­ нил тов. Минадзе и вот сейчас тов. Козлов. Механико-судовая служба не приняла необходимых мер к улучшению технического состоя­ ния судна. Начальнику флота надо потре­ бовать от руководителей отделов и служб выполнения рекоменда­ ции хозрасчетной комиссии, при­ влекать к административной от­ ветственности товарищей, прене­ брегающих мнением коллективного органа. Пора менять сложивший­ ся стиль руководства, «руководст­ ва вообще». Надо знать положе­ ние дел на каждом корабле, посто­ янно контролировать работу, ока­ зывать конкретную помощь каж­ дому экипажу. В противном слу­ чае члены хозрасчетной комиссии будут только впустую тратить время и переводить бумагу. Н. РЫБНИКОВ, замести­ тель начальника планового отдела тралового флота. ^> > V V V ^ ^ \W \V \\V \\\\\yV \\\\X \\\\X \\TO Больше настойчивости в освоении кошелькового промысла Рыбаки Мурманска, как извест­ но, первыми в нашей стране освои­ ли промысел сельди кошельковым неводом. Причем, надо сказать, что еще тогда, тридцать с липшим лет назад, работая несовершенными орудиями лова, используя для это­ го маломощную техішку, они до­ бивались неплохих результатов. Так, в 1933 году общий вылов сельди «кошельками» составил 600 тысяч, цевггнеров, а в следую­ щем, 1934, году — около мил­ лиона центнеров. С тех пор про­ шло много времени. Что же изме­ нилось в ведении этого вида про­ мысла? Если не считать некоторых улучшений в смысле оснастки во­ о р уж ен и я» применения более мощ­ ной техники при выметке, кошель- ковании и выборке невода, то можно сказать, что изменилось очень мало. Дело в том, что как тогда, та* и сейчас кошельковый промысел ведетех экипажами ма­ лых суде* ж основном ? берегов. Все попытки применить его в открытом море не приносят же­ лаемых результатов. В чем причина? На мой взгляд, главная беда в том, что у руководи­ телей промысловых судов, как ни сдаяво* « > проявляете» большой настойчивости в освоении кошель­ кового промысла в открытом море. Старожилы помнят, что еще в 1950 году Производился опыт ра­ боты с кошельковым неводом на среднем траулере J6 415. Но пер­ вая же неудача привела к разоча­ рованию, „ и эксперименты были прекращены. В этом году в составе сельдя­ ной экспедиции в Северную Атлан­ тику был направлен средний ре­ фрижераторный траулер Мг 715 «Коршун». В течение первых со­ рока суток нахождения в море экипаж сделал четырнадцать заме­ тов и выловил всего... 22 цент­ нера рыбы. Причиной плохой ра­ боты явилось несовершенное па­ лубное оборудование, недостаточ­ ная прочность сетематериала, из которого был изготовлен кошель­ ковый невод. Несерьезно подошли к освоению кошелькового лова и руководители тралового флота, пославшие в этом году к берегам Исландии большой морозильный трауле.р «Гончаров». Вместо того, чтобы провести проб­ ные испытания работы с кошель­ ковым неводом у берегов Кольско­ го полуострова, послушать советы старых промысловиков, они без подготовки отправили судно в море. Результат такой же, что и на среднем траулере !№ 715. Кошельковый лов сельди по сравнению с дрифтерным наиболее эффективен. Внедрить его в произ­ водство — задача промысловиков. С. ЕДЕМСКИЙ, капитан тралового флота. Ш і р і ш т т ш ш щ ш ш Ш т шшжшшшшш ш т ш Смена грузчиков рыбного порта, руководимая М. К. Шихмураг товым, по итогам работы во втором квартале вышла на первое место. Отлично трудится здесь бригада коммунистического труда, которую возглавляет А. П. Хвалева. На снимке: работницы Т. Алешина, В. Богданова, Н. Щербовая и А. Хвалева. Будущий судоводитель мастер лова .1 * • 6 - т т ъ * волне. .]« . с’ С Владимиром Мерляном мы познакомились совершенно случайно на среднем траулере Хг 4124. Разочарованный -сухим рассказом старшего помощника ка­ питана о работе команды в минувшем рейсе, я уже думал пой­ ти на другой корабль, как вдруг заметил сидящих тут же в салоне двух моряков. —< Ну, а, может, у вас есть что рассказать интересное? —• обратился я к ним. —* А напишите вот о чем, = отозвался один из них. — У нас в этом рейсе помощником тралмейстера работал курсант мореходного училища, причем работал ничуть не хуже штат­ ного мастера. Вот бы о нем и рассказать в газете. Второй моряк (это и был Владимир Мерляи) поднялся с места. — А чего об этом писать? Подумаешь, какое событие. А впрочем, это тоже тема для газеты. — Понимаете, я считаю, что будущий судоводитель, поми­ мо своей узкой ^специальности, знания лоции, навигации, аст­ рономии, должен в совершенстве знать и промысловое дело* уметь работать с тралом, правильно вооружать его. Ведь не­ редко бывает так. Получится заверт трала. Штурман стоит на мостике, пытается своими советами помочь палубной коман­ де, но вместо пользы от его 'советов один только вред. А поче­ му? Да потому, что он не знает дела. Или взять такой ©опрос: чинка и вооружение трала. Разве не полезно знать это штурману? Бывает, трал порвался во мношх местах, палубная команда с чинкой не справляется. Штурман, имеющий хорошие навыки в ремонте трала, может вместе со всеми включиться ів эту работу, а в целом команда от этого только выиграет. В минувшие годы я, как и все курсанты судоводительского отделения, проходил практику матросом. Но в прошлом году пошел в отдел добычи управления «Мурмансельдь» и сдал эк- за,мен на мастера по добыче рыбы. Разговор зашел насчет учебных программ мореходных учи­ лищ. Да, в училище курсанты получают богатые теоретические знания, изучают там и устройство трала, систему его вооруже­ ния. Но на практические занятия отводится всего четыре часа. А что можно понять за четыре часа? Конечно, курсант за вре­ мя работы матросом может постепенно изучить все тонкости, но, к сожалению, некоторые, побыв на судне и год и два, мно­ гого все-таки не знают. В этом году Владимир Мерлян закончил третий курс Мур­ манского среднего мореходного училища. А до поступления іга учебу в течение двухчлет .работал на судах сельдяного фло­ та. В 1958 году, когда промысловики «Мурмансельди» осваи­ вали лов донных рыб тралом, его, как наиболее инициативно­ го, расторопного моряка, назначили помощникам мастера по до­ быче. Еще тогда он успел сделать два .рейса. — Мой совет всем курсантам, — в заключение сказал тов. Мерлян, — больше проявлять инициативы, вникать во все мелочи. Все, что мы узнаем сейчас на практике, пригодится нам в нашей будущей работе. ■ В. ВЛАДИМИРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz