Рыбный Мурман. 1963 г. Октябрь.

Э к и л а ж д р у ж н ы х I Несколько дней назад в ма­ газине «Одежда» я увидел гр-ѵипу моряков. Они долго под­ бирали пальто своему товари­ щу. Облюбовал:» темносинее, демисезонное. И вот уже со свертком в руках направляются к выходу. — Наверное, сейчас обмы­ вать пойдут, —- заметил кто-то вполголоса. Моряки услышали, останови­ лись. — Ошибаетесь, уже обмыли на промысле, солененькой во­ дичкой... И вышли из двеірей веселые, радостные. — Ну, носи, дружище. Это тебе вроде подарка к праздни­ ку от нашей вахты. Постепен­ но расплатишься... — С какого вы корабля, ре­ бята? — поинтересовался я. — С 313-го, со «Мги». Позднее капитан Москалкж и помполит Самойлов рассказали, что на судне состоялось собра­ ние. На нем шел разговор о том, что надо ценить нелегкий рыбацкий труд, не расходовать бесцельно заработанные деньги, не пропивать их. Лучше приоб­ рести какую-либо вещь, помочь родителям, другу или просто положить на сберегательную книжку. Как видно, задушевная бесе­ да, советы старших товарищей оставили добрый след в сердцах моряков. Я не знаю, для кого из них приобреталось пальто в тот день. Но факт остается фактом. Моряки сложились я помогли другу принарядить­ ся к празднику. Товарищ этот хороший, замечательный произ­ водственник, но на флоте без году неделя и не располагает еще достаточными средствами. Хороший пример морской дружбы, товарищества, взаимо­ выручки. И таких примеров, з которых зримо проявляются черты морального кодекса строителя коммунизма, на трау­ лере много. Леонид Горемыкин в нервом рейсе пал духом. И чувствовал себя плохо, и дело не клеилось. «Уйду, — говорил он товари­ щам по вахте, — не получится, из меня рыбак». И ушел бы, не поддержи его матросы Шальнев и Кошкин в трудную минуту. Спустя месяц Леонид сдал тех­ минимум на матроса второго класса. Держится бодро, о бег­ стве из флота -не помышляет. Большим авторитетом на траулере пользуется коммунист Вячеслав Николаевич Маслов. Тридцать с лишним лет он в траловом флоте. Работал мас­ тером по добыче рыбы, сейчас третий помощник капитана. Большой души этот человек, трудолюбивый, постоянно бо­ леет за честь коллектива, за его успехи. Чуть заминка с орудиями ло­ ва, он уже на палубе. Выясняет причину, помогает чинить трал и тут же учит матросов. А ь минувшем рейсе он буквально выручил весь экипаж. Промыш­ ляли лавсановым тралом. Через некоторое время судоводители стали замечать — уловы сни­ жаются. Вытянулась верхняя пласть, стала западать, закры­ вать трал. Мастер по добыче в нереши­ тельности. Причина ясна, а как исправить положение? В прак­ тике такого еще не встречалось. Взялся за дело Вячеслав Ни­ колаевлч, укоротил верхнюю пласть. Экипаж вернулся в порт, перевыполнив рейсовое задание на семь тонн. — Эти семь тонн можно сме­ ло записать на счет Маслова, — говорят мастера по добыче, —- ему надо спасибо говорить. — Какое там спасибо, — хмурится штурман. — Так дол­ жен всякий поступать, если чувствует, что в силах помощь оказать. Такое отношение к труду, друг к другу родилось не ерч- зу. Партийная и комсомольская организации, судовой комитет профсоюза, командиры кораб­ ля постоянно заботятся о вос­ питании у моряков коммуни­ стического отношения к труду, к людям. Лекции, доклады, за ­ душевные беседы, стенная пе­ чать — все поставлено для до­ стижения этой цели. 26 членов экипажа занимают-' ся в заочной, школе моряков, ;в высших и средних учебных з а ­ ведениях. Среди них коммуни­ сты, ударники коммунистиче­ ского труда второй штурман Бадяев и второй механик Деми­ дов, старший механик, ударник коммунистического труда Гапо- ненхов, матрос Агей. На корабле организованз учеба за овладение вторыми профессиям-и. Ударник комму- ни:тического труда котельный машинист Михайлов может за ­ менить, например, старшего ма­ шиниста, матроса и засольщи­ ка, матрос Агей — котельного машиниста... Тяг? к знаниям понятна. Экипаж борется за звание кол­ лектива коммунистического тру­ да. На судне уже восемнадцать уд арівиков коммунмстического труда. А как можно носить это высокое звание или бороться за него, готовить себя к жизни при коммунизме, имея семилет- нее образование? хМаловато, конечно. Дружба, коллективизм моря­ ков «Мги» проявляются не только в труде, в отношениях между собой . Здесь и отды­ хают все вместе. В эту стоянку, например, состоялся коллектив­ ный просмотр кинофильма «Оптимистическая трагедия». Большой группой моряки ходи­ ли в тир, тренировались в стрельбе из малокалиберной винтовки... Приближается 46-я годовщи­ на Великого Октября. Достой­ ным трудовым подарком встре­ чает праздник экипаж «Мг.и». На счету его 14.160 центнеров рыбного полуфабриката, до­ ставленного в порт с начала го­ да. Коллектив находится в шестерке лучших судов флота. До выполнения годового плана остается добыть 224 тонны ры­ бы. К первому декабря эта за­ дача будет решена. В минувший четверг партий­ ный комитет тралового флота принял кандидатам:]! в члены КПСС сразу трех членов эки­ пажа «Мги» — капитана Сте­ пана Дмитриевича Москалю- ка, котельных машинистов комсомольцев, ударников ком­ мунистического труда Михаила Михайлова и Алексадра Дани- лоза. Это знаменательный фа.<т, свидетельство роста людей, своего рода признание заслуг коллектива и комсомола. В. ЕВГЕНЬЕВ. ! ЕЩЕ ОДИН! «Спутник», «Луниик», «Кос­ мос» — эти большие рефрижел­ торотые траулеры вступили в строй действующих после полета Юрия Гагарина. Сейчас семья «космических» кораблей гожолнилась — в порт пришел новый большой рефриже­ раторный траулер «Орбита». ФЕЛЬЕТОН ПЕРЕНИМАЙТЕ опыт В. Сторубленков (Окончание. Нач. см. в №№ 129, 130). Здравствуй, Индийский Сначала было непонятно, почему севастопольские моря­ ки так много толкуют об Индийском океане. Давно ли начали ооваивать Южіную Атлантику. Неужели там рыбы мало? Ларчик, оказывается, от­ крывался просто. Все дело з расстоянии: в Индийский очо вдвое короче — это большой козырь, если учесть, что в Южную Атлантику переход из Севастополя занимает больше месяца. Но богато ли оно про­ мысловой рыбой, какова необ­ ходима техника лова? Эти вопросы до последнего времени были неясны. «Здравствуй, Индийский!» — первым из советских рыбаков сказал экипаж севастопольско­ го траулера «Евпатория», воз­ главляемый бывшим мурман­ ским моряком Анатолием Ип­ политовичем Русаком. ...За кормой еще не скрылись гористые берега Крыма, когда радист принял первую радио­ грамму с берега. Таких еще никогда не получали на «Евпа тории»: за выдающиеся дости­ жения на промысле за успеш­ ное выполнение заданий в науч­ но-поисковых рейсах капитан Рѵсак А. И. награжден орде­ ном Ленина. Ликованию на судне не был: предела. Моряки прямо иа і:а лубе обнимали своего комач дира, поздравляли его с высо кой правительственной награ­ дой. А «Евпатория» шла все дать ше. Позади остались Дарда неллы, Суэцкий канал, Краснов море. Наконец, вышли в Ин дийский океан. Начали поиск. Незнакомым океан не хотел так просто, без «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. а «аa i t боя, открывать свои тайны. Мо­ ряки наблюдали скопления ры­ бы у самой поверхности. Но при подходе судна, она каж­ дый раз рассеивалась. Пытались ловить на электро­ свет. Но рыба на него не реа­ гировала. Много дней «Евпато­ рия» безуспешно бороздила во­ ды океана. Пробные траления давали лишь по тонне сарди­ ны, ставриды, барабули. —■Не рыба, а слезы, — сето­ вали рыбаки. Все чаще стали они вспоми­ нать, как промышляли по іу сторону Африки. За одно тра­ ление десять—пятнадцать, а иногда и двадцать тонн. Кое- кто стал поговаривать о неуда­ че экспедиции. Но капитан и не думал сда­ ваться. Он привык добиваться цели, не останавливаясь ни пе­ ред какими трудностями. Не будь этой черты в его характе­ ре — не носить бы ему фураж­ ки с «крабом». От каракалпакского городка Муйнак далеко до океана, ко­ торый чуть ли не каждую ночь снился маленькому Толе. Еще не закончив школу, он твердо решил — поеду в Мурманск, в мореходку. И своего добился. Баренцево море. Знаменитый •ѵлер «Киров». Отличную академию рыбацкого опыта прошел на нем молодой штур­ ман. Много ценных качеств, не­ обходимых командиру в море, воспитали в Анатолии известные всему Мурма-ну капитаны про­ славленного траулера, ветераны промыслового флота. Впоследст- вие эти качества -помогали ему в труднейших океанских плава­ ниях. Так уже получалось, что Ру­ саку всегда приходилось быть в числе первых. Он участвовал в первой со­ ветской научно-поисковой эк­ спедиции, открывшей богатый промысловый район на Нью­ фаундлендской банке. Одним из первых крымских траулеров «Успенский» под командой Ру­ сака пришел в южные широты Атлантики. И никогда не было случая, чтобы возвращался, не выполнив поставленную перед ним задачу. И теперь в Индийском океа­ не Анатолий Ипполитович на­ стойчиво добивался цели. Через месяц после начала промысла уловы на «Евпатории» возросли до пяти тонн. В СУОР полете­ ла радиограмма: в освоении нового района промысла до:- тигнуты первые успехи. Ставри­ да ловится размером 60—80 сантиметров, совсе,м не похожая 11 I 1 ' r J на аглантичгс- ѴІ Г J Эѵ кую или черно­ морскую. і і а вкус гораздо лучше. Попадают карась и барабуля. «Евпатория» еще находилась в океане, когда закончилась моя командировка. Но после всех рассказов, услышанных здесь о бывшем мурманском мо­ ряке во мне окрепла уверен­ ность, что и на этот раз Русак вернется в порт с победой. Огни на сопках Вечером из окон верхнего эта жа матросского клуба откры­ вается величественная панора­ ма. Огни бегут вдоль проспек­ тов, названных именами знаме­ нитых моряков, перешагивают на сопки, полыхают в дали се­ ребристым заревом. Море ог­ ней! Скоро оно расплеснется еще шире. Яркий электрический свет вырвет из темноты улицы, которые еще строятся и пока никак не названы. У севастопольцев есть хоро шая традиция — называть но­ вые улицы именами людей, про­ славивших город-герой у Чер­ ного моря. И сколько бы не по­ явилось новых улиц, для всех хватит достойных имен. Богата ими земля советская! На снимке: Диорама. Севастопо' Поучал меня один знакомый. Не приятель, не друг, просто знако­ мый, рослый, плечистый детина. Рассуждал он так: — Разве сравнишь разбитую колымагу извозчика с комфорта­ бельным автобусом, троллейбу­ сом, легковым такси? Никогда! Надо вам куда-нибудь доехать — вовсе не требуется с криком: «Из­ возчик!!!» — бросаться под копы­ та лошадей. Нет. Спокойно зани­ майте очередь на остановке ав­ тобуса, и даю вам гарантию, что через 5—10 минут вы уедете. Вот подходит машина. Оче­ редь — она для формы. Плюньте. Не страшно, если впереди жен­ щины или подростки: плечом туда- сюда — и вы у двери. Хуже, если впереди широкие спины и пудовые кулаки сам подобных. В таком случае, не толкайтесь, ке ругай­ тесь, а быстренько к передней дверце — шасть! — и вы уже в автобусе (троллейбусе, такси). Не волнуйтесь, если перед за­ крытой дверью, останется, ста­ рушка. Она кагерняка уже пенси­ онерка и может зайти к знако­ мым, в ожидании следующего авто­ буса выпьет кружечку — другую липового чая. Куда ей торопиться? Может, конечно, кто-нибудь ос­ таться недовольным, что вы во­ шли через переднюю дверь. Не расстраивайтесь, автобус не оста­ новят и не попросят вас сойти (лично меня .никто не просил). Если автобус переполнен, а сто­ ять не очень охота, присмотритесь внимательно к сидящим пассажи­ рам, и как только один из них встанет — быстро поменяйтесь с ним местами. Не беда, если рядом стоит с увесистой сумкой старый мужчина, ничего, постоит. Полез­ но. Спорт особенно в пожилом возрасте — даже необходим. Стоит девушка или женщина — тем более не смущайтесь: времена рыцарства прошли, у нас женщи­ на сильная и выносливая. Она, как говорит поэт, «коня на скаку остановит, в горящую избу вой­ дет». А если какая-нибудь попро­ сит вас уступить место — напом­ ните ей о сестрах Тамаре и Ири­ не Пресс и пристыдите хорошень­ ко, и больше никто и не пикнет. А лучше, впрочем, в разговоры не вступайте, смотрите в окно или же просматривайте свежую газе­ ту — навряд ли кто осмелится оторвать вас от этого занятия. Скоро и ваша остановка. Со­ шли... Хорошо! Весело! Особенно, когда молод и здоров! Катайся, сколько хочешь! К твоим услугам автобусы, троллейбусы, такси. Двадцатый век, словом... И вот стою я на автобусной ос­ тановке. Народу много. Темнеет. Настраиваю себя соответственно обстановке, вспоминаю поучения ловкача-знакомого. Подошел пере­ полненный автобус. 'Очереди — как не бывало — все перепута­ лось. Ринулся я к передней две­ ри. Смотрю, в сторонке женщина стоит — один малыш на руках, другой за подол держится. Авось­ ка тяжелая. Вспомнил я о своих бицепсах. Попридержал плечом особенно бойких «ловкачей». — Заходите, — говорю граж­ данке с детьми. Старшенькому по­ мог взобраться на высокую сту­ пеньку. Оглянулась мамаша через плечо, улыбнулась благодарно. Тут дверь захлопнулась. Я остался ждать следующего автобуса. На душе у меня было легко и весело. П. ПОФТАЛЬНЫЙ, второй помощник капитана трауле­ ра «Нева». Редактор Б. Ф. ФЁДОРОВ. Типография «Полярная правда». Зак. 4571. Тир. 5.200. ПН-03544.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz