Рыбный Мурман. 1963 г. Октябрь.
Э к и л а ж д р у ж н ы х I Несколько дней назад в ма газине «Одежда» я увидел гр-ѵипу моряков. Они долго под бирали пальто своему товари щу. Облюбовал:» темносинее, демисезонное. И вот уже со свертком в руках направляются к выходу. — Наверное, сейчас обмы вать пойдут, —- заметил кто-то вполголоса. Моряки услышали, останови лись. — Ошибаетесь, уже обмыли на промысле, солененькой во дичкой... И вышли из двеірей веселые, радостные. — Ну, носи, дружище. Это тебе вроде подарка к праздни ку от нашей вахты. Постепен но расплатишься... — С какого вы корабля, ре бята? — поинтересовался я. — С 313-го, со «Мги». Позднее капитан Москалкж и помполит Самойлов рассказали, что на судне состоялось собра ние. На нем шел разговор о том, что надо ценить нелегкий рыбацкий труд, не расходовать бесцельно заработанные деньги, не пропивать их. Лучше приоб рести какую-либо вещь, помочь родителям, другу или просто положить на сберегательную книжку. Как видно, задушевная бесе да, советы старших товарищей оставили добрый след в сердцах моряков. Я не знаю, для кого из них приобреталось пальто в тот день. Но факт остается фактом. Моряки сложились я помогли другу принарядить ся к празднику. Товарищ этот хороший, замечательный произ водственник, но на флоте без году неделя и не располагает еще достаточными средствами. Хороший пример морской дружбы, товарищества, взаимо выручки. И таких примеров, з которых зримо проявляются черты морального кодекса строителя коммунизма, на трау лере много. Леонид Горемыкин в нервом рейсе пал духом. И чувствовал себя плохо, и дело не клеилось. «Уйду, — говорил он товари щам по вахте, — не получится, из меня рыбак». И ушел бы, не поддержи его матросы Шальнев и Кошкин в трудную минуту. Спустя месяц Леонид сдал тех минимум на матроса второго класса. Держится бодро, о бег стве из флота -не помышляет. Большим авторитетом на траулере пользуется коммунист Вячеслав Николаевич Маслов. Тридцать с лишним лет он в траловом флоте. Работал мас тером по добыче рыбы, сейчас третий помощник капитана. Большой души этот человек, трудолюбивый, постоянно бо леет за честь коллектива, за его успехи. Чуть заминка с орудиями ло ва, он уже на палубе. Выясняет причину, помогает чинить трал и тут же учит матросов. А ь минувшем рейсе он буквально выручил весь экипаж. Промыш ляли лавсановым тралом. Через некоторое время судоводители стали замечать — уловы сни жаются. Вытянулась верхняя пласть, стала западать, закры вать трал. Мастер по добыче в нереши тельности. Причина ясна, а как исправить положение? В прак тике такого еще не встречалось. Взялся за дело Вячеслав Ни колаевлч, укоротил верхнюю пласть. Экипаж вернулся в порт, перевыполнив рейсовое задание на семь тонн. — Эти семь тонн можно сме ло записать на счет Маслова, — говорят мастера по добыче, —- ему надо спасибо говорить. — Какое там спасибо, — хмурится штурман. — Так дол жен всякий поступать, если чувствует, что в силах помощь оказать. Такое отношение к труду, друг к другу родилось не ерч- зу. Партийная и комсомольская организации, судовой комитет профсоюза, командиры кораб ля постоянно заботятся о вос питании у моряков коммуни стического отношения к труду, к людям. Лекции, доклады, за душевные беседы, стенная пе чать — все поставлено для до стижения этой цели. 26 членов экипажа занимают-' ся в заочной, школе моряков, ;в высших и средних учебных з а ведениях. Среди них коммуни сты, ударники коммунистиче ского труда второй штурман Бадяев и второй механик Деми дов, старший механик, ударник коммунистического труда Гапо- ненхов, матрос Агей. На корабле организованз учеба за овладение вторыми профессиям-и. Ударник комму- ни:тического труда котельный машинист Михайлов может за менить, например, старшего ма шиниста, матроса и засольщи ка, матрос Агей — котельного машиниста... Тяг? к знаниям понятна. Экипаж борется за звание кол лектива коммунистического тру да. На судне уже восемнадцать уд арівиков коммунмстического труда. А как можно носить это высокое звание или бороться за него, готовить себя к жизни при коммунизме, имея семилет- нее образование? хМаловато, конечно. Дружба, коллективизм моря ков «Мги» проявляются не только в труде, в отношениях между собой . Здесь и отды хают все вместе. В эту стоянку, например, состоялся коллектив ный просмотр кинофильма «Оптимистическая трагедия». Большой группой моряки ходи ли в тир, тренировались в стрельбе из малокалиберной винтовки... Приближается 46-я годовщи на Великого Октября. Достой ным трудовым подарком встре чает праздник экипаж «Мг.и». На счету его 14.160 центнеров рыбного полуфабриката, до ставленного в порт с начала го да. Коллектив находится в шестерке лучших судов флота. До выполнения годового плана остается добыть 224 тонны ры бы. К первому декабря эта за дача будет решена. В минувший четверг партий ный комитет тралового флота принял кандидатам:]! в члены КПСС сразу трех членов эки пажа «Мги» — капитана Сте пана Дмитриевича Москалю- ка, котельных машинистов комсомольцев, ударников ком мунистического труда Михаила Михайлова и Алексадра Дани- лоза. Это знаменательный фа.<т, свидетельство роста людей, своего рода признание заслуг коллектива и комсомола. В. ЕВГЕНЬЕВ. ! ЕЩЕ ОДИН! «Спутник», «Луниик», «Кос мос» — эти большие рефрижел торотые траулеры вступили в строй действующих после полета Юрия Гагарина. Сейчас семья «космических» кораблей гожолнилась — в порт пришел новый большой рефриже раторный траулер «Орбита». ФЕЛЬЕТОН ПЕРЕНИМАЙТЕ опыт В. Сторубленков (Окончание. Нач. см. в №№ 129, 130). Здравствуй, Индийский Сначала было непонятно, почему севастопольские моря ки так много толкуют об Индийском океане. Давно ли начали ооваивать Южіную Атлантику. Неужели там рыбы мало? Ларчик, оказывается, от крывался просто. Все дело з расстоянии: в Индийский очо вдвое короче — это большой козырь, если учесть, что в Южную Атлантику переход из Севастополя занимает больше месяца. Но богато ли оно про мысловой рыбой, какова необ ходима техника лова? Эти вопросы до последнего времени были неясны. «Здравствуй, Индийский!» — первым из советских рыбаков сказал экипаж севастопольско го траулера «Евпатория», воз главляемый бывшим мурман ским моряком Анатолием Ип политовичем Русаком. ...За кормой еще не скрылись гористые берега Крыма, когда радист принял первую радио грамму с берега. Таких еще никогда не получали на «Евпа тории»: за выдающиеся дости жения на промысле за успеш ное выполнение заданий в науч но-поисковых рейсах капитан Рѵсак А. И. награжден орде ном Ленина. Ликованию на судне не был: предела. Моряки прямо иа і:а лубе обнимали своего комач дира, поздравляли его с высо кой правительственной награ дой. А «Евпатория» шла все дать ше. Позади остались Дарда неллы, Суэцкий канал, Краснов море. Наконец, вышли в Ин дийский океан. Начали поиск. Незнакомым океан не хотел так просто, без «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. а «аa i t боя, открывать свои тайны. Мо ряки наблюдали скопления ры бы у самой поверхности. Но при подходе судна, она каж дый раз рассеивалась. Пытались ловить на электро свет. Но рыба на него не реа гировала. Много дней «Евпато рия» безуспешно бороздила во ды океана. Пробные траления давали лишь по тонне сарди ны, ставриды, барабули. —■Не рыба, а слезы, — сето вали рыбаки. Все чаще стали они вспоми нать, как промышляли по іу сторону Африки. За одно тра ление десять—пятнадцать, а иногда и двадцать тонн. Кое- кто стал поговаривать о неуда че экспедиции. Но капитан и не думал сда ваться. Он привык добиваться цели, не останавливаясь ни пе ред какими трудностями. Не будь этой черты в его характе ре — не носить бы ему фураж ки с «крабом». От каракалпакского городка Муйнак далеко до океана, ко торый чуть ли не каждую ночь снился маленькому Толе. Еще не закончив школу, он твердо решил — поеду в Мурманск, в мореходку. И своего добился. Баренцево море. Знаменитый •ѵлер «Киров». Отличную академию рыбацкого опыта прошел на нем молодой штур ман. Много ценных качеств, не обходимых командиру в море, воспитали в Анатолии известные всему Мурма-ну капитаны про славленного траулера, ветераны промыслового флота. Впоследст- вие эти качества -помогали ему в труднейших океанских плава ниях. Так уже получалось, что Ру саку всегда приходилось быть в числе первых. Он участвовал в первой со ветской научно-поисковой эк спедиции, открывшей богатый промысловый район на Нью фаундлендской банке. Одним из первых крымских траулеров «Успенский» под командой Ру сака пришел в южные широты Атлантики. И никогда не было случая, чтобы возвращался, не выполнив поставленную перед ним задачу. И теперь в Индийском океа не Анатолий Ипполитович на стойчиво добивался цели. Через месяц после начала промысла уловы на «Евпатории» возросли до пяти тонн. В СУОР полете ла радиограмма: в освоении нового района промысла до:- тигнуты первые успехи. Ставри да ловится размером 60—80 сантиметров, совсе,м не похожая 11 I 1 ' r J на аглантичгс- ѴІ Г J Эѵ кую или черно морскую. і і а вкус гораздо лучше. Попадают карась и барабуля. «Евпатория» еще находилась в океане, когда закончилась моя командировка. Но после всех рассказов, услышанных здесь о бывшем мурманском мо ряке во мне окрепла уверен ность, что и на этот раз Русак вернется в порт с победой. Огни на сопках Вечером из окон верхнего эта жа матросского клуба откры вается величественная панора ма. Огни бегут вдоль проспек тов, названных именами знаме нитых моряков, перешагивают на сопки, полыхают в дали се ребристым заревом. Море ог ней! Скоро оно расплеснется еще шире. Яркий электрический свет вырвет из темноты улицы, которые еще строятся и пока никак не названы. У севастопольцев есть хоро шая традиция — называть но вые улицы именами людей, про славивших город-герой у Чер ного моря. И сколько бы не по явилось новых улиц, для всех хватит достойных имен. Богата ими земля советская! На снимке: Диорама. Севастопо' Поучал меня один знакомый. Не приятель, не друг, просто знако мый, рослый, плечистый детина. Рассуждал он так: — Разве сравнишь разбитую колымагу извозчика с комфорта бельным автобусом, троллейбу сом, легковым такси? Никогда! Надо вам куда-нибудь доехать — вовсе не требуется с криком: «Из возчик!!!» — бросаться под копы та лошадей. Нет. Спокойно зани майте очередь на остановке ав тобуса, и даю вам гарантию, что через 5—10 минут вы уедете. Вот подходит машина. Оче редь — она для формы. Плюньте. Не страшно, если впереди жен щины или подростки: плечом туда- сюда — и вы у двери. Хуже, если впереди широкие спины и пудовые кулаки сам подобных. В таком случае, не толкайтесь, ке ругай тесь, а быстренько к передней дверце — шасть! — и вы уже в автобусе (троллейбусе, такси). Не волнуйтесь, если перед за крытой дверью, останется, ста рушка. Она кагерняка уже пенси онерка и может зайти к знако мым, в ожидании следующего авто буса выпьет кружечку — другую липового чая. Куда ей торопиться? Может, конечно, кто-нибудь ос таться недовольным, что вы во шли через переднюю дверь. Не расстраивайтесь, автобус не оста новят и не попросят вас сойти (лично меня .никто не просил). Если автобус переполнен, а сто ять не очень охота, присмотритесь внимательно к сидящим пассажи рам, и как только один из них встанет — быстро поменяйтесь с ним местами. Не беда, если рядом стоит с увесистой сумкой старый мужчина, ничего, постоит. Полез но. Спорт особенно в пожилом возрасте — даже необходим. Стоит девушка или женщина — тем более не смущайтесь: времена рыцарства прошли, у нас женщи на сильная и выносливая. Она, как говорит поэт, «коня на скаку остановит, в горящую избу вой дет». А если какая-нибудь попро сит вас уступить место — напом ните ей о сестрах Тамаре и Ири не Пресс и пристыдите хорошень ко, и больше никто и не пикнет. А лучше, впрочем, в разговоры не вступайте, смотрите в окно или же просматривайте свежую газе ту — навряд ли кто осмелится оторвать вас от этого занятия. Скоро и ваша остановка. Со шли... Хорошо! Весело! Особенно, когда молод и здоров! Катайся, сколько хочешь! К твоим услугам автобусы, троллейбусы, такси. Двадцатый век, словом... И вот стою я на автобусной ос тановке. Народу много. Темнеет. Настраиваю себя соответственно обстановке, вспоминаю поучения ловкача-знакомого. Подошел пере полненный автобус. 'Очереди — как не бывало — все перепута лось. Ринулся я к передней две ри. Смотрю, в сторонке женщина стоит — один малыш на руках, другой за подол держится. Авось ка тяжелая. Вспомнил я о своих бицепсах. Попридержал плечом особенно бойких «ловкачей». — Заходите, — говорю граж данке с детьми. Старшенькому по мог взобраться на высокую сту пеньку. Оглянулась мамаша через плечо, улыбнулась благодарно. Тут дверь захлопнулась. Я остался ждать следующего автобуса. На душе у меня было легко и весело. П. ПОФТАЛЬНЫЙ, второй помощник капитана трауле ра «Нева». Редактор Б. Ф. ФЁДОРОВ. Типография «Полярная правда». Зак. 4571. Тир. 5.200. ПН-03544.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz