Рыбный Мурман. 1963 г. Октябрь.
В д а л ь н е м п л а в а н и и 13 августа. Нас, курсантов III курса судомеханнческого факультета высшего мореходно го училища, здесь, на боірту учебного судна «Батайск» — 50 человек. Сегодня уже точно известно, что нам предстоит дальний рейс — большой пере ход к Одессе. Мы немножко уж е оморячились: позади пятисуточное плавание по Бе лому и Баренцеву морям и небольшой переход Кандалак ша—Мурманск. Сейчас нам предстоит пройти более пяти тысяч м.иль. Мимо различных стран, по десяткам проливов «и морей. В районе острова Мадейра и у берегов Западной Африки, в районе Средиземного моря предстоит сделать несколько станций. На этих станциях научные работ ники судна, а также студенты четырех вузов страны (Моск вы, Ленинграда, Казани и Одес сы) будут проводить научные работы. До свидания, Мурманск! До свидания, родной порт. Вернем ся домой тогда, когда сопки и город уже наденут белый ха лат нашей суровой северной зямы. Мы все уже распределены по различным отделениям. Мне предстоит заменить выбывшего кочегара. Нелегка вахта в ко тельном отделении судна, рабо тающего на угле. Мне, правда, и раньше приходилось стоять такие вахты, но в условиях юга не доводилось. Вечером, засыпая, я слышу, как ровно гудит турбина и сту чит клапан паровой машины. По его бойкому стуку можно су дить о ходе судна. Сейчас ко чегары держат пар «на марке». Моя вахта с утра. Трудно дер жать пар «на марке», но это нужное дело. Самое неприятное, конечно, — это чистка топок. Но практика — это, значит, рабо та. Работать надо, как сле дует. 15 августа.- Уже несколько дней мы плывем мимо берегов Норвегии. Море спокойно. Из редка курс корабля пересекают небольшие норвежские китобой цы. Некоторые из них проходят так близко, что хорошо бывает видно тело - огромного кашало та, лежащего поперек палубы. Встречным курсом в родной порт, идут наши промысловые мурманские суда. По традиции мы приветствуем их гудками. Встречаются суда различных стран, которые идут к нам на Сезер за апатитом и лесом. 18—20 августа. Совсем не много осталось идти до про лива Па-де-Кале. Навстречу по падается все больше и больше датских, норвежских и англий ских судов. Па -де-Кале встречает нас сильным ветром. Справа видна Англия, ее обрывистые крутые берега, небольшие селения на берегу моря, а чуть поодаль (Из дневника курсанта мореходного училища) ♦ трубы какого-то большого пред приятия. Франция видна хуже. Ее берег немного похож на английский, но он более пустьк нен. У побережья Франции «пас сажирские суда идут параллель ным с нами курсом. Совсем близко у кормы «Батайска» .прошел большой паром. Еще немного, и мы входим в Ла-Манш. По мере приближе ния к океану усиливается качка. Но жизнь на судне идет своим чередом. В лекционном зале де- * монстрируется кинокартина, в читальном зале идут бои шахматистов и шашистов на первенство судна. .А в одном из трюмов, превращенном в волейбольную площадку, взле тает над сеткой мяч — это встретились волейболисты выс шего мореходного училища со спортсменами судового экипа жа. 23 августа. Мы идем мимо берегов Испании. Солнце захо дит, и на небе зажигаются крупные звезды. Они висят поч ти у самой воды. Удивительно красиво ночное небо, красив и ранний рассвет. Но пока до рассвета далеко. В столовой танцуют курсанты, играет свой джаз, а в каютах идут беседы об Испании и Португалии. Бе рега этих стран отличаются друг от друга так же мало, как и политика их руководителей и жизненный уровень населения. Нехогда великие державы, Испания и Португалия сейчас стоят по уровню жизни насе ления на одном из последних мест в Европе. Подшкипер «Батайска» Игорь Леднев рассказывает нам об Испании и Португалии подроб но. И его рассказ запоминается лучше, может быть, оттого, что •'видим берега этих стран. Мы преклоняемся перед мужеством патриотов Испании, восхи щаемся мужеством политиче ских заключенных. Мы верим, что народы этих стран будут свободны. 27—31 августа. «Батайск» по бывал у острова Мадейра, в районе Азорских островов, у берегов Западной Африки. Старший помощник капитана Л. П. Ковчегов бывал здесь. Он рассказывает об особенностях этого района. Заходим в Гибралтар. Очень жарко. Справа видны горы Африканского побережья, не большие белые дома, густые рощи деревьев. По левому бор ту виден мыс Трафальгар, где некогда английский адмирал НеЛьсон разгромил эскадру французского флота. Мы плы вем ближе к правому берегу, поэтому хорошо видим живо писные окрестности города Сеу та. На фоне огромных совре менных зданий выделяются ку пола минаретов и мечетей. На набережной — поток автома шин. ' У входа в Средиземное море нас втречает ота-я дельфинов. Они ицрают и резвятся у само го борта судна. 4—5 сентября. В районе ост рова Сицилия у нас последняя станция. После окончания науч ных работ мы идем в Одессу. 5 сентября мы будем в Мес синском проливе. На траверзе города Мессина навстречу нам идет небольшая моторная лод ка. В ней двое мужчин и двое ребятишек. Лодка проходит совсем близко. Садящие в ней* улыбаясь, {приветственно машут нам руками. И сразу-думается, эти люди узнали советский ко рабль, иг поэтому так радостно выражение их лиц, так привет* ливые их жесты. 8—9 сентября. Видны скали стые острова Греции. От лучей палящего солнца, кажется, ни где нет спасения. Утром 9 сен тября входим в Дарданеллы. Мы останавливаемся у .неболь шого турецкого городка. Пока разглядываем его, к борту под ходит санитарный катер. Не поднимаясь на судно, местные таможенники приглашают к себе нашего судового врача, старше го помощника капитана и оформляют документы. Через некоторое время подходит по лицейский катер. На его борту двое хмурых здоровенных по лицейских. Но вот формально сти окончены, и мы трогаемся в путь. Назад уходят город ские кварталы старых, покры тых черепицей домов. 10 сентября* Стамбул поту шил уже ночные огни, когда мы подошли к нему. Коротень кая стоянка. На борт подни мается турецкий лоцман. Он поведет «Батайск» до моря. Мы идем порой так близко к бере гу, что хорошо видны даже костюмы людей. В Стамбуле очень много храмов и мечетей. А рядом на холмах — новые здания, построенные по послед нему слову архитектуры. Hot чем дальше к морю, тем хуже дома, стоящие на берегу. По правому берегу стоят сооруже ния, мало похожие на жилые дома — это небольшие лачуги, сколоченные из жести и ящи ков. Здесь их называют «чед- жеконду», то есть построенные в одну ночь. Лоцман покидает нас, желает счастливого пути. Мы выходим из пролива. Курс на Одеосу. Здравствуй, юг нашей Роди ны! Здравствуй, Одесса! Почти месяц мы не ступали на зем лю. Теперь мы -снова на земле, на нашей родной. Но не надол го. Впереди — снова рейс, сно ва новые встречи и новые горо да. Мы побываем в черномор ских портах, потом пойдем в Вентопилс. Работы много. Мно го интересного. Но все мы очень скучаем в этом дальнем рейсе о Мурманске. Н. ТИХОМИРОВ, курсант высшего море ходного училища. Новый морской журнал С 1964 года будет выходить но вый морокой научио-техническин журнал «Морская навигация и гид* рография», предназначенный для оовещения и разработки проблем кораблевождения (судовождения) и обеспечения его безопасности, Журнал расчитан на самые ши рокие круги читателей-моряков транопориного, промыслового, тех нического флотов, на специали стов, работающих в области судо* вождения и гидрографии, на кур сантов и студентов высших я средних мореходных училищ, вузов и техникумов смежных про филей подготовки, на всех граж дан, интересующихся штурман ским делом и гидрографией. Читатели найдут на его стра ницах теоретические разработки по методике и технике штурман ского дела, гидрографии, навига ционного оборудования, океаногра фии, гидрометеорологии, карто графии. Журнал будет выходить, ежеме сячно. Объем каждого номера — 5 печатных листов, цена — 50 ко пеек. В 1964 году выйдут только 6 номеров, стоимость подписка с доставкой — 3 рубля 50 копеек. Товарищи моряки, подписывай тесь иа ваш журнал заблаговре менно! Подписную плату переводите по почте в Ленинградскую городскую контору Государственного банка на текущий счет № 114074 —■ Центрального картографического производства, а на купоне перево да точно указывайте ваш адрес. Все материалы для опубликова ния в журнале присылайте по адресу: Ленинпрад, В-34, 11-я ли ния, дом 8, редакции журнала «Морская навигация и гидрогра фия». ПРИВИВАЯ ЛЮБОВЬ К КНИГЕ Х А П У Г И ФЕЛЬЕТОН Боцман был возмущен до пре дела. — Да вы что? За кого вы меня^ принимаете? Я, если мне копейку лишнюю продавец сдаст, с поядорога вернусь обратно, что бы возвратить эту копейку! Авы меня в нечестности посмели запо дозрить! Боцман продолжал бушевать и тогда, когда на него составили протокол в проходной торгового порта, где накануне ошвартовался большой рефрижераторный трау лер «Достоевский». Причина для бушевания у Николая Евгеньевича Кравченко была одна: его задер жали при попытке вымести 10 килограммов белил. Н. Е. Кравченко невдомек, что он был пойман на месте тягчайшего преступления: при по пытке обворовать овое государ ство. И самое удивительное здесь то, что он никак не хотел понять ітого. сРЫБНЫП МУРМАН» Индекс 55654. — За кого вы меня принимае те? — продолжал он твердить при составлении протокола. Ему можно ответить кратко и вразумительно: — За боцмана Кравченко. Да, того самого Н. Е. Кравчен ко, который, зная счет личной копейке, почему-то стал вдруг спотыкаться при счете госу дарственных рублей. Спотыкаются на этом же уго ловно наказуемом пункте и еще кое-кто из тех, кто совсем забыл разницу между карманом госу дарственным и собственным. Моряков траулера «Комета» Щемелинина и Москаева остано вили при попытке вынести с суд на 36 пар перчаток, пять сеток из капрона и еще кое-каких ве щей. В подобный безрадостный, во все hr украшающий человека список попал, в общем-то, при сходных обстоятельствах, по мощник консервного мастера с траулера «Котлас» А. Н. Хоменко. Софья Сергеевна Вистунова заведует библиотекой ШУКС’а. Более десяти лет работает она здесь. Вы видите, с какой доб рой улыбкой она просматривает абонементные карточки чита телей. О чем Софья Сергеевна думает в такие минуты? О каждом из курсантов,-которые приходят в библиотеку, об их интересах, запросах, мыслях и чувствах. Софья Сергеевна прививает любовь к книгам последовательно, настойчиво, но не навязчиво. — Чтобы рекомендовать кни гу человеку, — говорит она, — мало назвать ее, показать. Очень важно рассказать, чем она интересна, почему необхо дима. *ТЬ В своей работе она повсе дневно руководствуется этим правилом. Вот совсем недавно в библиотеку ШУКС'а посту пили новинки технической и ху дожественной литературы. Софья Сергеевна сразу же при шла в партбюро: Он в рейсе ухитрился связать из капрона четыре... гамака. Да, тех самых, на которых где-нибудь на юге приятно покачаться в саду в тени деревьев. Работники милиция, сокрушен но поглядывая на эти гамаки и не зная, куда их теперь девать, только головами качают: сколько ценного материала испортил ха пуга. А хапуге на это наплевать. На то он и хапуга, чтобы лишь о своем кармане радеть, о том, как побольше от государства урвать. Штурман А. М. Огнерубов с СРТ-843 «Мурмансельди» в одном из рейсов здорово, в поте лица, потрудился — изготовил из кап рона 12 сеток. Когда же с этими творениями своих рук был оста новлен при попытке выйти в го род, то даже не смутился. И вот в этом-то, в отсутствии смущения у хапуг, надо видеть беду и вин) нашей обществен ности. Знать, не довела она еще атмосферу вокруг хапуг до такой степени накала, когда бы они сгорали от стыда за содеянное. Ведь что получается порой? — Прошу включить мое вы ступление в очередной номер школьной радиогазеты. Думаю рассказать о новых книгах. Заведующая библиотекой го товилась к выступлению об стоятельно, предварительно узнала мнение преподавателей о достоинствах того или иного учебника. Вот почему выступ- Иной гражданин, нереполучив в магазине коробку спичек от про давца, за километр не поленится вернуться обратно, чтобы вернуть перенолученное. В глубине души он себя таким добродетельным считает, что, назови его вором, он в исступление от оскорбления придет. А как же прикажете наз вать вас тогда, боцман Кравчен ко, матросы Щемѳлидан, Москаев, помощник консервного мастера Хоменко, штурман Огнерубов? Вещи надо называть своими именами. Воровство есть воров ство. Поэтому, когда такие вот «непонимающие», как Кравченко и иже с ним начинают зани маться хищениями, то и выводы вз этого следует делать соответ ствующие. Хапуг надо вразумить: госу дарственный рубль или килограмм капрона — достояние всенарод ное. И тот, кто не прочь прило жить руки к этому достоянию в своих корыстных целях, обязан крепко задуматься, чем для него это может окончиться. А. СЕРГЕЕВ. ленне Вистуновой по школьной радиосети было выслушано с величайшим вниманием. На сле дующий день рекомендованные учебники охотно брали курсан ты. Софья Сергеевна — челозек очень беспокойный, она по стоянно заботится о том, чтобы курсанты интересовались не только учебниками, но читали и новинки художественной лите ратуры, лучшие произведения русской и советской классики, мастеров зарубежной литерату ры. Ведь вчерашние матросы, закончив курс обучения в ШУКС’е, придут на флот уже командирами. А в нерабочее время Софья Сергеевна часто задерживается в ШУКС’е. И не только для того, чтобы обработать вновь поступившие книги, но и для того, чтобы выполнить общест венное поручение. Она член местного комитета профсоюза. В. БАБУРО. Фото И. Мишина. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Типография «Полярная правда». Зак. 4570. Тир. 5.200. ПН-04524.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz