Рыбный Мурман. 1963 г. Октябрь.

В д а л ь н е м п л а в а н и и 13 августа. Нас, курсантов III курса судомеханнческого факультета высшего мореходно­ го училища, здесь, на боірту учебного судна «Батайск» — 50 человек. Сегодня уже точно известно, что нам предстоит дальний рейс — большой пере­ ход к Одессе. Мы немножко уж е оморячились: позади пятисуточное плавание по Бе­ лому и Баренцеву морям и небольшой переход Кандалак­ ша—Мурманск. Сейчас нам предстоит пройти более пяти тысяч м.иль. Мимо различных стран, по десяткам проливов «и морей. В районе острова Мадейра и у берегов Западной Африки, в районе Средиземного моря предстоит сделать несколько станций. На этих станциях научные работ­ ники судна, а также студенты четырех вузов страны (Моск­ вы, Ленинграда, Казани и Одес­ сы) будут проводить научные работы. До свидания, Мурманск! До свидания, родной порт. Вернем­ ся домой тогда, когда сопки и город уже наденут белый ха­ лат нашей суровой северной зямы. Мы все уже распределены по различным отделениям. Мне предстоит заменить выбывшего кочегара. Нелегка вахта в ко­ тельном отделении судна, рабо­ тающего на угле. Мне, правда, и раньше приходилось стоять такие вахты, но в условиях юга не доводилось. Вечером, засыпая, я слышу, как ровно гудит турбина и сту­ чит клапан паровой машины. По его бойкому стуку можно су­ дить о ходе судна. Сейчас ко­ чегары держат пар «на марке». Моя вахта с утра. Трудно дер­ жать пар «на марке», но это нужное дело. Самое неприятное, конечно, — это чистка топок. Но практика — это, значит, рабо­ та. Работать надо, как сле­ дует. 15 августа.- Уже несколько дней мы плывем мимо берегов Норвегии. Море спокойно. Из­ редка курс корабля пересекают небольшие норвежские китобой­ цы. Некоторые из них проходят так близко, что хорошо бывает видно тело - огромного кашало­ та, лежащего поперек палубы. Встречным курсом в родной порт, идут наши промысловые мурманские суда. По традиции мы приветствуем их гудками. Встречаются суда различных стран, которые идут к нам на Сезер за апатитом и лесом. 18—20 августа. Совсем не­ много осталось идти до про­ лива Па-де-Кале. Навстречу по­ падается все больше и больше датских, норвежских и англий­ ских судов. Па -де-Кале встречает нас сильным ветром. Справа видна Англия, ее обрывистые крутые берега, небольшие селения на берегу моря, а чуть поодаль (Из дневника курсанта мореходного училища) ♦ трубы какого-то большого пред­ приятия. Франция видна хуже. Ее берег немного похож на английский, но он более пустьк нен. У побережья Франции «пас­ сажирские суда идут параллель­ ным с нами курсом. Совсем близко у кормы «Батайска» .прошел большой паром. Еще немного, и мы входим в Ла-Манш. По мере приближе­ ния к океану усиливается качка. Но жизнь на судне идет своим чередом. В лекционном зале де- * монстрируется кинокартина, в читальном зале идут бои шахматистов и шашистов на первенство судна. .А в одном из трюмов, превращенном в волейбольную площадку, взле­ тает над сеткой мяч — это встретились волейболисты выс­ шего мореходного училища со спортсменами судового экипа­ жа. 23 августа. Мы идем мимо берегов Испании. Солнце захо ­ дит, и на небе зажигаются крупные звезды. Они висят поч­ ти у самой воды. Удивительно красиво ночное небо, красив и ранний рассвет. Но пока до рассвета далеко. В столовой танцуют курсанты, играет свой джаз, а в каютах идут беседы об Испании и Португалии. Бе­ рега этих стран отличаются друг от друга так же мало, как и политика их руководителей и жизненный уровень населения. Нехогда великие державы, Испания и Португалия сейчас стоят по уровню жизни насе­ ления на одном из последних мест в Европе. Подшкипер «Батайска» Игорь Леднев рассказывает нам об Испании и Португалии подроб­ но. И его рассказ запоминается лучше, может быть, оттого, что •'видим берега этих стран. Мы преклоняемся перед мужеством патриотов Испании, восхи­ щаемся мужеством политиче­ ских заключенных. Мы верим, что народы этих стран будут свободны. 27—31 августа. «Батайск» по­ бывал у острова Мадейра, в районе Азорских островов, у берегов Западной Африки. Старший помощник капитана Л. П. Ковчегов бывал здесь. Он рассказывает об особенностях этого района. Заходим в Гибралтар. Очень жарко. Справа видны горы Африканского побережья, не­ большие белые дома, густые рощи деревьев. По левому бор­ ту виден мыс Трафальгар, где некогда английский адмирал НеЛьсон разгромил эскадру французского флота. Мы плы­ вем ближе к правому берегу, поэтому хорошо видим живо­ писные окрестности города Сеу­ та. На фоне огромных совре­ менных зданий выделяются ку­ пола минаретов и мечетей. На набережной — поток автома­ шин. ' У входа в Средиземное море нас втречает ота-я дельфинов. Они ицрают и резвятся у само­ го борта судна. 4—5 сентября. В районе ост­ рова Сицилия у нас последняя станция. После окончания науч­ ных работ мы идем в Одессу. 5 сентября мы будем в Мес­ синском проливе. На траверзе города Мессина навстречу нам идет небольшая моторная лод­ ка. В ней двое мужчин и двое ребятишек. Лодка проходит совсем близко. Садящие в ней* улыбаясь, {приветственно машут нам руками. И сразу-думается, эти люди узнали советский ко­ рабль, иг поэтому так радостно выражение их лиц, так привет* ливые их жесты. 8—9 сентября. Видны скали­ стые острова Греции. От лучей палящего солнца, кажется, ни­ где нет спасения. Утром 9 сен­ тября входим в Дарданеллы. Мы останавливаемся у .неболь­ шого турецкого городка. Пока разглядываем его, к борту под­ ходит санитарный катер. Не поднимаясь на судно, местные таможенники приглашают к себе нашего судового врача, старше­ го помощника капитана и оформляют документы. Через некоторое время подходит по­ лицейский катер. На его борту двое хмурых здоровенных по­ лицейских. Но вот формально­ сти окончены, и мы трогаемся в путь. Назад уходят город­ ские кварталы старых, покры­ тых черепицей домов. 10 сентября* Стамбул поту­ шил уже ночные огни, когда мы подошли к нему. Коротень­ кая стоянка. На борт подни­ мается турецкий лоцман. Он поведет «Батайск» до моря. Мы идем порой так близко к бере­ гу, что хорошо видны даже костюмы людей. В Стамбуле очень много храмов и мечетей. А рядом на холмах — новые здания, построенные по послед­ нему слову архитектуры. Hot чем дальше к морю, тем хуже дома, стоящие на берегу. По правому берегу стоят сооруже­ ния, мало похожие на жилые дома — это небольшие лачуги, сколоченные из жести и ящи­ ков. Здесь их называют «чед- жеконду», то есть построенные в одну ночь. Лоцман покидает нас, желает счастливого пути. Мы выходим из пролива. Курс на Одеосу. Здравствуй, юг нашей Роди­ ны! Здравствуй, Одесса! Почти месяц мы не ступали на зем­ лю. Теперь мы -снова на земле, на нашей родной. Но не надол­ го. Впереди — снова рейс, сно­ ва новые встречи и новые горо­ да. Мы побываем в черномор­ ских портах, потом пойдем в Вентопилс. Работы много. Мно­ го интересного. Но все мы очень скучаем в этом дальнем рейсе о Мурманске. Н. ТИХОМИРОВ, курсант высшего море­ ходного училища. Новый морской журнал С 1964 года будет выходить но­ вый морокой научио-техническин журнал «Морская навигация и гид* рография», предназначенный для оовещения и разработки проблем кораблевождения (судовождения) и обеспечения его безопасности, Журнал расчитан на самые ши­ рокие круги читателей-моряков транопориного, промыслового, тех­ нического флотов, на специали­ стов, работающих в области судо* вождения и гидрографии, на кур­ сантов и студентов высших я средних мореходных училищ, вузов и техникумов смежных про­ филей подготовки, на всех граж­ дан, интересующихся штурман­ ским делом и гидрографией. Читатели найдут на его стра­ ницах теоретические разработки по методике и технике штурман­ ского дела, гидрографии, навига­ ционного оборудования, океаногра­ фии, гидрометеорологии, карто­ графии. Журнал будет выходить, ежеме­ сячно. Объем каждого номера — 5 печатных листов, цена — 50 ко­ пеек. В 1964 году выйдут только 6 номеров, стоимость подписка с доставкой — 3 рубля 50 копеек. Товарищи моряки, подписывай­ тесь иа ваш журнал заблаговре­ менно! Подписную плату переводите по почте в Ленинградскую городскую контору Государственного банка на текущий счет № 114074 —■ Центрального картографического производства, а на купоне перево­ да точно указывайте ваш адрес. Все материалы для опубликова­ ния в журнале присылайте по адресу: Ленинпрад, В-34, 11-я ли­ ния, дом 8, редакции журнала «Морская навигация и гидрогра­ фия». ПРИВИВАЯ ЛЮБОВЬ К КНИГЕ Х А П У Г И ФЕЛЬЕТОН Боцман был возмущен до пре­ дела. — Да вы что? За кого вы меня^ принимаете? Я, если мне копейку лишнюю продавец сдаст, с поядорога вернусь обратно, что­ бы возвратить эту копейку! Авы меня в нечестности посмели запо­ дозрить! Боцман продолжал бушевать и тогда, когда на него составили протокол в проходной торгового порта, где накануне ошвартовался большой рефрижераторный трау­ лер «Достоевский». Причина для бушевания у Николая Евгеньевича Кравченко была одна: его задер­ жали при попытке вымести 10 килограммов белил. Н. Е. Кравченко невдомек, что он был пойман на месте тягчайшего преступления: при по­ пытке обворовать овое государ­ ство. И самое удивительное здесь то, что он никак не хотел понять ітого. сРЫБНЫП МУРМАН» Индекс 55654. — За кого вы меня принимае­ те? — продолжал он твердить при составлении протокола. Ему можно ответить кратко и вразумительно: — За боцмана Кравченко. Да, того самого Н. Е. Кравчен­ ко, который, зная счет личной копейке, почему-то стал вдруг спотыкаться при счете госу­ дарственных рублей. Спотыкаются на этом же уго­ ловно наказуемом пункте и еще кое-кто из тех, кто совсем забыл разницу между карманом госу­ дарственным и собственным. Моряков траулера «Комета» Щемелинина и Москаева остано­ вили при попытке вынести с суд­ на 36 пар перчаток, пять сеток из капрона и еще кое-каких ве­ щей. В подобный безрадостный, во­ все hr украшающий человека список попал, в общем-то, при сходных обстоятельствах, по­ мощник консервного мастера с траулера «Котлас» А. Н. Хоменко. Софья Сергеевна Вистунова заведует библиотекой ШУКС’а. Более десяти лет работает она здесь. Вы видите, с какой доб ­ рой улыбкой она просматривает абонементные карточки чита­ телей. О чем Софья Сергеевна думает в такие минуты? О каждом из курсантов,-которые приходят в библиотеку, об их интересах, запросах, мыслях и чувствах. Софья Сергеевна прививает любовь к книгам последовательно, настойчиво, но не навязчиво. — Чтобы рекомендовать кни­ гу человеку, — говорит она, — мало назвать ее, показать. Очень важно рассказать, чем она интересна, почему необхо­ дима. *ТЬ В своей работе она повсе­ дневно руководствуется этим правилом. Вот совсем недавно в библиотеку ШУКС'а посту­ пили новинки технической и ху­ дожественной литературы. Софья Сергеевна сразу же при­ шла в партбюро: Он в рейсе ухитрился связать из капрона четыре... гамака. Да, тех самых, на которых где-нибудь на юге приятно покачаться в саду в тени деревьев. Работники милиция, сокрушен­ но поглядывая на эти гамаки и не зная, куда их теперь девать, только головами качают: сколько ценного материала испортил ха­ пуга. А хапуге на это наплевать. На то он и хапуга, чтобы лишь о своем кармане радеть, о том, как побольше от государства урвать. Штурман А. М. Огнерубов с СРТ-843 «Мурмансельди» в одном из рейсов здорово, в поте лица, потрудился — изготовил из кап­ рона 12 сеток. Когда же с этими творениями своих рук был оста­ новлен при попытке выйти в го­ род, то даже не смутился. И вот в этом-то, в отсутствии смущения у хапуг, надо видеть беду и вин) нашей обществен­ ности. Знать, не довела она еще атмосферу вокруг хапуг до такой степени накала, когда бы они сгорали от стыда за содеянное. Ведь что получается порой? — Прошу включить мое вы­ ступление в очередной номер школьной радиогазеты. Думаю рассказать о новых книгах. Заведующая библиотекой го­ товилась к выступлению об­ стоятельно, предварительно узнала мнение преподавателей о достоинствах того или иного учебника. Вот почему выступ- Иной гражданин, нереполучив в магазине коробку спичек от про­ давца, за километр не поленится вернуться обратно, чтобы вернуть перенолученное. В глубине души он себя таким добродетельным считает, что, назови его вором, он в исступление от оскорбления придет. А как же прикажете наз­ вать вас тогда, боцман Кравчен­ ко, матросы Щемѳлидан, Москаев, помощник консервного мастера Хоменко, штурман Огнерубов? Вещи надо называть своими именами. Воровство есть воров­ ство. Поэтому, когда такие вот «непонимающие», как Кравченко и иже с ним начинают зани­ маться хищениями, то и выводы вз этого следует делать соответ­ ствующие. Хапуг надо вразумить: госу­ дарственный рубль или килограмм капрона — достояние всенарод­ ное. И тот, кто не прочь прило­ жить руки к этому достоянию в своих корыстных целях, обязан крепко задуматься, чем для него это может окончиться. А. СЕРГЕЕВ. ленне Вистуновой по школьной радиосети было выслушано с величайшим вниманием. На сле­ дующий день рекомендованные учебники охотно брали курсан­ ты. Софья Сергеевна — челозек очень беспокойный, она по­ стоянно заботится о том, чтобы курсанты интересовались не только учебниками, но читали и новинки художественной лите­ ратуры, лучшие произведения русской и советской классики, мастеров зарубежной литерату­ ры. Ведь вчерашние матросы, закончив курс обучения в ШУКС’е, придут на флот уже командирами. А в нерабочее время Софья Сергеевна часто задерживается в ШУКС’е. И не только для того, чтобы обработать вновь поступившие книги, но и для того, чтобы выполнить общест­ венное поручение. Она член местного комитета профсоюза. В. БАБУРО. Фото И. Мишина. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Типография «Полярная правда». Зак. 4570. Тир. 5.200. ПН-04524.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz